Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.02.2011 по делу N А79-11980/2010 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике об установлении нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 и статьи 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2011 г. по делу N А79-11980/2010

Резолютивная часть решения оглашена 08.02.2011

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2011

Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации города Чебоксары (г. Чебоксары, ул. К.Маркса, дом 36) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары, Московский пр., дом 2) о признании недействительными решения от 29.10.2010 N 164-АМЗ-2010 и предписания от 29.10.2010 N 05-04/5479 Управления ФАС по Чувашской Республике,

при участии: представителей заявителя - начальника отдела Ю., по доверенности от 31.12.2010 N 29/01-5342, начальника
отдела Я., по доверенности от 31.12.2010 N 29/01-5329, представителя Управления ФАС по ЧР - ведущего специалиста-эксперта Л., по доверенности от 17.08.2010 N 05-07/3888,

установил:

администрация города Чебоксары обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания от 29.10.2010.

В заявлении указывается, что оспариваемым решением Чебоксарская городская администрация признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 и статьи 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции“ в связи с установлением в Положении “О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары“ требования о предоставлении претендентами на участие в торгах справки МУП “Градостроительство“ об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории.

Заявителю предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства и исключить из упомянутого Положения необходимость представления претендентами на участие в торгах справки из МУП “Градостроительство“.

Администрация считает, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству.

Так, требование о предоставлении претендентами на участие в торгах справки об общей площади информационных полей рекламных конструкций было введено в пункт 6.1 Положения в соответствии с пунктом 5.2 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“. Названной нормой Закона предусмотрено, что участником торгов (в форме аукциона или конкурса) не может быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах.

Однако указанная информация находится в ведении отдела рекламы и информации МУП “Градостроительство“, подготовкой и выдачей этих сведений занимается только это структурное
подразделение.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали и привели доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему.

Указывают, что согласно позиции УФАС по ЧР организатор торгов должен принимать от претендентов любую информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций и не вправе подвергать ее сомнению. Статья 10 Гражданского кодекса РФ презюмирует добросовестность участников гражданских правоотношений. Однако, по мнению заявителя, если в последующем будет установлено, что победитель торгов представил недостоверную информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, результаты торгов будут признаны недействительными. Администрация в такой ситуации будет вынуждена организовать повторный конкурс и понесет значительные убытки. Предоставление же претендентами на участие в торгах справки МУП “Градостроительство“ об общей площади информационных полей рекламных конструкций, которое ведет реестр объектов наружной рекламы, является гарантией достоверности представляемой информации. Данные справки готовятся муниципальным унитарным предприятием “Градостроительство“ безвозмездно в течение рабочего дня, соответственно, их получение не накладывает на претендентов дополнительных обременений.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике отзывом на заявление и его представитель в заседании суда требование заявителя не признает.

Считает, что из буквального толкования пункта 5.5 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“ нельзя сделать вывод о необходимости предоставления информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, в виде отдельной справки. Лицу, подавшему заявку на участие в торгах, достаточно представить указанную информацию в произвольной форме, подготовив ее самостоятельно. Необходимость обращения в МУП “Градостроительство“ для получения справки существенно сужает круг претендентов на участие в торгах, поскольку требует дополнительных временных затрат.

Выслушав объяснения участников судебного процесса, проанализировав письменные
доказательства, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО “Рекламные технологии - Билборд“ Чувашским Управлением ФАС проведена проверка проведения администрацией города Чебоксары открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары на предмет соответствия требованиям статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“. В отношении администрации города Чебоксары возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 164-АМЗ-2010.

По итогам рассмотрения дела установлено, что постановлением администрации города Чебоксары от 24.10.2008 N 246 Утверждено Положение “О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары“.

Административный орган считает, что абзац 5 пункта 6.1 названного положения противоречит требованиям федерального законодательства о рекламе.

Так, в пункте 6.1 Положения “О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары“ предусмотрено требование о предоставлении претендентами на участие в торгах справки МУП “Градостроительство“ об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории.

Усмотрев в нормативном правовом акте администрации города Чебоксары наличие требований, приводящих при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами к ограничению конкуренции, Управление 29.10.2010 по результатам рассмотрения дела N 164-АМЗ-2010 приняло решение, которым признало администрацию города Чебоксары нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“.

На основании указанного решения Управлением вынесено предписание N 06-04/5479 от 29.10.2010, которым в срок до 30.11.2010 следует привести абзац 5
пункта 6.1 постановления администрации города Чебоксары от 24.10.2008 N 246 “О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары“ в соответствие с пунктом 5.5 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В пункте 6 Постановления Конституционного
суда РФ от 04.03.1997 N 4-П разъяснено, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу пункта 43 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики глава администрации города Чебоксары в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Чувашской Республики, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Чебоксарского городского Собрания депутатов, издает постановления администрации города Чебоксары по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Чебоксары федеральными законами и законами Чувашской Республики, а также распоряжения администрации города Чебоксары по вопросам организации работы администрации города Чебоксары.

При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам,
иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“).

Обстоятельства дела свидетельствуют, что администрацией города Чебоксары постановлением от 24.10.2008 N 246 Утверждено Положение “О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары“. Данное положение является нормативным правовым актом местного значения.

Пункт 6.1 названного Положения обязывает претендентов на участие в торгах представить организатору торгов, в том числе информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории (справку МУП “Градостроительство“).

Вместе с тем пункт 5.5 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“ устанавливает, что для участия в торгах (аукционе или конкурсе) лицо обязано предоставить соответственно в орган государственной власти, орган местного самоуправления информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории.

Данная норма права не предусматривает какие-либо требования к порядку формирования претендентом такой информации. Буквальное толкование нормы не позволяет сделать вывод о том, что информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций должна быть представлена в форме справки, выданной какой-либо специализированной организацией.

Кроме того, в пункте 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ законодатель закрепил презумпцию добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений.

Соответственно, при предъявлении претендентами на участие в торгах (аукционе, конкурсе) предусмотренных законодательством документов их добросовестность в части представления достоверной информации презюмируется.

Таким образом, абзац 5 пункта 6.1 Положения “О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения
договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары“, Утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 24.10.2008 N 246, противоречит нормам федерального законодательства о рекламе (пункту 5.5 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“), создавая хозяйствующим субъектам необоснованные препятствия при осуществлении ими своей деятельности.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, включение администрацией в пункт 6.1 Положения “О порядке организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в г. Чебоксары“ требования о необходимости представления претендентами на участие в торгах справки МУП “Градостроительство“ об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, является необоснованным и свидетельствует об установлении органом местного самоуправления к хозяйствующим субъектам не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

Следовательно, Управление пришло к обоснованному выводу о нарушении администрацией города Чебоксары положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Принимая во внимание,
что согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и Управление освобождены от уплаты госпошлины, вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

администрации города Чебоксары отказать в удовлетворении заявления к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии г. Чебоксары о признании недействительными решения от 29.10.2010 N 164-АМЗ-2010 и предписания от 29.10.2010 N 05-04/5479 Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано также в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.