Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.06.2010 по делу N А79-2134/2010 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 61 приложения Постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2009 N 145-5/т в части установления заявителю тарифа на тепловую энергию на 2010 год>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2010 по делу N А79-2134/2010 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2010 г. по делу N А79-2134/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2010 года.

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи,

судей,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества “5 арсенал“ г. Алатырь

к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам г. Чебоксары

о признании недействующим пункта 61 приложения Постановления от 30.11.2009 N 14-5/т в части установления тарифа на тепловую энергию на 2010 год,

при участии:

от заявителя - В. (дов. от
26.03.2010); К. (дов. от 15.04.2010);

от Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - П. (дов. от 15.04.2010);

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2009 имеет номер 14-5/т, а не 145-5/т.

открытое акционерное общество “5 арсенал“ (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - ответчик, служба по тарифам) о признании недействующим пункта 61 приложения Постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2009 N 145-5/т в части установления заявителю тарифа на тепловую энергию на 2010 год.

Заявление мотивировано тем, что Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам необоснованно исключило из тарифа на 2010 год расходы по себестоимости на содержание котельной 1488, 39 тыс. руб., тем самым Службой не соблюден принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.

ОАО “5 арсенал“ заключило договор с ООО Инженерный центр “Экспертиза, диагностика, освидетельствование“ на выполнение работ по проведению независимой экспертизы по вопросу тарификации тепловой энергии. ООО Инженерный центр “Экспертиза, диагностика, освидетельствование“ (ООО ИЦ “ЭДО“) составило заключение N 14/10Э, в котором указано, что стоимость отпускаемой тепловой энергии должна составлять 850, 873 руб. за 1 Гкал без НДС. Наряду с этим, иным теплоснабжающим организациям Алатырского района, таким как МУП “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Алатырского района“ установлен тариф в размере 941,59 рублей без НДС за 1 Гкал, хотя вышеуказанное предприятие находится в одном населенном пункте (г. Алатырь), в основу затрат положены те же
составляющие, которые перечислены в нашем заявлении. Тем самым, в соответствии со ст. 4, 8 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ в отношении ОАО “5 арсенал“ установлены дискриминационные условия продажи (поставки) тепловой энергии, так как различные хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом.

Исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3, 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

По мнению заявителя, ответчик своим решением также нарушил ч. 1 ст. 15 Федерального закона “О защите конкуренции“, в силу которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Служба по тарифам обязана была обеспечить экономическую обоснованность устанавливаемого для Общества тарифа на тепловую энергию, в том числе посредством учета затрат данного юридического лица на передачу тепловой энергии в соответствии с установленным федеральными нормативными правовыми актами, Порядком определения и учета таких затрат.

В силу статьи 2 Закона, пунктов 16, 18, 29 Основ ценообразования в отношении электрической, тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, при регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии. При этом указанные расходы должны определяться регулирующими органами на основе утвержденных в установленном порядке нормативов расхода топлива, нормативов технологических потерь тепловой энергии.

Заявитель полагает, что установление тарифа в размере 794,35 руб. без НДС за 1 Гкал повлекло нарушение его прав и законных интересов.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам просил суд в удовлетворении заявлении отказать, так как определение состава расходов и оценка экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию для ОАО “5 арсенал“ на 2010 год произведены в соответствии с Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-Э/2, также информационными письмами Федеральной службы по тарифам, регламентирующими конкретные прогнозные значения тарифов на услуги естественных монополий или же параметры их роста на 2010 год и подход к утверждению тарифов на очередной период регулирования.

Представитель службы по тарифам пояснил, что приказом Федеральной службы по тарифам от 29 сентября 2009 года N 228-э/3 предельный уровень максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на 2010 год в
среднем по Чувашской Республике установлен в размере 116,5%.

При этом расчет предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию на 2010 год Федеральной службой по тарифам осуществлен на основе методологии индексации затрат теплоснабжающих организаций, запланированных и принятых при утверждении тарифов на 2009 год, с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

Согласно Прогнозу рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2010 году в среднем по России определен Минэкономразвития России на уровне 110%,

Также в Прогнозе указано, что рост тарифов на тепловую энергию в размере 110% учитывает рост затрат на топливо, рост цен на электрическую энергию в регулируемом секторе оптового рынка при одновременном сохранении расходов на оплату труда и амортизацию основных средств без роста на уровне 2009 года. При этом прочие операционные затраты приняты со снижением на 10% к уровню 2009 года.

Принятие решений об установлении тарифов на тепловую энергию на заседаниях коллегии, а также предварительное их рассмотрение на заседаниях рабочей группы осуществляются с участием ответственных представителей организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и органов местного самоуправления. При этом происходит постатейная оценка и обоснование калькуляции затрат. Процесс обсуждения проходит открыто, прозрачно.

Решение об установлении тарифа на тепловую энергию для ОАО “5 арсенал“ на 2010 год в размере 794,35 руб./Гкал без НДС принято при участии на заседании коллегии Государственной службы Чувашии по конкурентной политике и тарифам 30 ноября 2009 года главного инженера ОАО “5 арсенал“ М. Возражений по размеру тарифа, а также статьям расходов калькуляции затрат на заседании
коллегии не поступало.

Служба тарифам не согласна с доводами ОАО “5 арсенал“, что при установлении тарифов на тепловую энергию из себестоимости исключены затраты на сумму 1488,4 тыс. руб. Указанная сумма ОАО “5 арсенал“ приведена из калькуляции расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, ОАО “5 арсенал“ на 2010 год, принятой при утверждении тарифов на заседании коллегии, по строке “отклонение“. 1488,4 тыс. руб. - это экономический эффект, полученный в результате предотвращения завышения цен при рассмотрении, согласовании, утверждении цен в соответствии с подходами, предусмотренными ФСТ России при утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию на 2010 год.

Экономическое обоснование статей калькуляции затрат, принятых при утверждении тарифов на тепловую энергию для ОАО “5 арсенал“ на 2010 год, приведено в экспертном заключении расчета тарифов на тепловую энергию для ОАО “5 арсенал“ на 2010 год.

В своем исковом заявлении ОАО “5 арсенал“ приводит для сравнения тариф на тепловую энергию, установленный для МУП “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Алатырского района“, в размере 941,59 руб./Гкал. У МУП “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Алатырского района“ совсем иные условия хозяйствования, иной объем полезного отпуска, другая инфраструктура.

Долевое соотношение выручки от реализации продукции по регулируемому виду деятельности МУП “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Алатырского района“ в общей валовой выручке составляет 70% против 2,47%о у ОАО “5 арсенал“. Регулируемая деятельность в сфере теплоснабжения для МУП “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Алатырского района“ является основным видом деятельности, для ОАО “5 арсенал“ - не основным

Затраты по ОАО “5 арсенал“ по всем статьям калькуляции затрат в разы превышают затраты МУП “Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства
Алатырского района“. Диапазон их составляет от 1,5 раза (общехозяйственные расходы) до 28,4 раза (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования).

Разный диапазон тарифов, установленных для регулируемых организаций в одном муниципальном образовании обусловлен протяженностью тепловых сетей, разбросанностью объектов теплоснабжения, степенью изношенности сетей и оборудования, особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой конкретной ресурсоснабжающей организации и другими причинами. Принятие решений по размеру тарифа рабочей группой и коллегией осуществляется с учетом вышеназванных факторов. При этом условия хозяйствования у разных юридических лиц - производителей тепловой энергии разные.

Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам не согласно с заключением N 14/10Э (1603) ООО ИЦ “ЭДО“ по проведению экспертизы документации для утверждения тарифа на тепловую энергию.

Экспертное заключение помимо общих результатов и заключения должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней, как это предусмотрено Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109.

Служба по тарифам указала, что размер тарифа на тепловую энергию формируется путем сложения всех составляющих экономически обоснованных затрат калькуляции на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, рассчитанных на основе подтверждающих и обосновывающих документов по той или иной статье, как это предусмотрено в экспертном заключении расчета тарифов на тепловую энергию на 2010 год для открытого акционерного общества “5 арсенал“, представлено в адрес Арбитражного суда Чувашской Республики 16 апреля текущего года Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам.

В соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам“ Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. Согласно нормам действующего законодательства ФСТ России при установлении предельных уровней тарифов и предельных индексов изменения тарифов руководствуется прежде всего параметрами одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, в свою очередь, при формировании и утверждении тарифов на тепловую энергию на очередной период регулирования в своей деятельности руководствуется параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на очередной год, утвержденным ФСТ России предельным уровнем тарифов на тепловую энергию, а также информационными письмами и рекомендациями ФСТ России, разрабатываемыми в рамках параметров прогноза социально экономического развития Российской Федерации.

В представленном заключении N 14/10Э (1603) экспертной организации ООО ИЦ “ЭДО“ отсутствуют: подробный постатейный расчет тарифа на тепловую энергию для ОАО “5 арсенал“; анализ экономической обоснованности затрат по статьям расходов; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.

Также не определен состав расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, которая влияет на размер среднего тарифа.

По результатам заключения N 14/10Э (1603) экспертной организации ООО ИЦ “ЭДО“ невозможно судить о размере предлагаемого тарифа на тепловую энергию для утверждения для открытого акционерного общества “5 арсенал“.

Экспертной организации
ОО ИЦ “ЭДО“ не раскрывает сущность государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и соответственно не может рассматриваться судом в качестве документа для удовлетворения исковых требований ОАО “5 арсенал“ о признании приложения (пункта 61) к постановлению Государственной службы Чувашской Республики о конкурентной политике и тарифам от 30.11.2009 14-5/т в части установления ОАО “5 арсенал“ тарифа на тепловую энергию на 2010 год недействующим.

В представленных письмом ОАО “5 арсенал“ от 27 ноября 2009 года N 3662 материалах на утверждение тарифа на тепловую энергию на 2010 год отсутствует таблица 14) “Расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на тепловую энергию“, соответственно нет экономического обоснования прибыли. В связи с чем в расчетах при формировании тарифов на тепловую энергию на 2010 год для ОАО “5 арсенал“ не предусмотрена прибыль.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

16.06 2009 ФГУП “5 арсенал“ Минобороны России представлены материалы в службу по тарифам для открытия дела по установлению тарифа на тепловую энергию на 2010 год.

Приказом Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11.08.2009 N 01/10-9 открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию ФГУП “5 арсенал“ Министерства обороны Российской Федерации на 2010 год.

В связи с преобразованием ФГУП “5 арсенал“ Минобороны России в открытое акционерное общество “5 арсенал“ заявитель представил в службу по тарифам 30.11.2009 скорректированный материал на утверждение тарифа на 2010 год.

30.11.2009 Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам вынесено постановление N 14-5/т “Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями в Чувашской Республике, на 2010 год“ (зарегистрировано в Минюсте ЧР
18.12.2009 N 556). Данным постановлением установлены тарифы на 2010 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями Чувашской Республики. Открытому акционерному обществу “5 арсенал“ установлена величина тарифа в размере 794, 35 руб. без НДС за 1 Гкал.

Текст постановления опубликован в газете “Вести Чувашии“ от 19 декабря 2009 года N 49 (1157).

Сопроводительным письмом от 07.12.2009 N 3750 обществом были представлены дополнительные материалы по расчеты тарифа на 2010 год по котельной.

Общество не согласилось с размером установленного тарифа и обжаловало постановление N 14-5/т от 30.11.2009 в суд.

Оценив доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленное требование удовлетворению не подлежит в связи со следующим.

В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 41-ФЗ основными принципами государственного регулирования тарифов являются, в том числе: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

В силу статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ, пунктов 16, 18, 29 Основ ценообразования в отношении электрической тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии. При этом указанные расходы должны определяться регулирующими органами на основе утверждаемых в установленном порядке нормативов расхода топлива, нормативов технологических потерь тепловой энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 сентября 2009 года N 228-э/3 “Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2010 год“ установлены предельные максимальные уровней на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины рот тарифов на 2010 год. Для Чувашской Республики максимальная величина роста тарифа составила 116,5 %.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 2 названного Закона).

В силу ст. 6 Закона N 41-ФЗ установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Как указано в Положении о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (утв. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265), служба по тарифам принимает решения об установлении тарифов на тепловую энергию.

В соответствии с экспертным заключением расчета тарифа на тепловую энергию на 2010 год для открытого акционерного общество “5 арсенал“ общая сумма корректировки предложенной предприятием необходимой валовой выручки в сторону снижения составляет 1735,15 тыс. руб., в том числе производственной себестоимости на сумму 1488,4 тыс. руб.

В экспертном заключении службы по тарифам проведен прогноз затрат на 2010 год по следующим статьям калькуляции:

а) топливо на технологические нужды.

Расходы на топливо на 2010 год определены на основе норматива удельного расхода топлива, предусмотренного при формировании тарифов на 2009 год в размере 152, 441 кг. у.т./ Гкал (утвержденный ОАО “5 арсенал“ норматив удельного расхода топлива на 2010 год не представлен) на производство 1 гигакалории тепловой энергии, прогнозной конечной цены на природный газ, представленной Федеральной службой по тарифам (письмо от 20.08.2009 г. N НБ -5876/9) и объема выработки.

С учетом изложенного сумма затрат на топливо на 2010 год составляет 10323,65 тыс. руб. (27,01 (выработка) x 152,441 (расход удельного расхода топлива) / 1,154 (переводной коэффициент) x 2893,4 (цена на топливо руб. / 1000 куб. м)

Затраты общества по данной статье скорректированы в сторону снижения на 608,75 тыс. руб. в связи с некорректными расчетами.

б) вода на технологические нужды.

Расчеты на 2010 год по данной статье произведены исходя из расхода объема воды 0,587 куб.м. и водоотведения 0,573 куб.м. на производство 1 Гкал, что на уровне оценки обществом расхода воды и водоотведения за 2009 год и первоначального предложения ОАО “5 арсенал“ (ФГУП “5 арсенал“). При этом расход воды на производство 1 Гкал увеличен на 0,067 куб.м., на водоотведение 0,053 куб.м. по сравнению с объемами, предусмотренными при формировании тарифов на 2009 год.

Затраты по данной статье калькуляции исходя из вышеизложенного и с учетом индексов-дефляторов в 2010 году на водоснабжение 104,5% и водоотведение 100,0% к утвержденным тарифам 2009 года предусмотрены в сумме 335,36 тыс. руб. (27,01 x 0,587 x 16,46 + 27,01 x 0,573 x 4,81).

Затраты общества по данной статье скорректированы в сторону снижения на 29,64 тыс. руб. При этом ОАО “5 арсенал“ не подтверждено увеличение расхода объемов воды и водоотведения по сравнению с данными, представленными ранее письмом ФГУП “5 арсенал“ от 16 июня 2009 года N 1964.

в) электроэнергия на технологические цели.

Затраты на 2010 год предусмотрены с учетом представленного предприятием общего объема расхода электроэнергии 957,3 тыс. кВт/ч на выработку тепловой энергии или 35,4 кВт/ч на 1 Гкал и составят при этом 3484,8 тыс. руб.

Затраты общества по данной статье скорректированы в сторону увеличения на 0,2 тыс. руб.

г) покупная тепловая энергия - нет.

д) оплата труда основных производственных рабочих с учетом дополнительной.

Расходы на 2010 год по данной статье предусмотрены с учетом предложенной обществом численности 12,5 рабочих против 18 рабочих в 2009 году и составят 1453,82 тыс. руб.

Затраты общества по данной статье скорректированы в сторону увеличения на 16,62 тыс. руб.

При этом среднемесячная заработная плата составит 9692,13 руб. В данную статью включены затраты по производственным рабочим (аппаратчики ХВО, слесари по обслуживанию тепловых сетей, операторы котельной).

е) отчисления на социальные нужды

(страховые взносы) в 2010 году - 27,9% от ФОТ - 405,62 тыс. руб.

ж) расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

При формировании затрат по данной статье служба по тарифам руководствовалась письмами Федеральной службы по тарифам: от 12 августа 2009 г. N НБ-5646/12; от 16 сентября 2009 г. N НБ-6513/5, согласно которым в расчетах уровень затрат на оплату труда ремонтного персонала предусмотрен без роста на уровне 2009 года. Прочие затраты спроектированы со снижением на 10%. При этом расшифровка затрат по данной статье и материалов на момент формирования тарифов не представлены.

Затраты по данной статье в сумме 1968,62 тыс. руб. сформированы из следующих расходов: амортизация 569,0 тыс. руб., что на уровне тарифа 2009 года (основание - письмо ФСТ России от 12 августа 2009 года N НБ-5646/12); фонд оплаты труда ремонтного персонала с учетом корректировки численности самим обществом - 774,075 тыс. руб. При этом среднемесячная зарплата ремонтного персонала сохранена на уровне 2009 года - 10751,04 руб. (руководствовались письмом ФСТ России от 16 сентября 2009 г. N НБ-6513/5); страховые взносы - 27,9% от ФОТ - 215,97 тыс. руб.; основные материалы - 372,85 тыс. руб. (414,278 x 0,9); транспортно-заготовительные расходы - 36, 729 тыс. руб. (40,80838 x 0,9).

С учетом изложенного затраты, предложенные ОАО “5 арсенал“ в сумме 2066,0 тыс. руб., скорректированы в сторону снижения на сумму 97,38 тыс. руб.

з) ремонт и техническое обслуживание.

Затраты на проведение текущего ремонта зданий и сооружений на 2010 год предусмотрены на уровне, предусмотренном при формировании тарифов на 2009 год и на уровне оценки обществом затрат по ремонту за 2009 год. В расчетах не предусмотрено снижение затрат на 10%, как это предусмотрено письмом ФСТ России от 12 августа 2009 г. N НБ-5676/12.

С учетом изложенного в расчетной калькуляции затрат не учтена сумма по данной статье 19,17 тыс. руб.

и) цеховые расходы.

Расходы в данной статье по элементам затрат: заработная плата работников цехового персонала, страховые взносы, затраты на охрану труда, вспомогательные материалы (соль), услуги водонасосной станции, текущий ремонт инвентаря, страхование зданий, поверка газового счетчика, содержание помещений и оборудования в чистоте предусмотрены на уровне предложения ОАО “5 арсенал“.

Также расходы по элементам затрат, как:

1) списание основных средств определены исходя из фактических расходов 1 квартала (10,6 x 4) в сумме 42,4 тыс. руб. Отклонение составляет 51,6 тыс. руб.;

2) услуги электростанции по освещению предусмотрены с ростом 125% к уровню, предусмотренному при формировании тарифов на 2009 год, согласно сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов, в сумме 556,69 тыс. руб. Корректировка в сторону снижения составляет 41,61 тыс. руб.;

3) услуги котельной по отоплению, подаче и выработке пароэнергии предусмотрены с ростом 116,5% к уровню, предусмотренному при формировании тарифов на 2009 год, в сумме 291,6 тыс. руб. Корректировка в сторону снижения составляет 36,9 тыс. руб. 116,5 % - максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2010 год для Чувашской Республики, установленная ФСТ России.

4) канцелярские расходы согласно указаниям ФСТ России предусмотрены с индексом-дефлятором 0,9 к уровню 2009 года в сумме 4,05 тыс. руб. (4,5 x 0,9). Корректировка в сторону снижения составляет 2,75 тыс. руб. Затраты на 2010 год с учетом уточнения предусмотрены в сумме 2107,64 тыс. руб.

Общая сумма корректировки в сторону снижения затрат, предложенных ОАО “5 арсенал“ с учетом их экономического обоснования, составляет 132,86 тыс. руб.

к) общехозяйственные расходы

Регулируемый вид деятельности - производство, передача и сбыт тепловой энергии для ОАО “5 арсенал“ не является основным видом деятельности. Долевое соотношение объема реализации тепловой энергии в валовом доходе организации в 2008 году составляло 2,47%.

При первоначальном рассмотрении на заседании рабочей группы 25 ноября 2009 года при полезном отпуске 37,940 тыс. Гкал общехозяйственные расходы с учетом экономического обоснования представленных ОАО “5 арсенал“ материалов согласно указаниям ФСТ России были предусмотрены в сумме 988,5 тыс. руб.

С учетом решения заседания рабочей группы от 25 ноября 2009 года ОАО “5 арсенал“ 27 ноября 2009 г. была представлена калькуляция затрат с учетом корректировки полезного отпуска в сторону уменьшения на 11,578 тыс. Гкал или на 30,5%. В рамках снижения полезного отпуска скорректированы в сторону снижения и общехозяйственные расходы. Снижение затрат по данной статье составило от первоначальной рассчитанной суммы рабочей группой на 258,19 тыс. руб. или на 26,1%. С учетом вышеизложенного сумма корректировки затрат по данной статье, предложенных обществом, составила 398,31 тыс. руб. Рекомендовано ОАО “5 арсенал“ оптимизировать затраты по данной статье калькуляции.

Изучив и оценив представленное экспертное заключение, суд приходит к выводу, что тариф заявителю установлен с учетом положений статьи 4 Федерального закона N 41-ФЗ в части обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Корректировки предложенной предприятием производственной себестоимости на сумму 1488,4 тыс. руб. не противоречат положением Федерального закона N 41-ФЗ.

Нарушений требований установленных Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ судом не установлено.

Ссылка заявителя на нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в связи с отсутствием прибыли несостоятельна. Доказательств причинения обществу убытков в связи с установлением тарифа на 2010 год суду не представлено.

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, общество не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки, для их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.

Обществом также заявлен довод о нарушении ответчиком ст. 3, п. 8 ст. 4, 10, ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в части установления дискриминационных условий продажи тепловой энергии. Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный акт привел или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Однако заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства нарушений ответчиком положений Федерального закона “О защите конкуренции“, в связи с чем вышеназванный довод заявителя судом отклоняется.

Тот факт, что для организаций, расположенных на территории Алатырского района Чувашской Республики, установлена различные тарифы, не является безусловным свидетельством нарушения положений Федерального закона “О защите конкуренции“.

Разный диапазон тарифов может быть обусловлен особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой конкретной ресурсоснабжающей организации и иными причинами.

Оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом, зарегистрирован и опубликован в установленном порядке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт соответствует Федеральному закону 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не может быть признан недействующим.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества “5 арсенал“, г. Алатырь отказать.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.