Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.05.2010 по делу N А79-963/2010 <Об удовлетворении иска о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления жилого помещения участковому уполномоченному милиции и членам его семьи>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2010 г. по делу N А79-963/2010

Арбитражный суд в составе: судьи

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики г. Чебоксары,

третьи лица - Министерство финансов Чувашской Республики г. Чебоксары, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике г. Чебоксары,

о взыскании 1.055.000 руб.,

при участии:

от истца - Ж. по доверенности от 30.12.2009 N 29/01-5639,

от ответчика - М.К. по доверенности от 21.01.2010 N 21-01/427959,

от МВД по ЧР - В. по доверенности от 11.01.2010 N 4/4,

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики
обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики, г. Чебоксары, третьи лица - Министерство финансов Чувашской Республики г. Чебоксары, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике г. Чебоксары о взыскании 1.055.000 руб.

Истец указал, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 22.11.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения М.А. на состав семьи из 4 человек, являющемуся участковым уполномоченным милиции. Указанное решение исполнено администрацией города Чебоксары в марте 2009 года.

Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 10.03.2009 N 175 М.А. участковому уполномоченному милиции предоставлена квартира N 59 площадью 45,7 кв. м в доме N 46 по проспекту Московский г. Чебоксары.

В соответствии с договором передачи от 14.07.2009 N 01-09-451 данная квартира перешла в собственность семьи М.А.

Согласно отчету N 0896/5 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры N 59 в доме N 46 по проспекту Московский г. Чебоксары, оценена в 1.055.000 руб. Данные расходы являются для администрации города Чебоксары убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

Согласно статьи 30 Закона Российской Федерации “О милиции“ сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников органов милиции, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального
жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-0, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.

По мнению истца, положения статьи 30 Закона Российской Федерации “О милиции“ в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

Истец считает, что расходы, понесенные администрацией г. Чебоксары в результате исполнения акта суда общей юрисдикции, обязывающее предоставить сотруднику милиции, признанному нуждающемуся в улучшении жилищных условий, отдельной благоустроенной жилого помещения по нормам предоставления жилой площади в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации “О милиции“, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по компенсации расходов на реализацию установленных законом льгот, является непосредственно публично-правовое образование.

В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны
субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По мнению истца, финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации, является Министерство финансов Российской Федерации, на какой-либо иной орган данная обязанность в настоящее время не возложена.

Истец считает, что Российская Федерация, законодательно установив льготы по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, приняла на себя обязательство по обеспечению расходов по их предоставлению за счет средств федерального бюджета. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов в данном случае обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Законе Российской Федерации “О милиции“ лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. В связи с чем истец просит взыскать 1.055.000 рублей расходов, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что денежные средства на строительство квартиры выделялись городом Чебоксары по инвестиционной программе для строительства жилья по решениям судов, квартира предоставлена участковому-уполномоченному. Поскольку бюджет города Чебоксары понес убытки, Российская Федерация должна их возместить.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает, что истцом не представлены доказательства того, что он предоставил квартиру участковому уполномоченному милиции во исполнение решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 22.11.2004 по делу N 2-1135/04. Из постановления администрации Московского района г. Чебоксары от 10.03.2009 N 175 видно, что квартира участковому уполномоченному милиции М.А. на состав семь их 4-х человек предоставлена во исполнение другого решения - решения Московского районного суда
г. Чебоксары от 31.01.2006 N 29/01-240.

Истцом также не представлены документы, подтверждающие понесенные расходы на строительство и приобретение квартиры, и правоустанавливающие документы о государственной регистрации ее за муниципальным образованием.

Кроме этого, указывает, что положения абзаца 1 статьи 30 Закона “О милиции“ определяют порядок обеспечения жильем, но не предусматривают возможность его бесплатного предоставления. Согласно абзацу 3 статьи 30 Закона “О милиции“ право на бесплатное обеспечение жилья имеют только участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа. В настоящем случае участковый уполномоченный милиции проходил службу в органах внутренних дел г. Чебоксары и поэтому право на бесплатное получение жилья не имеет.

Считает, что для наступления ответственности в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда, связь между противоправным поведением и наступлением вреда. Возложение на Российскую Федерацию обязанности компенсации убытков одной из сторон в правоотношениях, в которых не участвовало Министерство финансов Российской Федерации, является необоснованным. Незаконные действия и причинная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, как существенные условия применения статьи 1069 ГК РФ, отсутствует.

Представитель Министерства внутренних дел по Чувашской Республике в судебном заседании заявленные требования не признал. Считает, что в связи с отсутствием факта причинения вреда истцу действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, отсутствуют и правовые основания возникновения ответственности и удовлетворения иска.

Министерство финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего полномочного представителя в заседание суда не обеспечило.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие
не явившегося представителя Министерства финансов Чувашской Республики.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 22.11.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения М.А., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из четырех человек.

Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 10.03.2009 N 175 участковому уполномоченному милиции М.А. и членам его семьи М.С. (супруге), Н.А. (дочери), Д.А. (сыну) предоставлена двухкомнатная квартира N 59 общей площадью 46,3 кв. м в доме N 46 по проспекту Московский в г. Чебоксары.

В последующем главой администрации Московского района постановлением от 25.03.2010 N 351 внесены изменения в указанное постановление от 10.03.2009 N 175: слова “во исполнение решения Московского районного суда г. Чебоксары от 31.01.2006 N 29/01-240“ заменены словами “во исполнение решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 22.11.2004 дело N 2-1135/04“.

Данная квартира являлась муниципальной собственностью.

На основании договора от 14.07.2009 N 01-09-451 администрация г. Чебоксары передала эту квартиру в собственность М.А., М.Н., М.Д.

Право собственности М.А. и его семьи на квартиру зарегистрировано в установленном порядке.

Согласно отчету ООО “Эксперт“ N 0896/5 об определении рыночной стоимости жилого помещения (квартиры) по состоянию на 14.07.2009 стоимость указанной квартиры составляет 1.055.000 рублей.

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со
статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.

Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определениях от 08.07.2004 N 303-О “По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, от 15.02.2005 N 58-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона “О милиции“, от 17.10.2006 N 485-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона “О милиции“ компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом
и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

Правовая позиция, изложенная в вышеназванных определениях Конституционного Суда Российской Федерации в силу статей 6 и 71 Федерального Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

Судом установлено, что на федеральном уровне порядок компенсации расходов органов местного самоуправления, на которых возложена обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан, не разработан.

Однако, поскольку обязанность предоставления жилых помещений предусмотрена федеральным законодательством, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судом установлено, что право собственности в отношении квартиры N 59 общей площадью 46,3 кв. м в доме N 46 по проспекту Московский в г. Чебоксары перешло к участковому уполномоченному милиции Отдела внутренних дел Московского района г. Чебоксары М.А. и членам его семьи (договор передачи от 14.07.2009 N 01-09-451, л.д. 6).

На
момент отчуждения квартиры из муниципальной собственности стоимость квартиры составляла 1.055.000 рублей.

Поскольку право муниципальной собственности названной квартиры прекращено в связи с ее передачей в порядке приватизации в личную собственность граждан, у администрации г. Чебоксары в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность в данном случае должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета.

Доказательств выделения Министерству внутренних дел Чувашской Республики либо Министерству финансов Чувашской Республики средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями участковых уполномоченных, не имеется.

Возмещение стоимости жилого помещения в размере 1.055.000 рублей является равнозначным и полным, как это предусмотрено статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации - стоимость квартиры установлена на момент выбытия квартиры из собственности муниципального образования. Поэтому в качестве подтверждения размера убытков принимается оценка ООО “Эксперт“.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих указанную выше стоимость жилого помещения, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению как обоснованные нормами материального права, подтвержденные представленными доказательствами в сумме 1.055.000 рублей.

От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета
г. Чебоксары Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары убытки в размере 1.055.000 рублей (Один миллион пятьдесят пять тысяч руб. 00 коп.), понесенные в результате предоставления двухкомнатной квартиры N 59 общей площадью 46,3 кв. м в доме N 46 по проспекту Московский в г. Чебоксары участковому уполномоченному милиции М.А. и членам его семьи.

На решение суда в течение месяца со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.