Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2010 по делу N А79-12317/2009 <Об удовлетворении иска в части взыскания с Администрации города Чебоксары Чувашской Республики в пользу закрытого акционерного общества суммы убытков>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2010 г. по делу N А79-12317/2009

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2010.

Полный текст решения изготовлен 21.04.2010.

Арбитражный суд в составе: судьи,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

закрытого акционерного общества “Стройтрест-2“, г. Чебоксары,

к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,

третье лицо - Финансовое управление администрации г. Чебоксары, г. Чебоксары,

о взыскании 136191440 руб. 59 коп.,

при участии:

от истца - Е. по доверенности от 09.12.2009 N 81,

от ответчика - С. по доверенности от 30.12.2009 N 29/01-5640,

установил:

закрытое акционерное общество “Стройтрест-2“ обратилось в суд с иском к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее -
Администрация г. Чебоксары, Администрация) о взыскании 131180371 руб. убытков.

Иск мотивирован следующим (т. 1, л.д. 4, т. 2, л.д. 55 - 58).

Администрация города Чебоксары провела в районе ул. Фучика, Б.Хмельницкого, Репина в центральной части города Чебоксары два обособленных конкурса. Первый - экспериментальный конкурс на реконструкцию территории квартала по ул. Ю.Фучика в районе домов 28/94, 30, 32, 34, 36. Второй - торги по выбору заказчика застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого города Чебоксары. Участки смежные, граничат друг с другом. Оба конкурса выиграло ЗАО “Стройтрест-2“. На основании протоколов заключены договоры с Администрацией г. Чебоксары. По итогам первого конкурса - инвестиционный договор от 22.12.2003 N 90, по итогам второго конкурса - договор о выполнении условий предоставления права заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары от 27.09.2005. На первом участке застройщиком выполнена проектная документация на объект капитального строительства, получившего название “Объект: Группа жилых домов поз. 1, 2, 3 со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Ю.Фучика г. Чебоксары“ (далее - “Объект-1“), состоящий из трех жилых домов, соответственно поз. 1, поз. 2 и поз. 3. Кроме того, на участке размещена I очередь строительства 7-этажного жилого дома поз. 5. Второй участок - “Комплексная застройка микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого города Чебоксары (далее - “Объект-2“). В
соответствии с обязанностями инвестора первого договора ЗАО “Стройтрест-2“, как победитель экспериментального конкурса:

- приступил к выполнению условий предоставления права застройки земельного участка;

- осуществил финансирование работ по обеспечению проектно-сметной документацией “Объекта-1“, включая оплату сбора исходных данных, разработки, согласования и экспертиз, получения ордера на землю и иные работы;

- освободил территорию от прав третьих лиц, посредством переселения жильцов, выноса объектов недвижимости, иных действий по обеспечению прав этих лиц;

- выполнил в соответствии с техническими условиями работы по строительству объектов внеплощадочной инфраструктуры, дождевого коллектора, проекты реконструкции подстанции “Кировская“ 110/10/6 KB и кабельной линии, реконструкции подстанции “Кировская“, материалы обоснования размещения (ОВОС) группы жилых домов по ул. Ю.Фучика, экологическую экспертизу по ним, на этой основе санитарно-эпидемиологическое заключение, оплатил услуги по временному присоединению строительной площадки, эскизные проекты, экспертизу проектов, получения техусловий, лабораторные исследования, страхование, инженерно-геологические изыскания, проектирование ТП/РП-10кв, разрешение вырубку деревьев, услуги за технологическое подключение микрорайона “В“, ограждение стройплощадки, устройство временных дорог поз. 2, срезка растительного слоя грунта, монтаж башенного крана поз. 2, подкрановых путей, финансирование работ по формированию земельных участков;

- набрал штат специалистов по подготовке и сопровождению необходимых документов и начал нести затраты по содержанию обособленных служб заказчика-застройщика в соответствии с корпоративными положениями о правлении, о филиале, структурном подразделении, структуре, функциях планово-производственного отдела общества;

- подготовил рабочие проекты жилых
домов по Ю.Фучика поз. 1, поз. 2, поз. 3, поз. 5.

По неизвестным истцу причинам Администрация уклонялась от исполнения своих обязательств по этому договору, в частности:

- договор представлен для оформления в ЗАО “Стройтрест-2“ только в декабре 2003 года, при этом истцом направлены предложения к инвестиционному договору, которые дословно включены в договор, оформленный Администрацией 22.12.2003 (через 144 дня после конкурса вместо 20 дней по его условиям);

- в соответствии с Положением об организации конкурса Администрация должна представить проект договора аренды земельного участка. Однако договор аренды по первому конкурсу не представлен до сих пор. На праве аренды предоставлены земельные участки частично под строительство поз. 1 на блок-секцию “А“ площадью 1100 кв. м и блок-секцию “Б“ площадью 1298 кв. м. Администрация обязана была представить сформированный земельный участок, но не сделала этого, возложив формирование участка на ЗАО “Стройтрест-2“. ЗАО “Стройтрест-2“ неоднократно обращалось в Администрацию города с целью ускорения выдачи исходно-разрешительной документации, подготовки проектов границ и другим земельным вопросам по группе жилых домов со встроенными предприятиями обслуживания по ул. Ю.Фучика поз. 1, 2, 3. Однако Администрация в нарушение сроков, установленных постановлением Администрации города Чебоксары от 06.06.2005 N 164 “О подготовке и согласовании исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей, не связанных со строительством“ не выполняла условия
инвестиционного договора. Кроме того, Администрация только через более чем 3 года после конкурса письмом от 06.03.2007 N 4509/3598 отказала в подготовке проекта распоряжения и архитектурно-планировочного задания группы жилых домов поз. 1, 2, 3 со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Ю.Фучика, сославшись на статью 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и необходимость подготовки предварительно проекта планировки микрорайона “В“. Кроме того, Администрация нарушила положения статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации и собственный регламент от 19.06.2002 N 86, выставив на торги несформированный в соответствии с законодательством земельный участок. ЗАО “Стройтрест-2“ вынуждено было при выявлении этих обстоятельств после конкурса заняться оформлением земельного участка не только в целом, но и разделив его по нескольким участкам для отдельных объектов строительства поз. 1, 2, 3. Жилой дом поз. 1, в свою очередь, на три земельных участка с целью ускорения строительства. Письмом от 07.11.2006 N 3195 Администрация отказала в подготовке архитектурно-планировочного задания на поз. 1, сославшись на статью 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и указав на необходимость разработки и утверждения проекта планировки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого и получения положительных заключений инспектирующих и эксплуатирующих организаций. Между тем, в условиях экспериментального конкурса не было требований подготовки проекта планировки всего микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого. Администрация города существенно затягивала прохождение, оформление
и исполнение обращений ЗАО “Стройтрест-2“, давая дополнительные поручения, предусмотренные законодательством и договором, но требующие существенных затрат, требуя до утверждения проекта планировки утверждения градостроительного плана с проектом границ и согласованного главным архитектором. В ряде случаев оказывала давление аннулированием результатов конкурса и отказом от рассмотрения обращений по вопросам строительства в г. Чебоксары. Администрация города избирательно, по сравнению с другими застройщиками в городе, относилась к ЗАО “Стройтрест-2“, выдвигая неравные по отношению с другими участниками строительства требования исполнения регламента градостроительной деятельности. Администрация города требовала разработать проект планировки микрорайона в стадии “проект“, более трудоемкого, дорогостоящего и требующего длительного времени, чем стадия “эскизный проект“. Рост объемов работ повлиял на увеличение штата работников и соответственно затрат. Понесенные истцом затраты подтверждены бухгалтерскими документами. Тем самым, Администрация нанесла вред ЗАО “Стройтрест-2“, подлежащий возмещению по статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Администрация нарушила пункт 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на строительство, рассматривая его 18 дней вместо 10, тем самым подлежит привлечению к ответственности по статье 58 упомянутого Кодекса. После оформления протокола по подведению итогов конкурса от 29.07.2003, оформления договора от 22.12.2003, Администрация города только через 2 года 10 месяцев, а именно - 28.03.2006, приняла распоряжение N 859-р “О представлении права застройки и реконструкции территории квартала по ул.
Фучика д. д. 29/94, 30, 32, 34, 36 г. Чебоксары“ с ошибкой указав в номере дома вместо 28/94 номер 29/94. Данная ошибка была исправлена 18.05.2006, через 49 дней после четырех обращений. Отсутствие правильно оформленного распоряжения тормозило оформление последующих документов разрешительного характера, разработку проектной документации. Действия Администрации города по нарушению собственных регламентов, законодательства, договора и по затягиванию сроков исполнения обращений ЗАО “Стройтрест-2“, оформления исходно-разрешительной документации привели к невозможности оформления земельного участка в аренду без аукциона и строительству поз. 2, 3 по ул. Ю.Фучика. Повторный конкурс (аукцион) Администрацией до сих пор не проведен. ЗАО “Стройтрест-2“ понесло затраты, обществу причинен вред органом местного самоуправления. В обществе начата процедура банкротства. ЗАО “Стройтрест-2“ не может пользоваться, владеть и распоряжаться созданным им имуществом (проектной документацией, техническими условиями, изысканиями). Затраты истца являются его убытками, которые подлежат взысканию. Согласно статье 58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности несут имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Администрацией вопреки положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято распоряжение от 02.11.2005 N 4010-р “Об итогах открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого города Чебоксары“, которым за ЗАО “Стройтрест-2“ закреплены функции заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого и разрешено использовать территорию микрорайона под
комплексную застройку в соответствии с действующим законодательством РФ, Чувашской Республики и нормативно-правовыми актами города Чебоксары. ЗАО “Стройтрест-2“ этот участок не принадлежал и не принадлежит до сих пор ни на праве аренды, ни на праве собственности. При проведении конкурса земельный участок не был сформирован, что противоречит положениям статей 30, 31, 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

До 30.12.2007 при условии заключения соглашения до 30.12.2004 и до 01.03.2007 при согласовании места размещения до 01.10.2005 земельный участок мог быть предоставлен в аренду для жилищного строительства без проведения торгов. Однако Администрация затягивала оформление земельных отношений, что привело к невозможности исполнения ею своих обязательств по предоставлению земельных участков в аренду.

Свои обязанности по подготовке исходно-разрешительной документации Администрация перекладывала на ЗАО “Стройтрест-2“.

В связи с длительным прохождением и оформлением документов Администрацией возможные сроки оформления земельных отношений до введения новых положений Земельного кодекса Российской Федерации истекли. Земельные участки для целей жилищно-гражданского строительства стали оформляться только через аукционы. Односторонне Администрация города предлагала объединить два участка в один. ЗАО “Стройтрест-2“ в своих пояснениях не согласилось с этим, мотивируя свой отказ тем, что начиная с 2003 года, уже несколько лет вся документация готовилась на два различных участка, произведены существенные параллельные затраты, связанные с формированием двух отдельных земельных участков.

ЗАО “Стройтрест-2“ подготовило всю необходимую
документацию в соответствии с измененными требованиями земельного и градостроительного законодательства. Ввиду тупиковой ситуации общество обратилось в Администрацию с предложениями о разрешении возникшей ситуации. Администрация затянула с принятием решения о развитии застроенной территории до февраля 2009 года и приняла решение о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах уже объединенных двух участков в один. Администрация города распоряжением от 06.02.2009 N 389-р отменила свое распоряжение от 02.11.2005 N 4010-р “Об итогах открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого города Чебоксары“. ЗАО “Стройтрест-2“, финансируя из собственных средств в размере 131,18 млн. руб. деятельность, связанную с подготовкой материалов комплексной застройки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого и группы жилых домов по ул. Ю.Фучика, в результате принятого органом местного самоуправления акта осталось без каких-либо прав на земельный участок и строительство на нем. Аукцион по микрорайону до сих пор не проведен. Администрация всячески уклоняется от его проведения. Обращения ЗАО “Стройтрест-2“ в вышестоящие инстанции не оказали влияния на ситуацию.

Определением суда от 25.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации г. Чебоксары.

В ходе рассмотрения дела истец увеличил размер исковых требований, просил в дополнение к заявленным ранее требованиям
взыскать с ответчика в качестве убытков сумму процентов и всех платежей, связанных с использованием кредитных средств в размере 4230984 руб. 63 коп. и 780084 руб. 96 коп. для удовлетворения требований К., а также просил произвести индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации по ценам, регулируемым уполномоченным на то государственным органом.

В обоснование данных требований истец указал следующее (т. 6, л.д. 47).

ЗАО “Стройтрест-2“ из-за отсутствия собственных средств для исполнения технических условий, обеспечивающих создание технической возможности технологического присоединения к электросети микрорайона “В“ по ул. Б Хмельницкого, финансирования других работ, связанных с исполнением договорных отношений с Администрацией, заключило с Чувашским отделением N 8613 АКБ Сбербанк России кредитный договор N 4972 от 29.11.2007 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 24.11.08 с лимитом выдачи кредитных средств в сумме 16300000 руб. (цель кредита - пополнение оборотных средств) под переменную процентную ставку. Заемщик обязался возвратить банку полученный кредит, уплатить проценты за пользованием им, платы в размере, в сроки и на условиях кредитного договора. С 21.05.2009 ЗАО “Стройтрест-2“ перестало исполнять взятые на себя обязательства по кредитному договору. С момента выдачи кредитных средств ЗАО “Стройтрест-2“ уплачено срочных процентов, срочной платы за обслуживание кредита, за пользование лимитом кредитной линии 3082595,94 руб. По состоянию на 25.11.2009 предстоит оплатить просроченные проценты 729104 руб. 11 коп., просроченной платы за обслуживание кредита 28832,75 руб., пени за просроченный основной долг 337776,72 руб., пени за просроченные проценты 50671,29 руб., пени за просроченную плату за обслуживание 2003,82 руб., итого за проценты и другие платежи по кредиту 1148388,69 руб. Всего с оплаченными процентами 4230984,63 руб.

Во исполнение пункта 1 протокола “Рабочего совещания по обеспечению теплоснабжения жилого дома N 26 по пр. М.Горького г. Чебоксары“, которым разрешено выполнить теплоснабжение жилого дома N 26 транзитом по подвалу через блок-секции “Е, Д“ к б/с “Г, В, Б, А“ отдельными трубами, т.е. 2 трубы на б/с “А, Б, В, Г“ и 2 трубы отдельно на б/с “Д, Е, Ж“ (справа по б/с “Д, Е, Ж“ застройщиком являлся ЗАО “Стройтрест-2“), ЗАО “Стройтрест-2“ выполнил теплоснабжение именно таким образом. Собственник нежилых помещений К. из-за того, что одно из помещений площадью 31,08 кв. м в связи с прохождением в нем труб принято как общее для обслуживания всего дома, а не только для целей собственника этого помещения, обратилась в ЗАО “Стройтрест-2“ с просьбой вернуть уплаченные за него денежные средства. Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.09.2009 по делу N А79-4194/2009 требования К. в сумме 780084,96 руб. включены в реестр требований кредиторов ЗАО “Стройтрест-2“. Действиями Администрации нанесен убыток обществу в размере 780084,96 руб.

Впоследствии истец повторно уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия Администрации города Чебоксары; возместить причиненные убытки и вред, нанесенные неправомерными действиями должностных лиц Администрации города, за счет казны муниципального образования г. Чебоксары в пользу закрытого акционерного общества “Стройтрест-2“ в размере 136191480 руб. связанные с деятельностью по подготовке материалов комплексной застройки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого и “Группы жилых домов поз. 1, 2, 3 со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Ю.Фучика г. Чебоксары; на основании статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации по ценам регулируемым уполномоченным на то государственным органом. Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в принятии требования о признании незаконными действий Администрации города Чебоксары было отказано. В остальной части уточнение заявленных требований судом было принято.

В судебном заседании представитель истца заявил об увеличении размера исковых требований на сумму упущенной выгоды - 197737940 руб. Исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. В дополнение пояснил, что из двадцати позиций договор аренды был заключен на один земельный участок по позиции N 1. В сумму исковых требований затраты по позиции N 1 (земельные участки N 2 и N 3) не были включены. Земельный участок по позиции N 1 сформирован, остальные земельные участки были сформированы, но не были предоставлены истцу под строительство. В иске включены затраты только по позиции N 2 и N 5.

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве (т. 7, л.д. 70 - 74) и дополнениям к нему (т. 9, л.д. 47 - 48, 68 - 69).

В отзыве ответчика и дополнениям к нему указано, что в соответствии с распоряжениями Администрации от 30.04.2003 N 1031-р и от 19.08.2005 N 2976-р были проведены 2 конкурса на право развития застроенной территории и по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“. По условиям договоров, заключенных с ЗАО “Стройтрест-2“ по итогам торгов, последнее обязалось за свой счет подготовить исходно-разрешительную документацию. Ссылка истца на постановление администрации города Чебоксары N 86 от 19.06.2002 не состоятельна. Указанное постановление не имеет отношения к правоотношениям между ЗАО “Стройтрест-2“ и Администрацией и не регламентирует какие-либо обязательства для сторон, так как все действия осуществляются в соответствии с принятыми на себя обязательствами по заключенным договорам. Не состоятелен довод и о том, что Администрация нарушила положения статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, выставив на торги несформированный земельный участок. В соответствии с проведенными конкурсами на конкурс выставлялось только право на развитие застроенной территории и функции заказчика-застройщика. Согласно статье 38 Земельного кодекса Российской Федерации на торги выставляется право аренды земельного участка под жилищное строительство. В заявлении истца не указано, в связи с чем Администрация нанесла вред, а именно не указано какими действиями (бездействием), либо изданием незаконного акта органа местного самоуправления был причинен вред. Не состоятелен довод и в той части, что Администрацией нарушены положения статей 74 - 76 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанные нормы Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на ЗАО “Стройтрест-2“, так как оно не является собственником земельного участка. Также не обоснована сумма понесенных затрат, поскольку включаются суммы не имеющие отношения к подготовке исходно-разрешительной документации по договорам, а именно: затраты заказчика-застройщика, расчет прибыли, метеоусловия, страхование за причинение вреда, возмещение и разрешение на вырубку деревьев (по каким позициям непонятно), копирование сведений земельного кадастра, выдача электронной версии карты зонирования и на бумажном носителе, подготовка распоряжения, акта выбора, проекта границ, градостроительного плана, проведение градостроительного совета, устройство ограждения стройплощадки, устройство временных дорог, монтаж/демонтаж башенного крана, устройство подкрановых путей, работа башенного крана. В отчете о размере понесенных убытков имеются положения, где непонятно, по каким позициям понесены эти затраты (например за технологическое подключение). Также необходимо отметить, что ЗАО “Стройтрест-2“ своим письмом от 18.12.2008 N 884 просило провести торги либо прекратить застройку данной территории. На сегодняшний день Администрация не может выставить земельный участок на торги ввиду отсутствия всей исходно-разрешительной документации по указанному микрорайону. Таким образом, ЗАО “Стройтрест-2“ своими действиями умышленно препятствует разрешению сложившейся ситуации, не представляя исходно-разрешительную документацию. Кроме того, отсутствует решение суда (арбитражного, общей юрисдикции) о признании незаконным решений, действий (бездействия) Администрации, из заявления истца также не усматривается бездействие Администрации.

По договору от 27.09.2005 ЗАО “Стройтрест-2“ обязано осуществить строительство и развитие объектов инженерной, транспортной инфраструктуры, включая благоустройство территорий общего пользования, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации данной территории после застройки, за счет собственных и привлеченных средств, в пределах 20 процентов от сметной стоимости коммерческих объектов (пункт 2.2 договора). В соответствии с инвестиционным договором от 22.12.2003 N 90 Администрацией был выставлен участок с обременениями и ЗАО “Стройтрест-2“ знало о том, что территория подлежит освобождению. При этом пунктом 1.4 договора предусмотрено, что деятельность инвестора осуществляется за счет его собственных или привлеченных средств в соответствии с обязательствами и сроками, определенными договором. В соответствии с пунктом 2.1 договора истец осуществляет финансирование работ по обеспечению территории проектно-сметной документацией, включая оплату сбора исходных данных, разработку, согласование и экспертизу указанной документации, получение ордера-разрешения на земляные работы. Осуществить освобождение территории от прав третьих лиц посредством выкупа права реконструкции и застройки территории, переселение жильцов, перебазирования объектов недвижимости, иных действий. Выполнить в соответствии с техническими условиями работы по строительству, модернизации сетей и объектов внеплощадочной инженерно-технической инфраструктуры с учетом эффективного развития реконструируемой территории в соответствии с утвержденной градостроительной документацией. На сегодняшний день ЗАО “Стройтрест-2“ не ввело в эксплуатацию инженерные сети (канализацию хозфекальную, ливневую и т.д.) и в соответствии с условиями договора строительство инженерных сетей осуществляется за счет средств ЗАО “Стройтрест-2“. При таких обстоятельствах ЗАО “Стройтрест-2“ не может требовать возмещения указанных затрат.

Также необходимо исключить и затраты на инженерно-геологические изыскания, так как в соответствии со статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания проводятся для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускается подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. В соответствии с заключенными сторонами договорами истец обязался заключить с обладателями прав на недвижимость, расположенную в пределах реконструируемой территории, договоры. В соответствии с данными договорами осуществить освобождение территории от прав третьих лиц посредством выкупа права реконструкции и застройки территории, оформления договора аренды земельного участка, переселения жильцов, перебазирования (выноса) объектов недвижимости (пункт 2.1.3), произвести снос объектов в случаях, определенных проектом застройки (пункт 2.1.5). Кроме того, в соответствии с заключенными договорами ЗАО “Стройтрест-2“ обязалось выполнить финансирование работ по формированию земельных участков, расположенных в пределах реконструируемой территории, в соответствии с утвержденным проектом границ (пункт 2.1.6).

По изложенным возражениям ответчик просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

В дополнение представители ответчика пояснили следующее.

Истец указывает, что Администрация затягивала решение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду, но это не подтверждено. Сумма понесенных затрат, предъявленных истцом в настоящем деле, будет включена в условия аукциона, который пока не объявлен. Законодательство не позволяет сейчас предоставить земельные участки под застройку без аукциона. Администрация осуществляла действия по принятию исполнения. Администрация не могла знать о том, что законодательство изменится, поэтому умысла причинить вред у нее не было. Инвестор принял на себя обязательство по подготовке документации за свой счет, за исключением части расходов на снос жилых домов, которые должны были быть понесены за счет средств федерального фонда. На основании статей 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик просит применить срок исковой давности, то есть оставить требования о взыскании только за 2007 - 2009 годы. Строительство данных объектов является коммерческим, а не муниципальным. Возложение этих затрат на Администрацию будет означать их передачу в муниципальную собственность.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, письменных пояснений не представило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

В принятии увеличения размера исковых требований на сумму упущенной выгоды судом было отказано, о чем вынесено протокольное определение.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил.

В 2003 году Администрацией г. Чебоксары с целью повышения эффективности использования городских земель и в соответствии с планом мероприятий по организации, проведению и сопровождению экспериментальных проектов реконструкции застроенных территорий г. Чебоксары, утвержденным распоряжением Администрации г. Чебоксары от 30.04.2003 N 1031-р (т. 7, л.д. 75 - 77) проведен экспериментальный конкурс на реконструкцию территории квартала по ул. Фучика д.д. 28/94, 30, 32, 34, 36 г. Чебоксары. Условия проведения конкурса были определены в конкурсной документации (т. 6, л.д. 40 - 44). Объявление о проведении конкурса опубликовано в газете “Чебоксарские новости“ (т. 4, л.д. 37).

Конкурс проведен в соответствии с Положением об организации проведения конкурса по приобретению гражданами и юридическими лицами права застройки земельных участков в г. Чебоксары, утвержденным постановлением Администрации г. Чебоксары от 19.06.2002 N 86 (т. 4, л.д. 38 - 45).

По результатам данного экспериментального конкурса, проведенного согласно протоколу 29.07.2003, между Администрацией г. Чебоксары и ЗАО “Стройтрест-2“ (инвестор) подписан инвестиционный договор от 22.12.2003 N 90 (далее - инвестиционный договор), предметом которого явилась деятельность по реконструкции застроенной территории квартала по ул. Фучика д.д. 28/94, 30, 32, 34, 36 города Чебоксары, обозначенной на прилагаемой к договору схеме (приложение N 1 к договору) (т. 2, л.д. 49 - 53).

Согласно пункту 1.3 инвестиционного договора на момент заключения договора подлежащая реконструкции территория не свободна от прав третьих лиц и подлежит освобождению путем переселения и предоставления площадей жильцам жилых домов по ул. Фучика д.д. 28/94, 30, 32, 34, 36 города Чебоксары в порядке, установленном законодательством.

В пункте 1.4 инвестиционного договора указано, что деятельность инвестора осуществляется за счет его собственных или привлеченных денежных средств в соответствии с обязательствами и сроками, определенными инвестиционным договором.

Деятельность Администрации осуществляется в соответствии с обязательствами и сроками, определенными инвестиционным договором (пункт 1.5 инвестиционного договора).

Из пункта 2.1 инвестиционного договора следует, что в обязанности ЗАО “Стройтрест-2“ входило:

- осуществление финансирования работ по разработке проектно-сметной документации для реконструкции территории;

- освобождение реконструируемой территории от прав третьих лиц;

- выполнение работ по строительству и модернизации сетей и объектов внеплощадочной инженерно-технической инфраструктуры в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;

- снос объектов в случаях, определенных утвержденным проектом застройки;

- финансирование работ по формированию земельных участков, расположенных в пределах реконструируемой территории в соответствии с утвержденным проектом границ, а также постановка их на государственный кадастровый учет;

- заключение договоров аренды сформированных земельных участков;

- обеспечение разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждение проектной документации;

- получение разрешения на строительство, осуществление строительства и приемки объектов в эксплуатацию;

- в 2004 - 2005 гг. за счет средств, предусмотренных пунктом 4.1 договора обеспечить софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилого дома N 28 по ул. Фучика г. Чебоксары в размере 70% от общей стоимости предоставляемых квартир.

За предоставленное Администрацией г. Чебоксары право реконструкции ЗАО “Стройтрест-2“ должно было уплатить 12058000 руб. (подпункт 2.1.10, пункт 4.1 договора).

Согласно пункту 2.2 инвестиционного договора в обязанности Администрации г. Чебоксары входило:

- содействие выполнению работ по сбору исходных данных для формирования земельных участков, включая разработку проектно-сметной документации о застройке территории;

- подготовка задания на разработку проекта реконструкции и застройки территории с учетом предложений инвестора;

- подготовка распоряжения главы администрации г. Чебоксары о закреплении земельного участка на период проектирования и проведения реконструкции и застройки территории;

- привлечение по согласованию с ЗАО “Стройтрест-2“ к разработке проектно-сметной документации и работам по формированию земельных участков юридических/физических лиц, имеющих соответствующие лицензии, а также организации, ответственные за содержание и развитие сетей инженерно-технического обеспечения;

- содействие в разработке, согласовании, проведении экспертизы, общественном обсуждении проектно-сметной документации на реконструкцию и застройку территории;

- обеспечение предоставления соответствующими организациями технических условий подключения проектируемых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

- подготовка на основании утвержденной проектно-сметной документации на реконструкцию и застройку территории градостроительных требований к использованию земельного участка, обеспечение изготовления кадастровых карт (планов) сформированных земельных участков, установление на местности границ земельных участков, границ действия ограничений и сервит“тов;

- способствование ЗАО “Стройтрест-2“ в заключении договоров с обладателями прав на недвижимость, расположенную в границах реконструируемой территории, в осуществлении действий по освобождению территории от прав третьих лиц;

- оказание содействия по выводу пользователей, арендаторов (по истечении срока аренды) из помещений, находящихся в собственности муниципального образования, а также обеспечение освобождения незаконно занимаемых помещений, зданий, строений и земельных участков;

- подготовка распоряжения главы Администрации города о предоставлении ЗАО “Стройтрест-2“ освобожденных от прав третьих лиц и сформированных в соответствии с утвержденной градостроительной документацией земельных участков в аренду;

- организовать выполнение (обновление) топосъемки земельных участков для подготовки проектной документации. Способствовать ЗАО “Стройтрест-2“ в подготовке проектной документации;

- обеспечить в установленном порядке приемку построенных объектов;

- за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках подпрограммы “Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилого фонда на 2003 - 2010 годы“ программы “Жилище“ в 2004 - 2005 годах профинансировать 30% мероприятий по переселению граждан из жилого дома N 28 по ул. Фучика г. Чебоксары;

- освободить ЗАО “Стройтрест-2“ от отчислений на развитие инженерной инфраструктуры города Чебоксары по деятельности и реконструкции квартала по ул. Фучика г. Чебоксары.

В соответствии с пунктом 4.2 инвестиционного договора стоимость и сроки оплаты градостроительных, землеустроительных, проектных и иных работ устанавливаются договорами между ЗАО “Стройтрест-2“ и указанными специалистами.

Затраты по освобождению реконструируемой территории от прав третьих лиц устанавливаются договорами, заключаемыми между ЗАО “Стройтрест-2“ и указанными лицами (пункт 4.3 инвестиционного договора).

По платежному поручению от 28.12.2004 N 1516 ЗАО “Стройтрест-2“ перечислило Администрации 100000 руб. за право застройки квартала по ул. Фучика (т. 2, л.д. 32).

Во исполнение условий инвестиционного договора истцом по договорам с различными исполнителями разработан эскизный проект группы жилых домов поз. 1, 2, 3 со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Фучика, который был концептуально одобрен на градостроительном совете (протокол от 05.08.2005 N 8 (т. 7, л.д. 41 - 42)); получены технические условия на проектирование; выполнены инженерно-геологические изыскания; получено положительное градостроительное заключение от 27.09.2005 N 2687 по эскизному проекту (т. 6, л.д. 13).

Объявление о планировании строительства группы жилых домов с предприятиями обслуживания по ул. Ю.Фучика в г. Чебоксары по вторичной застройке при реконструкции квартала опубликовано ЗАО “Стройтрест-2“ в газете “Советская Чувашия“ от 21.05.2005 (т. 4, л.д. 166).

Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 19.08.2005 N 2976-р утверждены условия выбора заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары, разработанные в соответствии с Положением об организации проведения открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки территорий г. Чебоксары, утвержденным постановлением главы администрации г. Чебоксары от 03.05.2005 N 141 (т. 1, л.д. 16).

27.09.2005 между Администрацией г. Чебоксары и ЗАО “Стройтрест-2“ заключен договор о совместном участии в выполнении условий предоставления права заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого города Чебоксары (т. 4, л.д. 1 - 5).

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 27.09.2005 микрорайон “В“ ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары - территория, ограниченная с северо-запада, севера, юго-запада санитарной зоной кладбища, улицей Б.Хмельницкого, границей территории базы вневедомственной охраны МВД И Республиканской ГИБДД, с юга - границей территории, ранее предоставленной ЗАО “Стройтрест-2“ по конкурсу под реконструкцию жилых домов по ул. Фучика N 36, 34, 32, 30, 28, с северо-востока, востока и юго-востока - ул. Репина. Площадь участка - 12 га. Эскизный проект микрорайона приложен к договору (приложение N 2).

Согласно разделу 2 договора в обязанности ЗАО “Стройтрест-2“ входило:

- производить застройку микрорайона в соответствии с графиком, приведенным в приложении N 5, при этом технические условия, в части микрорайонных инженерных коммуникаций и сооружений должны быть полностью выполнены к завершению строительства многоэтажных жилых домов;

- осуществлять строительство и развитие объектов инженерной, транспортной инфраструктуры, включая благоустройство территорий общего пользования, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации данной территории после застройки, за счет собственных и привлеченных средств, в пределах 20 процентов от сметной стоимости коммерческих объектов;

- разработать, обеспечить получение положительного заключения экспертизы и безвозмездно передать Администрации рабочие проекты объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, объекты культуры) и дорог межмикрорайонного и городского значения, необходимых для эксплуатации данного микрорайона;

- осуществить за счет собственных и привлеченных средств переселение граждан из индивидуального частного сектора. Обеспечить переселение граждан из ветхого жилого фонда в размере 50 процентов от ветхого жилого фонда муниципальной собственности, расположенного на территории микрорайона, что составляет 2499,65 кв. м, за счет собственных и привлеченных средств в соответствии с приложением N 3 и графиком, согласованным с Администрацией. График разрабатывается по утвержденному проекту застройки микрорайона. Перечень домов ветхого жилого фонда:

ул. Щорса д. 34 (421,8 кв. м); ул. Щорса д. 34а (427,7 кв. м); ул. Щорса д. 28 (412,9 кв. м); ул. Щорса д. 35 (414,1 кв. м); ул. Щорса д. 37 (417 кв. м); ул. Щорса д. 38 (413,5 кв. м); ул. Щорса д. 39 (415,6 кв. м); ул. Щорса д. 40 (415,6 мг); ул. Щорса д. 41 (425 М2); ул. Щорса д. 43 (410,1 мг); ул. Щорса д. 45 (411,5 М2); ул. Щорса д. 47 (414,5 мг);

- резервировать и ежегодно передавать “Администрации“ с финансированием по программе строительства соцжилья 3 процента от общей площади квартир вводимых в эксплуатацию жилых домов, по ценам, утвержденным Администрацией на момент его передачи;

- перечислять в бюджет города Чебоксары разовую сумму в размере 10 процентов от стоимости годовой аренды земельных участков, исходя из утвержденной ставки арендной платы для данной территории до заключения договоров аренды для строительства отдельных позиций;

- обеспечить заключение договоров аренды земельных участков по конкретным позициям на период строительства согласно графику строительства по приложению N 5, согласованному с Администрацией;

- соблюдать сроки строительства объектов и пусковых комплексов в соответствии с графиком, согласованным с Администрацией, в пределах их нормативной продолжительности;

- компенсировать затраты Администрации по разработке градостроительной документации (Генеральный план, Правила землепользования и застройки) в доле, приходящейся на данную территорию в соответствии с приложенным расчетом к договору, в срок не позднее одного месяца с момента подписания договора (Расчет стоимости затрат, подлежащих компенсации Администрации приведен в приложении N 4);

- в счет выполнения условий дополнительного соглашения от 12.08.2005 к договору долевого участия в развитии инженерной инфраструктуры г. Чебоксары от 27.11.2003 N 262-к обеспечить прокладку теплотрассы и ПВС, а также электрокабеля по постоянной схеме к жилому дому N 26 по пр. М.Горького, в том числе к блок-секциям “А“ “Б“ и “В“ “Г“.

- передачу объектов для застройки другим заказчикам-застройщикам не производить без согласования с Администрацией.

В свою очередь, в обязанности Администрации входило:

- предоставить разрешение использования территории под застройку и закрепить за ЗАО “Стройтрест-2“ функции заказчика-застройщика;

- предоставлять необходимые материалы для разработки проекта планировки территории и утвердить его в установленном порядке;

- предоставлять информацию о наличии в границах территории объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или в государственной собственности, с указанием их параметров и ограничений на использование указанных объектов;

- согласовать порядок и сроки застройки территории в соответствии с графиком строительства;

- организовать поэтапное заключение договоров аренды земельных участков по конкретным позициям на период строительства согласно утвержденному графику строительства, согласованному с заказчиком-застройщиком, а также выдачу в установленном порядке разрешений на строительство по конкретным позициям;

- осуществить за счет бюджетных и привлеченных средств строительство и развитие объектов инженерной, транспортной инфраструктуры города, включая благоустройство прилегающих территорий общего пользования, необходимых для обеспечения после застройки нормальной эксплуатации данной территории, в части, превышающей 20 процентов от сметной стоимости строящихся на данной территории заказчиком-застройщиком коммерческих объектов;

- ежегодно, при планировании бюджета г. Чебоксары и составлении плана привлечения внебюджетных источников предусматривать денежные средства в объемах, необходимых для выполнения условий настоящего пункта;

- в целях оказания содействия заказчику-застройщику в переселении граждан из индивидуального частного сектора Администрация не позднее чем за один год направляет письменное уведомление гражданам о предстоящем возможном изъятии земельного участка и выкупе объектов недвижимости, расположенных на таком участке;

- в случае не достижения согласия между заказчиком-застройщиком и собственником объектов недвижимости об условиях выкупа, изъятие таких земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд в целях осуществления застройки территории в соответствии с Генеральным планом города Чебоксары, с последующим предоставлением в аренду заказчику-застройщику на период строительства конкретных позиций;

- выплата компенсаций (за изымаемый земельный участок, жилые помещения, иные строения) осуществляется заказчиком-застройщиком за счет собственных и привлеченных средств;

- уведомление граждан о предстоящем изъятии и последующее изъятие земельных участков производится Администрацией поэтапно, в соответствии с согласованным заказчиком-застройщиком графиком застройки микрорайона, при этом размер компенсаций за сносимые постройки рассчитывается исходя из оценки их рыночной стоимости производимой оценщиком, назначаемым Администрацией за счет заказчика-застройщика;

- обеспечение переселения граждан из ветхого жилого фонда в размере 50 процентов от ветхого жилого фонда муниципальной собственности, расположенного на территории, что составляет 2499,65 кв. м, за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования в соответствии с приложением N 3 и графиком;

- ежегодно, при планировании бюджета г. Чебоксары на следующий бюджетный год, предусматривать денежные средства, необходимые для обеспечения такого переселения;

- обеспечить строительство объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, объектов культуры) и дорог межмикрорайонного и, городского значения, необходимых для эксплуатации данного микрорайона в соответствии с разработанными и согласованными за счет заказчика-застройщика рабочими проектами. Своевременно выдавать заказчику-застройщику задания на проектирование, технические условия и архитектурно планировочные задания для проектирования вышеуказанных объектов;

- обеспечить своевременное и полное финансирование квартир, передаваемых заказчиком-застройщиком по программе строительства соцжилья, в размере 3 процента от общей площади квартир вводимых в эксплуатацию жилых домов, по ценам, утвержденным Администрацией на момент их передачи;

- не производить передачу объектов для застройки другим заказчикам-застройщикам.

Договор от 27.09.2005 был заключен по итогам проведения открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары (объявление о проведении которого опубликовано в газете “Чебоксарские новости“ от 23.08.2005 N 168 (т. 4, л.д. 132)), что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии от 23.09.2005 N 2, а также распоряжением Администрации от 02.11.2005 N 4010-р “Об итогах открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары“ (т. 4, л.д. 8 - 9, т. 1, л.д. 20).

Открытый конкурс проведен в соответствии с Положением об организации проведения открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика по комплексной застройке территорий г. Чебоксары, утвержденным постановлением главы Администрации г. Чебоксары от 03.05.2005 N 141 (т. 4, л.д. 28 - 30) и распоряжением Администрации г. Чебоксары от 19.08.2005 N 2976-р.

Из материалов дела следует и стороны подтверждают то обстоятельство, что территория, на которой планировалось размещение группы жилых домов поз. 1, 2, 3 со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Фучика, является смежной с территорией комплексной застройки микрорайона “В“ ул. Б.Хмельницкого (т. 3, л.д. 102, 104).

Письмом от 05.04.2005 N 737/610 Администрация, рассмотрев обращение ЗАО “Стройтрест-2“ по вопросу проектирования и строительства жилой группы по ул. Фучика, сообщила истцу, что необходимая исходно-разрешительная документация будет выдана после рассмотрения на градостроительном совете эскизного проекта по ул. Фучика, подготовки технических условий на проектирование всех эксплуатирующих организаций и геологических изысканий на испрашиваемом земельном участке (т. 6, л.д. 23).

Согласно протоколу рабочего совещания при заместителе главы г. Чебоксары от 12.04.2005 N 45 принято решение о финансировании истцом разработки эскизного проекта квартала, ограниченного улицами Репина, Щорса, Б.Хмельницкого и Ю.Фучика, выполняемого проектным институтом “Чувашгражданпроект“ (т. 6, л.д. 22).

Согласно протоколу Градостроительного совета от 05.08.2005 N 8 одобрены эскизный проект строительства трех жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Ю.Фучика в г. Чебоксары и эскизный проект застройки микрорайона, расположенного с запада ул. Б.Хмельницкого, юга - Ю.Фучика, востока и севера - ул. Репина (т. 3, л.д. 164 - 165).

20.12.2005 ЗАО “Стройтрест-2“ в газете “Чебоксарские новости“ опубликовано объявление о предстоящем проектировании и строительстве комплексной застройки жилого квартала микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого в г. Чебоксары, ограниченного ул. Репина с дома N 26 до дома N 94, ул. Ю.Фучика с 28 по 40 дом, участком ул. Б.Хмельницкого между ними (т. 4, л.д. 17).

Письмом от 12.10.2005 N 3593 Администрация с учетом того обстоятельства, что с истцом заключены договоры как на застройку квартала по ул. Фучика, так и на застройку микрорайона “В“, предложила истцу объединить в проекте застройки обе территории (т. 6, л.д. 14).

В связи с понесенными значительными затратами по подготовке исходно-разрешительной документации по группе жилых домов поз. 1, 2, 3 по ул. Ю.Фучика, истец письмом от 19.10.2005 N 647 отказался от данного предложения Администрации (т. 6, л.д. 15).

Согласно протоколу Градостроительного совета от 03.03.2006 N 3 эскизный проект 7-этажного 120-квартирного жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания поз. 5 по ул. Репина одобрен и рекомендован к дальнейшему проектированию с учетом предложений и замечаний (т. 3, л.д. 162 - 163).

Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 28.03.2006 N 859-р (с учетом опечатки, исправленной распоряжением от 18.05.2006 N 1539-р) за ЗАО “Стройтрест-2“ закреплены функции заказчика-застройщика территории квартала по ул. Фучика д.д. 28/94, 30, 32, 34, 36 и разрешено использование данной территории под реконструкцию и застройку (т. 4, л.д. 23 - 24).

Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 08.12.2006 N 3952-р ООО “Чувашстрой“ разрешено проектирование путепровода по ул. Фучика на пересечении с ул. Б.Хмельницкого в г. Чебоксары (т. 1, л.д. 21). При этом, ООО “Чувашстрой“ предложено предусмотреть в проектной документации снос многоквартирных жилых домов, в том числе NN 28, 30, 32, 34, 36 по ул. Фучика.

Согласно протоколу Градостроительного совета от 20.04.2007 N 6 проект комплексной застройки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого одобрен с учетом предложений и замечаний (т. 3, л.д. 132 - 133).

27.04.2007 ЗАО “Стройтрест-2“ выдано разрешение на строительство N RU21304000-74 жилого дома поз. 1 (т. 3, л.д. 152).

Согласно заключению Управления государственной экспертизы Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 21.02.2008 N 61 проект комплексной застройки микрорайона “В“ в районе ул. Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина г. Чебоксары соответствует требованиям и рекомендуется к утверждению (т. 6, л.д. 73 - 79).

Санитарно-эпидемиологическим заключением от 15.05.2006 N 21.01.04.000Т.000304.05.06 подтверждено соответствие данного проекта застройки санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам (т. 6, л.д. 80 - 81).

Пунктом 1.23 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.04.2008 N 965 изменен градостроительный регламент:

- части территориальной зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-3) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1);

- территориальной зоны многоквартирных домов в 3 - 5 этажей (Ж-2) на зону многоквартирных домов в 6 - 16 этажей (Ж-1) и зону общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-3) на земельном участке, расположенном в г. Чебоксары в районе ул. Б.Хмельницкого, для застройки микрорайона “В“ (т. 3, л.д. 109 - 110).

Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 08.09.2008 N 3159-р утвержден градостроительный план земельного участка под проектирование жилого дома переменной этажности в 8 - 7 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Фучика, микрорайон “В“ по ул. Б.Хмельницкого, поз. 1 (блок-секции А и Б) от 17.07.2008 N RU 21304000-119, а также проекты границ земельных участков N 2 и N 3 по ул. Ю.Фучика, микрорайон “В“ по ул. Б.Хмельницкого от 30.06.2007. Пунктом 2 распоряжения ЗАО “Стройтрест-2“ разрешено в течение одного года проектирование жилого дома переменной этажности в 8 - 7 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Ю.Фучика, микрорайон “В“ по ул. Б.Хмельницкого, поз. 1 (блок-секции А и Б) на ранее предоставленных распоряжениями Администрации от 31.08.2006 N 2839-р (т. 7, л.д. 49) и от 05.02.2008 N 306-р (т. 7, л.д. 48) в аренду земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:020204:276 площадью 1100 кв. м, 21:01:020204:277 площадью 12968 кв. м (т. 3, л.д. 122).

Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 08.12.2008 N 4377-р на основании заявок ЗАО “Стройтрест-2“ утвержден проект планировки микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого, Ю.Фучика и Репина г. Чебоксары под комплексную застройку, разработанный ГУП ЧР “Проектный институт “Чувашгражданпроект“ (т. 2, л.д. 39).

22.01.2009 между муниципальным унитарным предприятием “Городское управление капитального строительства“ (далее - МУП “ГУКС“) (заказчик) и ЗАО “Стройтрест-2“ (поверенный) заключен договор поручения N 13рзт, по условиям которого поверенный обязался совершить от имени заказчика за свой счет юридические действия по формированию пакета исходно-разрешительной документации для организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории в микрорайоне “В“ по ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары, ограниченной ул. Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина под проектирование и строительство многоэтажных жилых домов (пункт 1.1 договора) (т. 7, л.д. 18).

Согласно пункту 3.2.4 договора поручения заказчик обязался обеспечить оплату затрат поверенного по формированию пакета исходно-разрешительной документации в соответствии с условиями и сроками, определяемыми в извещении о проведении аукциона.

Срок действия договора поручения - до 22.12.2009 (пункт 4.1 договора поручения).

06.02.2009 Администрацией г. Чебоксары издано распоряжение N 389-р о развитии застроенной территории площадью 13,8 га микрорайона “В“, ограниченной ул. Б.Хмельницкого, Ю.Фучика и Репина г. Чебоксары (т. 2, л.д. 40).

Пунктом 3 данного распоряжения утвержден градостроительный план земельного участка N RU21304000-0000000000000112 микрорайона “В“ по ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары (т. 3, л.д. 101).

Пунктами 4 и 5 утверждены перечни многоквартирных жилых домов и нежилых зданий, а также индивидуальных жилых домов и строений, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту (т. 3, л.д. 100).

Пунктом 6 распоряжения Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом предписано определить начальную цену права на заключение договора о развитии застроенной территории, а также принять организационные меры по проведению аукциона на право заключения такого договора.

Пунктом 7 распоряжения N 389-р отменено распоряжение Администрации г. Чебоксары от 02.11.2005 N 4010-р.

Письмом от 18.08.2009 N 439 истец обращался в Администрацию с просьбой возместить затраты, понесенные в связи с исполнение им обязательств по заключены сторонами договорам (т. 1, л.д. 24).

Письмом от 31.08.2009 N 3407 Администрация сообщила, что условие о возмещении затрат ЗАО “Стройтрест-2“ будет включено в условия торгов на право заключения договора о развитии застроенной территории микрорайона “В“, ограниченной ул. Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина (т. 1, л.д. 25).

22.11.2009 МУП “ГУКС“ выдана ЗАО “Стройтрест-2“ доверенность на совершение от имени заказчика юридических действий по исполнению договора поручения (т. 7, л.д. 19).

Посчитав, что Администрация ненадлежащим образом исполняла свои обязательства по заключенным с истцом договорам, что привело вследствие изменения законодательства к невозможности предоставления истцу земельных участков под жилищное строительство без проведения торгов, ЗАО “Стройтрест-2“ обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании убытков в сумме 136191480 руб., составляющих понесенные истцом затраты по исполнению обязательств, предусмотренных заключенными сторонами договорами (расчет убытков приведен в таблице - т. 2, л.д. 80 - 84).

Проанализировав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия инвестиционного договора и договора от 27.09.2005, суд приходит к выводу, что сторонами были заключены договоры, не поименованные в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Подписав вышеуказанные договоры, стороны приняли на себя определенные обязательства, которые в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации должны исполняться в соответствии с условиями обязательства.

Условиями инвестиционного договора и договора от 27.09.2005 предусмотрена обязанность Администрации по поэтапному, по мере формирования земельных участков в пределах территорий, обозначенных в договорах, заключению с ЗАО “Стройтрест-2“ договоров аренды этих участков под жилищное строительство.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 “Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности“, вступившей в законную силу с 01.10.2005.

Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.

Названной нормой права изменен порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство, так как в отличие от положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для указанных целей должны были предоставляться теперь в собственность или в аренду исключительно на аукционе.

Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ) до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заявителя без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года; соглашением предусмотрены осуществления таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

Как следует из приведенной нормы, для возможности предоставления земли без аукциона требуется наличие в совокупности ряда определенных действий, а именно:

- заинтересованным лицом до 30.12.2007 должно быть подано в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка без аукциона; до 30.12.2004 с заявителем должно быть заключено соглашение, которым предусмотрено предоставление заявителю земельного участка;

- в указанном соглашении должны быть предусмотрены обязательства заявителя по передаче жилых помещений, сносу объектов капитального строительства либо строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры;

- на момент заключения с заявителем договора аренды земельного участка такие обязательства заявителя, указанные в соглашении, должны быть исполнены надлежащим образом и в полном объеме.

До 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В соответствии с приведенными положениями закона и условиями инвестиционного договора истцу были предоставлены в аренду два земельных участка с кадастровыми номерами 21:01:020204:276 площадью 1100 кв. м, 21:01:020204:277 площадью 12968 кв. м.

В связи с изменениями в законодательстве иных земельных участков в пределах территорий, обозначенных в инвестиционном договоре и договоре от 27.09.2005, истцу на праве аренды не предоставлялось.

Согласно пункту 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

С введением в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация утратила возможность исполнения ранее принятого на себя обязательства по заключению договоров аренды земельных участков под жилищное строительство без проведения торгов.

Пункт 2 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора, последний не вправе требовать возвращения исполненного им по обязательству.

Следовательно, если ни одна из сторон не отвечает за невозможность исполнения обязательства, кредитор вправе требовать возвращения исполненного по обязательству.

Применительно к данному случаю исполнение обязательств по инвестиционному договору и договору от 27.09.2005 выразилось в несении истцом затрат:

- на разработку проектов застройки микрорайона, и связанные с ним затраты на инженерно-геодезические изыскания, получение технических условий для подключения, разработку эскизного проекта;

- на техническую инвентаризацию объектов, подлежащих сносу, и снос этих объектов;

- на формирование земельных участков (межевые работы),

- на подготовку исходно-разрешительной документации и иных, относящихся к ним затрат.

Поэтому возврат исполненного может быть осуществлен только в виде компенсации истцу понесенных им расходов.

Вместе с тем, из указанных затрат истца подлежат возмещению лишь расходы, связанные с подготовкой исходно-разрешительной документации, оформление которой предшествует предоставлению права аренды земельных участков под строительство и создает необходимые условия для заключения их договоров аренды, причем в результате несения которых земельные участки истцу не были предоставлены.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела в подтверждение понесенных расходов по исполнению обязательств ЗАО “Стройтрест-2“, предусмотренных инвестиционным договором и договором от 27.09.2005, суд приходит к выводу, что данные затраты истца подлежат частичному возмещению в сумме 23858993 руб. 81 коп., в том числе:

- 645 руб. 46 коп., 1534 руб. за техусловия на телефонизацию микрорайона “В“;

- 1575 руб. за техусловия на наружное освещение микрорайона “В“;

- 1894 руб. 25 коп. за техусловия на электроснабжение микрорайона “В“;

- 2575 руб. 78 коп. за справку о 113 адресах микрорайона “В“;

- 45977 руб. за эскизный проект микрорайона “В“ по трудовому договору с Н.;

- 778 руб. 80 коп. за техусловия на радио, ТВ по микрорайону “В“;

- 64368 руб., 9672 руб., 149887 руб. 14 коп. за инженерно-геологические изыскания по микрорайону “В“ и поз. 5 по договору с ГУП “ЧувашГИИЗ“;

- 632 руб. за обследование и оценку зеленых насаждений в период предварительного согласования по отводу земли в микрорайоне “В“;

- 41833 руб. 09 коп. за материалы обоснования размещения микрорайона “В“;

- 119661 руб. 25 коп. за расчет прибыльности проекта микрорайона “В“;

- 4060 руб. 30 коп. за копии исполнительных съемок микрорайона “В“;

- 2463517 руб. за разработку проектно-сметной документации по комплексной застройке микрорайона “В“ по договору с ГУП ЧР “Чувашгражданпроект“;

- 141656 руб. за экспертизу проекта микрорайона “В“;

- 2000 руб. за проведение градостроительного совета по микрорайону “В“;

- 626 руб. 55 коп., 751 руб. 86 коп. за копии с планшетов по микрорайону “В“;

- 660 руб. 29 коп., 919 руб. 35 коп. за изменение градостроительного регламента микрорайона “В“;

- 7015 руб. 13 коп. за градостроительный регламент микрорайона “В“;

- 59660 руб. 15 коп. за уточненную съемку микрорайона “В“ для градостроительного плана;

- 1253 руб. 10 коп. за копию исполнительной съемки микрорайона “В“;

- 6608 руб. за проект границ земельного участка под строительство поз. 5;

- 1654 руб. 08 коп., 230 руб. 83 коп. за копии 8 технических паспортов по микрорайону “В“;

- 2014190 руб. 28 коп., 11101208 руб. 50 коп. за услугу по технологическому подключению микрорайона “В“;

- 123 руб. 90 коп., 759 руб. 92 коп., 1305 руб. 88 коп“, 247 руб. 80 коп. за копирование сведений земельного кадастра микрорайона “В“;

- 11404 руб., 11736 руб. за межевое дело по поз. 5 уч. 1, 2;

- 2758 руб. 35 коп. за проект границ микрорайона “В“ (МУП “Градостроительство“);

- 7439 руб. 07 коп., 1804 руб. 02 коп. за градостроительный план по поз. 5 и б/с “А“ с изменениями;

- 2015 руб. 38 коп. за подготовку распоряжения по утверждению проекта застройки микрорайона “В“;

- 8047 руб. за корректировку комплекта генплана и цветных фасадов по проекту застройки микрорайона “В“;

- 3969000 руб. расходов по компенсации за сносимые строения индивидуального жилого дома по ул. Попова, 36;

- 231788 руб. расходов по разборке дома по ул. Попова, 36;

- 18667 руб. за вырубку деревьев по ул. Попова, 36;

- 1942 руб. 52 коп. за отключение абонента по ул. Попова, 36 от электроэнергии;

- 7523 руб. 87 коп. за отключение водопровода Попова, 36;

- 10486 руб., 10205 руб., 10424 руб. за межевые дела по поз. 2 (уч. 1, 2, 3);

- 790000 руб., 1951021 руб. за разработку ПСД поз. 2;

- 5992 руб. 74 коп. за градостроительный план поз. 2;

- 1421 руб. 48 коп. за подготовку распоряжения по поз. 2;

- 3716 руб. 48 коп. за акт выбора земельного участка по поз. 2;

- 11844 руб. за экспертизу ППР поз. 2;

- 88201 руб. за экспертизу рабочего проекта поз. 2;

- 250002 руб. за вневедомственную экспертизу рабочего проекта поз. 2,

- 2420 руб. 21 коп. за разбивку поз. 2;

- 4709 руб., за проект границ поз. 2;

- 114943 руб. за эскизный проект поз. 3 по трудовому договору с И.;

- 80000 руб. за эскизный проект поз. 5 по трудовому договору с Л.

Указанные расходы подтверждены представленными в материалы дела договорами, актами выполненных работ, платежными и иными первичными документами.

Из общей суммы предъявленных к взысканию расходов подлежат исключению те, которые связаны с подготовкой исходно-разрешительной документации для строительства всей группы жилых домов поз. 1, 2, 3, а также жилого дома поз. 1, поскольку частичное встречное исполнение своих обязательств по инвестиционному договору со стороны Администрации имело место. В частности, были предоставлены два земельных участка для строительства поз. 1 по ул. Ю.Фучика (блок-секции “А“ и “Б“). Определить долю затрат истца, связанную непосредственно с подготовкой документации для начала строительства поз. 2, 3, которая могла бы быть возмещена ЗАО “Стройтрест-2“, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств невозможно.

По изложенным основаниям суд отказывает в удовлетворении иска в части требования о взыскании следующих расходов:

- 100000 руб., оплаченных по платежному поручению от 28.12.2004 N 1516 за право застройки квартала по ул. Ю.Фучика;

- 52382 руб. 68 коп., по трудовому договору с Н. за проект застройки ул. Ю.Фучика;

- 179627 руб., 45499 руб., 45499 руб., 113959 руб. за инженерно-геологические изыскания по поз. 1, 2, 3;

- 1780 руб. 62 коп., 283 руб. 20 коп., 342 руб. 20 коп., 645 руб. 16 коп., 1575 руб., 1894 руб. 25 коп., 652 руб. 93 коп., 2787 руб. 64 коп., 1365 руб. 72 коп., 778 руб., 767 руб., за выдачу и продление техусловий по поз. 1, 2, 3

- 1000000 руб. за разработку ПСД группы жилых домов (поз. 1);

- 259600 руб. 31 коп. по трудовому договору с И. за эскизный проект группы жилых домов поз. 1, 2, 3;

- 12960 руб., 37170 руб. за экспертизу по отводу земли (ОВОС) поз. 1, 2, 3;

- 728591 руб. за услуги по временному присоединению стройплощадки;

- 863 руб. 46 коп. за подсчет координат по трудовому договору с С.;

- 23120 руб. за разработку ОВОС поз. 1, 2, 3;

- 632 руб. за оценку зеленых насаждений поз. 1, 2, 3;

- 6684 руб. 61 коп. за экспертизу по отводу земельного участка поз. 1, 2, 3;

- 16036 руб. 94 коп., 15134 руб. за лабораторные исследования почвы поз. 1, 2, 3;

- 1796 руб. 46 коп. за проверку уровня звука по ул. Ю.Фучика;

- 420 руб. 22 коп., 854 руб., 1068 руб. 50 коп. за копии исполнительных съемок района поз. 1, 2, 3;

- 1139 руб., 4000 руб., 304 руб. 50 коп., 4000 руб., 2551 руб. 92 коп. за техническую инвентаризацию и копии технических паспортов по поз. 1, 2, 3;

- 271 руб. 48 коп. за справку о технической возможности подачи газа;

- 2967 руб. 24 коп., 3411 руб. 36 коп., 2967 руб. 24 коп. за обрезку газопровода;

- 533 руб. 48 коп. за подключение к вод. колодцу с установкой водомера по ул. Попова;

- 13458 руб. 84 коп. за санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта поз. 1, 2, 3.

Кроме того, не подлежат удовлетворению требования истца о компенсации затрат на содержание аппарата ЗАО “Стройтрест-2“ (расходы на оплату труда, содержание имущества, приобретение канцелярских принадлежностей, командировочные расходы и т.д.) в сумме 5560160 руб. за 2004 год, 8704860 руб. за 2005 год, 6186740 руб. за 2006 год, 8704860 руб. за 2007 год, 8458240 руб. за 2008 год, поскольку истец не доказал, что данные расходы были связаны непосредственно с исполнением им своих обязательств по заключенным сторонами договорам.

По тем же обстоятельствам не могут быть компенсированы за счет ответчика и иные расходы истца, указанные в расчете, а также требование о компенсации 4230984 руб. 63 коп. процентов и платежей, связанных с использованием ЗАО “Стройтрест-2“ кредитных средств.

Затраты ЗАО “Стройтрест-2“, связанные с подготовкой территории под строительство жилого дома поз. 2, не подлежат возмещению, поскольку истец понес эти затраты не обладая при этом правами застройщика, т.е. в отсутствие прав на земельный участок под строительство данной позиции.

В пункте 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Действия истца по фактическому исполнению обязанностей застройщика в отсутствие такого статуса нельзя признать правомерными, следовательно, понесенные при совершении этих действий затраты не могут быть ему компенсированы.

Расходы по реконструкции подстанции “Кировская“, выполнению внеплощадочных сетей: кабельной линии от подстанции “Кировская“ до строящегося РП/ТП жилого дома поз. 1, внеплощадочной канализации, внеплощадочного дождевого коллектора также отклоняются, поскольку данные затраты понесены истцом в том числе и для строительства и обеспечения эксплуатации строящегося жилого дома поз. 1, что подтверждается письмом истца от 28.08.2007 N 711 (т. 5, л.д. 67).

Кроме того, суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании расходов по компенсации К. стоимости ее имущества, поскольку данные расходы возникли у истца в связи с ненадлежащим исполнением им обязательств по договору долевого участия в строительстве нежилого помещения, что следует из определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.09.2009 по делу N А79-4194/2009, которым в реестр требований кредиторов ЗАО “Стройтрест-2“ включено требование К. о взыскании 597670 руб. 57 коп. долга и 184414 руб. 39 коп. процентов (т. 6, л.д. 178 - 180).

Возможность применения к понесенным расходам корректирующих индексов сборников Минстроя Чувашии, а также иных коэффициентов (1,2726 и 1,18) истец вопреки своей обязанности, предусмотренной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обосновал, поэтому данный его довод отклоняется.

Требование истца о взыскании понесенных им расходов за счет казны муниципального образования не может быть принято во внимание, поскольку между сторонами имеют место гражданско-правовые обязательства, в связи с этим расходы истца должны быть компенсированы за счет контрагента. Незаконность действий (бездействия) Администрации вступившим в законную силу судебным актом не подтверждена. Проверка законности действий (бездействий) органа местного самоуправления и установление обстоятельств причинения вреда вследствие их совершения выходит за рамки настоящего спора.

Заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по расходам, понесенным в 2003 - 2006 годах, судом отклоняется.

Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу статьи 203 названного Кодекса течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Из письма Администрации в адрес ответчика от 31.08.2009 N 3407 следует, что ответчик признавал наличие обязанности по возмещению истцу понесенных им расходов, связанных с исполнением предусмотренных договорами обязательств.

При таких обстоятельствах признание ответчиком долга свидетельствует о прерывании течения срока исковой давности.

Довод Администрации о том, что ей не передана та документация, расходы на составление которой предъявлены истцом к возмещению, опровергается имеющимися в материалах дела письмами истца, подтверждающими факт ее передачи (т. 4, л.д. 100, 107, 116 - 118, 120, 122).

Имеющийся в материалах дела договор поручения от 22.01.2009 N 13рзт, подписанный истцом с МУП “ГУКС“, суд не считает относимым доказательством, поскольку из его условий не усматривается их взаимная связь с теми расходами, которые предъявлены к возмещению. Кроме того, к моменту его подписания документация, в том числе подтверждающая расходы истца, уже была передана. Следует также принять во внимание, что сторонами не согласован предмет договора поручения, не указано, какие именно юридические действия по подготовке исходно-разрешительной документации должны быть совершены истцом. Согласно пункту 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В силу пункта 1 статьи 973 Гражданского кодекса Российской Федерации поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными. Существенным условием договора поручения является его предмет - определенные договором конкретные юридические действия, которые поверенный должен совершить от имени и за счет доверителя. Перечень таких действий в договоре не приведен, в связи с этим он не является заключенным.

Истец просит произвести индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации по ценам, регулируемым уполномоченным на то государственным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит по заявлению взыскателя индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Указанная норма процессуального права, устанавливающая возможность индексации присужденных судом денежных сумм с целью защиты прав взыскателя от инфляционных процессов с момента принятия судом решения до его исполнения, позволяет арбитражному суду произвести индексацию лишь в случаях и в размерах, предусмотренных федеральным законом или договором.

Наличие договорных отношений между взыскателем и должником по поводу индексации материалами дела не подтверждено. Федеральный закон, предусматривающий индексацию присужденных судом денежных сумм в подобных случаях, отсутствует.

В связи с этим оснований для удовлетворения данного требования истца суд не находит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, в пользу закрытого акционерного общества “Стройтрест-2“, г. Чебоксары, 13512514 руб. 29 коп.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Стройтрест-2“, г. Чебоксары, в доход федерального бюджета <...> государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.