Законы и бизнес в России

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 15.04.2010 N 1611 “Об отчете о работе контрольного органа города Чебоксары - Контрольно-счетной палаты за 2009 год“

ЧЕБОКСАРСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 15 апреля 2010 г. N 1611

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ - КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ЗА 2009 ГОД

В соответствии с Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года N 40, на основании Положения о контрольном органе города Чебоксары - Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 июня 2005 года N 1651, Чебоксарское городское Собрание депутатов решило:

1. Принять к сведению прилагаемый отчет о работе контрольного органа города Чебоксары - Контрольно-счетной палаты за 2009 год.

Глава города Чебоксары

Н.И.ЕМЕЛЬЯНОВ

Приложение

к решению

Чебоксарского городского

Собрания депутатов

от 15.04.2010 N 1611

ОТЧЕТ

О
РАБОТЕ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ -

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ЗА 2009 ГОД

Отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 18 Положения о контрольном органе города Чебоксары - Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 июня 2005 года N 1651, о представлении Чебоксарскому городскому Собранию депутатов ежегодного отчета о работе контрольного органа города Чебоксары - Контрольно-счетной палаты (далее - Контрольно-счетная палата).

В 2009 году работа Контрольно-счетной палаты города Чебоксары строилась на основе годового Плана работы контрольного органа города Чебоксары - Контрольно-счетной палаты, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2008 года N 1217. План выполнен в полном объеме, реализованы все предусмотренные им мероприятия.

В рамках основных видов деятельности (контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической) всего за 2009 год проведено 17 мероприятий, в том числе 12 контрольно-ревизионных и 5 экспертно-аналитических. Кроме того, значительное место занимала работа текущего характера, не связанная с реализацией какого-либо из обособленных мероприятий, но относящаяся к компетенции Контрольно-счетной палаты.

Контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты в 2009 году распространялись на все органы местного самоуправления (в том числе их аппараты), муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия, а также на хозяйственные общества, доля в уставном капитале которых принадлежит муниципальному образованию.

Деятельность Контрольно-счетной палаты по осуществлению контроля за исполнением городского бюджета, управлением и распоряжением муниципальной собственностью строилась в соответствии
с Положением о контрольном органе города Чебоксары - Контрольно-счетной палате на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Приоритетным направлением в реализации контрольных полномочий Контрольно-счетной палаты в отчетном году было обеспечение единой системы контроля за исполнением местного бюджета на всех стадиях бюджетного процесса, ее основу составили:

внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета города Чебоксары за 2008 год;

внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Чебоксары за 2008 год;

осуществление экспертиз проекта бюджета города Чебоксары и проектов решений, предусматривающих его изменения;

осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета города Чебоксары по объемам, структуре и целевому назначению с последующей подготовкой оперативной отчетности по исполнению городского бюджета в течение отчетного года.

Кроме того, в течение отчетного года по вопросам, отнесенным к компетенции Контрольно-счетной палаты, осуществлялись экспертизы проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам, вносимых на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов (в том числе затрагивающих муниципальные программы, на финансирование которых предусматривались средства бюджета города Чебоксары).

Отчетный год был отмечен продолжением реформирования бюджетного законодательства на федеральном уровне. Существенные изменения претерпели положения Бюджетного кодекса Российской Федерации. Модернизация коснулась как концепции, так и содержания каждого из этапов бюджетного процесса. Это, в свою очередь, потребовало таких же существенных изменений в осуществлении бюджетного процесса в городе Чебоксары.

Контрольно-ревизионная деятельность

Контроль за целевым и эффективным
использованием бюджетных средств в отчетном году являлся одним из приоритетных направлений деятельности Контрольно-счетной палаты.

В рамках контрольно-ревизионной деятельности и в соответствии с Планом работы контрольного органа города Чебоксары - Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2008 года N 1217, в отчетном году Контрольно-счетной палатой осуществлена реализация 9 контрольных мероприятий, в том числе:

1) эффективность и целевое использование средств бюджета города Чебоксары, направленных на реализацию мероприятий в рамках городских целевых программ:

целевая муниципальная Программа внедрения международных стандартов качества в городе Чебоксары на 2006 - 2008 годы и до 2010 года (программа “Чебоксарское Качество“);

Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Чебоксары на 2005 - 2007 годы и до 2010 года;

муниципальная адресная программа “Капитальный ремонт жилищного фонда города Чебоксары“ на 2008 - 2011 годы;

2) проверка целевого и эффективного использования средств бюджета и имущества города Чебоксары в МУ “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ города Чебоксары;

3) проверка эффективного и целевого использования средств бюджета и имущества города Чебоксары в МУК ЦПКиО “Лакреевский лес“;

4) проверка эффективного и целевого использования средств бюджета и имущества города Чебоксары, обеспечения полноты поступлений доходов в бюджет города Чебоксары за пользование земельными ресурсами города Чебоксары в МУ “Земельное управление“;

5) эффективное и целевое использование средств бюджета и имущества города Чебоксары в
ГИБДД МВД Чувашской Республики;

6) эффективное и целевое использование средств, полученных ОАО “Водоканал“ в процессе исполнения инвестиционной программы по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2007 - 2010 годы;

7) проверка правильности формирования тарифов на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (плата за наем), полноты их поступления от населения, системы расчетов, приемов платежей населения и порядка перечисления их предприятиям - поставщикам и производителям жилищных услуг города Чебоксары за I полугодие 2009 года.

Число объектов контроля, на которых непосредственно проводились проверки, в отчетном году составило 28. По результатам проверок Контрольно-счетной палатой были составлены отчеты о результатах проверок, которые в дальнейшем были рассмотрены на заседаниях профильных постоянных комиссий Чебоксарского городского Собрания депутатов. Отдельные из них направлены главе города Чебоксары для принятия мер и устранения нарушений.

В ходе проводимых контрольно-ревизионных мероприятий предметом контроля стали бюджетные средства в общей сумме 2997746,1 тыс. рублей и их использование в рамках исполнения городского бюджета. Выявлено фактов разного рода нарушений законодательства и недостатков на сумму 43149,1 тыс. рублей.

Объем средств, в использовании которых в ходе проверок зафиксированы нарушения бюджетного законодательства, подлежащий восстановлению в местный бюджет, составил 5912,0 тыс. рублей.

В проверяемых организациях и учреждениях в основном выявлены нарушения бюджетного законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации
по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности, других нормативно-правовых актов Чувашской Республики и местного самоуправления. Нарушения и недостатки в большинстве своем имеют системный характер и, как показали контрольные мероприятия, приводят к уменьшению налогооблагаемой базы организаций и, как следствие, к занижению налоговых платежей в бюджеты разных уровней.

При проведении проверки использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, направленных на реализацию мероприятий в рамках программы капитального ремонта жилищного фонда города Чебоксары, выявлены многочисленные нарушения законодательства и нормативно-правовых актов. Процедура заочного голосования по выбору способа управления собственниками помещений многоквартирных домов, принятия решения о проведении капитального ремонта, по выбору способа накопления доли софинансирования расходов по капитальному ремонту, определение размера и порядка сбора указанных средств управляющими компаниями проведены с нарушениями требований Жилищного кодекса Российской Федерации. Комиссионный отбор подрядных организаций проведен управляющими компаниями с нарушениями законодательства Чувашской Республики и правовых актов Фонда содействия реформированию ЖКХ. Выявлены факты отсутствия должного контроля ответственных должностных лиц за обоснованностью включения затрат и применения поправочных коэффициентов в проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и факты завышения стоимости выполненных работ.

Значительное число нарушений выявлено в отношении соблюдения бюджетными учреждениями требований к составлению, утверждению и исполнению смет доходов и расходов, нарушения в части соблюдения штатной дисциплины, выявлены отдельные нарушения в части соблюдения требований законодательства
к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

В рамках проверок муниципальных учреждений особое внимание уделялось и принятым в муниципальном образовании подходам к управлению муниципальной собственностью.

В ходе проверок были выявлены факты необоснованного использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, путем передачи его в аренду или пользование без согласия собственника имущества, заключения договоров о совместной деятельности без юридических на то оснований, недополучения бюджетом города Чебоксары доходов от сдачи в аренду муниципального имущества.

В целом же, как показали результаты проверок, сфера управления муниципальной собственностью остается одной из самых проблемных и требует повышенного внимания со стороны органов местного самоуправления. Среди наиболее типичных недостатков, выявленных в отчетном году, значатся:

наличие случаев неэффективного использования муниципального имущества (с позиции пополнения местного бюджета доходами от его использования);

несвоевременное внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты в соответствии с изменениями законодательства;

пренебрежение нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающимися поступления в бюджет доходов от сдачи в аренду имущества;

отсутствие мер или их неэффективный характер в отношении задолженности по арендным платежам в бюджет города Чебоксары.

С целью устранения выявленных нарушений и недостатков, а также принятия мер по недопущению выявленных нарушений и недостатков впредь в адрес руководителей проверенных учреждений и организаций Контрольно-счетной палатой направлено 3 представления.

В отчетном году по итогам контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты
в бюджеты разных уровней возмещено средств на сумму 12890,0 тыс. рублей, из них в бюджет города Чебоксары - 700,0 тыс. рублей.

Кроме этого, специалистами Контрольно-счетной палаты было проведено контрольное мероприятие по жалобе, поступившей от работников МУЗ “Городская станция скорой медицинской помощи“. Информация о результатах рассмотрения жалобы была направлена всем заинтересованным лицам.

Также Контрольно-счетной палатой в ходе последующего контроля за использованием средств бюджета города Чебоксары была проведена проверка выполнения предложений по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО “Спецавтохозяйство“.

Экспертно-аналитическая деятельность

В отчетном году Чебоксарским городским Собранием депутатов для проведения экспертизы в адрес Контрольно-счетной палаты было направлено 53 проекта решений, вносимых на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов. Из них 43 проекта решений затрагивали вопросы, отнесенные к компетенции Контрольно-счетной палаты.

В рамках экспертно-аналитической деятельности за отчетный период Контрольно-счетной палатой проведено 5 мероприятий, предусмотренных планом работы на 2009 год, которые реализованы в полном объеме.

Экспертные заключения Контрольно-счетной палаты, подготовленные по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий, вытекающие из них выводы, рекомендации и предложения представлялись Чебоксарскому городскому Собранию депутатов в установленные сроки.

Мероприятия экспертного характера, проводимые в отчетном году, составляли основу контроля за бюджетом города Чебоксары в течение всего периода. В том числе в форме предварительного контроля за принятием проекта бюджета города Чебоксары на очередной финансовый год, текущего (оперативного) контроля непосредственно в ходе его исполнения
в отчетном году и внесения в него изменений и дополнений, последующего контроля по итогам исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

Предметом экспертизы и анализа в рамках осуществления в течение отчетного года текущего контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета города Чебоксары являлись отчетные данные об исполнении городского бюджета за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего финансового года. По результатам такого контроля были подготовлены и представлены Чебоксарскому городскому Собранию депутатов оперативные отчеты о ходе исполнения бюджета города Чебоксары в 2009 году за каждый из упомянутых выше отчетных периодов.

Основной акцент при осуществлении текущего контроля ставился на анализе выявленных отклонений от утвержденных показателей городского бюджета с целью подготовки предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. Его результаты нашли отражение в упомянутых заключениях.

Результаты текущего контроля использовались при проведении экспертиз вносимых на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов проектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в решение о бюджете города Чебоксары на 2009 год. На основании проведенных экспертиз проектов решений по указанному выше вопросу Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Контрольно-счетной палатой были подготовлены и представлены соответствующие заключения.

Одним из элементов в работе Контрольно-счетной палаты в отчетном году являлись внешние проверки отчета об исполнении бюджета города Чебоксары и внешняя проверка бюджетной отчетности администраторов
бюджетных средств за 2008 год. Таковые были проведены в порядке последующего контроля. Основной акцент при проведении внешних проверок был сделан на соответствии итогов исполнения смет доходов и расходов учреждений принятому решению о бюджете и требованиям бюджетного законодательства. Их итоги были взяты за основу при проведении проверки и подготовке заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города Чебоксары за 2008 год.

Предварительному контролю, как являющемуся отправной точкой в реализации всех последующих форм контроля, традиционно уделялось значительное внимание. Работа по подготовке к проведению экспертизы проекта бюджета города Чебоксары на очередной финансовый год началась одновременно с началом его формирования.

Непосредственно при проведении экспертиз проектов бюджета города Чебоксары осуществлялась оценка доходных и расходных статей, размеров муниципального долга и дефицита местного бюджета. Проекты решений проверялись на предмет соответствия предложенных ими показателей и их параметров ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетных правоотношениях в муниципальном образовании городе Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22 мая 2008 года N 1011. Кроме того, не остались без внимания вопросы финансовой обеспеченности нормативных правовых актов, реализация положений которых должна была осуществляться в очередном финансовом году, вытекающих из них расходных обязательств города Чебоксары, а также отражение в проектах последствий для тех из них, исполнения которых проект бюджета не предусматривает или предусматривает их частичное исполнение.

Результаты экспертиз проектов бюджета нашли отражение в заключении Контрольно-счетной палаты по проекту бюджета города Чебоксары на 2010 год.

Одновременно наряду с деятельностью по контролю за формированием и исполнением местного бюджета в рамках экспертной деятельности в отчетном году осуществлялась экспертиза вносимых на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов проектов решений и по другим вопросам, отнесенным к компетенции Контрольно-счетной палаты.

Так, в отчетном году проводились экспертизы и были подготовлены заключения по проектам решений, касающихся муниципальных целевых программ, на финансирование которых предусматриваются средства городского бюджета:

“О внесении изменений в муниципальную адресную программу “Капитальный ремонт жилищного фонда города Чебоксары“ на 2008 - 2011 годы“;

“О внесении изменений в приложение N 2 Экологической программы города Чебоксары на 2005 - 2007 годы и на период до 2010 года“;

“О внесении изменений в муниципальную целевую программу “Развитие земельных отношений в городе Чебоксары на 2006 - 2010 годы“;

“О внесении изменений в муниципальную программу “Поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2006 - 2010 годы по городу Чебоксары“;

“О внесении изменений в целевую муниципальную Программу внедрения международных стандартов качества в городе Чебоксары на 2006 - 2008 годы и до 2010 года (программа “Чебоксарское качество“)“;

“О городской целевой программе “Малые реки города Чебоксары на 2010 - 2012 годы и на период до 2015 года“;

“О муниципальной программе по профилактике потребления табака и табачных изделий в городе Чебоксары на 2009 - 2011 годы“.

Следует отметить, что при рассмотрении проектов решений об утверждении целевых муниципальных программ Контрольно-счетной палатой неоднократно отмечалось, что в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2009 года долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации должен быть установлен муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В отчетном году было проведено 30 экспертиз проектов решений по иным вопросам. Работа по реализации результатов экспертной деятельности строилась в отчетном году при участии специалистов Контрольно-счетной палаты в работе постоянных комиссий Чебоксарского городского Собрания депутатов над проектами решений, ставшими предметом экспертиз, и не ограничивалась лишь этапом рассмотрения проектов решения, а при необходимости продолжалась после такового. В частности, по проектам решений Чебоксарского городского Собрания депутатов “Об установлении надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду и водоотведение для потребителей города Чебоксары на 2010 год“, “Об установлении надбавок к ценам (тарифам) на очистку сточных вод для потребителей города Чебоксары на 2010 год“ первоначальное заключение содержало ряд существенных замечаний, которые были приняты во внимание при их рассмотрении. В связи с этим проекты были отправлены на доработку и утверждены после повторной экспертизы. Проект решения Чебоксарского городского Собрания депутатов “О надлежащем исполнении обязательства по перечислению арендной платы“ был отклонен и не рассматривался Чебоксарским городским Собранием депутатов.

Иная деятельность

Контрольно-счетная палата с 2007 года является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов. В 2009 году Контрольно-счетной палатой проводилась активная работа по установлению более устойчивых связей с контрольно-счетными органами других муниципальных образований и разработке единых подходов к проведению контрольных и экспертных мероприятий.

Представители Контрольно-счетной палаты в 2009 году принимали участие в общем собрании (VIII конференции) Союза муниципальных контрольно-счетных органов в городе Казань по теме: “Роль контрольно-счетных органов Российской Федерации в обеспечении эффективного использования финансовых и материальных ресурсов муниципальных образований в условиях реализации антикризисных мер“.

Планирование работы на очередной год - одна из составляющих ежегодной деятельности Контрольно-счетной палаты. Работа по формированию плана работы строится на основе поступивших в адрес палаты предложений о включении тех или иных мероприятий в план контрольных мероприятий.

В сфере внимания Контрольно-счетной палаты продолжают оставаться вопросы жилищно-коммунального хозяйства, полноты и своевременности поступления доходов в бюджет города Чебоксары, законности произведенных расходов.

В целях предупреждения нарушений бюджетного законодательства как на стадии формирования бюджета города Чебоксары, так и при его исполнении Контрольно-счетная палата продолжит осуществлять деятельность по информированию всех участников бюджетного процесса о результатах проводимых мероприятий.

И в дальнейшем неизменными принципами в деятельности Контрольно-счетной палаты будут оставаться такие принципы, как системность, объективность, независимость и гласность.