Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.01.2010 по делу N А79-15039/2009 <Об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2010 по делу N А79-15039/2009 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N А79-15039/2009

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 15 января 2010 года.

Арбитражный суд в составе: судьи

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

федерального государственного унитарного предприятия “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Социалистическая, 1

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Республики, 2

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя
- З. (дов. от 12.05.2009);

от административного органа - К. (дов. от 11.01.2010);

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“ (далее - заявитель, предприятие, ФГУП “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности N 97-09/176П от 15.12.2009 года.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением от 15.12.2009 года N 97-09/176П предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.

Предприятие заключило контракт N 860/24322978-08139-45/128 от 25.03.2008 года с государственным предприятием “Узмахсусимпэкс“ (Узбекистан) на поставку противоградовых ракет “Алазань - 6“, на общую сумму 583000 ЕВРО.

По данному контракту предприятию следовало представить справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товара по ГТД N 10406030/121208/0004423 и ГТД N 10406030/121208/0004424 не позднее 29 декабря 2008 года, справка была оформлена 14 января 2009 года и представлена в уполномоченный банк 14.01.2009, то есть на 15 дней позднее установленного срока, при этом 11 дней из которых являлись нерабочими (праздничными) днями. Считает, что пропуск представления соответствующей справки в уполномоченный банк составил не более 4 рабочих дней.

Полагает, что в действиях предприятия отсутствует вред общественным интересам и угроза, охраняемым общественным отношениям, а само по себе деяние является малозначительным в виду характера совершенного правонарушения, роли предприятия, размера вреда и его характера, тяжести наступивших последствий. Поэтому просит освободить предприятие от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В ходе судебного заседания
представитель предприятия заявленное требование поддержал по вышеизложенным доводам. Просил постановление по делу об административном правонарушении в отношении предприятия отменить в связи с малозначительностью.

Представитель административного орган заявленное требование не признал.

Пояснил, что крайним сроком для представления справки о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товара по ГТД N 10406030/121208/0004423 и ГТД N 10406030/121208/0004424 не позднее 29 декабря 2008 года, справка была оформлена 14 января 2009 года и представлена в уполномоченный банк 14.01.2009, то есть на 17 дней позднее установленного срока.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ФГУП “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“ включено в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 1022101271444.

Предприятие заключило контракт N 860/24322978-08139-45/128 от 25.03.2008 года с государственным предприятием “Узмахсусимпэкс“ (Узбекистан) на поставку противоградовых ракет “Алазань - 6“, на общую сумму 583000 ЕВРО. Условия поставки - СРТ, аэропорт г. Фергана (Инкотермс 2000).

ФГУП “ЧПО им. В.И.Чапаева“ по данному договору оформлен паспорт сделки N 08100004/1280/0000/1/0 от 29.10.2008 (с переоформлением 01) в Акционерном Коммерческом Банке “Чувашкредитпромбанк“ (ОАО).

Во исполнение контракта отгружена продукция на общую сумму 583 000,00 евро, оформленная в Чувашской таможне по 2 грузовым таможенным декларациям.

Согласно отметок Чувашской таможни дата выпуска товара по ГТД N 10406030/121208/0004423 на сумму 291 500,00 евро и ГТД N 10406030/121208/0004424 на сумму 291500,00 евро является 12.12.2008.

Следовательно, крайним сроком представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по ГТД N 10406030/121208/0004423 и ГТД N 10406030/121208/0004424 является 29.12.2008 (в соответствии со ст. 193 ГК если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший
следующий за ним рабочий день), однако указанные справки от 14.01.2009 представлены в уполномоченный банк только 14.01.2009, то есть позднее установленного срока.

По указанному факту Управлением вынесен протокол об административном правонарушении от 02 декабря 2009 года.

Определением от 09.12.2009 года Управление назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 15 декабря 2009 года в 14 часов 30 минут.

Постановлением по делу об административном правонарушении предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.

О месте и времени составления протокола и вынесения постановления предприятие извещено надлежащим образом, данный факт заявителем не оспаривается.

Не согласившись с данным постановлением, предприятие обжаловало его в суд.

Проанализировав все обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя по следующим основаниям.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Федерального закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) установлена обязанность резидентов вести в установленном порядке учет
и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Пунктом 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П) предусматривается, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Согласно п. 2.2 Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

Срок для представления в банк паспорта сделки вышеуказанных документов в соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У) составляет 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.

Следовательно, крайним сроком
представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по ГТД N 10406030/121208/0004423 и ГТД N 10406030/121208/0004424 является 29.12.2008 (в соответствии со ст. 193 ГК если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Справка о подтверждающих документах предприятием представлена в уполномоченный банк лишь 14.01.2009, то есть с нарушением установленного положением N 258-П срока на 16 календарных дней.

Таким образом, справка о подтверждающих документах представлена предприятие с нарушением установленного срока.

В части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Следовательно, событие и состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по мнению суда, имеется.

Материалами дела подтверждается, что предприятие правомерно привлечено к административной ответственности, за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным
лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактические обстоятельства по делу подтверждают, что ФГУП “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“ имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования валютного законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 17 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункту 18 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктами 1.4 и 2.2 Устава федеральное государственное унитарное предприятие “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“ находится в ведомственной подчинении Российского агентства по боеприпасам; предприятие осуществляет производство и реализацию специальной продукции, в том числе производство боеприпасов, что свидетельствует об усиленном контроле государственных органов за сделками предприятия.

В соответствии с пунктом 3.1 контракта N
860/24322978-08139-45/128 от 25.03.2008 форма расчетов по договору - 100% безотзывной документарный, неделимый аккредитив.

Из 16 дней просрочки, 10 дней являлись выходными и 6 дней рабочими. У заявителя отсутствовала возможность представления необходимых документов в выходные дни.

Суд, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, считает, что вменяемое Предприятию правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как вред государству не причинен, отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд учитывает небольшой срок несвоевременного представления справки о подтверждающих документах, а также то-обстоятельство, что заявитель не уклонялся от валютного контроля.

Доказательств, подтверждающих, что представление справки с нарушением срока повлекло негативные последствия для учета проведенной валютной операции, суду не представлено.

Исходя из задач и целей административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам и целям административного наказания.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного предприятием правонарушения, в связи с этим обжалуемое постановление подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

решил:

заявление федерального государственного унитарного предприятия “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“ удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление N 97-09/176П от 15.12.2009 Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, г. Чебоксары о привлечении федерального государственного унитарного предприятия “Чебоксарское производственное объединение им. В.И.Чапаева“ г. Чебоксары к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи
15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.