Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.04.2009 по делу N А79-761/2009 <О признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике о доначислении к уплате авансового платежа по налогу на имущество организаций>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2009 по делу N А79-761/2009 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2009 г. по делу N А79-761/2009

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:

судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению

Алатырского городского комитета имущественных и земельных отношений

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике

о признании недействительным решения от 12.12.2008 N 5194

при участии:

от заявителя - О. (доверенность от 17.02.2009 N 224-10),

от заинтересованного лица - Т. (доверенность от 11.01.2009 N 02-40/00024),

установил:

Алатырский городской
комитет имущественных и земельных отношений (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.12.2008 N 5194, которым доначислены к уплате авансовый платеж по налогу на имущество организаций за полугодие 2008 года в сумме 402719 руб. и соответствующие пени в размере 19248 руб. 94 коп.

В судебном заседании представитель Комитета требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях, указал на то, что Комитет правомерно при исчислении авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2008 года не учитывал имущество муниципальной казны, поскольку Комитет не является балансодержателем данного имущества, а осуществляет лишь реестровый учет имущества муниципальной казны. Законодатель не относит ни публично-правовые образования, ни органы публичной власти к числу плательщиков налога на имущество организаций. Считает, что пока имущество, находящееся в муниципальной казне, не передано какому-либо юридическому лицу на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, оно не является объектом обложения налогом на имущество организаций. Акты приема-передачи имущества не свидетельствуют о передаче его на баланс Комитета. На основании постановлений главы города Алатыря, актов приема-передачи имущества оформлялась передача имущества в муниципальную казну.

Представитель налогового органа заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях, указав на то, что плательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества муниципальной казны, то есть основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями или учреждениями, признается балансодержатель данного имущества - государственный орган, уполномоченный осуществлять бюджетный учет данного
имущества, без передачи ему права оперативного управления на данное имущество. В силу пункта 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, имущество муниципальной казны подлежит учету в составе основных средств и, соответственно, должно было учитываться при расчете налога на имущество организаций у Комитета.

Выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.

Администрацией города Алатыря Чувашской Республики 28.02.1997 зарегистрировано создание Комитета. Налоговым органом 30.10.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Комитета за основным государственным регистрационным номером 1022101630891.

Комитетом 29.07.2008 по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган представлен налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет по итогам данного отчетного периода, составила 940 руб.

Инспекцией на основе налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2008 года проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой налоговым органом установлена неуплата Комитетом авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2008 года в размере 402719 руб. в результате невключения в налоговую базу при исчислении названного авансового платежа стоимости имущества, составляющую муниципальную казну, которое было передано ему на основании актов приема-передачи.

Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 07.11.2008 N 3270. Комитет 01.12.2008 в налоговый орган представил письменные возражения по данному акту камеральной налоговой проверки.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и письменных возражений Комитета заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 12.12.2008 N 5194 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением Комитету предложено уплатить 402719 руб. авансового
платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2008 года и 19248 руб. 94 коп. соответствующих пеней.

Комитет с решением налогового органа от 12.12.2008 N 5194 не согласился, что послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявление Комитета подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Статьей 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются российские организации.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункт 1 статьи 375 Налогового кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется российской организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Из положений указанных норм права
следует, что наличие объекта налогообложения налогом на имущество обусловлено нахождением этого имущества на балансе организации в качестве объектов основных средств.

В проверяемом периоде порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях был установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н.

Пунктом 10 названной Инструкции предусмотрено, что счет 010100000 “Основные средства“ предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Таким образом, имущество муниципальной казны подлежит учету в составе основных средств и соответственно учитывается при расчете налога на имущество организаций. При этом плательщиком налога на имущество организаций является балансодержатель этого имущества.

Из материалов данного дела следует, что Комитетом по итогам полугодия 2008 года исчислен авансовый платеж по налогу на имущество организаций со стоимости имущества, переданного ему в оперативное управление и используемого Комитетом в процессе его деятельности, но не исчислен и не уплачен авансовый платеж по налогу на имущество организаций со стоимости имущества муниципальной казны муниципального образования города Алатырь, переданного по актам приема-передачи от 07.06.2006 (том 1, лист дела 84), 02.07.2007 (том 2, лист дела 104), 29.12.2007 N 18 - 23, 25 - 27 (том 1, листы
дела 52 - 68), от 01.04.2008 (том 1, лист дела 85), от 30.04.2008 N 3 - 6 (том 1, листы дела 69 - 76) от 30.05.2008 N 7, 8 (том 2, листы дела 50 - 51, 76 - 77) и от 30.06.2008 N 9 - 17 (том 1, листы дела 87 - 103).

Решением Собрания депутатов города Алатырь Чувашской Республики от 19.02.2008 N 12/21-4 утверждено в новой редакции приложение N 2 “Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Алатыря“ (том 1, листы дела 37 - 44).

Согласно пункту 1.2 данного Положения муниципальная казна муниципального образования город Алатырь представляет собой совокупность средств местного бюджета и иного муниципального имущества, в том числе движимые и недвижимые вещи, а также имущественные права, находящиеся в собственности муниципального образования город Алатырь, не закрепленные за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Пунктами 5.1 и 5.3 названного Положения предусмотрено, что имущество, входящее в состав муниципальной казны города Алатыря, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию города Алатыря и не подлежит отражению в бухгалтерской отчетности органов местного самоуправления города и других организаций в качестве основных средств или оборотных средств; основные принципы создания и ведения, состав информации, порядок ее сбора, обработки, полномочия и ответственность организаций, участвующих в создании и ведении Единого реестра муниципальной собственности города Алатыря, в том числе и Реестра имущества, входящего в состав муниципальной казны города Алатырь, определяются Положением о едином реестре муниципальной собственности города Алатыря; учет имущества, составляющего муниципальную казну, осуществляется в специальном разделе Реестра муниципальной собственности муниципального образования города Алатырь.

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.3 Положения о Едином
реестре муниципальной собственности города Алатыря, утвержденного решением Собрания депутатов от 18.11.2005 N 3, формирование и ведение Единого реестра муниципальной собственности города Алатыря (далее - Реестр) возлагается на Алатырский городской комитет имущественных и земельных отношений, который осуществляет сбор информации об объектах муниципальной собственности, внесение необходимых сведений в Реестр, ведение Реестра путем своевременного внесения в него данных о состоянии объектов муниципальной собственности (том 2, листы дела 126 - 129).

Пунктом 2.2 Положения об Алатырском городском комитете имущественных и земельных отношений, утвержденного постановлением главы города Алатырь от 26.08.2004 N 998, определено, что Комитет осуществляет учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования г. Алатырь на это имущество, ведение реестра муниципального имущества (том 1, листы дела 12 - 16).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Комитет осуществляет реестровый учет имущества муниципальной казны без отражения его в своем бухгалтерском балансе. Обязанность по ведению реестра имущества муниципальной казны не возлагает на Комитет обязанность принять имущество муниципальной казны на учет в качестве объекта основных средств.

Налоговым органом не представлены доказательства того, что спорное имущество, переданное Комитету для учета, является для него основным средством.

Акты приема-передачи, отраженные налоговым органом в оспариваемом решении и представленные сторонами в материалы дела, не свидетельствуют о том, что спорное имущество передано Комитету в целях осуществления им бухгалтерского учета как объекта основных средств.

Как следует из содержания данных актов приема-передачи основанием для их составления явились соответствующие постановления главы города Алатырь о принятии спорного имущества в муниципальную казну и включения его Комитетом в реестр муниципальной казны.

В силу вышеизложенного суд считает необоснованным начисление Комитету оспариваемым решением авансового платежа
по налогу на имущество организаций за полугодие 2008 года в сумме 402719 руб. и соответствующих пеней в размере 19248 руб. 94 коп.

При таких обстоятельствах решение Инспекции от 12.12.2008 N 5194 подлежит признанию недействительным.

Расходы по государственной пошлине суд относит на налоговый орган по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике от 12.12.2008 N 5194 недействительным.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.