Законы и бизнес в России

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 04.03.2009 N 3-14/2009 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным Приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 12 от 23 января 2008 г. в части отнесения всех земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N 21:26:11 01 03 с. Янтиково Чувашской Республики, по виду разрешенного использования в состав земель, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки>

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 4 марта 2009 г. N 3-14/2009

(извлечение)

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании незаконным приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 12 от 23 января 2008 года “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики“ в части отнесения всех земельных участков, расположенных в кадастровом квартале номером 21:26:11 01 03, к землям, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки,

установил:

постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 12 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики“
от 23 января 2008 г. утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Чувашской Республики (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (приложение N 2).

Постановление официально опубликовано в республиканской газете “Вести Чувашии“ за N 4 от 31 января 2008 г.

В приложении N 1 к постановлению среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале N 21:26:11 01 03 Янтиковского района Чувашской Республики определено для земель, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки в размере 242,80 и для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов - в размере 258,77.

Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 12 от 23 января 2008 года “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики“ в части отнесения всех земельных участков, расположенных в указанном кадастровом квартале, по виду разрешенного использования в состав земель, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, указывая, что в оспариваемом приложении средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале N 21:26:11 01
03, в котором расположен и принадлежащий ему земельный участок, установлен на все земельные участки в размере 242,80 руб./кв. м из-за ошибочного отнесения всей площади земельных участков в данном кадастровом квартале по виду разрешенного использования к землям, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки и приусадебных участков, а земли, предназначенные для сельскохозяйственного использования, не указаны и среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель для данного вида использования не определено, тогда как часть земельных участков в данном кадастровом квартале, в том числе и принадлежащий ему на праве собственности земельный участок по ул. 40 лет Победы, площадью 0,38 га, по виду разрешенного использования предназначена для сельскохозяйственных целей, а не для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Так, предоставленный ему постановлением главы Янтиковской сельской администрации от 31 декабря 1992 г. для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок состоит по виду целевого использования из двух частей: часть участка площадью до 0,10 га является приусадебным участком и предназначена для размещения жилого дома, а остальная часть площадью 0,38 га в силу требований закона и фактического использования является полевым земельным участком, предназначенным исключительно для сельскохозяйственного использования, и используется им для выращивания сельскохозяйственной продукции.

В обоснование своих доводов заявитель сослался на решение Янтиковского районного Совета народных депутатов от 6 марта 1992 г., которым было установлено, что гражданам для индивидуального жилищного строительства и содержания жилого дома предоставляются земельные участки до 0,10 га, и на п. 1 ст. 4 ФЗ “О личном подсобном хозяйстве“, в соответствии с которым для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок)
и земельный участок, за чертой поселений (полевой земельный участок).

Полагает, что в процессе государственной кадастровой оценки земель при оценочном зонировании территории, к которой относится его земельный участок, в нарушение пунктов 4 и 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, границы оценочной зоны совмещены лишь с границами кадастровых кварталов и не совмещены с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водоемов и др.)

Из-за допущенных при проведении оценочного зонирования нарушений произошло необоснованное завышение кадастровой стоимости земельного участка, что привело к тому, что на него возлагается обязанность по уплате земельного налога в размере, практически равном рыночной стоимости самого земельного участка.

Заявитель Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики заявление не признали, пояснив, что постановление “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики“ от 23 января 2008 г. принято Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий с соблюдением установленного порядка, постановление официально опубликовано в республиканской газете “Вести Чувашии“ за N 4 от 31 января 2008 г. Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Чувашской Республики, результатом которой явилось оспариваемое приложение N 1, как составная часть указанного выше постановления КМ ЧР, проведена исполнителем в соответствии с Методическими указаниями и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Перечень земельных участков был сформирован Управлением Роснедвижимости
по Чувашской Республике на основе кадастровых паспортов территории по состоянию на 1 января года проведения работ. Актуализация кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка площадью 4800 кв. м проведена по виду разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, установленному постановлением главы Янтиковской сельской администрации Чувашской Республики от 31 декабря 1992 г.

Также представитель заявил о пропуске Н. срока исковой давности, указывая, что фактически заявителем оспаривается отнесение принадлежащего ему земельного участка по виду разрешенного использования к землям, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки, о чем ему было известно с 2004 г.

Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике в суде заявление также не признал, дав аналогичные пояснения.

Выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Оспариваемое приложение N 1, как составная часть постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 12 от 23 января 2008 года “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики“ содержит средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Чувашской Республики, которая обязательна для неопределенного круга лиц и рассчитана на неоднократное применение, а потому является нормативно-правовым
актом.

Оспаривая данный нормативно-правовой акт, заявитель указывает, что из-за ошибочного отнесения при проведении государственной кадастровой оценки земель всей территории кадастрового квартала, в котором расположен его земельный участок, к землям, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки, в приложении не определено среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного использования, что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости его земельного участка, в связи с чем на него возлагается обязанность по уплате земельного налога в размере, практически равном рыночной стоимости самого земельного участка.

Вместе с тем, как следует из содержания оспариваемого нормативного акта, им утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования земель. В приложении N 1 к постановлению в части, касающейся кадастрового квартала 21:26:11 01 03, указаны значения показателей кадастровой стоимости для земель, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки в размере 242,80 и для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов - в размере 258,77.

Сведений об отнесении принадлежащего Н. земельного участка, как в целом, так и в части, также как и других земельных участков, расположенных в данном кадастровом квартале, по виду разрешенного использования к какой-либо категории земель, а также стоимость конкретных земельных участков
приложение не содержит.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждение результатов оценки регламентируются Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316; Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39; Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152.

В соответствии с пунктами 1 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства объектов недвижимости.

Из представленных суду материалов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики видно, что оценочное зонирование территории населенных пунктов проведено в соответствии с указанными выше Правилами на основании классификации земель по целевому назначению, виду разрешенного использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

Работы по осуществлению оценки проводились правомочными органами, с соблюдением требований действующего законодательства, что подтверждается государственным контрактом на выполнение работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики от 17
июля 2007 г. с приложенными к нему техническим заданием, календарным планом выполнения работ, актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, протоколом заседания правительственной комиссии по проведению государственной кадастровой оценки земель.

Как следует из перечня земельных участков кадастрового квартала 21:26:11 01 03, сформированного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, на данной территории земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, к каковым относятся согласно п. 15 Типового перечня видов разрешенного использования (таблица 1 приложения 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29 июня 2007 г.) земельные участки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями) и земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, объектов сельскохозяйственного назначения, не имеется.

Доводы заявителя о том, что часть принадлежащего ему земельного участка площадью 0,38 га необоснованно включена в состав земель, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, тогда как предназначена для сельскохозяйственного использования и является полевым участком, находится за пределами территории сельского поселения, являются несостоятельными.

В соответствии с п. 2.1 Технических рекомендаций формирование исходного перечня земельных участков осуществляется на основе кадастровых планов территории.

Принадлежащий заявителю Н. земельный участок с кадастровым номером 21:26:110103:40 (равнозначен кадастровому номеру 21:26:11 01 03:0040), расположенный по ул. 40 лет Победы с. Янтиково Чувашской Республики, согласно кадастровому паспорту N 2126/201/09-0117 от 4 февраля 2009 г., также как и согласно кадастровому плану N 26-16/04-1624 от 24 декабря 2004 г., является землей поселений и предназначена для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанное обстоятельство подтверждается также постановлением главы Янтиковской
сельской администрации Чувашской Республики N 1 от 31 декабря 1992 г., из которого следует, что земельный участок, расположенный по ул. 40 лет Победы, площадью 0,48 га, предоставлен Н. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства при доме.

Из изложенного следует, что земельный участок площадью 0,48 га согласно ст. 4 ФЗ “О личном подсобном хозяйстве“ является приусадебным.

Использование этого земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции не противоречит требованиям действующего законодательства, но не свидетельствует о том, что при проведении работ по государственной кадастровой оценке земельный участок подлежит отнесению к землям, предназначенным для сельскохозяйственного использования.

В соответствии с п. 3.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель земельные участки в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка, относятся к перечню объектов оценки в составе вида разрешенного использования, указанного в подпункте 1.2.2 Методических указаний, то есть к земельным участкам, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

При таких обстоятельствах оснований для отнесения при оценочном зонировании одного и того же земельного участка по виду разрешенного использования одновременно к двум зонам, а именно: к землям, предназначенным для размещения индивидуальных жилых домов и для сельскохозяйственного использования, - не имелось.

Таким образом, при проведении оценочного зонирования принадлежащий Н. земельный участок правомерно был отнесен в перечне земельных участков к землям, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Иные доводы о противоречии оспариваемого нормативного акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заявитель не приводит, и судом такие обстоятельства не установлены.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд,
признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Учитывая, что оспариваемое заявителем приложение N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики принято правомочным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит требованиям Земельного кодекса РФ и других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, оснований для признания его не действующим и удовлетворения заявления Н., не имеется.

Требования заявителя о признании незаконным определения оценочной зоны земель, расположенных в кадастровом квартале номером 21:26:11 01 03 по ул. 40 лет Победы с. Янтиково, не могут быть рассмотрены в качестве самостоятельного требования по данному делу, поскольку являются основанием требования об оспаривании нормативного правового акта. Указанные обстоятельства, как связанные с формированием перечня земельных участков и отнесения их к оценочным зонам, судом проверены в ходе рассмотрения дела и являются несостоятельными по указанным выше основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Н. в удовлетворении заявления о признании незаконным Приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 12 от 23 января 2008 г. в части отнесения всех земельных участков, расположенных в кадастровом квартале N 21:26:11 01 03 с. Янтиково Чувашской Республики, по виду разрешенного использования в состав земель, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.