Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.01.2009 по делу N А79-8220/2008 <Об удовлетворении заявления в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость и прекращении производства в части взыскания недоимки по налогам и пени>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2009 г. по делу N А79-8220/2008

Полный текст решения изготовлен 20 января 2008 года.

Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2008 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

муниципального предприятия “Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 87

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Гончарова, 36

о признании недействительным решения налогового органа от 30.09.2008 N 66

при участии:

от Предприятия - юрисконсульта Р. по пост. доверенности от 12.01.2009 N 2.

от Инспекции -
начальника юротдела Т. по пост. доверенности от 11.01.2009 N 02-40/00024.

установил:

муниципальное предприятие “Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“ (далее - Предприятие, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике (далее - МИФНС N 1 по ЧР, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 30.09.2008 N 66.

В ходе судебного разбирательства Предприятие неоднократно уточняло заявленные требования, в итоге Заявитель отказался от оспаривания решения налогового органа от 30.09.2008 N 66 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 2117878,52 руб., пени в сумме 299821,45 руб., просил признать недействительным решение налогового органа от 30.09.2008 N 66 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 473381 руб.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принят частичный отказ от требований МП “Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказ от заявления является основанием прекращения производства по делу.

Согласно части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Представитель Заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что предприятием производился фактический отпуск теплоэнергии потребителям в течение отопительного сезона - с октября по май, стоимость же поставленной в указанный период
теплоэнергии в соответствии с действующими правовыми актами на территории г. Алатырь, предъявлялась потребителями в течение всего года. Ходатайствовал об уменьшении размера налоговых санкций, указал, что МП “УЭ и ЖКХ“ является муниципальным предприятием, созданным для выполнения функций управления многоквартирными домами и иным жилищным фондом заказчика от лица муниципалитета и собственников жилья по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным и энергетическим обслуживанием города Алатыря, иную хозяйственной деятельность предприятие не ведет. Деятельность предприятия является убыточной, на сегодняшний день МП “УЭ и ЖКХ“ находится в тяжелом финансовом положении, имеется существенная кредиторская задолженность перед ресурсоснабжающими предприятиями. Вследствие уплаты штрафов в размере, определенном решением налогового органа, усугубит тяжелое материальное положение предприятия.

Представитель МИФНС N 1 по ЧР требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, вопрос об уменьшении размера штрафов оставил на усмотрение суда. Также представитель МИФНС N 1 по ЧР ходатайствовал об уменьшении размера госпошлины в связи с финансированием из бюджета, в случае удовлетворения требований заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд установил следующее.

Муниципальное предприятие “Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 03.02.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации N 1 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 1032131000186.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике проведена выездная налоговая проверка Предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период: по налогу на прибыль организаций с 01.01.2007 по 30.12.2007, по налогу на добавленную стоимость с 01.01.2007 по 30.03.2008, по налогу с продаж с 01.01.2003 по 31.12.2003, по налогу на доходы физических
лиц с 01.01.2007 по 31.05.2008, по единому социальному налогу с 01.01.2007 по 31.12.2007, по налогу на имущество с 01.01.2007 по 31.12.2007, по транспортному налогу с 01.01.2007 по 30.12.2007, по единому налогу на вмененный доход с 01.01.2007 по 30.03.2008, результаты которой отражены в акте выездной налоговой проверки от 08.09.2008 N 56 дсп.

По результатам рассмотрения вышеуказанного акта, материалов проверки, возражений налогоплательщика от 24.09.2008 N 432 Инспекцией вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения от 30.09.2008 N 66, которым Предприятие привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 473381 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость. Указанным решением предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 2363906,52 руб. пени в сумме 299821,45 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Несогласие с решением от 30.09.2008 N 66 послужило основанием для обращения Предприятия в суд с заявлением о признании недействительным вышеуказанного решения.

С учетом уточнения заявленных требований Заявитель просит признать недействительным решение налогового органа от 30.09.2008 N 66 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 473381 руб.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, рассмотрев доводы сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в
размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации Муниципальное предприятие “Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“ является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость (пункт 1 статьи 154 Кодекса).

В пункте 1 статьи 174 Кодекса определено, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 3
статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса и в иных случаях, определенных в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 названной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В статье 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила).

В соответствии пунктом 7 Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

В пункте 16 Правил установлено, что продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению). В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании
услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство (пункт 17 Правил). Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом (пункт 27 Правил).

Таким образом, данные налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость должны соответствовать данным книг покупок и продаж.

Как следует из материалов дела, МИФНС N 1 по ЧР в ходе выездной налоговой проверки установлено, что при проверке Предприятия в нарушение статей 146, 153, 167, 171, 172 Налогового кодекса РФ выявлено несоответствие данных книг продаж, книг покупок данным налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость представленных налогоплательщиком за соответствующие налоговые периоды 2007 года, в результате не отражения сумм выручки по счетам-фактурам, завышения вычетов за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2007 года. Данные расхождения повлекли занижение налога на добавленную стоимость за налоговые периоды 2007 год в сумме 2366906,52 руб., в том числе за май 2007 года - 665365,40 руб., за июнь 2007 года - 61719 руб., за июль 2007 года - 647184,79 руб., за август 2007 года - 764039,26 руб., за сентябрь 2007 года - 3332 руб., за октябрь 2007 года -
225266,07 руб.

От оспаривания по существу обоснованности доначисления НДС в вышеуказанном размере предприятие отказалось.

Суд исходит из того, что налогоплательщик правомерно привлечен за неуплату налога на добавленную стоимость за 2007 год в виде штрафа в сумме 473381 руб. (2363906,52 руб. x 20%).

По срокам уплаты НДС за вышеуказанные налоговые периоды, переплаты, перекрывающей доначисленные суммы налога не установлено.

Заявитель по существу вышеуказанные обстоятельства не оспаривает.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ.

Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ устанавливает, что смягчающими обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Суд устанавливает в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: осуществление социально значимой деятельности: жилищно-коммунальное и энергетическое обслуживание г. Алатырь, тяжелое материальное положение предприятия.

В связи с чем, суд считает возможным уменьшить размер штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость до суммы 10000 руб.

На основании изложенного решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике от 30.09.2008 N 66 подлежит признанию недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в
виде штрафа в сумме 463381 руб., в части требования об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике от 30.09.2008 N 66 о взыскании недоимки по налогам и пени производства по делу подлежит прекращению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины, в том числе по обеспечительным мерам, на налоговый орган, при этом учитывая, что Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике, финансируется из Федерального бюджета Российской Федерации, суд полагает возможным уменьшить размер полагающейся к ко взысканию с налогового органа государственной пошлины до 300 руб.

Руководствуясь статьями 110, 151, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление муниципального предприятия “Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“ удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике от 30.09.2008 N 66 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 463381 руб.

Прекратить производство по требованию об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике от 30.09.2008 N 66 в части взыскания недоимки по налогам и пени.

В остальной части отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Гончарова, 36 в пользу муниципального предприятия “Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 87 расходы по уплате государственной пошлины.

Возвратить муниципальному предприятию “Управление энергетики и
жилищно-коммунального хозяйства г. Алатырь“, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 87 из федерального бюджета частично государственную пошлину, уплаченную по платежным поручениям от 28.10.2008 N 212, от 28.10.2008 N 213.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.