Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.11.2008 по делу N А79-4523/2008 <Об удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 ноября 2008 г. по делу N А79-4523/2008

Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2008

Полный текст решения изготовлен 05.11.2008

Арбитражный суд в составе: судьи

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Н., <...>

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, 420101, г. Казань, ул. Гарифьянова, дом 2

о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в сумме 81606 руб. 34 коп.

при участии:

от заявителя: А. по доверенности от 17.07.2008

от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: зам. начальника юридического отдела
К. по доверенности N 05-22/002 от 09.01.2008

от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - не было

установил:

индивидуальный предприниматель Н. обратилась в арбитражный суд с уточненным заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, привлеченной для участия в деле в качестве второго ответчика, о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 81606 руб. 34 коп. на ее расчетный счет.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования, которые сводятся к следующему. Предприниматель зарегистрирована по адресу в Республике Татарстан, г. Казань, пр. Победы, д. 17, а предпринимательскую деятельность осуществляет в г. Чебоксары, в связи с осуществлением которой выплаты в пользу физических лиц (работников) ею осуществлялись в Чувашской Республике. Руководствуясь устными консультациями сотрудников налогового в г. Казани, противоречивыми разъяснениями по вопросу куда следует перечислять предпринимателям налог на доходы физических лиц, удержанный с физических лиц - по месту осуществления предпринимательской деятельности либо по месту государственной регистрации, заявитель встала на вторичный учет в Пенсионный фонд Чувашской Республики и в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары (правопредшественник Инспекции ФНС по г. Чебоксары), куда и производила перечисления налогов, удержанных с выплачиваемых физическим лицам доходов.

Так, в период с 01.01.2004 по 31.12.2005 предпринимателем удержан и перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 198802 руб. 95 коп., что подтверждается платежными поручениями: N 480 от 16.02.2004 в сумме 6025 руб. 99 коп., N 695 от 15.03.2004 в сумме 14284 руб. 87 коп., N 572 от 17.05.2004 в сумме 12010 руб.
36 коп., N 858 от 17.05.2004 в сумме 8165 руб. 37 коп., N 1202 от 16.06.2004 в сумме 12524 руб. 20 коп., N 1575 от 15.07.2004 в сумме 14243 руб. 82 коп., N 1915 от 16.08.2004 в сумме 14351 руб. 73 коп. N 2237 от 15.09.2004 в сумме 15361 руб. 44 коп., N 2669 от 15.10.2004 в сумме 12517 руб. 76 коп., N 1369 от 15.12.2004 в сумме 14450 руб. 42 коп., N 2989 от 15.11.2004 в сумме 13255 руб. 99 коп., N 1558 от 31.12.2004 в сумме 16680 руб., N 314 от 15.02.2005 в сумме 10488 руб., N 551 от 15.03.2005 в сумме 10494 руб., N 770 от 15.04.2004 в сумме 13032 руб., N 993 от 14.05.2005 в сумме 10917 руб.

Межрайонной Инспекции ФНС N 4 по Республике Татарстан была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Н., в связи с чем она узнала о нарушении статьи 226 Налогового кодекса РФ в виду неправомерного не перечисления НДФЛ с выплат в пользу физических лиц, производимых в Чувашской Республике по месту ее государственной регистрации, то есть в Республике Татарстан. Таким образом, заявитель ошибочно перечисляла НДФЛ по месту осуществления предпринимательской деятельности - в Чувашской Республике в сумме 198802 руб. 95 коп.

Решением Межрайонной Инспекции ФНС N 4 по Республике Татарстан N 49 от 22.08.2007 предприниматель была привлечена к налоговой ответственности, взыскан налог на доходы физических лиц.

Получив указанное решение предприниматель обратилась в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары с заявлением от 13.09.2007 о перечислении ошибочно уплаченного на территории Чувашской Республике НДФЛ в сумме 198802 руб. 95 коп. и
в Межрайонную Инспекцию ФНС N 4 по Республике Татарстан, г. Казань.

В ответ на заявление Инспекция ФНС по г. Чебоксары произвела перечисление ошибочно уплаченного НДФЛ в налоговый орган в г. Казани на сумму 117196 руб. 61 коп., подтвердив, таким образом, ошибочную уплату предпринимателем НДФЛ в бюджет. В отношении остальной суммы в размере 81606 руб. 34 коп. (198802 руб. 95 коп. - 117196 руб. 61 коп.), Инспекция ФНС по г. Чебоксары письмом N 5045 сообщила о принятом решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) ошибочно перечисленного НДФЛ в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога в силу пункта 7 статьи 78 Налогового Кодекса РФ. Отказано в возврате сумм, уплаченных в бюджет по платежным поручениям: N 480 от 16.02.2004 в сумме 6025,99 руб., N 695 от 15.03.2004 в сумме 14284 руб. 87 коп., N 572 от 17.05.2004 в сумме 12010 руб. 36 коп., N 858 от 17.05.2004 в сумме 8165 руб. 37 руб., N 1202 от 16.06.2004 в сумме 12524 руб. 20 коп., N 1575 от 15.07.2004 в сумме 14243 руб. 82 коп., N 1915 от 16.08.2004 в сумме 14351 руб. 73 коп.

Вопрос о порядке применения срока, установленного в пункте 8 статьи 78 Кодекса, рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 Налогового Кодекса РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет
ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Одновременно отмечено, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку о неправомерном не перечислении предпринимателем НДФЛ по месту государственной регистрации и, наоборот, об излишнем перечислении НДФЛ по месту осуществления предпринимательской деятельности предприниматель узнала только из акта выездной налоговой проверки Межрайонной Инспекции ФНС N 4 по Республике Татарстан от 30.07.2007, решения о привлечении к ответственности N 49 от 22.08.2007, то, следовательно, начиная с 30.07.2007 следует исчислять трехлетний срок для возврата излишне уплаченного НДФЛ, который для обращения в суд не пропущен.

Как следует из материалов дела Инспекция ФНС по г. Чебоксары не оспаривает излишнюю уплату заявителем налога на доходы физических лиц в сумме 81606 руб. 34 коп. и представила решения о возврате налога от 23.07.2008 N N 606-612 на общую сумму 81606 руб. 34 коп. Однако, денежные суммы по этим решениям от 23.07.2008 N 606-612 не были зачислены на лицевой счет налогоплательщика - предпринимателя Н. в Межрайонной Инспекции ФНС N 4 по Республике Татарстан в виду неверного отражения Инспекцией ФНС по г. Чебоксары реквизита, а именно счета,
на который необходимо было произвести зачисление излишне уплаченного НДФЛ. В результате сумма 81606 руб. 34 коп. не была принята Межрайонной Инспекцией ФНС N 4 по Республике Татарстан, о чем имеется письмо от 10.09.2008 N 03-01-09/001016.

Заявитель произвела уплату НДФЛ, доначисленного налоговым органом в г. Казани по решению N 49 от 22.08.2007, поэтому задолженности у налогового агента имеется, однако до настоящего времени налоговыми органами в г. Чебоксары и в г. Казань не произведен фактический возврат заявителю налога.

На основании вышеизложенного, просил заявление удовлетворить.

Представитель Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары пояснила, что налоговым органом в г. Чебоксары приняты решения о возврате спорных сумм налога, таким образом, налог самостоятельно возвращен Инспекцией. После принятия данных решений о возврате переплаты, суммы направлены в налоговый орган в г. Казань - в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, на лицевой счет предпринимателя (на основании ее заявления), по месту регистрации предпринимателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Налогового Кодекса РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится по месту учета налогоплательщика. Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ его обязаны исполнять все налоговые органы в Российской Федерации, в силу пункта 3 названного Приказа действия по возврату должна осуществлять Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, что не исполняется. Обратно в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары денежные средства из Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан не поступали. Указанный налоговый орган отказывается принимать суммы, не возвращает их, на обращения Инспекции ФНС по г. Чебоксары не отвечает.

Межрайонная Инспекция
Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан своего представителя в судебное заседание не направила, налоговый орган уведомлен надлежащим образом, направило отзыв и просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Согласно отзыву следует, что на основании решений о возврате, принятых Инспекцией ФНС по г. Чебоксары N 606-612 от 23.07.2008 денежные средства на лицевой счет предпринимателя Н. по налогу на доходы физических лиц не поступили по причине того, что данные средства были возвращены на расчетный счет N 40101810800000010001 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, в связи с чем зачислить их на лицевой счет предпринимателя Н. не представлялось возможным.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего перечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального Казначейства. Со ссылкой на данную статью денежные средства были направлены обратно в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары.

Исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно статьям 21 и 78 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете сумм налогов и пеней налогоплательщик имеет право обратиться в суд с иском
о возврате или зачете указанных сумм, что следует из пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Вопрос о порядке исчисления сроков подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового Кодекса РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

В силу статьи 78 Налогового Кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом.

Фактически заявитель состояла на учете в двух Инспекциях: по месту регистрации - в налоговом органе в г. Казань и по месту осуществления деятельности - в Инспекции ФНС по г. Чебоксары, что не отрицается этим налоговым органом.

Обращаясь в 2007 году с письмом в налоговый орган для возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в частичном возврате налога Инспекцией ФНС по г. Чебоксары было отказано по причинам, не связанным с отсутствием излишней уплаты, а вследствие истечения срока, установленного статьей 78 Налогового Кодекса РФ. Платежными поручениями, решением по выездной проверке, последующими действиями Инспекции по возврату налога и отзывом налогового органа в г. Казань подтверждается излишняя уплата налога в бюджет.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001
N 173-О из содержания положений вышеназванных статей в их взаимосвязи следует, что они направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, что следует из пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ.

Общий срок исковой давности в силу статьи 196 Гражданского Кодекса РФ установлен в пределах трех лет.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского Кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Анализ указанной нормы свидетельствует, что речь в ней идет о моменте, когда лицо узнало или должно было узнать именно о нарушении своего права, следовательно, применительно к данному спору - когда заявитель узнал о наличии излишней уплаты налога на доходы физических лиц, которое привело к двойному налогообложению, что и является нарушением его права.

О нарушении своего права заявитель узнал исходя из акта выездной налоговой проверки N
44 от 30.07.2007, поскольку после его составления последовали действия по фактическому взысканию налога по месту его неуплаты.

Налоговый орган излишнюю уплату не отрицал в ходе судебного разбирательства, более того материалами дела Инспекция подтвердила излишнюю уплату налога в сумме 81606 руб. 34 коп., что также подтверждается внутренней перепиской между Инспекцией ФНС по г. Чебоксары и Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан.

В соответствии со статьей 3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, двойное налогообложение является недопустимым.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафа регулируется статьей 78 Налогового Кодекса РФ.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78, 79, 333.40 Налогового Кодекса РФ, возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового Кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом из пункта 7 этой же статьи следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Однако в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В силу названной нормы возврат излишне уплаченной суммы налога возможен только при отсутствии оснований для зачета этой суммы в счет погашения задолженности налогоплательщика перед бюджетом или внебюджетным фондом, в который произведена переплата налога.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Согласно статьям 13, 14 Налогового Кодекса РФ (в редакции применимой к спорному периоду) налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. Таким образом, налоговым органам необходимо доказать наличие у заявителя недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 81606 руб. 34 коп.

При этом со стороны Инспекций суду не представлены доказательства наличия у заявителя недоимки по НДФЛ в обозначенном размере.

Поскольку излишняя уплата в данной сумме имеет место быть, то налог должен быть возвращен заявителю. С заявлением о возврате заявитель обратилась в суд 11 июля 2008 года, таким образом, трехгодичный срок, исчисляемый с 30.07.2007 не пропущен.

Согласно пункту 2 статьи 78 Налогового Кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Как указано выше, заявитель состояла на учете одновременно в двух налоговых Инспекциях - по месту регистрации и по месту осуществления деятельности. В силу вышеизложенного действия по возврату налога применительно к спорной ситуации должны исполняться двумя налоговыми органами - Инспекцией ФНС по г. Чебоксары и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан.

В силу статьи 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В связи с изложенным, обязанность по возврату налога должна быть возложена применительно к настоящему налогоплательщику на два налоговых органа.

Отсутствие взаимодействия между названными налоговыми органами по не возврату заявителю излишне уплаченного налога, когда одной Инспекцией принимается решение, перечисляются суммы не на те счета, а другая Инспекция при этом бездействует, не должно ущемлять прав и законных интересов налогоплательщика. Какими при этом приказами и ведомственными документами будет руководствоваться централизованный орган, являются правилами поведения этих органов, однако такие действия по не возврату налога, переплата которого установлена и документально подтверждена, не должны влиять на права заявителя.

Ссылка Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан на статью 45 Налогового Кодекса РФ является неприменимой в рассматриваемой ситуации. Подпункт 4 пункта 4 названной нормы предусматривает последствия неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Однако в данном случае налогоплательщик таких действий не исполняла, поскольку суммы перечислены в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан Инспекцией ФНС по г. Чебоксары.

Указанный спор не является спором о признании действий или бездействий налоговых органов, существо дела - возврат переплаченного налога по условиям гражданского законодательства, заявитель имеет право на его возврат. Конечный результат обращения в суд с требованием о возврате налога по правилам гражданского законодательства - это фактический возврат налога из бюджета. Поскольку на налоговый орган в Российской Федерации возложена ответственность по контролю за уплатой налога, то и возврат налога должен производиться этим органом. В данном случае - при совместном взаимодействии двух Инспекций, входящих в централизованную систему - Инспекцией ФНС по г. Чебоксары и Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40, Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, ул. Гарифьянова, дом 2, возвратить индивидуальному предпринимателю Н., ИНН <...>, зарегистрированной 19.07.2000 Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Татарстан излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 81606 руб. 34 коп. на расчетный счет 40802810175220100569 в Чувашском ОСБ N 8613 г. Чебоксары, к/с 30101810300000000609, БИК 049706609.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Н., ИНН <...>, зарегистрированной 19.07.2000 Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Татарстан из федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...>, уплаченную по квитанции от 11.07.2008.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.