Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.10.2008 по делу N А79-4854/2008 <Об удовлетворении заявления о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость и пени за несвоевременную его уплату>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2008 г. по делу N А79-4854/2008

Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2008 года.

Арбитражный суд в составе:

судьи,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

Чебоксарского муниципального унитарного проектно-производственного предприятия “Теплосеть“, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Гаражный, 6

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40

третье лицо:

Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом,

о признании частично незаконным решения от 16.05.2008 N 13-10/106

при участии:

от заявителя - С. по доверенности от 01.08.2008 N 110, К.О.В. по доверенности от 04.05.2008 N 1

от
ответчика - К.Л.М. по доверенности от 02.07.2008 N 05-22, К.Л.В. по доверенности от 09.01.2008 N 05-22/002, А. по доверенности от 17.06.2008 N 05-22/201

от третьего лица - В. по доверенности от 10.01.2008 N 3

установил:

Чебоксарское муниципальное унитарное проектно-производственное предприятие “Теплосеть“ (далее - предприятие или ЧМУППП “Теплосеть“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция или налоговый орган) о признании незаконным решения от 16.05.2008 N 13-10/106 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 9 763 557 руб., штрафов с неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 952 711 руб., пени в размере 2 766 965 руб. 65 коп.

Заявление мотивировано тем, что Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары была проведена выездная налоговая проверка ЧМУППП “Теплосеть“ по вопросу правильности исчисления налогов и сборов, в том числе и налога на добавленную стоимость за период с 01 января 2005 года по 30 июня 2007 года.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки ЧМУППП “Теплосеть“ от 17 марта 2008 года N 13-10/51дсп и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16 мая 2008 года N 13-10/106.

Инспекцией по основаниям, указанным в подпункте 4 пункта 2, подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации доначислен налог на добавленную стоимость в размере 9 763 557 руб., начислены пени по состоянию на 16.05.2008 в размере - 2 766 965, 65 рублей, а также предприятие привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи
122 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в размере - 1 952 711,00 рублей.

По мнению налогового органа доначисление налога на добавленную стоимость произошло в связи с тем, что в нарушение подпункта 4 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса предприятием не восстановлен и не уплачен в бюджет НДС, ранее принятый к вычету по имуществу, которое самостоятельно приобретено и создано в ходе осуществления уставной деятельности, и в последующем передано безвозмездно в городскую казну г. Чебоксары, исчисляемый с остаточной стоимости передаваемого имущества.

Заявитель считает неправомерным доначисление суммы НДС при изъятии муниципального имущества, находившегося на балансе предприятия в хозяйственном ведении, по распоряжению собственника (Городским комитетом по управлению имуществом) для последующей передачи на баланс МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, ввиду отсутствия перехода права собственности на указанное выше имущество.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О государственных и муниципальных предприятиях“ от 11.10.2002 N 161-ФЗ и пунктом 2.1 Устава ЧМУППП “Теплосеть“, утвержденного Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 14.07.03 N 443-р, заявитель является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество.

В соответствии с пунктом 4.2 Устава имущество Заявителя является муниципальной собственностью г. Чебоксары и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, в отношении операций с которым главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации налагаются определенные ограничения.

Источниками формирования имущества Заявителя в соответствии с его Уставом являются:

а) имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником имущества;

б) доходы, полученные от деятельности предприятия;

в) иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики.

Имущество, закрепленное за Заявителем единственным учредителем, изъято из хозяйственного ведения
и возвращено в муниципальную казну и одновременно из муниципальной казны передано на баланс МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, во исполнение распоряжения Администрации города Чебоксары от 17.11.2005 N 4197-р и распоряжения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 29.11.2005 N 835/1 “О передаче имущества с баланса ЧМУППП “Теплосеть“, включая имущество, приобретенное предприятием за счет доходов, полученных в результате осуществления основного вида деятельности.

В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия.

При этом при приобретении и создании основных средств за счет доходов от основного вида деятельности вычетам у Заявителя подлежали суммы НДС на основании статьи 171 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога, принятые к вычету подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.

Перечень случаев, приведенных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, является исчерпывающим и включает приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 149 Кодекса.

Из системного толкования норм статьи 39, подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса следует, что данные требования подлежат применению налогоплательщиками, имеющими на праве собственности объекты основных средств, и передающими их безвозмездно (с переходом права собственности между субъектами правоотношений) органам государственной власти и
управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным предприятиям.

При изъятии у Заявителя объектов основных средств, находившихся на праве хозяйственного ведения на балансе предприятия, по распоряжению Администрации г. Чебоксары (собственника имущества) и дальнейшей передаче их в хозяйственное ведение МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“ смены собственника не происходит, и передачи права собственности на безвозмездной основе, как это предусмотрено подпунктами 2, 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса, также не происходит.

Как указано выше, перечень случаев, при наступлении которых налогоплательщик обязан восстанавливать НДС, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, в данной ситуации обязанность Заявителя восстанавливать НДС к уплате в бюджет не возникает.

Кроме того, в соответствии со статьей 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Кодексом, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Следовательно, в пункте 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено восстановление только сумм НДС, в том числе по приобретенным товарам, которые в нарушение пункта 2 статьи 170 Кодекса неправомерно отнесены к налоговым вычетам.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме и просили признать незаконным решения от 16.05.2008 N 13-10/106 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представители налогового органа не признали заявленные требования и просили отказать в удовлетворении заявленных требований. Суду пояснили, что в нарушение подпункта 4 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса предприятием не восстановлены и не уплачены в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по
имуществу, которое самостоятельно приобретено и в последующем безвозмездно передано в городскую казну города Чебоксары, в размере суммы НДС, пропорциональной остаточной стоимости передаваемого имущества, тем самым занижен и не уплачен НДС за январь 2006 г. в размере 8 896 373 руб., и завышены налоговые вычеты по НДС за февраль 2006 г. в размере 834 019 руб., за июль 2006 г. в размере 33 165 руб.

Во исполнения распоряжения Администрации города Чебоксары от 17.11.2005 N 4197-р изъято из хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе ЧМУППП “Теплосеть“ в муниципальную казну г. Чебоксары.

По распоряжению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 29.11.2005 N 835/1-р “О передаче имущества с баланса ЧМУППП “Теплосеть“ по передаточному акту от 01.01.2006 заявитель передал безвозмездно на баланс в хозяйственное ведение МУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ ИНН 2126003042/КПП 213001001 имущество, в том числе:

приобретенное по договорам купли-продажи от 15.07.2004 N 277 и N 278, заключенным с ОАО “ПСУ “Чувашстром“ ИНН 2128001812, ЧМУППП “Теплосеть“ производственное имущество производственной базы по адресу г. Чебоксары, Керамзитовый проезд, д. 16 по счетам-фактурам от 18.08.2004 N 45 на сумму 7685029 руб., в том числе НДС -: 172293 руб., от 18.08.2004 N 46 на сумму 4328170 руб., в том числе НДС - 660229 руб., от: 8.08.2004 N 47 на сумму 3334771 руб., в том числе НДС - 508694 руб.,

здание административно-бытового корпуса с пристроенной проходной (площадь инв. N 8964, литера Б, Б1, этажность 2) 2261000 руб., в т.ч. НДС 344898 руб.,

здание административно-бытового корпуса с пристроенной проходной (площадь, инв. N *964, литер - А, А1, этажность - 2,)
2572000 руб., в т.ч. НДС 392339 руб.,

здание автотранспортного цеха - ангара (площадь 1301,9 кв. м, инв. N 8964, литер - Г, П, этажность - 1,) 458400 руб., в т.ч. НДС - 69925 руб.,

ремонтные мастерские, здание дизельной подстанции (площадь 1060 кв., инв. N 8964, литер В, В1, этажность - 1,) 1192700 руб., в т.ч. НДС 181937 руб.,

склад N 1 (площадь 314,7 кв. м, инв. N 8964, литер - Д, этажность - 1,) 377429 руб., в т.ч. НДС 57574 руб.,

склад-ангар (площадь 443,4 кв. м, инв. N 8964, литер - Е, этажность-) 236200 руб., 36031

склад ГСМ на 600 тонн с 6 заправочными колонками (площадь - 60,9 кв. м, инв. N 8964, литер - М, этажность -) 415300 руб., в т.ч. НДС 63351 руб.,

здание бытовых помещений с гаражами (площадь 578,7 кв. м, инв. N 8964, литер - Л, этажность - 2) 1314500 руб., в т.ч. НДС 200517 руб.,

склад N 2 (площадь 315,4 кв. м, инв. N 8964, литер - Ж, этажность - 1) 422271 руб., в т.ч. НДС 64414,

здание котельной с тремя котлами (площадь 107,4 кв. м, инв. N 8964, литер - Б2, этажность - 1) 1770000 руб., в т.ч. НДС 270000 руб.,

насосная станция 141720 руб., в т.ч. НДС 21618 руб.,

трансформаторная подстанция 464500 руб., в т.ч. НДС 70856 руб.,

сети теплоснабжения 440700 руб., в т.ч. НДС 67225 руб.,

газопровод 727540 руб., в т.ч. НДС 110981 руб.,

водонапорная башня 350000 руб., в т.ч. НДС 53390 руб.,

внутриплощадочные сети канализации 193000 руб., в т.ч. НДС 29441 руб.,

низковольтные сети электроснабжения 28600 руб., в т.ч. НДС 4363 руб.,

внутриплощадочные сети водоснабжения 45100 руб.,
в т.ч. НДС 6880 руб.,

трансформатор ТКЛ 400/10 26910 руб., в т.ч. НДС 4105 руб.,

линия электропередач ВК-10 ТК 132200 руб., в т.ч. НДС 20166 руб.,

железобетонное ограждение территории 291400 руб., в т.ч. НДС 44451 руб.,

подвозные пути асфальтированная площадка 1486500 руб., в том числе НДС 226754 руб.

Итого на общую сумму 15 347 970 руб., в том числе НДС 2 341 216 руб.

Сумма НДС по вышеуказанным счетам-фактурам отражена в книге покупок за август 2004 г. и возмещена из бюджета по налоговым декларациям по НДС за август 2004 г.

Также заявителем переданы приобретенные транспортные средства по нижеуказанным счетам-фактурам:

- по счету-фактуре N ТДФ345 от 25.04.2005 приобретен у ООО ТД “Стройдормаш“ ИНН 7707533574 экскаватор ЕК-18-20 гос. номер 31-69 УК (инв. N 05868401) стоимостью 1485172 руб., НДС 267331 руб.,

- по счету-фактуре N 83 от 26.04.2005 приобретен у ООО “Транспортник“ ИНН 2127010370 полуприцеп бортовой МТМ 9330 (инв. N 08535801) стоимостью 186441 руб., НДС 33559 руб.;

- по счету-фактуре N 217 от 29.04.2005 приобретен у ЗАО “ЧебоксарыГАЗавтосервис“ ИНН 2127021365 приобретен легковой автомобиль ГАЗ 31105 гос. номер Т004ВН (инв. N 4208535601) стоимостью 182203 руб., НДС 32797 руб.,

по счету-фактуре N 277 от 31.05.2005 приобретен у ЗАО “ЧебоксарыГАЗавтосервис“ ИНН 2127021365 легковой автомобиль ГА331105 гос. номер Т008ВН (инв. N 08535701) стоимостью 182203 руб., НДС 32797 руб.;

по счету-фактуре 241 от 21.07.2005 приобретен у ЗАО “ЧебоксарыГАЗавтосервис“ легковой автомобиль ГАЗ 278469 гос. номер К254ВО (инв. N 08536101) стоимостью 318644 руб., НДС 57356 руб.;

по счету-фактуре N 276 от 07.07.2005 приобретен у ООО ТК “Мишар“ ИНН 7327019595 автомобиль УАЗ 39629-016 гос. номер Е167ВО (инв. N 08536001) стоимостью 185932 руб., НДС 33468
руб.;

по счету-фактуре N 205 от 28.07.2005 приобретен у ООО “Диал-Авто“ легковой автомобиль ГАЗ 2217-VIN гос. номер К726ВО (инв. N 08536201) стоимостью 318644 руб., НДС 57356 руб.;

по счету-фактуре N 42 от 11.07.2005 приобретен у ООО “ЭкспоСтрой“ ИНН “708214757 каток дорожный самоходный ДУ-54ДМ (инв. N 05870601) стоимостью 237288 руб., НДС 42712 руб.

Сумма НДС по вышеуказанным счетам-фактурам отнесена в книгу покупок и возмещена из бюджета по налоговым декларациям по НДС в следующих периодах:

в апреле 2005 г. в сумме 32797 руб. по счету-фактуре N 217 от 29.04.2005, в сумме 267331 руб. по счету-фактуре N ТДФ345 от 25.04.2005,

в мае 2005 г. в сумме 33559 руб. по счету-фактуре N 83 от 26.04.2005, в сумме 32797 руб. по счету-фактуре N 277 от 31.05.2005

в июле 2005 г. в сумме 57356 руб. по счету-фактуре N 241 от 21.07.2005, в сумме 33468 руб. по счету-фактуре N 276 от 07.07.2005,

в августе 2005 г. в сумме 57356 руб. по счету-фактуре N 205 от 28.07.2005,

в ноябре 2005 г. в сумме 42712 руб. по счету-фактуре N 42 от 11.07.2005.

Заявителем передано имущество приобретенное самостоятельно и полученное в хозяйственное ведение, по которым предприятие производило достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объектов, и учитывало по счету 08 субсчет 3 “Капитальные вложения“. В соответствии с пунктом 14 Положения о бухгалтерском учете “Учет основных средств“ ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, указанные расходы при вводе в эксплуатацию предприятие относило на увеличение первоначальной стоимости основных средств на счет 01 “Основные средства“ и передало в городскую казну с учетом произведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации.

Сумма НДС по произведенным
расходам по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объектов основных средств учитывалась на счете 19 субсчет 4 “НДС по капитальным вложениям“ и после ввода их в эксплуатацию отнесена на налоговые вычеты и возмещена из бюджета в следующих размерах:

в феврале 2005 г. в сумме 1988 руб.,

в марте 2005 г. в сумме 16733 руб.,

в июне 2005 г. в сумме 409066 руб.,

- в июле 2005 г. в сумме 89328 руб.,

- в августе 2005 г. в сумме 3281 руб.,

- в сентябре 2005 г. в сумме 351106 руб.,

- в октябре 2005 г. в сумме 2316279 руб.,

- в декабре 2005 г. в сумме 4333433 руб.,

- в январе 2006 г. в сумме 127293 руб.,

- в феврале 2006 г. в сумме 969219 руб.,

- в июле 2006 г. в сумме 37513 руб.,

всего на сумму 8 655 239 руб.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения по НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Следовательно, безвозмездная передача имущества органам государственной власти и на баланс муниципального унитарного предприятия на основании норм статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является. В отношении вычетов налога по данному имуществу следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса суммы этого налога подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, суммы налога, ранее принятые к вычету по указанному имуществу, подлежат восстановлению и уплате в бюджет согласно пункту 3 статьи 170 Кодекса в том налоговом периоде, в котором произошла безвозмездная передача, в размере сумм НДС, пропорциональной остаточной стоимости передаваемого имущества.

Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса подлежит восстановлению в январе 2006 года сумма НДС, приходящаяся на остаточную стоимость - 12 118 721 руб., передаваемого МУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ имущества в размере 2 181 370 руб. (12 118 721 x 18 %).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ подлежит восстановлению в январе 2006 года сумма НДС, приходящаяся на остаточную стоимость транспортных средств 2870395 руб., переданных МУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“, в размере 516 671 руб. (287 0395 x 18%), по объектам основных средств, переданным в городскую казну с учетом произведенных предприятием расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации с остаточной стоимостью 39 213 121 руб.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса подлежит восстановлению сумма НДС, приходящаяся на остаточную стоимость - 39 213 121 руб., передаваемого имущества МУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“, в размере 7 065 516 руб. (39 213 121 х 18%), в том числе: в январе 2006 г. подлежит восстановлению в сумме 6 198 332 руб., и неправомерно возмещен в феврале 2006 г. - в сумме 834 019 руб., в июле 2006 г. - в сумме 33 165 руб.

В результате вышеизложенного и в нарушение статей 170, 171, 172 Кодекса ЧМУППП “Теплосеть“ неправомерно не восстановлены вычеты по НДС, тем самым занижен и не уплачен НДС за январь 2006 г. в размере 8 896 373 руб., и завышены налоговые вычеты по НДС за февраль 2006 г. в размере 834 019 руб., за июль 2006 г. в размере 33 165 руб.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований на стороне заявителя суду пояснил, что в соответствии с распоряжением администрации города Чебоксары от 17.11.2005 N 4197-р изъято из хозяйственного ведения ЧМУППП “Теплосеть“ движимое и недвижимое имущество в муниципальную казну города Чебоксары. Согласно распоряжения от 29.11.2005 N 835/1-р указанное имущество передано на баланс в хозяйственное ведение МУП “УЖКХ и Б“. При этом собственник данного имущества не изменился.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд установил следующее.

Чебоксарское муниципальное унитарное проектно-производственное предприятие “Теплосеть“ зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением главы Калининской администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15.06.1994 N 186/21.

В соответствии с действующим законодательством предприятие является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательством и обязан вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.

Как следует из материалов дела Инспекция провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов ЧМУППП “Теплосеть“ налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, водного налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2005 по 30.06.2007 и другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 30.06.2007.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 17.03.2008 N 13-10/51дсп (л.д. 9 - 36 т. 1), согласно которому Инспекцией установлена неуплата:

- налога на прибыль за 2005 год в сумме 41 229 рублей;

- налога на добавленную стоимость за январь, февраль, март 2006 года в сумме 9 763 557 рублей, ранее принятого к вычету по имуществу, которое самостоятельно приобретено и в последующем безвозмездно передано в городскую казну города Чебоксары.

31.03.2008 заявителем в адрес налогового органа были представлены возражения N 34 (л.д. 47 - 49 т. 1).

Рассмотрев материалы проверки, возражения налогоплательщика заместитель начальника Инспекции принял решение от 16.05.2008 N 13-10/106 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 8 246 рублей за неуплату налога на прибыль и в сумме 1 952 711 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость; предложил налогоплательщику перечислить суммы начисленных налогов, а также пени (л.д. 37 - 46 т. 1).

Предприятие не согласилось с принятым решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого ненормативного акта налогового органа, в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 9 763 557 руб., штрафов с неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 952 711 руб., пени в размере 2 766 965 руб. 65 коп.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пункту 2.1 Устава заявителя предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество (л.д. 53 т. 1).

Из пункта 4.2 Устава предприятия следует, что полномочия собственника имущества предприятия от имени муниципального образования осуществляет глава администрации города Чебоксары непосредственно или через уполномоченное им лицо - Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом в пределах предоставленных ему полномочий (л.д. 56 т. 1).

В соответствии с п/п 2 п. 3 ст. 170 Кодекса (в редакции действовавшей в спорный период) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком:

- в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 данного пункта,

- а также при передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Согласно п/п 4 п. 2 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса, если иное не установлено главой 21 Кодекса.

То есть, указанной нормой предусмотрено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по основным средствам подлежат восстановлению, в случае дальнейшего использования таких основных средств для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении основных средств, учитываются в стоимости таких основных средств, в случае приобретения основных средств для производства и реализации товаров, операции по реализации которых не признается реализацией товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.

Подпунктом 2 пункта 2 ст. 146 Кодекса предусмотрено, что в целях главы 21 Кодекса не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

В силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). В целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что у заявителя находилось в хозяйственном ведении следующее имущество:

приобретенное по договорам купли-продажи от 15.07.2004 N 277 и N 278, заключенным с ОАО “ПСУ “Чувашстром“ ИНН 2128001812, производственное имущество производственной базы по адресу г. Чебоксары, Керамзитовый проезд, д. 16 по счетам-фактурам от 18.08.2004 N 45 на сумму 7685029 руб., в том числе НДС -: 172293 руб., от 18.08.2004 N 46 на сумму 4328170 руб., в том числе НДС - 660229 руб., от: 8.08.2004 N 47 на сумму 3334771 руб., в том числе НДС - 508694 руб.,

здание административно-бытового корпуса с пристроенной проходной (площадь инв. N 8964, литера Б, Б1, этажность 2) приобретенное за 2261000 руб., в т.ч. НДС 344898 руб.,

здание административно-бытового корпуса с пристроенной проходной (площадь, инв. N *964, литер - А, А1, этажность - 2,) приобретенное за 2572000 руб., в т.ч. НДС 392339 руб.,

здание автотранспортного цеха - ангар (площадь 1301,9 кв. м, инв. N 8964, литер - Г, П, этажность - 1,) приобретенное за 458400 руб., в т.ч. НДС - 69925 руб.,

ремонтные мастерские, здание дизельной подстанции (площадь 1060 кв., инв. N 8964, литер В, В1, этажность - 1,) приобретенные за 1192700 руб., в т.ч. НДС 181937 руб.,

склад N 1 (площадь 314,7 кв. м, инв. N 8964, литер - Д, этажность - 1,) приобретенный за 377429 руб., в т.ч. НДС 57574 руб.,

склад-ангар (площадь 443,4 кв. м, инв. N 8964, литер - Е, этажность -) приобретенный за 236200 руб., 36031

склад ГСМ на 600 тонн с 6 заправочными колонками (площадь - 60,9 кв. м, инв. N 8964, литер - М, этажность -) приобретенные за 415300 руб., в т.ч. НДС 63351 руб.,

здание бытовых помещений с гаражами (площадь 578,7 кв. м, инв. N 8964, литер - Л, этажность - 2) приобретенный за 1314500 руб., в т.ч. НДС 200517 руб.,

склад N 2 (площадь 315,4 кв. м, инв. N 8964, литер - Ж, этажность - 1) приобретенный за 422271 руб., в т.ч. НДС 64414,

здание котельной с тремя котлами (площадь 107,4 кв. м, инв. N 8964, литер - Б2, этажность - 1) приобретенное за 1770000 руб., в т.ч. НДС 270000 руб.,

насосная станция приобретенная за 141720 руб., в т.ч. НДС 21618 руб.,

трансформаторная подстанция приобретенная за 464500 руб., в т.ч. НДС 70856 руб.,

сети теплоснабжения приобретенные за 440700 руб., в т.ч. НДС 67225 руб.,

газопровод приобретенный за 727540 руб., в т.ч. НДС 110981 руб.,

водонапорная башня приобретенная за 350000 руб., в т.ч. НДС 53390 руб.,

внутриплощадочные сети канализации приобретенные за 193000 руб., в т.ч. НДС 29441 руб.,

низковольтные сети электроснабжения приобретенные за 28600 руб., в т.ч. НДС 4363 руб.,

внутриплощадочные сети водоснабжения приобретенные за 45100 руб., в т.ч. НДС 6880 руб.,

трансформатор ТКЛ 400/10 приобретенный за 26910 руб., в т.ч. НДС 4105 руб.,

линия электропередач ВК-10 ТК - 132200 руб., в т.ч. НДС 20166 руб.,

железобетонное ограждение территории - 291400 руб., в т.ч. НДС 44451 руб.,

подвозные пути асфальтированная площадка - 1486500 руб., в том числе НДС 226754 руб.

итого на общую сумму 15 347 970 руб., в том числе НДС 2 341 216 руб.

Документами, подтверждающими приобретение заявителем вышеперечисленного недвижимого имущества в хозяйственное ведение являются договора купли-продажи, счета-фактуры, выставленные продавцом, платежные поручения и свидетельства права собственности (л.д. 90 - 132 т. 2).

Сумма налога на добавленную стоимость по вышеуказанным счетам-фактурам отражена в книге покупок за август 2004 года и возмещена из бюджета по налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года.

Также заявителем переданы приобретенные транспортные средства:

экскаватор ЕК-18-20 гос. номер 31-69 УК (инв. N 05868401) стоимостью 1485172 руб., НДС 267331 руб.,

полуприцеп бортовой МТМ 9330 (инв. N 08535801) стоимостью 186441 руб., НДС 33559 руб.;

легковой автомобиль ГАЗ 31105 гос. номер Т004ВН (инв. N 4208535601) стоимостью 182203 руб., НДС 32797 руб.,

легковой автомобиль ГА331105 гос. номер Т008ВН (инв. N 08535701) стоимостью 182203 руб., НДС 32797 руб.;

легковой автомобиль ГАЗ 278469 гос. номер К254ВО (инв. N 08536101) стоимостью 318644 руб., НДС 57356 руб.;

автомобиль УАЗ 39629-016 гос. номер Е167ВО (инв. N 08536001) стоимостью 185932 руб., НДС 33468 руб.;

легковой автомобиль ГАЗ 2217-VIN гос. номер К726ВО (инв. N 08536201) стоимостью 318644 руб., НДС 57356 руб.;

каток дорожный самоходный ДУ-54ДМ (инв. N 05870601) стоимостью 23728“ руб., НДС 42712 руб.

итого на общую сумму 3 096 527 руб., в том числе НДС 557 376 руб.

Документами, подтверждающими приобретение заявителем вышеперечисленного имущества в хозяйственное ведения являются договора купли-продажи, счета-фактуры, выставленные продавцом, платежные поручения и паспорта транспортного средства (л.д. 133 - 150 т. 2, л.д. 1 - 26 т. 3).

Сумма налога на добавленную стоимость по вышеуказанным счетам-фактурам отражена в книге покупок за 2005 года и возмещена из бюджета по налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость за апрель, май, июль, август, ноябрь 2005 года.

Передано имущество приобретенное самостоятельно и полученное в хозяйственное ведение, по которым предприятие производило достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объектов, и учитывало по счету 08 субсчет 3 “Капитальные вложения“. Сумма НДС по произведенным расходам по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объектов основных средств учитывалась на счете 19 субсчет 4 “НДС по капитальным вложениям“ и после ввода их в эксплуатацию отнесена на налоговые вычеты и возмещена из бюджета на общую сумму 8 655 239 руб.

Документами, подтверждающими, что заявитель производил достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объектов являются договора подряда, счета-фактуры, выставленные подрядчиком, платежные поручения и локальные сметы, подписанные обеими сторонами (л.д. 27 - 151 т. 3, л.д. 1 - 46 т. 4).

Согласно распоряжениям администрации г. Чебоксары от 17.11.2005 N 4197-р, от 29.11.2005 спорное имущество было изъято и передано в пользование муниципальному унитарному предприятию “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ по передаточному акту от 01.01.2006 (л.д. 69 - 129 т. 1).

То есть заявитель согласно указанному передаточному акту снял со своего баланса основные средства и передал их муниципальному унитарному предприятию “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ для постановки на баланс (л.д. 77 - 89 т. 2).

Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательств, указывающих на возникновение у муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ права собственности на вышеуказанное имущество по основаниям, перечисленным в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Факт постановки муниципальным унитарным предприятием “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ оспариваемого имущества на баланс не влечет возникновения права собственности.

При таких обстоятельствах передача спорного имущества по распоряжению собственника муниципальному унитарному предприятию не считается для заявителя безвозмездной реализацией имущества, следовательно у налогового органа отсутствовали основания для восстановления и начисления налога на добавленную стоимость.

На основании изложенного суд удовлетворяет заявление Чебоксарского муниципального унитарного проектно-производственного предприятия “Теплосеть“ и признает решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 16.05.2008 N 13-10/106 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 1 952 711 руб., начисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 9 763 557 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 2 766 965 руб. 65 коп. недействительным.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Чебоксарского муниципального унитарного проектно-производственного предприятия “Теплосеть“ удовлетворить в полном объеме.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 16.05.2008 N 13-10/106 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения:

в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 1 952 711 руб.

в части начисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 9 763 557 руб.

в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 2 766 965 руб. 65 коп.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в пользу Чебоксарского муниципального унитарного проектно-производственного предприятия “Теплосеть“ государственную пошлину в размере <...> руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.