Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.09.2008 по делу N А79-5367/2008 <Об удовлетворении заявления об уменьшении размера штрафных санкций, начисленных за неполное перечисление налога на доходы физических лиц>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 сентября 2008 г. по делу N А79-5367/2008

Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2008 года

Полный текст решения изготовлен 08.09.2008 года

Арбитражный суд в составе: судьи

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

сельскохозяйственного производственного кооператива “Коммунар“, 429900, Чувашская Республика, дер. Таушкасы, Цивильский район

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, 429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5А

об уменьшении размера штрафных санкций, начисленных по решению N 1008 от 30.06.2008 года

при участии:

от СХПК “Коммунар“ - юриста Н. по доверенности от 29.08.2008 года N 1

от Инспекции - специалиста юридического отдела В. по доверенности
от 09.01.2008 года N 03-18/2

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив “Коммунар“ обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике об уменьшении размера штрафных санкций, начисленных по решению N 1008 от 30.06.2008 года, в части привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в сумме 48 717 руб.

По существу заявления представитель СХПК “Коммунар“ поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил суду, что решением N 1008 от 30.06.2008 года Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по ЧР СХПК “Коммунар“ в том числе привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное и неполное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в сумме 48 717 руб.

Ввиду тяжелого финансового положения СХПК “Коммунар“ не имеет возможности произвести оплату штрафных санкций. Вследствие неблагоприятных погодных условий 510 га зерновых культур переведены в площади кормовых культур, в связи с чем упущенная выгода от недобора урожая 2007 года составляет 6 843.10 тыс. руб. В целях увеличения обрабатываемых земельных площадей и своевременности уборки сельхозпродукции были приобретены по договорам лизинга комбайн “Дон-1500“, трактор “Беларусь-1523“, дискатор БДМ3*4 П, на лизинговые платежи направлено более 1 000 000 руб. Более 3 000 000 руб. (краткосрочных кредитов) сельскохозяйственным производственным кооперативом “Коммунар“ направлено на погашение кредитов. Указанные обстоятельства препятствовали своевременному перечислению подоходного налога.

Учитывая, что налоговое правонарушение совершено кооперативом впервые и без умысла, просил суд уменьшить размера штрафных санкций, начисленных по решению N 1008 от 30.06.2008 года.

Представители налогового органа
представил суду письменный отзыв, документы, имеющие значение для дела. Требования СХПК “Коммунар“ не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что поскольку кооператив удержал начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, довод кооператива о наличии причинно-следственной связи между финансовым положением налогового агента и неперечисление в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, удержанного налоговым агентом, является необоснованным, а ненадлежащее исполнение налоговым агентом обязанностей, возложенных на него действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не могло негативно отразиться на результатах финансово-хозяйственной деятельности налогового агента. Решение от 30.06.208 года N 1008 принято налоговым органом с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, вследствие чего санкции уменьшены на 50 процентов. Просил суд отказать СХПК “Коммунар“ в удовлетворении требований.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с действующим налоговым законодательством СХПК “Коммунар“ является плательщиком налогов и сборов, установленных законом и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения Инспекцией акта выездной налоговой проверки от 30.05.2008 года N 27дсп вынесено решение от 30.06.2008 года N 1008 в том числе о привлечении СХПК “Коммунар“ к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в сумме 48 717 руб.

Для добровольной уплаты налоговых санкций СХПК “Коммунар“ направлено требование N 1027 от 25.07.2008 года. Не согласившись с размером штрафа по статье 123 Налогового кодекса
РФ в виде взыскания штрафа в сумме 48 717 руб. за неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, начисленного решением налогового органа от 30.06.2008 года N 1008, СХПК “Коммунар“ обратилось в суд с данным заявлением.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

Выездной налоговой проверкой установлено, что предприятие как налоговый агент за проверяемый период не полностью перечисляло в бюджет исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц. На момент проведения проверки задолженность составляет 487 168 руб.

В соответствии с пунктом 1 части 3, частью 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие как налоговый агент обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, перечисление удержанных налогов производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиками.

Согласно пункту 5 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Согласно пункту 4 указанной статьи налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых
налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Пунктом 1 части 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что дата фактического получения дохода в денежной форме определяется как день выдачи дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

В силу пунктов 1 и 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Как
следует из материалов дела, налогоплательщик допустил нарушения по налогу на доходы физических лиц, поэтому при указанных обстоятельствах налоговый орган правомерно привлек предприятие к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса РФ.

СХПК “Коммунар“ сумму налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц в размере 48 717 руб., начисленных по результатам выездной проверки, самостоятельно в бюджет не оплатило.

Но при этом суд считает возможным удовлетворить ходатайство предприятия и уменьшить сумму налоговых санкций, поскольку одним из принципов привлечения лица к налоговой ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Поэтому в силу налогового законодательства при назначении наказания налоговый орган и суд обязаны учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что смягчающими обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Статья 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Суд в качестве иного смягчающего ответственность обстоятельства учитывает статус предприятия как сельскохозяйственного производителя, где выручка во многом зависит от природно-климатических условий, подтвержденное материалами дела тяжелое финансовое положение, фактическое признание кооперативом вины в совершении правонарушения (решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по существу не оспорил). На
основании изложенного штраф подлежит взысканию с СХПК “Коммунар“ в сумме 4 871 руб.

Разрешая вопрос о государственной пошлине, суд считает, что государственная пошлина, уплаченная заявителем по платежным поручениям N 332 от 01.08.2008 года в сумме <...> и N 333 от 01.08.2008 года в сумме <...> подлежит возврату СХПК “Коммунар“.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Уменьшить размер штрафных санкций, начисленных по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике от 30.06.2008 года N 1008, в части привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ за неполное перечисление налога на доходы физических лиц до 4 871 руб.

Меры по обеспечению заявления, принятые судом определением от 15.08.2008 года сохраняют свое действие до вступления в законную силу решения суда, после вступления решения суда в законную силу меры по обеспечению заявления подлежат отмене.

Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу “Коммунар“, расположенному по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, д. Таушкасы, зарегистрированному 11.10.2002 года Администрацией Цивильского района Чувашской Республики, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...>, уплаченную по платежному поручению N 332 от 01.08.2008 года в сумме <...> и платежному поручению N 333 от 01.08.2008 года в сумме <...>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.