Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.03.2008 по делу N А79-6147/2006 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары>

Определением ВАС РФ от 26.03.2009 N ВАС-3135/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 12.03.2009 N ВАС-3135/09 принято к производству заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

По вопросу, касающемуся прекращения производства по кассационной жалобе, см. определение ФАС Волго-Вятского округа от 15.12.2008 по делу N А79-6147/2006.

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2008 по делу N А79-6147/2006 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 оставлены без изменения.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу N А79-6147/2006 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 марта 2008
г. по делу N А79-6147/2006

Резолютивная часть решения объявлена 07 марта 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 14 марта 2008 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи при ведении протокола заседания суда секретарем судебного заседания,

рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению N 128 от 06.07.2006

ООО “ТПТК “Волганефтьхолдинг“, г. Чебоксары Чувашской Республики

к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары

о признании незаконными действий главы администрации, недействительным распоряжения от 05.07.2006 N 2202-р

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя - С.В.,

ответчика - начальника правового управления Ф., главного специалиста С.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Торгово-промышленная топливная компания “Волганефтьхолдинг“ (далее по тексту - “заявитель“, “Общество“) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к администрации города Чебоксары (далее по тексту - “ответчик“, “Администрация“) о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, недействительным распоряжения от 05.07.2006 N 2202-р “Об отмене распоряжений администрации города Чебоксары от 08.04.2005 N 1235-р, от 22.08.2005 N 2977-р“.

В обоснование требования заявитель указал, что на публикацию в газете “Чебоксарские новости“ от 07.05.2005 информации о строительстве временной мини АЗС в администрацию Калининского района г. Чебоксары поступили обращения граждан, большинство которых высказалось за строительство заявленной автозаправочной станции. Дополнительно к ранее проведенному изучению общественного мнения жителей близлежащих домов 21.06.2006 было проведено общее собрание жильцов дома N 24/1 по ул. Гагарина в г. Чебоксары, расположенного рядом со строительством АЗС. Жильцы указанного дома не возражают против строительства автозаправочной станции, а обеспокоены ухудшением своих жилищных условий из-за невыполнения ремонтных работ в жилых домах и на прилегающей к ним территории. Следовательно, указание в распоряжении N 2202-р от 05.07.2006 на жалобы граждан является необоснованным.
Ссылка Администрации на проведение опроса жильцов ненадлежащим образом не соответствует действительности по вышеуказанному основанию, а также в связи с тем, что со дня проведения 15.01.2005 опроса жителей прошло более одного года. Довод ответчика о необходимости резервирования земельного участка для строительства магистральной автодороги с возможным размещением спортивного комплекса является недействительным. Договор от 19.05.2006 аренды земельного участка для размещения временной мини АЗС заключен между Обществом и Администрацией со сроком действия до 28.11.2010, указанный договор 08.06.2006 зарегистрирован в установленном порядке в регистрирующем органе. Как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2006 N Ф08-5575/06, при наличии между главой муниципального образования и обществом договора аренды на спорный земельный участок глава муниципального образования в силу статей 450 ГК РФ, 46 ЗК РФ не вправе во внесудебном порядке изменить постановление, явившееся основанием для заключения названного договора. Актом проверки законодательства при строительстве АЗС подтверждается, что акт выбора земельного участка согласован со всеми инспектирующими службами. Вышеуказанные обстоятельства были установлены вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда от 12.08.2005 по делу N А79-7028/2005 и от 27.04.2006 по делу N А79-2444/2006, имеющими преюдициальное значение. Обязательность вступившего в законную силу судебного акта означает, что все субъекты на территории РФ обязаны согласовывать свое поведение в соответствии с выводами арбитражного суда по разрешенному им правоотношению, беспрекословно подчиняясь ему при определении прав и обязанностей участников этого правоотношения.

Решением от 22 декабря 2006 года арбитражный суд заявление Общества удовлетворил.

Решением от 21.03.2007 суд удовлетворил заявление Администрации о пересмотре решения суда от 22.12.2006 в связи с отменой 24.01.2007 Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа решения Арбитражного
суда Чувашской Республики от 27.04.2006 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2006 по делу N А79-2444/2006, отменил решение от 22.12.2006 по вновь открывшимся обстоятельствам, определением от 21.03.2007 назначил дело к повторному судебному разбирательству.

Определениями от 23.10.2007 и 19.10.2007 арбитражный суд приостановил производство по делу до разрешения апелляционной жалобы Общества на решение суда от 21.03.2007 об отмене первоначального решения от 22.12.2006.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.02.2008 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.03.2007 об отмене решения от 22.12.2006 по вновь открывшимся обстоятельствам оставлено без изменения.

Определением от 18.02.2008 суд возобновил производство по делу.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 06 марта 2008 года.

В заседании суда представитель заявителя С.В. поддержал заявление по основаниям, указанным в заявлении. Полагает оспариваемое распоряжение N 2202-р от 05.07.2006 Администрации недействительным, противоречащим статьям 17, 18, 45 Конституции Российской Федерации, статье 16 АПК РФ, Земельному кодексу РФ, статье 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“, вступившим в законную силу судебным актам, а действие главы Администрации по его вынесению незаконным. Считает, что оспариваемое распоряжение издано без учета требований закона об обязательности вступивших в законную силу судебных актов для всех государственных органов и должностных лиц. Между тем распоряжения от 08.04.2005, 22.08.2005 и 03.05.2006, отмененные распоряжением ответчика от 05.07.2006 N 2202-р, приняты Администрацией на основании судебных актов, вступивших в законную силу, их законность подтверждена многочисленными судебными решениями, в том числе по делам NN А79-7028/2005, А79-2444/2006. По состоянию на 07.05.2006 решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-2444/2006
от 27.04.2006 о признании незаконным бездействия главы Администрации, выразившегося в непринятии распоряжения о предоставлении Обществу спорного земельного участка, имело законную силу и подлежало немедленному исполнению. Оспариваемое действие ответчика направлено на пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, что противоречит Конституции Российской Федерации и ст. 16 АПК РФ. Довод ответчика о ненадлежащем опросе жителей дома N 1 по ул. Цивильской, наличии многочисленных жалоб граждан необоснован. До издания первого распоряжения от 08.04.2005 N 1235-р о предварительном согласовании места размещения мини АЗС проводилось изучение мнения граждан. Администрация Калининского района г. Чебоксары письмом N 02-15/651-Исх от 23.05.2005 сообщила Обществу о поступлении 5 отзывов граждан на публикацию, из них четыре отзыва об отсутствии возражений против строительства мини АЗС. Обязанность проведения опроса жильцов законом возложена на органы местного самоуправления. После заключения 19.05.2006 договора аренды земельного участка между сторонами сложились гражданско-правовые отношения, в связи с чем все дальнейшие отношения между ними должны разрешаться соответствии с положениями ГК РФ. Планирование строительства магистральной автодороги не может быть признано основанием для отмены ранее принятых самим же ответчиком распоряжений о предоставлении земельного участка. При рассмотрении арбитражным судом дела N А79-2177/2007 установлено, что Генеральный план города Чебоксары не является опубликованным документом. Схема правового зонирования опубликована только 27.02.2007, то есть после принятия оспариваемого распоряжения. Общество действовало, согласуя свои действия с Администрацией и исполняя указания ответчика, самоуправством не занималось. В настоящее время спорная мини АЗС сдана в эксплуатацию и в ней производится реализация ГСМ.

Администрация письменным отзывом и показаниями представителей С.С. и Ф. в судебном заседании заявление не признала. Пояснила, что распоряжения N 1235-р, 2977-р
отменены, а распоряжения N 1344-р и 1780-р от 06.06.2006 признаны утратившими силу в связи с нарушением при их принятии требований п. 2 ст. 83, пунктов 3, 4 ст. 85 ЗК РФ, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, статей 14, 18 и 19 ФЗ “Об экологической экспертизе“. В соответствии с Генеральным планом развития города Чебоксары спорный земельный участок подпадает в состав участка, зарезервированного под строительство до 2010 года магистральной автомобильной дороги от улицы Николаева до речного порта. Согласно ст. 81, п. 4 ст. 85 ЗК РФ, пунктам 3 и 25 Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683, спорная территория подпадает в зону О-6, Р-2, то есть в зону спортивных сооружений, бульваров и скверов. В связи с указанными фактами размещение временной мини АЗС на указанной территории противоречит закону и недопустимо. В соответствии со ст. 45 Федерального закона “Об охране окружающей среды“, статьями 14, 18 и 19 ФЗ “Об экологической экспертизе“ при выборе земельного участка для строительства объекта должно быть в обязательном порядке изучено и учтено мнение жителей, то есть общественное мнение. Оспариваемое распоряжение N 2202-р от 05.07.2006 принято ответчиком в связи с поступлением в адрес полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому федеральному округу, Президента Чувашской Республики, администрации г. Чебоксары, иных государственных органов многочисленных жалоб, в том числе коллективных жалоб и обращений жителей близлежащих к спорному земельному участку домов, с учетом итогов служебного расследования и отзыва администрацией Калининского района г. Чебоксары письма от 23.05.2005 N 02-15-651-Исх., предписания межрайонной природоохранной прокуратуры от 14.06.2006 (т. 1,
л.д. 128). В ходе опроса жильцов близлежащих домов установлено, что подписи граждан, имеющиеся в представленном первоначально протоколе собрания жильцов от 15.01.2005, не соответствуют действительным подписям указанных в нем граждан. То есть установлен факт первоначального представления недостоверных сведений об общественном мнении граждан, фальсификации протокола от 15.01.2005, о чем указано и в предписании прокуратуры Калининского района г. Чебоксары от 14.07.2006 N 1170пр-06. Полагает, что Администрация правомерно в полном соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ отменила распоряжения, принятые ранее с нарушением закона, Генерального плана города Чебоксары и схемы правового зонирования, являющейся составной частью Правил застройки и землепользования в г. Чебоксары. Распоряжения NN 1235-р от 08.04.2005, 2977-р от 22.08.2005, принятые с нарушением закона, и заключение Управления Ростехнадзора по Чувашской Республике N 460 от 11.08.2005 послужили основанием для многочисленных жалоб граждан, выступающих против строительства АЗС на спорном земельном участке. В подтверждение приведенных доводов представила суду на обозрение подлинные Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары, схему правового зонирования, Генеральный план города Чебоксары, решения Чебоксарского городского собрания депутатов об их утверждении.

Распоряжения, отмененные и признанные утратившими силу оспариваемым распоряжением, были вынесены ответчиком о нижеследующем:

распоряжением N 1235-р от 08.04.2005 Администрацией утверждены акт выбора земельного участка от 25.03.2005 N 328 под проектирование и размещение временной мини АЗС на 250 заправок с предприятиями обслуживания на пересечении и улиц Гагарина и Цивильской, проект границ земельного участка для размещения и эксплуатации указанного объекта в аренду сроком до 5 лет;

распоряжением N 2977-р от 22.08.2005 ответчик внес изменения в акт выбора
земельного участка, увеличив площадь предоставляемого Обществу под строительство мини АЗС земельного участка с 1902 кв. метров до 2146 кв. метров, и утвердил новый проект границ земельного участка с учетом увеличения размера площади участка;

распоряжением N 1344-р от 03.05.2006 Администрация на основании распоряжений N 1235-р от 08.04.2005 и N 2977-р от 22.08.2005, кадастрового плана земельного участка от 09.11.2005 и решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.04.2006 по делу N А79-2444/2006 предоставила Обществу из земель поселений земельный участок площадью 2146 кв. метров на пересечении улиц Гагарина и Цивильской для размещения временной мини АЗС на 250 заправок с предприятиями обслуживания в аренду сроком до 28.11.2010;

распоряжением N 1780-р от 06.06.2006 ответчик внес изменения в подпункты 2.4, 2.5 пункта 2 распоряжения N 1344-р от 03.05.2006 в части получения разрешения на размещение и выполнения проекта спорной мини АЗС, исключила из него подпункты 2.6, 2.7 и 2.8 пункта 2 о выполнении акта разбивки строения, исполнительной съемки и сдаче объекта в эксплуатацию государственной приемочной комиссии.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив письменные материалы дела, суд признает заявление необоснованным по следующим основаниям:

Администрация оспариваемым распоряжением от 05.07.2006 N 2202-р отменила ранее принятые распоряжения от 08.04.2005 N 1235-р “О предварительном согласовании места размещения временной мини АЗС на 250 заправок с предприятиями обслуживания на пересечении улиц Гагарина и Цивильской“ и от 22.08.2005 N 2977-р “О внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации города Чебоксары от 08.04.2005 N 1235-р“ с момента их принятия, а также признала распоряжения от 03.05.2006 N 1344-р “О предоставлении ООО “ТПТК “Волганефтьхолдинг“ земельного участка на пересечении улиц Гагарина и Цивильской“
и от 06.06.2006 N 1780-р “О внесении изменений в распоряжение главы администрации города Чебоксары от 03.05.2006 N 1344-р“ утратившими силу.

Как указано в распоряжении N 2202-р от 05.07.2006, вышеуказанные распоряжения отменены и признаны утратившими силу с учетом многочисленных жалоб граждан, проведения ненадлежащим образом опроса жильцов жилого дома N 1 по ул. Цивильской, оформленного протоколом N 1 от 15.05.2005, необходимости резервирования земельного участка для строительства магистральной автодороги с возможным размещением спортивного комплекса, в целях недопущения нарушений установленного градостроительного регламента и в связи с установлением ограничений на земельный участок Генеральным планом города Чебоксары.

Письменным отзывом и пояснениями представителей в заседании суда Администрация подтвердила принятие оспариваемого распоряжения по вышеуказанным основаниям.

Согласно статьям 12 и 13 ГК РФ ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным в порядке защиты гражданских прав.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ основанием
для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.

Таким образом, указанными нормами права установлено, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд признает, что оспариваемые распоряжение от 2202-р от 05.07.2006 Администрации и действия главы ответчика по его принятию соответствуют законам и иным нормативным правовым актам, не нарушают права и законные интересы Общества.

Данный вывод суда основан на нижеследующем:

согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации формы собственности признаются и защищаются равным образом, в том числе муниципальная форма собственности (ст. 8); земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и может находиться в том числе и в муниципальной собственности (ст. 9); в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12); местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью и решают иные вопросы местного значения (ст. 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется в числе иного запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (ст. 264); от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125); собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам права владения и пользования имуществом; владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой допускается законом ее оборот, осуществляется собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 209); имущество может находиться в числе иного в собственности муниципальных образований, права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212); имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 указанного кодекса (ст. 215); лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе сдавать его в аренду и распоряжаться иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 260); собственник земельного участка может разрешать строительство на своем участке другим лицам, данное право осуществляется при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (ст. 263).

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земельный участок является объектом земельных отношений (ст. 6); в области земельных отношений к полномочиям органом местного самоуправления относятся в числе иного установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11); в муниципальной собственности находятся в числе иного земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 19); земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным кодексом (ст. 22); земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и указанного кодекса (статьи 28 и 29); орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законам, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными образованиями; органы местного самоуправления городских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства; граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих их интересы и связанных с изъятием, предоставлением земельных участков для строительства (пункты 2 и 3 ст. 31).

Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими землями осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 10 ст. 3).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ утвержденная до введения в действие указанного кодекса градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских поселений, а также принятые до введения в действие данного кодекса правила землепользования и застройки городских поселений действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 2).

Градостроительным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 30.12.2004, определено, что градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства; территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, зон с особыми условиями использования территорий; функциональными зонами признаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; градостроительным зонированием является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительного регламента; территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правилами землепользования и застройки признается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты (ст. 1); к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности в числе иного относятся обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 2); подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение правил землепользования и застройки поселений, а также ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности относятся к полномочиям органов местно самоуправления (ст. 8); генеральный план поселений, городского округа является документом территориального планирования муниципального образования (ст. 18); генеральный план включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, и утверждается представительным органом местного самоуправления (статьи 23 и 24); правила землепользования и застройки разрабатываются в том числе целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя в числе иного карту градостроительного зонирования, указанные правила подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления (статьи 30 и 32); в результате градостроительного зонирования могут определяться в числе иных зоны в границах территорий, занятых скверами, парками, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, занятий физической культурой и спортом (ст. 35); строительство объектов капитального строительства регулируется указанным кодексом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 52).

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования (ст. 11); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к вопросам местного значения поселения (ст. 14, 16); в целях выявления мнения населения и его учета при принятии органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления решений на всей территории муниципального образования или на его части проводится опрос граждан, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих законодательству (статьи 31 и 33); глава местного самоуправления является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, издает в пределах своих полномочий правовые акты, в том числе в виде распоряжений (статьи 36 и 43); муниципальные правовые акты могут быть отменены органом местного самоуправления или его должностными лицами, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (ст. 48).

Анализ вышеуказанных норм законов, имеющихся в деле документов и фактических обстоятельств подтверждает, что оспариваемое распоряжение N 2202-р от 05.07.2006 вынесено Администрацией, действие ее главы по вынесению оспариваемого распоряжения совершены в ходе градостроительной деятельности и соответствуют требованиям законов, перечисленным выше.

Материалы дела свидетельствуют, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах столицы Чувашской Республики города Чебоксары, осуществляется Администрацией, распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта и

предоставлении земельных участков выносятся главой органа местного самоуправления города Чебоксары.

Согласно Генеральному плану развития города Чебоксары, утвержденному решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 08.12.2004 N 1456 в соответствии со статьями 23, 27 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок зарезервирован под строительство до 2010 года радиальной магистральной улицы от речного порта через район Грязевской стрелки, по ул. Цивильской до ул. Ленинского Комсомола и участка ул. Пролетарской до ул. Фадеева.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683, и схеме правового зонирования, являющейся приложением к указанным Правилам, решения по землепользованию и застройке должны приниматься в соответствии с Генеральным планом развития города Чебоксары; спорный земельный участок входит в территориальную зону Р-2 парков, садов и бульваров; размещение автозаправочной станции как разрешенного вида использования земельного участка в данной зоне не предусмотрено (том 4, л. д. 46).

Указанные обстоятельства установлены также решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2007 по делу N А79-2444/2006.

Указанным решением от 04.04.2007 суд признал, что отказ Администрации в предоставлении Обществу земельного участка под строительство мини АЗС является правомерным.

Данное решение суда от 04.04.2007 в порядке статьи 180 АПК РФ вступило в законную силу 21.01.2008 после оставления его без изменений постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по делу N А79-2444/2006.

Согласно статье 69 АПК РФ вышеуказанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2007 по делу N А79-2444/2006, не доказываются вновь при рассмотрении настоящего дела, поскольку участвуют те же лица, само решение от 04.04.2007 имеет преюдициальное значение для разрешения дела N 6147/2006.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.01.2007 по делу N А79-2444/2006 (том 4, л.д. 6 - 8) подтверждается, что первоначальный вывод суда о неправомерности отказа Администрации в предоставлении заявителю спорного земельного участка противоречит имеющимся в деле доказательствам - Генеральному плану, Карте градостроительного зонирования, Правилам землепользования в городе Чебоксары.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.11.2007 по делу N А79-2177/2007, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2008 и вступившим в законную силу, Генеральный план города Чебоксары, утв“ржденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08.12.2004 N 1456, в отношении спорного земельного участка признан соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 29.12.2007 по делу N А79-2176/2006 признал Карту градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683, соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Указанные решения арбитражного суда от 07.11.2007 и 29.12.2007 также имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего дела.

В подтверждение ненадлежащего опроса жильцов Администрация указала акт служебного расследования от 23.06.2006 администрации Калининского района г. Чебоксары, отметив, что протокол N 1 от 15.01.2005 явился одним из оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения временной мини АЗС и выдачи положительного государственного экологического заключения.

В соответствии со статьями Конституции Российской Федерации, статьями 1, 4, 16, 17, 31 и 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьями 11, п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, статье 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе“ обязанность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства возложена на органы местного самоуправления городских поселений; граждане имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с предоставлением земельных участков для строительства.

Как указано выше, одними из основополагающих принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности в числе иных относится выдача разрешений на строительство объектов; вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Представленные Администрацией при разрешении настоящего дела жалобы и обращения граждан, возражающих против строительства мини АЗС на спорном земельном участке, поступили в адрес Администрации в мае и июне 2005 года.

Указанные жалобы были представлены ответчиком Арбитражному суду Чувашской Республики и Первому арбитражному апелляционному суду при рассмотрении иска Общества к Администрации по делу N А79-2444/2006 и указанными судами им дана соответствующая оценка.

Поступление жалоб граждан в мае и июне 2005 года и их игнорирование при вынесении распоряжений от 22.08.2005 N 2977-р, от 03.05.2006 N 1344-р и от 06.06.2006 N 1780-р подтверждает ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.

Однако данное обстоятельство не лишает Администрацию законного права отмены ранее принятых им правовых актов, в том числе распоряжений.

Право ответчика отменять, признавать утратившими силу ранее вынесенные им же распоряжения о предварительном согласовании места размещения спорной мини АЗС, предоставлении заявителю спорного земельного участка, в том числе по указанным в оспариваемом распоряжении основаниям, предусмотрено ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ и полностью соответствует вышеуказанным статьям 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации, статьям 209, 260 и 263 ГК РФ, статьям 11 и 22 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Однако из толкования указанной нормы права не следует, что положительное разрешение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта является безусловным основанием для последующего предоставления земельного участка под его строительство, что подтверждается постановлениями Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.02.2008 по делу N А28-5713/2007-267/30, от 13.02.2008 по делу N А43-6771/2007-26-244.

С учетом вышеизложенного суд признает оспариваемые распоряжение и действие Администрации законными, а требование Общества - не подлежащим удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.

В связи с выдачей 02.02.2007 Обществу на основании решения от 22.12.2006 справки на возврат госпошлины, уплаченной при обращении в суд (том 3, л.д. 149), с заявителя следует взыскать <...> госпошлины.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Обществу с ограниченной ответственностью “Торгово-промышленная топливная компания “Волганефтьхолдинг“, г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 05 июля 2006 года N 2202-р “Об отмене распоряжений администрации города Чебоксары от 08.04.2005 г. N 1235-р, от 22.08.2005 г. N 2977-р“, о признании незаконным действия главы администрации города Чебоксары, выразившегося в принятии указанного распоряжения от 05.07.2006 N 2202-р, отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Торгово-промышленная топливная компания “Волганефтьхолдинг“, г. Чебоксары Чувашской Республики в доход федерального бюджета <...> государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций.