Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.12.2007 по делу N А79-9797/2007 <Об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2007 г. по делу N А79-9797/2007

Арбитражный суд в составе: судьи

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Теко-Бизнес“ г. Чебоксары

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике г. Чебоксары

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 13.11.2007 N 97-07/142П

при участии:

представителей заявителя - директора М., П., по доверенности от 27.12.2007,

представителя Территориального управления финансово-бюджетного надзора - главного контролера-ревизора Б., по доверенности от 21.08.2007 N 7

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Теко-Бизнес“ г. Чебоксары обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике о признании незаконным вышеуказанного постановления о привлечении к административной ответственности.

В обоснование заявления указывается, что оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на сумму 40000 руб. за нарушение норм валютного законодательства. Считает, что данное постановление подлежит отмене ввиду применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“.

Указывает, что правонарушение, выразившееся в отсутствии символа “Х“ в графе паспорта сделки, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и отсутствует вред в какой-либо форме. К тому же ранее общество к административной ответственности за нарушение валютного законодательства не привлекалось.

В судебном заседании представители ООО “Теко-Бизнес“ поддержали заявленное требование и привели доводы, изложенные в заявлении. Считают, что с учетом приведенных в заявлении доводов, совершенное обществом правонарушение следовало бы признать малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике отзывом на заявление и его представитель в заседании суда требование заявителя не признает. Указывает, что постановление о привлечении ООО “Теко-Бизнес“ к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принято с соблюдением норм процессуального законодательства и с учетом фактических обстоятельств административного дела.

Так, статьей 20 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ установлено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок
при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Порядок оформления паспортов сделок резидентами установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“. Иных нормативных актов и официальных разъяснений по вопросу оформления паспортов сделок, в том числе значимости заполнения каких-либо граф паспорта сделки, не имеется. В этой связи считает необоснованной ссылку заявителя о малой значимости проставления символа “Х“ в графе 9 раздела 3 паспорта сделки.

Полагает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, требованиям публичного права. В этой связи, по мнению представителя Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике, правонарушение нельзя признать малозначительным.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных документов, 30.01.2007 ООО “Теко-Бизнес“ заключило договор с фирмой “KLV Nutzfahrzeugvermietung Stefan Kaltenhauser“, Германия на приобретение имущества согласно приложению N 1 на сумму 65150 евро. По названному договору общество 31.01.2007 оформило паспорт сделки N 07010001/1280/0000/2/0 в ОАО АКБ “Чувашкредитпромбанк“. Во исполнение договора в адрес ООО “Теко-Бизнес“ поступили транспортные средства, оформленные в Чувашской таможне по ГТД N 10406030/280207/0000652.

Чувашская таможня 28.09.2007 провела проверку соблюдения обществом валютного законодательства и установила нарушение порядка оформления паспорта сделки, а именно, в графе 9 раздела 3 паспорта сделки не проставлен символ
“Х“.

Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Чувашской таможни без участия руководителя ООО “Теко-Бизнес“ 26.10.2007 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола получена руководителем общества М. нарочно 29.10.2007.

Определением от 06.11.2007 N 97-07/142 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО “Теко-Бизнес“ на 13.11.2007, копия которого направлена предприятию в тот же день по почте заказным письмом.

После рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного дела, руководителем Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике 13.11.2007 без участия законного представителя общества принято постановление о привлечении ООО “Теко-Бизнес“ к административной ответственности в виде штрафа в размере 40,000 руб. Копия постановления также направлена предприятию в тот же день заказным письмом.

При составлении протокола об административном правонарушении от 26.10.2007 и принятии постановления о привлечении к административной ответственности от 13.11.2007 N 97-07/142П нарушений норм процессуального права со стороны административного органа - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике не допущено.

Согласно статье 20 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся
у резидентов.

Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Единые правила оформления паспортов сделок установлены Инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“. Согласно названной Инструкции, если контрактом предусмотрен вывоз товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, в графе 9 раздела 3 паспорта сделки проставляется символ “Х“.

В рассматриваемом случае поступившие товары оформлены в Чебоксарском таможенном посту Чувашской таможни по грузовой таможенной декларации N 10406030/280207/0000652 относится к ТН ВЭД группы 84, включенной в раздел XVI ТН ВЭД России (7 наименований из 24 наименований, заявленных в списке).

Факт отсутствия в графе 9 раздела 3 паспорта сделки N 07010001/1280/0000/2/0 символа “Х“ заявителем не оспаривается и подтвержден материалами дела.

Таким образом, Управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике сделан правильный вывод о наличии в действиях ООО “Теко-Бизнес“ состава административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -
от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ и в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП Российской Федерации.

При этом согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из норм КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд, оценив обстоятельства совершенного обществом правонарушения и приняв во внимание его характер и степень общественной опасности, считает, что допущенное ООО “Теко-Бизнес“ правонарушение, выразившееся в непроставлении в графе 9 раздела 3 паспорта сделки N 07010001/1280/0000/2/0 символа “Х“, хотя и содержит формальное наличие всех признаков правонарушения, предусмотренного в части
6 статьи 15.25 КоАП РФ, само по себе какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям не представляет, существенного вреда интересам граждан, общества и государства не причиняет. Поэтому расценивает его как малозначительное и освобождает общество от административной ответственности.

По изложенным основаниям заявление ООО “Теко-Бизнес“ подлежит удовлетворению.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривается, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление (жалоба) на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике г. Чебоксары от 13.11.2007 N 97-07/142П о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Теко-Бизнес“ г. Чебоксары к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.