Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.11.2007 по делу N А79-9198/2007 <Об удовлетворении заявления об отмене постановления и прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2007 г. по делу N А79-9198/2007

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью “Обряд“ г. Чебоксары

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары

о признании незаконным и отмене постановления N 25 от 24.10.2007,

при участии:

от общества - Р. - руководитель, К. - адвокат (ордер в деле),

от инспекции - В. и З. (копии доверенностей в деле),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Обряд“ г. Чебоксары (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с жалобой к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - инспекция, налоговый
орган) об отмене постановления N 25 от 24.10.2007 и прекращении производства по делу о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Жалоба мотивирована тем, что основной деятельностью предприятия является организация похорон и предоставление связанных с ним услуг, то есть оказание ритуальных услуг.

11 октября 2007 года заказчику К. была изготовлена из сплошного полотна и реализована траурная косынка черная по цене 40 рублей. При этом бухгалтером общества был оформлен наряд-заказ N 1287329 на оказание услуги, заказчику на руки выдана квитанция к указанному наряду-заказу, а также оформлена копия квитанции под тем же номером формы БО-3.

Во всех указанных документах строгой отчетности формы БО-3 имеется подпись заказчика К. с собственноручно выполненным текстом “заказ выполнен“.

В судебном заседании представители общества поддержали требования в полном объеме и уточнили требования, просив признать незаконным и отменить оспариваемое им постановление.

Законный представитель общества пояснил, что как протокол об административном правонарушении, так и спорное постановление приняты с его участием.

Представители инспекции требования не признали и пояснили, что 11 октября 2007 года в 13 часов 35 минут в бухгалтерии общества, расположенной по адресу: г. Чебоксары, пер. Ягодный, 4А, наличные денежные расчеты с населением осуществляются без применения ККТ. Так, покупателю К. реализована косынка черная (модель N 381) по цене 40 руб., при этом чек на ККТ не был пробит ввиду ее отсутствия в обществе. Покупателю выписана квитанция формы БО-3 серия N 1287329, не предусмотренная для приема денег от граждан за розничную продажу товаров. При инвентаризации денежных средств установлена выручка
в размере 40 рублей. Прием денег за товар осуществляет специалист по приему заказов И., которая отказалась от дачи пояснений.

Инспекция считает, что обществом нарушены требования статей 2 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон) и статьи 26 Закона РФ “О защите прав потребителей“.

Далее пояснили, что на основании пункта 3 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно письму Минфина РФ от 07.11.2005 N 03-11-04/3/128 к розничной торговле не относится реализация продукции собственного производства и изготовления. Реализация религиозными организациями продукции, произведенной этими предприятиями, в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, является реализацией продукции собственного производства и изготовления и не подпадает под понятие розничной торговли.

По мнению инспекции реализация черной косынки, произведенной в ОАО “Моздокские узоры“ г. Моздок, ул. Фабричная, 1, модели 381 по цене 40 рублей, не является изделием, произведенным (изготовленным) в обществе.

Дополнили, что доводы заявителя о том, что заказчику была изготовлена черная траурная косынка из сплошного
полотна, а затем реализована, не соответствуют действительности, что подтверждается материалами дела (этикетка от косынки), а также объяснениями свидетеля К., из которых следует, что косынка была продана в готовом виде и предварительного заказа на него она не делала.

Свидетель К. в судебном заседании пояснила, что 11 октября 2007 года в обществе на складе она приобрела черную косынку по цене 40 рублей без предварительного заказа. На платке была этикетка, которую бухгалтер выбросила. В бухгалтерии ей выписали квитанцию в трех экземплярах. В какой-то квитанции ее попросили расписаться и она расписалась.

В ходе судебного заседания свидетель К., ознакомившись с документом, подтвердила, что в наряде-заказе N 1287329 от 11.10.2007 стоит ее подпись, однако текст “заказ выполнен“ оформлен не ею, а скорее всего выполнен бухгалтером общества.

Также сама свидетель К. и представители инспекции подтвердили, что К. является работником инспекции.

По делу объявлялся перерыв с 13 по 14 ноября 2007 года.

После перерыва представитель инспекции В. пояснил, что К. 11 октября 2007 года у заявителя купила половину косынки треугольной формы.

В судебном заседании вновь объявлен перерыв с 14 по 19 ноября 2007 года.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью “Обряд“ зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС по Ленинскому району г. Чебоксары 16.08.2005 и включено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1052182821426 (свидетельство серии 21 N 001690031).

Налоговым органом 11 октября 2007 года с 13 часов 35 минут и до 14 часов 40 минут проведена проверка выполнения обществом требований Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт“.

По результатам проверки 11.10.2007 составлен акт N 002045 проверки о продаже косынки черной (модель 381) по цене 40 рублей без применения ККТ, документа строгой отчетности.

В данном акте указано, что он составлен в присутствии законного представителя юридического лица Р., однако в акте отсутствует его подпись в реквизитах: “все имеющиеся на момент проверки документы мною предъявлены полностью. Проверка проводилась в моем присутствии. Сведения, изложенные в настоящем акте, мною прочитаны. Претензий к проверке не имею“. Подпись Р. имеется только в реквизитах о “получении копии акта и в ознакомлении с ним 11.10.2007“.

11 же октября 2007 года составлено определение N 2045 о возбуждении дела об административном правонарушении (о проведении административного расследования) и законный представитель общества Р. получил данное определение 11.10.2007 о вызове его для решения вопроса об окончании административного расследования в соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ на 15.10.2007 к 14 часам 00 минут.

15 октября 2007 года составлен протокол об административном правонарушении с участием законного представителя общества о том, что 11 октября 2007 года в 13 часов 35 минут в бухгалтерии общества, расположенной по адресу: г. Чебоксары, пер. Ягодный, 4А, наличные денежные расчеты осуществляются без применения ККТ. Так, покупателю К. реализована косынка черная (модель N 381) по цене 40 руб., чек на ККТ не был пробит ввиду ее отсутствия в обществе. Покупателю выписана квитанция формы БО-3 серия N 1287329, не предусмотренная для приема денег от граждан за розничную продажу товаров. При инвентаризации денежных средств установлена выручка в размере 40 рублей. Прием денег за товар осуществляет специалист по приему заказов И., которая
отказалась от дачи пояснений по факту реализации товара и отсутствия ККТ.

На основании протокола 24 октября 2007 года с участием же законного представителя общества начальником ИФНС по г. Чебоксары вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 25-781 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса и о назначении ему наказания в виде штрафа размере 30000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в арбитражный суд.

Между тем, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ согласно пункту 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг
населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

До момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Кроме того, как прямо указано в пункте 2 статьи 2 Закона, предусмотренное данной нормой правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.12.2006 N 743, от 27.08.2007 N 542) формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим постановлением, но не позднее 1 июня 2008 г.

Пунктом 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171, формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации
и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Таким образом, общество при оказании услуг населению вправе вместо применения контрольно-кассовой техники применять бланки строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с вышеназванным Положением.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, представленного налоговым органом, заявителем в качестве основного вида деятельности осуществляется деятельность в области организации похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 года N 163 утвержден Общероссийский классификатор услуг населению (Russian Classification of Services Provided to People) ОК 002-93 (далее также - ОКУН), которым:

“услуги организатора ритуала по похоронам“, “услуги по захоронению“, “изготовление гробов, в т.ч. цинковых“, “изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд“, “изготовление оград, памятников, венков из металла“, “пошив, изготовление и прокат похоронных принадлежностей (код 019517)“ (коды 019500 - 019527 “Ритуальные услуги“) отнесены к разновидности бытовых услуг населению (код 010000), а “услуги по изготовлению, реализации, прокату обрядовых принадлежностей“ (код 019603), “подготовка и проведение ритуальных, торжественно-траурных и поминальных церемоний, посвященных началу и завершению эксгумационных работ, перезахоронению останков погибших российских (советских) и иностранных военнослужащих“ (код 019604) или “обрядовые услуги“ также отнесены к разновидности бытовых услуг населению (код 010000).

Пунктом 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

вид услуги (работы);

цена
услуги (работы);

точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Формы бланков строгой отчетности для организаций бытового обслуживания, утверждены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20 апреля 1995 N 16-00-30-33, устанавливающим, что в частности форма БО-3 “Наряд-Заказ“, “Квитанция“, “Копия квитанции“, как бланк строгой отчетности, используется при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин.

Государственная налоговая служба Российской Федерации в приложении к письму от 31 марта 1998 года N ВК-6-16/210 “О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин“ указала, что настоящим изданием “Бланки строгой отчетности и методические указания по их заполнению и применению при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности“ предписывается порядок заполнения форм бланков строгой отчетности по всем видам бытовых услуг в соответствии с “Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН)“, введенным с 01.01.1994, “Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 августа 1997 г. N 1025, особенностями технологических процессов оказания бытовых услуг, с учетом “Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745, в редакции Постановления Правительства от 23.10.1995 N 1028, а также “Порядка разработки и утверждения бланков строгой отчетности для бытового обслуживания, а также приобретения и заключения лицензионных договоров на передачу имущественных прав АО “Росбытсоюз“ по воспроизводству и реализации бланков строгой отчетности для предприятий бытового обслуживания“, утвержденного Приказом АО “Росбытсоюз“ от 26.09.1997 N 13.

Принадлежность услуг к бытовым услугам определяется ОКУН. В этой связи применение тех или иных типов форм бланков строгой отчетности привязано к кодам ОКУН.

При этом Госналогслужбой РФ предусмотрено использование бланков строгой отчетности по видам бытовых услуг, а именно:

- по услугам по организации похорон, захоронению, кремации и т.п. (коды - 119500 - 019506) применяются формы бланка строгой отчетности: БО-13(02), БО-3, БО-1;

- по услугам по уходу за могилами, изготовление гробов, памятников и т.п. (коды - 019507 - 019517) применяются формы бланка строгой отчетности: БО-13(01), БО-1, БО-3.

Из материалов дела усматривается, что при реализации покупателю К. косынки черной (модель N 381) по цене 40 руб., являющейся похоронной принадлежностью, обществом была выписана квитанция формы БО-3 серия N 1287329, имеющая все необходимые реквизиты, в том числе цену услуги.

Налоговый орган не представил доказательств того, что примененные обществом бланки строгой отчетности являются ненадлежащими бланками строгой отчетности и не обеспечивают необходимого учета.

Следовательно, ритуальные услуги, оказываемые по заказам физических лиц и ими оплачиваемые, относятся к бытовым услугам населению, поэтому в рассматриваемом случае обществом правомерно была выписана квитанция формы БО-3, относящаяся к бланкам строгой отчетности.

Доводы инспекции о том, что фактически обществом совершена сделка купли-продажи косынки черной, а не оказаны услуги по ее изготовлению опровергаются материалами дела. Так, покупатель К. в квитанции N 1287329 от 11.10.2007 расписалась под словами о принятии заказа, при этом, будучи работником налогового органа, она не могла не понимать значения данных слов.

Согласно представленной этикетке на косынку черную (модель 381), изготавливаемую ОАО “Моздокские узоры“ РСО-Алания, г. Моздок, ее размер составляет 85 x 80. Между тем, как установлено судом и подтверждено сторонами в ходе судебного заседания, фактически К. была реализована половина этой косынки треугольной формы (о чем в ходе судебного заседания подтвердил и представитель инспекции В., непосредственно принимавший участие в проверке 11.10.2007), изготовленная самим обществом из полотна длиной 42 метра, поступившего от изготовителя (см. перевозочный документ Т2020015 991022, счет-фактуру N 00001611 и товарную накладную N 1611 от 07.09.2007, представленные обществом в ходе судебного заседания).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, иные обстоятельства, имеющие значения.

Пунктом 2 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, установленные протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При таких обстоятельствах на основании вышеизложенного суд считает, что инспекция не доказала факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить жалобу общества и поэтому признает незаконным и отменяет постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары N 25 от 24.10.2007 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Обряд“ г. Чебоксары к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью “Обряд“ г. Чебоксары удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары N 25 от 24.10.2007 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Обряд“ г. Чебоксары к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Обществу с ограниченной ответственностью “Обряд“ г. Чебоксары возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 7000293 от 31.10.2007.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.