Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.06.2007 по делу N А79-2176/2007 <О признании Карты градостроительного зонирования в составе “Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары“ соответствующей положениям Конституции Российской Федерации и федеральным законам>

По вопросу, касающемуся нового рассмотрения данного дела, см. Решение Арбитражного суда ЧР от 29.12.2007 и Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2008 по делу N А79-2176/2007.

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2007 по делу N А79-2176/2007 данное решение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2007 г. по делу N А79-2176/2007

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Торгово-промышленная топливная компания “Волганефтьхолдинг“, г. Чебоксары, к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов, г. Чебоксары, третье лицо
- администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, о признании недействующим нормативного правового акта и права его неприменения, при участии представителей сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Торгово-промышленная топливная компания “Волганефтьхолдинг“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании права неприменения части нормативного правового акта - Карты градостроительного зонирования в составе “Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары“, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683.

В обоснование заявления указано, что, согласно части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Из “Правил землепользования и застройки“, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, были опубликованы в официальном печатном издании - газете “Чебоксарские новости“ от 22.07.2005 N 144 лишь извлечения, в номере N 35 - 36 от 22.02.2007 была опубликована Схема правового зонирования. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не подлежит применению, поскольку не был опубликован в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Выбранный способ защиты основан на положениях статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В заседании суда 02.05.2007 представитель заявителя уточнил требования. Просил признать право неприменения Карты градостроительного зонирования в составе “Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары“, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683 “О Правилах землепользования и застройки в городе Чебоксары“, в отношении земельного участка общей площадью 2146 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 05 03:0017 для размещения временной мини АЗС на 250 заправок в сутки с
предприятиями обслуживания, расположенного на пересечении улиц Гагарина и Цивильская г. Чебоксары. Указал, что непосредственно права заявителя затрагивает Карта зонирования территории г. Чебоксары, поскольку в ней в настоящий момент отсутствует указание на наличие временной мини АЗС на 250 заправок с предприятиями обслуживания на пересечении улиц Гагарина и Цивильской, предварительное месторасположение которой было согласовано до утверждения Правил, о чем 08.04.2005 было издано распоряжение N 1235-р.

В судебном заседании 22.05.2007 представитель заявителя уточнил требования. Просил признать недействующим Карту градостроительного зонирования в составе “Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары“, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683 “О Правилах землепользования и застройки в городе Чебоксары“, и право ее неприменения в отношении земельного участка общей площадью 2146 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 05 03:0017 для размещения временной мини АЗС на 250 заправок в сутки с предприятиями обслуживания, расположенного на пересечении улиц Гагарина и Цивильская г. Чебоксары.

Указал, что оспариваемый правовой акт не соответствует положениям статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статье 32 “Градостроительного кодекса Российской Федерации“ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, пункту 2, абзацам 4, 5 пункта 5 статьи 6 “Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики“, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 N 40.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права заявителя, т.к. на вышеуказанном земельном участке имеется незавершенный строительством объект, построенный на основании выданной администрацией г. Чебоксары разрешительной документации. Применение администрацией г. Чебоксары указанных Правил, не подлежащих применению,
нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности при завершении строительства временной мини АЗС. Право неприменения оспариваемого нормативного правового акта связывает с тем, что он является недействующим в связи с его неопубликованием.

Представители Чебоксарского городского Собрания депутатов и администрации г. Чебоксары не согласились с доводами, изложенными в заявлении.

Указали, что “Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары“ были утверждены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683. Данное решение опубликовано в газете “Чебоксарские новости“ от 22.07.2005 N 144 и размещено на официальном сайте администрации г. Чебоксары в течение 10 дней с момента принятия.

Согласно части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении Правил землепользования и застройки, в данном случае - решение Чебоксарского городского Собрания депутатов об утверждении Правил. Также не согласился с доводами заявителя о нарушении оспариваемым актом его законных прав и интересов, т.к. Правила были приняты до предоставления заявителю земельного участка. Предварительное согласование места размещения мини АЗС было осуществлено до принятия Правил, однако предварительное согласование не является основанием для возникновения прав на земельный участок. Т.е. в случае, если не возникло право на земельный участок, говорить о том, что установленный Правилами регламент зон будет нарушать права и законные интересы невозможно. Ссылка заявителя на то, что в Генеральном плане уже была указана АЗС, является несостоятельной.

Считает, что Карта правового зонирования не является нормативно-правовым актом, поскольку является приложением “Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары“. Возможность оспаривания приложений к нормативно-правовым актам действующим законодательством не предусмотрена.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив
материалы дела, суд установил следующее.

Главой администрации г. Чебоксары 08.04.2005 принято распоряжение N 1235-р “О предварительном согласовании места размещения временной мини АЗС на 250 заправок с предприятиями обслуживания на пересечении улиц Гагарина и Цивильской“, которым был утвержден акт выбора земельного участка под проектирование и размещение временной мини АЗС на 250 заправок с предприятиями обслуживания на пересечении улиц Гагарина и Цивильской от 25.03.2005 N 328 и утвержден проект границ указанного земельного участка с предоставлением его в аренду сроком до 5 лет.

Заявитель обратился к главе администрации г. Чебоксары с просьбой подготовить и выдать распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 1 год на период строительства мини АЗС (письма N 313 от 25.11.2005 и N 334 от 29.12.2005).

В ответ на данное обращение Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщил (письмо N 039-0073 от 20.01.2006), что подготовлен проект распоряжения о предоставлении земельного участка, который находится в стадии согласования.

В письме N 4613/72 от 26.02.2006 заместитель главы администрации г. Чебоксары указал, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне скверов, садов и бульваров, регламент которой не предусматривает размещение на ней автозаправочной станции, и зарезервирован для строительства магистральной автодороги, обеспечивающей проезд от центра города в район речного порта. Решение вопроса о возможности размещения автозаправочной станции возможно путем внесения изменений в Карту градостроительного зонирования города Чебоксары в части замены зоны скверов, садов и бульваров (Р-2) на иную зону.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, утверждение правил землепользования и застройки, а также утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования документации по планировке территории.

Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относятся утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной
на основе генеральных планов документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования и т.д.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в т.ч. правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункты 1, 2 статьи 30 Кодекса).

На Карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (границы и вид разрешенного использования земельного участка).

Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и могут размещаться на официальном сайте в сети “Интернет“.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683 “О Правилах землепользования и застройки в городе Чебоксары“ были утверждены “Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары“, статья 24 которых содержит Карту зонирования территории города Чебоксары (Карта правового зонирования города Чебоксары).

Таким образом, решение от 14.07.2005 N 1683 издано компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим на момент его принятия.

Судом установлено, что “Правила землепользования и застройки в городе Чебоксары“, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683, были опубликованы в кратком изложении (текст) в газете “Чебоксарские новости“ N 144 от 22.07.2005. Оспариваемая заявителем часть данного нормативного правового акта - Карта правового зонирования была опубликована в газете “Чебоксарские новости“
N 35 - 36 от 22.02.2007.

Заявитель просит признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, как не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статье 32 “Градостроительного кодекса Российской Федерации“ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, пункту 2, абзацам 4, 5 пункта 5 статьи 6 “Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики“, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 N 40.

В соответствии со статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу статьи 44 (пункт 6 часть 1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ уставом муниципального образования должны определяться: виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Согласно статье 26 “Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики“, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29.08.1996 (в редакции, действующей на 28.06.2005), по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений. Правовые акты Чебоксарского городского Собрания депутатов принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подписываются и обнародуются главой города Чебоксары. Правовые акты Чебоксарского городского Собрания депутатов вступают в силу с момента их подписания главой города, если не установлен иной порядок.

Таким образом, Устав в редакции, действовавшей на 14.07.2005, не предусматривал порядка официального опубликования принимаемых нормативных правовых актов.

Суд считает,
что положения “Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики“, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 N 40, на момент принятия оспариваемого акта применению не подлежат.

В силу правил частей 1 и 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается арбитражными судами на основании заявлений заинтересованных лиц в целях защиты их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта ограничено условием наличия, по мнению заявителя, нарушения указанным актом его прав и законных интересов.

Статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу статей 11, 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивают выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Исходя из смысла статей 31 (пункт 8), 32 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка. На момент
принятия “Правил землепользования и застройки города Чебоксары“ предусмотренное статьями 29 (пункт 5) и 32 (пункт 2) решение о предоставлении земельного участка для строительства отсутствовало. Само решение о предварительном согласовании места размещения объекта не влечет последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства.

Таким образом, оснований утверждать, что испрашиваемый заявителем земельный участок предоставлен ему в установленном порядке, нет оснований.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью “Торгово-промышленная топливная компания “Волганефтьхолдинг“ следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать Карту градостроительного зонирования в составе “Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары“, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683 “О Правилах землепользования и застройки в городе Чебоксары“, соответствующей положениям статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статье 32 “Градостроительного кодекса Российской Федерации“ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Обществу с ограниченной ответственностью “Торгово-промышленная топливная компания “Волганефтьхолдинг“, г. Чебоксары, в удовлетворении требования о признании недействующей Карты градостроительного зонирования в составе “Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары“, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 N 1683 “О Правилах землепользования и застройки в городе Чебоксары“, и права ее неприменения в отношении земельного участка общей площадью 2146 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 05 03:0017 для размещения временной мини АЗС на 250 заправок в сутки с предприятиями обслуживания, расположенного на пересечении улиц Гагарина и Цивильская г. Чебоксары, отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.