Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2007 по делу N А79-2346/2007 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными действий по введению ограничений движения транспортных средств>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2008 по делу N А79-2346/2007 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007 оставлены без изменения.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007 по делу N А79-2346/2007 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 мая 2007 г. по делу N А79-2346/2007

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Волготрейдмонтаж“, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 36/1-51, к муниципальному унитарному предприятию “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, б-р купца Ефремова, 16, Управлению ГИБДД МВД по Чувашской
Республике, г. Чебоксары, ул. Б.Хмельницкого, д. 37, и ФГУП “Гос СМЭП МВД России в ЧР - Чувашия“, г. Чебоксары, ул. Декабристов, д. 17а, о признании незаконными действий, при участии представителей сторон,

установил:

ООО “Волготрейдмонтаж“, г. Чебоксары (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, проводимых с 19 марта по 30 апреля 2007 года по введению ограничений движения транспортных средств с полной массой от 5,0 тонн и выше по дорогам г. Чебоксары.

Заявление мотивировано тем, что 27.02.2007 главой г. Чебоксары принято постановление N 33 “О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года“.

В газете “Чебоксарские новости“ от 10 марта 2007 года N 46 ответчиком опубликовано информационное сообщение о введении ограничений с 19 марта по 30 апреля 2007 года движения транспортных средств с полной массой от 5,0 тонн и выше по дорогам г. Чебоксары.

В соответствии с данной публикацией с 19 марта 2007 года на всех въездах в г. Чебоксары были установлены дорожные знаки, запрещающие проезд транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонн, имеющие круглосуточный проезд действия. Владельцам транспортных средств с полной массой до 25,0 тонн предоставляется возможность проезда на территорию г. Чебоксары путем купли-продажи разового (на 1 сутки) разрешения (пропуска) стоимостью 530 рублей, для автомобилей с полной массой более 25,0 тонн проезд закрыт.

Данные мероприятия противоречат статье 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, пунктам 1 статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации и нарушают права
Общества, препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности, ограничивают использование транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонн на период проведения ответчиком названных мероприятий.

Согласно статье 20 Устава автомобильного транспорта временное ограничение движения транспортных средств по дорогам допускается лишь в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий. При этом согласно статье 12 ФЗ “О безопасности дорожного движения“ должен проводиться контрольный осмотр дорог с составлением соответствующих актов осмотра. На основании этих актов ГОСТ Р50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“ вменяет в обязанность дорожным службам ограничивать движение транспортных средств в случаях дорожно-климатических условий, перечисленных в статье 3 настоящего ГОСТа, в целях приведения дорог в соответствие с требованиями по безопасности дорожного движения. Для этих целей статья ГОСТа содержит предельно допустимые сроки проведения данных работ, действие которых наступает не с момента введения ограничений, а с момента выявления несоответствия дороги требованиям ГОСТ. В наиболее тяжелых случаях повреждений дорог дорожные службы обязаны устранять их в течение 15 суток, в остальных случаях должны укладываться в более сжатые сроки, после чего согласно статье 4.1.6 ГОСТ Р50597-93 дорожные знаки должны быть сняты в течение суток.

Однако при проведении оспариваемых мероприятий контрольный осмотр дорог ответчиком не проводился, мероприятия носили профилактический характер в целях сохранения дорог от разрушений, а такая процедура действующим законодательством не предусмотрена и не является вынужденной мерой, срок проведения оспариваемых мероприятий в несколько раз превышает предельно допустимый срок, предусмотренный в части 3 ГОСТ Р50597-93.

Согласно статье 4 “Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений“ при проведении оспариваемых мероприятий ответчик должен был оповестить
участников дорожного движения о рекомендуемых путях объезда ограничений, а вместо этого одновременно ограничил движение на всех въездах в город.

Мероприятия являются действующими и продолжают наносить ущерб (убытки) заявителю.

Впоследствии в предварительном судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявление и просил признать незаконными действия ответчика по установке дорожных знаков 3.11, ограничивающих движение (проезд) транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонн до 25,0 тонн по дорогам г. Чебоксары в период с 19 марта по 30 апреля 2007 года.

Определением суда от 27.04.2007 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике и ФГУП “Гос СМЭП МВД России в ЧР - Чувашия“.

В судебном заседании представитель Общества в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил предмет заявления и просил признать незаконным бездействие МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, по содержанию и ремонту автомобильных дорог и приведению их в соответствие с требованиями ГОСТ по безопасности дорожного движения в строго отведенные ГОСТом сроки. В остальной части заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, заявление не признала по изложенным в письменном отзыве основаниям. При этом дополнительно пояснила, что указанные действия носят предупредительный характер и что Предприятие действовало во исполнение постановления главы г. Чебоксары от 27.02.2007 N 33.

Представитель Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике заявление Общества не признал по изложенным в письменном отзыве основаниям. При этом дополнительно пояснил, что Управление ГИБДД МВД по ЧР по данному делу ответчиком не является, поскольку Управление ГИБДД МВД по ЧР не занимается установкой дорожных знаков, а
также содержанием и эксплуатацией дорог.

ФГУП “Гос СМЭП МВД России в ЧР - Чувашия“, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просив рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

27.02.2007 главой администрации г. Чебоксары принято постановление N 33 “О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года“.

В газете “Чебоксарские новости“ от 10 марта 2007 года N 46 ответчиком опубликовано информационное сообщение о введении ограничений с 19 марта по 30 апреля 2007 года движения транспортных средств с полной массой от 5,0 тонн и выше по дорогам г. Чебоксары.

В соответствии с данной публикацией с 19 марта 2007 года на всех въездах в г. Чебоксары были установлены дорожные знаки, запрещающие круглосуточно проезд транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонн. Владельцам транспортных средств с полной массой до 25,0 тонн предоставлялась возможность проезда на территорию г. Чебоксары путем купли-продажи разового (на 1 сутки) разрешения (пропуска) стоимостью 530 рублей, для автомобилей с полной массой более 25,0 тонн проезд был запрещен.

Посчитав свои права нарушенными Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, по содержанию и ремонту автомобильных дорог и приведению их в соответствие с требованиями ГОСТ по безопасности дорожного движения в строго отведенные ГОСТом сроки, а также к Управлению ГИБДД МВД по Чувашской Республике и ФГУП “Гос СМЭП МВД России в ЧР - Чувашия“ в части признания незаконными действий ответчика по установке
дорожных знаков 3.11, ограничивающих движение (проезд) транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонн до 25,0 тонн по дорогам г. Чебоксары в период с 19 марта по 30 апреля 2007 года.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно статье 14 указанного Закона временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 марта 2007 г. N 76-р рекомендовано органам местного самоуправления в Чувашской Республике временно ограничивать движение транспортных средств массой 7 тонн и выше на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в Чувашской Республике, являющихся собственностью муниципальных образований, в целях обеспечения их сохранности и осуществлять контроль за соблюдением режима движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в Чувашской Республике, являющихся собственностью муниципальных образований, в период ограничения движения.

Постановлением главы города Чебоксары Чувашской Республики от 27 февраля 2007 г. N 33 “О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года“ МУП “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ было предписано совместно с управлением ГИБДД МВД по Чувашской
Республике в зависимости от погодно-климатических условий ограничить движение транспортных средств по дорогам города с учетом технического состояния дорожного полотна, организовать контроль за соблюдением режима указанного ограничения; организовать выдачу разрешений (пропусков) на проезд транспортных средств по дорогам города на период ограничения движения, руководствуясь при этом постановлением администрации города Чебоксары от 20.02.2006 N 28 “О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г. Чебоксары в период весеннего паводка“.

Из изложенного следует, что МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, действовало во исполнение указанного постановления главы города Чебоксары Чувашской Республики. Довод о том, что данное постановление не подлежит применению, как неопубликованное, не имеет существенного значения для данного спора, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 Устава Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации и Чувашской Республики, нормативными и распорядительными актами органов местного самоуправления г. Чебоксары, Учредителя и настоящим Уставом.

Таким образом, все нормативные и распорядительные акты органов местного самоуправления г. Чебоксары для МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, обязательны и Предприятие фактически не имело возможности не выполнить постановление главы города Чебоксары.

Требование Общества к МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, о признании незаконным бездействия МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, по содержанию и ремонту автомобильных дорог и приведению их в соответствие с требованиями ГОСТ по безопасности дорожного движения в строго отведенные ГОСТом сроки удовлетворению не подлежит, поскольку материалами дела бездействие МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“, г. Чебоксары, не подтверждается, Обществом соответствующие доказательства не представлены.

Требования Общества к Управлению ГИБДД МВД по Чувашской Республике и ФГУП “Гос СМЭП МВД
России в ЧР - Чувашия“ в части признания незаконными действий ответчика по установке дорожных знаков 3.11, ограничивающих движение (проезд) транспортных средств с полной массой свыше 5,0 тонн до 25,0 тонн по дорогам г. Чебоксары в период с 19 марта по 30 апреля 2007 года также удовлетворению не подлежат.

В соответствии с Федеральным законом “О безопасности дорожного движения“, приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 “О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации“ и Положением об Управлении ГИБДД МВД ЧР, утвержденным приказом МВД ЧР от 12.05.2004 N 621, на Управление ГИБДД МВД ЧР в части безопасности дорожного движения возложены только контрольные и надзорные функции, а также функции по совершенствованию дорожного движения. Действующее законодательство не предоставляет Управлению ГИБДД МВД ЧР полномочий по ограничению либо прекращению движения на дорогах, непосредственную установку дорожных знаков оно также не осуществляет.

Установка дорожных знаков, запрещающих проезд большегрузных транспортных средств в г. Чебоксары, была осуществлена ФГУП “Гос СМЭП МВД России в ЧР - Чувашия“. Данные действия ФГУП “Гос СМЭП МВД России в ЧР - Чувашия“ были выполнены на основании муниципального контракта N 11 от 05.02.2007 на выполнение заказа по внедрению и содержанию технических средств регулирования дорожного движения в городе Чебоксары. Поскольку в данном случае ФГУП “Гос СМЭП МВД России в ЧР - Чувашия“ выступает в качестве подрядчика по муниципальному контракту, то основания для признания его действий незаконными отсутствуют.

При таких обстоятельствах заявление Общества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обществу
с ограниченной ответственностью “Волготрейдмонтаж“, г. Чебоксары ЧР, в удовлетворении заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.