Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.05.2007 по делу N А79-2435/2007 <О привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2007 по делу N А79-2435/2007 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 оставлены без изменения.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007 по делу N А79-2435/2007 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 мая 2007 г. по делу N А79-2435/2007

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в заседании суда заявление Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, г. Алатырь к ООО “Терем“, пос. Алтышево Алатырского района Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании представителей сторон,

установил:

Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики (далее
- “заявитель“, “прокурор“) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Терем“ (далее - “ответчик“, “Общество“) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проведенной прокурором с привлечением Отделения государственного пожарного надзора г. Алатырь и Алатырского района ЧР проверки выявлен факт эксплуатации Обществом лесопильного цеха без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.

В судебном заседании представитель заявителя Зольников А.З. заявление поддержал. Просит привлечь ответчика к административной ответственности за эксплуатацию лесопильного цеха без лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта. Ответчик занимается переработкой сосновой древесины с использованием станков, при этом образовываются опилки, стружки, горбыль, древесная пыль. Древесина и образовывающиеся при ее обработке опилки и иные отходы являются горючими материалами. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ эксплуатация данного производства допускается только при наличии лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта. Ответчик подобную лицензию не имеет.

Представители ответчика Кириллов Е.О., Ревин Е.Е. и Чащин И.Н. в судебном заседании просят отказать в удовлетворении заявления. Пояснили, что Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов не дают разъяснений, какие именно пожароопасные объекты лицензируются. Ссылка на НПБ 105-03 “Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности“ для определения необходимости лицензирования предприятия является не совсем корректной, так как невозможно определить, представляет ли эксплуатация деревообрабатывающего цеха опасность нанесения ущерба здоровью граждан, безопасности государства или культурному наследию народов РФ. Кроме того, при определении категории пожароопасности необходимо руководствоваться расчетами,
тогда как НПБ 105-03 устанавливает только методику, согласно которой все промышленные предприятия являются пожароопасными, так как в них имеются пожароопасные предметы. При обработке ответчиком древесины образовываются стружки, в техническом описании станков нет упоминаний об образовании древесной пыли. Закон N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ указывает о лицензировании вида деятельности в области промышленной безопасности и содержит определение опасным производственным объектам и их перечень. Заключением N 10-2007 от 11.05.2007 ГУ “Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы “Испытательная пожарная лаборатория“ по Чувашской Республике“ подтверждается, что здание цеха по оцилиндровке бревен ответчика относится к категории Д “Непожароопасная“. При проверке не произведены замеры и анализ, представитель прокуратуры и инспектор ОГПН г. Алатырь произвели только визуальный осмотр цеха по оцилиндровке бревен. При эксплуатации спорного цеха древесная пыль не образуется, получается только древесная стружка, похожая на щепу, так как используемая древесина сырая. Считают, что вывод заявителя и ОГПН г. Алатыря и Алатырского района УГПН ГУ МЧС России по ЧР об отнесении лесопильного цеха ответчика к категории В4 не подтвержден соответствующими расчетами.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по ЧР Егоров С.В. в судебном заседании полагает заявление прокурора обоснованным, а доводы ответчика - необоснованными. Пояснил, что в соответствии с ГОСТ 12.1.044-84 “Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методов их определения“ деревообрабатывающее производство ответчика является пожароопасным производственным объектом категории В4, так как при этом используется сосновая древесина, являющаяся твердым горючим материалом. Не согласен с заключением N 10-2007 от 11.05.2007 ГУ “Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы “Испытательная пожарная лаборатория“ по Чувашской Республике“ об отнесении здания цеха ответчика к
категории Д. К указанной категории относятся только помещения, в которых используются негорючие вещества и материалы в холодном состоянии, например, металлические вещества и материалы. Древесина может гореть и в холодном состоянии, в связи с чем является твердым горючим материалом.

Выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Терем“ зарегистрировано в качестве юридического лица межрайонной инспекцией N 1 по Чувашской Республике, внесено в ЕГРЮЛ 03.06.2005.

13.03.2007 прокурором с привлечением Отделения государственного пожарного надзора г. Алатырь и Алатырского района ЧР проведена проверка соблюдения Обществом лицензионного вида деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта. В ходе проверки выявлен факт эксплуатации Обществом лесопильного цеха, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, п. Алтышево, ул. Железнодорожная, д. 109, без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта.

Прокурором 27.03.2007 уполномоченному представителю Общества разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ; письменное объяснение от него получено; с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2007 руководитель Общества ознакомлен в день его составления; копия указанного постановления ему вручена в день вынесения.

В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена указанным кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2007 вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.2, 28.4 и 28.5 КоАП РФ.

Суд полагает, что в данном случае у прокурора были достаточные данные, указывающие на наличие административного правонарушения, совершенного ответчиком.

Согласно ст. 2, ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон
“О лицензировании отдельных видов деятельности“) лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии; эксплуатация пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595, определен порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В силу пп. “а“ п. 1 указанного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

На основании ГОСТ 12.1.004-91 “Пожарная безопасность. Общие требования“, п. 2.1.1 ГОСТ 12.1.044-89 “Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения“ к горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с Нормами пожарной безопасности (НПБ 105-03) “Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности“ (утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314 и введены в действие 01.08.2003, письмом Минюста РФ от 27.06.2003 N 07/6504-ЮД) при определении пожароопасных свойств веществ и материалов допускается использование справочных данных, опубликованных головными научно-исследовательскими организациями в области пожарной безопасности или выданных Государственной службой стандартных справочных данных.

В соответствии со справочником “Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения“ (под редакцией А.Н.Баратова, А.Я.Корольченко, книга вторая, М., Химия, 1990), согласованным с Государственной службой стандартных справочных данных, древесина (сосновая, еловая, дубовая) является горючим материалом,
а древесная пыль - горючей смесью.

Материалами дела, в том числе актом проверки от 13.03.2007, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2007, письменной объяснительной руководителя Общества, заключением ОГПН г. Алатырь и Алатырского района от 14.03.2007 N 172 (л.д. 22), заключением ГУ “Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы “Испытательная пожарная лаборатория“ по Чувашской Республике“ N 10-2007 от 11.05.2007, пояснениями представителей заявителя и третьего лица в судебном заседании подтверждается факт эксплуатации ответчиком цеха по оцилиндровке бревен, который относится к пожароопасному производственному объекту категории В4; ответчиком при производстве работ по переработке сосновой древесины используются, производятся, хранятся твердые горючие древесные материалы, образовываются древесные опилки, стружки, которые являются твердыми горючими веществами и материалами, способными гореть при взаимодействии с кислородом, воздухом и друг с другом.

С учетом указанных норм закона, нормативного правового акта, фактических обстоятельств по делу суд признает, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли по эксплуатации пожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии), у прокурора было достаточно данных, указывающих на наличие административного правонарушения, совершенного ответчиком.

За совершение указанного правонарушения ответчик подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий
производства и сырья или без таковой.

Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 указанного кодекса и совершенных юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов.

Руководствуясь статьями 167 - 170 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Общество с ограниченной ответственностью “Терем“, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Алатырский район, пос. Алтышево, улица Железнодорожная, дом 109, зарегистрированное 3 июня 2005 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике, привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить на него административный штраф в размере 40000 руб. (сорок тысяч руб.).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций.