Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2007 по делу N А79-2103/2007 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2007 по делу N А79-2103/2007 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2007 г. по делу N А79-2103/2007

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью “Трактир“, г. Чебоксары, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления N 25 от 14.03.2007, при участии представителей сторон

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Трактир“, г. Чебоксары (далее - общество), обратилось в суд с жалобой к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании незаконным и
отмене постановления N 25 от 14.03.2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 рублей.

Жалоба мотивирована тем, что инспекцией нарушены процессуальные нормы, регламентирующие порядок привлечения к административной ответственности.

Так, перед началом проверки руководству общества не предъявлено поручение на проведение проверки общества с указанием в поручении наименования, адреса предприятия.

Далее общество полагает, что доводы инспекции, указанные в спорном постановлении, не соответствуют действительности, поскольку:

инспекцией не был составлен протокол осмотра принадлежащего обществу помещения с подробным описанием месторасположения кабинета и металлического шкафа. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих доводы инспекции, в материалах дела не имеется;

на момент проверки кассовые документы не были представлены по причине болезни главного бухгалтера. Касса велась ежедневно на дому у главного бухгалтера, о чем было сообщено проверяющим.

Общество в заявлении указывает, что им соблюдается лимит остатка кассы, установленный банком в размере 15000 рублей.

Общество находится на специальной системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поэтому считает необоснованными и несостоятельными доводы инспекции о том, что данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов, налогов, правила государственной разрешительной системы, а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины.

Полагают, что установленные инспекцией факты не содержат опасной угрозы для общественных отношений в области предпринимательской деятельности и повлечь какие-либо последствия и убытки лишь для самого предприятия, но никак не посягают на регулируемые и охраняемые нормами права общественные отношения.

Поэтому на основании изложенного и с учетом отсутствия вины, а именно отсутствия в действиях общества угрозы охраняемым общественным интересам,
общество просит признать незаконным и отменить спорное постановление.

В судебном заседании представитель общества поддержал требования в полном объеме по изложенным в жалобе основаниям и дополнил, что проверяющие не были допущены к бухгалтерской документации руководителем общества, поэтому в его действиях наблюдаются признаки состава правонарушения по статье 17.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, по мнению представителя общества, в момент проверки и составления протокола не было и не могло быть установлено факта неоприходования наличности по причине отказа выполнить указания проверяющих директором. Непредставление бухгалтерской документации не является составом правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

Далее указывает, что полнота оприходования в кассу наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, регулируется не только “Порядком ведения кассовых операций в РФ“, утвержденным ЦБ РФ. Регулируется также Федеральным законом “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, а также Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П. При этом “Порядок ведения кассовых операций в РФ“ подлежит применению в части, не противоречащей закону и более поздно принятым нормативным подзаконным актам.

По мнению представителя общества, точного определения, какие действия либо бездействия считать неоприходованием наличных денег, ни закон, ни подзаконные акты не содержат.

Также представитель общества полагает, что по смыслу и в связи с приведенными нормами права неоприходованием является только тот случай, когда при проверке выявлено наличие в кассе предприятия наличных денег, не подтвержденных документально. Однако, по его мнению, такой факт проверяющими не установлен. Происхождение суммы 7590 руб. налоговый орган не выяснял.

Состав статьи 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение порядка
хранения свободных денежных средств, а не за несоблюдение порядка хранения денежных средств. В то же время в разделе 2 “Порядка ведения кассовых операций в РФ“ идет речь о хранении денег. Определений, что понимать под свободными и несвободными денежными средствами, данный нормативный акт не содержит. Доказательств, что заявитель имел и мог иметь именно свободные денежные средства и не соблюдал порядок их хранения, к протоколу не приложено, при вынесении постановления эти обстоятельства не выяснялись, следовательно, нельзя вести речь о доказанности объективной стороны правонарушения.

Представители инспекции требования не признали и пояснили, что 6 марта 2007 года в 12 часов 51 мин. работниками инспекции в бухгалтерии общества, расположенного по адресу: г. Чебоксары, переулок Бабушкина, дом 8, установлено нарушение пунктов 29 и 30 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, а именно в организации отсутствует изолированное помещение кассы, предназначенная для приема, выдачи и временного хранения денег. Касса организации находится в кабинете площадью 12 кв. метров, где расположены рабочие места директора и главного бухгалтера, складское помещение и санузел, т.е. имеется доступ в помещение кассы лиц, не имеющих отношения к ее работе.

На момент проверки в организации хранятся наличные денежные средства в сумме 7590 рублей в металлическом шкафе, не прикрепленном к полу или стене здания. Там же, в нарушение пунктов 13, 23 - 25 вышеуказанного Порядка, не оприходована выручка, полученная от покупателей за 02.03.2007 в сумме 10520 руб. 50 коп., за 03.03.2007 в сумме 9570 рублей, за 04.03.2007 в сумме 10743 руб., за 05.03.2007 в сумме 8241 руб.

В этот
же день был составлен протокол об административном правонарушении, руководитель предприятия признал допущенное обществом правонарушение, указанное в протоколе, в чем и расписался, и дал письменные пояснения, подтверждающие содержание протокола.

Также представители инспекции дополнили, что руководству общества было предъявлено поручение о проведении у них проверки.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью “Трактир“ зарегистрировано ИФНС по г. Чебоксары и оно включено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1062130006047.

В статье 15.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

В пункте 3 Порядка предусмотрено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге (пункт 22 Порядка).

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и
передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункт 24 Порядка).

6 марта 2007 года в 12 часов 51 мин. работниками инспекции в бухгалтерии общества, расположенного по адресу: г. Чебоксары, переулок Бабушкина, дом 8, установлено нарушение пунктов 29 и 30 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, а именно в организации отсутствует изолированное помещение кассы, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег. Касса организации находится в кабинете площадью 12 кв. метров, где расположены рабочие места директора и главного бухгалтера, складское помещение и санузел, т.е. имеется доступ в помещение кассы лиц, не имеющих отношения к ее работе.

На момент проверки в организации хранятся наличные денежные средства в сумме 7590 рублей в металлическом шкафе, не прикрепленном к полу или стене здания. Там же, в нарушение пунктов 13, 23 - 25 вышеуказанного Порядка, не оприходована выручка, полученная от покупателей за 02.03.2007 в сумме 10520 руб. 50 коп., за 03.03.2007 в сумме 9570 рублей, за 04.03.2007 в сумме 10743 руб., за 05.03.2007 в сумме 8241 руб.

О чем в этот же день был составлен протокол об административном правонарушении 078 с участием законного представителя юридического лица, который пояснил, что касса организации находится в помещении директора и главного бухгалтера. На момент проверки главный бухгалтер находится на больничном, с 26 февраля по настоящее время, поэтому расходные и приходные ордера она (руководитель) не выписывает. Кассовую книгу она (также руководитель) не
ведет.

14 марта 2007 года принято спорное постановление также с участием законного представителя юридического лица в лице Федоровой Е.М., которая представила письменное пояснение, согласно которому она пояснила, что касса велась ежедневно на дому у главного бухгалтера.

Таким образом, на основании вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поэтому суд считает необходимым обществу отказать в удовлетворении его заявления.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью “Трактир“, г. Чебоксары, отказать в удовлетворении жалобы о признании незаконным и отмене постановления N 25 от 14.03.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.