Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Аликовского района ЧР от 28.07.2006 N 78 “Об утверждении целевой программы “Развитие образования в Аликовском районе на 2006 - 2010 годы“

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АЛИКОВСКОГО РАЙОНА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2006 г. N 78

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АЛИКОВСКОМ РАЙОНЕ

НА 2006 - 2010 ГОДЫ“

Собрание депутатов Аликовского района решило:

1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу “Развитие образования в Аликовском районе на 2006 - 2010 годы“ (далее - Программа).

2. Установить, что при подготовке проектов бюджетов Аликовского района на соответствующие годы Программа ежегодно включается в перечень районных программ, подлежащих финансированию за счет средств районного бюджета.

3. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, СМИ, жилья и благоустройству, заместителя главы Аликовского района по социальным вопросам Архипову В.В.

Глава Аликовского
района

А.И.ПЛАТОНОВ

Утверждена

решением

Собрания депутатов

Аликовского района

от 28.07.2007 N 78

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АЛИКОВСКОМ РАЙОНЕ

НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Паспорт программы

Наименование - Районная целевая программа развития

Программы образования в Чувашской Республике на

2006 - 2010 годы

Основания - Закон Российской Федерации “Об образовании“,

для разработки Концепция модернизации российского

Программы образования на период до 2010 года,

одобренная распоряжением Правительства

Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.

N 1756-р, законы Чувашской Республики “Об

образовании“, “Об утверждении Комплексной

программы экономического и социального

развития Чувашской Республики на 2003 - 2010

годы“, Комплексный план реализации

Стратегии социально-экономического развития

Чувашской Республики до 2010 года,

утвержденный постановлением Кабинета

Министров Чувашской Республики от 15 апреля

2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными

постановлением Кабинета Министров Чувашской

Республики от 16 июня 2004 г. N 137),

постановление Кабинета Министров Чувашской

Республики от 21 февраля 2005 г. N 39

“О Концепции инновационного развития

Чувашской Республики“, постановление

Кабинета Министров Чувашской Республики от

1 июня 2000 г. N 109 “О Концепции

национальной школы Чувашской Республики в

современной системе обучения и воспитания“,

постановления Кабинета Министров от

14.06.2005 N 144 “О республиканской

целевой программе развития образования в ЧР

на 2006 - 2010 гг.“

Государственный - Администрация Аликовского района

заказчик

Программы

Основной - Отдел образования, молодежной политики,

разработчик физкультуры и спорта администрации

Аликовского района

Цель - обеспечение современного качества

Программы образования, направленного на развитие

инновационной культуры выпускника школы в

соответствии с актуальными и перспективными

потребностями личности, общества и

государства

Задачи - развитие инновационной образовательной

Программы инфраструктуры, обеспечивающей

преемственность всех уровней образования и

успешную социальную интеграцию выпускников

школы в общество;

формирование современных механизмов

ресурсного обеспечения развития системы

образования;

совершенствование методов и механизмов

анализа и прогнозирования развития системы

образования на основе внедрения

инновационных технологий исследований,

мониторинга и оценки качества образования;

развитие новых форм государственно-

общественного управления образованием,

обеспечивающих взаимодействие органов

государственной власти и органов местного

самоуправления, образовательных учреждений,

бизнеса, общественных организаций

Сроки - 2006 - 2010 годы

реализации

Программы

Перечень - разработка и реализация инновационных

приоритетных моделей управления и организации общего и

мероприятий дополнительного образования;

внедрение эффективных механизмов ресурсного

обеспечения развития системы образования;

формирование и внедрение современной системы

государственно-общественного управления

образованием;

создание эффективной системы мониторинга,

статистики и оценки качества образования,

организация исследований развития системы

образования

Исполнители - Отдел образования, молодежной политики,

мероприятий физкультуры и спорта администрации

Программы Аликовского района, МУЗ “Аликовская ЦРБ“,

отдел экономики, имущественных и земельных

отношений администрации Аликовского района,

отдел социального развития, отдел внутренних

дел Аликовского района (по согласованию),

сельские поселения Аликовского района

(по согласованию), образовательные

учреждения

Объемы и - средства бюджета Аликовского района -

источники 14847 тыс. рублей;

финансирования внебюджетные источники - 2245 тыс. рублей

Ожидаемые - наличие развитой инновационной

конечные образовательной инфраструктуры;

результаты позитивная динамика изменения уровня

реализации инновационной культуры участников

Программы образовательного процесса;

появление новых управленческих и

образовательных практик, позитивно влияющих

на повышение качества образования;

полный охват детей дошкольного возраста

предшкольной подготовкой;

охват услугами системы дополнительного

образования до 95% школьников;

готовность 80% учащихся к осознанному выбору

индивидуальной образовательной траектории в

профессиональном пространстве социума;

достижение компьютерной грамотности у 100%

школьников и 90% учителей на уровне навыков

работы с информацией;

владение каждым выпускником школы одним

иностранным языком на уровне функциональной

грамотности;

обеспечение образовательных учреждений

компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;

практическое применение 80% педагогических

работников инновационных образовательных

технологий в процессе обучения и воспитания

учащихся;

перевод всех образовательных учреждений на

финансово-хозяйственную самостоятельность;

качественное многопрофильное психолого-

педагогическое, медико-социальное

сопровождение участников образовательного

процесса;

появление инновационных моделей и практик

научно-методического сопровождения развития

образовательных систем и процессов:

наличие разнообразных форм государственно-

общественного управления качеством

образования;

функционирование системы оперативного

получения достоверной информации о состоянии

развития системы образования,

индивидуальных достижениях учащихся,

педагогических работников;

практика публичных докладов о результатах

деятельности образовательных систем

Система - исполнители мероприятий Программы ежегодно

организации к 15 января до 2011 года информируют о ходе

контроля за выполнения Программы администрацию

исполнением Аликовского района.

Программы Отдел образования и молодежной политики

администрации Аликовского района ежегодно

информирует администрацию Аликовского района

Чувашской Республики о ходе выполнения

Программы к 15 февраля до 2011 года.

Введение

Программа развития образования в Аликовском районе Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования и продолжением Программы развития образования Аликовского района Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года.

Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в районе в соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Чувашской Республики, законами Российской Федерации и Чувашской Республики “Об образовании“, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 “О Концепции инновационного развития Чувашской Республики“, Комплексным планом реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. N 109 “О Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания“.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программным методом

Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе по внедрению нового финансово-экономического механизма, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (далее - ГИФО), разработке нормативной правовой базы обновления содержания образования, созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования.

Дополнительное привлечение в 2001 - 2004 годах через участие в проектах значительных средств федерального бюджета, международных организаций способствовало оперативной реализации мероприятий, предусмотренных программными документами развития системы образования.

В настоящее время 3167 учащихся обучается в 16 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 сентября 2005 г. по сравнению с 2001 годом численность учащихся сократилась на 18,8%. По сравнению с предыдущим годом количество учащихся уменьшилось на 207 человек (6,1%). К 2010 году сокращение обучающихся составит еще около 600 учащихся (19 %).

Количество школ к 2005 году сократилось по сравнению с 2002 годом на 4 (20%). В течение 2002 - 2005 годов было реструктурировано 6 школ. В процессе реструктуризации к 2005 году более чем в два раза сократилось число затратных малочисленных сельских школ.

В результате оптимизации сети сельских школ в районе были созданы 6 базовых школ, 2 ресурсных центра с современной учебно-материальной базой, внедрены разнообразные модели образовательных учреждений: “базовая школа“, комплекс “школа - детский сад“. Принятые меры обеспечили доступ школьников к качественным образовательным ресурсам.

Высвобожденные в ходе реструктуризации финансовые средства были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений образования и содержание 7 школьных автобусов. Организован подвоз детей в школы из 39 населенных пунктов. В результате более 290 учащихся школ района получили доступ к более качественному образованию, позитивно изменились и показатели эффективности системы образования: средняя наполняемость классов увеличилась с 16,9 до 17,1 человек; возросло количество учащихся на 1 учителя - 10 человек.

Одним из важных инновационных проектов для системы образования стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вуз. В 2005 году в целом по району в учреждения высшего профессионального образования поступили 40,9% учащихся. В 2001 году данный показатель составлял по району - 33,3% (приложение N 2, 3 - не приводятся).

ЕГЭ сыграл значительную роль в повышении академической мобильности выпускников и в рыночных условиях стал одним из новых механизмов “социальных лифтов“. Он дал реальную возможность каждому выпускнику, независимо от места жительства, уровня материальной обеспеченности и других обстоятельств, за счет получения хорошего образования в школе выйти на уровень качественного профессионального образования, а затем получить хорошую работу и достичь определенных успехов. Так, студентами крупнейших вузов страны в 2005 году стали 25 выпускников Аликовского района (в 2001 году - 2 выпускников).

В последние годы наблюдаются стабильные результаты экзаменов по предметам гуманитарного цикла, но несколько снизились средние баллы по математике, физике, химии (приложение N 4, 5 - не приводятся).

Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.

В районе сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей. На муниципальном уровне разработаны специальные диагностические программы для оценки признаков одаренности детей разного возраста. Ежегодно проводятся олимпиады по 18 предметам для учащихся 8 - 11 классов, стабилен интерес школьников к участию в научных конференциях (приложение N 6 - не приводится). С 2001 года число участников интеллектуальных состязаний возросло в 3 раза, 12 учащихся школ района удостоены дипломов 1 - 3 степеней республиканских и всероссийских олимпиад. Ежегодно по одному интеллектуально одаренному школьнику получает именную стипендию Президента Чувашской Республики, 6 - Президентскую стипендию “За особую творческую устремленность“ и 5 учеников ежегодно получают именную стипендию Главы администрации Аликовского района.

В современном постиндустриальном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, разрабатывать и проверять гипотезы, умеющие работать в проектном режиме и т.п. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода к компетентностному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной.

За последние годы в рамках реализации Федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)“, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 630, и республиканской целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003 - 2005 годы“, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 июля 2003 г. N 169, в школы района поступили и приобрели за счет внебюджетных средств 236 компьютеров, что позволило увеличить показатель оснащенности школ современной техникой по сравнению с 2002 годом в 3 раза. В настоящее время в районе на один компьютер приходится 13,4 учеников, все школы района подключены к сети Интернет. Благодаря этому школьники включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире, становятся участниками или инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику.

Развитие у выпускников базовых навыков социальной адаптации осуществлялось посредством введения в учебные планы курсов права, экономики, менеджмента, психологии. Увеличилось количество школ, обеспечивающих раннее изучение информатики и иностранного языка. В 2005 году ранним изучением иностранного языка охвачены все 100% учащихся, а ранним изучением информатики 79% учащихся.

Существенно активизировалась работа по совершенствованию национально-регионального компонента содержания образования, направленного на создание условий для повышения качества обучения и воспитания, развития конкурентоспособности учащихся национальной школы. В 2005 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского комплекта составила 93,7%, федерального комплекта - 89%. Активно использовались новые формы привлечения учащихся к изучению чувашского языка, такие как Всероссийская игра-конкурс по чувашскому языку “Чувашская ласточка (Чевелти чекес) - языкознание для всех“ и т.д.

Особое внимание уделялось проблеме снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. В последние годы в районе принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Ежегодно в районе проводится свыше 15 крупных физкультурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие более 1000 детей.

Значительное внимание уделялось совершенствованию организации физического воспитания детей, учащейся молодежи на основе создания системы массовых мероприятий, направленных на развитие физкультурно-оздоровительной работы с детьми: спартакиады школьников, детей, отдыхающих в оздоровительных лагерях; соревнования по различным видам спорта; смотры физической подготовленности обучающихся; участие во всероссийских соревнованиях и др. С 2003 года стала проводиться республиканская олимпиада по физической культуре, а с 2004 года - физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников “Малышиада“, республиканские и районные конкурсы “Самый спортивный класс“, “Самая спортивная школа“.

В районе введены в учебную программу школ 3-часовые занятия физической культурой в неделю. Для обеспечения 6 - 8-часовой двигательной активности у детей в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры во время перемен (12% школьников регулярно занимаются в спортивных секциях и кружках).

Активно содействует созданию условий для психического здоровья Центр психолого-медико-педагогического сопровождения при Аликовском РУО. Сотрудники Центра совместно с социальными педагогами осуществляют системную профилактику наркозависимости подростков.

Приоритетное направление деятельности учреждений дополнительного образования - создание условий, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, развитие их социальной компетентности, - реализовывалось путем изменения количественных и качественных показателей системы. В 32 школьных объединениях, что особо важно в условиях отдаленности от учреждений дополнительного образования, занимаются 700 человек (22% от общего количества учащихся) (приложение N 7 - не приводится). За последние годы значительно увеличилось количество детей, пользующихся услугами дополнительного образования, - 1070 человек, или 34% (в 2001 году - 20%) (приложение N 8 - не приводится).

Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование, основой которого является полноценное участие школьников в решении социально значимых проблем общества. Реализуются проекты сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными школами по организации предпрофильной подготовки, профильного и профессионального обучения, внедрению технологий успешного социального развития.

Важную роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время в районе действует 16 детских и 14 молодежных общественных объединений, одно районное общественное объединение “Виръял хунавесем“, членами которых являются 80% школьников в возрасте 10 - 15 лет и 100% учащейся молодежи.

Однако недостаточно развитая материально-техническая база учреждений, преобладание традиционных технологий обучения и воспитания, неэффективность системы повышения квалификации специалистов дополнительного образования, отсутствие системных исследований рынка дополнительных образовательных услуг, пассивность учреждений в выстраивании новых отношений с потенциальными партнерами, в формировании инвестиционной привлекательности системы замедляют процессы качественных изменений.

В условиях возрастания роли новых форм организации предшкольной подготовки, обеспечивающей преемственность между дошкольным и школьным образованием, в качестве приоритетной решалась задача обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста.

В настоящее время количество воспитанников в 3 дошкольных учреждениях и 7 учреждениях “начальная школа - детский сад“ составляет 42% детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет (в 2001 году - 27,6%). Активно развивается вариативная сеть дошкольных учреждений, позволяющая обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка. В 3 детских садах оказывают дополнительные услуги по различным направлениям развития детей.

Вместе с тем ключевыми проблемами в системе дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.

При этом на фоне сокращения общей численности детей увеличивается количество детей-сирот, детей, нуждающихся в поддержке государства, и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в последние годы предпочтение отдается развитию новых форм семейного устройства осиротевших детей. С 2003 года создано 4 приемных семей, где воспитываются 8 детей. Из всех выявленных детей, большинство устраиваются в семьи, например, в 2004 году выявлено 16 детей, из них 4 устроены в интернатные учреждения, в 2005 году выявлено 14 детей, из них 1 устроен в Дом ребенка (приложение N 9 - не приводится).

Особую значимость в условиях изменения образовательной среды приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется городскими и районными службами практической психологии, специалисты которых обладают квалификацией в области применения специальных технологий и инструментария, предназначенных для моделирования образовательных инноваций с учетом требований социума и особенностей возрастного и индивидуального развития ребенка. Компетентность специалистов служб позволяет им осуществлять качественные мониторинговые исследования, реализовывать профилактические и просветительские проекты, работать экспертами и консультантами.

В настоящее время в районе функционирует Центр психолого-медико-педагогического сопровождения при Аликовском районном управлении образования, в котором работают психолог и социальный педагог. В 7 общеобразовательных учреждениях работают социальные педагоги. Многообразие видов деятельности социальных педагогов и психологов не подкреплено современной материально-технической базой и адаптированным к региональным условиям информационно-методическим обеспечением.

Задача создания образовательной инфраструктуры по формированию инновационной культуры населения обусловливает новые подходы в области кадровой политики. Результаты мониторинга кадрового персонала в системе общего образования Аликовского района приведены в таблице 1. Тенденции в динамике показателей развития человеческих ресурсов повторяют в целом динамику общереспубликанских показателей.

Таблица 1

Динамика

показателей развития человеческих ресурсов

в системе общего образования Аликовского района

Чувашской Республики

----T-------------------------------------------T---------------¬

¦ N ¦ Наименование показателей ¦Данные по годам¦

¦п/п¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦ 2001 ¦ 2005 ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 1 ¦Общая численность педагогических работников¦ 396 ¦ 332 ¦

¦ ¦в системе общего образования, человек ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 2 ¦Удельный вес педагогических работников с¦ 90 ¦ 93,3 ¦

¦ ¦высшим образованием, % ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 3 ¦Удельный вес педагогических работников,¦ 57,2 ¦ 79,56¦

¦ ¦имеющих квалификационные категории, всего,¦ ¦ ¦

¦ ¦% ¦ ¦ ¦

¦ +-------------------------------------------+-------+-------+

¦ ¦в том числе имеющих высшую квалификационную¦ 0,88¦ 2,34¦

¦ ¦категорию, % ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 4 ¦Удельный вес педагогических работников со¦ 11,25¦ 7,5 ¦

¦ ¦стажем работы до 5 лет, % ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 5 ¦Удельный вес педагогических работников со¦ 33,5 ¦ 39,9 ¦

¦ ¦стажем работы 20 и более лет, % ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 6 ¦Удельный вес работающих пенсионеров среди¦ 1,5 ¦ 6 ¦

¦ ¦педагогических работников, % ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 7 ¦Удельный вес педагогических работников -¦ 74 ¦ 76,8 ¦

¦ ¦женщин, % ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------------+-------+-------+

¦ 8 ¦Удельный вес педагогических работников,¦ 0,22¦ 0,26¦

¦ ¦выбывших в другие отрасли экономики,¦ ¦ ¦

¦ ¦человек, % ¦ ¦ ¦

L---+-------------------------------------------+-------+--------

Усиливается тенденция старения педагогических кадров. При этом у большинства педагогов в возрасте старше 40 лет уже сформирован индивидуальный стиль деятельности с предпочтением учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми. До 60% педагогов-женщин испытывают на себе влияние “синдрома эмоционального выгорания“, наличие которого затрудняет эффективное общение со всеми участниками образовательного процесса. Кроме того, исследования показывают, что у типичного сельского педагога преобладает традиционная профессиональная направленность.

Для достижения лидерства в системе образования, появления педагогов новой формации, способных к взаимодействию с детьми на основе личностно ориентированной модели и группоцентрированного подхода в управлении классом, необходимо стимулировать творческую активность педагогов через вооружение их современными технологиями обучения; внедрение новых форм и критериев оценки деятельности педагогических работников; через развивающие тренинги, проблемные семинары по профилактике профессиональных кризисов, акмеологическое моделирование профессиональной деятельности.

Качественные системные изменения невозможны без подготовленных управленческих кадров, обладающих новым мышлением и высоким уровнем инновационной культуры. Среди 20 руководителей образовательных учреждений 45% составляют женщины, средний возраст руководителей - 43 года. Большинство управленцев, педагогов регулярно повышает профессиональный уровень на курсах повышения квалификации в институте образования, многие из них активно участвуют в различной проектной деятельности, изучают и внедряют опыт работы других регионов и зарубежных стран.

В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает социальная поддержка работников образования. В районе в полном объеме финансируются расходы на социальную поддержку педагогических работников. Надтарифный фонд оплаты труда составляет 5%, также предусмотрены средства на дополнительные расходы, связанные с аттестацией педагогов. Ежегодно лучшие учителя года поощряются денежными премиями, получают именные стипендии. С целью развития инновационного потенциала педагогических работников проводится конкурс “Учитель года“, стимулируется активное участие педагогических работников в районных, республиканских и всероссийских конкурсах профессионального мастерства.

За последние годы в систему образования вложены значительные финансовые и материально-технические ресурсы: доля расходов на образование в районном бюджете в 2005 году составляет 62%. Расходы на образование стали самой крупной статьей расходов в бюджете района. Объем бюджета отрасли увеличился более чем в 2 раза и достиг 58196700 рублей. Средние расходы на обучение увеличились в 2005 году по сравнению с 2001 годом до 1,74 раза. В 2005 году в район поступили средства из республиканского бюджета на строительство нового здания Яндобинской СОШ в размере 7 млн. рублей и из местного бюджета выделено 1774 тыс. руб.

Все школы района переведены на газовое отопление. В настоящее время все школы обеспечены компьютерным оборудованием. Существенно изменилась спортивная база образовательных учреждений, на разви“ие которой в 2003 - 2005 годах было направлено 300 тыс. рублей.

Приоритетной задачей финансовой деятельности учреждений системы образования в последние годы стало осуществление перехода на новый финансово-экономический механизм. С 2001 года внедряется нормативное бюджетное финансирование школ в расчете на 1 учащегося, утвержден перечень республиканских поправочных коэффициентов.

2 общеобразовательных учреждения имеют самостоятельные бухгалтерии, создана 1 кустовая бухгалтерия для финансового обеспечения трех школ. С введением нормативного бюджетного финансирования руководители школ стали более профессионально оценивать финансовое состояние своих учреждений, планировать доходы и расходы, что позволило существенно увеличить объем привлечения внебюджетных средств в учреждения.

Вместе с тем не все образовательные учреждения готовы к эффективному использованию потенциальных возможностей нового организационно-экономического механизма. Недостаточно квалифицированных бухгалтеров и экономистов в сельской местности, низка фандрайзинговая активность руководителей образовательных учреждений и председателей попечительских советов, в сфере управления имуществом образовательных учреждений отсутствует единая стратегия ресурсосбережения.

Внедрение нового организационно-экономического механизма создало условия для широкого привлечения к управлению образованием общественности в лице потребителей образовательных услуг из числа родителей и представителей бизнес-среды. В настоящее время во всех образовательных учреждениях созданы попечительские советы, которые вносят реальный вклад в развитие образовательных учреждений, укрепление материально-технической базы, повышение квалификации учителей и поддержку одаренных учащихся. Тем не менее, существующий механизм государственно-общественного управления не обеспечивает активного участия общественных институтов управления школой в решении вопросов стратегического развития образовательных учреждений. Органы общественного управления образованием участвуют зачастую только в решении финансовых и материально-технических вопросов. Важным фактором торможения этого процесса является также неготовность ряда руководителей образовательных учреждений к делегированию им некоторых своих полномочий.

Качественное управление инновационными процессами в системе образования невозможно без поиска, апробации и внедрения новых моделей управления, без обновления самой системы управления на всех уровнях. Нуждается в оптимизации организационная структура образовательных учреждений, затрудняющая реализацию стратегических целей и задач инновационного развития системы образования. В широкой управленческой практике по-прежнему сохраняются традиционные технологии и приемы администрирования, не сформированы механизмы тиражирования лучших управленческих и образовательных практик, отсутствуют критерии оценки качества и опыт аудита в управлении, недостаточно полно и эффективно используются возможности информационных технологий.

Так, в системе образования района проведена структурная перестройка сети школ, начато внедрение нового финансово-экономического механизма управления. Параллельно с оперативным финансовым и материально-техническим насыщением образовательных учреждений формировалась ресурсная интеллектуально-технологическая база, которая способствовала активному наращиванию инновационного потенциала системы и созданию необходимых организационно-экономических условий для перевода ее в режим устойчивого развития.

Вместе с тем не произошло значительного повышения качества образовательных результатов в массовой практике, не удалось с достаточной степенью эффективности использовать потенциал “прорывных“ проектов как ресурс “опорных точек роста“ и как основу для качественных изменений в системе образования.

Вследствие этого на фоне быстрых темпов инновационного развития системы образования района возникло противоречие между реальными качественными изменениями в организации деятельности образовательных учреждений, качеством продукта образовательной деятельности и возрастающими образовательными потребностями социума, запросами рынка труда и стратегическими целями и задачами инновационного развития района и республики.

Однако результаты интенсивной экспериментально-проектной деятельности, создание стабильной и устойчивой материально-технической базы, подготовка педагогических и управленческих кадров создали благоприятные условия для дальнейшего последовательного развития всей системы образования, достижения высокого качества образовательных результатов и формирования интеллектуального капитала в сфере развития человеческих ресурсов.

При этом опорными точками роста должны стать переход к компетентностно-ориентированному образованию и ориентация на индивидуальные образовательные траектории, создание образовательной среды, способствующей успешному развитию социализации учащихся и воспитанников, переход на сопоставимую с мировой систему показателей стандартов качества образования (приложение N 10 - не приводится). Качественные изменения будут достигнуты через углубление инновационных процессов в системе образования, закрепление и тиражирование лучших управленческих и образовательных практик, разработку и реализацию новых моделей управления качеством образования.

II. Цель, задачи и сроки реализации Программы

Основной целью Программы является обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

Задачи Программы:

развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;

формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;

совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования;

развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций.

В практике развития системы образования существуют разные сценарии развития.

Пессимистический вариант - на фоне замедления темпов инновационного развития недостаточное внимание уделяется качеству проектируемых изменений. Предполагает экстенсивное финансирование действующей системы, ориентацию на максимальную доступность и равенство. На ступени дошкольного образования это восстановление сети дошкольных учреждений, дотаций из бюджета, равная плата родителей за содержание детей; в школьном образовании - введение стандарта общего образования. Рисками данного сценария являются социальная безответственность, раздувание бюджета, ожидание льгот, рост доступности при снижающемся качестве образования.

Рыночный вариант - сохраняются приоритеты, связанные с повышением качества проектируемых изменений на фоне разумного сохранения темпов инновационного развития. Предполагаются финансирование образования за счет средств работодателей, поддержка наиболее эффективных образовательных учреждений, резкое ограничение финансовых свобод и финансирования бюджетных учреждений, введение гарантий только за 1 - 2-летнее обязательное дошкольное образование, полностью платное содержание детей. В школе - рамочный стандарт на требования, сокращение нагрузки учащихся на 25% и вывод сокращенной части Базисного учебного плана “на рынок“. Данный сценарий грозит социальными взрывами, усилением расслоения общества, снижением доступности общего образования.

На основе возможных сценариев развития для Аликовского района целесообразен выбор оптимального варианта, при котором на фоне наращивания темпов инновационного развития уделяется усиленное внимание качеству проектируемых изменений. С минимальными рисками осуществляется поддержка точек роста в образовании при сохранении социально-ориентированных учреждений, расширяются экономические свободы образовательных учреждений и государственное регулирование с участием институтов гражданского общества в управлении образованием, происходит ориентация системы на внешний заказ. При этом предполагаются адресные дотации на содержание детей в детском саду, гибкие программы дошкольного образования, особое внимание уделяется образованию детей старшего дошкольного возраста. Приоритетом на школьной ступени является переход на компетентностно-ориентированное обучение, развитие программ дополнительного образования параллельно с механизмом адресной социальной поддержки.

III. Система программных мероприятий

Мероприятия программы (приложение N 1 - не приводится) направлены на эффективное использование потенциала системы образования при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством, и разбиты на кластеры по каждой задаче:

1 - разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей;

2 - внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;

3 - формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием;

4 - создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Основными источниками финансирования Программы являются:

средства республиканского и районного бюджетов - для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;

внебюджетные средства, в том числе привлекаемые для реализации проектов.

Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования районного бюджета Аликовского района.

Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

Объемы и источники

финансирования Программы по годам ее реализации

(тыс. рублей)

-------------T-----------T------------------------------------------------¬

¦Общие объемы¦2006 - 2010¦ В том числе по годам реализации ¦

¦затрат по¦ годы +---------T---------T---------T---------T--------+

¦источникам ¦ ¦2006 год ¦2007 год ¦2008 год ¦2009 год ¦2010 год¦

¦финансирова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+---------+---------+---------+---------+--------+

¦районный ¦ 5855 ¦ 1180 ¦ 1483 ¦ 897 ¦ 1071 ¦ 1224 ¦

¦бюджет Али-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ковского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+---------+---------+---------+---------+--------+

¦внебюджетные¦ 2845 ¦ 360 ¦ 475 ¦ 560 ¦ 670 ¦ 780 ¦

¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+---------+---------+---------+---------+--------+

¦Итого ¦ 8700 ¦ 1540 ¦ 1958 ¦ 1457 ¦ 1741 ¦ 2004 ¦

L------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------

V. Ожидаемые результаты реализации Программы,

основные показатели и индикаторы ее эффективности

Результатами реализации Программы станут:

наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;

позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;

появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;

полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой;

охват услугами системы дополнительного образования до 95% школьников;

готовность 80% учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;

достижение компьютерной грамотности у 100% школьников и 90% учителей на уровне навыков работы с информацией;

владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;

обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;

практическое применение 80% педагогических работников инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;

перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;

формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей достижение высокого уровня современного качества образования;

качественное многопрофильное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;

появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения образовательных систем и процессов;

наличие разнообразных форм государственно-общественного управления качеством образования;

функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников.

Эффективность реализации Программы определяется перечнем индикаторов (приложение N 11 - не приводится).

VI. Механизмы реализации Программы,

организация управления, контроль за выполнением

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.

Создание гражданских институтов выбора альтернатив на республиканском, муниципальном и школьном уровнях, формирование нормативной правовой базы и разветвленной инновационной структуры являются механизмами развития системы по оптимальному варианту.

Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - отдел образования и молодежной политики администрации Аликовского района, контролирующий выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований. Государственный заказчик обеспечивает также организационное руководство реализацией Программы.

Государственный заказчик Программы ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из районного бюджета Аликовского района и в установленном порядке представляет ее в отдел экономического развития и торговли Чувашской Республики и районный финансовый отдел Аликовского района.

Отделы и образовательные учреждения Аликовского района ежегодно к 15 января до 2011 года информируют о ходе выполнения Программы Отдел образования и молодежной политики администрации Аликовского района.

Отдел образования и молодежной политики администрации Аликовского района ежегодно к 15 февраля до 2011 года информирует администрацию Аликовского района о ходе выполнения Программы.