Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.07.2006 по делу N А79-3137/2006 <О признании незаконными действий Межрайонной ИФНС N 7 по Чувашской Республике, г. Цивильск, по отказу в возврате Отделу Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики излишне уплаченного земельного налога>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2007 по делу N А79-3137/2006 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2006 г. по делу N А79-3137/2006

Арбитражный суд в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Отдела Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики, Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Ленина, 31, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а, и администрации Козловского района Чувашской Республики о возврате уплаченного земельного налога в сумме
605490 руб. 35 коп. за период с 2003 по 2005 год,

установил:

Отдел Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР (далее - ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР или заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике (далее - Инспекция или налоговый орган) о возврате уплаченного ОЕЗ при администрации Козловского района ЧР земельного налога за 2003 - 2005 годы в сумме 605490 руб. 35 коп.

В обоснование требований заявитель указал, что 06.12.2005 ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР обратился в Инспекцию с просьбой произвести возврат уплаченных сумм налога на землю в пределах срока исковой давности - за 2003 - 2005 годы в сумме 605490 руб. 35 коп. (соответственно: за 2003 год - 181817 руб. 13 коп., за 2004 год - 201687 руб. 22 коп., за 2005 год - 221986 руб. 00 коп.) Письмом N 03-25/371 от 30.01.2006 Инспекция отказала в возврате заявителю излишне уплаченного налога на землю в сумме 605490 руб. 35 коп., указав, что обязанность ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР уплачивать налог на землю связана с тем, что у него находятся на оперативном управлении здания в понимании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР считает обоснованными свои требования на основании следующего.

ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР является структурным подразделением районной администрации (пункт
1.1 Положения об отделе единого заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики - далее Положение), некоммерческой организацией (пункт 1.3 Положения), созданной для управления объектами инженерных внутридомовых сетей с целью обеспечения сохранности муниципального жилфонда (пункт 2.1 Положения). Муниципальное имущество закреплено за ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР на праве оперативного управления (п. 3.1 Положения).

Районным управлением имущества по акту приема-передачи муниципального жилфонда с 01.07.2001 ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР передан муниципальный жилфонд. Договор управления, который в силу статьи 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации является обязательным, не заключался. Статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает норму обязательности письменной формы договора управления. Такого договора нет в природе.

С ведением в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации изменилось понятие “муниципальный жилой фонд“: если ранее это была “совокупность жилых домов“, то теперь “совокупность жилых помещений в многоквартирных жилых домах“. Отсутствует в новом Жилищном кодексе Российской Федерации и понятие “балансодержатель“ - все отношения связываются только с “собственником“. Таким образом, с 2005 года ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР в силу изменившегося закона не является оперативным управляющим всеми домами, земля под многоквартирными домами принадлежит только собственникам жилых помещений.

Письмом Минфина РФ N 03-06-02-04/19 от 07.04.2005 подтверждено, что оперативные управляющие жилыми домами не являются плательщиками земельного налога в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, с 2005 года оперативные управляющие многоквартирными жилыми домами не являются плательщиками земельного налога.

Кроме того, до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. до
2005 года, платежи по налогам на землю производились в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, а не наоборот. С ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР договор управления недвижимостью не заключался.

Абзацы 1 и 3 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность органа местного самоуправления назначить управление земельным участком, пункт 4 данной статьи возлагает на орган местного самоуправления обязанность изготовления документов на оформление права управления. Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления для передачи права управления земельным участком обязан изготовить и передать кадастровые планы подпридомовых территорий. Статьи 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации требуют установить форму права владения землей государственной регистрацией. Данные требования выполнены не были, что ведет к ничтожности сделки по возложению управления. Ссылка Инспекции на Постановления ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/1 и от 14.10.2003 N 7644/03 неправомерна, так как речь идет о наличии надлежащего договора, но не получении пользователем документа. В данном же случае нет самого договора управления, нет оформления документов.

Статьи 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают требование обязательности государственной регистрации права оперативного управления и сделок с недвижимостью. Передача домов ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР, а тем более земли, государственной регистрации не проходили.

Таким образом, и до 2005 года ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы
при администрации Козловского района ЧР не являлся плательщиком налога на землю, так как не обладал правами на владение земельными участками в какой бы то ни было установленной форме. Не было самого договора об управлении недвижимостью.

На основании изложенного, ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР просит взыскать с Инспекции уплаченные суммы земельного налога за 2003 - 2005 годы в размере 605490 руб. 35 коп.

В заседании суда представитель ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, заявив ходатайство об уточнении заявленных требований, просив суд признать незаконными действия Инспекции по отказу в возврате излишне уплаченной суммы налога на землю за 2003 - 2005 годы в сумме 605490 руб. 35 коп., выраженные в письме N 03-25/371 от 30.01.2006 и обязать Инспекцию возвратить заявителю излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 годы в сумме 605490 руб. 35 коп.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнения заявленных требований.

Представители Инспекции в судебном заседании заявленные требования не признали по доводам, изложенным в отзыве N 03-17/2771 от 03.05.2006, пояснив, что на основании распоряжения N 28 от 20.07.2001 по акту приема-передачи с баланса Козловского РМПО ЖКХ на баланс ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики был передан жилищный фонд Козловского района, в том числе придомовая территория, объекты внешнего благоустройства и внешней инфраструктуры.

Согласно действующему земельному законодательству и Положению об ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР
заявитель является муниципальным учреждением, которое обязано уплачивать земельный налог за период с 2003 - 2005 годы, поскольку земельные участки были переданы ему в постоянное бессрочное пользование.

Инспекция считает, что заявитель является землепользователем и на основании статьи 1 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ обязан уплачивать земельный налог за период с 2003 по 2005 год, указав при таких обстоятельствах на отсутствие оснований для возврата ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР земельного налога за 2003 - 2005 годы в сумме 605490 руб. 35 коп.

Администрация Козловского района Чувашской Республики о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направила, в связи с чем дело рассматривается без ее участия в силу статей 123, 156 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР и Инспекции, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР зарегистрировано постановлением главы администрации N 181 от 14.06.2001.

Как свидетельствуют материалы дела с 2003 по 2005 год ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР уплачивал земельный налог в сумме 605490 руб. 00 коп.

6 декабря 2005 года ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР обратился в Инспекцию с просьбой произвести возврат уплаченных сумм налога на землю за 2003 - 2005 годы. Письмом N 03-25/371 от 30.01.2006 Инспекция отказала в возврате заявителю излишне уплаченного налога на землю в сумме 605490 руб. 35 коп., указав, что обязанность ОЕЗ
по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР уплачивать налог на землю связана с тем, что у него находятся на оперативном управлении здания в понимании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно Положению об ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР заявитель является муниципальным учреждением и в силу указанных в письме норм права является землепользователем, который несет обязанность по уплате земельного налога за период с 2003 по 2005 год. Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР, посчитав нарушенными свои права, обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) являются плательщиками земельного налога.

В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Из действующего законодательства не следует, что в случае закрепления за ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР жилищного фонда на праве оперативного управления к такому учреждению автоматически переходит право на земельный участок, на котором расположен жилищный фонд и, соответственно, обязанность по уплате земельного налога за этот участок.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 28 от 20.07.2001 по акту приема-передачи с баланса Козловского РМПО ЖКХ на баланс ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР был передан жилищный фонд Козловского района по акту приема-передачи жилого фонда, утвержденного главой администрации района 27.02.2001, в том числе придомовая территория, объекты внешнего благоустройства и внешней инфраструктуры.

Согласно пункту 2.1 Положения заявителя целью деятельности ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР является выполнение функций единого заказчика на жилищно-коммунальные услуги администрации Козловского района, управление объектами инженерных внутридомовых сетей с целью создания условий предоставления качественных, безопасных и экономичных услуг населению, обеспечения сохранности объектов муниципального жилфонда.

В пункте 3.1 указанного Положения определено, что имущество ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР формируется из муниципального имущества, закрепленного за ним в установленном порядке на праве оперативного управления, имущества, приобретенного за счет средств бюджета района, выделенных по смете и за счет доходов от разрешенных вводов предпринимательской деятельности.

За период с
2003 по 2005 год ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР являлся балансодержателем жилищного фонда и выполнял возложенные на него собственником этого имущества функции в жилищно-коммунальной сфере, но он не являлся ни собственником, ни землевладельцем, ни землепользователем земельных участков, на которых находится жилищный фонд.

Часть данного жилищного фонда принадлежала (и принадлежит) на праве собственности гражданам. Соотношение жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР и в собственности граждан, в указанном периоде постоянно менялось, исходя из постановлений главы администрации Козловского района Чувашской Республики от 15.05.2002, N 127 от 07.03.2002, N 779 от 19.12.2002 и N 256 от 08.05.2003.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов по общему имуществу. Отсутствие порядка самостоятельного исчисления и уплаты земельного налога гражданами (собственниками квартир) не означает, что налог за них должен платить балансодержатель жилищного фонда.

На основании изложенного, суд считает, что ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР за 2003 - 2005 годы не являлся плательщиком налога на землю и уплаченный за указанный период данный налог в сумме 605490 руб. 35 коп. подлежит возврату заявителю.

Таким образом, требования ОЕЗ по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района ЧР по возврату уплаченного земельного налога в сумме 605490 руб. 35 коп. за период с 2003 по 2005 год и признанию незаконными действия налогового органа об отказе в возврате указанной суммы являются правомерными.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Инспекцию, которая в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данной категории дел.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а, выраженных в письме N 03-25/371 от 30.01.2006 по отказу в возврате Отделу Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района, Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Ленина, 31, излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 годы в сумме 605490 руб. 35 коп.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а, возвратить Отделу Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района, Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Ленина, 31, из соответствующего бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 года в сумме 605490 руб. 35 коп.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня его принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статья 180 АПК РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.