Законы и бизнес в России

Решение Думы города Сургута от 02.03.2010 N 700-IV ДГ “О ходе выполнения решения городской Думы от 26.10.2005 N 509-III ГД “О комплексной программе по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006 - 2010 годы“ за 2006 - 2009 годы“ (принято на заседании Думы 26.02.2010)

ДУМА ГОРОДА СУРГУТА

РЕШЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. N 700-IV ДГ

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

ОТ 26.10.2005 N 509-III ГД “О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПНОСТИ

В ГОРОДЕ СУРГУТЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ“ ЗА 2006 - 2009 ГОДЫ

Принято на заседании Думы 26 февраля 2010 года

Заслушав отчет Администрации города о ходе выполнения решения городской Думы от 26.10.2005 N 509-III ГД “О комплексной программе по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006 - 2010 годы“ за 2006 - 2009 годы (в редакции от 28.03.2008 N 368-IV ДГ), Дума города решила:

Утвердить отчет о ходе выполнения решения городской Думы от 26.10.2005 N 509-III
ГД “О комплексной программе по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006 - 2010 годы“ за 2006 - 2009 годы согласно приложению.

Председатель Думы города

Ю.П.КУЗЬМЕНКО

2 марта 2010 г.

Приложение

к решению Думы города

от 02.03.2010 N 700-IV ДГ

ОТЧЕТ

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

ОТ 26.10.2005 N 509-III ГД “О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПНОСТИ

В ГОРОДЕ СУРГУТЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ“ ЗА 2006 - 2009 ГОДЫ

Комплексная программа по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) утверждена решением городской Думы от 26.10.2005 N 509-III ГД (в редакции от 28.03.2008 N 368-IV ДГ).

Целью Программы является создание эффективной системы действий, направленных на снижение уровня правонарушений и преступности в городе, а также на консолидацию образовательных, воспитательных, культурных, информационных ресурсов муниципального образования в систему профилактических мер, обеспечение безопасности личности, охрану прав детей и подростков, повышение уровня правосознания.

Программа включает следующие разделы по приоритетным направлениям в сфере профилактики преступности:

Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений.

Профилактика правонарушений. Воссоздание института социальной профилактики и вовлечение общественности в предупреждение правонарушений.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

Профилактика правонарушений в общественных местах и на улицах. Предотвращение террористических актов.

Профилактика правонарушений на административных участках.

Профилактика нарушения законодательства о гражданстве, предупреждение и пресечение нелегальной миграции.

Совершенствование материально-технической базы правоохранительных органов.

Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений.

Кадровое обеспечение реализации мероприятий Программы.

Мониторинг эффективности результатов Программы.

Анализируя Программу, необходимо сопоставлять ее с другими программами и планами мероприятий, направленными на обеспечение безопасности граждан, предупреждение преступлений и правонарушений в городе Сургуте и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, так как эти документы оказывают взаимное влияние друг на друга. Это, прежде всего, такие программы и планы мероприятий
как:

пожарная безопасность;

профилактика наркомании;

программа по защите населения от чрезвычайных ситуаций;

ведомственные программы департамента культуры, молодежной политики и спорта, департамента образования Администрации города;

программа по повышению безопасности дорожного движения.

Муниципальное образование городской округ город Сургут также принимает активное участие в реализации мероприятий программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленных на профилактику правонарушений и преступности.

Практика реализации городских программ и программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по профилактике правонарушений и преступности показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения указанных проблем на городском уровне.

В таблице 1 приведены показатели финансирования Программы за 2006 - 2009 годы.

Показатели финансирования Программы за 2006 - 2009 годы

Таблица 1

(тыс. рублей)

--------------------T-------------------T-------------------T-------------------¬

¦ 2006 год ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦

+--------T----------+--------T----------+--------T----------+--------T----------+

¦Уточнен-¦Исполнение¦Уточнен-¦Исполнение¦Уточнен-¦Исполнение¦Уточнен-¦Исполнение¦

¦ный план¦ ¦ный план¦ ¦ный план¦ ¦ный план¦ ¦

+--------+----------+--------+----------+--------+----------+--------+----------+

¦ 37223 ¦ 33794 ¦ 46159 ¦ 45462 ¦ 84129 ¦ 76403 ¦ 31646 ¦ 30830 ¦

L--------+----------+--------+----------+--------+----------+--------+-----------

Необходимо отметить, что реализация мероприятий Программы и работа, направленная на профилактику правонарушений в молодежной среде, исполнителями Программы осуществлялась в основном в рамках текущей деятельности.

Основные денежные средства, выделяемые на реализацию программных
мероприятий, предусматривали организацию работы по профилактике правонарушений в общественных местах и на улицах, что способствует снижению уровня правонарушений и преступности в городе.

Раздел I. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ

Важнейшим направлением профилактики правонарушений является наращивание и активное использование потенциала учреждений образования, культуры и спорта, молодежной политики, что дает возможность решать проблему свободного времени, снижать негативное влияние улицы, особенно на молодежь. Сегодня приоритетными направлениями в области профилактики правонарушений и преступности в нашем городе являются мероприятия, направленные на профилактическую работу среди подростков и молодежи:

укрепление материальной базы образовательных учреждений города, спортивной базы школ, клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования, спорта;

работа по вовлечению молодежи в культурно-массовые, спортивно-оздоровительные мероприятия;

создание дополнительных рабочих мест для подростков и молодежи.

Департамент образования Администрации города является соисполнителем Программы.

В пять разделов Программы включены 18 наименований мероприятий, направленных на создание условий для эффективной работы по формированию у школьников основ правовых знаний, воспитания законопослушных граждан.

Финансирование Программы в 2007 - 2008 годах дало возможность реализации проектов: “Время для нас“, “Школа выбора“, “Жилет лидера“, “Компьютерный клуб для дезадаптированных детей“.

В рамках проекта “Время для нас“, направленного на организацию досуговой деятельности несовершеннолетних в вечернее время, 30 образовательных учреждений получили светомузыкальную аппаратуру, с помощью которой педагогами ежегодно организовывается и проводится более 300 дискотек с охватом 100% старшеклассников.

В рамках проекта “Школа выбора“ в Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 приобретено оборудование для современного подхода к преподаванию предмета в области “Технология“: “Швейное дело“, “Парикмахерское дело“, что дает возможность обучающимся вечерней школы сделать осознанный выбор профессии.

В рамках проекта “Жилет лидера“, направленного на организацию работы по самоопределению ребенка и развитие
качеств, способствующих его социальному становлению, состоялась презентация проекта на августовской педагогической конференции 2006 года.

В 2006 году “жилеты лидера“ получили обучающиеся четырех образовательных учреждений города.

Планируется и в дальнейшем ежегодно выпускать по 100 “жилетов лидеров“ и вручать их с шевронами лидерам общественных движений, победителям конкурсов, смотров, олимпиад и др.

В рамках проекта “Компьютерный клуб для дезадаптированных детей“ в Муниципальном вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении открытой (сменной) общеобразовательной школе N 2 создан компьютерный клуб, деятельность которого позволяет решать следующие задачи:

повышение учебной мотивации обучающихся;

занятость в свободное от занятий время;

профессиональное самоопределение обучающихся.

Проекты “Формирование здорового образа жизни“, “Социализация подростков через систему открытых сменных общеобразовательных школ“ не реализованы из-за отсутствия финансирования.

Во всех общеобразовательных учреждениях города осуществляют деятельность специалисты, курирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В образовательных учреждениях сформирована система служб сопровождения различных типов.

Также функционируют различные модели служб, осуществляющие комплексный подход в решении проблем ребенка, разнообразие которых обусловлено приоритетами развития образовательного учреждения (службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения (ППМС), службы здоровья, службы сопровождения образовательного процесса, психологические службы, отдельные специалисты). Специалисты системы сопровождения осуществляют индивидуально-ориентированное и системно-ориентированное сопровождение развития детей во всех образовательных учреждениях.

С 2007 года организована деятельность городского методического объединения руководителей служб ППМС сопровождения образовательных учреждений, с 2008 - городского методического объединения классных руководителей.

В рамках информационно-методического обеспечения профилактики правонарушений Программой предусмотрена разработка и внедрение компьютерной программы для учета информации о несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет, относящихся к “группе риска“. Информация обрабатывается ежеквартально. Данные, представленные общеобразовательными учреждениями, позволяют увидеть в динамике деятельность образовательных учреждений по снижению роста данной категории детей.

Программные мероприятия - эффективное внедрение в практику работы образовательных учреждений
программ и проектов, направленных на формирование норм законного поведения несовершеннолетних, что позволило стабилизировать и снизить на 59,5% количество противоправных деяний, совершенных обучающимися, с 257 в 2006 году до 104 - в 2009 году.

Решение проблемы продуктивной занятости детей и подростков является приоритетным для департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города.

Подраздел I. СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Деятельность управления культуры направлена на самоопределение личности ребенка через включение в творческую деятельность, организуемую учреждениями культуры.

Наиболее востребованными формами работы учреждений культуры с семьей и несовершеннолетними являются фестивали, конкурсы, игровые и ролевые программы, выставки и тематические дискотеки, направленные на популяризацию семейных форм воспитания детей, укрепление внутрисемейных отношений и ориентацию на семью, как важного и основополагающего звена общества.

За отчетный период проведены следующие мероприятия:

создание коммуникационных площадок для организации и проведения уличных дискотек в удаленных микрорайонах города (поселки Звездный, Дорожный, Юность, СМП). На базе муниципального учреждения культуры “Городская дирекция культурных программ“ в рамках финансирования ведомственной целевой программы “Организация массовых мероприятий“ в 2006 году проведено - 14 дискотек, количество участников - 1000 человек; в 2007 году - 12 дискотек, количество участников - 480 человек. Статистические данные показывают, что наблюдается устойчивая динамика снижения количества детей и подростков - участников летних дискотек, так как основное население поселков постепенно переселяется из ветхого жилья в город;

создание арттерапевтических мастерских на базе муниципального учреждения культуры “Сургутский художественный музей“ (проведение серии арттерапевтических творческих мастерских). Муниципальное учреждение культуры “Сургутский художественный музей“ в рамках текущего финансирования ведомственной целевой программы “Музейная деятельность“ реализовал проекты художественного музея и Бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей и подростков
с девиантным поведением “Специальная общеобразовательная школа закрытого типа“:

в 2006 году - арт-мастерские “Праздник веселых скульптур “SMILE.RU“;

в 2007 году - арт-мастерские “Стул для Художника“;

в 2008 году - арт-мастерские “АРТ-Фантик“;

за 2009 год - интерактивная выставка для подростков 10 - 16 лет “Возможно быть другим“ и познавательное занятие “Рисуя подвиг русского солдата“.

На протяжении 4-х лет наблюдается стабильное увеличение количества детей и подростков с девиантным поведением, задействованных в реализации данных проектов (на 46% в 2009 году по сравнению с 2006 годом).

Увеличение количества участников мероприятий говорит о востребованности данных форм работы с детьми и подростками с девиантным поведением;

реализация проекта “Детская филармония“ (приобщение детей и подростков к миру музыки). Муниципальное учреждение культуры “Городская концертная организация “Сургутский филармонический центр“ в рамках финансирования ведомственной целевой программы “Организация культурного досуга на базе организаций и учреждений культуры“ в образовательных учреждениях города проводило филармонические уроки:

в 2006 году - 28 уроков, количество зрителей - 1348 детей и подростков;

в 2007 году - 28 уроков, количество зрителей - 1972 ребенка и подростка;

в 2008 году - 47 уроков, количество зрителей - 4306 детей и подростков;

в 2009 году - 54 урока, количество зрителей 5054 ребенка и подростка.

На протяжении 4-х лет наблюдается стабильное увеличение количества филармонических уроков, число которых в 2009 году выросло почти в 2 раза по сравнению с 2006 годом, и количества зрителей, число которых возросло по сравнению с 2006 годом почти в 4 раза. Статистические данные говорят о высокой востребованности данного вида работы с детьми и подростками.

Вовлекая детей и подростков в художественно-творческую среду, культурно-досуговые учреждения решают проблемы так называемого “пространства свободного времени“, способствуют раскрепощению
и развитию культуры межличностного общения.

Все мероприятия, направленные на вовлечение детей и подростков в культурно-образовательную, творческую деятельность, на организацию подросткового и молодежного досуга, проводились за счет текущего финансирования учреждений культуры в рамках ведомственных целевых программ департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города.

В целом за 2006 - 2009 годы в сфере культуры на 17,2% увеличилось количество читателей в возрасте до 14 лет детских муниципальных библиотек, на 6% увеличилось количество детей и подростков, обучающихся в детских школах искусств.

Большой интерес у горожан также вызывают городские комплексные спортивные мероприятия, такие как спартакиады. В 2009 году в городской Спартакиаде среди детей и подростков по месту жительства участвовало 1003 подростка в 9 видах программы: соревнования “Веселые старты на льду“, дартс, соревнования “Веселые старты на воде“, мини-футбол, соревнования “Веселые старты“, посвященные Дню города, лапта, русские шашки, настольный теннис, чинлоп (волейбол ногами).

В городской Спартакиаде среди семейных команд “Папа, мама, я - дружная, спортивная семья“ в 2009 году приняло участие 53 семейные команды в 5 видах программы: дартс, лыжные гонки, спортивная эстафета, плавание, настольный теннис. Общее количество участников Спартакиады - 198 человек.

Ежегодно муниципальное учреждение Центр физической подготовки “Надежда“ совместно с советами территориального общественного самоуправления проводят физкультурные и спортивные мероприятия среди детей, подростков по месту жительства. Традиционными стали соревнования по хоккею с шайбой, мини-футболу среди дворовых команд на призы клуба “Золотая шайба“, в которых ежегодно принимают участие не менее 15 команд. В соревнованиях по шахматам на призы клуба “Белая ладья“ в течение 2009 года участвовало более 250 детей.

Ежегодно в соревнованиях среди детей и подростков участвуют свыше 5000 человек.

По итогам за
период с 2006 по 2009 год в рамках ведомственных целевых программ “Дополнительное образование в спортивных школах“ и “Организация занятий физической культурой и массовым спортом“ проведены спортивные мероприятия (таблица 2).

Количество спортивных мероприятий,

проведенных в период с 2006 по 2009 год

Таблица 2

--------------------T--------------T--------------T--------------T--------------¬

¦ Наименование ¦ 2006 год ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ 2009 год ¦

¦ спортивного +-------T------+-------T------+-------T------+-------T------+

¦ мероприятия ¦ Коли- ¦Коли- ¦ Коли- ¦Коли- ¦ Коли- ¦Коли- ¦ Коли- ¦Коли- ¦

¦ ¦чество ¦чество¦чество ¦чество¦чество ¦чество¦чество ¦чество¦

¦ ¦ меро- ¦участ-¦ меро- ¦участ-¦ меро- ¦участ-¦ меро- ¦участ-¦

¦ ¦приятий¦ников ¦приятий¦ников ¦приятий¦ников ¦приятий¦ников ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦Количество ¦ 82 ¦более ¦ 62 ¦ 5071 ¦ 86 ¦ 8788 ¦ 89 ¦ 7884 ¦

¦спортивных ¦ ¦ 4000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мероприятий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦участников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦спортивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мероприятий среди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦детей, подростков и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦молодежи, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦Первенство города с¦ 51 ¦ - ¦ 34 ¦ 1471 ¦ 47 ¦ 3202 ¦ 41 ¦ 2739 ¦

¦участием детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦подростков и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦молодежи по видам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦спорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦Мероприятия в ¦ 18 ¦ 2959 ¦ 19 ¦ 2957 ¦ 30 ¦ 4970 ¦ 33 ¦ 4140 ¦

¦рамках городских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦комплексных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦спартакиад среди: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦учащейся молодежи ¦ 12 ¦ 850 ¦ 9 ¦ 708 ¦ 13 ¦ 945 ¦ 17 ¦ 1081 ¦

¦города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦детей и подростков ¦ 5 ¦ 422 ¦ 8 ¦ 673 ¦ 10 ¦ 990 ¦ 9 ¦ 1003 ¦

¦по месту жительства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦семейных команд ¦ 0 ¦ - ¦ 0 ¦ - ¦ 5 ¦ 207 ¦ 5 ¦ 198 ¦

¦“Папа, мама, я - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дружная спортивная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦семья“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦общеобразовательных¦ 1 ¦ 1687 ¦ 2 ¦ 1576 ¦ 2 ¦ 2828 ¦ 2 ¦ 1858 ¦

¦учреждений города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦В рамках ¦ 13 ¦ 639 ¦ 9 ¦ 643 ¦ 9 ¦ 616 ¦ 15 ¦ 1005 ¦

¦празднования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦Дня инвалида ¦ 1 ¦ 140 ¦ 1 ¦ 152 ¦ 1 ¦ 180 ¦ 0 ¦ - ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦Дня города ¦ 7 ¦ 337 ¦ 5 ¦ 302 ¦ 4 ¦ 170 ¦ 4 ¦ 178 ¦

+-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦Дня физкультурника ¦ 5 ¦ 162 ¦ 3 ¦ 189 ¦ 4 ¦ 266 ¦ 3 ¦ 237 ¦

L-------------------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+-------

Уменьшение количества участников спортивных мероприятий на 904 человека в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло за счет уменьшения количества спортивных мероприятий из-за принятия мер антикризисного характера, направленных на минимизацию затрат бюджетных ассигнований департамента культуры, молодежной политики и спорта в 2009 году.

Количество занимающихся физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи согласно статистическому отчету представлено в таблице 3.

Количество занимающихся физической культурой и спортом

детей, подростков и молодежи

Таблица 3

--------------------------------------------------T-----------------------¬

¦ Наименование показателя ¦Количество занимающихся¦

¦ ¦ (по годам) ¦

¦ +-----T-----T-----T-----+

¦ ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦Количество занимающихся физической культурой и ¦24831¦41809¦42487¦42014¦

¦спортом детей, подростков и молодежи, всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦дошкольные образовательные учреждения ¦ - ¦11765¦11029¦11374¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦общеобразовательные учреждения ¦5431 ¦10092¦11364¦10155¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦образовательные учреждения начального ¦ 433 ¦ 68 ¦ 98 ¦ 0 ¦

¦профессионального образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦образовательные учреждения среднего ¦ 775 ¦ 724 ¦ 895 ¦ 838 ¦

¦профессионального образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦образовательные учреждения высшего ¦1686 ¦1755 ¦1407 ¦1499 ¦

¦профессионального образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦учреждения дополнительного образования школы ¦8977 ¦11037¦10931¦11238¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦детские подростковые клубы по месту жительства ¦1273 ¦1325 ¦1401 ¦1501 ¦

+-------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+

¦детские физкультурно-оздоровительные объединения ¦6256 ¦5043 ¦5362 ¦5409 ¦

¦по месту жительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------------------------------+-----+-----+-----+------

Подраздел II. СФЕРА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В целях реализации Программы комитет молодежной политики департамента культуры, молодежной политики и спорта Администрации города (далее - комитет молодежной политики) реализует проекты и мероприятия, направленные на создание условий для реализации потенциала молодежи в сфере гражданско-патриотического воспитания, трудовой и досуговой занятости, профессионального образования, поддержки молодежных инициатив, путем включения молодых людей в позитивную совместную деятельность. Основными направлениями такой комплексной работы по профилактике правонарушений и преступности среди подростков и молодежи являются:

1) содействие трудозанятости молодежи, которое заключается в следующем:

обеспечение трудовой занятости подростков и молодежи;

организация выездных молодежных трудовых отрядов;

создание дополнительных рабочих мест по программе “Временная занятость“;

создание дополнительных постоянных рабочих мест в цехах МУ “Наше время“.

За 2009 год трудоустроено 2280 подростков. По сравнению с 2006, 2007, 2008 годами (3897, 3922 и 2355 человек в год соответственно) наблюдается тенденция к снижению численности трудоустроенных. Основная причина данной тенденции - финансовая необеспеченность бюджета МУ “Наше время“ на организацию временного трудоустройства подростков, в связи с повышением уровня заработной платы, установленного законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

2) организация летнего отдыха и свободного времени молодежи.

В рамках данного направления в летнее время функционируют лагеря с дневным пребыванием на базе клубов по работе с детьми и подростками по месту жительства, это:

молодежно-подростковые клубы;

молодежный центр технического моделирования;

творческие студии и объединения.

В клубах учреждения созданы условия для социальной адаптации детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Здесь несовершеннолетние могут заниматься модельным конструированием, участвовать в клубе веселых и находчивых, заниматься в кружках моделирования, плетения из бисера, пряжи, теста и соли, заниматься фитнессом и хореографией. Для подростков организуются и проводятся мероприятия по вопросам безопасности и правовой грамотности.

Об эффективности работы по организации свободного времени молодежи свидетельствует положительная динамика числа проведенных мероприятий, представленных в таблице 4.

Мероприятия по организации свободного времени молодежи

Таблица 4

--------------------------------------------------T------T------T----T----¬

¦ Наименование показателя ¦ 2006 ¦ 2007 ¦2008¦2009¦

¦ ¦ год ¦ год ¦год ¦год ¦

+-------------------------------------------------+------+------+----+----+

¦Количество мероприятий на базе лагерей с дневным ¦ 258 ¦ 286 ¦335 ¦338 ¦

¦пребыванием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+------+------+----+----+

¦Численный охват детей, подростков и молодежи на ¦ 600 ¦ 600 ¦600 ¦600 ¦

¦мероприятиях (чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+------+------+----+----+

¦Численный охват детей, подростков и молодежи на ¦ Нет ¦ Нет ¦1232¦2502¦

¦мероприятиях (чел.) в клубах семейного отдыха ¦данных¦данных¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+------+------+----+----+

¦Численный охват детей, подростков и молодежи на ¦ Нет ¦ Нет ¦2908¦1864¦

¦мероприятиях (чел.) по программам “КРУТО“, ¦данных¦данных¦ ¦ ¦

¦“Сургутские дворы“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------------------------------+------+------+----+-----

Наблюдается рост охвата численности детей и подростков, вовлеченных в физкультурно-спортивные и агитационно-пропагандистские мероприятия (таблица 5). Это учебно-тренировочные сборы по различным видам спорта, программа “Лесной десант“, программа “С папой в армию“, 5-дневные учебно-полевые сборы для старшеклассников образовательных учреждений города, окружные военно-спортивные игры “Зарница“, “Орленок“, “Щит“, военно-спортивная игра “Полигон“, городская спартакиада по военно-прикладным видам спорта “Резерв“, презентации “Гражданско-патриотическое воспитание молодежи“ для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города, мероприятия, связанные с памятными днями России и военной славы России, программы летнего отдыха для детей, подростков и молодежи “Юный турист“, “Экстрим“, “Барсова гора“, “Ермак“, “Егерь“, “Школа юного инструктора“, “Крепость Ермака“.

Количество детей и подростков,

вовлеченных в физкультурно-спортивные

и агитационно-пропагандистские мероприятия

Таблица 5

------------------------------------------------------T----T----T----T----¬

¦ Наименование показателя ¦2006¦2007¦2008¦2009¦

¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦

+-----------------------------------------------------+----+----+----+----+

¦Количество проведенных мероприятий ¦ - ¦ 89 ¦ 68 ¦112 ¦

+-----------------------------------------------------+----+----+----+----+

¦Численный охват детей, подростков и молодежи (чел.) ¦3211¦3462¦3442¦4485¦

L-----------------------------------------------------+----+----+----+-----

К положительным аспектам можно отнести и тот факт, что количество участников военно-спортивного лагеря “Барсова гора“ в 2009 году увеличилось на 5% по сравнению с 2008 годом. Также можно отметить увеличение показателя возврата подростков в программы военно-спортивного лагеря на 4%.

В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи комитет молодежной политики ведет работу по активизации деятельности студенческих отрядов. Комитет работает в тесном взаимодействии с Сургутским государственным педагогическим университетом и Сургутским государственным университетом, начиная от социального заказа до формирования отрядов, программ, экспертного совета конкурсов вариативных программ, поиска источников выплаты заработной платы и способов поощрения студентов.

В летний период 2009 года в рамках реализации детской оздоровительной кампании города работало 10 отрядов общей численностью 137 человек, из них - 7 педагогических, 3 - сервисных, 1/3 из них работали в летних лагерях сферы молодежной политики.

Доля студентов Сургутского государственного университета в общей численности привлеченных отрядов составляет 24% (2008 год - 17%, 2007 год - 3,5%). Тон в работе городских педагогических отрядов задает Сургутский государственный педагогический университет.

Студенческими отрядами Сургутского государственного педагогического университета (“СОВА“, “МТС“, “ЭКШЭН“, ЗАЖИГАЙ“, “ВОЖАТСКАЯ РОТА“, “АСТРА“) и Сургутского государственного университета (“ВЕКТОР-2“, “УНИВЕРСИТЕТ-1“, “УНИВЕРСИТЕТ-2“) было реализовано 8 авторских программ (“Театр здоровья“, “Как стать генералом“, “Медные трубы“, “20-14“, “Квант“, “Вселенная чудес“, “Картинки Сургута“, “Образовательные курсы“), некоторым из них были присуждены призовые места на городском конкурсе вариативных программ (проектов) в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

Задачи и мероприятия, предусмотренные Программой, учреждениями сферы молодежной политики города по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних и молодежи выполнены в полном объеме и с должным качеством, что подтверждено в отзывах участников мероприятий, удалось реализовать поставленные задачи по организации трудовой и досуговой деятельности подростков и молодежи.

В целом все мероприятия Программы были реализованы в рамках финансирования ведомственных целевых программ департамента куль“уры, молодежной политики и спорта Администрации города.

В рамках реализации проекта “Школа адаптации“ (2007 - 2008 годы) были проведены: семинар “Русский язык как фактор адаптации детей-мигрантов в российском социуме“ (30 октября 2007 года); научно-практический семинар “Поликультурное образование в современном мире. Школы при национально-культурных объединениях: проблемы и перспективы развития“ (6 ноября 2008 года) и научно-практический семинар “Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в образовательном процессе“ (7 ноября 2008 года). Семинары для педагогов школ, преподавателей негосударственных образовательных учреждений, руководителей общественных этнических объединений способствуют объединению усилий партнеров проекта по совершенствованию системы работы с детьми-мигрантами, повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей и всех специалистов, работающих с данной категорией детей.

Проект “Школа адаптации“ содействует созданию условий для социальной адаптации детей-мигрантов, формированию в городе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, принципов соблюдения прав и свобод человека, что в свою очередь позволяет обществу вырабатывать механизмы разрешения межэтнических противоречий и снижает уровень конфликтности общественных отношений.

Раздел II. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

И НА УЛИЦАХ. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

Необходимо отметить, что приоритетным направлением Программы являлись мероприятия, направленные на первичную профилактику правонарушений, то есть недопущение совершения преступлений и правонарушений на территории города.

Если говорить об эффективности работы по стабилизации обстановки на улицах и в общественных местах города, то особое внимание заслуживают технические средства контроля, такие как: система “Навигация“, система видеонаблюдения “Безопасный город“, внедрение которых в городе Сургуте началось в 2006 году.

Проект “Навигация“ внедрен для контроля за несением службы нарядами патрульно-постовой службой, государственной инспекции безопасности дорожного движения на улицах города и своевременного их направления на места совершения преступлений.

С использованием данной системы за 2009 год раскрыто 360 преступления, совершенных в общественных местах и на улицах города, из них по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации: 85 краж, 67 грабежей, 9 разбойных нападений, 14 угонов автомобилей, 7 мошенничеств, 9 тяжких телесных повреждений.

В 2009 году в полном объеме был запущен единый технический комплекс “Безопасный город“, который включает в себя систему позиционирования подвижных объектов, то есть мобильных и пеших патрульно-постовых нарядов, работающих в единой дислокации, что позволило повысить оперативность реагирования нарядов милиции на совершенные правонарушения, на сообщения граждан о противоправных деяниях.

Внедрение системы видеонаблюдения на 39-ти перекрестках и 9-ти местах с массовым пребыванием граждан с установкой 240 камер видеонаблюдения, 180 из которых осуществляют слежение за дорожно-транспортной сетью, позволило в 2009 году с момента ее запуска в эксплуатацию (январь 2009 года) выявить 71198 административных правонарушений, из них за нарушение Правил дорожного движения - 71176.

Важным направлением работы является укрепление службы участковых уполномоченных милиции.

Во исполнение программных мероприятий приобретены три передвижных пункта милиции, которые работают в отдаленных районах города.

Наличие данных пунктов позволило наладить взаимодействие в работе между жителями данных районов, советами территориального общественного самоуправления и милицией (горожане своевременно сообщают о совершении преступлений, а сотрудники милиции - оперативно реагируют на их раскрытие).

За 2009 год передвижные пункты милиции посетило 655 граждан, от которых поступило 51 сообщение о преступлениях, из них раскрыто 39, составлено 1814 протоколов по различным составам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведено 667 бесед с несовершеннолетними.

Для работы участковых в микрорайонах города с целью взаимодействия с населением действуют 16 участковых пунктов милиции, где оборудовано 64 рабочих места, прием граждан осуществляют 97 участковых уполномоченных милиции. Из 16 участковых пунктов милиции - 12 оборудованы выходами к системе “Региональная автоматизированная информационная база данных“ (“РАИБД“).

Метод административного участка, применяемый в городе, позволяет снизить количество совершаемых преступлений и повысить безопасность жителей города, ведь участковые уполномоченные милиции работают непосредственно в районе проживания граждан и способны оперативно решать вопросы правопорядка на участке.

За 2009 год участковыми уполномоченными милиции проведено 389 отчетов перед населением по зональному принципу, с участием руководителей городских отделов милиции и председателей советов территориального общественного самоуправления (прошлый год - 363).

Решен вопрос о приобретении квартир для участковых инспекторов милиции непосредственно на административном участке, это один из шагов укрепления престижа службы участковых инспекторов. В 2008 году приобретено 7 квартир, в 2009 году - 4.

Раздел III. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

ВОССОЗДАНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ВОВЛЕЧЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Особое место в профилактике правонарушений отводится общественным формированиям. Результаты их деятельности представлены в таблице 6.

Общественные формирования в городе

Таблица 6

------------------------------------------------------T----T----T----T----¬

¦ Показатели работы народной дружины ¦2006¦2007¦2008¦2009¦

¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦

+-----------------------------------------------------+----+----+----+----+

¦Количество добровольных народных дружин ¦ 19 ¦ 20 ¦ 21 ¦ 22 ¦

+-----------------------------------------------------+----+----+----+----+

¦Количество человек, задействованных в работе ¦204 ¦205 ¦199 ¦169 ¦

¦добровольной народной дружины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------------+----+----+----+----+

¦ С участием членов добровольной народной дружины ¦

+-----------------------------------------------------T----T----T----T----+

¦Раскрыто преступлений ¦593 ¦306 ¦237 ¦206 ¦

¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------------+----+----+----+----+

¦по информации общественных формирований ¦190 ¦ 75 ¦103 ¦ 35 ¦

+-----------------------------------------------------+----+----+----+----+

¦выявлено административных правонарушений ¦7980¦9253¦9696¦6919¦

L-----------------------------------------------------+----+----+----+-----

За активное содействие сотрудникам милиции в охране общественного порядка на территории города за 2009 год поощрено 187 дружинников.

На территории города зарегистрировано 84 частных охранных предприятия (ЧОП) и 18 служб безопасности, из которых 36 ЧОП согласно графику заступают на охрану общественного порядка совместно с отдельным батальоном патрульно-постовой службы милиции (ОБППСМ), что позволяет повысить плотность патрульно-постовых нарядов. За 2009 год было проведено 289 совместных мероприятий, в которых приняло участие 7279 сотрудников ЧОП. В результате проводимых мероприятий за административные правонарушения в территориальные подразделения милиции доставлены 2406 человек, раскрыто 22 преступления, 263 человека доставлены в медицинский вытрезвитель, обслужено 417 вызовов дежурных частей, проверено 962 единицы автотранспорта.

В результате совместной работы департамента образования Администрации города и управления внутренних дел по городу Сургуту с августа 2004 года в 42-х учебных заведениях созданы “Родительские патрули“ (“РП“). Сегодня необходимость их создания доказало время и результаты работы, которую они проводят (таблица 7).

Работа “Родительских патрулей“

Таблица 7

-----------------------------------------------T--------T--------T--------¬

¦ Показатели ¦2009 год¦2008 год¦2007 год¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Осуществлено выходов “РП“ ¦ 470 ¦ 321 ¦ 181 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Членов “РП“ ¦ 1370 ¦ 779 ¦ 554 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Проверено несовершеннолетних ¦ 1985 ¦ 1821 ¦ 1727 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Проверено мест концентрации ¦ 1573 ¦ 1401 ¦ 1045 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Проверено торговых точек ¦ 543 ¦ 279 ¦ 195 ¦

L----------------------------------------------+--------+--------+---------

Системный подход, а также материально-техническое, программное обеспечение организации и развития детских общественных организаций и объединений является важным звеном профилактики безнадзорности.

Общеобразовательные учреждения осуществляют координацию деятельности 156-ти детских общественных организаций, с общим охватом 14000 человек, в том числе юные инспекторы дорожного движения - 35 отрядов с охватом 820 человек.

Возраст участников детских объединений 7 - 12 лет. Проблемой является отсутствие в городе выбора молодежных объединений для подростков 15 - 18 лет.

Во всех образовательных учреждениях оформлены стенды по безопасности дорожного движения, в школах функционируют 6 кабинетов “Дорожная безопасность“.

Одним из важнейших направлений профилактики правонарушений является работа по социальной адаптации людей, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также лиц без определенного места жительства и рода занятий.

В городе проживают 900 освобожденных из мест лишения свободы, из них 329 освобожденных условно-досрочно.

Сотрудниками специальных отделов учреждений исполнения наказания, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заблаговременно направляются списки освобождаемых лиц в управление внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, которые в дальнейшем направляются в территориальные отделы милиции.

В указанные дни в ИР-99/11 и ЛИУ-17, которые расположены на территории города Сургута, организовываются мероприятия по встрече освобождаемых. Данная работа, как показывает практика, позитивно сказывается на своевременности постановки на профилактический учет освобождаемых из мест лишения свободы для профилактической работы.

С 01.06.2007 в городе действует программа межведомственных мероприятий по профилактике повторной и рецидивной преступности, социальной адаптации лиц, отбывших наказания в местах лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, вернувшихся из специальных учебных заведений закрытого типа, в городе Сургуте на 2007 - 2010 годы.

Ежегодно с целью социальной адаптации лиц данной категории постановлением Главы города организациям различных организационно-правовых форм собственности устанавливается квота рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы в количестве 25-ти человек. По сведениям Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры “Сургутский центр занятости населения“ в 2006 году в счет квоты трудоустроены 15 лиц данной категории, в 2007 году - 17, в 2008 году - 14. На 31.12.2009 трудоустроены в счет квоты 11 человек из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Проблемы, усложняющие работу с гражданами данной категории по содействию в трудоустройстве:

неконкурентоспособность данной категории граждан на рынке труда, поскольку работодатель при приеме на работу отдает предпочтение специалистам, не имеющим судимости;

низкий образовательный уровень или отсутствие профессии, специальности;

наличие заболеваний (наблюдаются случаи, когда граждане этой категории выходят из мест лишения свободы с заболеванием туберкулез и (или) ВИЧ-инфекция);

отсутствие определенного места проживания, прописки и документов, утрата родственных связей;

плохая ориентация в современной обстановке, особенно у осужденных на большой срок;

завышенный уровень притязаний. Граждане данной категории при обращении в службу занятости претендуют на престижную и высокооплачиваемую работу при отсутствии специальности, опыта работы;

часто наблюдается иждивенческий настрой, потеря мотивации к труду, особенно у граждан, которые во время пребывания в учреждениях исполнения наказаний не занимались трудовой деятельностью.

Раздел IV. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Рассматривая вопросы профилактики, необходимо остановиться на кадрах, которые осуществляют работу по профилактике правонарушений, по укреплению безопасности и правопорядка на территории муниципального образования.

В целях взаимодействия органов местного самоуправления с иными субъектами, осуществляющими деятельность по профилактике правонарушений, привлечения к организации деятельности по предупреждению правонарушений хозяйствующих субъектов всех форм собственности, а также общественных объединений в 2006 году при Администрации города создана межведомственная комиссия по профилактике правонарушений.

Цель деятельности комиссии - содействие обеспечению общественной безопасности и правопорядку, защите конституционных прав и свобод граждан на территории муниципального образования городской округ город Сургут.

Таким образом, проблема профилактики правонарушений решается Администрацией города комплексно совместно со всеми правоохранительными органами, специализированными государственными и муниципальными учреждениями, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования.

Как положительный момент в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних можно отметить работу школьных инспекторов в образовательных учреждениях города, которые начали свою деятельность в 2006 году.

Закрепление школьного инспектора за конкретным учебным заведением производится в зависимости от криминогенной ситуации на конкретной территории и в общеобразовательном учреждении.

В зону обслуживания школьного инспектора входят образовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также место жительства учащихся.

В общеобразовательных учреждениях города работает 10 школьных инспекторов, которые закреплены за школами N 3, 8, 19, 26, 29, 32, 38, 45 и открытыми сменными общеобразовательными школами N 1, 2.

Деятельность школьного инспектора разнообразна. Они активно осваивают методы педагогического воздействия для формирования норм законного поведения, используя возможности сформировавшихся педагогических форм: беседы, консультации, лекции, родительские собрания, советы, профилактики.

Школьные инспекторы органично вливаются в педагогические коллективы, налаживают тесное сотрудничество с социальными педагогами, психологами, классными руководителями. Они контролируют безопасность учебного процесса, взаимодействуют с педагогическими и попечительскими советами, работают с неблагополучными семьями, принимают активное участие в организации и проведении досуговых мероприятий с обучающимися школ города.

Основные направления деятельности школьных инспекторов:

социальная адаптация обучающихся;

профилактика школьного неблагополучия и работа с обучающимися, не посещающими занятия;

повышение правовой культуры и, как следствие, снижение количества правонарушений.

Схемы работы с семьей и подростком школьными инспекторами и администрацией образовательного учреждения отработаны и включают в себя максимум специалистов различных служб, способных оказать реальную помощь, воспитательное и профилактическое воздействие.

Деятельность школьных инспекторов позволила стабилизировать оперативную обстановку и снизить уровень преступности и правонарушений на территории образовательных учреждений, в которых ими осуществляется профилактическая работа.

За отчетный период 2009 года учащимися образовательных учреждений города, курируемым “школьными“ инспекторами, совершены 16 (аналогичный период прошлого года - 35) преступлений, что составляет 8,1% (аналогичный период прошлого года - 11%) от общего числа преступлений, совершенных подростками.

80 ¬

¦ 66

¦ -----¬

60 + 56 ¦ ¦

¦ -----¬ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

40 + ¦ ¦ ¦ ¦ 35

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

20 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 16

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +---+----+-T-+----+-T-+----+-T-+----+----

2006 2007 2008 2009

Диаграмма 1. Динамика преступности несовершеннолетних в учебных заведениях, где работают школьные инспекторы (2006 - 2009 годы)

Раздел V. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

С целью проведения мониторинга эффективности мероприятий Программы, отношения граждан к решению вопросов охраны правопорядка, профилактики правонарушений информационно-аналитическим управлением Администрации города ежегодно проводится социологическое исследование “Личная и имущественная безопасность граждан. Профилактика преступности. Доверие горожан к органам охраны правопорядка. Представление горожан об экстремизме, национализме. Профилактика детской беспризорности и преступности“.

По итогам исследования наблюдается повышение доверия горожан к техническим средствам профилактики (“телефон доверия“, видеонаблюдение и др.), а также к работе общественных формирований, внештатных сотрудников милиции, участковых уполномоченных милиции.

В результате исследования по теме “Эффективность профилактических программ превентивного обучения в оценках педагогов и учащихся образовательных учреждений города Сургута“, выполненного учеными лаборатории социологических исследований Сургутского государственного университета под руководством доктора политических наук М.Ю.Мартынова в январе - марте 2007 года, установлено, что от 70% до 90% педагогов участвуют в реализации профилактических программ, элективных курсов, проводят мероприятия, направленные на формирование ценности здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей. В исследовании приняли участие педагоги и учащиеся 8-ми образовательных учреждений города.

В ходе исследования установлено, что соотношение программ первичной профилактики (формирование у детей психологической компетенции отказа от употребления наркотических веществ и алкоголя) к программам вторичной профилактики (формирование ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни) составляет 8% к 92% соответственно.

Раздел VI. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целенаправленная работа по реализации мероприятий Программы позволила достичь положительных результатов в оздоровлении обстановки в городе.

За период с 2006 по 2009 год наблюдается снижение зарегистрированных преступлений (таблица 8). В результате чего не было допущено снижения основных показателей оперативно-служебной деятельности, а по ряду ее направлений результаты были улучшены.

Количество зарегистрированных преступлений в городе Сургуте

Таблица 8

-------------------------T-----T---------------------T------T-------T-----¬

¦ Отчетный период ¦Всего¦Тяжкие и особо тяжкие¦Разбои¦Грабежи¦Кражи¦

¦ ¦ ¦ преступления ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------+-----+---------------------+------+-------+-----+

¦ 2006 год ¦16700¦ 4545 ¦ 190 ¦ 1467 ¦6289 ¦

+------------------------+-----+---------------------+------+-------+-----+

¦ 2007 год ¦13652¦ 3566 ¦ 138 ¦ 1099 ¦5533 ¦

+------------------------+-----+---------------------+------+-------+-----+

¦ 2008 год ¦9919 ¦ 2672 ¦ 90 ¦ 656 ¦3881 ¦

+------------------------+-----+---------------------+------+-------+-----+

¦ 2009 год ¦9189 ¦ 2482 ¦ 85 ¦ 578 ¦3345 ¦

L------------------------+-----+---------------------+------+-------+------

18000 ¬ 16700

¦ -------¬

16000 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

14000 + ¦ ¦ 13652

¦ ¦ ¦ -------¬

12000 + ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9919

10000 + ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬ 9189

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬

8000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

6000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

4000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

2000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+-T-+------+-T-+------+-T-+------+-T-------¬

2006 2007 2008 2009

Диаграмма 2. Динамика преступности по городу Сургуту по всем линиям

Наибольшее количество зарегистрированных преступлений пришлось на 2006 год - 16700 преступлений. Это произошло за счет выявляемости:

283 латентных преступления в жилом секторе и учебных заведениях;

429 уголовных дел, возбужденных из административных протоколов по сбыту наркотических веществ;

1900 выявленных превентивных составов преступлений.

В 2007 году количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 18% (с 16700 до 13652). В 2008 году снижение преступности в городе составило 27,3% (с 13652 до 9919). За 2009 год наблюдается спад преступных проявлений на 7,4% (с 9919 до 9189).

5000 + 4545

4500 + -------¬

4000 + ¦ ¦ 3566

3500 + ¦ ¦ -------¬

3000 + ¦ ¦ ¦ ¦ 2672 2482

2500 + ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬ -------¬

2000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

1500 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

1000 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

500 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+-T-+------+-T-+------+-T-+------+-T-------¬

2006 2007 2008 2009

Диаграмма 3. Динамика тяжких преступлений

При этом всплеск тяжких и особо тяжких преступлений наблюдался в 2006 году - 4545 преступлений за счет роста по линии незаконного оборота наркотиков на 389 фактов, мошенничеств на 219.

В 2007 году количество тяжких и особо тяжких преступлений составило 3566, что меньше, чем в 2006 году на 21,5%, в 2008 году число данной категории преступлений составило 2672, что меньше, чем в 2007 году на 25,1%, за 2009 год 2482 (прошлый год - 2672).

При анализе динамики преступности с 2006 по 2009 год было установлено, что среднее количество тяжких и особо тяжких преступлений составляло 27% от общего количества зарегистрированных преступлений, разбойных нападений - 1,1%, грабежей - 7,8%, краж - 39,2%.

1600 ¬ 1467

¦ -------¬

1400 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

1200 + ¦ ¦ 1098

¦ ¦ ¦ -------¬

1000 + ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

800 + ¦ ¦ ¦ ¦ 656

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬

600 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 578

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬

400 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

200 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+-T-+------+-T-+------+-T-+------+-T-------¬

2006 2007 2008 2009

Диаграмма 4. Динамика грабежей

С 2006 года наблюдается снижение числа грабежей. В 2006 году их зарегистрировано - 1467, в 2007 году - 1099 (снижение по сравнению с 2006 годом на 368 преступлений), в 2008 году - 656 (снижение по сравнению с 2007 годом на 443 факта), за 2009 год - 578 (снижение на 78 преступлений, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года).

50 + 46

45 + -------¬ 42

40 + ¦ ¦ -------¬ 33

35 + ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬

30 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 26

25 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬

20 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

15 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

10 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

5 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+-T-+------+-T-+------+-T-+------+-T-------¬

2006 2007 2008 2009

Диаграмма 5. Динамика убийств

Благодаря предпринятым мерам профилактики, усилиям в раскрытии преступлений, изобличению и, в конечном результате, осуждению виновных к лишению свободы в 2009 году удалось снизить количество зарегистрированных:

убийств на 21,2% (с 33 до 20);

разбойных нападений на 5,6% (с 90 до 85);

грабежей на 11,8% (с 656 до 578).

200 ¬ 190

¦ -------¬

180 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

160 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 138

140 + ¦ ¦ -------¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

120 + ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

100 + ¦ ¦ ¦ ¦ 90

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬ 85

80 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

60 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

40 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

20 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +--+------+-T-+------+-T-+------+-T-+------+-T-------¬

2006 2007 2008 2009

Диаграмма 6. Динамика разбойных нападений

В 2009 году на территории города зарегистрировано 1250 (2008 год - 1395) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снижение на 10,4%. Завершено дел по данной категории преступлений по городу - 621 (2008 год - 719).

Увеличилось количество изъятых наркотических веществ с 21 кг 500 г в 2005 году до 60 кг 94 г в 2009 году (таблица 9).

Сведения о преступлениях по линии

незаконного оборота наркотиков

Таблица 9

--------------------------------------T--------T--------T--------T--------¬

¦ Показатели ¦2006 год¦2007 год¦2008 год¦2009 год¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Всего ¦ 1743 ¦ 1355 ¦ 1395 ¦ 1160 ¦

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Всего изъято (кг) ¦ 64,224 ¦ 54,565 ¦ 64,597 ¦ 60,094 ¦

L-------------------------------------+--------+--------+--------+---------

По итогам работы управления внутренних дел по городу Сургуту за 2009 год количество зарегистрированных преступлений снизилось на 7,4% и составило 9189 (прошлый год - 9919). Данные приведены в таблице 10.

Снижение преступности

Таблица 10

-----------------------------------------------T--------T--------T--------¬

¦ Виды преступлений ¦2009 год¦2008 год¦Снижение¦

¦ ¦ ¦ ¦ (%) ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦По всем линиям ¦ 9189 ¦ 9919 ¦ 7,4 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Преступления, совершенные на улице ¦ 2490 ¦ 3044 ¦ 18,2 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Убийства ¦ 26 ¦ 33 ¦ 21,2 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Грабежи ¦ 578 ¦ 656 ¦ 11,9 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Разбои ¦ 85 ¦ 90 ¦ 5,6 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Кражи ¦ 3345 ¦ 3905 ¦ 14,3 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Вымогательства ¦ 13 ¦ 43 ¦ 69,7 ¦

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+

¦Незаконное завладение транспортным средством ¦ 158 ¦ 173 ¦ 8,7 ¦

L----------------------------------------------+--------+--------+---------

На 40,1% снизилась подростковая преступность и составила 230 преступлений по сравнению с 384, совершенных в 2006 году.

Количество совершенных подростками тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось на 54,7% (с 159 в 2006 году до 72 в 2009 году), не совершено ни одного убийства.

В состоянии опьянения подростками совершено 7 преступлений по сравнению с 18 в 2006 году, снижение составило 61,1%.

Зарегистрировано 572 дорожно-транспортных происшествия с ранеными, что на 11% меньше, чем в 2006 году (515), в которых погибло 16 человек по сравнению с 17 в 2006 году. Количество получивших травмы в результате дорожно-транспортных происшествий составило 582, что на 10,3% меньше, чем в 2006 году (649). С участием детей совершено 48 дорожно-транспортных происшествий (в 2006 году - 58), погибших, как и в 2006 году, нет; травмировано 50 детей (в 2006 году - 60).

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные в Программе цели и задачи в основном достигнуты.

Реализация мероприятий Программы оказала многоплановое воздействие на социальные процессы, происходящие в обществе, позволила более эффективно воздействовать на криминальную ситуацию и удержать контроль над ней.

Решением Думы города от 07.10.2009 N 623-IV ДГ “О признании утратившими силу некоторых решений представительного органа муниципального образования городской округ город Сургут“ решение городской Думы от 26.10.2005 N 509-III ГД “О комплексной программе по профилактике правонарушений и преступности в городе Сургуте на 2006 - 2010 годы“ признано утратившим силу с 01.01.2010.