Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.08.2005 по делу N А79-6226/2005 <О признании недействительным решения ИФНС по Калининскому району г. Чебоксары в части начисления земельного налога, штрафа и пеней>

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда ЧР от 28.10.2005 по делу N А79-6226/2005 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2005 г. по делу N А79-6226/2005

Арбитражный суд в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании дело по иску республиканского государственного унитарного предприятия “Автоколонна N 1852“ Министерства промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары о признании частично недействительным решения от 31.05.2005 N 13-09/97,

установил:

республиканское государственное унитарное предприятие “Автоколонна N 1852“ Министерства промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики (далее - РГУП “Автоколонна
N 1852“ Минпрома Чувашии, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары (далее - Инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 31.05.2005 N 13.09/97 в части начисления налога на прибыль в сумме 7 152 руб., штрафа по данному налогу - 1431 руб., начисления пени по данному налогу в сумме 661 руб.; начисления земельного налога - 914057 руб., штрафа по данному налогу в сумме 182811 руб., пени - 188966 руб., а также в части начисления штрафа за непредставление декларации по земельному налогу.

РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии 01.06.2005 преобразовано в открытое акционерное общество “Автоколонна N 1852“.

Представители заявителя иск поддержали. Суду пояснили, что с принятым Инспекцией решением не согласны, в частности:

по пункту 1 решения: проверкой установлено занижение выручки от оказанных услуг автостоянки в сумме 29800 руб., неполная уплата налога на прибыль за 9 месяцев 2004 года в сумме 7152 руб. За указанное нарушение доначислен налог на прибыль в сумме 7152 руб., пени в сумме 661 руб. и штраф в сумме 1431 руб. (7152 руб. x 20%).

В соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В течение отчетных периодов налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает штраф в размере 20% за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, но не авансовых платежей.

В силу того, что налоговым периодом по налогу на прибыль является год, то
до истечения года декларация за 9 месяцев 2004 года по налогу на прибыль не подлежала проверке.

При этом Инспекцией не принят во внимание тот факт, что по представленному балансу убыток за 2004 год составил 641000 руб., по итогам года налог на прибыль не исчисляется. Считают, что начисление налога на прибыль по данному факту, а также пени и штрафа за неполную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль - незаконны, что подтверждается пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации“;

по пункту 6 решения:

Проверкой установлено, что в нарушение раздела 5 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, главы 5 Закона Чувашской Республики от 27.02.1995 N 2 “О плате за землю“ не исчислен земельный налог с площади используемого земельного участка. Инспекцией сделан вывод, что РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии не исчислен и не уплачен земельный налог за 2003 год в сумме 435365 руб. и за 2004 год - 478692, итого в сумме 914 057 руб. Начисленные пени в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации составили 188 966 руб., штраф в порядке статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 182811 руб. (914057 руб. x 20%).

Проверкой установлено, что РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии в срок до 01.07.2003 и 01.07.2004 соответственно не представлены декларации по земельному налогу за 2003 и 2004 годы, чем нарушена статья 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации штраф за непредставление указанных деклараций составил: за 2003 год - 870730 руб., за 2004 год - 382954 руб., всего - 1253684 руб.

С принятым решением по земельному налогу заявитель не согласен по следующим причинам. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. В соответствии со статьей 15 данного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их отведения. Статьей 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ предусмотрено, что земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Решением от 13.09.1990 Исполнительным комитетом Чебоксарского городского Совета народных депутатов РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии выдан государственный акт в том, что за ним закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 4,68 и 3,54 га земли согласно плану землепользования (Акт А-01 N 849417). Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за
N 38.

Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 23.08.1993 N 800/1 “О перерегистрации земельных участков и выдаче правоустанавливающих документов землепользователям“ земельные участки площадью 4,8479 га и 3,5276 га, расположенные по Хозяйственному проезду, д. 11, выделены для ведения производственной деятельности в бессрочное (постоянное) пользование РГУП “Автомобильная колонна N 1852“ Минпрома Чувашии.

Согласно пункту 4.4 указанного постановления выделен также земельный участок площадью 0,2668 га по Хозяйственному проезду, 11, занимаемый асфальтированной площадкой для стоянки автомобилей, в аренду сроком на 5 лет с оформлением и выдачей договора аренды.

Пунктом 6.3 постановления предусмотрено, что оплата земельного налога производится в соответствии с размером земельного участка, указанного в государственном акте, и ставкой земельного налога, а арендная плата - в соответствии с договором аренды.

Распоряжением администрации г. Чебоксары от 29.12.2004 N 4374-р “О прекращении у “Автомобильной колонны N 1852“ права аренды и предоставлении РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии земельных участков по Хозяйственному проезду, 11“ на основании свидетельств о государственной регистрации права, утвержденных материалов межевания земельного участка от 13.11.2003, кадастрового плана земельного участка от 17.12.2003 N 21-01/2-2003-1595, писем директора РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии Никифорова Г.В. от 27.12.2002 N 01-3/546 (вх. N 4051 от 27.12.2002) и от 24.12.2003 N 02-4/615 (вх. N 4574 от 24.12.2003) прекращено у РГУП “Автомобильная колонна N 1852“ право аренды земельных участков площадью 48479 кв. м (4,8479 га), 35276 кв. м (3,5276 га) и 2668 кв. м (0,2668 га) по Хозяйственному проезду, 11 и передано в распоряжение администрации г. Чебоксары.

В связи с изложенным подпункт 1.14 пункта 1 и подпункт 4.4 пункта 4 постановления главы администрации г. Чебоксары
от 23.08.1993 N 800/1 признаны утратившими силу. Пунктом 4 распоряжения от 29.12.2004 N 4374-р РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии ранее выделенные площади предоставлены на условиях аренды сроком до 01.12.2005.

Как следует из приведенных документов, РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии документы на оформление земель в собственность не оформлялись, оно не являлось плательщиком земельного налога. В данном случае имеет место арендная плата за землю.

Ссылка на то, что РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии в нарушение Закона Чувашской Республики от 27.02.1995 N 2 “О плате за землю“ не исчислен земельный налог, не основана на налоговом законодательстве, так как с введением первой части Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 1999 года земельный налог отнесен к местным налогам. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. В случае аренды предоставление какого-либо расчета в налоговый орган не предусмотрено.

В соответствии с перечнем налогов, содержащимся в статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действовавшем в проверяемый период (с 1 января 2005 года действует перечень налогов, содержащийся в статьях 13 - 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации), к местным налогам отнесен земельный налог. Арендная плата за землю, хотя и
является одной из форм платы за землепользование, не включена в перечень налогов и не должна администрироваться налоговым органом, а регулируется договором между Горкомземом (Арендодателем) и Арендатором.

К арендной плате за землю не могут быть применены нормы налогового законодательства, в частности, положения статей 75, 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководитель предприятия Никифоров Г.В. в дополнение к исковому заявлению пояснил, что при признании РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии плательщиком земельного налога следует иметь ввиду следующее.

До введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Федерального закона “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации“ земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещались объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимались.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года действие статей 7, 8, 9, 10 и 11 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ в части взимания платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов). Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ действие вышеуказанного положения пролонгировано с 01.01.2003 по 31.12.2003. Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие указанных норм приостановлено с 1 января по 31 декабря
2004 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Пленум разъясняет, что в связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации “Земельный налог“ введена Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ, соответственно в проверяемый период (2003 - 2004 годы) взимание земельного налога осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, Закона Чувашской Республики от 27.02.1995 N 2 “О плате за землю“.
В соответствии с подпунктом 18 статьи 13 Закона Чувашской Республики от 27.02.1995 N 2 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ, а также автопредприятия, содержащие автоколонны войскового типа.

РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии имеет на праве пользования земельные участки, на которых размещены производственные и складские фонды предприятия, которые относятся к объектам мобилизационного назначения.

С учетом изложенного, предприятие имеет право на льготу по земельному налогу в 2003 - 2004 годах в отношении площади всего земельного участка, на котором размещен объект мобилизационного значения.

При применении льготы по земельному налогу сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по декларации, будет равна нулю, поэтому применение пункта 2 статьи 119 и статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно.

Представители Инспекции иск не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суду пояснили, что, как следует из материалов дела, 13.09.1990 исполнительным комитетом Чебоксарского Совета народных депутатов “Автоколонне N 1852“ выдан Государственный акт серии А-I N 849417 в том, что за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 4,68 и 3,54 гектара земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для размещения транспортного предприятия. Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за N 38.

Пунктом 1.14 Постановления главы администрации г. Чебоксары от 23.08.1993 N 800/1 “О перерегистрации земельных участков и выдаче правоустанавливающих документов землепользователям“ за “Автомобильной колонной N 1852“ закреплены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки площадью 4,8479 га и 3,5276 га по Хозяйственному проезду, 11,
занимаемые мастерскими и гаражами для производственной деятельности. Также п. 4.4 указанного постановления “Автомобильной колонне N 1852“ предоставлен в аренду сроком на 5 лет (до 1998 года) земельный участок площадью 0,2668 га по Хозяйственному проезду, д. 11, занимаемый асфальтированной площадкой для стоянки автомобилей с оформлением и выдачей договора аренды.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ использование земли Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи, кроме арендаторов.

Пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2006 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, ОАО “Автоколонна N 1852“ обязано было либо переоформить право постоянного (бессрочного) пользования указанными выше земельными участками на право аренды либо приобрести эти участки в собственность до 01.01.2006.

На сегодняшний день данные земельные участки истцом в собственность не приобретены (как указывает сам истец в своем заявлении).

В порядке статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Из Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации“ следует, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества производится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества (пункт 1 статьи 26 Закона).

Как следует из материалов дела, ОАО “Автоколонна N 1852“ до настоящего времени аренду предоставленных ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков не оформило (договор аренды истцом в ходе выездной налоговой проверки не представлен, к иску не приложен), в собственность данные земельные участки не приобрело.

Поскольку в силу п. 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется, то истцу как пользователю земельными участками вменена обязанность по уплате земельного налога.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2003 N 1097 “Об установлении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2004 год“ ставка земельного налога на 2003 год на территории муниципального образования города Чебоксары (V оценочная зона) установлена в размере 12,46 руб. за 1 кв. метр, на 2004 год - в размере 13,70 руб. за 1 кв. метр.

Как следует из кадастрового плана земельного участка от 17.12.2003 N 21-01/2-2003-1594 и N 21-01/2-2003-1595, выданного ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Чувашской Республике - Чувашия, отделом ведения ГЗК по г. Чебоксары предприятию РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии выделены земельные участки для эксплуатации производственной базы общей площадью 74802 кв. метра.

РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии имеет налоговую льготу в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве. Под мобилизационные ресурсы занята площадь в размере 39861 кв. метра.

Сумма налога, подлежащая уплате за 2003 год: (74802 кв. м - 39861 кв. м) x 12,46 руб. = 435365 руб., за 2004 год: (74802 кв. м - 39861 кв. м) x 13,70 руб. = 478692 руб.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Законом Чувашской Республики от 27.02.1995 N 2 “О плате за землю“ установлено, что собственники земли, землевладельцы, землепользователи, занимающиеся сельскохозяйственным производством, уплачивают земельный налог не позднее 15 августа и 15 ноября, другие категории налогоплательщиков - не позднее 15 июня и 15 ноября равными долями.

Следовательно, ОАО “Автоколонна N 1852“ обязано было уплатить земельный налог равными долями не позднее 15 июня и 15 ноября 2003 и 2004 годов.

Заявителем земельный налог в установленные законом сроки не уплачен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Вместе с тем, статьей 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, а также статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом (пеня за просрочку уплаты налогов и сборов установлена пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).

В этой связи ОАО “Автоколонна N 1852“ за неуплату земельного налога правомерно начислены пени в размере 176782 руб.

Таким образом, Инспекция своим решением от 31.05.2005 N 13-09/97 обоснованно привлекла ОАО “Автоколонна N 1852“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (неуплата земельного налога), предусмотренной п. 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 182811 руб.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ юридические лица ежегодно, не позднее 1 июля, представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете“.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац 2 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

ОАО “Автоколонна N 1852“ в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу за 2003, 2004 годы по сроку представления 01.07.2003 и 01.07.2004 соответственно не представлены.

Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

В этой связи Инспекция правомерно привлекла ОАО “Автоколонна N 1852“ к налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2003 и 2004 годы, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1253684 руб.

Таким образом, решение от 31.05.2005 N 13-09/97 о привлечении ОАО “Автоколонна N 1852“ законно и обоснованно, и вынесено Инспекцией с соблюдением норм законодательства о налогах и сборах.

По вышеуказанным обстоятельствам налоговым органом заявлен встречный иск о взыскании с общества налоговых санкций в сумме 1442678 руб.

Изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

ОАО “Автоколонна N 1852“ состоит на налоговом учете в Инспекции.

Решением от 15.03.2005 была назначена выездная налоговая проверка ОАО “Автоколонна N 1852“ по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам за период с 01.01.2002 по 30.09.2004.

В ходе выездной налоговой проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах:

1) неуплата налога на добавленную стоимость в размере 18897 руб., в т.ч. за период 2002 года - 5917 руб., за период 2003 года - 8013 руб., за период 9 месяцев 2004 года - 4967 руб.;

2) неуплата налога с владельцев транспортных средств за 2002 год - 8001 руб.;

3) неуплата налога с продаж в размере 3990 руб., в т.ч. за 2002 год - 1691 руб., за 2003 год - 2289 руб.;

4) неуплата земельного налога - 914057 руб., в т.ч. за 2003 год - 435365 руб., за 2003 год - 478692 руб.

непредставление налоговых деклараций по налогу на землю за 2003 и 2004 годы по сроку представления 01.07.2003 и 01.07.2004 соответственно.

Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 06.05.2005 N 13-09/61. По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки заместителем руководителя Инспекции вынесено решение от 31.05.2005 N 13-09/97 (с учетом решения о внесении изменений в решение от 31.05.2005) о привлечении к налоговой ответственности, на основании которого направлено требование от 098.06.2005 N 616 с предложением уплатить налоговые санкции в срок до 19.06.2005. Налоговые санкции не уплачены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

В пункте 4 статьи 15 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации“ предусматривалось, что земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей, мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.

Из содержания приведенной нормы однозначно не следует, что указанная льгота предоставлялась только по тем земельным участкам, объекты мобилизационного назначения на которых были законсервированы и не использовались в текущем производстве.

Налоговым органом в решении от 31.05.2005 указано, что в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 17.12.2003 N 21-01/2-2003-1594 и N 21-01/2-2003-1595, выданным ФГУ “Земельная кадастровая палата по ЧР - Чувашия“, отделом ведения ГЗК по г. Чебоксары РГУП “Автоколонна N 1852“ выделены земельные участки для эксплуатации производственной базы общей площадью 74802 кв. метра. РГУП “Автоколонна N 1852“ имеет налоговую льготу в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными в производстве.

Под мобилизационными ресурсами занята площадь в размере 39861 кв. м.

Таким образом, Инспекция признает за заявителем льготу только по вышеуказанной площади.

Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ, соответственно, в проверяемый период взимание земельного налога осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю, Закона Чувашской Республики от 27.02.1995 N 2 “О плате за землю“. В соответствии с подпунктом 18 статьи 13 Закона Чувашской Республики от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, а также автопредприятия, содержащие автоколонны войскового типа.

РГУП “Автоколонна N 1852“ Минпрома Чувашии имеет на праве пользования земельные участки, на которых размещены производственные и складские фонды предприятия, которые относятся к объектам мобилизационного назначения.

Представленные по делу документы свидетельствуют, что автопредприятие входит в перечень и является автоколонной войскового типа, в силу их секретности подробный перечень документов и их оценка судом не приводится.

Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

С учетом изложенного предприятие имеет право на льготу по земельному налогу в 2003 - 2004 годах в отношении площади всего земельного участка, на котором размещен объект мобилизационного значения.

При применении льготы по земельному налогу сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по декларации), равняется нулю, поэтому применение пункта 2 статьи 119 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации ошибочно. В удовлетворении встречного иска в этой части следует отказать.

Встречный иск Инспекции удовлетворить частично, подробные доводы Инспекции изложены в отзыве и встречном иске и подтверждены представителями в судебном заседании.

Подлежит удовлетворению встречный иск в сумме 6176 руб., в том числе штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации:

по налогу на добавленную стоимость - 3780 руб.

по налогу с владельцев транспортных средств - 1600 руб., по налогу с продаж - 796 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

первоначальный иск удовлетворить частично.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары от 31.05.2005 N 13-09/97 признать недействительным в части начисления земельного налога в сумме 914057 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в размере 182811 руб., пени по земельному налогу в сумме 188966 руб., штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1253684 руб.

Встречный иск удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества “Автоколонна N 1852“ в бюджеты соответствующих уровней штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость - 3780 руб., по налогу с владельцев транспортных средств - 1600 руб., по налогу с продаж - 796 руб., всего - 6176 руб., а также в доход федерального бюджета - 500 руб.

В остальной части иска отказать.

“беспечительные меры, принятые определением суда от 27 июня 2005 года, оставить без изменения до вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.