Законы и бизнес в России

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 10.08.2005 N 3-23-05 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащей закону статьи 2 Закона Чувашской Республики от 23.05.2003 N 15 в части распространения на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, действия норм пункта 10 статьи 1 Закона в части внесения изменений в подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 39 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38>

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 10 августа 2005 г. N 3-23-05

(извлечение)

Настоящее решение вступило в законную силу 22 августа 2005 г.

Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Фирма “Маркет-Сервис“ о признании недействующей статьи 2 Закона Чувашской Республики от 23 мая 2003 года N 15 “О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“ в части распространения на правоотношения,
возникшие с 1 января 2003 года, действия норм пункта 10 статьи 1 Закона в части внесения изменений в подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 39 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38,

установил:

обратившись в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением, общество с ограниченной ответственностью “Фирма “Маркет-Сервис“ просило признать недействующей со дня принятия статью 2 Закона Чувашской Республики от 23 мая 2003 года N 15 “О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“ в части распространения на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, действия норм пункта 10 статьи 1 Закона в части внесения изменений в подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 39 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“.

Так, наряду с другими изменениями указанный Закон ввел новые обязанности по уплате единого налога на вмененный доход для категории предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли свыше 70 и не более 150 кв. м, а также для занимающихся оказанием услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью свыше 70 и не более 150 кв. м. Придав этим нормативным предписаниям обратную силу, законодатель не учел положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ о действии актов законодательства о налогах и сборах во
времени, что и повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, до внесения указанных изменений не являвшегося плательщиком единого налога на вмененный доход.

В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержала, в то же время суду пояснила, что введение единого налога на вмененный доход для вида деятельности, осуществляемого заявителем, действительно снизило налоговое бремя, упростило систему налогообложения и представления отчетности. Однако при применении этой системы налогообложения обществу было отказано в перерасчете налога на добавленную стоимость и налога с продаж за рассматриваемый период.

Правовую позицию Государственного Совета Чувашской Республики в отношении заявления ООО “Фирма “Маркет-Сервис“ изложила представитель, пояснившая, что законодатель не вышел за рамки своих полномочий. Законом, отдельные положения которого оспаривает заявитель, приведены в соответствие с нормами федерального законодательства правовые установления, регулирующие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на территории Чувашской Республики. Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты пяти основных налогов, фактически снижает налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства. Согласно нормам Налогового кодекса РФ такие акты о налогах могут иметь обратную силу.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление оставить без удовлетворения, Верховный суд Чувашской Республики не усматривает оснований для удовлетворения заявления ООО “Фирма “Маркет-Сервис“.

Государственным Советом Чувашской Республики 20 мая 2003 года с соблюдением процедуры принят Закон Чувашской Республики “О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“.

В частности, пунктом 10 статьи 1 Закона внесены изменения в статью 39 Закона Чувашской Республики от 23
июля 2001 года N 38, а именно: подпункт 4 пункта 2 после слова “магазины“ дополнен словами “и павильоны“, после слов “торгового зала“ дополнен словами “по каждому объекту организации торговли“, слова “70 квадратных метров“ заменены словами “150 квадратных метров“, а в подпункте 5 слова “70 квадратных метров“ заменены словами “150 квадратных метров“.

В соответствии с указанными изменениями в отношении видов деятельности ООО “Фирма “Маркет-Сервис“, осуществлявшее свою деятельность на площадях, превышающих 70 квадратных метров, становилось плательщиком единого налога на вмененный доход.

Статьей 2 названного Закона установлено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется (за исключением отдельных его положений) на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.

Официальное опубликование Закона Чувашской Республики от 23 мая 2003 года N 15 состоялось 27 мая 2003 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 3 этой же статьи Кодекса установлено, что законами субъектов Российской Федерации определяются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 указанной статьи.

Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ в статью 346.26 Налогового кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2003 года. В частности, внесены изменения в подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 346.26, в соответствии с которыми система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении деятельности в сфере розничной
торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, а также в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использования зала площадью не более 150 квадратных метров.

Как указано выше, аналогичные изменения в законодательство Чувашской Республики внесены Законом Чувашской Республики от 23 мая 2003 года N 15, их действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.

Законодательные акты, регулирующие налоговые отношения, вступают в силу по правилам, установленным статьей 5 Налогового кодекса РФ.

Эта норма непосредственно не определяет порядок вступления в силу актов законодательства о специальных налоговых режимах, к каковым относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Однако нормы статьи 5 Кодекса должны учитываться при введении в действие акта, устанавливающего данную систему налогообложения.

Согласно пункту 1 указанной нормы Закона акты, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Кодексом в пункте 2 статьи 5 установлен запрет придавать обратную силу актам законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков.

Согласно пункту 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Как указывалось выше, возражая против заявления ООО “Фирма “Маркет-Сервис“, представитель Государственного Совета Чувашской Республики сослалась на то, что с введением единого налога заявитель
прекращает уплату пяти других налогов, тем самым снижается его налоговое бремя.

Эти доводы заинтересованного лица заявителем не опровергнуты; более того, в судебном заседания представитель заявителя согласилась с такими утверждениями представителя Государственного Совета Чувашской Республики.

Уплата заявителем единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты пяти других налогов. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Судом исследованы представленные налоговым органом налоговые декларации ООО “Фирма “Маркет-Сервис“ за 1 и 2 кварталы 2003 года по этим видам налогов: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, налогу с продаж и единому социальному налогу. Соответственно, предметом судебного исследования были и суммы начисленных по этим декларациям налогов.

Исследовались судом также расчеты единого налога на вмененный доход за указанные же периоды предпринимательской деятельности общества. Сличение этих сумм подтверждает снижение налогового бремени заявителя с введением единого налога.

Представленные суду налоговые декларации по указанным видам налогов свидетельствуют также о существенном упрощении для налогоплательщика самой системы налогообложения и представления налоговой отчетности.

Таким образом, при установлении на территории Чувашской Республики системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на рассматриваемые виды деятельности законодателем соблюдены нормы статьи 5 Налогового кодекса РФ, регламентирующей действие актов о налогах и сборах во времени.

Что касается доводов представителя заявителя об ухудшении положения общества в связи с введением новой системы налогообложения ввиду отказа налогового органа произвести перерасчет уплаченных сумм налога с продаж и налога на добавленную стоимость, эти утверждения не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом судебного рассмотрения является проверка законности нормативного правового акта, а не субъективный спор о праве, возникший в связи с применением
оспариваемого акта.

В то же время нельзя согласиться с доводами представителя заинтересованного лица об обязанности заявителя уплачивать единый налог на вмененный доход с 1 января 2003 года исходя из норм Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ, поскольку такое утверждение противоречит положениям пункта 3 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ о полномочиях субъекта Российской Федерации при применении данной системы налогообложения на своей территории. Без необходимого законодательного регулирования субъект Российской Федерации не может реализовать свои полномочия при применении рассматриваемой системы налогообложения, которая на федеральном уровне не устанавливается.

Поскольку оспариваемые предписания компетентным правотворческим органом изданы в пределах его полномочий и не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права заявителя, заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь изложенным, ст. 253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики

решил:

обществу с ограниченной ответственностью “Фирма “Маркет-Сервис“ отказать в удовлетворении заявления о признании противоречащей закону статьи 2 Закона Чувашской Республики от 23 мая 2003 года N 15 “О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“ в части распространения на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, действия норм пункта 10 статьи 1 Закона в части внесения изменений в подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 39 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации
в течение десяти дней, начиная с 11 августа 2005 года.