Законы и бизнес в России

Решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 22.03.2005 N С 54-1 “Об итогах социально-экономического развития, исполнения бюджета г. Новочебоксарска за 2004 год и задачах на 2005 год“

НОВОЧЕБОКСАРСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2005 г. N С 54-1

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,

ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА Г. НОВОЧЕБОКСАРСКА ЗА 2004 ГОД

И ЗАДАЧАХ НА 2005 ГОД

В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики от 16 марта 1996 года N 3 “Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике“, статьей 6 и статьей 17 Устава самоуправления г. Новочебоксарска Чувашской Республики решило:

1. Принять к сведению итоги социально-экономического развития г. Новочебоксарска в 2004 году, утвердить отчет об исполнении бюджета г. Новочебоксарска за январь - декабрь 2004 года согласно приложениям 1, 2.

2. Администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики с участием заинтересованных отделов, управлений, служб, муниципальных предприятий, организаций и
учреждений:

2.1. обеспечить безусловное выполнение указов Президента Чувашской Республики, решений Кабинета Министров Чувашской Республики в целях ускорения социально-экономических преобразований, обеспечения последовательного роста благосостояния и повышения уровня жизни населения;

2.2. в целях повышения конкурентоспособности экономики города и уровня благосостояния населения содействовать предприятиям и организациям во внедрении инновационных технологий, привлечении инвестиций в развитие реального сектора экономики, повышении конкурентоспособности, качества выпускаемой продукции, производительности труда;

2.3. исполнителям мероприятий программы экономического и социального развития на 2003 - 2006 годы обеспечить качественное и своевременное выполнение предусмотренных мероприятий в 2005 году;

2.4. продолжить работу по повышению эффективности имеющихся бюджетных ресурсов, улучшая качество управления общественными финансами;

2.5. муниципальным заказчикам разработать качественные и формализованные критерии квалификационного отбора для определения поставщиков продукции, осуществлять расходование средств бюджета и внебюджетных источников финансирования по результатам проведения открытых конкурсов.

3. Рекомендовать финансовому отделу Министерства финансов Чувашской Республики в г. Новочебоксарске:

3.1. обеспечить совместно с главными распорядителями средств бюджета г. Новочебоксарска, другими получателями бюджетных средств дальнейшую оптимизацию бюджетных ресурсов, результативность бюджетных расходов;

3.2. продолжить проведение ответственной и эффективной бюджетной политики, направленной на достижение нового качественного уровня управления бюджетными средствами;

3.3. продолжить реформирование муниципальных финансов, направленное на укрепление социальной стабильности.

4. Рекомендовать Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Новочебоксарску Чувашской Республики принять исчерпывающий комплекс мер по обеспечению наиболее полного исполнения доходной части бюджета г. Новочебоксарска.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на и.о. заместителя главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики по вопросам финансов и экономики Смагина Ю.В.

Глава самоуправления

г. Новочебоксарска

Чувашской Республики

В.В.АНДРЕЕВ

Приложение 1

к решению

Новочебоксарского городского

Собрания депутатов

Чувашской Республики

от 22.03.2005 N С 54-1

Итоги 2004 года свидетельствуют о сохранении в городе благоприятных условий, способствующих продолжению роста основных макроэкономических показателей. Обеспечен
прирост объема промышленного производства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, платных услуг населению, отмечается устойчивое повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие инженерной и социальной инфраструктуры города.

Значительное наращивание объемов производства в химической промышленности, промышленности строительных материалов, легкой, пищевой способствовало устойчивому росту индекса физического объема промышленного производства, который составил 118,4 процента. Предприятиями города произведено продукции и оказано услуг промышленного характера на сумму 8391,2 млн. руб., что на 32,3 процента (в фактических ценах) больше чем в 2003 году. Прирост выпуска продукции достигнут в основном за счет таких предприятий как акционерные общества “Химпром“, “Железобетон“, “Новочебоксарский домостроительный комбинат“, “Новочебоксарский завод строительных материалов“, “Перкарбонат“ и другие.

ПРОИЗВОДСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ОТРАСЛЯМ

(БЕЗ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)

-------------------------------T-----T-------T----------T----------¬

¦ ¦Число¦ 2004 ¦В % к 2003¦Справочно:¦

¦ ¦пред-¦ тыс. ¦ ¦Удельный ¦

¦ ¦прия-¦рублей ¦ ¦ вес ¦

¦ ¦тий, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦еди- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ниц ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------------+-----+-------+----------+-----------

Всего 28 8391164 132,3 100

из общего итога по отраслям

Электроэнергетика 4 3749137 124,4 44,7

Химическая и нефтехимическая 5 3337400 139,3 39,8

Машиностроение и 2 9498 83 0,1

металлообработка

Лесная, деревообрабатывающая и 2 25361 119,4 0,3

целлюлозно-бумажная

Промышленность строительных 4 559284 131 6,7

материалов

Легкая 7 280575 93,7 3,3

Пищевая 4 429910 в 2,4 р. 5,1

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за январь - декабрь 2004 года сальдированный финансовый результат работы крупных и средних организаций города составил 37,3 млн. руб., в том числе в промышленности - 9,3 млн. рублей. Отличительной особенностью 2004 года стала активизация инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Объем инвестиций в основной капитал за январь - ноябрь 2004 года составил 813,3 млн. рублей и увеличился в 2,5 раза.

ТРАНСПОРТ

Объем перевозок грузов и грузооборот
грузовых автомобилей крупных и средних организаций всех отраслей экономики г. Новочебоксарск характеризуются следующими данными:

-----------------------------------T---------T---------T----------¬

¦ ¦ 2004 ¦ В % к ¦Справочно:¦

¦ ¦ ¦ 2003 ¦2003 в % к¦

¦ ¦ ¦ ¦ 2002 ¦

L----------------------------------+---------+---------+-----------

Перевезено грузов грузовыми 1449,4 80,7 86,6

автомобилями - всего, тыс. т

из них на коммерческой основе 772,7 92,4 119,5

Грузооборот грузовых автомобилей - 73982,0 133,1 101,3

всего, тыс. т-км

из него на коммерческой основе 49543,7
167,8 111,7

В строительной сфере собственными силами предприятий и организаций города произведено работ по договорам строительного подряда на сумму 288,3 млн. рублей, или 99,6 процента к соответствующему периоду предыдущего года.

Введено в действие жилых домов общей площадью 23,7 тыс. кв. м, введено 370 квартир, что на 16 процентов больше чем в 2003 году.

В сфере ЖКХ за отчетный период в рамках реконструкции тепловых сетей произведена реконструкция, капитальный ремонт тепловых сетей с применением высокоэффективных теплоизоляционных материалов на сумму 20 млн. руб. Успешно реализуется Программа “Организация учета и регулирования потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилых зданиях с внедрением автоматизированного сбора и обработки информации на основе программного комплекса “Кливер Мониторинг Энергии“ для отдельно взятого муниципального образования с целью энерго- и ресурсосбережения“.

В целях повышения надежности работы системы водоснабжения, увеличения мощности водоотведения и очистки сточных вод и улучшения снабжения населения города качественной питьевой водой выполнен капитальный ремонт 1,5 км водопровода методом санирования, произведена замена 1,5 км ветхих водопроводных сетей. Впервые применены трубы ВЧШГ (710 метров), увеличивающие срок службы водоводов до 70 лет.

На проведение капитального ремонта жилфонда из различных источников финансирования направлено 35,7 млн. руб., что на 2,8 процента больше прошлого года.

В жилищном фонде произведен капитальный ремонт 24 лифтов на сумму 812 тыс. руб., модернизировано 7 лифтов на сумму 1473 тыс. рублей и диспетчеризировано 46 блоков на сумму 576 тыс. руб. Получен экономический эффект от модернизации лифтов в сумме 2 млн. 66 тысяч рублей.

Уровень платежей населения города за содержание, ремонт жилья и коммунальных услуг составил 90% от их стоимости.
Одновременно для усиления социальной защиты населения малообеспеченным семьям предоставлены субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг 5636 семьям, на сумму 74,6 млн. руб. Среднемесячный размер субсидий на семью составил 1103 рубля 42 копейки.

К числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для социальной и политической стабильности в обществе, динамичного общественного развития, увеличения ВВП, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, создания новых рабочих мест, социальной мобильности общества относится малое предпринимательство. В целом количество субъектов малого предпринимательства в 2004 году осталось на уровне 2003 года. Количество работающих в сфере малого бизнеса оценочно составила около 11 тысяч человек. Прирост объемов производства продукции, произведенной предприятиями малого бизнеса, составил более 13,2%. Доля объемов производства субъектами малого бизнеса в общем объеме производства продукции составила около 13,5%, доля налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого предпринимательства составила 34 млн. рублей, что на 13,3 процентных пункта выше 2003 года.

Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ - продолжался рост доходов, возрос уровень потребления. Среднемесячная заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях города за январь - декабрь 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года увеличилась на 25,8 процента и составила 4654 рубля, в том числе в производственной сфере 5280 рублей и непроизводственной сфере 3605 рублей. В разрезе отраслей среднемесячная заработная плата за год составила:

- электроэнергетика 10571 рубль;

- химическая 5514 рублей;

- производство строительных материалов 5278 рублей;

- легкая 2790 рублей;

- пищевая 6398 рублей;

- транспорт 4834 рубля;

- строительство 5093 рубля.

По состоянию на 1 января 2005 года просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 января 2004 года уменьшилась в
1,8 раза.

Благоприятная экономическая конъюнктура и рост доходов населения способствовали повышению покупательной способности населения, улучшению ситуации на потребительском рынке. По сравнению с прошлым годом оборот розничной торговли во всех каналах реализации увеличился на 5,4 процента. Объем платных услуг населению увеличился на 4,3 процента.

В 2004 году за содействием в трудоустройстве в городской центр занятости обратилось 7131 человек, трудоустроено 4153 безработных и ищущих работу граждан. Уровень безработицы по отношению к трудоспособному населению составил 2,04 процента, что на 0,26 процентных пункта ниже прошлого года.

За 2004 год среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) крупных и средних организаций составила 33056 человек.

Учитывая комплексность экономики, цели последней не могут быть достигнуты без бюджетной политики.

В целях эффективного использования бюджетных средств в 2004 году муниципальными заказчиками проведено 693 конкурса и других способов размещения заказов, в которых участвовало 1995 поставщиков. Победителями признаны 713 поставщиков, с которыми заключено 713 контрактов на сумму 139,3 млн. руб. В целях поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства 20,9 млн. руб. при проведении конкурсов размещены у субъектов малого предпринимательства, что составляет 15 процентов от общей суммы заключенных договоров. За счет проведения конкурсов бюджетная эффективность составила 1 млн. 478 тыс. рублей.

Бюджетные средства в основном направлены на развитие социальной сферы.

В социальной сфере дальнейшее развитие получили здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт.

В рамках внедрения рациональной и эффективной системы оказания первичной медицинской помощи открыт офис врача общей практики в поликлинике Юраковского микрорайона и 4 общеврачебные практики на базе поликлиники города. В целом, несмотря на трудности при проведении реформирования здравоохранения города, структурной реорганизации стационарной службы, в 2004 году отмечается улучшение демографических показателей
и приведение в соответствие с муниципальным заказом деятельности поликлиник и стационарных служб города.

В рамках подготовки к празднованию 60-летия Победы в ВОВ муниципальные лечебно-профилактические учреждения усовершенствовали медицинское обеспечение ветеранов и инвалидов. По состоянию на 1 января 2005 года комплексными медицинскими осмотрами охвачены 100 процентов ветеранов. 347 ветеранам оказано льготное зубопротезирование. В лечебно-профилактических учреждениях имеются специальные палаты для ветеранов войны.

В 2004 году рождаемость в г. Новочебоксарск возросла по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 93 человека и превысила смертность на 100 человек. Число зарегистрированных в органах ЗАГС браков сократилось на 207, или на 17,9 процента к уровню аналогичного периода прошлого года, количество разводов сократилось на 8, или на 1,05 процента.

За отчетный период дальнейшее совершенствование получили образовательные учреждения города Новочебоксарск.

В образовательный процесс внедрялись такие инновационные педагогические технологии, как современное традиционное обучение, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, технологии уровней дифференциации. Развивающего обучения, в начальной школе реализовывались программы “Начальная школа 21 века“, “Школа 2100“.

Школы города участвуют в экспериментах, проводимых Министерством образования Российской Федерации: введение единого государственного экзамена, введение предпрофильного и профильного обучения в рамках концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Новый учебный год начался в условиях преобразования муниципальных образовательных учреждений. Так гимназия N 6 обеспечивает дополнительную углубленную подготовку по предметам гуманитарного цикла. Образован лицей N 18, назначение которого обеспечивать дополнительную углубленную подготовку по предметам естественно-научного профиля. Пополнился перечень учреждений, осуществляющих углубленное образование по отдельным предметам. Теперь это школы N 5, 11, 14, 20.

В текущем учебном году 3178 учащихся школ города получают повышенный уровень образования, что составляет 24 процента от общего числа учащихся.

Во всех школах города организовано раннее изучение информатики.

В школах города введено раннее (в начальной школе) изучение иностранного языка. Данной формой обучения охвачено 3106 учащихся, что составляет 69 процентов от числа учащихся начальной школы.

По итогам проведенной в отчетном периоде инвентаризации действующей бюджетной сети общеобразовательных учреждений города по наполняемости классов определено, что наполняемость классов составила 25 человек при нормативе 25.

В 2004 году проводилась активная политика по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

В 2004 году проведено 184 спортивно-массовых мероприятий с участием свыше 50 тыс. человек. Подготовлено 1852 спортсмена массовых разрядов.

По проблемам формирования здорового образа жизни для работников образования и здравоохранения проведена научно-практическая конференция, организовано обучение персонала детских дошкольных учреждений навыкам физического воспитания детей.

В рамках молодежной акции по пропаганде здорового образа жизни “Подари себе жизнь“ в образовательных учреждениях проведено свыше 300 мероприятий.

В рамках реализации мероприятий по развитию физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства в 2004 году построено, реконструировано и благоустроено 10 спортивных площадок. Городские культурно-массовые мероприятия проводились в рамках выполнения городских программ. В целях развития культурного, духовного потенциала жителей г. Новочебоксарск, формирования духовно-нравственной культуры населения, организации содержательного досуга горожан, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, их патриотического воспитания проведено 332 различных культурно-досуговых мероприятий, из них для детей - 108. Более 48 тыс. человек приняло участие в массовых городских праздниках.

В 2004 году единый библиотечный фонд пополнился на 14,2 тыс. экз., что способствовало повышению качества библиотечных фондов.

Приоритетным направлением для администрации города была работа с одаренными детьми. В 2004 году учащиеся школ приняли участие в 16 городских, 16 республиканских, Всероссийских, Международных конкурсах, в которых приняли участие 925 учащихся.

Постановлением главы администрации г. Новочебоксарск в Год молодежи и здорового образа жизни были утверждены программы:

- Городская программа “Вместе к здоровью“ по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни;

- Городская программа “Молодость. Творчество. Успех“ по организации содержательного досуга молодежи;

- Городская программа “Ребята с нашего двора“ по организации работы по месту жительства.

Из городского бюджета на реализацию мероприятий было выделено 500 тыс. рублей, из них - 150 тыс. на трудоустройство молодежи, 36 тыс. на работу по месту жительства.

Из республиканского бюджета выиграно грантов на сумму 38 тыс. руб. В течение 2004 года, при тесном сотрудничестве с Центром занятости населения был заключен 21 договор с предприятиями города и трудоустроено около 2000 молодых людей.

Молодежь нашего города наиболее активно использует возможность для приобретения льготных кредитов на получение жилья. В очереди на улучшение жилищных условий состояло 1320 молодых семей, 228 молодых семей получили кредит на сумму 76,5 млн. рублей, 108 семей из них получили субсидии из бюджета Чувашской Республики на сумму 6,2 млн. рублей.

В городе около 30 молодежных организаций и объединений. В 2004 году созданы новые общественные организации и объединения: “Молодежное единство“, “Молодая семья“, Центр допризывной подготовки, молодежная экологическая дружина “Муравейник“. В течение года совместно с отделами и управлениями администрации города проведены крупные молодежные акции:

- “Весенняя неделя добра“

- “Чистая роща“

- “Чистый дом, уютный двор, красивый город!“

- “Игрушка детям“

- “Молодежь за здоровый образ жизни“

- “Здоровый город!“

Совместно с отделом ЗАГС и МУЗ “Перинатальный Центр“ проведены акции:

- “Молодая мама“

- “Ура, я родился!“

- Чествование рождения 1000-го ребенка.

Более 50 молодых новочебоксарцев были удостоены президентской стипендии “За творческую устремленность“. За активную работу в общественной и культурной жизни города 20 представителям молодежи разных отраслей в День российской молодежи была вручена специальная премия главы администрации.

Большое внимание уделяется занятости подростков и молодежи в каникулярное время. В 2004 году было проведено 5 профильных специализированных смен.

Анализ статистических данных по г. Новочебоксарску свидетельствует о позитивной тенденции к снижению количества совершенных преступлений несовершеннолетними, а также лиц, совершивших преступления. За 12 месяцев 2004 года несовершеннолетними города совершено 133 преступления против 146 за аналогичный период 2003 года. В совершении преступлений участвовало 109 подростков, в 2003 году было 114. Количество повторных преступлений сократилось с 21 до 16. Вместе с тем отмечается повышенный интерес молодежи к участию в городских культурно-массовых мероприятиях. В республиканских, межрегиональных, всероссийских смотрах и конкурсах молодежь с честью и достоинством защищает Новочебоксарск.

Спасибо за внимание.

Приложение 2

к решению

Новочебоксарского городского

Собрания депутатов

Чувашской Республики

от 22.03.2005 N С 54-1

ОТЧЕТ

ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА Г. НОВОЧЕБОКСАРСКА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2004 ГОД

Работа администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики в 2004 году проводилась с учетом основных направлений бюджетной политики на 2004 год, определенных в соответствии с решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики “О бюджете г. Новочебоксарска на 2004 год“, постановлением главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики “О мерах по реализации решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики “О бюджете г. Новочебоксарска на 2004 год“ с последующими изменениями и дополнениями. Обеспечивалось выполнение принятых решений по качественному прогнозированию бюджета и ритмичному и равномерному его исполнению.

Исполнение доходной и расходной частей бюджета г. Новочебоксарска за 2004 год осуществлялось в запланированных объемах в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью доходов и расходов бюджета города на 2004 год.

Бюджет г. Новочебоксарска в 2004 году исполнен по доходам в объеме 641 млн. рублей (или на 96,5 процентов к уточненным плановым назначениям, с увеличением против 2003 года в 1,04 раза), по расходам - на 684 млн. рублей и составил 98,2 процента к уточненным годовым плановым назначениям.

Бюджет г. Новочебоксарска уточнялся 2 раза: в апреле - увеличен на 17,9 млн. рублей. Средства были направлены на финансирование адресной инвестиционной программы в сумме 2,6 млн. рублей, на благоустройство города - 4,4 млн. рублей, на погашение кредиторской задолженности по коммунальным платежам отрасли “Образование“ - 1,6 млн. рублей, ремонтные работы по учреждениям здравоохранения - 3,5 млн. рублей, на расходы, связанные с выпуском муниципальных ценных бумаг и выплатой процентов по банковским кредитам - 5 млн. рублей.

В декабре произведено уменьшение бюджетных назначений в сумме 9,5 млн. рублей, связанное с неудовлетворительным исполнением бюджета по средствам от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

Собственных доходов в бюджет города мобилизовано в объеме 439,3 млн. рублей (что составляет 95 процентов к плановым назначениям), в том числе налоговых доходов - 329,2 млн. рублей (94,1 процента), неналоговых доходов - 56,2 млн. рублей (102 процента), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 53,9 млн. рублей (96,9 процентов).

При абсолютном росте поступлений налогов за 2004 год по сравнению с 2003 годом несколько изменилась отраслевая структура налоговых платежей. Уменьшилась с 55,8% до 48,9% доля налогов, уплачиваемых промышленными предприятиями.

В структуре собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска налоговые доходы составляют 74,9 процентов, неналоговые - 12,8 процентов, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 12,3 процента.

В налоговых доходах наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц - 37,8 процентов (124,4 млн. рублей) и налог на имущество организаций - 29,7 процента (98 млн. рублей). Другими структурообразующими источниками налоговых доходов бюджета города являются земельный налог - 13%, налог на прибыль организаций - 6,1%, единый налог на вмененный доход - 4%.

Недополучено собственных доходов от плана на 2004 год в сумме 21,4 млн. рублей, в том числе:

налога на доходы с физических лиц - 18,9 млн. рублей, налога на имущество предприятий - 8,2 млн. рублей;

от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 1,7 млн. рублей.

Из республиканского бюджета средства поступали в запланированных объемах - 201,6 млн. рублей, в том числе: субвенции и субсидии - 183,8 млн. рублей и трансферты - 13,7 млн. рублей, средства, полученные по взаимным расчетам - 4,1 млн. рублей. Все полученные средства из республиканского бюджета использованы по целевому назначению.

В 2004 году оказана финансовая помощь из средств городского бюджета в форме бюджетного кредита МУП “Новочебоксарские городские тепловые сети“ на сумму 15,8 млн. рублей для расчетов за поставку и монтаж оборудования для решения приоритетных задач в организации подомового учета тепловой энергии в жилом фонде г. Новочебоксарска.

В декабре 2004 года Министерством финансов Российской Федерации осуществлена регистрация первого муниципального займа г. Новочебоксарска в форме облигаций с постоянным купонным доходом объемом 50 млн. рублей, сроком обращения два года. Генеральным агентом муниципальных облигаций является Волго-Вятский банк Сберегательного банка Российской Федерации.

Муниципальные облигации г. Новочебоксарска были полностью размещены в 2004 году. Средства от продажи муниципальных ценных бумаг были направлены на покрытие дефицита бюджета города.

В 2004 году бюджетная политика в области расходов была направлена на решение приоритетных задач социальной сферы, экономически значимых программ и мероприятий, безусловное выполнение принятых обязательств.

В течение года осуществлялось ритмичное финансирование запланированных расходов на основании ежеквартально утверждаемых лимитов бюджетных обязательств. Все бюджетополучатели смогли профинансировать запланированные мероприятия.

Основная доля расходов, как и в прежние годы, направлена на содержание учреждений социально-культурной сферы (это 68 процентов к общей сумме расходов) и на поддержание стабильной работы жилищно-коммунального хозяйства (22,7 процента).

Всего за 2004 год социальные расходы составили 466,7 млн. рублей, из них:

по разделу “Образование“ - 230,8 млн. рублей, или 97,6% к плану. Из республиканского бюджета получены средства на обеспечение выплат денежной компенсации педагогам на приобретение книгоиздательской продукции в сумме 2,7 млн. рублей, на компенсацию части стоимости питания учащихся в школах 2,6 млн. рублей.

На приобретение продуктов питания для детских садов направлено из бюджета города 16,5 млн. рублей, за счет родительской платы 5,7 млн. рублей. Стоимость питания одного ребенка в день составила 23 руб. 67 копеек, в том числе за счет бюджетных средств 17 руб. 18 копеек, за счет родительской платы 6 рублей 49 копеек. Число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, составило 5712.

Расходы по разделу “Здравоохранение и физическая культура“ составили 127 млн. рублей (98,3% к плану 2004 года). Предоставлены льготы за счет средств городского бюджета на приобретение медикаментов 7,3 млн. рублей и зубопротезирование отдельным категориям граждан на сумму 500 тыс. рублей.

Из республиканского бюджета получены средства на бесплатный отпуск молочных смесей детям в возрасте до 2 лет в сумме 4,4 млн. рублей.

Расходы по разделу “Социальная политика“ составили 97,6 млн. рублей, что составляет 99,2% к плану. На содержание учреждений по социальной реабилитации оказанию социальной помощи населению на дому, социальной помощи семье и детям направлено 8,4 млн. рублей, или 96,4% к плану.

На реализацию ФЗ “О ветеранах“ получены средства в сумме 44,3 млн. рублей, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ 3,6 млн. рублей, ФЗ “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ на предоставление льгот инвалидам - 13,8 млн. рублей. Полученные средства в полном объеме перечислены учреждениям и предприятиям, предоставившим льготы.

На выплату ежемесячных пособий на детей получены средства в сумме 14,6 млн. рублей. Указанные средства перечислены управлению социальной защиты населения на 18774 ребенка.

Объем фактически предоставленных льгот согласно федеральным законам по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, объединении “Маяк“, сбросов отходов в реку Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне превысил сумму средств, выделенных на эти цели из вышестоящего бюджета, в связи с чем на 1 января 2005 г. образовалась задолженность перед предприятиями, предоставившими льготы, в сумме 5,7 млн. рублей.

В жилищно-коммунальное хозяйство направлено 155,5 млн. рублей, или 99% к уточненному годовому плану. По сравнению с прошлым годом расходы по отрасли уменьшились на 29,8 млн. рублей, или на 16,1%. Это объясняется снижением расходов по возмещению из бюджета разницы в цене на тепловую энергию. Расходы на покрытие убытков от содержания жилого фонда профинансированы в объеме 12,5 млн. рублей, или с ростом на 26% к уровню прошлого года. По капитальному ремонту жилого фонда расходы бюджета составили 14,4 млн. рублей, что на 18,1% больше прошлого года. Расходы на покрытие убытков бань составили в сумме 2,7 млн. рублей.

По содержанию объектов внешнего благоустройства объем финансирования составил 51,3 млн. рублей. Указанные средства направлены на содержание автодорог и инженерных сооружений на них в сумме 18,2 млн. рублей, на озеленение города - 3,7 млн. рублей, на содержание мест захоронения - 2,1 млн. рублей, вывоз бытовых и промышленных отходов - 1,6 млн. рублей, на содержание прочих объектов благоустройства направлено 18,1 млн. рублей.

Активно шла работа по сокращению кредиторской задолженности. Если на 1 января 2004 г. кредиторская задолженность составляла 12,7 млн. рублей, то к концу года удалось добиться ее снижения до 6,0 млн. рублей, то есть на 6,7 млн. рублей. Целенаправленно решались вопросы сокращения задолженности бюджетной сферы за потребленные энергоресурсы. Кроме того, путем внесения изменений в размеры субсидий и субвенций, удалось значительно сократить кредиторскую задолженность по предоставленным льготам населению.

В целях поддержки работников бюджетной сферы постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2004 N 315 “О реализации Указа Президента Чувашской Республики от 13.12.2004 N 135 “Об оплате труда работников бюджетной сферы Чувашской Республики в декабре 2004 года“ бюджету г. Новочебоксарска была оказана дополнительная финансовая помощь в размере 4,1 млн. рублей, которая была направлена на выплату увеличенного до 75 процентов аванса вместо традиционного размера 40 - 50 процентов.

Реальный дефицит бюджета г. Новочебоксарска на конец года сложился в сумме 43,1 млн. рублей. Он покрыт за счет средств, поступивших от приватизации муниципальной собственности, и за счет привлечения муниципальных облигаций г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

Государственный финансовый контроль - это одна из стадий бюджетного процесса, которая способствует исполнению бюджета и завершает данный процесс.

С помощью финансового контроля решаются проблемы рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.

В 2004 году силами финансового отдела Министерства финансов Чувашской Республики в г. Новочебоксарске и отраслевых отделов администрации г. Новочебоксарска проведено 25 ревизий и проверок, в том числе в 16 учреждениях, финансируемых из бюджета г. Новочебоксарска, по обращениям следственных органов 2 проверки.

Объем проверенных финансовых средств составил 44,9 млн. рублей. Сумма выявленных финансовых нарушений 2 млн. рублей, в прошлом году эта сумма составила 870 тыс. рублей. При этом, объем финансовых нарушений со средствами бюджета г. Новочебоксарска составил 247 тыс. рублей.

В структуре выявленных финансовых нарушений нецелевое использование средств бюд“ета г. Новочебоксарска составило 108,6 тыс. рублей (5,4%), недостача материальных ресурсов 18,3 тыс. рублей (0,9%), другие финансовые нарушения 1842,5 тыс. рублей (93,7%).

Возмещено выявленных финансовых нарушений в сумме 107 тыс. рублей. Материалы трех проведенных проверок на общую сумму 1,6 млн. рублей были переданы правоохранительным органам. По переданным материалам возбуждено 1 уголовное дело и 1 человек привлечен к уголовной ответственности. К дисциплинарной ответственности привлечено 5 человек, из них освобождены от занимаемой должности 2 человека.

Уменьшение масштабов нецелевого использования бюджетных средств связано с внедрением казначейской системы исполнения бюджета, поскольку предварительный и текущий контроль, осуществляемый казначеями, позволяет пресекать нарушения бюджетного законодательства на стадии проведения платежей.

Однако нарушения бюджетно-финансовой дисциплины продолжают иметь место. Так, бюджетными учреждениями допускалось использование бюджетных средств в несоответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В нарушение трудового законодательства и нормативно-правовых актов по оплате труда в отдельных бюджетных учреждениях завышались разряды по оплате труда по ЕТС отдельным работникам, должности отдельных работников замещались лицами, не соответствующими квалификационным требованиям по уровню образования и стажу работы, что повлекло необоснованные расходы бюджета.

Ведение бухгалтерского учета и кассовых операций осуществлялось бюджетными учреждениями с многочисленными нарушениями - годовая инвентаризация расчетов и финансовых обязательств с дебиторами и кредиторами проводилась не в полном объеме, не принимались меры по ликвидации дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и другие. В нарушение требований Центробанка России допускались случаи использования средств по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных в кассу учреждения, на текущие расходы без зачисления на счет по учету средств, полученных от этой деятельности, что привело к искажению бухгалтерской отчетности.

Указом Президента ЧР от 29.04.2003 N 39 были обозначены основные направления бюджетной политики ЧР на 2004 год. К ним отнесены:

обеспечение качества в управлении общественными финансами;

укрепление принципов эффективности управления;

ориентация на достижение конечных социально-экономических результатов в интересах граждан;

постепенный переход к системе государственных заказов на предоставление социальных услуг, внедрение внутреннего контроля за эффективностью и результативностью расходов;

обеспечение наряду с безусловным исполнением обязательств, высококачественных стандартов услуг в области социально-культурной сферы.

Поставленные задачи явились предпосылкой для перехода к новой форме государственного финансового контроля - аудиту эффективности.

Проверки составления и исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений включают не только проверки законности и правильности распределения финансовых средств и ведения бухгалтерских счетов, но и контроль эффективности и экономности их расходования. То есть в ходе проверок в обязательном порядке оценивалась деятельность проверяемых субъектов - продуктивность использования трудовых, финансовых и других ресурсов, результаты производственной деятельности, выполнение поставленных задач, состояние внутреннего контроля.

Аудит эффективности одновременно с финансовым анализом посредством использования небольшого количества ключевых количественных и качественных показателей позволяет объективно и точно оценить характер и качество управления муниципальными финансами и муниципальной собственностью.