Законы и бизнес в России

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.06.2004 по делу N А79-1423/04-СК1-1354 <Об изменении Решения Арбитражного суда ЧР от 08.04.2004 по делу N А79-1423/04-СК1-1354 и признании недействительным решения Чувашской таможни Приволжского таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации в части доначисления суммы таможенных платежей и пени>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2004 по делу N А79-1423/2004-СК1-1354 данное постановление оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 15 июня 2004 г. по делу N А79-1423/04-СК1-1354

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики

при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Внешнеторговой фирмы “Промтрактор-Интернэшнл“

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 8 апреля 2004 г. по делу N А79-1423/04-СК1-1354, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Внешнеторговой фирмы “Промтрактор-Интернэшнл“ к Чувашской таможне Приволжского таможенного управления ГТК РФ о признании недействительным решения от 02.02.2004,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Внешнеторговая фирма “Промтрактор-Интернэшнл“ (далее - ООО “ВТФ
“Промтрактор-Интернэшнл“ или Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Чувашской таможни Приволжского таможенного управления ГТК России (далее - Таможня или таможенный орган) от 02.02.2004 N 10406000/020204/02. Данным решением Обществу доначислены таможенные платежи и пени в сумме 4600744 рубля 66 копеек.

По мнению ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“, при таможенном оформлении кранов-трубоукладчиков в грузовых таможенных декларациях Общество представило достоверные сведения, расходы по экспорту не занижены, таможенные платежи уплачены полностью в момент таможенного оформления.

Кроме того, Общество считало необоснованными выводы Таможни о несоблюдении условий лицензий на переработку товаров под таможенным контролем.

Решением суда от 08.04.2004 в удовлетворении заявления отказано. Суд посчитал обоснованными выводы таможенного органа о представлении декларантом - ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ - недостоверных сведений о сумме расходов по экспорту товаров и, соответственно, о недостоверности таможенной стоимости, так как по данным бухгалтерского учета Общества фактические затраты на исполнение поручения по экспорту превысили расходы, оговоренные в приложении к договорам комиссии, заключенным между ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ и ЗАО “Гидромашсервис“.

Кроме того, суд первой инстанции счел обоснованным вывод Таможни о нарушении Обществом требований режима переработки под таможенным контролем при ввозе двигателей “Камминз“ М 11-с.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 08.04.2004.

Заявитель указывает, что при таможенном оформлении в графе 45 “Таможенная стоимость“ грузовой таможенной декларации заявлена цена сделки, подлежащая уплате в соответствии с условиями контрактов, заключенных с Департаментом экономики и финансов Министерства нефти Ирака, г. Багдад.

Все произведенные расходы на производство и реализацию кранов-трубоукладчиков ТГ-221Я для исполнения внешнеторговых контрактов подтверждены документально, полностью включены
в цену товара, предусмотренную контрактами, и не превысили фактические расходы по производству и реализации кранов-трубоукладчиков.

Во внешнеторговых контрактах не предусмотрена оплата покупателем - Департаментом экономики и финансов Министерства нефти Ирака сверх установленной цены сделки расходов, предусмотренных подпунктами “а“ - “ж“ пункта 2 Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1461, далее - Порядок). На валютные счета ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ и ЗАО “Гидромашсервис“ денежные средства в оплату таких расходов не поступали.

Собственником кранов-трубоукладчиков, продавцом-экспортером по внешнеторговым контрактам являлось ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“, ЗАО “Гидромашсервис“ выступало в качестве комиссионера по договору комиссии.

Заявленная ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ таможенная стоимость превышает фактические затраты на производство и реализацию кранов-трубоукладчиков, определяемые по данным бухгалтерского учета Общества.

Суд первой инстанции указал, что в ходе проведенной проверки Таможней установлено, что фактические затраты на использование поручения по экспорту превысили расходы, оговоренные в приложении N 2 договоров комиссии, в связи с чем таможенным органом сделан обоснованный вывод о предоставлении декларантом - ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ - недостоверных сведений о сумме расходов по экспорту товаров и, соответственно, недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров. Этот вывод суда противоречит пункту 2 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1461 и не соответствует обстоятельствам дела.

Общество на основании статей 164, 165, 171 Налогового кодекса Российской Федерации возместило налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам товаров, работ, услуг, в том числе и ЗАО “Гидромашсервис“.

В связи с этим необоснован и вывод суда первой инстанции о том, что таможенный орган правомерно, не принимая возражений декларанта, касающихся включения суммы налога на добавленную стоимость в сумму
фактических расходов, указал на подпункт “ж“ пункта 2 Порядка на основании статьи 156 НК РФ.

ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ не допустило нарушений таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем.

Необходимости представления техпроцесса, как отдельного документа, не имеется, процесс установки двигателей в соответствии с разработанными чертежами является правомерным. Претензии таможенного органа о необходимости представления техпроцесса в виде отдельного документа необоснованны.

В целях получения лицензии N 10406/201201/52 0002 ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ представило Таможне соответствующий комплект документов на переработку. Выдача лицензии свидетельствует о том, что предоставленные документы являлись достаточным основанием для осуществления процесса переработки двигателей без нарушения норм таможенного законодательства.

Подробно доводы ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представители Общества апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представители Таможни жалобу не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что решение суда от 08.04.2004 подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.

Как свидетельствуют материалы дела, таможенным органом проведена проверка ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ по вопросу соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, заявленных в таможенный режим “Переработка товаров под таможенным контролем“ по лицензиям N 17900/201201/52 0002 и N 10406/050702/52 0001 за период с 01.10.2002 по 25.07.2003.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.12.2003 N 10406000/261203/08.

На основании материалов проверки таможенным органом принято решение от 02.02.2004 N 10406000/020204/02, которым Обществу доначислены таможенные платежи и пени в сумме 4600744 рубля 66 копеек.

Таможенные платежи в размере 70007 рублей 02 копейки и 26163 рубля 45 копеек пени начислены в связи с занижением таможенной стоимости экспортируемых товаров.

Между
ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ и ЗАО “Гидромашсервис“, г. Москва, были заключены договоры комиссии от 17.04.2001 N N 116/2001-01, 71-2/2001-01 и от 02.07.2001 N 82-1/2001.

В соответствии с этими договорами Комитент - ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ - поручает Комиссионеру - ЗАО “Гидромашсервис“ - осуществление операций по экспорту трубоукладчиков модели ТГ-221Я в Ирак, а Комиссионер от своего имени и за комиссионное вознаграждение совершает сделку с иракским покупателем в пользу Комитента и за его счет.

ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ изготавливает трубоукладчики модели ТГ-221Я с двигателем “Камминз“ в таможенном режиме переработки товара под таможенным контролем.

ЗАО “Гидромашсервис“ совершает сделку на условиях, изложенных в приложениях N N 1, 2 к договору, в которых указываются технические данные трубоукладчиков, минимальная цена продажи, расходы по экспорту.

Вознаграждение Комиссионера равно выручке, полученной от иностранного покупателя за вычетом минимальной цены продажи и расходов, указанных в приложении N 1 к договору. К таким расходам относятся: агентские расходы, транспортные расходы, расходы на таможенное оформление, страхование, банковские расходы по переводу платежей, банковские комиссии и другие расходы.

Договорами предусмотрено, что расходы Комиссионера по исполнению контракта не должны превышать расходы, указанные в приложении N 1. В случае превышения расходов Комиссионер оплачивает их за свой счет.

На основании договоров комиссии закрытым акционерным обществом “Гидромашсервис“ с Департаментом экономики и финансов Министерства нефти Ирака заключены контракты на поставку 19 трубоукладчиков модели ТГ-221Я.

Проведенной таможенным органом проверкой установлено, что фактические расходы Комиссионера - ЗАО “Гидромашсервис“ - превысили расходы, предусмотренные приложениями N 1 к договорам комиссии. Так, договором комиссии от 17.04.2001 N 116/2001-01 было предусмотрено, что расходы по экспорту четырех трубоукладчиков составляют 346901,80 долл. США (10606626 рублей 60 копеек). Фактические
расходы по экспорту составили 13313619 рублей, то есть на 2706992 рубля превысили оговоренные в приложении N 1 расходы.

В этом случае в соответствии с пунктом 5.3 договора комиссии расходы, превышающие оговоренные, должны быть оплачены за счет ЗАО “Гидромашсервис“. Однако названная выше сумма уплачена Обществом Комиссионеру.

Аналогично Обществом производилась оплата расходов сверх предусмотренных и по договорам от 17.04.2001 N 71-2/2001-01, от 02.07.2001 N 82-1/2001.

Пунктом 2 Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, установлено, что таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. Кроме того, в таможенную стоимость товара включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки (подпункты “а“ - “ж“ пункта 2 Порядка). В частности, к таким расходам относятся: комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; налоги, (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Приказом ГТК России от 27.08.1997 N 522 утверждены Правила применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).

Пунктами 2.2 и 2.4 Правил установлено, что в случае, если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными, то таможенная стоимость не может быть определена на основе цены сделки с вывозимыми товарами.

В этом случае
таможенная стоимость вывозимого товара определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.

При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться расходы, перечисленные в подпунктах “а“ - “ж“ пункта 2 Порядка.

Таможенным органом установлено, что фактические расходы по экспорту превысили расходы, предусмотренные договорами комиссии, заключенными между ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ и ЗАО “Гидромашсервис“. Сумма расходов, превышающих оговоренные, оплачена Обществом, однако в таможенную стоимость эта сумма не была включена. Следовательно, Обществом была занижена таможенная стоимость вывозимых трубоукладчиков, в этой части доначисление таможенных платежей произведено Таможней обоснованно.

Вместе с тем ошибочен вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом требований таможенного режима переработки под таможенным контролем двигателей “Камминз“ М 11-с.

Статьей 23 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-I, действовавшего в полном объеме до 01.01.2004, установлены виды таможенных режимов. Одним из таких видов является переработка под таможенным контролем.

Переработка товаров под таможенным контролем - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим (статья 65 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Переработка товара производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что таможенным органом Обществу были выданы лицензии N
10406/201201/52 0002 и N 10406/050702/52 001 на переработку двигателей “Камминз“ М 11-с.

Согласно Указанию ГТК РФ от 06.04.1994 N 01-12/274 товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, допускается помещать под таможенный режим переработки под таможенным контролем при соблюдении определенных условий, перечисленных в пункте 1 данного указания.

Таможенным органом сделан вывод о нарушении Обществом подпунктов “а“, “в“, “д“, “е“, “ж“ пункта 1 названного Указания.

По мнению таможенного органа, переработка должна была осуществляться самим ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“, его работниками, без привлечения трудовых ресурсов по договорам подряда. Фактически же сборка трубоукладчиков производилась ОАО “Промтрактор“ - предприятием, которое не ввозило товары для переработки.

Из материалов дела следует, что для выполнения операций по переработке двигателей Общество заключало договоры подряда с трудовым (творческим) коллективом. Работы производились на территории и с использованием оборудования, арендованных у ОАО “Промтрактор“. Оплата за выполненные работы производилась Обществом. Право собственности на переработанный товар принадлежит ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“. Запрета же на привлечение для выполнения работ по переработке товара лиц, не являющихся штатными работниками организации, осуществляющей переработку, таможенное законодательство не содержит.

Таким образом, доводы таможенного органа в этой части необоснованны.

В решении Таможни указано, что в связи с отсутствием технологического процесса сборки кранов-трубоукладчиков и монтажных паспортов на указанную технику документально подтвердить порядок сборки не представляется возможным. То есть таможенный орган не имеет реальной возможности осуществлять фактический (визуальный и документальный) контроль за процессом переработки и хранением товаров, помещенных под таможенный режим переработки под таможенным контролем, и продуктов их переработки, что является нарушением требований подпункта “е“ пункта 1 указания ГТК РФ от 06.04.1994.

Однако таможенным органом не представлено доказательств того, что процесс переработки был
нарушен Обществом. Условиями лицензии предусмотрено, что в целях осуществления таможенного контроля за процессом переработки и хранением товаров, помещенных под таможенный режим переработки под таможенным контролем, и продуктов их переработки на ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ должен быть заведен журнал учета перемещения товаров, помещенных под таможенный режим переработки под таможенным контролем. Этот журнал представляется в Чувашскую таможню для утверждения. Хранение, перемещение, переработка товаров осуществляется с разрешения сотрудников Таможни. Проведение указанных операций согласовывается с сотрудниками Таможни и отражается в журнале.

Указанные лицензионные условия Обществом выполнены, этого таможенный орган не оспаривает.

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу, что у таможенного органа имелась возможность контролировать процесс переработки и хранения товаров, помещенных под таможенный режим переработки под таможенным контролем, и продуктов их переработки.

То обстоятельство, что входной контроль, расконсервация двигателей, установка, обвязка и обкатка двигателей производились с участием работников ОАО “Промтрактор“ не свидетельствует о том, что все эти действия, являющиеся частями процесса переработки двигателей, были организованы и производились не от имени ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“, а собственно ОАО “Промтрактор“. Соглашением от 04.06.2001 N 600/01/08 ОАО “Промтрактор“ обязалось выделять Обществу квалифицированных работников для решения вопросов, связанных с организацией производства машин, направляемых на экспорт, и в целях организации работ по приемке продукции ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“, поступающей от экспортера.

Поскольку ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ не допущено нарушений таможенного режима переработки под таможенным контролем, доначисление таможенным органом таможенных платежей и пеней в связи с нарушениями данного таможенного режима произведено необоснованно.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 8 апреля 2004 года изменить.

Признать недействительным решение Чувашской таможни
Приволжского таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 февраля 2004 года N 10406000/020204/02 в части доначисления суммы таможенных платежей 3184955 рублей, пени 1319619 рублей 19 копеек.

В остальной части в удовлетворении требований ООО “ВТФ “Промтрактор-Интернэшнл“ отказать.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.