Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.05.2004 по делу N А79-2351/04-СК1-2146 <Об удовлетворении иска о признании незаконным отказа Администрации города Чебоксары в принятии заявок на размещение рекламных щитовых конструкций>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2004 по делу N А79-2351/2004-СК1-2146 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда ЧР от 05.07.2004 по делу N А79-2351/04-СК1-2146 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2004 г. по делу N А79-2351/04-СК1-2146

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью “Сити-R“, г. Чебоксары, к Администрации города Чебоксары о признании незаконными решений N 402 от 10.03.04 г и N 421 от 16.03.04 г.,

при участии в заседании представителей от истца и от ответчика

установил:

ООО “Сити-R“ обратилось в арбитражный суд с заявлением и просит признать незаконными решения N
402 от 10.03.04 г. и N 421 от 16.03.04 г. об отказе предоставления мест под размещение рекламных щитовых конструкций. Заявление мотивирует тем, что 04.02.2004 г., а затем 18.02.2004 г. ООО “Сити-R“ на основании решения Арбитражного суда ЧР от 29.01.2004 г. о признании незаконным отказа Администрации города Чебоксары в принятии заявок на размещение рекламных щитовых конструкций вновь обратилось с заявками N 998-1007 и N 226-243 на размещение рекламных щитовых конструкций в Администрацию города Чебоксары на имя главного художника.

18.03.2004 г. ООО “Сити-R“ получило письма Администрации г. Чебоксары N 402 от 10.03.2004 г. и N 421 от 16.03.2004 г. об отказе в предоставлении мест под размещение рекламных щитовых конструкций по заявкам N 998-1007 и N 226-243.

ООО “Сити-R“ считает данные отказы незаконными по следующим основаниям.

Заявки N 998, 1000-1004 от 18.11.2003 г. отклонены, так как расстояние между рекламными щитовыми конструкциями в соответствии с Положением должно быть не менее 75 метров, а расстояния между поданными ООО “Сити-R“ местами и ранее зарезервированными местами другими рекламораспространителями составляют менее 75 метров. При этом не указывается кем и когда были поданы заявки, что делает невозможным установление достоверности данного факта. В первоначальном отказе N 1/455 от 24.11.2003 г. в удовлетворении указанных заявок и в принятии всех последующих заявок, признанным судом незаконным, указывалось только на то, что ООО “Сити-R“ не по всем рекламным щитам имеет договора на право размещения средств наружной рекламы и нарушает Положение о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Чебоксары, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.12.2003 г. N 842 (далее - Положение). Следовательно,
данные места на 18.11.2003 г. не были зарезервированы другими рекламораспространителями.

Заявка N 1005 от 18.11.2003 г. отклонена, так как размещение рекламного щита по ул. Ярославской нарушает обозреваемость территории и на данном месте сконцентрированы инженерные и коммуникационные сети. Данные утверждения являются голословными, а отказ по причине концентрации инженерных и коммуникационных сетей еще и дан с превышением полномочий, так как главный художник не является согласующей организацией. И опять же в первоначальном отказе на эти причины не указывалось.

Заявки N 1006 и 1007 от 18.11.2003 г. отклонены главой администрации Ленинского района, что сделано с превышением полномочий, так как рассмотрение заявок районными администрациями не предусмотрено никаким правовым актом.

В соответствии с п. 2.1 Положения координацию работ по проектированию и размещению средств наружной рекламы и информации, оформлению города осуществляет Управление архитектуры и градостроительства через главного художника города Чебоксары.

Администрация Ленинского района не является согласующей организацией. Часть 2 статьи 14 Федерального закона “О рекламе“ устанавливает исчерпывающий перечень согласующих организаций:

- соответствующий орган управления автомобильных дорог, а также орган милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог - за пределами территорий городских и сельских поселений;

- орган милиции, уполномоченный осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - на территориях городских и сельских поселений;

- соответствующий орган управления железными дорогами - в полосе отвода железных дорог.

Заявки N 226-227, 231-238, 242 и 243 от 24.02.2004 г. отклонены, так как расстояние между рекламными щитовыми конструкциями в соответствии с Положением должно быть не менее 75 метров, а расстояния
между поданными ООО “Сити-R“ местами и ранее зарезервированными местами другими рекламораспространителями составляют менее 75 метров. При этом не указывается, кем и когда были поданы заявки, что делает невозможным установление достоверности данного факта.

Заявки N 229 и 241 от 24.02.2004 г. отклонены, так как места зарезервированы другими рекламораспространителями. При этом не указывается, кем и когда были поданы заявки, что делает невозможным установление достоверности данного факта.

Заявки N 228 и 230 от 24.02.2004 г. отклонены по причине того, что на данных местах сконцентрированы инженерные и коммуникационные сети. Данные утверждения являются голословными и даны с превышением полномочий, так как главный художник не является согласующей организацией.

Заявка N 239 от 24.02.2004 г. отклонена главой администрации Калининского района по причине нахождения на данном месте сложной автомобильной развязки с повышенной аварийностью, что сделано с превышением полномочий, так как рассмотрение заявок районными администрациями не предусмотрено никаким правовым актом.

Заявка N 240 (ул. Гражданская - кольцо) от 24.02.2004 г. отклонена в связи с отрицательным заключением МУП ЖКХ. Данное утверждение голословно. Кроме того, организации жилищно-коммунального хозяйства не являются согласующими организациями в соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ “О рекламе“.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления решений, совершения действий, возлагается на соответствующий орган.

В соответствии с п. 2.1 Устава ООО “Сити-R“ предметом деятельности Общества является оказание рекламных услуг, производство и реализация рекламной продукции. Решения Администрации г. Чебоксары от 10.03.2004 г. N 402 и от 16.03.2004 г. N 421 об отказе в предоставлении мест под размещение рекламных щитовых конструкций г. Чебоксары
нарушает его право на ведение предпринимательской деятельности в области распространения рекламы.

Согласно статье 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ органам местного самоуправления запрещается совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие действия имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.

В судебном заседании представитель истца поддержал требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Администрации города Чебоксары требования не признал и считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2.1 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории г. Чебоксары, утвержденным решением ЧГСД от 17.12.02 г. N 842, координацию работ по проектированию и размещению средств наружной рекламы и информации, оформлению города осуществляет Управление архитектуры и градостроительства через главного художника города Чебоксары, который проводит единую городскую политику в области наружной рекламы, визуальной информации, художественного оформления города, выполняет функции по реализации общегородских программ комплексного рекламно-художественного оформления и обеспечивает формирование единого городского рекламно-художественного оформления.

Размещение средств наружной рекламы осуществляется на заявительной основе, при этом согласно п. 5.3 Положения заявленное место резервируется на срок до двух месяцев, в течение которого заявитель должен пройти экспертизы в соответствующих организациях. Во время резервирования другие заявки на данное рекламное место не принимаются. Таким образом, отказ в предоставлении мест для размещения рекламных щитов по причине резервирования данных мест за другим рекламораспространителем является полностью обоснованным. Заявки о предоставлении мест для размещения средств наружной рекламы, на основании которых
произведен отказ приложены.

В п. 4.1.3.1 Положения установлены требования к размещению щитовых конструкций, так одно из них заключается в том, что расстояние между щитовыми конструкциями определяется конкретной градостроительной ситуацией, но должно быть не менее 75 м. Заявки N 998, 1000, 1001, 1002, 1003, 1004 от 18.11.03 г. и заявки N 226, 227, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 242, 243 от 24.02.04 г. были отклонены в связи с тем, что расстояние между предлагаемыми ООО “Сити-R“ местами размещения рекламных щитов и ранее зарезервированными местами другими рекламораспространителями составляет менее 75 метров. Причина отказа на этом основании также по их мнению является обоснованной, так как заявленное место резервируется.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования, развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.

Из анализа данной статьи следует, что размещение наружной рекламы - рекламных щитов, имеющих фундамент, относится к градостроительной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные требования к проектам застройки в соответствии с местными условиями, в том числе требования к размещению рекламы, вывесок и другой визуальной информации, и иные требования.

Принимая во внимание вышеуказанное, а также то, что территория залива является историко-культурной зоной, требование и основание главного художника, касающееся нарушения обозреваемости территории при размещении щита по ул. Ярославская является основательным.

Главный художник в
соответствии с п. 2.2 Положения определяет перечень организаций, проводящих экспертизу и согласование средств наружной рекламы и информации и мест их размещения, согласовывает проектные решения и места распространения наружной рекламы. Поэтому при принятии решения о возможности предоставления места для размещения средств наружной рекламы и до выдачи паспорта согласования размещения средства наружной рекламы анализируется градостроительная ситуация данного района, учитываются обязательные требования нормативных документов в области архитектуры и градостроительства, нормы СНиП.

Требования СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“, в части устройства фундаментов, содержат нормативные расстояния (по вертикали и горизонтали) от инженерных коммуникаций. Так согласно Таблице 14, расстояние от сетей водопровода до фундаментов должно составить 5 метров, от тепловых сетей - 2 метра. В местах, указанных в заявках и фотомонтажах установки рекламных щитов, нормативные расстояния не выдерживаются.

Представитель заявителя, возражая на пояснения представителя администрации, указал, что заявки N 249, N 241 от 24.02.2004 г. отказаны из-за поданных заявок МУП “Городская реклама и информация“ N 1246 и N 1236 от 30.12.2003 г., но согласно п. 5.3 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Чебоксары, утвержденного решением ЧГСД от 17.12.2002 г. N 842 (далее Положение) “Заявленное место резервируется на срок до двух месяцев... Во время резервирования другие заявки на данное рекламное место не принимаются“. На момент вынесения решения Администрации г. Чебоксары от 16.03.2004 г. N 421 указанный срок истек, следовательно, вынесение решения о невозможности размещения щитовых конструкций не соответствуют действительности.

Также существует бланк заявки на размещение рекламного объекта в г. Чебоксары, где указано: “Заявка действительна в течение двух месяцев, начиная
с даты регистрации. По истечении указанного срока заявка теряет силу“.

Кроме того, по заявке N 241 от 24.02.2004 г. указано дополнительное препятствие для удовлетворения заявки, которого не было в решении Администрации от 16.03.2004 г. N 421 - это, якобы, требование главного архитектора - призматрон, но у главного архитектора не может быть самостоятельных требований к наружной рекламе, т.к. он не является согласующей организацией в соответствии со ст. 14 ФЗ “О рекламе“, тем более, в соответствии с п. 2.1 Положения главный художник от имени Администрации города “проводит единую городскую политику..., обеспечивает формирование единого городского рекламно-художественного оформления города“.

2. По заявке N 999 от 18.11.2004 г. ООО “Сити-R“ исковых требований не заявляло.

3. По заявкам N N 227, 232, 243, 237, 236, 235, 231, 233, 234, 226, 238, 242 от 24.02.2004 г. N N 998, 1000, 1002, 1003, 1001, 1004 от 18.11.2003 г. утверждение Администрации города о том, что между заявками ООО “Сити-R“ и поданными заявками других рекламораспространителей нет 75 метров являются голословными.

Кроме того, заявки ООО “Сити-R“, зарегистрированные 18.11.2003 г., поданы значительно ранее по дате, чем заявки:

МУП “Городская реклама и информация“, которая зарегистрирована только 30.12.2003 г.;

РА “Берег“ зарегистрирована N 221 от 25.12.2003 г.;

РА “Время“ зарегистрированы N 1191 от 18.12.2003 г. и от 15.01.2004 г.; N 52 от 15.01.2004 г.

РА “Берег“ зарегистрирована N 958 от 23.10.2003 г. - истек 2-х месячный срок резервирования места еще 23.12.2003 г., тем более на момент вынесения решения Администрации.

Администрация города Чебоксары не представила доказательств в подтверждение мотивов отклонения заявок на размещение средств наружной рекламы.

Кроме того, срок резервирования указанных мест другими рекламодателями истек
на момент вынесения решения Администрации об отказе в соответствии в п. 5.3 Положения, т.е. прошли определенные Положением два месяца резервации рекламного места.

Администрация города Чебоксары, указывая на рекламораспространителей, за которыми были зарезервированы места ранее ООО “Сити-R“, по мнению заявителя, не представила письменных доказательств этого факта, что представляет эти утверждения опять же голословными.

4. По заявкам N 230, 228, 240 от 24.02.2004 г., N 1005 от 18.11.2003 г. - они отклонены по причине того, что на данных местах сконцентрированы инженерные и коммуникационные сети.

20.08.2003 года письмом N 37 ООО “Сити-R“ обращалось в МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“ с просьбой разъяснить установленный порядок согласования размещения рекламных конструкций. Им был получен ответ от 22.10.2003 г. N 01/18-1006 о необходимости получения паспорта места размещения рекламы. Следовательно, по мнению заявителя, МУП “Управление ЖКХ и благоустройства“ вообще не могло произвести процедуру согласования места размещения рекламной конструкций без наличия паспорта. А заявки ими не согласовываются в силу п. 5.3 Положения.

Кроме того, в силу ч. 2. ст. 14 ФЗ “О рекламе“ определен перечень согласующих организаций, в числе которых нет и не может быть управления ЖКХ и благоустройства.

Таким образом, главный художник определяет перечень согласующих организаций, но строго в соответствии с указанным в ст. 14 ФЗ “О рекламе“ перечнем согласующих организаций.

Судом установлено, что администрация г. Чебоксары в лице главного художника города письмами за N 402 от 10.03.04 г. и за N 421 от 16.03.04 г. указала, что размещение рекламных щитовых конструкций не представляется возможным в связи с тем, что;

1. расстояние между рекламными щитовыми конструкциями в соответствии с Положением должно быть не менее 75
метров, а расстояния между поданными ООО “Сити-R“ местами и ранее зарезервированными местами другими рекламораспространителями составляют менее 75 метров;

2. места зарезервированы за другими рекламораспространителями;

3. сконцентрированы инженерные и коммуникационные сети;

4. отклонены администрациями районов.

В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ст. 65 Кодекса предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Суд находит, что отказ в предоставлении мест под размещение рекламных щитовых конструкций нарушает права и законные интересы ООО “Сити-R“, ибо одним из видов деятельности общества является производство и реализация рекламной продукции и рекламные услуги. Ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ООО “Сити-R“ вышеуказанного Положения о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Чебоксары.

Процедура согласования мест размещения наружной рекламы в городе Чебоксары определена действующим Положением о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Чебоксары, утвержденного решением ЧГСД от 17.12.2002 г. N 842. В указанном Положении не указано о необходимости главным художником на первом этапе разрешения поданных заявок единолично отказать заявителю в предоставлении мест под размещение рекламных щитовых конструкций. Наоборот, в должностной инструкции главного художника города указано, что он координирует выпуск и согласование качественной проектной документации и т.д., организовывает прием, рассмотрение, согласование проектных разработок, выполненных в натуре и утверждает в установленном законом порядке законченные работы в области городского дизайна, наружной рекламы и изобразительного искусства.

Представленные в материалах дела выкопировки предполагаемых мест размещения рекламы не могут приниматься во внимание при рассмотрении данного дела, поскольку они делаются в случае положительного рассмотрения главным художником заявок для вклеивания в паспорт места рекламы для получения согласований.

Тем более, в ходе судебного заседания представитель ответчика пояснил, что расстояние 75 метров главный художник города А. определяла с выездом на место с документами - заявками истца и на выкопировке отмечала предполагаемое место расположения щита по отношению к уже существующим средствам наружной рекламы. О чем ею были составлены акты с приложением выкопировок, которые имеются в материалах дела. Ориентиры брались по локальным объектам (деревья, столб и т.п.). Место предполагаемого размещения щита рулеткой не измерялось в связи с тем, что оно предполагаемое место.

Следовательно, суд считает, что место предполагаемое, а не точное. Точное место могло быть определено только в соответствии с требованиями вышеуказанного Положения и только при назначении экспертизы, которую проводит организация, определенная главным художником.

Пункт 5.5 Положения определяет, что после прохождения экспертизы в соответствующих организациях и получения согласования от собственника, администрация в лице главного художника утверждает паспорт рекламного места.

Положением не предусмотрено составление какого-либо акта и в должностных инструкциях главного художника города не указано на его полномочия по составлению акта выездной проверки, поэтому суд считает, что эти акты не могут служить доказательствами по делу.

В ч. 2 статьи 14 Федерального закона “О рекламе“ установлен исчерпывающий перечень согласующих организаций:

- соответствующий орган управления автомобильных дорог, а также орган милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог - за пределами территорий городских и сельских поселений;

- орган милиции, уполномоченный осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - на территориях городских и сельских поселений;

- соответствующий орган управления железными дорогами - в полосе отвода железных дорог.

Следовательно, согласование и разрешение администраций районов не требуется. Не требуется также согласование с МУП жилищно-коммунального хозяйства.

Поэтому на основании вышеизложенного суд считает требования заявителя обоснованными и поэтому подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города Чебоксары, выраженный в письмах N 402 от 10 марта 2004 года и N 421 от 16 марта 2004 года, в предоставлении мест обществу с ограниченной ответственностью “Сити-R“, г. Чебоксары, под размещение рекламных щитовых конструкций, как противоречащий Положению о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Чебоксары, утвержденному решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.12.02 N 842.