Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Козловского района ЧР от 23.04.2003 N 137/2 “О Программе реформирования системы управления муниципальными финансами Козловского района“

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2003 г. N 137/2

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

Рассмотрев и обсудив одобренную администрацией Козловского района Программу реформирования системы управления муниципальными финансами Козловского района, Собрание депутатов решило:

Утвердить Программу реформирования системы управления муниципальными финансами и направить ее в редакцию районной газеты “Знамя“ для опубликования.

Глава самоуправления

Козловского района

И.Г.МАЙОРОВ

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Система управления муниципальными финансами в Козловском районе характеризуется как требующая совершенствования. Предлагаемая Программа реформирования предполагает реализацию ряда мероприятий, позволяющих осуществить переход на более высокий качественный уровень управления муниципальными финансами.

Предлагаемая Программа направлена на совершенствование системы управления бюджетными расходами. Основанием для выбора данного направления явилось то, что район имеет низкий
налоговый потенциал, а значит, через повышение эффективности управления бюджетными расходами, а также повышение качества бюджетного процесса можно достичь значительной экономии средств.

Программой предусматривается разработка нормативно-правовых документов, которые позволят осуществить задуманное и подведут правовую основу под реально происходящие процессы.

В рамках выбранного направления ставятся следующие цели:

- совершенствование системы расходов на бюджетные услуги;

- энергосбережение в бюджетных организациях района.

Необходимость выбранных направлений обусловлена наличием существенных недостатков при проведении конкурсов и осуществлении закупок на муниципальные нужды.

Анализ произведенных бюджетными организациями расходов показывает, что при снижении цен на поставляемую продукцию (товары, услуги) всего лишь на 5 процентов в первом полугодии текущего года можно было бы достичь реальной экономии в средствах в сумме в 226 тыс. рублей.

Энергетический мониторинг бюджетных организаций, проведенный ГУ “Чувашгосэнергонадзор“ в 2002 году, показал, что потенциал энергосбережения в них оценивается в сумму 755 тысяч рублей.

Данный потенциал может быть реализован без замены энергетического оборудования, путем применения малозатратных технических и организационных мероприятий при доведении показателей энергопотребления до нормативных.

При реализации затратных мероприятий по энергосбережению экономия может быть еще значительней.

Все это позволяет сделать вывод о неэффективном и нерациональном использовании бюджетных средств.

В целях повышения качества бюджетного процесса Собранием депутатов Козловского района были приняты основополагающие в области финансов решения:

N 72/5 от 20 марта 2002 г. “О регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе“;

N 87/6 от 11 июня 2002 г. “О вопросах налогового регулирования в Козловском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления“.

Поставленным целям отвечают принятые главой администрации Козловского района постановления:

N 18 от 17 января 2002 г. “О нормативных документах, регулирующих долговые обязательства Козловского района“;

N
34 от 22 января 2002 г. “О методике оценки результативности и эффективности произведенных расходов бюджета Козловского района“;

N 351 от 20 мая 2002 г. “Об аналитических индикаторах, характеризующих состояние бюджета Козловского района и муниципального долга“.

Совершенствование системы расходов на бюджетные услуги

Исходное состояние. Существующая в Козловском районе процедура муниципального заказа основана на реализации постановления администрации Козловского района N 172 от 06.06.2001, которым утверждено “Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд“ и других нормативно-правовых документах, регулирующих данный вопрос.

После принятия бюджета района на очередной финансовый год управление по экономике администрации района составляет сводный объем закупок и поставок продукции для местных нужд, содержащий объемы поставок (работ, услуг) в разрезе статей бюджетной классификации, который затем утверждается главой районной администрации и доводится до главных распорядителей кредитов.

Дальнейшая процедура закупок осуществляется бюджетными учреждениями самостоятельно при помощи заключения муниципальных контрактов.

Финансовый отдел Министерства финансов Чувашской Республики в Козловском районе осуществляет учет заключенных бюджетными учреждениями муниципальных контрактов по оплате коммунальных услуг.

Управление по экономике администрации района на основании отчетов главных распорядителей средств составляет сводный отчет об объеме закупок продукции для государственных (муниципальных) нужд по Козловскому району.

На 1 июля 2002 года 73,3 процента закупок осуществлено по результатам конкурсов.

В течение I полугодия текущего года бюджетными организациями района было проведено два открытых конкурса, в результате которых заключены муниципальные контракты на общую сумму 1661,4 тыс. рублей.

Вместе с тем, качество проведения торгов и закупок не соответствует установленным требованиям.

Цели реформирования.

- Обеспечить реальный конкурентный режим при размещении заказов и закупок на производство товаров для муниципальных нужд.

- Обеспечить открытость и прозрачность процедур закупок на муниципальные нужды.

- Обеспечить управляемость
механизмов заказов и закупок.

- Обеспечить взаимодействие органов, участвующих в процессе организации заказов и закупок.

Пути решения.

Разработать и утвердить Порядок размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд Козловского района, аналогичный Порядку, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 197 от 18 июля 2002 года.

Разработать и утвердить Положение об инвестиционной деятельности в Козловском районе, критерии общественной значимости и общественной полезности инвестиционных проектов.

Задействовать технические средства отделов и управлений администрации, главных распорядителей кредитов для взаимодействия в организации закупок для муниципальных нужд, обеспечив автоматизацию процессов и оптимизацию бюджетных расходов.

Как альтернативный вариант осуществления закупок на муниципальные нужды может быть применен вариант централизованных закупок однородной продукции, используемой бюджетными организациями. При этом дополнительную экономию в средствах можно получить за счет применения оптовых скидок к розничным ценам. Альтернативный вариант возможен при наличии базы данных о производимых бюджетными организациями закупках. Для этого необходимо проанализировать реестры закупок, изучить спрос, определить наиболее подходящих поставщиков, юридически грамотно оформить договорные отношения. Немаловажным фактором осуществления поставленных задач является кадровое обеспечение процесса осуществления закупок на муниципальные нужды.

Взятое направление Программы не подвержено рискам, так как ожидаемый результат виден явно в виде улучшения качества процедур и в виде экономии бюджетных средств от 5 до 20 процентов, что может явиться существенным резервом для решения других социально важных проблем.

На наш взгляд альтернативный вариант более привлекателен еще и тем, что значительно снижает влияние того или иного руководителя в выборе поставщика, т.е. как бы исключает возможность коррумпирования чиновников разного ранга.

Финансовое обеспечение совершенствования управления бюджетными расходами представляет собой сумму финансовых средств на приобретение компьютерной техники и систем связи,
на разработку программного обеспечения, на обучение и подготовку кадров к работе в новых условиях для всех главных распорядителей кредитов, управления по экономике.

При этом возможно осуществление привязки программы к программе “Казна“ финансового отдела для получения оперативных данных о состоянии закупок на муниципальные нужды.

Предварительный расчет показывает, что на осуществление этих работ необходимо 950 тыс. рублей, из которых 190 тыс. рублей составят средства районного бюджета, равными долями на 2003 и 2004 годы.

Энергосбережение в бюджетных организациях

Исходное состояние. Анализ использования бюджетных средств на оплату коммунальных услуг показывает, что в среднем 16,5 процента средств на содержание бюджетного учреждения тратится на отопление, освещение, твердое топливо и газ, водопотребление. Поэтому, мероприятия по совершенствованию управления расходами в этом направлении могут в целом, по району, привести к значительной экономии средств.

Цель реформирования.

- Развитие отраслей через повышение эффективности использования топлива и энергии.

- Снижение финансовой нагрузки на бюджет района.

Задачи реформирования.

- Создание систем учета, регулирования расхода и контроля за эффективностью использования топлива и энергии.

- Совершенствование управления энергосбережением на территории района.

- Снижение затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов за счет нормирования, лимитирования и энергосбережения.

Ожидаемый результат. Затраты на реализацию данного направления Программы оцениваются в сумме 8332 тыс. рублей, ожидаемый технико-экономический эффект 9866 тыс. рублей.

Срок окупаемости - 11 месяцев.

Кроме экономической эффективности мероприятия по переводу котельных на газ позволят улучшить непривлекательные условия труда кочегаров 48 котельных, снизить транспортные расходы по доставке твердого топлива, обеспечить бесперебойную подачу тепла.

СТАТУС ПРОГРАММЫ

Программа разработана в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике и является Заявкой Козловского района на участие в конкурсе программ реформирования муниципальных финансов, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
N 94 от 3 апреля 2002 года “О Программе реформирования муниципальных финансов“.

Целью Программы является повышение эффективности деятельности Козловского районного самоуправления по стимулированию экономического развития, повышению качества управления муниципальными финансами и предоставления населению бюджетных услуг.

Программа разработана по форме и в терминах, предлагаемых Методическими рекомендациями по составлению и оценке заявок администраций районов и городов на участие в конкурсе Программ реформирования муниципальных финансов, утвержденной Межведомственной комиссией по реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике.

УКРЕПЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

Блок мероприятий по укреплению налогового потенциала призван создать устойчивую налоговую базу, что в свою очередь стабилизирует систему расходования бюджетных средств и исключит возможные риски поставщиков товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

Совершенствование и упрощение системы лицензирования (N 5)

Федеральный закон от 25.09.1998 N 158-ФЗ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.02.2002 N 135.

Исходное состояние. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 326 “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Администрация Козловского района осуществляет лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, а также Законом Чувашской Республики “Об упорядочении торговли спиртными напитками в Чувашской Республике“ (от 23 октября 2000 года. N 23).

В целях усиления контроля за розничной продажей алкогольной продукции, соблюдения установленного “Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной
продукции“, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 49 от 27 марта 2000 года и пресечения незаконного оборота алкогольной продукции, постановлением главы администрации Козловского района от 2 июня 1998 года N 82 создана межведомственная комиссия, которая проводит проверку обоснованности выдачи лицензий, принимает меры по их приостановлению и аннулированию.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Указанное решение с указанием причин отказа направляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после его принятия.

Лицензия выдается на срок не менее, чем на три года. Срок действия лицензии может быть продлен по просьбе заявителя, а также по просьбе заявителя лицензия может быть выдана на срок менее, чем три года.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляется на платной основе.

За рассмотрение заявления взимается плата в размере трех минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

По состоянию на 01.07.2002 в районе выдано и действует 18 лицензий, на основании которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции в предприятиях торговли и общественного питания в 53 точках, в том числе индивидуальными предпринимателями по 11 лицензиям в 16 точках, юридическими лицами в 37 точках.

Цель реформирования. Упорядочение розничной продажи алкогольной продукции. Создание условий для применения процедуры лицензирования по принципу “Одного окна“.

Ожидаемый результат. Упрощение системы лицензирования розничной продажи алкогольной продукции создаст предпосылки для увеличения товарооборота, что напрямую связано с увеличением казны района.

Разработка механизма перехода от предоставления льгот к системе налогового регулирования (N 6)

Исходное
состояние. До настоящего времени предоставление налоговых льгот в районе производилось решением Собрания депутатов Козловского района порой с нарушением норм, закрепленных федеральным и республиканским законодательствами о налогах и сборах.

Принятым Собранием депутатов района Положением “О вопросах налогового регулирования в Козловском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления“ восстановлены законные нормы и утверждены процедура и критерии предоставления налоговых льгот, налоговых кредитов, налоговых каникул. Указанный нормативно-правовой акт является гарантией стабильности налоговой системы для инвесторов, привлекающих в район дополнительные средства, предотвращает выпадение доходов бюджета Козловского района.

Начиная с 2002 года все налогоплательщики района находятся в равных условиях по предоставлению налоговых льгот.

Решений Собрания депутатов района о предоставлении дополнительных льгот по уплате налогов в бюджет района в 2002 году не принималось, в 2001 году общая сумма потерь районного бюджета от дополнительно предоставленных налоговых льгот составила 57,7 тыс. рублей.

Цель реформирования. Обеспечить гарантию стабильности налоговой системы.

Пути решения задач. К 1 января 2004 года предстоит утвердить нормативно-правовым актом Козловского района критерии предоставления налоговых льгот, методику расчета возможных потерь и целесообразность налоговых преференций.

Реализация концепции управления муниципальной собственностью (Q2)

Исходное состояние. Администрация Козловского района имеет список предприятий, долями участия в которых она владеет, это два акционерных общества и шесть муниципальных предприятий - одно промышленное, два коммунальных хозяйства и три в области торговли и общественного питания. Имеется Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Козловского района, утвержденное решением Собрания депутатов Козловского района от 29.12.1999 N 150/11.

В Козловском районе ведется реестр предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

“Положение о порядке управления муниципальными предприятиями самоуправления Козловского
района“, утвержденное постановлением главы администрации района от 2 марта 2000 года N 61, определяет требования к типовому уставу муниципального унитарного предприятия, к типовому договору о пользовании муниципальным имуществом Козловского района на праве хозяйственного ведения, устанавливает форму отчета руководителя муниципального унитарного предприятия.

Для определения финансового состояния МУПов и хозяйствующих обществ с долями участия администрации более 50 процентов постановлением главы администрации района от 19 июня 2002 года N 423 создана районная балансовая комиссия и утвержден порядок определения и уплаты МУПами части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Козловского района. Введена форма отчета представителя администрации в хозяйствующих обществах, долями которых владеет администрация района. О них создан банк данных. По результатам оценки финансового состояния МУПов предполагается составить план приватизации этих предприятий и объектов.

Цель реформирования.

- Получение дополнительных доходов от использования муниципального имущества посредством уменьшения доли участия муниципалитета в хозяйствующих субъектах и сокращение количества предприятий, как саморегулирующихся систем, находящихся в муниципальной собственности, работающих с убытком.

Задача реформирования.

- Наиболее доходное использование имеющихся долей администрации в хозяйствующих обществах.

- Разработка и утверждение программы приватизации муниципальных унитарных предприятий и положения о продаже долей участия администрации в обществах.

Пути решения. Проведение регулярного финансового анализа эффективности работы МУПов, хозяйствующих обществ, долями участия в которых владеет администрация, создание о них банка данных и по их результатам проведение приватизации этих предприятий и обществ.

Преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества, передача муниципального имущества в доверительное управление, продажа акций обществ.

Ожидаемый результат. Не иметь убыточных, не приносящих доход в бюджет района предприятий и обществ, долями участия в которых является администрация, и, как следствие, увеличение поступлений в районный бюджет.

Проведение мероприятий по выявлению
скрытых льгот, субсидий, дотаций, разработка мероприятий по их сокращению либо замене на прямую адресную помощь (L2, L8)

Исходное состояние. В настоящее время в Козловском районе получателями различных социальных пособий, субсидий и льгот, предоставляемых за счет бюджетных средств, являются 10093 человека, что составляет 38,1% населения района.

Социальная поддержка населения в основном осуществляется на основании федеральных нормативных правовых актов (федеральные мандаты) и нормативных правовых актов Чувашской Республики (республиканские мандаты) путем предоставления различного рода льгот и субсидий. Таких нормативно-правовых актов насчитывается 53.

В настоящее время в Козловском районе реализуется 28 федеральных и республиканских мандатов. Потребность на их полную реализацию составляет около 23 млн. рублей.

В основном все мандаты, установленные на федеральном и республиканском уровне, финансируются через республиканский бюджет Чувашской Республики посредством передачи средств районному бюджету.

Самоуправлением Козловского района дополнительные льготы не устанавливались.

Из бюджета Козловского района выделяются субсидии организациям жилищно-коммунального хозяйства, на кинофикацию.

Администрация Козловского района осуществляет регулирование цен и тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию мусора и услуги бань.

Цель и задачи реформирования.

- Упорядочить социальные выплаты и льготы с развитием адресности.

- Перейти к выплате единого социального пособия.

- Составлять встречные требования по возмещению выпадающих доходов к вышестоящим бюджетам.

Пути решения. Реализация поставленных целей возможна при принятии соответствующих решений на федеральном и региональном уровне.

Проведение мероприятий, направленных на сокращение недоимок по налогам в бюджет Козловского района (N 2, N 3)

Исходное состояние. Общая сумма недоимки в бюджет Козловского района по состоянию на 1 июля 2002 года составила 1770 тыс. рублей.

Недоимка текущего года по налогам в местный бюджет по состоянию на 01.07.2002 составила 276 тыс. рублей, что составляет 2,3 процента налоговых доходов в годовом исчислении (13133 тыс. рублей) и 13,9 процента от начисленной за полугодие суммы налоговых платежей.

Накопленная сумма налоговой недоимки сократилась по сравнению с началом года на 1531 тыс. рублей, или на 58,8 процента.

ИМНС в районе ведет реестр налогоплательщиков.

Цель реформирования.

- Ликвидация недоимки по налогам в местный бюджет.

- Разработка и реализация концепции развития налоговой базы района.

Пути решения. К 1 января 2004 года Собранием депутатов района предстоит утвердить концепцию (основные направления) по развитию налоговой базы района, а также применить процедуры банкротства и финансового оздоровления к предприятиям и организациям, имеющим налоговую недоимку. К 1 января 2004 года предполагается снизить величину текущей недоимки до уровня 5 процентов от начисленной суммы, а к 1 января 2005 года - не иметь текущей недоимки.

Совершенствование системы местных налогов и сборов (N 1, L9)

Исходное состояние. Решением Собрания депутатов Козловского района от 11 июня 2002 года N 87/6 утверждено Положение “О вопросах налогового регулирования в Козловском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления“, которым определены действующие местные налоги и ставки, процедуры предоставления налоговых кредитов, налоговых льгот. Положение опубликовано в районной газете “Знамя“.

Налоговая система района соответствует федеральному и региональному законодательству.

В течение последних двух лет ставки местных налогов и сборов не пересматривались. Изменения размеров ставок принимались решениями Собрания депутатов района в установленном порядке после соответствующего изменения федерального и республиканского законодательства о налогах и сборах. Все изменения своевременно доведены до налогоплательщиков через депутатов и опубликованы в районной газете “Знамя“.

УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ

Выделение субсидий и субвенций из бюджета Козловского района (L10)

Исходное состояние. Статьей 23 Положения “О регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе“, утвержденного решением Собрания депутатов Козловского района, установлен порядок и условия предоставления субсидий и субвенций из бюджета Козловского района.

Основными критериями выделения субсидий из бюджета Козловского района являются социальная защита населения, а также возмещение убытков предприятиям и организациям различных отраслей экономики в связи с государственным регулированием цен в целях сглаживания процесса либерализации цен.

Субсидии могут выделяться юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии в жилищно-коммунальное хозяйство направляются на конкурсной основе и предназначены для государственного регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги бань.

Субсидии, направляемые по разделу “Культура и искусство“, передаются на покрытие убытков сельских киноустановок районному отделу культуры целевым назначением согласно Федеральному закону “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации“.

В форме субсидий из бюджета Козловского района финансируется ряд расходов по разделу “Сельское хозяйство и рыболовство“, такие как коренное улучшение земель.

На момент составления Программы имеющиеся районные целевые программы финансировались в пределах средств, предусмотренных по смете бюджетного учреждения.

Цель реформирования.

- Эффективное использование бюджетных средств.

Задача реформирования.

- Разработка критериев выделения субсидий и субвенций из районного бюджета.

Пути решения задачи. В рамках взятого направления по совершенствованию управления расходами районного бюджета предстоит принять нормативно-правовой акт, который должен содержать понятие значимости и общественной полезности услуг, предоставляемых населению района и обоснование экономической эффективности. Районные целевые программы необходимо утвердить Собранием депутатов района.

Критерии общественной значимости и общественной полезности при осуществлении расходования бюджетных средств или предоставлении гарантий (R1, R2)

Исходное состояние. Решением Собрания депутатов Козловского района “О бюджете Козловского района на 2002 год“ утверждены расходы бюджетной системы Козловского района по конкретным направлениям и сферам деятельности, а также утверждена районная инвестиционная программа. Районные целевые программы в отдельный блок не выделены и финансируются в пределах средств, предусмотренных по сметам бюджетных учреждений.

Статьей 3 решения Собрания депутатов Козловского района “О бюджете Козловского района на 2002 год“ законодательно закреплен перечень сфер использования бюджетных кредитов и муниципальных гарантий: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.

В 2001 году муниципальные гарантии были предоставлены по решению Собрания депутатов сельхозтоваропроизводителям района на общую сумму 250 тыс. рублей для проведения весенне-полевых и уборочных работ.

В 2002 году муниципальные гарантии из бюджета района не предоставлялись.

Практика применения муниципальных гарантий под коммерческие проекты в районе отсутствовала, как и отсутствовали критерии общественной значимости и общественной полезности проектов и программ.

Цель реформирования.

- Основной целью реформирования является определение социальной значимости проектов и программ, финансируемых за счет средств районного бюджета, в том числе путем предоставления муниципальных гарантий.

Ожидаемый результат. Совершенствование системы использования бюджетных средств с учетом их направления в социально значимые сферы деятельности.

Работа администрации района с естественными монополиями по снижению кредиторской задолженности (N 4)

Исходное состояние. Потребление услуг естественных монополий (отопление, освещение, газ) осуществляется на основании утвержденных лимитов. Договора об их потреблении поставлены в финотделе на учет. Администрация способствует постепенному погашению задолженности прошлых лет при одновременном осуществлении текущих платежей. По состоянию на 01.07.2002 бюджетные организации района имели кредиторскую задолженность перед поставщиками электрической энергии в сумме 109 тыс. рублей. Задолженность по тепловой энергии погашена в полном объеме.

Цель реформирования.

- Конечной целью реализации Программы является отсутствие долга бюджетных организаций перед естественными монополиями ОАО “Чувашэнерго“, ООО “Межрегионгаз“, а также перед предприятиями, вырабатывающими тепловую энергию.

Задачи реформирования.

- Внедрение энергосберегающих технологий.

- Установка приборов учета расхода тепла, воды, газа, электрической энергии.

- Внедрение системы мониторинга состояния учета теплоэнергетических ресурсов.

Реализация тарифной политики (03, 02)

Исходное состояние. В Козловском районе отсутствует запрет на ограничение цен и тарифов.

Тарифная политика в Козловском районе является инструментом совершенствования управления расходами районного бюджета.

В соответствии с Положением “О порядке ценообразования на виды услуг локальных монополий“, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.08.2001 N 187 ведется реестр субъектов локальных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов.

Экономически обоснованные тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации устанавливает Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики. Экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению ООО “Чуваштеплоэнергогаз“ утверждает Республиканская энергетическая комиссия. Экономически обоснованные тарифы на вывоз твердых бытовых отходов и услуги бань устанавливаются администрацией района.

Пересмотр тарифов осуществляется с соблюдением установленных причин пересмотра.

Администрацией района осуществляется государственное регулирование и тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию мусора и услуги бань.

В настоящее время тарифы на коммунальные услуги, установленные для предприятий, превышают тарифы, установленные для населения, в среднем в 1,75 раза, в том числе:

на услуги водоснабжения - 1,6 раза

канализации - 1,3 раза

вывоз ТБО - 2,3 раза

утилизация мусора - 1,8 раза.

Цель реформирования.

- Довести тарифы на услуги водоснабжения и канализации, вывоза ТБО, утилизации мусора для всех групп потребителей до одного уровня к 1 октября 2002 года.

- Упорядочение государственного регулирования и повышение эффективности деятельности локальных монополий, совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

- Информирование широких слоев населения района о проводимой тарифной политике через средства массовой информации.

Ожидаемый результат.

Ликвидация перекрестного субсидирования тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий позволит:

снизить бремя расходов на оплату коммунальных услуг промышленными предприятиями района;

повысить заинтересованность эффективно использовать тепло-, энергоресурсы жилищно-коммунальными предприятиями и населением;

высвобождаемые в связи с этим средства районного бюджета направить на социальную поддержку нуждающейся в ней категории населения.

Сокращение дотаций населению на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства (01)

Исходное состояние. Действующие в районе тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения утверждены постановлением главы администрации Козловского района N 245 от 12 апреля 2002 г. и предусматривают уровень платежей граждан в размере 90 процентов. Указанное распоряжение доведено до сведения населения через районную газету “Знамя“.

Фактический, по состоянию на 1 июля 2002 года, уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг составил 85,3 процента, в то время, как на начало текущего года население оплачивало 79 процентов затрат.

Себестоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади на 1 июля 2002 года составила 13 руб. 01 коп., из них население оплачивало 11 руб. 04 коп., при предельном уровне 13 рублей.

Доля собственных расходов граждан за жилищно-коммунальные услуги в совокупном семейном доходе составила 20 процентов.

Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право, является непременным условием проведения реформы в ЖКХ.

В районе создана служба субсидий. За первое полугодие 2002 года субсидии получили 657 семей, или 21,2 процента от общего числа семей, имеющих право на получение субсидий.

Сумма начисленных субсидий за первое полугодие 2002 года составила 803,3 тыс. рублей, на погашение которых поступило 1020 тыс. рублей бюджетных средств.

Среднемесячный размер субсидий на семью в первом полугодии составил 372 рубля.

Цель реформирования.

- Довести уровень платежей граждан за коммунальные услуги до республиканских стандартов.

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ

МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (L7, L6)
Исходное состояние. Все организации - бюджетополучатели финансируются через сектор казначейства, для чего в финансовом отделе открыты 147 лицевых счетов по учету. Все счета, выставленные контрагентами, оплачиваются финансовым отделом. Заключительные обороты осуществляются в течение не более 1 недели после окончания финансового года. Стоит задача более качественного исполнения функций казначейства с применением новых современных технологий казначейского исполнения и совершенствования программных продуктов.

В Козловском районе с 1 января 2002 года использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности осуществляется по казначейской системе. Счета по их учету в РКЦ г. Козловка закрыты и открыты лицевые счета в финансовом отделе. Все внебюджетные фонды, созданные по решению администрации района, консолидированы в бюджете района. Незаконно созданные внебюджетные фонды ликвидированы.

Казначейская система исполнения бюджета района позволит осуществлять эффективное использование средств, основанное на предварительном контроле кассовых расходов.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

(L1, L3, L5, R4)

Исходное состояние. Вопросом среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития Козловского района, составления и утверждения бюджета придается большое значение, поскольку от качества составления прогноза социально-экономического развития, плана развития муниципального сектора экономики зависит реальность прогнозируемого бюджета.

В текущем году в Козловском районе разработан прогноз социально-экономического развития на 2003 и до 2005 годы.

Для разработки прогноза социально-экономического развития Козловского района были использованы сценарные условия развития экономики, индексы-дефляторы цен и тарифов в 2003 - 2005 годах, доведенные Минэкономики Чувашии, материалы отделов и управлений органов исполнительной власти района, предложения и прогнозы предприятий и организаций всех форм собственности.

Прогноз социально-экономического развития Козловского района выполнен в двух вариантах. При составлении прогноза учитывались анализ и тенденция развития района в предшествующие годы.

Ежеквартально итоги социально-экономического развития Козловского района и исполнения бюджета рассматриваются администрацией района и принимаются соответствующие постановления.

Своевременно принятый бюджет является одним из показателей, характеризующих экономическую и социальную стабильность района.

Принятое 26 марта 2002 года решением Собрания депутатов района Положение о регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе подробно регламентирует этапы составления, рассмотрения, утверждения и внесения изменений в бюджет Козловского района.

В последние три года с 1999 по 2001 годы решения о бюджете района принимались до начала очередного года. Изменения в бюджетные назначения вносились Собранием депутатов района, отчеты об исполнении бюджета района утверждались представительным органом местного самоуправления.

Четкое исполнение вышеназванного Положения позволит правильно и своевременно организовать процесс управления бюджетными расходами таким образом, что к началу следующего финансового года бюджетные учреждения будут иметь контракты на поставку товаров, выполнение работ и услуг, тем самым обеспечится бесперебойное осуществление кассовых расходов бюджета.

Статьей 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации допускается изменение бюджетных ассигнований в случае получения дополнительных доходов, превышающих плановые назначения на 10%. При этом внесение изменений и дополнений в решение о бюджете принимается по итогам исполнения бюджета за квартал.

Однако, Бюджетным кодексом не определено, какие виды доходов подлежат уточнению: собственные либо полученные от вышестоящего бюджета. В ходе исполнения районного бюджета от вышестоящего бюджета по решению Правительства республики району передаются дополнительные средства на выполнение определенных видов расходов, например, на приобретение школьных автобусов, погашение кредиторской задолженности, возмещение кассовых расходов и другие цели. При поступлении таких средств в целях обеспечения оперативности освоения выносится постановление администрации района, которое затем утверждается Собранием депутатов.

Поэтому, на наш взгляд, статья 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закон Чувашской Республики “О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике“ требуют уточнения в части использования дополнительно полученных собственных доходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения параметров местных бюджетов, которые учитываются при составлении бюджета Козловского района и соблюдаются при его исполнении.

Бюджет Козловского района на 2002 год утвержден с дефицитом в сумме 1250 тыс. рублей, что составляет 8,6 процентов к объему доходов без учета финансовой помощи от вышестоящих бюджетов. Норматив, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдается.

Сумма бюджетных кредитов, выданных из бюджета района предприятиям, учреждениям и организациям и непогашенных по состоянию на 01.07.2002 составляет 2137,8 тыс. рублей, или 2,2 процента расходов бюджета. Ограничения по кредитам в бюджете района на 2002 год предусмотрены в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации - не более трех процентов расходов бюджета.

Требования статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации о предоставлении муниципальных гарантий в размере, не превышающем 5 процентов, соблюдаются.

Муниципальные служащие по условиям оплаты труда и другим расходам в лучшие условия по сравнению с государственными служащими не поставлены.

Расходы на обслуживание муниципального долга в 2002 году предусмотрены в сумме 296,4 тыс. рублей, что составляет 0,3 процента объема расходов районного бюджета и не превышает установленный 15 процентный барьер.

Общий объем муниципальных долговых обязательств Козловского района на 1 июля 2002 года составляет 3922,2 тыс. рублей и не превышает объема собственных доходов (14514 тыс. рублей). Всю задолженность составляют кредиты сельхозтоваропроизводителей, из которых 3302,2 тыс. рублей - рассроченные до 2010 года.

Просроченных долговых обязательств район не имеет.

Статьей 67 Положения “О регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе“, принятого Собранием депутатов района, определено, что приоритетными статьями расходов бюджета Козловского района, подлежащими финансированию в первоочередном порядке и в полном объеме, являются:

выплата текущих обязательств по заработной плате (денежного довольствия) и начислениям на заработную плату;

выплата стипендий, государственных пособий и других социальных и компенсационных выплат населению;

расходы на питание (продовольственное обеспечение);

обеспечение выпускников школ-интернатов, детей-сирот государственными социальными гарантиями;

расходы бюджета развития;

выплата процентов и основной суммы по имеющимся долговым обязательствам, включая муниципальные гарантии, поручительства.

Статьей 11 решения Собрания депутатов района “О бюджете Козловского района на 2002 год“ установлена приоритетность финансирования отдельных статей расхода бюджета Козловского района.

По итогам работы за I полугодие указанные выше расходные статьи были профинансированы в полном объеме. Экономия по сравнению с кассовыми расходами образовалась в связи с отсутствием потребности, кредиторская задолженность по статьям, исполненным менее чем на 100 процентов, отсутствуют.

Цель реформирования.

- Иметь качественный бюджет, утвержденный не позднее, чем за месяц до начала очередного финансового года.

- Внедрить процедуру принятия бюджета района за два чтения.

- Утверждение отчета об исполнении бюджета после тщательного анализа депутатами и независимыми аудиторами.

- Повысить качество планирования для обеспечения не более чем 10-процентного отклонения фактических параметров от запланированных.

Ожидаемый результат.

Качественный прогноз социально-экономического развития Козловского района позволит планово управлять бюджетными расходами, проводить заблаговременную подготовку к проведению мероприятий, видеть долгосрочную перспективу при выборе поставщиков и подрядчиков, создание для них обстановки стабильности. Качественный прогноз и его четкое исполнение должны вызвать доверие к власти.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ

Обслуживание и погашение долговых обязательств, снижение кредиторской задолженности (Р2)

Исходное состояние. В Козловском районе осуществляется целенаправленная работа по снижению кредиторской задолженности бюджета и бюджетных организаций. За период с начала текущего года указанная задолженность была снижена с 22389 тыс. рублей до 13734, из которой просроченные обязательства составили 12430 тыс. рублей.

Долговые обязательства района не превышают установленных пределов и на 1 июля 2002 года полный долг составил 3922,2 тыс. рублей, в структуре которого нет просроченных обязательств.

Со всеми поставщиками топлива и энергии имеются акты сверки взаимных расчетов. Задолженность бюджетной сферы района за тепловую и электроэнергию к 01.08.2002 погашена.

Статьей 67 принятого Собранием депутатов района Положения “О регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе“ определено, что выплата процентов и основной суммы по долговым обязательствам является приоритетной статьей расходов бюджета Козловского района, подлежащая финансированию в первоочередном порядке и в полном объеме.

Цель реформирования.

- Погашение кредиторской задолженности бюджета Козловского района.

Проведение оценки реальной стоимости муниципального долга (Р1, Р3)

Исходное состояние. Постановлением администрации Козловского района от 17 января 2002 года N 18 “О нормативных документах, регулирующих долговые обязательства Козловского района“ утверждены Положение о порядке и форме ведения Муниципальной долговой книги Козловского района и Положение о порядке и форме учета консолидированного долга Козловского района.

Ведется полный учет всех муниципальных долговых обязательств.

По состоянию на 1 июля 2002 года полный муниципальный долг составил 3922 тыс. рублей.

Консолидированный долг Козловского района на 1 июля 2002 года составил 19312 тыс. рублей. На сумму консолидированного остатка задолженности по долговым обязательствам составлен график платежей.

При расчете реальной стоимости долга взят курс ценных бумаг в размере 18%, увеличенный согласно принятой методике на 3 пункта. При этом приведенный долг составляет 3586,1 тыс. рублей.

Цель реформирования.

- Дальнейшее совершенствование методик и механизмов учета долговых обязательств, в том числе с применением вычислительной техники.

- Проведение в районе разумной долговой политики.

Проведение экспертизы бизнес-планов и проектов, для финансирования которых привлекаются заемные средства (Р4)

Исходное состояние. В Козловском районе осуществляется инвестиционная политика, основными направлениями которой являются строительство социальных объектов (Тюрлеминская средняя общеобразовательная школа, реконструкция кинотеатра) и объектов жизнеобеспечения (очистные сооружения, газификация, дорожное строительство). Однако, условия для эффективного использования инвестиционных ресурсов в районе не созданы. Решения о выборе подрядчика по строительству того или иного проекта принимаются администрацией района.

Несмотря на острую необходимость укрепления и расширения налогооблагаемой базы района в районе отсутствует практика адресной поддержки высокоэффективных бизнес-проектов, связанных с развитием реального сектора экономики. Не создана нормативно-правовая база для обеспечения благоприятных условий эффективного использования инвестиций. Не привлекаются средства населения в виде облигаций.

Цель реформирования.

- Для совершенствования механизма отбора инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением заемных средств либо предоставлением гарантий, с целью снижения рисков необходимо законодательно закрепить процедуру отбора инвестиционных проектов.

Пути решения задач. К 1 января 2004 года планируется перейти к разработке бизнес-проектов по укрупненным позициям.

На следующем этапе к 1 января 2005 года предстоит создать условия для реализации инвестиционных проектов в нормативно-правовых рамках с учетом требований общественной значимости и общественной полезности к бизнес-проектам.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ

Создание предпосылок для проведения независимого аудита финансовой отчетности Козловского района (S1)

Исходное состояние. Последующий контроль за исполнением бюджета и смет расходов бюджетных организаций является неотъемлемой частью системы совершенствования расходов, так как в его процессе выявляются факты незаконного, нецелевого, бесхозяйственного использования средств. По результатам проверок и ревизий применяется регулирующее воздействие с целью недопущения впредь подобных нарушений.

Федеральные проверяющие органы (КРУ Минфина по Чувашской Республике) регулярно, 1 раз в три года производят ревизию составления и исполнения бюджета Козловского района. Принятым Собранием депутатов Козловского района Положением “О регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе“ (раздел IX “Муниципальный контроль“) определены формы финансового контроля за составлением и исполнением районного бюджета. Статьей 78 названного Положения установлено проведение внешних независимых аудиторских проверок не реже 1 раза в 3 года и регламентирована публикация результатов проверок в средствах массовой информации.

В первом полугодии текущего года федеральными проверяющими органами проведено в районе три проверки целевого использования средств, в результате которых нарушения не выявлены.

Задачи реформирования.

- Проведение конкурсов среди независимых аудиторских компаний.

- Привлечение депутатов районного Собрания для контроля.

- Освещение в средствах массовой информации результатов аудита.

Работы по разделению текущего и капитального бюджетов Козловского района (L4)

Исходное состояние. Положением “О регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе“, принятым Собранием депутатов Козловского района 20 марта 2002 года N 72/5, законодательно закреплен раздельный учет текущего и капитального бюджетов. Причем не допускается сокращение расходов, предусмотренных в бюджете Козловского района на бюджет развития (статья 16, п. 3).

Раздельный учет текущих и капитальных расходов отражается в регистрах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности.

Совершенствование системы учета объемов реальной стоимости активов Козловского района (Q1, Q3)

Исходное состояние. Учет активов муниципального образования ведется через единый реестр предприятий и имущества муниципальной собственности Козловского района. По состоянию на 01.04.2002 в реестре учтено недвижимости на сумму 238894 тыс. рублей. Имеется практика рыночной оценки.

Программа проведения оценки муниципального имущества Козловского района Чувашской Республики утверждена постановлением главы администрации Козловского района от 24.07.2001 N 229. Ответственным за реализацию данной Программы определен Комитет по управлению имуществом.

Цель реформирования.

- Совершенствование учета актива муниципальной собственности.

- Определение реальной рыночной стоимости активов, включая как недвижимое, так и движимое имущество.

Задачи реформирования.

- Включение в Единый реестр предприятий и имущества муниципальной собственности всех активов муниципальной собственности (недвижимого и движимого имущества) и знание его действительной рыночной стоимости.

- Обеспечение безусловного механизма рыночной оценки при гражданско-правовых сделках с муниципальным имуществом.

Пути решения. Широкое применение практики рыночной оценки объектов муниципальной собственности, включение всех объектов в Единый реестр муниципальной собственности.

Привлечение к проведению рыночной оценки как независимых оценщиков, так и штатных оценщиков органов исполнительной власти, осуществление последовательной оценки рыночной стоимости муниципальной собственности.

Ожидаемый результат. Полный учет и контроль за использованием активов, создание полного реестра муниципального имущества, полный учет доходов от использования муниципального имущества.

Привлекательность недвижимого имущества как объекта потенциального инвестирования.

Составление и ведение баланса активов и обязательств администрации Козловского района (Q5)

Исходное состояние. В Козловском районе ведется единый баланс активов и пассивов по форме, утвержденной Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Единый баланс активов и пассивов Козловского района ежеквартально размещается на сайте администрации Козловского района. По состоянию на 01.01.2001 чистый резерв - разница между активами и пассивами составил 61 процент.

В целом состояние баланса активов и пассивов Козловского района оценивается положительным.

Цель реформирования.

- Создание единой системы данных об активах и пассивах Козловского района.

- Постоянное увеличение чистого резерва.

Задача реформирования.

- Достижение управления активами и пассивами района в целях увеличения собственной доли районного бюджета.

МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ

Совершенствование системы хозяйственного аудита и эффективности бюджетных расходов (S2)

Исходное состояние. Для усиления финансового контроля в Козловском районе ревизии исполнения смет во всех бюджетных учреждениях, финансируемых из бюджета Козловского района, производятся не реже 1 раза в 2 года. При этом, согласно утвержденному главой совместному плану, привлекаются специалисты управления экономики, налоговая инспекция, специалисты Пенсионного фонда, ревизоры бюджетных учреждений.

В целях осуществления государственного и муниципального контроля, в финотделе введена должность главного специалиста по контрольно-ревизионной работе. Работа финансового отдела по контролю осуществляется по утвержденным начальником годовому и квартальным планам основных вопросов контрольной и экономической работы.

В январе текущего года принято постановление главы администрации района N 34 “О методике проведения оценки результативности и эффективности произведенных расходов бюджета Козловского района“. В целом, за 2001 год оценка составила 70,1 процента. Анализ показал, что снижение оценки обусловлено неудовлетворительной работой бюджетных учреждений в части проведения закупок на муниципальные нужды. На улучшение данного показателя в 2002 году обращено особое внимание.

Цель реформирования.

- Совершенствование методики финансового контроля.

- Постоянный мониторинг изменений бюджетного законодательства, создание банка данных нормативных правовых документов, необходимых для проведения контроля, непрерывная подготовка и переподготовка кадров, осуществляющих финансовый контроль.

Доступность информации о бюджете Козловского района (R5, R6)

Исходное состояние. Постановлением администрации Козловского района от 20 мая 2002 года N 351 “Об аналитических индикаторах, характеризующих состояние бюджета Козловского района и муниципального долга“ утвержден перечень аналитических индикаторов, который в полном объеме соответствует предлагаемому постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2002 N 179 списку. Таблицы состояния районного бюджета и муниципального долга за I квартал и 6 месяцев текущего года размещены на сайте администрации Козловского района в Интернете.

Районом не принимались нормативно-правовые акты, которые запрещали бы публикацию информации о бюджете и долге, наоборот, Положением “О регулировании бюджетных правоотношений в Козловском районе“ (статья 72) принято о периодической публикации в средствах массовой информации о состоянии указанных показателей. Процедура мониторинга и распространения информации о бюджете и долге администрации закреплена решением Собрания депутатов района и постановлением администрации Козловского района.

Цель реформирования.

- Достижение прозрачности и доступности информации о состоянии муниципальных финансов.

- Регулярное распространение информации о бюджете и долге Козловского района.

Задача реформирования.

- Обеспечить для населения района гласность, прозрачность, доступность информации о состоянии районного бюджета и долга.

Пути решения. Заключение соглашения с районной газетой “Знамя“ о регулярной публикации индикаторов. Размещение показателей и индикаторов в сети Интернет.

Более широкое использование возможностей районной газеты путем заключения соглашения. Техническое оснащение создания сети Интернет в районе для дальнейшего публичного освещения бюджетных и других процессов.