Законы и бизнес в России

Постановление главы Ядринской районной администрации ЧР от 21.12.2002 N 1189 “Об утверждении Положения о наблюдательной комиссии при главе администрации района“ (вместе с “Положением о комиссии содействия работе учреждений, исполняющих наказания, и социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, при главе администрации района (наблюдательная комиссия)“)

ЯДРИНСКАЯ РАЙОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2002 г. N 1189

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

ПРИ ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

Постановляю:

Утвердить Положение о комиссии содействия работе учреждений, исполняющих наказания, и социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, при главе администрации района (наблюдательная комиссия).

Глава администрации района

Е.ЯРАНСКИЙ

Утверждено

постановлением

главы администрации

Ядринского района

от 21.12.2002 N 1189

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИССИИ СОДЕЙСТВИЯ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ

НАКАЗАНИЯ, И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВШИМ НАКАЗАНИЕ

В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ПРИ ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

(НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ)

1. Общие положения

Статья 1. Основные цели и задачи Положения

1. Настоящее Положение имеет целью регламентацию основных направлений, принципов и форм деятельности Комиссии содействия работе учреждений, исполняющих наказания, и социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде
лишения свободы, при главе администрации города (района), государственных и общественных органов, отдельных граждан по участию в работе учреждений и органов, исполняющих наказания в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исправительных центров, исполняющих наказание в виде ограничения свободы, а также уголовно-исполнительных инспекций.

2. Задачами настоящего Положения является определение порядка оказания Комиссией, государственными и общественными органами, отдельными гражданами помощи учреждениям в проведении воспитательной работы с осужденными, защите прав и законных интересов осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей: осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Статья 2. Правовые основы деятельности Комиссии

1. Для оказания содействия в работе учреждений главой администрации города (района) образуется Комиссия содействия работе учреждений, исполняющих наказания, и социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“, а не Положение.

2. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, демократизма, равенства граждан перед законом. Оказание содействия учреждениям осуществляется на основе Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, на основе Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, Положения “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“, других законодательных актов.

3. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью учреждений только в тех формах, которые закреплены настоящим Положением. В процессе оказания содействия и осуществления контроля не допускается вмешательство в оперативную и профессиональную деятельность персонала
учреждений.

Статья 3. Порядок образования Комиссии и ее состав

1. Главой администрации утверждается персональный состав Комиссии. Членами Комиссии могут быть депутаты, сотрудники органов местного самоуправления, а также представители государственных и общественных органов, трудовых коллективов, отдельные граждане, которые в силу своей профессиональной деятельности могут оказать положительное влияние на осужденных (из числа опытных воспитателей, ветеранов труда, учителей, врачей, юристов, офицеров запаса и других лиц, выражающих желание принять участие в работе Комиссии). В состав Комиссии могут входить представители общественных организаций, в учредительных документах которых предусматривается обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

2. Численность Комиссии определяется в зависимости от числа учреждений в данном административном районе и от объема работы. Если на территории административного района имеется несколько учреждений, в составе Комиссии могут создаваться секции или группы, специализированные по конкретным учреждениям либо по направлениям деятельности Членами Комиссии действуют в составе председателя (заместителя главы райадминистрации), заместителя председателя, секретаря из 4 - 8 членов Комиссии.

3. В состав Комиссии не могут входить сотрудники правоохранительных органов, суда. Членами Комиссии не могут быть лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость.

4. Члены Комиссии выполняют свои обязанности, как правило, в свободное от основной работы время. Во время выполнения поручений, связанных с отвлечением от своей основной деятельности, за членами Комиссий сохраняется заработок по их месту работы.

Статья 4. Организация работы Комиссии

1. Председатель Комиссии обеспечивает регулярный созыв заседаний Комиссии, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению на очередном заседании, готовит для рассмотрения на заседаниях планы работы Комиссии и отчеты о ее деятельности. В период между заседаниями дает поручения членам Комиссии и
проверяет их пополнение.

2. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины ее состава. Постановление Комиссии принимается простым большинством голосов.

3. На заседании Комиссии ведется протокол, в котором указывается характер рассматриваемых вопросов. Протокол подписывается председательствующим и секретарем.

4. На заседание Комиссии приглашаются в зависимости от характера рассматриваемых вопросов представители администрации учреждений системы исполнения наказаний, предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденных, представители государственных и общественных органов и коллективов трудящихся, отдельные граждане.

5. Принятые в пределах компетенции постановления Комиссии об устранении недостатков в работе учреждений системы исполнения наказаний, а также предприятий, учреждений и организаций с осужденными лицами подлежат обязательному исполнению. Администрация указанных учреждений и органов, а также предприятий и организаций обязана в двухнедельный срок сообщить в Комиссию о мерах, принятых по выполнению постановления Комиссии. Постановление Комиссии может быть обжаловано главе администрации, при котором состоит Комиссия, а также в суд.

6. Расходы, связанные с деятельностью Комиссии, производятся за счет средств главы администрации района. Техническое обслуживание Комиссии возлагается на главу администрации района, при котором она состоит.

Статья 5. Основные направления содействия государственных и общественных органов, граждан работе учреждений системы исполнения наказаний

1. Государственные и общественные органы, граждане оказывают содействие учреждениям системы исполнения наказаний в улучшении жилищно-бытовых условий, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в укреплении материально-технической базы и финансировании деятельности учреждения.

2. Государственные и общественные органы, граждане через Комиссии принимают участие в нравственном, правовом, трудовом, физическом и ином воспитании осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содействуют повышению их образовательного и профессионального уровня.

3. Государственные и общественные органы, граждане через Комиссии в пределах и формах, предусмотренных настоящим Положением, принимают
участие в контроле за деятельностью учреждений за соблюдением установленных законом прав и интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

Статья 6. Организационные формы деятельности Комиссии

Деятельность Комиссии может осуществляться в следующих организационных формах:

1) посещение учреждений в дневное время согласно графику, согласованному с руководством учреждения;

2) ознакомление с документами, касающимися вопросов соблюдения прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в части их бытового и материального обеспечения и медико-санитарного обслуживания;

3) участие в проверке учреждений, проводимой контролирующими органами, с согласия этих органов;

4) прием предложений, заявлений и жалоб осужденных, подозреваемых и обвиняемых; по просьбе членов Комиссии им должны быть обеспечены условия для приема осужденных, подозреваемых, и обвиняемых наедине при этом сотрудники мест лишения свободы должны их видеть, но не слышать;

5) заслушивание на своих заседаниях отчетов администрации учреждения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, а также отчеты руководителей государственных и общественных органов, граждан, шефствующих над учреждениями;

6) направление предложений, адресованных администрации учреждений, в которых выявлены нарушения прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

7) посещение предприятий и организаций, на которых работают лица, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также лица, освобожденные из мест лишения свободы, для проверки состояния работы с этими лицами;

8) доведение до сведения вышестоящих органов управления уголовно-исполнительной системой и органов государственной власти и местного самоуправления о недостатках и работе учреждений и о необходимости устранения недостатков;

9) обращение по своей инициативе или совместно с администрацией учреждений с представлениями в суд о смягчении мер наказания в случаях, предусмотренных законодательством; возбуждение ходатайства о помиловании;

10) проверка обоснованности отказа в приеме на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Статья 7.
Обязанности должностных лиц учреждений по содействию в работе Комиссий

1. Должностные лица учреждений обязаны оказывать содействие в работе Комиссиям при осуществлении ими своих полномочий в рамках настоящего Положения.

2. Должностные лица учреждений, препятствующие осуществлению полномочий представителям Комиссии, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 8. Обязанности должностных лиц учреждений по обеспечению безопасности членов Комиссии

1. Администрация учреждений обязана обеспечить безопасность членов Комиссии, посещающих учреждения. Администрация места лишения свободы обеспечивает сопровождение членов Комиссии во время их посещения мест лишения свободы.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 48 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“, а не Положение.

2. Администрация места лишения свободы имеет право приостановить посещение членами Комиссии мест лишения свободы в случае введения режима особых условий, предусмотренных ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 48 Положения “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“, а также в других случаях, когда невозможно обеспечить безопасность членов Комиссии.

Статья 9. Ответственность членов Комиссии за нарушения установленного порядка в учреждениях

1. Члены Комиссии за нарушения установленного порядка в учреждениях несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае совершения членом Комиссии действий, нарушающих установленный порядок оказания содействия учреждениям, администрация последних может запретить данному лицу вход на территорию указанных учреждений. По представлению администрации глава администрации, утвердивший состав Комиссии, решает вопрос об исключении этого лица из состава совета или, в зависимости от характера нарушения, поручает ему работу, не связанную с посещением учреждений.

2. Формы оказания содействия государственными

и общественными органами, гражданами учреждениям

и участия в исправлении осужденных

Статья 10. Оказание помощи учреждениям государственными и
общественными органами, гражданами

1. Государственные и общественные органы, граждане оказывают учреждениям благотворительную материальную помощь в виде перечисления денежных средств, передаче иных пожертвований, оборудования для предприятий, выполнения работ, размещения заказов и в иных формах, способствующих созданию новых рабочих мест и улучшению положения осужденных, подозреваемых, обвиняемых.

2. Оказание помощи учреждениям государственным и общественным органом, гражданином оформляется соответствующим договором с начальником места лишения свободы, исправительного центра и уголовно-исполнительной инспекции. Государственный и общественный орган, граждане при оказании материальной помощи учреждению вправе определять целевое использование предоставляемых им денежных или материальных средств.

3. Оказание материальной помощи государственным и общественным органом, гражданином возможно только учреждению. Передача денежных или материальных средств государственным и общественным органом, гражданином отдельным осужденным или их группам не допускается.

4. Государственные и общественные органы, граждане, оказавшие денежное или материальное содействие учреждению, вправе получить информацию об использовании выделенных средств не позднее десяти дней с момента поступления просьбы о предоставлении соответствующей информации. В случае нецелевого расходования средств государственный и общественный орган, гражданин извещают об этом вышестоящий орган уголовно-исполнительной системы, который информирует государственный и общественный орган, гражданина о проведенной проверке и принятых мерах.

Статья 11. Участие Комиссии, государственных и общественных органов, граждан в работе по исправлению осужденных

1. Участие Комиссии в исправлении осужденных может выражаться в следующих формах:

1) пропаганда законопослушного поведения, здорового образа жизни;

2) правовое воспитание;

3) юридическое консультирование;

4) содействие трудовому воспитанию осужденных путем оказания помощи в создании новых рабочих мест;

5) оказание помощи в получении общего и профессионального образования, в повышении уровня образования;

6) оказание помощи в работе психологической службы учреждений;

7) оказание помощи в организации досуга осужденных;

8) оказание помощи в трудовом и жилищно-бытовом устройстве лиц,
освобождающихся от наказания;

9) осуществление иной благотворительной деятельности.

2. Члены Комиссии проводят воспитательную работу с лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций:

1) осужденными к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным работам и исправительным работам, а также условно осужденными и условно-досрочно освобожденными от наказания и женщинами, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания;

2) осуществляют контроль за организацией и проведением работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают лица, отбывающие наказание, не связанное с лишением свободы, и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

3. Комиссия оказывает содействие освобожденным от наказания в их трудовом, бытовом и жилищном устройстве.

4. Участие государственных и общественных органов, граждан в работе по исправлению осужденных может осуществляться в формах, соответствующих требованиям настоящего Положения и действующего законодательства.

3. Участие Комиссии в осуществлении контроля

за деятельностью учреждений

Статья 12. Организация контроля Комиссии за деятельностью учреждений

1. Комиссии вправе проводить самостоятельные проверки деятельности учреждений. Цель, порядок и сроки проведения таких проверок согласовываются с администрацией места лишения свободы, исправительного центра, уголовно-исполнительной инспекцией или Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Члены Комиссии привлекаются для участия в мероприятиях по контролю за деятельностью учреждений в составе Комиссий органов прокуратуры, вышестоящих органов управления уголовно-исполнительной системы и других органов, имеющих надлежащие полномочия, с согласия этих органов.

3. Объектами контроля Комиссии являются:

1) соблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

2) условия работы осужденных, подозреваемых и обвиняемых, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

3) социальная защита, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

4) использование материально-технической базы учреждений;

5) социальная защита, трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из учреждений;

6) осуществление со стороны уголовно-исполнительных
инспекций исполнения наказания и контроля за лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций.

4. Контроль не может распространяться на вопросы организации охраны и изоляции осужденных, подозреваемых и обвиняемых, средств обеспечения режима, в том числе использования технических средств надзора и контроля, оперативно-розыскной деятельности, а также финансовой деятельности учреждений.

Статья 13. Организация социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы

1. Основными субъектами, обеспечивающими социальную адаптацию лиц, отбывших наказание, являются местные органы власти и управления. Комиссия через государственные, общественные органы и отдельных граждан организует оказание социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы.

2. Комиссия готовит для главы администрации района предложения об установлении на конкретных предприятиях, организациях независимо от форм собственности квот рабочих мест для освобожденных граждан, нуждающихся в трудоустройстве.

3. Комиссия содействует местным органам власти и управления созданию центров социальной адаптации, ночлежных домов, а также специальных общественных фондов материальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы.

Статья 14. Права Комиссии при осуществлении контроля за деятельностью учреждений

1. Члены Комиссии имеют право в пределах предоставленных им полномочий:

1) посещать места лишения свободы, исправительные центры, уголовно-исполнительные инспекции в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

2) проводить по поручению Комиссии и согласованию с администрацией места лишения свободы, исправительного центра, уголовно-исполнительной инспекции проверки, касающиеся вопросов, отнесенных к компетенции Комиссии;

3) участвовать в установленном порядке в проведении проверок, проводимых органами прокурорского надзора, вышестоящими органами уголовно-исполнительной системы и другими органами, имеющими надлежащие полномочия, с их согласия;

4) принимать в установленном порядке от осужденных, подозреваемых, обвиняемых и рассматривать предложения, заявления и жалобы и принимать по ним решения в пределах своих полномочий; в случае,
если поставленная в жалобе, заявлении проблема выходит за пределы полномочий Комиссии, она должна быть направлена через администрацию учреждения тому органу, который правомочен разрешить данный вопрос;

5) знакомиться с документами учреждений по вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

6) вносить по результатам контроля администрации учреждения предложения по улучшению деятельности, а также направлять их на рассмотрение вышестоящих органов управления уголовно-исполнительной системы;

7) получать от администрации учреждения сведения о мерах, которые приняты по результатам контроля.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“, а не Положение.

2. Встреча членов Комиссии с обвиняемыми и подозреваемыми в совершении преступлений допускается на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, в порядке, предусмотренном ст. 18 Положения о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Встречи с членами Комиссии в число свиданий, предусмотренное в части 3 указанной статьи, не засчитываются.

Статья 15. Оформление результатов контроля

1. Результаты контроля оформляются актом в двух экземплярах, в котором указывается цель мероприятия, фамилия, имя и отчество членов Комиссии, принимавших участие в контроле, время и место проведения общественного контроля, установленные при этом недостатки в деятельности администрации учреждения, предложения по их устранению.

2. Акт подписывается лицами, участвовавшими в мероприятии контроля, и начальником учреждения. Один экземпляр акта передается администрации учреждения.

Статья 16. Обязанности администрации учреждения по рассмотрению предложений Комиссии

1. Администрация учреждения обязана незамедлительно принять меры для устранения недостатков и нарушений законодательства, отмеченных в акте Комиссии.

2. О принятых мерах по результатам общественного контроля администрация ставит в известность Комиссию. В случае несогласия с предложениями Комиссии или отсутствия возможности их реализации, администрация учреждения сообщают об этом Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 17. Порядок обжалования Комиссией решений администрации учреждения по результатам контроля

Комиссия в случае несогласия с мерами, которые приняты администрацией учреждения по реализации внесенных предложений об устранении выявленных недостатков и нарушений законодательства может обжаловать действия или бездействия администрации учреждения в Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации или в органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства в учреждениях, а в случаях, предусмотренных законодательством - в суд.

Статья 18. Меры, принимаемые Комиссией по улучшению организации контроля

1. Комиссия обеспечивает планирование мероприятий контроля и согласование их с администрацией учреждений.

2. Учет проводимых мероприятий, а также контроль за выполнением предложений, изложенных в актах контроля, осуществляется Комиссией. Комиссия систематически рассматривает вопросы осуществления контроля, разрабатывает меры по его совершенствованию, вносит предложения по улучшению взаимодействия в этой работе.

4. Заключительные положения

Статья 19. Контроль за работой Комиссии

1. Комиссия во всей своей деятельности ответственна перед главой администрации, который образовал эту Комиссию, и ему подотчетна. Глава администрации заслушивает отчет о работе Комиссии по мере необходимости, но не менее одного раза в год.