Законы и бизнес в России

Решение коллегии ЦГСЭН в ЧР от 26.11.2002 N 27 “О ходе выполнения решения Чувашской республиканской СПЭК от 18.12.2000 N 11 “О ходе выполнения Федерального закона “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ N 109-ФЗ от 19.07.1997 в Чувашской Республике в Батыревском, Комсомольском, Яльчикском районах“

ФГУ “ЦЕНТР ГОССАНЭПИДНАДЗОРА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ“

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 26 ноября 2002 г. N 27

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СПЭК

ОТ 18.12.2000 N 11 “О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О БЕЗОПАСНОМ ОБРАЩЕНИИ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ“

N 109-ФЗ ОТ 19.07.1997 В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В БАТЫРЕВСКОМ, КОМСОМОЛЬСКОМ, ЯЛЬЧИКСКОМ РАЙОНАХ

Коллегия отмечает, что исполнение законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами СанПиН 1.2.1077-01 “Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов“ органами местного самоуправления, руководителями коллективных хозяйств республики осуществляется не на должном уровне.

В Чувашской Республике сельскохозяйственные угодья занимают более 750 тыс. га, что составляет 12% от общей площади территории.

В 2001 г. пестициды и
агрохимикаты против различных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур были использованы на 75,2 тыс. га, что составляет 10% от общей площади сельхозугодий.

В республике основным методом борьбы с сорными растениями остается химическая прополка посевов наземной техникой с использованием широкого спектра гербицидов. В последние годы отмечается увеличение площадей химпрополки сельхозугодий и с 1999 г. они возросли с 105,6 тыс. га до 124,1 тыс. га в 2001 г. Так, площади химической прополки (в тыс. га) за указанный период в Комсомольском районе увеличились с 4,9 до 8,1, Яльчикском - с 6,5 до 7,7, Батыревском - с 11,1 до 12,0 соответственно.

Отмечается также расширение перечня используемых препаратов от 80 до 100 наименований (протравители, фунгициды, гербициды, инсектоакарициды и т.д.) и их количества, с 61,3 тонны в 2000 г. до 84,4 тонны в 2001 г. (без учета использования в личных подсобных хозяйствах).

При этом имеет место рост пестицидной нагрузки на 1 га пахотных земель с 0,16 кг/га до 0,21 кг/га. В Батыревском районе пестицидная нагрузка с 1999 г. по 2001 г. возросла с 0,19 до 0,24 кг/га, в Яльчикском - с 0,24 до 0,5 соответственно, в Комсомольском районе осталась на прежнем уровне - 0,2 кг/га.

В целом по республике использование новых видов препаратов, увеличение объемов и несоблюдение зачастую требований по их применению, а также расширение площадей обрабатываемых сельхозугодий создают предпосылки для увеличения загрязненных территорий и содержания остаточного количества пестицидов в сельскохозяйственной пищевой продукции, воде и т.д.

До 1999 г. в республике остаточное содержание пестицидов в исследованных пробах продовольственного сырья лабораториями центров Госсанэпиднадзора обнаруживалось в 6 - 7 административных территориях, в 2001 году
их количество увеличилось до 15 территорий. Обнаружение в пробах остаточного количества пестицидов к общему числу исследованных проб составили соответственно 2,65% и 2,37%.

Проведенные проверки показали, что во многих территориях республики не в полном объеме решаются вопросы безопасного обращения с пестицидами, агрохимикатами и значительное количество мероприятий таких законодательных и нормативных документов, как Закон РФ от 19.07.1997 N 109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“, СанПиН 1.2.1077-01 “Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировки пестицидов и агрохимикатов“, “Комплексный план по профилактике вредного воздействия пестицидов на здоровье населения и окружающую природную среду в Чувашской Республике на 1999 - 2003 гг.“ остаются невыполненными.

Во многих районах республики не разработаны и не приняты местные планы мероприятий по предотвращению вредного воздействия пестицидов. В администрациях и хозяйствах районов отсутствуют СанПиН 1.2.1077-01, не выполняются мероприятия республиканского “Комплексного плана...“ в части строительства, ремонта складов для хранения пестицидов, определения межхозяйственных складов, ликвидации разрушенных и заброшенных складов, обезвреживании и обеззараживании территорий.

В республике более 450 сельскохозяйственных и других предприятий используют пестициды и агрохимикаты, однако склады для их хранения имеют только 262 предприятия (58,2%). Как правило, указанные склады отсутствуют на тех предприятиях, которые образовались в результате разукрупнения коллективных хозяйств. Так, в Яльчикском районе склады для хранения пестицидов не имеют 13 хозяйств (48%), в Батыревском и Комсомольском районах по 10 хозяйств (24,4% и 38,45% соответственно). Однако эти хозяйства широко используют пестициды в практике выращивания сельскохозяйственных культур. При этом как в целом по республике, так и в проверенных районах практически не проводится строительство новых складов, не определены межхозяйственные склады для тех хозяйств, где отсутствуют эти склады.

В
последние годы неуклонно уменьшается удельный вес складов, на которые получены санитарно-эпидемиологические заключения на право получения, хранения, применения пестицидов и с 2000 г. по текущий год он уменьшился с 16,2% до 13%.

Этот показатель в Яльчикском районе составляет 42,8%, Батыревском - 12,5%, а в Комсомольском районе заключения не получены ни на один склад из 16. Тем не менее хозяйства, в которых не созданы надлежащие условия для хранения пестицидов, широко применяют их в практике выращивания сельхозкультур.

Кроме того, на складах в хозяйствах республики на 20.07.2002 хранится 44518 кг пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов, в т.ч. в Комсомольском районе 850 кг, Батыревском - 753,95 кг, Яльчикском - 1119 кг. Вместе с тем в республике до настоящего времени не решен вопрос утилизации указанных пестицидов и агрохимикатов.

В большинстве хозяйств проверенных районов отсутствуют книги учета прихода-расхода пестицидов по складам установленного образца, не ведутся журналы применения пестицидов (на посевах, в садах, теплицах и др.), не оформляются требования на получение пестицидов со склада, наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности. В основном учет использованных пестицидов ведется по бухгалтерским документам в конце сезона. Аналогичная ситуация и в хозяйствах других территорий.

Коллективными хозяйствами допускается приобретение пестицидов и других средств защиты растений у различных предпринимателей без соответствующих документов, дающих право на их использование на территории Российской Федерации.

Коллегия решает:

1. Главам райадминистраций Батыревского, Комсомольского, Яльчикского районов - Глухову Н.И., Волкову Г.Ф., Миллину Н.П.:

Обратить особое внимание на принятие действенных мер по соблюдению Федерального закона “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ от 19.07.1997 N 109-ФЗ, СанПиН 1.2.1077-01 “Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и
агрохимикатов“ в коллективных хозяйствах районов, потребовав от руководителей, главных агрономов сельхозпредприятий, крестьянских и фермерских хозяйств:

- проведения до 01.01.2003 учета, регистрации имеющихся пестицидов, выделив из них препараты с истекшим сроком годности, пришедших в негодность, не включенных в “Госкаталог“ или запрещенных к использованию на территории Российской Федерации с определением класса опасности для последующей их утилизации;

- строгого соблюдения мер безопасности при транспортировке, хранении и использовании пестицидов в соответствии с СанПиН 1.2.1077-01 “Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов“, а также строгого руководства в работе регламентами использования пестицидов в соответствии с “Государственным каталогом пестицидов, разрешенных к применению в Российской Федерации“ и “Инструкцией по профилактике отравления пчел пестицидами“;

- осуществления своевременного прохождения медосмотров лицами, контактирующими с пестицидами, и недопущения к работе лиц, не прошедших медосмотры, а также женщин моложе 35 лет и лиц пожилого возраста (женщин старше 50 лет, мужчин старше 55 лет);

- приобретения законодательных и других нормативных документов по вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

2. Министерству природопользования и земельных ресурсов Чувашской Республики:

2.1. Разработать в 1 квартале 2003 г. совместно с Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики мероприятия по уничтожению или обезвреживанию пестицидов с истекшим сроком годности, пришедших в негодность и запрещенных к использованию, а также тары из-под них, согласовав места и способы утилизации с Центром Госсанэпиднадзора в Чувашской Республике.

3. ФГУ “Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Чувашской Республике“:

3.1. Решить вопрос об организации централизованного сбора пестицидов с истекшим сроком годности, пришедших в негодность, неизвестных и запрещенных к использованию, а также тары из-под них для дальнейшей утилизации и исключения случаев их хищения и
использования.

3.2. Провести в I квартале 2002 года семинар-совещание и обучение агрономической службы сельхозпредприятий по вопросам гигиены применения пестицидов и агрохимикатов.

3.3. Оживить работу со средствами массовой информации для населения по разъяснению правил использования и профилактики отравлений пестицидами в быту и личных подсобных хозяйствах.

4. Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики:

4.1. Осуществлять контроль за выполнением хозяйствующими субъектами Чувашской Республики Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ в первую очередь ст. 19, 20, 22, 23, 24.

4.2. Предусмотреть в плане работы на 2003 г. организацию проверок выполнения “Комплексного плана мероприятий по профилактике вредного воздействия пестицидов на окружающую природную среду и здоровье населения в Чувашской Республике на 1999 - 2003 гг.“, а также подготовку к разработке перспективного плана на последующие годы.

5. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Чувашской Республики:

5.1. Обеспечить полноту охвата и действенность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность с пестицидами и агрохимикатами на всех этапах обращения с ними.

5.2. Использовать в полной мере предоставленные санитарным законодательством права, обращая особое внимание на пресечение санитарных правонарушений, в части запрещения применения химических средств защиты растений, не включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов.

5.3. Своевременно выносить на рассмотрение органов местного самоуправления, санитарно-противоэпидемических комиссий ход выполнения законодательных и других нормативных документов по безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами.

5.4. Организовать широкую пропаганду мер личной и общественной профилактики отравлений пестицидами и агрохимикатами с использованием всех доступных средств массовой информации.

6. Данное решение коллегии довести до сведения всех заинтересованных министерств и ведомств и глав райадминистраций.

7. Информацию о ходе выполнения данного решения коллегии представить
в ЦГСЭН в Чувашской Республике к 01.10.2003.

8. Контроль за выполнением данного решения возложить на зам. главного врача ЦГСЭН в Чувашской Республике Захарову В.И. и о ходе выполнения доложить мне 01.11.2003.

Председатель коллегии,

Главный государственный санитарный врач

по Чувашской Республике

Е.Ф.РАБОТАЕВ