Законы и бизнес в России

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 23.10.2002 N 3-47-02 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 1 постановления Кабинета Министров ЧР от 28.05.1999 N 142 в части установления на постоянной основе утверждаемых границ угодий общего пользования (государственного резервного фонда) Чувашской Республики в Козловском, Марпосадском, Ядринском районах>

Определением Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 31-Г02-24 данное решение оставлено без изменения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 23 октября 2002 г. N 3-47-02

(извлечение)

Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Союза обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики “Чувашохотрыболовсоюз“ о признании недействительным пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 1999 года N 142 в части установления на постоянной основе утверждаемых границ угодий общего пользования (государственного резервного фонда) Чувашской Республики в Козловском, Марпосадском, Ядринском районах,

установил:

со ссылкой на необходимость обеспечения прав граждан на осуществление любительской охоты и иных видов
пользования объектами охоты 28 мая 1999 года Кабинет Министров Чувашской Республики принял постановление N 142 “О границах угодий общего пользования, устанавливаемых на постоянной основе“.

Чувашская республиканская общественная организация “Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики“ обратилась в суд с жалобой о признании частично недействительным пункта 1 названного постановления. По мнению заявителя, предусмотренное данным пунктом положение об утверждении прилагаемых границ угодий общего пользования (государственного резервного фонда) Чувашской Республики, устанавливаемых на постоянной основе, по Козловскому району, не соответствует требованиям Федерального закона “О животном мире“, а также нарушает права общественного объединения и его членов на получение охотничьих угодий в утвержденных границах в пользование на долгосрочной основе. Изменение режима охотопользования на указанных территориях может отрицательно повлиять на состояние охотничьего хозяйства, объектов охоты.

В судебном заседании заявитель в лице своих представителей изменил и дополнил свои требования и просил признать недействительным пункт 1 указанного постановления в части установления на постоянной основе утверждаемых границ угодий общего пользования (государственного резервного фонда) Чувашской Республики в Козловском, Марпосадском, Ядринском районах. Заявитель считает, что резервирование на постоянной основе в каждом административном районе Чувашской Республики площадей угодий общего пользования служит препятствием осуществлять ведение охотничьего хозяйства юридическими лицами на территориях указанных районов в утвержденных границах.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики возражали против удовлетворения заявления, утверждая, что постановление принято органом государственной власти в пределах предоставленных законом полномочий, оно не противоречит как Федеральному закону “О животном мире“, так и Закону Чувашской Республики “Об охоте и охотничьем хозяйстве в Чувашской Республике“.

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать,
Верховный суд Чувашской Республики находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом регулирования оспариваемого заявителем постановления Кабинета Министров Чувашской Республики является определение и утверждение границ охотничьих угодий общего пользования на территории Чувашской Республики.

Правовое регулирование этих отношений согласно статье 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, а также сохранения и восстановления среды его обитания, является Федеральный закон “О животном мире“ от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ.

В соответствии со статьей 41 указанного Федерального закона отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе данного Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В отсутствие упомянутого выше специального регулирования на федеральном уровне субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование рассматриваемых отношений в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “О животном мире“.

Оспариваемое заявителем постановление принято Кабинетом Министров Чувашской Республики с учетом разделения охотничьих угодий на три вида:

- угодья, закрепленные за государственными, общественными и иными организациями, охота в которых производится по специальным разрешениям, выдаваемым этими организациями;

- угодья общего пользования (государственный резервный фонд) - охотничьи угодья, не предоставленные охотопользователям;

- угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники, зеленые зоны).

Такое разделение охотничьих угодий на территории Чувашской Республики нашло закрепление и в статье 26 Закона Чувашской Республики “Об охоте и охотничьем хозяйстве в Чувашской Республике“ от 3 мая 2001 года N 10.

Законность такого определения охотничьих угодий не оспаривается
и заявителем.

Указанное правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, определенных статьей 6 Федерального закона “О животном мире“.

Устанавливая утверждаемые границы угодий общего пользования на постоянной основе, Кабинет Министров Чувашской Республики также не вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий.

Содержание рассматриваемой нормы в оспариваемой части сводится к закреплению утверждаемых границ угодий общего пользования (государственного резервного фонда) на долгий срок, до следующего их пересмотра.

Не имеется нормативных актов большей юридической силы, запрещающих такое установление.

Оспариваемые положения нормативного правового акта ни прямо, ни косвенно не ущемляют основные неотчуждаемые права и свободы гражданина, перечисленные в Конституции РФ.

Из смысла статьи 33 Федерального закона “О животном мире“ следует, что предоставление в пользование объектов животного мира, не относящихся к федеральной собственности, передано на усмотрение компетентного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оспариваемая норма не регламентирует порядок предоставления животного мира в пользование, не разрешает вопросов закрепления в пользование конкретных охотничьих угодий конкретным пользователям.

В связи с изложенным, не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о несоблюдении органом исполнительной власти Чувашской Республики антимонопольного законодательства, нарушении оспариваемым актом приоритетного права общественного объединения, ранее осуществлявшего разрешенное пользование на данной территории, на предоставление охотничьих угодий в пользование.

То обстоятельство, что изданное 28 мая 1999 года постановление Правительства Чувашской Республики, прошедшее государственную регистрацию, было официально опубликовано для всеобщего сведения только 11 октября 2002 года, не является основанием признать его недействительным.

Правовой акт стал отвечать предъявляемым требованиям по порядку опубликования с 11 октября 2002 года, потому он может рассматриваться в качестве нормативного правового акта только с момента его
официального опубликования.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт компетентным правотворческим органом издан в пределах его полномочий и в соответствии с законом, не нарушает права заявителя, права членов общественного объединения, заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь изложенным, ст. 191 - 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный суд Чувашской Республики

решил:

заявление Союза обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики “Чувашохотрыболовсоюз“ о признании недействительным пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 1999 года N 142 в части установления на постоянной основе утверждаемых границ угодий общего пользования (государственного резервного фонда) Чувашской Республики в Козловском, Марпосадском, Ядринском районах оставить без удовлетворения.

С решением в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном суде Чувашской Республики 28 октября 2002 года.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок, начиная с 29 октября 2002 года.