Законы и бизнес в России

Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.08.2002 по делу N А79-3233/98 <Об оставлении без изменения определения Арбитражного суда ЧР от 13 июня 2002 года по делу N А79-3233/98>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 09.10.2002 по делу N А79-3233/98 данное постановление оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 1 августа 2002 г. по делу N А79-3233/98

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики

при участии представителей от заявителя и от отделения Пенсионного фонда,

рассмотрев в заседании апелляционную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарск

на определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.06.2002 года по делу N А79-3233/98,

установил:

решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.12.1998 года с открытого акционерного общества “Нерудстром“ в пользу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике взыскано 1902744 руб. задолженности и пени с обращением взыскания на имущество
открытого акционерного общества “Нерудстром“.

Заявитель - Инспекция МНС России по г. Новочебоксарску - просил в порядке ст. 40 АПК РФ произвести замену взыскателя - ОПФ РФ - Единая пенсионная служба по Чувашской Республике по исполнительному листу N 011190 от 28.01.1999 на стадии исполнительного производства, полагая, что в силу ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ налоговый орган является правопреемником взыскателя по взысканию с должника сумм недоимки по страховым взносам и пеней, образовавшихся на 01.01.2001.

Определением Арбитражного суда от 13.06.2002 года заявление оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить и удовлетворить заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарск.

В обоснование жалобы заявитель указал, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений, в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, которой установлено, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением арбитражного суда правоотношении суд производит замену этой стороны правопреемником, указывая об этом в определении, решении или постановлении.

В указанной статье не содержится положения, согласно которому правопреемство возможно только, когда правопреемство произошло в материальном плане.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р Пенсионным Фондом РФ осуществлена передача недоимки плательщиков страховых
взносов по состоянию на 01.01.2001 налоговым органам Российской Федерации по актам сверки расчетов с плательщиками страховых взносов. В общую сумму сальдовых остатков (недоимка/переплата) входят суммы задолженности по исполнительным листам, переданным на исполнение в службу судебных приставов. В п. 5 актов сверки отражаются сведения по исполнительным листам и состоянию задолженности. В каждом акте сверки имеется подпись руководителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, что свидетельствует о принятии Инспекцией от отделения Пенсионного фонда для дальнейшей работы общей суммы недоимки.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ N 699 издано 01.10.2001, а не 01.10.2002.

В отношении ОАО “Нерудстром“ Инспекцией МНС России по г. Новочебоксарск принято решение о реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 699 “О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001“ контроль за осуществлением реструктуризации возложен на налоговый орган.

Взыскатель, возражая против доводов заявителя указал, что норма Закона, на которую ссылается Инспекция в обоснование требования о замене взыскателя, предоставляет полномочия налоговым органам по взысканию с 01.01.2001 недоимок, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 01.01.2001, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 указанного Закона.

В соответствии с п. 7 ст. 9 и п. 2 ст. 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
в пределах своей компетенции осуществляет налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при этом пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные для налоговых органов. В отношении должника - ОАО “Нерудстром“ - меры по принудительному взысканию недоимки и пени в судебном порядке были приняты Отделением Пенсионного Фонда Чувашской Республики в 1998 году, по арбитражному делу принято решение; на основании выданного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. Полномочия по контролю за ходом исполнительного производства налоговым органам действующим законодательством не передавались.

В материальном плане между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговыми органами правопреемство нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Акт сверки расчетов отражает наличие общей задолженности по недоимкам, пеням и штрафами и не является документом передачи прав взыскателя - Отделения Пенсионного фонда в объеме исполнительных листов налоговому органу.

Взыскатель считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Представитель должника, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Отзыв не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив приведенные в жалобе, суд не находит оснований для отмены определения суда.

Согласно ст. 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением арбитражного суда правоотношении суд производит замену этой стороны правопреемником, указывая об этом в определении, решении или постановлении.

Замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном процессе возможно, когда произошло правопреемство в материальном правоотношении.

Судом первой инстанции правильно сделан вывод об отсутствии правопреемства в материальном правоотношении, поскольку стороной в нем было и остается само государство, а не его органы.

Акт сверки подтверждает наличие задолженности, но не факт передачи прав и обязанностей.

Руководствуясь
статьями 157 - 160 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13 июня 2002 года по делу N А79-3233/98 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарск - без удовлетворения.