Законы и бизнес в России

Обзор практики рассмотрения судами Чувашской Республики гражданских дел, связанных с назначением пенсии за выслугу лет (по материалам кассационного и надзорного производства), Верховного суда Чувашской Республики

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБЗОР

ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С НАЗНАЧЕНИЕМ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

(ПО МАТЕРИАЛАМ КАССАЦИОННОГО И НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА),

ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Назначение пенсии за выслугу лет было предусмотрено Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“.

В связи с введением в действие с 01.01.2002 Федерального закона РФ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ данный Закон утратил силу, однако дела данной категории в производстве судов есть, и с принятием нового закона их количество не только не уменьшится, но, возможно, и увеличится. Наработанная судами практика рассмотрения таких споров может быть полезной и при применении Федерального
закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 77 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

Основная масса рассмотренных дел о назначении пенсии за выслугу лет - это дела о назначении пенсии за выслугу лет в связи в педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью

в школах и других учреждениях для детей

Согласно ст. 80 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В соответствии со ст. 83 Закона - списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги лет и назначения пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“ (Список 1991 года).

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден новый список, который называется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право
на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а также были утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 до 1 ноября 1999 года (времени вступления данного постановления в силу) выслуга, дающая право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей подлежит определению по Списку 1991 года, а с 1 ноября 1999 года выслуга подлежит определению по Списку 1999 года.

Согласно абзацу 2 п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года с изменениями от 1 февраля 2001 года - Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи в педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.

Таким образом, по желанию гражданина при исчислении выслуги лет до 1 ноября 1999 года могут применяться Правила, но не Список, утвержденный постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года.

Иногда судами допускаются в этой части ошибки.

Так, Московский районный суд г. Чебоксары, рассматривая гражданское дело по жалобе И. на отказ УПФ в назначении пенсии за выслугу лет, в своем решении от 27 сентября 2001 года указал, что И. в период с 1981 по 1985 год работал руководителем физвоспитания. Списком от 1991 года данная должность предусмотрена не
была, однако должность руководителя физвоспитания имеется в Списке от 1999 года. И суд со ссылкой на абзац 2 п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 2001 года пришел к выводу о необходимости зачета указанного периода в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Отменяя указанное решение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда ЧР в определении от 29 октября 2001 года в качестве одного из оснований отмены судебного решения указала, что данный вывод суда является ошибочным, поскольку согласно абзацу 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года по желанию гражданина для исчисления выслуги лет до 1 ноября 1999 года могут применяться лишь Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года, а не утвержденные этим же постановлением Списки.

Ответ на вопрос, каким образом по желанию гражданина для исчисления выслуги лет до 1 ноября 1999 года могут применяться Правила, содержится в Информационном письме Минтруда РФ и ПФР от 10, 16 июля 2001 года N 2878-16/06-25/5838, в котором даются разъяснения с приведением соответствующих примеров.

Кроме того, имеются разъяснения Минтруда РФ от 24 августа 2000 года N 61 “О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 года N 240 “О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067“ (утв. постановлением Минтруда РФ от 24 августа 200 года N 61).

И, если в ходе рассмотрения дела возникнут вопросы по применению Правил, следует обратиться к указанным нормативным актам.

С указанными выше Списками, Правилами и практикой их применения пенсионными органами и связано основное количество
судебных дел, поскольку, руководствуясь данными Списками, пенсионные органы отказывали гражданам в назначении пенсии по выслуге лет по мотивам несоответствия должности, которую занимали работники или несоответствия наименования учреждения, в которых они работали, наименованиям должностей или учреждений, указанным в Списках.

Необходимо отметить, что суды в целом правильно подходили к разрешению указанных вопросов и стояли на защите пенсионных прав граждан.

В ходе рассмотрения таких споров судам приходилось сталкиваться с рядом вопросов.

Включается ли в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работа в образовательных учреждениях, не включенных в Списки?

Ответ. Да. Включается, если работник занимался педагогической деятельностью на должностях, включенных в Списки.

Так, решением Шумерлинского районного суда ЧР от 29 сентября 2001 года была удовлетворена жалоба А. на отказ УПФ в назначении пенсии за выслугу лет и на Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шумерля и Шумерлинском районе возложена обязанность назначить А. пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью с 29 сентября 2001 года, включив периоды работы с 01.11.1999 по 29.09.2001 в педагогический стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просило решение отменить по тем основаниям, что суд необоснованно включил указанный период времени в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, поскольку А. в этот период работала в Шумерлинской основной общеобразовательной санаторной школе-интернате. Тип данного учреждения не соответствует типу учреждений, указанных в п. 4 раздела “Наименование учреждений“ Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики кассационная жалоба Управления Пенсионного фонда была оставлена без
удовлетворения по тем основаниям, что ст. 80, 83 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ предусматривают назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Правительству РФ было поручено по согласованию с Пенсионным фондом РФ утвердить списки работ (профессий и должностей) с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не типов и видов учреждений, работа в которых дает право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Правительство же вышло за пределы предоставленных ему прав, утвердив не только списки должностей, но и учреждений.

Исследуя вопрос о выполняемой А. работе, суд установил, что А. в указанный период осуществляла педагогическую деятельность, занимая должность воспитателя, которая включена в Список.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении указанного периода времени в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Другой пример:

Чебоксарским районным судом рассматривалось дело, связанное с отказом УПФ включить в стаж работы Н., дающий право на получение пенсии по выслуге лет, период работы в Кугесьской средней общеобразовательной школе-лицее учителем начальных классов по мотивам отсутствия в Списках такого учреждения как школа-лицей.

Как следовало из материалов дела, постановлением главы администрации Чебоксарского района от 23 июня 1998 года Кугесьская средняя общеобразовательная школа N 2 была реорганизована в Кугесьскую среднюю общеобразовательную школу-лицей и просуществовала в таком виде до 17 ноября 2000 года.

Разрешая спор, суд
установил, что в результате реорганизации средней общеобразовательной школы в среднюю общеобразовательную школу-лицей воспитательные и образовательные задачи и функции каких-либо изменений не претерпели, учебные планы школы-лицея соответствовали требованиям учебных планов общеобразовательных учреждений и школа-лицей осуществляла образовательный процесс по установленным государственным образовательным стандартам, функции истицы, как учителя начальных классов в результате реорганизации не изменялись.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики, рассматривая дело в кассационном порядке отказала в удовлетворении жалобы УПФ, указав, что при установленных судом обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанный период подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет.

Аналогичные дела рассматривались и другими судами Республики, которые всегда стояли на позициях защиты пенсионных прав граждан.

При рассмотрении таких споров суды правильно исходили из того, что неприведение или несвоевременное приведение работодателями наименований своих учреждений в соответствие с требованиями закона само по себе не может служить основанием для отказа в защите пенсионных прав граждан.

Главным критерием, дающим право на пенсию за выслугу лет, является занятие работниками должности, включенной в Списки и осуществление педагогической деятельности в учреждении, которое является образовательным учреждением для детей.

При определении является ли данное учреждение образовательным, следует исходить из анализа положений Закона РФ “Об образовании“, Типовых положений об образовательных учреждениях. Существуют в частности:

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204.

- Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117.

-
Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате.

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677.

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233.

- Типовое положение об учреждении начального профессионального образования утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 650.

Кроме того, необходимо исходить и из сведений, содержащихся в Уставах конкретных образовательных учреждений об основных целях, задачах и содержании учебных процессов.

Анализ указанных актов во многих случаях помогает прийти к правильному выводу и принять законное и обоснованное решение по делу.

Что же касается Списка 1991 года, то определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 года Раздел “Наименование учреждений“ Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“ (утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 и действующего в редакции от 22 сентября 1993 года), признан недействительным по мотивам превышения Правительством Российской Федерации предоставленных ему ст. 83 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ полномочий. Верховный Суд РФ указал, что ст. 83 Закона уполномочивала Правительство РФ утвердить списки соответствующих работ (профессий и должностей),
с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет и не уполномочивала утверждать списки учреждений, работа в которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет.

Следующий вопрос, с которым сталкивались суды.

Включается ли в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работа в образовательных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными?

Данный вопрос возник в связи с тем, что согласно абзацу 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждений для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждений для детей“. Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществляющейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Этот вопрос был предметом судебного исследования Верховного Суда РФ и решением указанного суда от 7 июня 2001 года абзац 1 пункта 2 указанного постановления был признан недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии со статьями 80 и 83 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ - пенсия в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по
согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“.

В силу пункта 2 названного постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Из этого следует, что по постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции от 1 февраля 2001 г.) вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 того же постановления, Правила, утвержденные этим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 г.

Таким образом, предписанием постановления от 22 сентября 1999 г. N 1067 сужена сфера действия Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ и с 1 ноября 1999 г. педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, не дает права на получение пенсии за выслугу лет.

Между тем Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, его статьи 80 и 83, во исполнение которых было принято оспариваемое постановление, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей.

Согласно статье 55 Федерального закона “Об образовании“ (в редакции от 7 августа 2000 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона “Об образовании“ образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Следовательно, предписание постановления, как нарушающее право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не соответствующее закону, должно быть признано недействительным.

Принимая решение, суд учел и то обстоятельство, что на день принятия оспариваемого постановления редакция статей 80 и 83 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ не претерпела никаких изменений.

В связи с принятием Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ возникает вопрос.

Включается ли в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работа в образовательных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными в связи с введением в действие Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“?

15 декабря 2001 года был принят Федеральный закон N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, вступивший в силу со дня его официального опубликования (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г., N 51, ст. 4832).

17 декабря 2001 года принят Федеральный закон N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, вступивший в силу с 1 января 2002 года.

Согласно ст. 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ“ со дня вступления в силу данного Закона утрачивают силу Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“. Другие федеральные законы, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

ФЗ 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ устанавливает следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и отдельного вида пенсии такового как пенсия за выслугу лет он не содержит.

Но при этом ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях“ предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

В частности, в подпункте 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ указывается на то, что пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Таким образом, право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность не менее 25 лет на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренное ФЗ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, трансформировалось в их право, предусмотренное Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ на досрочное получение трудовой пенсии ранее наступления возраста, предусмотренного ст. 7 данного Закона.

Поскольку статья 55 Федерального закона “Об образовании“ (в редакции от 7 августа 2000 г.) говорит о том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке установленном законодательством Российской Федерации, ФЗ “О трудовых пенсиях“ гласит, что правом на назначение пенсии ранее достижения установленного ст. 7 Закона возраста обладают лишь лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а согласно ст. 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ“ со дня вступления в силу данного Закона другие федеральные законы, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, то с момента вступления в силу данного закона в стаж педагогической работы, дающей право на назначение пенсии ранее достижения установленного возраста может быть засчитано лишь время работы в государственных и муниципальных учреждениях.

Что же касается стажа педагогической работы до вступления в силу ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, то, видимо, следует исходить из того, что время педагогической работы до 1 января 2002 года в учреждениях, не относящихся к государственным и муниципальным, следует включать в стаж, дающий право на назначение пенсии до достижения установленного возраста, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях“.

Этот вывод вытекает из следующего.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.

Поскольку право работников, занимавшихся педагогической деятельностью на получение пенсии за выслугу лет трансформировалось в их право на досрочное получение трудовой пенсии, а действовавшие до 1 января 2002 года законы не содержали запрета на включение данного периода в специальный стаж, то невключение указанного периода в стаж, дающий право на назначении пенсии до достижения установленного возраста, поставило бы работников, обращающихся за назначением пенсии после 1 января 2002 года, в более худшее положение, чем те, которым пенсия по выслуге лет уже была назначена.

К данному выводу можно прийти и исходя из положений ст. 29 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“, в соответствии с которой размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего ФЗ по нормам Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если при пересчете размера трудовой пенсии размер пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

Кроме того, согласно ст. 30, п. 9 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2001 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В практике возникает также вопрос о включении в стаж, предоставляющий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в учреждениях, не являющихся юридическими лицами.

Решением Шумерлинского районного суда ЧР от 20 февраля 2002 года была удовлетворена жалоба С. на отказ УПФ в назначении пенсии. На УПФ РФ в городе Шумерля и Шумерлинском районе была возложена обязанность по назначению С. пенсии за выслугу лет по педагогической деятельности с 18 октября 2001 года, включив в педагогический стаж для назначения пенсии за выслугу лет периоды работы с 01.11.1999 по 29 декабря 1999 года и с 05.10.1992 по 01.07.1993.

Обжалуя указанное решение УПФ РФ указало на то, что период работы в ясли-саду с 05.10.1992 по 01.07.1993 не подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, поскольку образовательное учреждение, в котором истица работала, в спорный период не являлось юридическим лицом.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, указала на то, что доводы УПФ не основаны на законе. Пенсия по выслуге лет назначается педагогическим работникам в соответствии со статьями 80, 83 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“. Ни в Законе, ни в изданном во исполнение данного Закона постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 нет ссылок на то, что для включения в специальный стаж, требуемой для назначения пенсии по выслуге лет необходимо заниматься педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, имеющих статус юридического лица. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Таким образом, для включения спорного периода в специальный стаж, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет не требуется, чтобы учреждение, в котором работал работник, являлось юридическим лицом, главное, чтобы работник занимался педагогической деятельностью в должностях, предусмотренных Списками.

Аналогичный вывод содержится и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2001 года, опубликованном в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2002 год.

Установление тождественности должностей и учреждений,

предусмотренных Списками с должностями и учреждениями,

имевшими иные, ранее применявшиеся наименования

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 - устанавливать тождественность между должностями и учреждениями, предусмотренными Списками, указанными в п. 3 этого постановления, и аналогичными должностями и учреждениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования предоставлено право Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации.

По данному вопросу имеется письмо Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 20-51-2760/20-5, в котором указывается на то, что Минтруд РФ требует указания в представлениях об установлении тождественности сведений о том когда и на основании каких нормативных правовых актов были изменены наименования должностей и учреждений, по которым устанавливается тождественность. К представлению должны прилагаться нормативные правовые акты, подтверждающие, что та или иная должность либо учреждение, предусмотренные вышеназванными Списками, ранее имели иные наименования, и что впоследствии эти наименования были изменены.

Представленные документы рассматриваются Минтрудом России, после чего вопрос о возможности установления тождественности согласовывается с Пенсионным фондом России. Тождественность по должностям и учреждениям, наименования которых не предусматривались нормативными правовыми актами, установлена быть не может.

На практике же наименование многих учреждений не соответствует нормативно-правовым актам, многие учреждения и организации при утверждении штатных расписаний давали некоторым должностям наименования, которые не содержатся в ЕТ КС и граждане получить защиту в указанном порядке не могут.

Кроме того, Министерство труда и социального развития Российской Федерации тождественность по обращениям граждан не устанавливает и установить не может в силу большого объема работы, которую необходимо было бы произвести.

А связи с этим возникает вопрос.

Могут ли суды устанавливать тождественность фактически занимаемой должности, наименование которой не соответствует Спискам, наименованиям должностей, указанным в Списках?

Поскольку указанным постановлением такое право предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ, а указанные органы выполнить эту работу не в состоянии, то суды в целях защиты пенсионных прав фактически проверяют соответствие фактически выполняемой работы наименованию должностей на которых лица работали и наименованиям должностей, включенных в Списки, то есть устанавливают определенную тождественность, хотя это несколько не та тождественность, определение которой возложено на Министерство труда и социального развития РФ.

1. Так, А. обратился в Чебоксарский районный суд с иском о признании права на получение пенсии по выслуге лет, в связи с занятием педагогической деятельностью, обязании назначить пенсию. В обоснование требований он указал, что Управление пенсионного фонда отказывается включать в период работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет три периода его работы в должности тренера детско-юношеских спортивных школ и в Комбинате спортивных сооружений. На самом же деле, будучи по приказу принятым на должность тренера, фактически он работал на должности тренера-преподавателя по спортивной гимнастике.

Согласно ст. 12 Закона РФ “Об образовании“ спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования и работа в указанных учреждениях на должностях, указанных в Списках дает право на получение пенсии по выслуге лет. В Списках имеется должность тренера-преподавателя.

Разрешая спор по существу суд установил, что действительно, согласно существующих приказов, А. был принят на работу тренером по спортивной гимнастике.

Вместе с тем в своей деятельности в период с 1973 года ДЮСШ независимо от ведомственной принадлежности должны были и руководствовались Типовым положением о ДЮСШ, утвержденным Госкомитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, ВЦСПС от 15.07.1964, и в соответствии с данным Положением в спортивных школах предусматривались должности тренер“-преподавателя и всем руководителям спортивных школ предписывалось привести наименование должностей в соответствие с указанным документом.

Установив, что выполняемая истцом работа должна была именоваться тренер-преподаватель, фактически он выполнялв порядке жалобного производства, указала, что данный довод несостоятелен. В связи с отказом назначить предусмотренную законом пенсию между гражданином и пенсионным органом возникает спор о праве гражданском, он разрешается с учетом правил искового производства и ссылка на ст. 239.5 ГПК РСФСР неуместна.

Тот факт, что дело судом было рассмотрено не в исковом производстве, а по правилам жалобного производства, не влечет отмену решения, поскольку правильное по существу решение не может быть в силу ч. 2 ст. 306 ГПК РСФСР отменено по формальным основаниям.

Вместе с тем следует отметить, что Президиум Верховного суда ЧР стоит на иных позициях.

В частности, К. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары о признании права на пенсию за выслугу лет. Решением мирового судьи Московского района отказ комиссии по назначению пенсии в назначении пенсии признан незаконным.

Отменяя указанное решение мирового судьи, Президиум Верховного суда ЧР 07.03.2002 (дело N 44-Г-29) указал, что, поскольку К. оспаривала отказ в назначении пенсии, указанный спор подлежал рассмотрению по правилам обжалования действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, в порядке, предусмотренном главой 24.1 ГПК РСФСР, а дела данной категории мировым судьям неподсудны.

Вопрос: Может ли взыскиваться компенсация морального вреда при признании отказа УПФ в назначении пенсии незаконным?

Пенсионное законодательство Российской Федерации не содержит норм, обязывающих Пенсионный фонд Российской Федерации возмещать моральный вред. Суды в случае предъявления указанного требования в удовлетворении иска отказывали. Данная позиция представляется правильной, поскольку денежные средства, аккумулирующиеся в Пенсионном фонде, имеют целевое назначение и должны направляться исключительно на выплаты пенсий.

Судебная коллегия

по гражданским делам

Верховного суда

Чувашской Республики

12 апреля 2002 года