Законы и бизнес в России

Постановление Кабинета Министров ЧР от 31.08.1999 N 196 “О Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики“

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 1999 г. N 196

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ИМУЩЕСТВОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, находящимся в собственности Чувашской Республики, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию управления государственным имуществом Чувашской Республики;

план подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики в 1999 - 2000 годах.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Чувашской Республики от 25 января 1994 г. N 26 “О Концепции управления государственным имуществом на территории Чувашской Республики в условиях переходного периода рыночных преобразований и структурной перестройки экономики“.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики

Э.АБЛЯКИМОВ

Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Чувашской
Республики

от 31.08.1999 N 196

КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Введение

Данная Концепция управления государственным имуществом Чувашской Республики (далее - Концепция) определяет основные цели и принципы государственной политики Чувашской Республики в области управления государственным сектором экономики, под которым в настоящей Концепции понимается совокупность экономических отношений с участием государственного имущества, закрепленного на вещных правах за республиканскими государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также имущественных прав Чувашской Республики, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (далее - республиканское имущество). Не являются предметом рассмотрения Концепции недра, леса, иные объекты окружающей среды, объекты интеллектуальной собственности.

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, создания экономически и логически выверенной системы критериев необходимости отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственности.

Целью настоящей Концепции является оценка эффективности управления республиканским имуществом, выявления проблем, выработка направлений и организационных мер для их устранения.

В настоящей Концепции используются следующие понятия:

управляющие - это руководители государственных унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления иных коммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;

система управления республиканским имуществом, включающая создание условий и обязательный порядок определения способа достижения цели, то есть детальные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядок выбора управляющих, их мотивации, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, их отчетность, принятие управленческих решений по результатам контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о состоянии дел управляющих и объектов управления;

объекты управления, состоящие из республиканских государственных унитарных предприятий
и учреждений (далее - предприятия и учреждения); пакетов акций (доли, паи), находящихся в республиканской собственности, в уставных капиталах хозяйственных обществ и государственной недвижимости, находящейся в собственности Чувашской Республики (далее - республиканская недвижимость).

I. Цели и задачи управления республиканским имуществом

1.1. Государственная политика, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:

максимизация доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности для обеспечения предпосылок устойчивого экономического роста;

вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности;

использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.

1.2. Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики республиканским органам исполнительной власти необходимо решать следующие задачи:

полная инвентаризация объектов республиканской собственности, построение системы учета этих объектов, разграничение и оформление прав на них;

классификация объектов республиканской собственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;

постановка целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав Чувашской Республики, как участника (акционера) в коммерческих организациях;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью республиканского имущества, а также за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;

программно-информационная поддержка всех элементов системы управления недвижимостью на основе современных технологий.

1.3. Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти.

II. Управление республиканскими государственными

унитарными предприятиями и учреждениями

2.1. Оценка состояния.

В настоящее время в Чувашской Республике насчитывается 445 предприятий и учреждений (272 предприятия и 173 учреждения).

2.1.1. Функции по управлению предприятиями в части сохранности и материальной ответственности распределены между органом по
управлению имуществом и республиканскими отраслевыми органами исполнительной власти.

Министерство государственного имущества Чувашской Республики (далее - Мингосимущество Чувашской Республики):

закрепляет за предприятиями и учреждениями имущество, относящееся к республиканской собственности, на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также согласовывает вопросы распоряжения движимым имуществом предприятий и учреждений;

согласовывает учредительные документы предприятий и учреждений;

принимает решения о дальнейшем использовании республиканского имущества в пределах своей компетенции, готовит и вносит такие предложения в Кабинет Министров Чувашской Республики;

выполняет другие функции.

Республиканские отраслевые органы исполнительной власти (далее - отраслевые министерства):

вносят в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений;

утверждают учредительные документы предприятий и учреждений;

назначают и освобождают от должности руководителей предприятий и учреждений, заключают, изменяют и расторгают контракты с их руководителями;

выполняют другие функции.

2.1.2. Предприятия.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Не со всеми руководителями предприятий заключены контракты, а из заключенных большинство не предусматривает ответственности руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности и нецелевое использование государственного имущества.

Кроме того, что количество республиканских унитарных предприятий весьма значительно, их круг в настоящее время не является сознательным выбором органов исполнительной власти Чувашской Республики, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих государственных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном, в силу их низкой ликвидности).

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом управления предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих предприятий
(их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

В частности, руководители предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны с необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством в отношении предприятий, созданных на базе имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не дают ему возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий и даже определять эти показатели.

Для республиканских предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Ряд республиканских предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, функционирует в организационно-правовой форме, не предусмотренной действующим законодательством. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания республиканских предприятий, а также порядок их функционирования. Не сформирован полный реестр предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Не определен порядок участия собственника в принятии решения об использовании чистой прибыли предприятия.

Учреждения.

Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из республиканского бюджета Чувашской Республики.

Нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества, часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования республиканского имущества не перечисляются и не учитываются в республиканском бюджете Чувашской Республики.

Отраслевые министерства, имеющие подведомственные учреждения, не способствуют организации учета закрепленного за ними республиканского имущества. Мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений ими не проводятся.

2.2. Основные выводы:

деятельность многих организаций, созданных в форме государственных унитарных предприятий, не соответствует целям и
задачам, для осуществления которых они созданы;

существующая система управления предприятиями и учреждениями нуждается в реформировании;

имеющееся количество предприятий и учреждений не соответствует возможностям республики по управлению ими и контролю за их деятельностью.

2.3. Основные направления повышения эффективности управления.

2.3.1. Определение круга и количества предприятий и учреждений, необходимых для выполнения государственных функций.

Установить, что создание организаций в форме государственного унитарного предприятия осуществляется исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

Критериями отбора таких предприятий должны являться:

использование имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности;

осуществление деятельности, направленной на решение социальной задачи реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;

производство отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте;

осуществление деятельности, допускаемой законодательством, исключительно для государственных унитарных предприятий;

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных социально и экономически значимых производств.

В случае принятия решения о несоответствии деятельности предприятия определенным для выполнения государственных функций задачам осуществляется:

реорганизация предприятий, в том числе преобразование предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;

реструктуризация предприятий;

передача предприятий в муниципальную собственность;

ликвидация предприятий.

2.3.2. Определение целей государства применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению.

Для предприятий, отвечающих критериям отбора государственных унитарных предприятий, должно быть предусмотрено:

установление обязательных требований представления руководителями предприятий в отраслевые министерства и утверждение последними предложений о способе достижения цели государства, включающих в себя программу деятельности предприятия (план, бизнес - план) и предусматривающих достижение ими определенных качественных результатов;

установление отраслевыми министерствами по согласованию с Министерством экономики Чувашской Республики (далее - Минэкономики Чувашской Республики) плановых заданий, исходя из целей и задач,
стоящих перед предприятиями, а также порядка отчетности по их выполнению, рассмотрению, утверждению и оценке;

проведение аттестации руководителей предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента.

Аналогичный подход должен быть реализован отраслевыми министерствами социальной сферы и государственного управления.

2.3.3. Установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес - плана).

В частности, при обосновании невозможности достижении цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана), при наличии обоснования могут приниматься решения:

о реорганизации;

о ликвидации предприятия;

о приватизации республиканского имущества;

об изменении программы (плана, бизнес - плана).

При освобождении руководителя от должности назначение руководителя вновь должно производиться, как правило, на конкурсной основе.

Конкурсные комиссии создаются при отраслевых министерствах, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), с включением в ее состав представителей других республиканских органов исполнительной власти, в том числе Минэкономики Чувашской Республики и Мингосимущества Чувашской Республики.

2.3.4. Установление контроля за деятельностью руководителей предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений, для чего необходимо:

привести организационно-правовые формы всех предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства;

провести ревизии учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерными (типовыми);

привести контракты с руководителями предприятий в соответствие с типовым (примерным) контрактом;

создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии унитарных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ с участием государства;

отраслевым министерствам по согласованию с Минэкономики Чувашской Республики установить основные экономические и иные качественные показатели работы предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;

отраслевым министерствам проводить систематический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, ежегодные аудиторские проверки по выборочному кругу предприятий с привлечением аудиторов из числа
уполномоченных Мингосимуществом Чувашской Республики.

2.3.5. Установление порядка участия собственника в принятии решения о направлении использования чистой прибыли предприятия.

2.3.6. Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.

Перечень нормативных правовых актов, которые предполагается принять, изложен в Плане подготовки нормативных правых актов, обеспечивающих реализацию настоящей Концепции.

2.3.7. Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

к поступлению дополнительных доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации предприятий и учреждений;

к сокращению количества предприятий и учреждений, снижению расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на их содержание;

к снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности оставшихся предприятий.

III. Управление пакетами акций (долями, паями)

Чувашской Республики в уставных капиталах

хозяйственных обществ

3.1. Оценка состояния управления республиканскими пакетами акций (долями, паями).

В настоящее время Чувашская Республика является акционером (участником) в 27 хозяйственных обществах, где ее доля превышает 25 процентов уставного капитала (всего Чувашская Республика участвует в 139 хозяйственных обществах), представляющих базовые отрасли народного хозяйства. Кроме того, в отношении 19 открытых акционерных обществ используется специальное право (“золотая акция“).

В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом:

более 50 процентов - 11 акционерных обществ;

от 20 процентов до 50 процентов - 60 акционерных обществ;

от 10 процентов до 20 процентов - 37 акционерных обществ;

менее 10 процентов - 31 акционерное общество.

Из числа акций, находящихся в республиканской собственности, закрепленными в соответствии с правовыми актами являются акции 69 акционерных обществ.

В бюджет от дивидендов по республиканскому пакету акций поступило в 1995 году - 1,0 млн. рублей, в 1996 году - 1,7 млн. рублей, в 1997 году - 1,4 млн. рублей, в 1998
году - 1,5 млн. рублей, в 1999 году предполагается получить 1,7 млн. рублей.

3.1.1. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами в процессе управления акциями, находящимися в республиканской собственности, а также осуществления прав участника в хозяйственных обществах принимают участие Президент Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, Мингосимущество Чувашской Республики, Фонд имущества Чувашской Республики и отраслевые министерства.

Президент Чувашской Республики устанавливает порядок принятия решений об управлении и распоряжении республиканскими акциями, в том числе порядок осуществления залоговых операций с республиканскими акциями, порядок передачи их в доверительное управление.

Кабинет Министров Чувашской Республики принимает решения о приватизации пакетов акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ в республиканской собственности, об использовании в отношении открытых акционерных обществ специального права (“золотой акции“) и осуществляет другие функции по управлению республиканскими акциями.

Мингосимущество Чувашской Республики готовит решения о приватизации пакетов акций, назначает представителей Чувашской Республики в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в республиканской собственности или в отношении которых используется специальное право (“золотая акция“), от имени Чувашской Республики осуществляет права акционера акционерных обществ, акции которых закреплены в республиканской собственности или в отношении которых используется специальное право (“золотая акция“), дает письменные директивы представителям Чувашской Республики на голосование по вопросам повестки дня органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Чувашской Республики в акционерных обществах, организует учет пакетов акций, находящихся в республиканской собственности, и ведение соответствующего учета, контролирует ведение реестра акционеров обществ с долей участия государства или с использованием специального права (“золотая акция“), полноту и своевременность перечисления дивидендов в республиканский бюджет Чувашской Республики и выполняет
другие функции.

Фонд имущества Чувашской Республики от имени Чувашской Республики владеет переданными ему акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет в этот период полномочия Чувашской Республики как акционера в акционерных обществах, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи акций, осуществляет контроль за полнотой и своевременным перечислением дивидендов в республиканский бюджет Чувашской Республики по находящимся у него акциям и осуществляет другие функции.

Отраслевые министерства представляют в Мингосимущество Чувашской Республики и Фонд имущества Чувашской Республики кандидатуры для выборов (назначения) их представителями государства в органы управления хозяйственными обществ, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, а также предложения по голосованию представителей Чувашской Республики по вопросам повестки дня органов управления акционерных обществ, кандидатуры, выдвигаемые на пост генерального директора (директора) и председателя Советов директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ.

3.1.2. Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах через институт своих представителей, назначенных решениями Мингосимущества Чувашской Республики либо выбираемых годовыми общими собраниями акционеров. Их число в настоящее время составляет 155 человек. Из них - 69,7 процента являются работниками отраслевых министерств и ведомств, 5,8 процента - территориальных органов федеральных министерств и ведомств, 14,8 процента - Мингосимущества Чувашской Республики, Фонда имущества Чувашской Республики, 9,6 процента - работниками органов местного самоуправления. Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. Таким образом, институт представителей государства на 99,9 процента состоит из государственных служащих.

С учетом количества хозяйственных обществ, в которых Чувашская Республика является акционером (участником), их значимости для экономики республики, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов нельзя признать применяемую в большинстве случаев систему управления посредством института представителей, состоящих практически исключительно из государственных служащих, эффективной.

Существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления.

Широкое участие в качестве представителей государственных служащих создает проблему несоответствия количества организаций, в которых государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. Однако практика привлечения доверительных управляющих, которая в большей степени отвечает требованиям профессиональности управления и обеспечения ответственности за его результаты, в настоящее время неоднозначна и связана с единичным наличием в республике профессиональных управляющих, удовлетворяющих в полной мере требованиям, предъявляемым действующим законодательством (наличие собственного капитала, лицензии Федеральной комиссии; по рынку ценных бумаг на управление ценными бумагами и т.д.).

Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями, закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов.

3.2. Основные выводы:

отсутствуют четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, утверждения предложений о способе достижения цели государства, преследуемой в деятельности соответствующих хозяйственных обществ, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий;

отсутствует упорядоченная практика получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных обществах, в которых участвует Чувашская Республика;

учредительные документы акционерных обществ не в полной мере соответствуют требованиям достижения целей государства и защиты его интересов.

3.3. Основные направления повышения эффективности управления.

3.3.1. Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть осознана и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих либо назначаемые из числа государственных служащих.

Утвержденные отраслевым министерством предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющих.

Кроме того, необходимо нормативно определить:

пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и отраслевых министерств при принятии управляющими решений, выходящих за пределы полномочий управляющего;

обязательные требования к форме и содержанию предложений по способу достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, обязательные критерии оценки достижения результата управления в деятельности хозяйственных обществ.

Необходимо установить, что при обосновании невозможности достижения цели государства, выполнении программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Чувашской Республики в хозяйственном обществе, о распоряжении акциями (долями, паями) иным образом, в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур, об изменении целей или программы деятельности управляющего.

Представляется необходимым составить перечень тех обществ, в которых цель государства не может быть достигнута усилиями управляющего вследствие незначительности возможностей влияния.

Следует разработать систему обучения и повышения квалификации управляющих.

3.3.2. Классификация хозяйственных обществ не только по количественным, но и по качественным показателям. При этом целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности пакетов акций, долей (паев) Чувашской Республики, по отношению к которым необходимо осуществлять разные управляющие воздействия.

Направления классификации:

а) в зависимости от степени ликвидности акций:

акции, которые могут быть реализованы с быстрым значительным поступлением средств в бюджет;

акции, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет;

акции, реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна в силу их низкой ликвидности либо в связи с отсутствием спроса;

б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций;

в) в зависимости от целей, которые преследует государство в деятельности хозяйственных обществ:

стратегическое либо экономическое значение для обеспечения определенных государственных задач (оборона, безопасность и т.п.);

социальные программы;

естественные монополии;

реализация перспективных проектов;

г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ, обусловленной количеством акций, размером долей, паев (количеством голосов в органах управления организацией);

д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство:

стабильное финансовое состояние;

есть риск банкротства (имеется просроченная задолженность более 3 месяцев, имеется задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами или по заработной плате);

введена процедура, установленная законодательством о банкротстве;

е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации.

3.3.3. При управлении пакетами акций, закрепленными в республиканской собственности в целях осуществления общегосударственных функций:

координация работы отраслевых министерств в процессе управления пакетами акций Мингосимуществом Чувашской Республики;

установление порядка и проведение аттестации специалистов на право участия в управлении хозяйственными обществами;

назначение представителей государства в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, из числа профессионалов, в том числе из числа специалистов отраслевых министерств, Мингосимущества Чувашской Республики, Фонда имущества Чувашской Республики;

в необходимых случаях назначение представителями государства сотрудников Мингосимущества Чувашской Республики, для которых выполнение функций по представлению интересов Чувашской Республики в хозяйственных обществах является основной деятельностью;

выдача Мингосимуществом Чувашской Республики письменных указаний представителям государства для голосования в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, по согласованию с отраслевыми министерствами;

направление в Мингосимущество Чувашской Республики и отраслевые министерства не менее 10 процентов средств от поступивших в республиканский бюджет дивидендов по акциям, находившимся в республиканской собственности, на цели финансирования расходов, связанных с их управлением. При этом до половины указанных средств направляются в отраслевые министерства для финансирования деятельности, связанной с управлением пакета акций подведомственных им акционерных обществ;

приобретение акций организации для усиления государственного участия, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и для этого есть необходимые ресурсы;

установление механизма сохранения пакета (доли участия) при осуществлении дополнительных эмиссий;

замена закрепленного в республиканской собственности пакета акций на специальное право (“золотая акция“);

пересмотр уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов республики.

3.3.4. В целях увеличения неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение, не требующим значительных инвестиционных вложений:

приватизация пакетов акций в соответствии с уже определенными механизмами (аукцион, специализированный аукцион, коммерческий конкурс с инвестиционными и/или социальными условиями) с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей;

в отношении обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ - вывод из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации.

3.3.5. В целях привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поддержки отечественных товаропроизводителей:

использование пакетов акций, находящихся в республиканской собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;

повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уста“ном капитале;

приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций при наличии обоснований с позиции эффективности, доходности подобного размещения имущества и социально-экономической целесообразности и их последующая продажа или передача в доверительное управление.

3.3.6. В целях оптимизации управленческих затрат:

сокращение количества находящихся в республиканской собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовывать регулирующую и контрольную функции государства. Отчуждение акций (долей, паев) производится в тех случаях, когда цель, преследуемая государством в деятельности хозяйственного общества, может быть достигнута иным, кроме участия, способом;

продажа мелких пакетов неликвидных акций с использованием механизма обратного выкупа акций акционерным обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Федеральным законом “Об акционерных обществах“;

продажа мелких пакетов неликвидных акций, в случае невозможности их реализации на аукционе, работникам этих акционерных обществ по номинальной стоимости.

3.3.7. Осуществление институциональных преобразований в экономике.

В отношении организаций, имеющих значительную задолженность перед республиканским бюджетом, предлагается принимать решение о реорганизации или о банкротстве по инициативе собственника с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации “чистых“ эффективных компаний.

Большинство крупных промышленных предприятий имеет громоздкую структуру, используемую для производства разных видов продукции. В отношении таких предприятий должна осуществляться реструктуризация с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, созданием на базе этого имущественного комплекса 100-процентного государственного акционерного общества и продажей остального имущества для развития нового производства.

3.3.8. Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

к увеличению доходов от управления находящимися в республиканской собственности пакетами акций;

к сокращению количества закрепленных в республиканской собственности пакетов акций, в первую очередь из числа мелких и неликвидных;

к функционированию механизма учета и контроля организаций, в которых Чувашская Республика участвует, а также отчетности и контроля управляющих;

к наполнению и усилению практического значения реестра пакетов акций (долей) республиканской собственности.

IV. Управление республиканской недвижимостью

4.1. Оценка состояния.

В республиканской собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 1176,7 тыс. кв. метров, из них от 42,6 тыс. кв. метров сдаваемых в аренду, поступило в бюджет: в 1995 году - 1,89 млн. рублей, в 1996 году - 1,03 млн. рублей, в 1997 году - 2,52 млн. рублей, в 1998 году - 2,67 млн. рублей, в 1999 году (ожидание) - 3,5 млн. рублей.

4.1.1. Вместе с тем в существующей системе управления недвижимостью в Чувашской Республике имеется ряд нерешенных проблем:

не сформирован полный реестр республиканской недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и, как следствие, влечет невозможность контроля реальных денежных потоков, проведения достоверного анализа эффективности использования недвижимости, прогноза поступления средств в республиканский бюджет Чувашской Республики;

отсутствует система рыночной оценки объектов и прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению арендных платежей;

полномочия государства, как собственника недвижимости, осуществляются различными органами исполнительной власти, деятельность которых часто не взаимоувязана едиными принципами и установленным порядком;

права государства на принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в учреждениях юстиции, осуществляющих государственную регистрацию этих прав в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;

не определены порядок использования и источники финансирования расходов по содержанию объектов недвижимости, не имеющих спроса, и объектов, которые не могут быть реализованы в силу их низкой ликвидности (например, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения);

информационное обеспечение процесса управления недвижимым имуществом не соответствует необходимым требованиям.

Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

4.2. Основные направления повышения эффективности управления республиканской недвижимостью.

4.2.1. В основу управления недвижимостью должен быть положен принцип пообъектного управления, для чего необходимо:

сформировать полный реестр республиканской недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, классификацию их по назначению и возможности использования (объекты незавершенного строительства, административные здания, объекты социального и культурно-бытового назначения), с пообъектной регистрацией имущественных прав и оценкой недвижимости;

сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);

обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование республиканской недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке;

создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать при распоряжении республиканским имуществом различные правовые конструкции (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал и т.д.), ориентируясь на максимальную эффективность и обоснованность в каждом конкретном случае;

урегулировать вопросы приобретения государством недвижимости, четко определив цели, для достижения которых могут быть произведены такие действия;

установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

определить балансодержателя неликвидных объектов недвижимости, установив источники их финансирования;

выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество республиканских учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Провести изъятие указанного имущества.

4.2.2. Поскольку государство при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками, а не как властный субъект, то для эффективного управления недвижимостью необходимо использовать механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско-правовому должна быть определена фиксированная пропорция средств, остающаяся у органа по управлению недвижимостью, с последующим зачетом этих средств в счет финансирования из бюджета.

4.2.3. Процедура принятия решения по распоряжению объектами недвижимости должна включать в себя в обязательном порядке следующие принципы:

безусловный приоритет возмездного вида пользования, с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

высокодоходная недвижимость - должна использоваться в коммерческих целях (при классификации среди учтенных объектов выделить объекты исключительно коммерческого использования);

максимальное сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;

максимальная прозрачность процедур предоставления в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии двух и более заявителей обязателен способ предоставления объектов путем проведения публичных торгов;

максимальное упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращения ее сроков;

объекты незавершенного строительства, объекты, требующие реконструкции, - должны предоставляться на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не пользующиеся спросом, должны предоставляться инвесторам безвозмездно либо под соответствующий государственным интересам инвестиционный проект;

могут быть предоставлены государственные компенсации или гарантии.

4.2.4. Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

увеличение в доходной части бюджета имущественной составляющей;

обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.

V. Заключение

5.1. Значение настоящей Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника республиканского имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики.

Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей Концепции является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в республике и осуществления важнейшей функции государства - развивающей и стимулирующей - в отношении экономики Чувашской Республики.

5.2. Необходимо отдельно, в рамках системы управления государственным имуществом, рассмотреть вопрос банкротства предприятий.

Выплата предприятием всего объема задолженности может означать исчезновение бизнеса как такового. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, т.е. на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному начислению налогов, к нормальному функционированию производства, увеличению числа рабочих мест, привлечению инвестиций.

Именно при реализации процедур банкротства происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.

Исходя из изложенного участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть ориентировано на следующее:

на осуществление реструктуризации предприятий;

на долгосрочные перспективы не в ущерб фискальным краткосрочным интересам;

на привлечение эффективных собственников.

5.3. Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации настоящей Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные социально-экономические интересы Чувашской Республики, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника.

Утвержден

Постановлением

Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 31.08.1999 N 196

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ

РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ИМУЩЕСТВОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1999 - 2000 ГОДАХ

---T---------------------------------------------T---------------¬

¦NN¦ Наименование проекта нормативного ¦ Ответственные ¦

¦пп¦ правового акта ¦ исполнители ¦

+--+---------------------------------------------+---------------+

¦ 1¦ 2 ¦ 3 ¦

L--+---------------------------------------------+----------------

I. В сфере управления государственными

предприятиями и учреждениями

1. Закон Чувашской Республики “Об управлении Мингосимущество

государственным имуществом“ Чувашской

Республики,

Минэкономики

Чувашской

Республики,

Госкомзем

Чувашской

Республики

2. Постановление Кабинета Министров Чувашской Мингосимущество

Республики “О внесении изменений и Чувашской

дополнений в Республиканскую программу Республики,

приватизации“ республиканские

отраслевые

министерства

3. Постановление Кабинета Министров Чувашской Мингосимущество

Республики “О внесении изменений и Чувашской

дополнений в ранее принятые постановления Республики,

Кабинета Министров Чувашской Республики Минтруд

от 18 июня 1997 г. N 125 и от 1 декабря Чувашской

1998 г. N 350“ Республики

4. О мониторинге финансового состояния Мингосимущество

республиканских унитарных предприятий Чувашской

Республики,

Минэкономики

Чувашской

Республики,

Госкомстат

Чувашской

Республики,

Минфин

Чувашской

Республики

5. Постановление Кабинета Министров Чувашской Мингосимущество

Республики “О Соглашении с Агентством Чувашской

Федеральной службы России по делам Республики,

несостоятельности и финансовому Агентство ФСДН

оздоровлению в Чувашской Республике“ в Чувашской

Республике

6. Об утверждении перечня и методики Минэкономики

определения основных экономических Чувашской

показателей эффективности деятельности Республики,

республиканских государственных унитарных Мингосимущество

предприятий и хозяйственных обществ с Чувашской

участием Чувашской Республики Республики,

Госкомстат

Чувашской

Республики

7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Мингосимущество

Республики “О признании утратившими силу Чувашской

некоторых постановлений Кабинета Министров Республики

Чувашской Республики“

8. О признании утратившими силу ранее принятых Мингосимущество

решений Мингосимущества Чувашской Республики Чувашской

Республики

II. В сфере управления пакетами акций республиканской

собственности, долями (паями) Чувашской Республики

в уставных капиталах хозяйственных обществ

1. Постановление Кабинета Министров Чувашской Фонд имущества

Республики “Об утверждении положения о Фонде Чувашской

имущества Чувашской Республики“ Республики,

Мингосимущество

Чувашской

Республики

III. В сфере управления недвижимостью

Чувашской Республики

1. Постановление Кабинета Министров Чувашской Мингосимущество

Республики “О внесении изменений в Чувашской

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики

Республики от 27 ноября 1998 г. N 340“