Законы и бизнес в России

Решение Думы Нижневартовского района от 09.12.2009 N 111 “Об утверждении программы “Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года“

ДУМА НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 9 декабря 2009 г. N 111

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ “РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА ДО 2012 ГОДА“

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 N 102-оз “Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре“, от 28.02.2006 N 35-оз “О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры“, Уставом района, в целях создания структуры системы здравоохранения на прочной базе первичного медико-санитарного обслуживания жителей Нижневартовского района, заслушав и публично обсудив проект программы “Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года“, Дума района
решила:

1. Утвердить программу “Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года“ согласно приложению.

2. Решение опубликовать в районной газете “Новости Приобья“.

3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, налогам, финансам и социально-экономическим вопросам Думы района (О.Г.Дурова).

Глава района

Б.А.САЛОМАТИН

Приложение

к решению Думы района

от 09.12.2009 N 111

ПРОГРАММА

“РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

ДО 2012 ГОДА“

Введение

Программа “Развитие системы здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года“ (далее - Программа) разработана в соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции от 24.07.2007), Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции от 21.07.2007), от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции от 02.10.2007), Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.02.2006 N 35-оз “О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры“, от 11.11.2005 N 102-оз “Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре“ (в редакции от 30.03.2009 N 25-оз), Уставом Нижневартовского района, на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“).

Программа включает семь подпрограмм:

“Улучшение состояния здоровья населения“, “Профилактика“,
“Сокращение распространенности болезней и травматизма“, “Дети“, “Инвалиды и престарелые люди“, “Коренные малочисленные народности“ и “Ресурсы здравоохранения“.

Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик-координатор - муниципальное учреждение “Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район“.

Реализация Программы направлена на согласование усилий представительных и исполнительных органов власти, медицинских учреждений и организаций в области охраны здоровья населения района, повышение эффективности системы муниципального здравоохранения.

Накопленный опыт решения вопросов по охране здоровья и развитию системы здравоохранения в рамках федеральных, окружных и муниципальных целевых программ, результаты анализа реализации мероприятий, наличие проблем, негативные тенденции в состоянии общественного здоровья населения района, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в районе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы в данном направлении.

Последовательное осуществление мероприятий по реализации Программы должно привести к улучшению доступности и повышению качества медицинской помощи населению, укреплению общественного здоровья и развитию системы муниципального здравоохранения на прочной базе первичного медико-санитарного обслуживания жителей района.

Успешной реализации Программы будет способствовать расширение интеграции и межмуниципального сотрудничества с медицинскими учреждениями и организациями муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

I. Концепция Программы

1.1. Основы Программы

Основу Программы “Развитие здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года“ составляют:

основные тенденции и закономерности здоровья населения Нижневартовского района (демографическая ситуация, показатели заболеваемости населения и распространенности социально значимых заболеваний, материалы комплексных социально-гигиенических исследований);

сложившиеся социально-экономические условия в районе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и тенденции;

анализ состояния системы здравоохранения района, его отдельных служб (состояние и основные проблемы развития амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи, службы охраны материнства и детства, специализированной медицинской помощи), сложившейся системы финансирования и управления здравоохранением;

оценка опыта развития здравоохранения в районе за
предыдущие годы, положительный региональный, отечественный и международный опыт, рекомендации ВОЗ;

обобщенное мнение депутатов Думы Нижневартовского района, муниципальных служащих, медицинских работников о состоянии медицинского обслуживания населения и перспективах дальнейшего развития, экспертные заключения ученых и специалистов.

1.2. Стратегическая цель и приоритеты социальной политики

органов исполнительной власти муниципального образования

в области здравоохранения

Важнейшим моментом современности является потребность в здоровом обществе - здоровом физически и нравственно. Здоровье является не только моральным обязательством, но и основным правом человека.

Стратегической целью политики органов исполнительной власти района в сфере здравоохранения является достижение каждым района уровня здоровья, которое позволит обеспечить качество жизни в совокупности социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности.

Администрация района обеспечивает организацию системы здравоохранения района и защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом района.

Программа развития здравоохранения Нижневартовского района до 2012 года призвана обеспечить конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь абсолютно приоритетным, а изменение уровня общественного здоровья признать оценкой успешной деятельности представительных органов и администрации всех уровней муниципальной власти.

Главный врач МУ “ЦРБ МО Нижневартовский район“ является ключевым лицом для обеспечения здоровья населения.

Инвестиции в здравоохранение являются обоснованными, эффективность использования инвестиций выражается в социально-экономическом эквиваленте: сокращении заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения района.

1.3. Характеристика использования программно-целевого метода

для решения сложившихся проблем в здравоохранении района

Программа является инструментом реализации эффективных мер по охране и укреплению здоровья населения и развитию
муниципальной системы здравоохранения.

Использование программно-целевого метода при решении вопросов улучшения системы здравоохранения позволяет исключить:

разрозненные усилия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов исполнительной власти муниципального образования Нижневартовский район, “несистемный“ подход к решению стоящих задач в данной области;

недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем здоровья населения;

более высокий уровень общей и младенческой смертности населения района в сравнении со средними показателями по округу;

снижение доступности и качества медицинской помощи населению;

увеличение количества пациентов с выраженными и запущенными формами заболеваний;

дисбаланс между первичным звеном медико-санитарной помощи, вторичным - специализированной медицинской помощи и третичной - высокотехнологичной медицинской помощи, что в свою очередь, многократно повысит затраты на оказание медицинской помощи населению;

ухудшение условий труда и снижение уровня профессиональной подготовки медицинских работников.

Программно-целевой метод планирования деятельности системы здравоохранения позволит обеспечить комплексный подход к решению проблем здравоохранения, усилить меры первичной медицинской и социальной профилактики, укрепления здоровья отдельных групп населения (детей, женщин, подростков, коренных малочисленных народов Севера, лиц старших возрастов), проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, содействие популяризации среди населения активного отдыха и массовой физической культуры, рационального питания, активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения.

Кроме того, отказ от использования программно-целевого метода отрицательно скажется на системе диспансеризации населения как метода реализации профилактического направления в практике здравоохранения, снизится медицинская, социальная и экономическая эффективность системы здравоохранения.

1.4. Приоритетные направления развития системы

здравоохранения и средства их реализации

В сложившихся условиях с учетом соответствующих положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации и одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“, приоритетными
направлениями развития системы здравоохранения Нижневартовского района являются:

Оптимизация организации медицинской помощи

Ключевым аспектом совершенствования организации оказания медицинской помощи в системе муниципального здравоохранения является укрепление первичного звена здравоохранения, ответственного за предотвращение большинства потерь в здоровье населения.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи на базе муниципального здравоохранения. Оптимизация системы предусматривает перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический.

Особая роль отводится развитию института врача общей практики.

В условиях Нижневартовского района предстоит создание модели, когда отделение общей врачебной практики входит в структуру поликлиник районных больниц, тогда как на базе самостоятельных амбулаторий и амбулаторий при участковых больницах должны быть организованы отделения общей врачебной практики (семейной медицины) как отдельные функционирующие подразделения.

На базе лечебно-профилактических учреждений района должны развиваться консультативно-диагностические службы, отделения дневного пребывания пациентов (дневные стационары), центры амбулаторной хирургии и кабинеты медико-социально-психологической помощи.

Оптимизация стационарной медицинской помощи по степени интенсивности оказываемой помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества круглосуточных коек в зависимости от степени интенсивности лечебно-диагностического процесса:

интенсивное лечение - до 20 процентов коек от общего числа;

длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 процентов;

медико-социальная помощь - 15 - 20 процентов.

Необходимо повысить эффективность применения стационарозамещающих технологий (дневные формы пребывания пациентов в стационарах, организация “стационаров на дому“).

Принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию службы планирования семьи и безопасного материнства.

Укрепление службы скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными и адаптированными к особым климатическим условиям средствами для оказания медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов при угрожающих и
опасных для жизни состояниях и заболеваниях.

Необходимо осуществлять комплексные меры по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению по социально значимым заболеваниям (включая сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез, психические заболевания, наркоманию, заболевания, передаваемые половым путем), развитию межрайонных медицинских центров, межмуниципальному сотрудничеству учреждений здравоохранения муниципальных образований: Нижневартовского района, городов Нижневартовск, Мегион, Лангепас, Покачи, Радужный как одной из моделей реорганизации системы предоставления медицинской помощи населению в системе муниципального здравоохранения.

Особое значение должно уделяться сбалансированности первичной, вторичной (специализированной помощи) и третичной (высокотехнологичной, с применением интенсивных технологий диагностики и лечения) медицинской помощи.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важная роль принадлежит формирующемуся частному сектору. Создание конкурентной среды в здравоохранении за счет функционирования учреждений здравоохранения с различной формой собственности (государственных, муниципальных и частных) является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Повышению качества медицинской помощи способствует внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов, профилактики заболеваний, формирование системы контроля качества медицинской и лекарственной помощи (ведомственного и вневедомственного контроля).

Управление здравоохранением

Развитие здравоохранения тормозится неадекватным управлением на всех его уровнях, в связи с чем успешное реформирование системы зависит от совершенствования всех составляющих сферы управления здравоохранением, а именно формирования политики здравоохранения и программно-целевого подхода к решению стратегических целей и задач (разработка целевых программ), финансированию здравоохранения, эффективному использованию ее кадровых и материальных ресурсов, а также совершенствования системы менеджмента в здравоохранении.

Следует устранить наиболее общие проблемы управления:

недооценку в политике и стратегии здравоохранения факторов и условий, определяющих здоровье населения;

развитие стационарной медицинской помощи в ущерб амбулаторно-поликлинической в системе первичной медико-санитарной помощи;

преобладание лечебной медицины над профилактической, ориентацию медицинской помощи на медикаментозное лечение, приводящее к сверхпотреблению лекарственных средств;

малоэффективное привлечение ресурсов высших медицинских образовательных учреждений
и научно-исследовательских институтов для решения научно-практических задач в сфере здравоохранения.

Формирование политики здравоохранения

Основной функцией управления следует считать формирование муниципальной политики в области здравоохранения. На высшем административном уровне представительной и исполнительной власти обеспечить принятие правовых актов по определению стратегии развития здравоохранения и медицинского страхования, исполнению федеральных, областных, окружных целевых программ, разработке нормативно-методической базы муниципального здравоохранения, координации деятельности органов муниципальной власти, медицинских учреждений и организаций по вопросам охраны здоровья населения.

Разработка целевых программ

Одной из главных задач управления здравоохранением на муниципальном уровне следует считать разработку и реализацию муниципальных целевых и комплексных программ здравоохранения, содержащих показатели объема деятельности.

Данная Программа включает гарантии по обеспечению граждан Нижневартовского района бесплатной медицинской помощью. Эффективность реализации Программы оценивается путем мониторинга показателей состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения.

Финансирование здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость объемов финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.

Система финансирования Программы должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

В этих целях необходимо обеспечить целевое финансирование приоритетных направлений охраны здоровья населения.

Развитие системы здравоохранения, ее кадровых и материальных ресурсов

Обеспечить создание инфраструктуры муниципальной системы здравоохранения.

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по специальностям: врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим медицинским образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения.

Успешное решение задач по развитию здравоохранения невозможно без улучшения подбора, подготовки руководящих кадров, без создания действенного и подготовленного резерва руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, организаций обязательного медицинского страхования.

Развитие материальных ресурсов
здравоохранения следует осуществлять исходя из принципа использования технологий социально приемлемых и экономически реальных.

Средства реализации Программы

В качестве основных средств реализации Программы являются:

информатизация здравоохранения, внедрение автоматизированных систем управления - автоматизированное рабочее место врача, медицинской сестры, автоматизированной системы управления лечебно-профилактического учреждения;

система контроля со стороны органов власти и общественных организаций по конкретным утвержденным показателям, характеризующим состояние здоровья населения и деятельность служб здравоохранения;

научное и методическое сопровождение реализации Программы.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения

программными методами

В условиях экономических и социальных трансформаций в Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сформирована адекватная современному этапу развития страны законодательная и материально-техническая база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в области охраны здоровья населения.

Медико-демографическая ситуация, сложившаяся в Нижневартовском районе в последние годы, носит позитивный характер.

Численность населения Нижневартовского района имеет тенденцию к росту. По прогнозу на начало 2012 года численность населения района составит 35,17 тыс. человек.

Рождаемость населения Нижневартовского района растет и достигнет по прогнозу к 2012 году 13,6%, а общая смертность имеет тенденцию к стабилизации, что в итоге характеризует положительный естественный прирост населения района, который к 2012 году может увеличиться до 8%.

Младенческая и перинатальная смертность как показатели благосостояния народа и качества медицинского обслуживания населения имеют выраженную тенденцию к снижению, а материнская смертность с 2002 года не регистрируется.

За 1998 - 2007 годы показатель распространенности заболеваний на 1000 населения Нижневартовского района увеличился с 1059,4 в 1998 году до 1397,0 в 2007 году (в 1,3 раза). В течение всего анализируемого периода, за исключением 2004 года, показатели распространенности заболеваний в районе остаются ниже, чем в целом по ХМАО - Югре, ЯНАО,
Тюменской области и России.

В структуре распространенности заболеваний на долю классов, занимающих первые шесть ранговых мест, приходится 67,2% от числа всех случаев. На первом месте находятся болезни органов дыхания (30%), на втором - болезни органов кровообращения (8%), третье место занимают болезни костно-мышечной системы (7,7%).

Уровень первичной заболеваемости населения Нижневартовского района снизился с 873,6 в 2003 году до 738,8 в 2008 году на 1000 населения, причем уровень заболеваемости по району значительно (в 1,2 раза) ниже, чем по округу. Это относится ко всем классам болезней, за исключением болезней нервной системы и болезней крови и кроветворных органов.

В структуре первичной заболеваемости ведущее место занимают болезни органов дыхания, второе - травмы и отравления. На третьем месте у взрослого населения стоят болезни костно-мышечной системы, а среди всего населения - инфекционные и паразитарные болезни.

Заболеваемость и распространенность болезней у КМНС в районе имеет свои особенности. Заболеваемость взрослого населения болезнями органов дыхания составляет 412,4%, обуславливают почти половину (43%) всей первичной заболеваемости. Более высокие уровни заболеваемости по сравнению с окружными показателями отмечаются по болезням органов кровообращения, пищеварения, болезням костно-мышечной системы.

Показатели распространенности болезней у коренных малочисленных народностей Севера выше окружных по классам болезней органов дыхания (552,5), инфекционных и паразитарных болезней (475,3), болезней крови, кроветворных органов. Частота врожденных аномалий в 2 раза выше среднего уровня по району и округу, в том числе по врожденным аномалиям сердца.

Таким образом, сохраняется актуальность проблемы медицинского обеспечения коренных малочисленных народов Севера.

Муниципальная система здравоохранения Нижневартовского района представлена следующими учреждениями: центральная районная больница с функциями органа управления здравоохранения - 1, районная больница - 1, участковых больниц - 3, самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений - 5, отделений скорой медицинской помощи - 2, ФАП - 7.

Состояние зданий больничных учреждений не отвечают предъявляемым к ним требованиям, половина больничных учреждений имеют все виды благоустройства, отдельные виды благоустройства (водопровод, центральное отопление и канализацию) имеют 90,0% зданий. Телефонизировано - 91,7% больничных учреждений.

Состояние 21,4% зданий амбулаторно-поликлинических учреждений не отвечают всем предъявляемым к ним требованиям (14,3% - требуют реконструкции и 7,1% капитального ремонта).

Основным источником финансирования системы здравоохранения являются средства муниципального бюджета. За 2007 год доля средств муниципального бюджета на здравоохранение Нижневартовского района составила 93,2%, окружного - 3,4%, федерального - 0,7%. Доля средств из внебюджетных источников за 2007 год - 2,7%, или 282 рубля на одного жителя района. Из всех источников финансирования здравоохранения района на одного жителя в 2007 году приходилось 10556,9 рубля, что ниже средне-окружных показателей (12540,1 руб.).

Анализ работы скорой медицинской помощи показал, что количество выездов за 2003 - 2007 годы составляет 5 на одного жителя в год. Укомплектованность кадрами службы скорой медицинской помощи составляет 100,0% врачами, средними медицинскими работниками, младшим медицинским персоналом. Коэффициент совместительства составляет по врачебным должностям - 1,0, по среднему медицинскому персоналу - 1,16. Квалификационную категорию имеют 33,3% врачей и 100,0% фельдшеров.

В структуре вызовов СМП преобладают вызовы по поводу несчастных случаев, внезапных заболеваний, родов, их доля составляет от 89,2% до 90,9%; доля перевозок увеличилась до 20,6%, среднесуточная нагрузка на 1 бригаду СМП находится на уровне 9 - 13 вызовов в сутки, а среднее время ожидания обслуживания составляет 7 минут.

Следует отметить, что ресурсное обеспечение и состояние материально-технической базы службы скорой медицинской помощи не отвечает современным требованиям. Парк автомобилей, работающих в системе скорой медицинской помощи, составляет 4 единицы, 2 автомобиля находятся в эксплуатации более 4 лет и требуют замены. Обеспечение службы телефонной и радиосвязью удовлетворительное.

Обеспечение населения Нижневартовского района амбулаторно-поликлинической помощью имеет тенденцию к росту. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений за 2002 - 2007 годы выросла на 6,2%, а в расчете на 10000 населения - на 2,3%. Отмечается стабильность числа посещений к врачам на одного жителя в год - 10,5 - 11,2.

В районе развернуто 198 коек, из них: терапевтического профиля - 72, хирургического - 15. Число коек уменьшилось на 23,8% (с 260 коек в 2001 году). Численность хирургических коек остается стабильной, а терапевтического профиля уменьшилась на 8,4%. Акушерско-гинекологических коек - 40 (6 - родильных, 37 - гинекологических и абортных), количество педиатрических коек уменьшилось с 50 в 2002 году до 28 в 2008 году. Обеспеченность койками населения района снизилась с 78,5 коек на 10000 населения в 2001 году до 57,2 коек в 2008 году, в том числе терапевтического профиля - с 28,7 коек в 2001 году до 20,8 в 2008 году и хирургического профиля - с 4,5 в 2001 году до 4,3 в 2008 году.

Летальность больных в целом по стационарам за период с 2001 по 2008 годы находится на уровне 0,39 - 0,43%.

В состоянии здоровья детей отмечаются неблагоприятные тенденции относительно органов зрения. В 2007 году у детей до 14 лет выявлены нарушения осанки у 6,2% детей, понижение остроты зрения - у 3,0%, в 2008 году - нарушение осанки - 4,0%, снижение остроты зрения - 3,2%.

Число беременных женщин, поступивших под наблюдение со сроком беременности до 12 недель, составляет 79,5% в 2008 году (82,7% по округу). В структуре заболеваемости беременных первостепенное значение имеют отеки, протеинурия и гипертензивные расстройства (32,1%), анемии (29,1%, по округу - 83), болезни мочеполовой системы (26,5%). Болезни системы кровообращения, щитовидной железы и венозные осложнения имеют тенденцию к снижению.

Удельный вес нормальных родов с 1998 года увеличился с 10,3% до 78,3% в 2008 году, что выше, чем по округу (35,4%). Однако увеличивается количество родов, осложненных поздними гестозами, - с 3788,0 в 2002 до 4166,6 в 2007, болезнями мочеполовой системы, - с 525,9 в 2002 до 833,3 в 2008 году на 10000 родов.

Изучение мнения респондентов о работе системы здравоохранения показало, что большинство опрошенных специалистов и муниципальных служащих не в полной мере понимают термин “реформы здравоохранения“ и считают приоритетными направлениями реформирования здравоохранения в районе развитие его инфраструктуры, материальных и кадровых ресурсов, управление и соответствующее финансирование.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты реализации федеральных и окружных целевых программ по улучшению здоровья населения и развитию системы здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, требуют решения на окружном и муниципальном уровнях вопросы создания полноценной системы организации медицинской помощи на всех ее этапах - первичной медико-санитарной помощи на сельском врачебном участке, специализированной медицинской помощи на муниципальном уровне и высокотехнологичной медицинской помощи в системе окружных лечебно-профилактических учреждений.

В Программе учтены территориальные особенности района. Нижневартовский район - самый большой по занимаемой площади среди районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (117,31 тыс. кв. км) и протяженность (с запада на восток 620 км, а с севера на юг - 370 км) территории, небольшую численность жителей населенных пунктов с высокой ее вариабельностью от 414 (д. Вата) до 16539 (пгт. Излучинск) человек, малую плотность населения, большие расстояния от места жительства до районного центра, при отсутствии дорог с твердым покрытием, наличие дорог только в зимний период всего на 3,5 месяца в году и как следствие нерегулярность сообщения с населенными пунктами, где расположены участковые больницы или амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты.

III. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

В соответствии с основной задачей социальной политики органов муниципальной власти целями Программы развития здравоохранения Нижневартовского района являются сохранение и улучшение здоровья людей, удовлетворение их потребностей в профилактической и лечебной, качественной медицинской и лекарственной помощи.

Основными задачами Программы являются:

сохранение накопленного потенциала здравоохранения, уровня объемов медицинской и лекарственной помощи населению не ниже объективных потребностей в рамках установленных государственных гарантий, систему этапности оказания медицинской помощи на уровне врачебного участка, стационаров, межрегионального взаимодействия;

сосредоточение финансовых ресурсов на мероприятиях по профилактике заболеваний и наиболее важным приоритетным направлениям здравоохранения;

обеспечение поэтапного повышения доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;

повышение ответственности и заинтересованности руководителей ведомств, предприятий, организаций и граждан за охрану здоровья;

научное обоснование оптимального соотношения объемов финансирования здравоохранения из средств бюджетов всех уровней, фонда обязательного медицинского страхования, личных средств граждан, предприятий, учреждений и организаций;

совершенствование системы регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники;

повышение уровня квалификации медицинских работников, привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения.

Достижение указанных целей и решение основных задач Программы будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

1. Подпрограмма “Улучшение состояния здоровья населения“

Целью подпрограммы “Улучшение состояния здоровья населения“ является создание условий для сохранения здоровья детей, молодежи, лиц трудоспособного и пожилого возраста.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам здравоохранения;

содействие формированию у населения традиций рационального питания, физической активности, способствующей укреплению здоровья;

применение современных технологий в лечении распространенных заболеваний и травм;

обеспечение бесплатными лекарственными средствами льготной категории граждан.

2. Подпрограмма “Профилактика“

Целью подпрограммы “Профилактика“ является улучшение здоровья и продление активной творческой жизни людей.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

усиление мер первичной (социальной и медицинской профилактики), улучшение условий и охраны труда, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, популяризация активного отдыха и физической культуры, активизация работы по гигиеническому воспитанию населения;

усиление мер первичной и вторичной профилактики наиболее распространенных заболеваний, устранение условий и факторов (факторов риска), которые способствуют появлению и развитию заболеваний;

развитие и совершенствование диспансеризации всего населения как комплекса мер решения профилактических задач;

просвещение по наиболее важным проблемам здравоохранения и методам их предупреждения;

иммунизация против основных инфекционных заболеваний.

3. Подпрограмма “Сокра“ение распространенности

болезней и травматизма“

Целью подпрограммы “Сокращение распространенности болезней и травматизма“ является улучшение физического и психического здоровья людей, сокращение распространенности инфекционных заболеваний и важнейших неинфекционных болезней.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

обеспечение эффективности программ вакцинопрофилактики (иммунизации) заболеваний;

сокращение распространенности инфекционных заболеваний, ликвидация полиомиелита, кори и столбняка новорожденных (как часть глобальных усилий, направленных на полную ликвидацию в европейском масштабе);

улучшение психического здоровья, снижение числа самоубийств, укрепление и охрана психического здоровья на протяжении всей жизни людей;

формирование межведомственных взаимодействий в вопросах профилактики и лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, болезней, передаваемых половым путем;

сокращение распространенности сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, хронических респираторных болезней;

сокращение травматизма в результате несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий и актов насилия.

4. Подпрограмма “Дети“

Целью подпрограммы “Дети“ является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей младенческой и перинатальной смертности, недопущения материнской смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;

создание четкой системы отбора на консультирование по генетическим вопросам, планированию семьи, контролю и наблюдению в предродовой период;

совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

снижение заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства.

5. Подпрограмма “Инвалиды и престарелые люди“

Целью подпрограммы “Инвалиды и престарелые люди“ является формирование основ комплексного решения проблем инвалидов и престарелых людей, создание условий для полноценной жизни, интеграции с обществом.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование системы медико-социальной реабилитации инвалидов;

обеспечение инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;

мониторинг социально-экономического положения инвалидов и престарелых во взаимодействии с органами социальной защиты населения;

планирование на систематической основе мер по сохранению здоровья в пожилом возрасте.

6. Подпрограмма “Коренные малочисленные народности“

Целью подпрограммы “Коренные малочисленные народности“ является обеспечение прав коренных малочисленных народов в области охраны здоровья.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

удовлетворение потребностей коренных малочисленных народов Севера в профилактической и лечебной медицинской помощи;

развитие материальных и кадровых ресурсов по обеспечению оздоровительных, профилактических, лечебных, реабилитационных мероприятий для коренных малочисленных народов.

7. Подпрограмма “Ресурсы здравоохранения“

Целью подпрограммы “Ресурсы здравоохранения“ является создание интегрированного сектора здравоохранения, в котором системы вторичной (специализированной) и третичной (высокотехнологичной) помощи, должны быть направлены на поддержку первичного медико-санитарного обслуживания населения.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

укрепление и развитие первичной медико-санитарной помощи населению района на основе модели врача общей практики в сельской местности, комплексного терапевтического участка в пределах сельского поселения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 года N 584 “О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу“;

развитие службы второго этапа медико-санитарного обслуживания населения - специализированной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи;

развитие передвижных форм медицинского обслуживания населения, прежде всего специализированной медицинской помощи (стоматологической, комплексной: офтальмологической, оториноларингологической, эндокринологической и др.);

обоснование и обеспечение потребности населения в медицинских кадрах всех уровней медицинской помощи (первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи).

Срок реализации Программы - до 2012 года.

IV. Система программных мероприятий

Подпрограммы содержат мероприятия, которые направлены на реализацию целей Программы.

Подпрограмма “Улучшение состояния здоровья населения“ включает мероприятия как по созданию условий для рождения здоровых детей, сохранению здоровья молодежи и лиц трудоспособного и пожилого возраста.

В рамках реализации подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия:

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам организации оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи (на базе центральной районной больницы, в лечебно-профилактических учреждениях городов Нижневартовска, Мегиона, Лангепаса, Радужного, Покачи), высококвалифицированной специализированной медицинской помощи в окружных медицинских учреждениях;

поощрение здорового образа жизни путем формирования принципов здорового питания как части мер, снижающих риск заболевания сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, поощрение отказа от курения и борьба с алкогольной зависимостью и наркоманией, консультирование по вопросам укрепления физического и психического здоровья.

Мероприятия подпрограммы “Профилактика“ направлены на усиление мер первичной и вторичной медицинской и социальной профилактики.

В подпрограмме планируется:

снижение предотвратимого риска заболевания инфекционными заболеваниями и повышение иммунного статуса населения;

предупреждение преждевременных родов и врожденных аномалий;

профилактика несчастных случаев;

борьба с физическими, биологическими и химическими факторами риска для здоровья;

меры по совершенствованию санитарно-просветительной работы по вопросам здорового питания;

осуществление контроля за соблюдением рекомендаций по здоровому питанию в учебных заведениях, дошкольных учреждениях, на предприятиях.

Подпрограмма “Сокращение распространенности болезней и травматизма“ содержит систему мер, направленных на поддержание эффективности программ вакцинопрофилактики, улучшение психического здоровья, усиление профилактики и лечения важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний.

С этой целью предполагается осуществить:

приведение в соответствие с нормами ресурсное обеспечение и состояние материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, включая парк автомобилей, работающих в системе скорой медицинской помощи;

рассматривать охрану психического здоровья как компонент первичной медико-санитарной помощи, оказание психиатрической помощи в рамках общей системы медицинского обслуживания населения.

Решение задач, поставленных в подпрограмме “Дети“, предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:

сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических и социальных проблем материнства и детства;

оздоровление детей из неблагополучных семей;

научно-исследовательская работа по изучению состояния здоровья детей и подростков.

В подпрограмме “Инвалиды и престарелые люди“ предусматриваются:

информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике инвалидности;

меры по организации и проведению реабилитационной работы с инвалидами и престарелыми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

научно-методическое обеспечение работы по медико-социальному обслуживанию инвалидов и престарелых, развитие гериатрической службы.

Подпрограмма “Коренные малочисленные народности“

В рамках реализации подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия:

обеспечение передвижными формами медицинского обслуживания коренных малочисленных народностей (профилактической, стоматологической, офтальмологической, оториноларингологической, эндокринологической и др.).

Подпрограмма “Ресурсы здравоохранения“ содержит систему мер по развитию материально-технической базы здравоохранения, подготовке и повышению квалификации медицинских работников, совершенствования финансирования системы здравоохранения.

В рамках реализации подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия:

приведение муниципальных учреждений здравоохранения в соответствие с лицензионными требованиями;

развитие передвижных форм медицинского обслуживания населения помощи (стоматологической, офтальмологической, оториноларингологической, эндокринологической и др.).

V. Механизм реализации Программы

Заказчиком - координатором Программы является муниципальное учреждение “Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район“.

Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми заказчик заключает на контрактной основе муниципальные контракты в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В ходе реализации Программы муниципальное учреждение “Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район“ обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, исключающую дублирование программных мероприятий, а также осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы.

VI. Организация и контроль за реализацией Программы

Взаимодействие между исполнителями Программы осуществляет заказчик - координатор Программы - муниципальное учреждение “Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район“.

Заказчик - координатор Программы - муниципальное учреждение “Центральная районная больница муниципального образования Нижневартовский район“ осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы.

VII. Оценка социально-экономической эффективности

реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

заложить основы развития современной муниципальной системы здравоохранения со специфическими природно-климатическими, демографическими и иными характеристиками;

повысить качество и доступность медицинских услуг для жителей района, в первую очередь в отдаленных населенных пунктах, что улучшит качество жизни и здоровья населения;

усовершенствовать оказание скорой медицинской помощи населению;

создать интегрированную структуру системы здравоохранения района на основе первичной медико-санитарной помощи, в том числе путем реализации целевых комплексных программ, включающих мероприятия по укреплению здоровья, профилактике болезней, диагностике, лечению и реабилитации;

продолжить совершенствование службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, людям трудоспособного возраста и пожилым, инвалидам;

увеличить показатели рождаемости до 13,6 на 1000 населения;

стабилизировать показатели общей смертности на уровне 5,6 - 5,7 на 1000 населения;

увеличить показатели естественного прироста до 8,0 на 1000 населения;

снизить показатели младенческой смертности до 3,7 - 4,3 на 1000 родившихся живыми, предотвращать материнскую смертность;

развить передвижные формы медицинского обслуживания коренных малочисленных народностей Севера;

повысить эффективность межведомственного и межмуниципального взаимодействия, усилить координацию деятельности федеральных и окружных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти муниципального образования Нижневартовский район по развитию системы муниципального здравоохранения.