Законы и бизнес в России

Постановление Кабинета Министров ЧР от 29.08.1995 N 232 “О Концепции женской занятости в Чувашской Республике“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Кабинета Министров ЧР от 16.01.2003 N 7.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 1995 г. N 232

О КОНЦЕПЦИИ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ

В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В соответствии с Основными положениями социально-экономической политики Кабинета Министров Чувашской Республики на 1995 - 1997 годы Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию женской занятости в Чувашской Республике (далее - Концепция).

2. Министерствам, другим республиканским органам исполнительной власти, городским и районным администрациям в пределах из компетенции обеспечить разработку и реализацию мероприятий, направленных на выполнение основных положений Концепции.

3. Координацию и контроль за разработкой и осуществлением мероприятий по выполнению основных положений Концепции возложить на Министерство труда
и занятости Чувашской Республики с представлением информации об их реализации в Кабинет Министров Чувашской Республики ежегодно до 1998 года к 1 февраля следующего за отчетным периодом года.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики

Э.АБЛЯКИМОВ

КОНЦЕПЦИЯ

ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ВВЕДЕНИЕ

При переходе к рыночным отношениям крупные изменения в сфере занятости всего населения неизбежны. Эти изменения связываются прежде всего с преобразованием форм собственности, отраслевыми структурными сдвигами, ростом требований эффективности труда, новым подходом к обеспечению права на труд. При этом женщины оказываются менее конкурентоспособными, им труднее найти работу. Каково же их реальное положение на рынке труда?

В народном хозяйстве республики в 1994 году было занято около 299 тыс. женщин, или 82,1% от общего количества женщин трудоспособного возраста. Их положение на рынке труда, равно как и других групп населения, определяется в конечном счете потребностью в работе, спросом экономики на работников данной социально-демографической группы, конкурентоспособностью женской рабочей силы, а также системой социальной защиты населения в трудовой сфере. В каком направлении и с какой степенью интенсивности будут происходить изменения в занятости в переходный период, зависит во многом от их положения на рынке труда, анализ которого приводится ниже.

1. ЗАНЯТОСТЬ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ЖЕНЩИНЫ НА РЫНКЕ ТРУДА

Оценка положения женщин на рынке труда в республике зависит во многом от того, принимается ли во внимание рынок труда в целом или только та его часть, которая контролируется службой занятости. Представление о “женском“ лице безработицы сложилось на основе учета ситуации на контролируемой службой занятости части рынка труда. Так, на конец 1994 года среди зарегистрированных безработных женщин составляли 63,2%. В то время как по данным выборочного обследования,
проведенного органами статистики Чувашской Республики в октябре 1994 г., доля женщин среди не зарегистрированных в службах занятости безработных была 36,0% и в целом по всей совокупности - 47,0%. При этом уровень безработицы на 1 января 1995 года среди женщин на контролируемой части рынка труда был в 1,84 раза выше, чем у мужчин, а на всем рынке труда соответственно у женщин - 5,9 и у мужчин - 3,23%.

В настоящее время спрос на женскую рабочую силу сокращается быстрее, чем на мужскую. Среди объективных причин следует отметить, прежде всего, неравномерность потерь рабочей силы по отраслям народного хозяйства в связи с падением объемов производства.

Так, наибольшее сокращение спроса на женскую рабочую силу в 1994 году наблюдалось в машиностроении и металлообработке, химической и легкой промышленности. В указанных отраслях сосредоточено около 83% всех женщин, занятых в промышленности.

Одновременно доля женщин среди безработных, зарегистрированных службой занятости, будет снижаться, но не в результате улучшения положения на рынке труда, а под влиянием преимущественного роста количества безработных из числа мужчин. Так, доля женщин среди имеющих статус безработного понизилась к концу 1994 года до 63,2% против 69,2% на начало 1993 года. Уменьшилась их доля и среди обращающихся в органы труда и занятости по поводу трудоустройства: с 55,5 до 53%.

Одной из важнейших причин ухудшения конъюнктуры на рынке труда и роста продолжительности безработицы является несовпадение спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе. Несовпадение профессионально-квалификационной структуры безработных со структурой вакансий имеет для женщин более выраженные негативные последствия, чем для мужчин. Здесь явно прослеживается тенденция к тому, что пол работника, а часто и наличие и количество
детей становятся определяющими при трудоустройстве. Так, среди мужчин доля лиц с непродолжительными сроками безработицы (до 1 мес.) составляет 5,7%, среди женщин - 6,1%. В последней группе наиболее велика доля тех, кто не может найти работу в течение 4 - 8 месяцев, их удельный вес равен 24,7%.

В качестве позитивной тенденции на рынке труда следует отметить снижение продолжительности женской безработицы с 7,2 месяцев в 1993 году до 6,3 месяца на 1 января 1995 года. Доля женщин с продолжительностью безработицы до 4 месяцев снизилась с 43,7% на 1 января 1994 г. до 36% на 1 июля 1995 г., а доля длительно безработных (более 8 месяцев) возросла с 30,9% на 1 января 1995 г. до 35,5% на 1 июля 1995 года (приложение 1).

Остается острой проблемой трудоустройство женской части молодежи. Среди безработных женщин лица в возрасте до 30 лет составили в 1993 году 57,2%, в 1994 году - 50,7%, за январь - июнь 1995 г. - 52,4%.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ АСПЕКТ ЖЕНСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Реальность трудоустройства незанятых трудовой деятельностью женщин, ищущих работу, зависит во многом от состояния республиканского рынка труда. В целом Чувашская Республика относится к регионам Российской Федерации, где регистрируемая безработица носит “женский“ характер. В народном хозяйстве республики в 1994 году было занято около 299 тыс. женщин, или 82,1% от общего количества женщин трудоспособного возраста. В отраслях материального производства работало 46,8% женщин, в непроизводственной сфере 67,2%.

Анализ структуры женской занятости показывает, что наибольшее количество женщин продолжает трудиться в промышленности (29,9% от общего количества занятых женщин), сельском хозяйстве (15,2%), в образовании (15,7%), здравоохранении (10,3%), торговле и общественном питании (10,5%), строительстве (4,2%)
и в других отраслях (14,2%).

В 1994 году женщины составляли более половины (52,4%) работающих в народном хозяйстве республики. Труд женщин преобладал в таких отраслях, как промышленность (50,1% от общего числа работающих в данной отрасли), наука и научное обслуживание (51,2%), культура и искусство (62,9%), информационно-вычислительное обслуживание (75,2%), образование (77,2%), торговля и общественное питание (78,7%), здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение (83,0%). На 1 января 1995 г. насчитывалось 21510 женщин, имеющих статус безработного. Уровень женской безработицы в республике составляет 5,9%, что на 0,2% выше общего республиканского показателя уровня безработицы. Уровень женской безработицы выше республиканского приходится на гг. Алатырь (7,5%), Новочебоксарск (7,5%), Чебоксары (6,8%) и Шумерля (7,3%), а также Алатырский район (7,6%). В 21 районе и 5 городах доля женщин в составе безработных колеблется от 50 до 72% (таблица 1).

Таблица 1

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ОРГАНАМИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1992, 1993, 1994 ГОДАХ

----T-----------------T---------------T---------------T---------------¬

¦NN ¦ Наименование ¦ 1992 г. ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦

¦пп ¦ районов и +-------T-------+-------T-------+-------T-------+

¦ ¦ городов ¦Числен.¦в % к ¦Числен.¦в % к ¦Числен.¦в % к ¦

¦ ¦ ¦безраб.¦общей ¦безраб.¦общей ¦безраб.¦общей ¦

¦ ¦ ¦женщин ¦числен.¦женщин ¦числен.¦женщин ¦числен.¦

¦ ¦ ¦ ¦безраб.¦ ¦безраб.¦ ¦безраб.¦

L---+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

1. Алатырский 32 84,2 173 75,9 402 72,3

2. Аликовский 47 55,3 98 60,5 192 52,6

3. Батыревский 66 73,3 198 78,6 396 69,1

4. Вурнарский 116 58,9 255 48,3 459 47,9

5. Ибресинский 119 68,0 130 46,6 399 53,1

6. Канашский 125 56,0 361 53,5 436 48,4

7. Козловский 169 63,8 241 52,6 203 50,7

8. Комсомольский 95 74,8 192 70,1 277 61,1

9. Красноармейский 49 62,8 61 56,0 137 60,3

10. Красночетайский 20 64,5 80 79,2 210 54,7

11. Марпосадский 154 66,4 227 53,8 255 54,7

12. Моргаушский 12 60,0 16 57,1 162 66,4

13. Порецкий 18 62,1 83 63,8 153 57,1

14. Урмарский 25 58,1 67 62,0 180 53,9

15. Цивильский 171 57,0 260 31,7 388 42,9

16. Чебоксарский 157 77,7 261 64,0 737 42,7

17. Шемуршинский 12 70,6 52 47,3 166 63,1

18. Шумерлинский 9 34,6 29 49,1 60 45,8

19. Ядринский 104 60,1 290 62,1 334 56,5

20. Яльчикский 74 74,7 108 76,1 207 63,1

21. Янтиковский 27 79,4 80 61,5 197 53,5

22. г. Алатырь 189 73,3 628 67,2 1000 57,1

23. г. Канаш 373 70,4 749 57,3 846 54,4

24. г. Новочебоксарск 1103 76,2 1978 75,3 2957 60,2

25. г. Шумерля 395 59,9 522 47,3 795 52,3

26. г. Чебоксары 2958 70,5 6422 69,7 9862 74,0

По республике 6619 69,2 13561 64,4 21510 63,2

В структуре безработных женщин наибольший удельный вес составляют женщины, уволенные по
собственному желанию и высвобожденные с предприятий и организаций. Если в 1993 году в общей численности безработных женщин 58,6% составляли женщины, уволенные по собственному желанию, то на 1 января 1995 г. - 59,5%. В городской местности увольнение женщин по собственному желанию достигло 62,0%.

Ситуация по рынке труда осложняется в связи с усилившимся в последнее время процессом высвобождения работников с предприятий и организаций. В I полугодии 1995 года в органы труда и занятости республики поступили сведения о высвобождении около 5,5 тыс. человек, из них женщины составляют 67,1%. 80,8% высвобождаемых женщин приходятся на гг. Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары и Шумерля.

Хотя в целом по республике доля женщин среди безработных снизилась к 1 января 1995 г. по сравнению с началом 1993 года с 69,1 до 63,2%, в ряде районов - в Алатырском, Аликовском, Батыревском и Комсомольском - наблюдается опережающий рост численности безработных женщин по сравнению с мужчинами.

Таким образом, на территории Чувашской Республики в разрезе районов и городов складываются неоднозначные процессы с женской безработицей. Это делает необходимым усиление территориального аспекта женской безработицы при разработке средств воздействия на занятость.

В целях оперативного влияния на состояние занятости и женской безработицы необходимо принять кардинальные меры по ускорению процессов структурной перестройки экономики народного хозяйства. Целесообразно было бы разработать и принять закон Чувашской Республики о социальной поддержке одиноких и многодетных женщин, имеющих малолетних детей. Принятие этого закона позволило бы усилить социальную защиту одиноких и многодетных женщин, имеющих малолетних детей, и освободить в республике значительное количество рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА

Оценка женской безработицы на ближайшие годы носит весьма ориентировочный характер. В настоящее время отдельные предприятия республики подошли вплотную к реальному банкротству и массовому высвобождению. Поэтому можно ожидать ухудшения ситуации по женской безработице. Число зарегистрированных безработных составило к концу 1994 года 34,0 тыс. человек. В 1995 году ожидается, что число безработных возрастет и достигнет от 45,6 тыс. до 56,0 тыс. человек. При этом чем масштабнее ожидаемая безработица, тем меньше будет доля женщин среди безработных. По прогнозной оценке, она понизится к концу 1995 года до 58 - 60%. Число женщин, имеющих статус безработного, составило к концу 1994 года 21,5 тыс. человек, а в 1995 году эта цифра будет превышена и составит в пределах 25 - 27 тыс. человек. Более медленный рост числа безработных женщин связан с нарастанием безработицы среди рабочих массовых профессий, прежде всего в отраслях машиностроения и металлообработки, где высока доля мужчин. Другая причина обусловлена тем, что женщин в большей мере, чем мужчин, устраивает частичная занятость как альтернатива полной безработице.

Социологические обследования показывают, что для большинства работающих женщин главное - сохранить рабочее место. При этом многие из них согласны потерять в заработке, но лишь бы иметь гарантированный доход и сохранить социальные услуги, предоставляемые по месту работы, тем более что в отдельных городах и районах республики недостаточно других сфер приложения труда, где могли бы трудоустроиться женщины, потерявшие работу.

На ближайшую перспективу возможны два варианта развития ситуации с частичной занятостью работников. Либо предприятия сохраняются и частичная занятость значительной части работников становится нормой в условиях кризиса, либо попадают под банкротство. В первом случае нарастание безработицы из числа женщин будет сдерживаться, во втором случае закрытие предприятий ускорит рост числа безработных женщин. Рост женской безработицы зависит от того, предприятия каких отраслей будут закрываться в первую очередь.

В сфере умственного труда наибольшую опасность для женщин стать безработными представляют две крупные профессиональные группы. Это - занятые на инженерно-технических должностях и в сфере планирования и учета. Экономика республики перенасыщена инженерно-техническими кадрами. Поэтому проблема трудоустройства женщин, ранее занятых на должностях инженеров и техников по-прежнему будет актуальной. Спрос на работников, относящихся к планированию и учету, может снижаться под влиянием сокращения объемов производства, роста технической оснащенности информационной деятельности и перестройки характера планирования. Зоной повышенного риска потерять работу для женщин могут стать занятия, связанные с физическим трудом (машиностроение, металлообработка, строительство, транспорт и т.д.).

Наибольшие трудности на рынке труда будет испытывать женская часть молодежи, окончившая высшие и средние специальные учебные заведения и профессиональные училища, а также выпускницы общеобразовательных школ, не имеющие никакой профессиональной подготовки.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ

Целью Концепции женской занятости является повышение активности женщин в рыночной экономике, реализация их делового потенциала, повышение роли в экономической жизни, решение острых проблем на рынке труда Чувашской Республики.

Это позволит решить следующие задачи:

предоставление женщинам возможности осуществлять свое право на профессиональную подготовку и переподготовку и свободный выбор работы;

создание новых возможностей самореализации и поддержка их стремления самостоятельно справляться с экономическими проблемами;

принятие специальных экономических, финансовых мер и административных решений для сохранения и создания для безработных женщин необходимого количества рабочих мест, усиления их социальной защиты;

развитие малого предпринимательства.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Основные направления государственной политики занятости исходят из ряда объективно существующих обстоятельств, в том числе:

существенная роль женщины в материальном обеспечении семьи, обусловливающая потребность ее в оплаченном профессиональном труде, которая, хотя и будет в республике снижаться (в том числе с помощью соответствующей социальной политики, замещающей отсутствующий или низкий заработок женщины с маленьким ребенком, ребенком-инвалидом, в предпенсионном возрасте и т.д.), в основном сохранится; на сегодня нет оснований утверждать о массовом уходе женщин с рынка труда в домашнее хозяйство;

сложившийся характер женского труда свидетельствует о наличии специфического по полу рынка труда в республике (суженный спрос, низкая цена рабочей силы из-за отставания по квалификации и перерывов по уходу за ребенком, повышенная потребность в охране труда, социальных льготах и пр.);

особая необходимость в государственной социальной защите в связи с неизбежным преобладанием в рыночном хозяйстве женщин среди безработных, явных и скрытых, вызванных структурной перестройкой экономики, сокращением рабочих мест в “женских“ отраслях экономики, разрушенной сферой социального и бытового обслуживания на селе;

необходимость пересмотра сложившейся системы социальных прав работниц по материнству в сторону их расширения и контроля государством реализации этих прав повсеместно, в том числе и в коммерческой сфере, таких как:

а) отказ в приеме на работу или увольнение с работы женщины по мотивам ее беременности, а равно отказ в приеме на работу или увольнение с работы по этим мотивам матери, кормящей грудью;

б) перечень работ, на которых запрещается или ограничивается труд женщин;

в) недопущение привлечения к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в выходные дни и направление в командировку женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;

г) осуществление органами социальной защиты населения оплаты периода отпуска по беременности и родам в размере минимального уровня оплаты труда женщинам, потерявшим работу и заработок (доход) в связи с ликвидацией и реорганизацией предприятий (учреждений, организаций) в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными;

д) предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

е) предоставление женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, помимо общего перерыва для отдыха и питания, дополнительных перерывов для кормления ребенка, которые включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку;

ж) изменения, внесенные в трудовое законодательство Российской Федерации и направленные на преодоление традиционно сложившейся системы предоставления всех льгот, связанных с воспитанием детей (преимущественно матери);

комплексность проблемы женской занятости, ее связь с решением внетрудовых аспектов жизни общества - демографических, здоровья нации, воспитания подрастающего поколения, реализации социальных прав и свобод человека.

Несмотря на столь значительное разнообразие перечисленных целей, приоритетная задача государственной политики женской занятости на современном этапе может быть определена достаточно точно, это - обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, скорейшая и менее болезненная адаптация к новым экономическим отношениям. Подобная защитная роль государственного регулирования на рынке труда в настоящей ситуации позволяет расширить свободу выбора жизненного пути и самореализации личности женщины, способствует усилению равенства возможностей по признаку пола.

Что касается используемых методов управления женской занятостью, то это: субсидирование рабочих мест и иные программы поддержки производства, содействие в развитии нестандартных режимов занятости, предпринимательства и самозанятости, организация профобучения и профориентации, общественные работы, материальная помощь безработным и т.п.

Перечисленные направления должны использоваться с учетом принципа дифференциального подхода. Чтобы быть эффективной, политика занятости должна иметь в виду не абстрактную женщину вообще, а более конкретный срез проблем: различия по возрасту (молодая, пожилая), образованию (высшее, среднее, гуманитарное, техническое), профессиональным группам (рабочая, служащая, специалист), месту проживания (городская, сельская), уровню материальной обеспеченности и нуждаемости в социальной защите (женщины с малолетними детьми, многодетные и одинокие матери, родители, воспитывающие ребенка-инвалида, инвалиды, безработные, беженцы и т.п.). Социально слабые требуют особого внимания политики занятости, более того, они должны быть в центре этой политики.

Главная проблема положения женщин - сочетание профессионального труда с материнством. Так, снижение экономической активности женщин, происходящее сейчас в условиях кризиса и по ряду других объективных причин, тем не менее должно сопровождаться мерами, рассчитанными на более благоприятную перспективу относительно обеспечения прав и свобод личности женщины во всех сферах жизни, важнейшей из которых является область занятости.

МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ РУК

Одним из наиболее актуальных аспектов в этом отношении являются меры по снижению потребности отдельных групп женщин в наемной работе, связанные с уменьшением давления на рынок труда, и тем самым ограничение роста численности безработных.

Главным объектом подобной меры могут стать молодые женщины в семьях с детьми, лишенные помощи родителей и родственников. Однако указанная категория неоднородна, что немаловажно для определения конкретных действий. Примерно половина из них достигла гармоничного сочетания домашних забот и работы, ориентирована на реализацию полученного образования и приемлет воспитание детей в дошкольных учреждениях. В то же время определенная часть женщин стремится к домашнему воспитанию детей и готова не трудоустраиваться. Уже сейчас значительное число женщин в силу этих и других причин пополняют ряды безработных, чтобы получать пособие и быть дома с детьми.

Таким образом, если усилить действенность государственной материальной поддержки матерей с детьми, то определенная часть женщин (особенно молодых с детьми) добровольно согласится оставаться дома и не конкурировать на рынке труда. При этом из необходимой суммы увеличения средств на пособия надо вычесть экономию расходов государства и работодателей на детские дошкольные учреждения, социальные льготы на предприятиях на обслуживание и поддержку безработных. В идеале пособие по уходу за ребенком до 3 лет следовало бы иметь на уровне, по крайней мере, в размере прожиточного минимума. Тогда у женщин действительно появилась бы свобода выбора между профессиональной работой и воспитанием детей.

В республике из года в год сокращается количество родившихся детей. Так, если в 1990 году родилось 21116 детей, то в 1991 - 19113, 1992 - 16673, 1993 - 14410, а в 1994 году 14498 детей. В период падения производства, сокращения числа рабочих мест занятие воспитанием детей выгодно обществу, т.к. снижает социальные издержки массовой безработицы. С другой стороны, увеличение числа женщин, находящихся в длительном и достаточно хорошо оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, позволит работодателям более гибко маневрировать кадровым составом в самые неблагоприятные кризисные годы.

В этих целях следовало бы временно перераспределить страховой тариф в пользу матерей с детьми до тех пор, пока существует кризисная ситуация. Кроме того, целесообразно освободить предприятия от организации выплат страховых и государственных пособий по материнству и детству и передать эти функции в органы социальной защиты. Предприятие вносит страховой взнос за работающих, остальное - изыскание финансовых средств, содержание бухгалтерии для расчетов и т.п. - не должно является его функцией. Тогда была бы несколько снижена неприязнь многих руководителей к использованию труда женщин с детьми.

В рамках единой социально-трудовой политики на рынке труда находится также проблема женского населения старших возрастов. Учитывая то, что этот контингент женщин значительно уступает в численности молодым безработным, и то, что они первые кандидаты на увольнение и последние в очереди на получение работы, необходимо активнее применять показавший свою эффективность метод регулирования масштабов безработицы путем досрочного выхода на пенсию. При этом можно использовать для выплаты таких пенсий часть средств из фонда занятости как альтернативу затратам на пособие по безработице и трудоустройство безработных предпенсионного возраста.

Исходя из анализа сложившейся профессиональной структуры женских кадров в народном хозяйстве, можно утверждать, что дебатируемая сейчас идея увода пенсионеров с рынка труда на базе отмены пенсии работающим пенсионерам не решит ни финансовых, ни экономических проблем. Напротив, она грозит обнажить целые трудовые ниши, на которые практически не претендует безработная молодежь. Это либо малопрестижные и малооплачиваемые неквалифицированные работы, в основном занимаемые женщинами преимущественно в госсекторе (уборщицы, регистраторы, вахтеры, лаборантки, приемщицы, мелкие служащие), либо также малооплачиваемые, но высококвалифицированные профессии, требующие длительного специального образования и опыта (врачи, учителя, научные работники, преподаватели вузов, ИТР высоких технологий оборонного комплекса). В результате может образоваться дефицит кадров, неадекватно высокая цена рабочей силы, произойдет серьезное падение уровня жизни социально уязвимых групп населения с соответствующими последствиями для общественной обстановки.

Еще одной половозрастной группой населения, относящейся к серьезному объекту политики занятости, является молодежь. Учитывая, что в настоящее время разрабатываются одноименные федеральная и республиканская программы, необходимо иметь в виду, что молодежная проблема в основном женская, ибо именно девушки составляют три четверти выпускников школ, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведений с особыми сложностями трудоустройства.

Безусловно, решение проблем в этой области должно быть комплексным во всех направлениях. Но специфическим в ее пределах выступает организация профессионального обучения, способствующая решению двуединой задачи: временному уходу с рынка труда трудоспособной обучающейся молодежи и обеспечению для нее лучших профессиональных перспектив трудоустройства в соответствии с требованиями к качеству рабочей силы, на которую существует спрос.

ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Для создания серьезной современной базы массового обучения безработных (в 1994 году профессиональное обучение по направлениям службы занятости в Чувашской Республике прошли 1288 женщин и 1540 мужчин) необходимо использовать все существующие формы: обучение через Учебный центр Министерства труда и занятости Чувашской Республики, имеющиеся учреждения профобразования различного уровня, предприятия, где есть структуры обучения.

Следует практиковать заключение с предприятиями, организациями и учреждениями договоров по “опережающему обучению“ женщин, ныне не предусмотренного законодательством.

Желательно бы преодолеть современную излишнюю концентрацию учебной базы, как правило, в крупных городах, малую рассредоточенность ее по территории, что создает подчас неразрешимые проблемы для поездки на учебу для женщин, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста, матерей детей-инвалидов, глав неполных семей. Для реального охвата учебой женщин с семейными обязанностями нужно максимальное приближение ее к месту жительства. Отсюда служба занятости может заключать договоры на оперативное переобучение, особенно краткосрочное в форме индивидуально-бригадного, курсового обучения на ближайшем предприятии, в профессиональных училищах и пр. При более длительном и серьезном обучении предлагается оплачивать ежемесячно проезд до места и обратно. Для начала предлагается предусмотреть в республиканской программе содействия занятости населения дифференциацию стипендий и надбавок на иждивенца для перечисленных категорий и возможность получить услуги по уходу за небольшую плату от республиканской социальной службы.

В пределах республиканской программы профессиональной подготовки особого внимания требует повышение квалификации и переподготовки безработных женщин с высшим образованием. Что касается женщин, имеющих рабочие профессии, переподготовку целесообразно осуществлять прежде всего с учетом их возраста и имеющего опыта в определенных производственных условиях. Для этой категории следует сделать более привлекательным обучение профессиям сферы обслуживания, испытывающего сейчас недостаток кадров почти во всех городах и районах.

Следует всемерно содействовать восстановлению системы непрерывного повышения квалификации как работниц умственного труда, так и физического.

Повышению качества обучения и, следовательно, трудоустройству безработных помогут создаваемые за счет бюджета и фонда занятости межрайонные центры профориентации, объектами которых станут не только молодые люди, но и взрослое незанятое население.

Учитывая остроту профессионально-квалификационной проблемы в политике равных возможностей на рынке труда по полу, служба занятости, как организатор в сфере профессиональной учебы незанятого населения, должна иметь в виду два основных контингента женщин:

а) нуждающиеся в обучении по тем же признакам, что и мужчины (не имеющие профессиональной квалификации, имеющие профессию или квалификацию, не отвечающие современным требованиям или спросу);

б) нуждающиеся в обучении с учетом социальных признаков (находящиеся в отпуске по уходу за малолетними, одинокие матери, инвалиды, женщины старше 45-летнего возраста, беженцы и т.д.).

Из двух видов обучения безработных: профобразование и профподготовка - в настоящее время наибольшее признание получила последняя. В итоге ускоренной, дешевой начальной профподготовки (швей, продавцов, бухгалтеров и т.п.) выпускаются работники с очень низкой квалификацией, которые нередко не находят себе места из-за гораздо более высоких требований работодателей. К тому же многие женщины, получившие профессию подобным образом, не возвращаются в сферу обучения для получения дальнейшего образования, что закрепляет их более низкий социальный статус.

Предлагается в целях улучшения перспектив для женщин ввести возрастной ценз для безработных при прохождении того или иного вида обучения по направлениям службы занятости, имея в виду, что девушки и молодые женщины должны и, как правило, стремятся получить профобразование, а не профподготовку. Предлагаемая примерная схема использования возрастного ценза может способствовать упорядочению направления на учебу по сложившимся формам:

профподготовка (от 10 дней до 3 месяцев) - для всех безработных старше 40 лет и уже имеющих профобразование или для лиц в особо сложной ситуации (родители детей-инвалидов, бывшие правонарушители и т.п.);

профобучение, среднее и высшее (от 1 года до 4 лет) - для выпускниц школ и иных категорий безработной молодежи до 29 лет, не имеющих профобразования, инвалидов;

опережающее обучение (повышение квалификации) - для всех возрастов безработных;

дообучение (повышение квалификации) - для потенциально теряющих работу и безработных с высшим образованием.

Предпочтительно для женщин и девушек организовать обучение и профессиональную подготовку в группах одного пола, когда обучение проводится по традиционно женским специальностям, таким как машинопись, медицинская сестра, воспитательница дошкольного учреждения.

Как показывает практика, женщины лучше всего воспринимают тренинговый метод обучения в группах, имеющих в виду конкретно ситуативный и личностно ориентированный подход к обучающемуся и образование путем формирования навыков и умений.

В итоге видятся два типа систем обучения для женщин:

1) те, которые готовят их д“я работы в тех отраслях народного хозяйства, где они мало представлены;

2) те, которые предназначены для женщин, отсутствовавших на рынке труда по семейным обстоятельствам.

Обучение женщин должны проводиться со следующими целями:

преодолеть экономические и социальные барьеры, встающие перед женщинами;

увеличить возможности трудоустройства и самостоятельного бизнеса для женщин;

стимулировать и формировать экономическую активность женщин;

развивать и распространять методологию обучения, которая гарантирует женщинам хорошие условия трудоустройства, сокращение различий в уровне квалификации;

учитывать в ориентации обучения особенности положения семейной женщины, необходимость ухода за детьми, выполнения домашних обязанностей и т.п.;

не ограничиваться краткосрочной подготовкой, закрепляющей отставание женщин в квалификации, а иметь многоуровневую систему непрерывного обучения.

ПОДДЕРЖКА РАБОЧИХ МЕСТ

В настоящее время она осуществляется разнообразными способами. Прежде всего к ним можно отнести достаточно нетрадиционный вариант такой поддержки как квотирование рабочих мест. Предлагается на период перестройки предприятий квотный принцип высвобождения работников: доля женщин в числе сокращаемых не должна превышать их удельного веса в общей численности персонала.

При приеме на работу квотирование вообще может рассматриваться как сугубо временная мера для нуждающихся в социальной защите: инвалидов, подростков и т.п. Необходим порядок предоставления для предприятий льгот и других источников содержания дополнительных и специализированных мест для остро нуждающихся в социальной защите.

Практика показала, что более эффективным, чем квотирование, является финансовая поддержка действующих и новых рабочих мест, в том числе для женщин. Субсидированная занятость как направление активной политики занятости должна получить свое дальнейшее развитие и не должна уступать формам пассивной поддержки безработных.

Предлагается впредь любые экономические программы с государственным финансированием, инвестированием и т.п. рассматривать прежде всего по критерию занятости - ее увеличения или снижения.

В число объектов субсидирования занятости есть необходимость включить поощрение добровольной неполной занятости и надомничества для женщин с детьми. Вопросы занятости для решения проблем рынка труда следует рассматривать при заключении трехстороннего Соглашения, коллективных договоров. Сферой широкого использования нестандартных форм занятости могли бы стать сельское и коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, переработка сельхозсырья, пищевая промышленность, социальное и бытовое обслуживание и т.п. Усиление роли государства здесь требует налоговых и кредитных льгот, субсидий, четкой нормативно-законодательной базы, определения правового статуса лиц, занятых в альтернативных режимах.

Дальнейшее упорядочение рынка труда должно сопровождаться усилением государственного контроля и правовой инспекции труда для каждого работающего в любом секторе народного хозяйства.

Одно из направлений смягчения негативных последствий безработицы - организация общественных работ. Существуют виды общественных работ, пользующиеся у безработных женщин определенным спросом. Это работы в коммунальном хозяйстве городов по поддержанию нормального санитарно-гигиенического состояния жилого фонда, где возможна занятость на нестандартных режимах труда, а также в пригородных тепличных, садовых хозяйствах и пр. Расширить общественные работы можно бы за счет включения в них ухода за престарелыми и больными, а также социальных услуг, не требующих серьезной подготовки, и др.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В плане перехода к новым формам занятости большего внимания требует развитие в республике малого предпринимательства и самозанятости женщин, включая семейные предприятия.

Пока еще женское предпринимательство не получило широкого распространения в республике. Большинство женщин предпочитает трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе. Между тем исследования предпринимательских качеств по основным критериям (независимость, отношения с людьми, находчивость, предотвращение ущерба, склонность к риску, приспосабливаемость к изменениям, страх перед неудачей, отношение к информации, интенсивность деятельности) говорят в пользу не мужчин, а женщин. Более того, женщины старательнее, менее амбициозны, проявляют большую ответственность, четко представляют цели своих фирм и менее склонны к панике на начальной стадии создания предприятия, охотно используют советы опытных коллег. Они легче вписываются в новую среду, придавая особое значение межличностным отношениям. А именно это, по мнению специалистов, а не профессионализм, определяет в первую очередь успех предпринимателя.

Чтобы реально задействовать указанные качества, преодолевать психологический барьер необходимо:

иметь специальный раздел по поддержке малого предпринимательства в принимаемых Программах содействия занятости населения и социальной защиты безработных граждан;

организовать обучение женщин основам предпринимательства, расширить пропаганду и информацию, создать централизованные бухгалтерские, юридические и другие услуги;

оказать финансовую поддержку, предоставить дешевые кредиты, вводить низкие налоги, выделить доступные производственные помещения, земельные участки.

Перечисленная система мероприятий на базе программно-целевого метода управления занятостью в силу своего разностороннего и комплексного характера должна опираться в правовом отношении на изменения в законодательстве (о труде, занятости, образовании, некоммерческих организациях, социальном обслуживании и т.п.), а в организационном - на сотрудничество министерств республики: Министерства труда и занятости Чувашской Республики, Министерства Чувашской Республики по социальной политике, Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики и их низовых структур в городах и районах. Основой такого сотрудничества может быть ежегодно составляемый двухуровневый план совместных действий под началом Министерства труда и занятости Чувашской Республики.

4. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОЛИТИКИ

ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Для реализации основных положений политики занятости женщин в Чувашской Республике могут быть использованы следующие формы:

разработка и принятие законодательных и нормативных актов Чувашской Республики, связанных с обеспечением занятости и социальной защиты женщин от безработицы;

выход с инициативой в федеральные органы Государственного управления с предложениями о принятии законодательных актов, предусматривающих меры по социальной защите одиноких и многодетных женщин, налоговые и другие льготы, обеспечивающие развитие женского предпринимательства и женской самозанятости;

разработка и реализация республиканских, отраслевых, целевых и других программ по содействию занятости и социальной защите женщин в период их массового высвобождения;

создание межведомственных рабочих и экспертных групп по разработке и реализации соответствующих программ по женской занятости, подготовка и проведение мероприятий республиканского, городского и районного масштабов, связанных с развитием женской занятости и безработицы;

подготовка, финансирование и реализация наиболее перспективных бизнес-проектов, обеспечивающих развитие женского предпринимательства.

Подготовка и утверждение законодательных актов, указов Президента Чувашской Республики, а также постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики осуществляются в соответствии с действующим регламентом.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Положения Концепции женской занятости могут быть изменены и дополнены соответствующим постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики с учетом поступающих предложений.

Органы исполнительной власти республики под началом Министерства труда и занятости Чувашской Республики проводят необходимую работу по разработке и реализации мероприятий, направленных на выполнение основных положений политики занятости женщин в Чувашской Республике.

По окончании срока действия Концепции на основании информации, предоставляемой министерствами и другими органами исполнительной власти, составляется сводный отчет о результатах выполнения основных положений и составляется Концепция на последующие годы.

Приложение 1

СОСТОЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ЖЕНЩИН

Численность безработных женщин, состоящих на 24876 чел.

учете на 01.07.1995

То же, к безработным обоего пола 60,3%

Из числа обратившихся по вопросам

трудоустройства доля женщин составляет

по профессиям рабочих 56,6%

по профессиям служащих 22,8%

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

(распределение женщин по длительности безработицы)

у женщин у мужчин

до 1 месяца 7,1% 8,3%

свыше 8 месяцев 35,5% 26,5%

продолжительность безработицы (число месяцев на 6,8 6,1

каждую безработную в среднем)

Из числа женщин, состоящих на учете,

трудоустроено на 01.07.1995 19,3%

оформлено на досрочную пенсию 1,3%

обучено 4,0%

работало на общественных работах 2,5%

Получают пособие из числа безработных женщин, 70,6%

состоящих на учете на 01.07.1995

Удельный вес безработных женщин, имеющих детей 48,1%

Женская часть молодежи до 30 лет среди 52,4%

безработных женщин

Безработные женщины с высшим и средним 30,7%

образованием среди состоящих на учете в службе

занятости

Приложение 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ

РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН В ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

В 1994 ГОДУ

Удельный вес в

общей численности

работников,

в %

Все народное хозяйство 52,4

Промышленность 50,1

Сельское хозяйство 40,4

Строительство 26,3

Транспорт 19,9

Связь 67,4

Торговля, общественное питание, материально 78,7

-техническое снабжение и сбыт, заготовки

Информационно-вычислительное обслуживание 75,2

Жилищно-коммунальное хозяйство, 42,9

неприватизированные виды бытового

обслуживания

Здравоохранение, физкультура, социальное 83,0

обеспечение

Образование 77,2

Культура и искусство 62,9

Наука и научное обслуживание 51,2

Кредитование и государственное страхование 80,5

Аппарат органов государственного управления 63,0

Приложение 3

ЗОНЫ НАИБОЛЬШЕЙ ЖЕНСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

НА 1 ИЮЛЯ 1995 ГОДА

---T-----------------------------T-------------------------------¬

¦NN¦ Наименование городов ¦% трудоспособных безработных ¦

¦пп¦ и районов ¦женщин - относительно всех ¦

¦ ¦ ¦женщин трудоспособного возраста¦

L--+-----------------------------+--------------------------------

1. г. Новочебоксарск 9,2

2. г. Чебоксары 8,1

3. г. Алатырь 7,9

4. г. Шумерля 7,4

5. Ибресинский район 6,9

6. Алатырский район 6,6

7. Чебоксарский район 6,5

Приложение 4

РАЙОНЫ С НАИБОЛЬШИМИ ТЕМПАМИ ПРИРОСТА

РЕГИСТРИРУЕМОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ЖЕНЩИН

(I ПОЛУГОДИЕ 1995 ГОДА К I ПОЛУГОДИЮ 1994 ГОДА)

----T-----------------------------T------------------------------¬

¦NN ¦ Наименование городов ¦ Увеличение числа безработных ¦

¦пп ¦ и районов ¦женщин в I полугодии 1995 года¦

¦ ¦ ¦ к соответствующему периоду ¦

¦ ¦ ¦ 1994 года (во сколько раз) ¦

L---+-----------------------------+-------------------------------

1. Моргаушский 2,9

2. Урмарский 1,8

3. Ибресинский 2,2

4. Красночетайский 2,2

5. Чебоксарский 2,1

6. г. Чебоксары 2,0

7. Порецкий 2,0

8. Шумерлинский 2,0

9. Янтиковский 1,9

10. Батыревский 1,8

11. Шемуршинский 1,7

12. Вурнарский 1,7