Законы и бизнес в России

Постановление Администрации города Лабытнанги от 29.10.2010 N 604 “Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2011 год“

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2010 г. N 604

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ НА 2011 ГОД

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. п. 3 п. 4 ст. 7, ст. 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 10.06.2009 N 65, руководствуясь ст. 33 Устава муниципального образования город Лабытнанги, Администрация города Лабытнанги постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2011 год, согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Лабытнанги.

3. Контроль
за исполнением настоящего постановления возложить на начальника департамента финансов Администрации города Лабытнанги Пищугину Л.А.

Заместитель главы Администрации

А.И.КУЗНЕЦОВ

Утверждены

постановлением Администрации

города Лабытнанги

от 29 октября 2010 г. N 604

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ НА 2011 ГОД

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2011 год разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 7 и 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 10.06.2009 N 65.

Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги (далее - муниципальное образование) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации “О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах“, основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2010 N 159-П, Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“, предложений департамента финансов ЯНАО по результатам принятия отчета об исполнении местного бюджета за 2009 год.

II. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ

И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА

Основные положения бюджетной политики, изложенные на 2009 - 2010 годы, последовательно реализуются с учетом следующих основных особенностей:

повышением эффективности бюджетных расходов;

оптимизацией сети муниципальных учреждений;

реализацией мер социальной поддержки населения;

реализацией приоритетных национальных проектов;

дальнейшим ростом расходов инвестиционного характера;

усилением роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности
использования бюджетных средств;

обеспечением отсутствия задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, муниципальных предприятий, оплате коммунальных услуг;

обеспечением направления средств местного бюджета на исполнение расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения;

расходованием бюджетных средств, строго в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств;

продолжением проведения мероприятий по снижению объема незавершенных строительством объектов прошлых лет (регистрация в установленном порядке в муниципальную собственность эксплуатируемых зданий и сооружений, списание разработанной, но невостребованной проектно-изыскательной документации).

В рамках проводимых в стране реформ и связанными с этим изменениями в бюджетном законодательстве в муниципальном образовании продолжена работа по совершенствованию и систематизации действующей нормативно-правовой базы, а также по разработке новых муниципальных правовых актов, необходимых для обеспечения бюджетного процесса в городе.

Утверждена программа мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений муниципального образования по реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“.

Продолжается работа по переходу на новую форму финансирования, обеспечивающую увязку результатов деятельности учреждения с объемом выделяемых бюджетных средств, от финансового содержания учреждения к оплате самой услуги.

Подготовлен базовый пакет документов по предоставлению муниципальных услуг (работ) физическим и юридическим лицам за счет средств местного бюджета. Утверждены стандарты качества муниципальных услуг, методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений.

Утверждена и реализуется программа мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств, увеличению неналоговых доходов бюджета муниципального образования и оптимизации сети муниципальных учреждений города Лабытнанги.

Принимаются меры, направленные на оптимизацию и реструктуризацию сети бюджетных учреждений муниципального образования,
в том числе проводится мониторинг сети муниципальных учреждений города. На основании проведенного мониторинга сети комиссией по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Лабытнанги утвержден план мер по оптимизации сети муниципальных учреждений.

Решение задач повышения эффективности бюджетных расходов обеспечивается продолжением внедрения программно-целевых методов планирования расходов, включая:

внедрение докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования как неотъемлемого элемента планирования бюджетных расходов;

реализацию аналитических, ведомственных и муниципальных целевых программ.

Доля расходов местного бюджета, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом окружных и муниципальных целевых программ, ведомственных и аналитических программ, а также докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования) по сравнению с 2009 годом выросла более чем на 12%.

В 2010 году четыре ГРБС представляли на рассмотрение доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования МУ “Управление образования Администрации города Лабытнанги“, МУ “Управление культуры Администрации города Лабытнанги“, МУ “Управление по физической культуре и спорту Администрации города Лабытнанги“, МУЗ “Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница“. В 2009 году лишь одно учреждение - МУ “Управление образования Администрации города Лабытнанги“, представляло на рассмотрение доклад о результатах и основных направлениях деятельности. Начиная с 2011 года, доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования будут предоставляться всеми ГРБС.

Результаты анализа докладов используются при планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств и при составлении проекта местного бюджета.

В 2010 году на территории муниципального образования утверждены и действуют 5 ведомственных целевых программ. На сегодняшний день реализуются 6 окружных и 10 муниципальных целевых программ.

С 1 января 2011 г., в рамках реформирования системы оплаты труда
работников бюджетной сферы, в муниципальном образовании планируется перевести МУ “Управление по физической культуре и спорту Администрации города Лабытнанги“ на отраслевую систему оплаты труда.

В 2010 году в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ утверждена и действует муниципальная целевая программа “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании город Лабытнанги на 2010 - 2014 годы“. На сегодняшний день мероприятия в сфере энергосбережения и энергоэффективности - важнейший вектор развития всех сфер жизни современного общества.

Итоги реализации бюджетной политики в 2009 году и начале 2010 года позволят перейти к следующим этапам модернизации управления общественными финансами в рамках достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования город Лабытнанги:

реализация мероприятий административной реформы;

совершенствование практики применения при планировании бюджетных ассигнований докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности;

переход от сметного финансирования учреждений к субсидированию в целях финансового обеспечения выполнения муниципального задания;

увеличение объема финансового обеспечения муниципальных учреждений в рамках программ (долгосрочных, ведомственных, аналитических);

усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Налоговая политика в муниципальном образовании город Лабытнанги в среднесрочной перспективе будет направлена на реализацию мер, предусмотренных Правительством Российской Федерации и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, целью которых является создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста, стимулирования инвестиционной активности, сохранения положительной динамики доходной части местного бюджета.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования город Лабытнанги в области налоговой политики в соответствии с законодательством Российской Федерации относится:

установление ставок
и предоставление льгот по налогу на имущество физических лиц;

введение в действие, установление ставок, в рамках максимального значения, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, определение порядка, сроков уплаты и предоставление налоговых льгот по земельному налогу;

введение в действие на территории муниципального образования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

определение значений факторов, влияющих на результат предпринимательской деятельности, при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

осуществление взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов, направленного на повышение собираемости налогов и снижения недоимки, посредством участия в межведомственных комиссиях, информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.

Исходя из своих полномочий и с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и первоочередных задач, органами местного самоуправления муниципального образования в 2011 - 2013 годах планируется реализация мероприятий, обеспечивающих:

увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;

эффективность налоговых льгот;

улучшение качества администрирования налогов и неналоговых платежей;

условия для развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования;

стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности.

В целях формирования объективной налогооблагаемой базы по налогам, зачисляемым в местный бюджет, особое внимание следует уделить земельным участкам под многоквартирными домами, с целью формирования таких участков и постановки их на кадастровый учет, выявлению предприятий, организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования без регистрации, идентификации правообладателей земельных участков.

Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями основных направлений налоговой политики Российской Федерации, внесен ряд законодательных инициатив, направленных на
совершенствование налога на имущество физических лиц, совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, урегулирования вопросов применения налоговых льгот, предоставленных федеральным законодательством по налогам, подлежащим зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

В целях совершенствования налога на имущество физических лиц в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“ были внесены изменения, направленные на уточнение налогооблагаемой базы и пределов ставок налога, устанавливаемых представительными органами местного самоуправления.

Проект муниципального правового акта, направленного на приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации ставок по налогу на имущество физических лиц, установленных на территории муниципального образования город Лабытнанги, планируется вынести на рассмотрение Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги в четвертом квартале 2010 года. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“, подготовленный проект предусматривает увеличение с 01.01.2011 ставки налога на имущество физических лиц по жилым помещениям, являющимся объектами налогообложения, суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 500 тысяч рублей с 0,3% до 0,4%.

Среди приоритетных направлений в области налоговой политики Российской Федерации Правительством Российской Федерации были заявлены мероприятия по оптимизации налоговых льгот. Законопроект, направленный на регулирование этого вопроса, внесен Правительством Российской Федерации и, в том числе, включает в себя сокращение перечня льготных категорий налогоплательщиков по налогам, подлежащим зачислению в местный бюджет, - налога на имущество физических лиц и земельного налога. Кроме того, законопроект предусматривает применение налоговой льготы налогоплательщиками, которым предоставляется льгота по налогу на имущество физических лиц в отношении только одного объекта налогообложения соответствующего вида, по выбору налогоплательщика.

В
целях использования налоговых льгот как инструмента для реализации мероприятий, направленных на развитие производства, увеличения налоговых поступлений, сокращения встречных финансовых потоков, формирование благоприятных условий жизнедеятельности для незащищенных слоев населения, в отношении предоставленных органами местного самоуправления налоговых льгот необходимо ежегодное проведение оценки их бюджетной и социальной эффективности, что позволит принимать решения об их продлении либо отмене.

Методика оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот утверждена постановлением Администрации города Лабытнанги от 31.12.2009 N 1320.

Важной составляющей налоговой политики является налоговое администрирование. В рамках мероприятий, направленных на повышение качества налогового администрирования, Правительством Российской Федерации принят ряд конкретных мер, одна из которых - установление единого срока уплаты имущественных налогов физическими лицами. В целях реализации указанных мер Администрацией города Лабытнанги подготовлен проект муниципального правового акта, устанавливающего срок уплаты физическими лицами земельного налога 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Одной из основных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления является обеспечение занятости населения.

С каждым годом в обеспечении занятости населения возрастает роль малого и среднего бизнеса. Основными налогами, взимаемыми с субъектов малого и среднего бизнеса, являются единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единый налог на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности.

С 1 января 2011 г. вступит в силу глава 26.5 “Патентная система налогообложения“. Согласно положениям указанной статьи со следующего года индивидуальные предприниматели смогут переходить на патентную систему налогообложения. При этом переход на патентную систему и возврат к другим режимам налогообложения предприниматели осуществляют добровольно в рамках перечня видов деятельности, установленного органами муниципальных районов и городских округов. В соответствии с внесенными изменениями в
налоговое законодательство в части усовершенствования патентной системы налогообложения и сокращения сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2011 г. на территории муниципального образования город Лабытнанги планируется ввести патентную систему налогообложения, устанавливающую перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводятся патентная система налогообложения и размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения.

В составе неналоговых источников формирования доходной базы города важное значение имеют поступления от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Для обеспечения эффективного использования имущества, увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов от использования имущества необходимо продолжить работу по инвентаризации и оформлению муниципальной собственности на имущество и землю, выявлять неиспользуемое муниципальное имущество с целью его перепрофилирования либо отчуждения, оказывать содействие гражданам в оформлении собственности на земельные участки, обеспечить установление ставок по арендной плате за земли на основе анализа их эффективности, активизировать контрольные функции администраторов доходов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“ с 1 января 2011 г. из состава неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Российской Федерации исключаются все виды доходов бюджетных учреждений, в том числе:

- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за бюджетным учреждением (доходы от сдачи в аренду имущества);

- доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования
бюджетным учреждениям.

Доходная база муниципального образования не способна в среднесрочной перспективе обеспечить аккумулирование средств, в полной мере достаточных для решения вопросов местного значения. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования в 2011 - 2013 годах будет происходить на основе законодательно утвержденных методик распределения средств из фондов финансовой поддержки городских округов в автономном округе.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Бюджетная политика муниципального образования город Лабытнанги на 2011 год будет направлена на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению муниципальных функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования.

С учетом этого необходимо решать следующие задачи:

обеспечение сбалансированности местного бюджета при условии формирования бездефицитного бюджета;

увязка долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, применение комплексного подхода при распределении финансовых ресурсов;

расширение практики применения программно-целевого принципа формирования бюджетных расходов;

обеспечение перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений к оплате самой услуги;

расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств;

обеспечение энергосбережения и энергоэффективности бюджетного сектора;

По-прежнему актуальным остается создание четкого и прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов их использования, усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В соответствии с основными целями бюджетной политики определяются следующие приоритеты бюджетных расходов:

субсидирование выполнения муниципальных заданий бюджетными учреждениями по оказанию услуг (выполнению работ);

реализация мер социальной поддержки населения;

дальнейший рост расходов инвестиционного характера;

реализация аналитических, ведомственных и долгосрочных муниципальных целевых программ;

обеспечение отсутствия задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сфер муниципальных предприятий, оплате коммунальных услуг.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности.

Для повышения эффективности деятельности в сфере бюджетной политики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым, в частности, относятся:

реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы;

формирование бездефицитного бюджета;

планирование бюджетных ассигнований, исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований.

Введение четких правил оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

Исполнение бюджета в текущем финансовом году свидетельствует о стабилизации и наметившейся тенденции роста бюджетных показателей. Тем не менее необходимо очень взвешенно подходить к вопросу бюджетного планирования на следующий год, с тем, чтобы минимизировать бюджетные риски и обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития муниципального образования.

Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления должен стать программно-целевой принцип организации деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках долгосрочных целевых программ.

Формирование долгосрочных целевых программ должно осуществляться, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения.

Конечной задачей является охват программно-целевым методом планирования расходов всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части находящихся в их распоряжении бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов.

Действующая в настоящее время сеть муниципальных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности.

Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, не исходя из объемов оказываемых ими услуг, а исходя из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате отсутствует стимул к оптимизации расходов, как в части их совокупных объемов, так и в части их структуры.

Ближайшей целью по данному направлению является повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах.

На повышение доступности качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении бюджетных учреждений (соответствующий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2011 с переходным периодом до 01.07.2012). Для его реализации к наиболее значимым направлениям бюджетной политики следует отнести работу по совершенствованию правового статуса бюджетных учреждений и внедрению новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг. Необходимо разработать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы создания, реорганизации и деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, провести инвентаризацию имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности муниципальных учреждений.

Формирование местного бюджета на 2011 год будет осуществлено с учетом положений Федерального закона N 83-ФЗ, действующих на переходный период.

Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений должны быть направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.

Следует продолжить расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств.

Расширение полномочий должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.

В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в том числе в форме докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов бюджетной политики.

Сегодня возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств регулирования потребления - все это снижает мотивацию к энергосбережению и энергоэффективности.

Необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, основное внимание в котором уделено государственному и бюджетному сектору. Важнейшей задачей является снижение энергопотребления в сопоставимых условиях не менее чем 3% в год в течение пяти лет.