Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 24.03.2010 N 2171 “О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе в 2009 году“

Снят с контроля (постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 16.06.2010 N 140).

Вступил в силу с 24 марта 2010 года (пункт 4 данного документа).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. N 2171

О ДОКЛАДЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ

ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В 2009 ГОДУ

Заслушав и обсудив доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе о соблюдении и защите прав, свобод
и законных интересов ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе принять к сведению.

2. Комитетам Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа продолжить работу по совершенствованию законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в Ямало-Ненецком автономном округе.

3. Направить доклад Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Законодательного Собрания

Ямало-Ненецкого автономного округа

С.Н.ХАРЮЧИ

ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ

ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В 2009 ГОДУ

“Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости,

нуждается в специальной охране и заботе,

включая надлежащую правовую защиту,

как до, так и после рождения“

(Декларация прав ребенка, преамбула)

“Конвенция о правах ребенка“, одобренная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция ООН), являющаяся всемирной детской Конституцией, отметила в прошедшем году 20-летие со дня принятия. Российская Федерация, подписав Конвенцию ООН, взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации и наилучшего обеспечения детских прав и интересов, формирования среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. Эти обязательства являются императивом деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В рамках исполнения международных обязательств в Российской Федерации введен институт Уполномоченного по правам ребенка для осуществления независимого контроля за соблюдением прав и законных интересов
детского населения.

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ), действуя в области защиты прав детства в соответствии со своими полномочиями, принимая необходимые меры по улучшению положения детей в регионе, первым в Уральском федеральном округе ввел должность Уполномоченного по правам ребенка (далее - Уполномоченный), приняв Закон автономного округа от 4 мая 2007 года N 55-ЗАО “Об Уполномоченном по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе“.

В 2009 году Уполномоченный принимал меры по устранению допущенных нарушений прав детей, разрабатывал и вносил предложения по совершенствованию действующего законодательства, вел просветительскую работу среди населения автономного округа, информировал правоохранительные органы при наличии угрозы жизни и здоровью детей, продолжил работу по анализу допускаемых нарушений прав детей, что использовалось для выработки основных направлений деятельности в интересах детей на уровне округа и муниципалитетов.

В течение года Уполномоченным направлено 36 информаций и заключений в органы государственной власти и местного самоуправления, 6 информационных писем в правоохранительные органы по фактам допущенных нарушений прав и законных интересов детей. Подготовлено около 40 аналитических материалов, на основании которых в органы власти внесено 32 предложения о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав ребенка.

Одним из главных направлений работы Уполномоченного остается рассмотрение письменных и устных обращений граждан.

В 2009 году к Уполномоченному поступило 121 обращение, что превышает показатель 2008 года на 13%.

121

120+ 105 -------¬

¦ -------+ ¦

100+ ¦ // ¦ ¦ -----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ // ¦ 2008

80 + ¦ // ¦ ¦ L-----

¦ ¦ ¦ ¦

60 + ¦ // ¦ ¦ -----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2009

40 + ¦ // ¦ ¦ L-----

¦ ¦ ¦ ¦

20 + ¦ // ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

0 +-------+------+------+-----------------------

Больше всего обращений поступило из городов Салехард, Надым,
Ноябрьск, Лабытнанги и Губкинский. Реже к Уполномоченному обращались жители Пуровского и Тазовского районов.

90 +

¦

¦ ----¬

80 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

70 + ¦ ¦

¦ ¦44 ¦

¦ ¦ ¦

60 + ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2009

50 + ¦ ¦ L----

¦ ¦ ¦ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2008

40 + +---+ L----

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

30 + ¦ ¦ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬

20 + ¦41 ¦ +---+ ----¬ ¦12 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦ ¦ ¦ ----¬ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+ ¦4 ¦
----¬ ¦4 ¦

10 + ¦ ¦ ¦ ¦19 ¦ +---+ ¦ ¦ ¦ +---+ ¦13 ¦ 1 3 +---+ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14 ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ +---+ ----¬ ----¬ ----¬ ¦9 ¦ ¦7 ¦ 2

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9 ¦ ¦6 ¦ ¦3 ¦¦ +---+ ¦5 ¦ +---+ ¦ ¦ ¦ +---+ ----¬

0 +-+---+--+---+-+---+-+---+-+---+--+---+--+---+--+-+-+--+---+--+-+-+--+---+--+-+-+--+---+-

1 1 1

Са- Ла- Губ- Но- Н. Му- На- Пу- При- Та- Шу- Ямаль- дру-

ле- быт- кин- ябрьск Урен- рав- дым ров- ураль- зов- рыш- ский гой

хард нан- ский гой лен- ск. ский ский карс. ... ...

ги ко ... ... ... ...

Большинство обращений, как и раньше, поступило от родителей несовершеннолетних и их законных представителей. Почти в два раза увеличилось количество обращений от самих детей.

----¬

¦ / ¦ родители (73)

80 + 73 L----

¦ ----¬ ----¬

70 + ¦ / ¦ ¦ * ¦ опекуны, попечители, иные

¦ ¦ ¦ L---- законные представители (13)

60 + ¦ / ¦ ----¬

¦ ¦ ¦ ¦///¦ иные родственники

50 + ¦ / ¦ L---- несовершеннолетних (9)

¦ ¦ ¦ ----¬

40 + ¦ / ¦ ¦***¦ несовершеннолетние (7)

¦ ¦ ¦ L----

30 + ¦ / ¦ ----¬ дети-сироты и дети, оставшиеся

¦ ¦ ¦ ¦ “ ¦ без попечения родителей, и лица

20 + ¦ / ¦13 15 L---- из их числа (15)

¦ ¦ +---¬ 9 7 ----¬ 4 ----¬

10 + ¦ / ¦ * +---T---+ “ +---¬ ¦ ¦ иные лица (4)

¦ ¦ ¦ * ¦///¦***¦ “ ¦ ¦ L----

0 +-+---+---+---+---+---+---+--------

На 35 проведенных личных приемах к Уполномоченному обратилось 74 гражданина, в том числе на 9 приемах с выездами в муниципальные образования принято 38 человек. А всего по сравнению с 2008 годом оказание юридической помощи аппаратом Уполномоченного возросло на 62%.

Из года в год сохраняют свою актуальность обращения по тематике, представленной в таблице.

----T---------------------------------------------------T-------T---------¬

¦ N ¦ Тематика обращений ¦ Коли- ¦ Про- ¦

¦п/п¦ ¦чество ¦ центное ¦

¦ ¦ ¦ ¦отношение¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 1 ¦Об обеспечении жильем семей, имеющих ¦ 28 ¦ 23 ¦

¦ ¦несовершеннолетних детей ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 2 ¦О реализации прав детей-инвалидов ¦ 12 ¦ 10 ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 3 ¦Об оказании содействия в устройстве ребенка в ¦ 12 ¦ 10 ¦

¦ ¦дошкольное учреждение ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 4 ¦Об оказании помощи семье, оказавшейся в трудной ¦ 11 ¦ 9 ¦

¦ ¦жизненной ситуации, и социальном ее обеспечении ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 5 ¦О нарушении прав ребенка на проживание с ¦ 7 ¦ 5,8 ¦

¦ ¦родителями, воспитание и заботу с их стороны, а ¦ ¦ ¦

¦ ¦также права на общение с родителями и другими ¦ ¦ ¦

¦ ¦родственниками ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 6 ¦О нарушениях прав детей в вопросах опеки и ¦ 6 ¦ 5 ¦

¦ ¦попечительства ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 7 ¦Об оказании помощи детям, находящимся в социально ¦ 5 ¦ 4,2 ¦

¦ ¦опасном положении ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 8 ¦Об уклонении родителей от выполнения своих ¦ 6 ¦ 5 ¦

¦ ¦обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦ 9 ¦О погашении задолженности по оплате услуг ЖКХ ¦ 3 ¦ 2,5 ¦

¦ ¦ребенку-сироте за жилое помещение, закрепленное за ¦ ¦ ¦

¦ ¦ним ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦10 ¦О конфликтных ситуациях в образовательных ¦ 3 ¦ 2,5 ¦

¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦11 ¦Об отказе в паспортизации и нарушении прав ребенка ¦ 3 ¦ 2,5 ¦

¦ ¦в вопросах предоставления гражданства Российской ¦ ¦ ¦

¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦12 ¦О незаконном вывозе родителем несовершеннолетнего ¦ 2 ¦ 1,6 ¦

¦ ¦ребенка за границу Российской Федерации без ¦ ¦ ¦

¦ ¦согласия другого родителя ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦13 ¦Об оказании помощи в восстановлении в родительских ¦ 2 ¦ 1,6 ¦

¦ ¦правах ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦14 ¦Об устройстве в общежитие ¦ 1 ¦ 0,8 ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦15 ¦Об оказании помощи в сборе средств на реабилитацию ¦ 1 ¦ 0,8 ¦

¦ ¦тяжелобольному ребенку ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------------------------+-------+---------+

¦16 ¦Иные (единичные) обращения ¦ 19 ¦ 15,7 ¦

L---+---------------------------------------------------+-------+----------

Все поступившие обращения рассмотрены по существу, в необходимых случаях с проведением объективных проверок. По каждому третьему обращению, как и в 2008 году, оказана помощь в решении проблемы, по остальным - даны подробные юридические консультации и разъяснения, 3 обращения переадресованы и направлены по подведомственности.

----T-----------------------------------------------------T---------------¬

¦ N ¦ Поступившие обращения граждан ¦ Количество ¦

¦п/п¦ +-------T-------+

¦ ¦ ¦2008 г.¦2009 г.¦

+---+-----------------------------------------------------+-------+-------+

¦ 1 ¦Всего поступило обращений по вопросам нарушения прав,¦ 105 ¦ 121 ¦

¦ ¦свобод и законных интересов ребенка: ¦ ¦ ¦

¦1.1¦из них письменных обращений, ¦ 38 ¦ 47 ¦

¦ ¦в том числе направленных электронной почтой; ¦ 1 ¦ 4 ¦

¦1.2¦принято обращений на личном приеме Уполномоченного, с¦ 67 ¦ 74 ¦

¦ ¦выездом в муниципальные образования ЯНАО, по которым ¦ ¦ ¦

¦ ¦даны: ¦ ¦ ¦

¦ ¦а) устные ответы ¦ 33 ¦ 37 ¦

¦ ¦б) письменные ответы ¦ 34 ¦ 37 ¦

¦ 2 ¦Приняты положительные решения по обращениям и оказана¦ 33 ¦ 40 ¦

¦ ¦помощь в решении проблемы ¦ ¦ ¦

¦ 3 ¦Проведено всего проверок по обращениям: ¦ 74 ¦ 91 ¦

¦ ¦а) в том числе аппаратом Уполномоченного ¦ 72 ¦ 84 ¦

¦ ¦б) совместно с компетентными государственными ¦ 2 ¦ 7 ¦

¦ ¦органами ¦ ¦ ¦

¦ 4 ¦Оказана заявителям бесплатная юридическая помощь ¦ 48 ¦ 78 ¦

¦ 5 ¦Переадресовано обращений по подведомственности ¦ - ¦ 3 ¦

L---+-----------------------------------------------------+-------+--------

В регионе разработана нормативная правовая база, регулирующая вопросы обеспечения конституционных прав и свобод детей, ежегодно принимается социально направленный бюджет и реализуется ряд программ и проектов, нацеленных на улучшение положения различных категорий детей. Несмотря на это, по-прежнему сохраняется необходимость в совершенствовании мер по закреплению признанных государством прав каждого ребенка.

Проведенный анализ обращений и результаты иной деятельности Уполномоченного свидетельствуют о том, что в автономном округе имеют место факты отдельных нарушений прав детей, предусмотренных Конвенцией ООН и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Таковыми являются право ребенка на жизнь, выживание и развитие, на воспитание в семье, на здоровье и здравоохранение, социальное обеспечение, защиту от злоупотреблений и небрежного обращения и другие.

Проблема обеспечения жильем, с которой связано каждое четвертое обращение, стоит наиболее остро.

Это касается в большинстве своем семей, не имеющих возможности улучшить условия с помощью жилищных программ, реализуемых региональными и федеральными властями.

Продолжают поступать обращения о нарушениях жилищных прав от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. И это при том, что в соответствии с федеральным и окружным законодательством на Ямале ежегодно реализуются мероприятия по обеспечению жильем указанной категории лиц.

Факты нарушения законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были подтверждены итогами проверок, проведенных повсеместно органами прокуратуры автономного округа по инициативе Уполномоченного.

Установлено, что не все дети, за которыми не закреплено жилое помещение либо закреплено ветхое и аварийное жилье, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и ставятся на учет в органах местного самоуправления. Указанные факты были выявлены в отношении 17 детей в Приуральском, Шурышкарском, Тазовском районах и в г. Ноябрьске.

В Пуровском районе за одним несовершеннолетним незаконно было закреплено жилое помещение, отнесенное по статусу к общежитию.

В Красноселькупском районе выявлены нарушения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Жилые помещения двух воспитанников детского дома вследствие ненадлежащего ухода за ними стали непригодными для проживания.

В г. Новом Уренгое с 2006 года не принимались меры к закреплению и сохранности жилого помещения детей, проживавших совместно с опекунами в квартире опекунов.

В Пуровском районе установлены факты предоставления жилых помещений лицам данной категории по договорам социального найма в домах, признанных непригодными для проживания.

Для восстановления нарушенных прав лиц вышеназванной категории отдельные обращения рассматривались на заседаниях окружной жилищной комиссии и Общественного экспертного совета при Уполномоченном, некоторые из них остаются на контроле Уполномоченного до полного разрешения проблемы, в их числе обращения из Приуральского района и г. Нового Уренгоя.

Претворяя в жизнь демографическую политику государства, органы власти стимулируют и повышение рождаемости детей в семьях, и устройство детей в семьи.

Однако при рассмотрении обращений высветилась проблема, касающаяся льгот для многодетных семей. Если для семей с приемными детьми законодательством автономного округа предусмотрен льготный порядок улучшения жилищных условий, то многодетные семьи с родными кровными детьми, зачастую нуждающиеся в материальной поддержке государства, такими льготами не пользуются.

Многодетной семье из г. Салехарда, где одинокий работающий отец воспитывает пятерых детей, Администрацией города было отказано в предоставлении жилого помещения как служебного, так и по договору социального найма вне очереди в связи с тем, что таким семьям льготы не предусмотрены.

Несмотря на гарантированное Конституцией Российской Федерации право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, остается болезненной проблема устройства детей в детские дошкольные учреждения.

На начало 2010 года очередность в детские дошкольные образовательные учреждения автономного округа составила 11809 против 9738 детей в прошлом году, что на 21% больше. Между тем численность детей, охваченных услугами учреждений дошкольного образования, выросла всего на 2% - с 29601 до 30239 соответственно.

Это свидетельствует о том, что принимаемых органами власти мер недостаточно, чтобы данная проблема в автономном округе в настоящее время была разрешена.

Указанные ситуации требуют осмысления и соответствующего реагирования органами государственной власти и местного самоуправления.

Остается сложной и требует своего совершенствования проводимая работа по устройству детей на воспитание в семьи граждан. Развитие института приемной семьи, что является жизненной необходимостью в наши дни, идет медленными темпами.

Невзирая на активизацию устройства в семьи детей, оставшихся без родительского попечения, за исключением передачи под опеку, фактические цифры невелики.

Так, в 2009 году передано на усыновление 46 детей, в приемные семьи - 23 ребенка. Всего в 55 приемных семьях проживает 143 ребенка. И это при том, что на начало 2010 года в округе на учете в органах опеки и попечительства состоит 1992 ребенка, что на 30 детей больше, чем на начало 2009 года. Каждый шестой ребенок направляется в сиротские учреждения, где общее число детей-сирот составляет 336.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“ установлены определенные требования и ограничения к кандидатам в усыновители и опекуны. Однако при устройстве детей в семьи органами опеки и попечительства допускается формализм в этой работе, в результате чего страдают дети.

Так, за последний год в отношении 8 детей опекуны отстранены от исполнения ими своих обязанностей в соответствии с частью 3 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Внедрение комплекса мер, направленных на профилактику социального сиротства, сокращение числа детей в детских домах, развитие семейных форм устройства детей-сирот является задачей не только органов опеки и попечительства, но и всех учреждений системы профилактики.

Обеспечение каждому ребенку того уровня жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития в соответствии с Конвенцией ООН и Конституцией Российской Федерации, является прямой обязанностью государства, а значит, и органов власти всех уровней.

Одной из важных составляющих социальной политики на Ямале является создание надлежащих условий для жизни и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем рассмотрение обращений от семей, имеющих детей-инвалидов, показывает, что проблемы детей-инвалидов в полной мере в автономном округе не решены.

Такие дети до сих пор испытывают серьезные трудности на пути полного осуществления законных прав и интересов. Причем препятствием является не инвалидность сама по себе, а скорее совокупность социальных, культурных и физиологических факторов, с которыми дети-инвалиды сталкиваются в повседневной жизни.

К Уполномоченному поступило коллективное обращение от представителей общественной организации “Необычные дети Ноябрьска“, из которого следует, что в городе существует необходимость оборудования специальными пандусами, поручнями и лифтами социально значимых объектов, а также необходимость изменения процедуры получения путевок на санаторно-курортное лечение для детей-инвалидов.

Условия, в которых проживают дети-инвалиды, являются определяющими для их социальной реабилитации. Возможно поэтому каждое третье обращение касается необходимости улучшения жилищных условий.

В 2009 году в рамках выделенных лимитов из 29 семей, имеющих детей-инвалидов, выразивших согласие на получение жилищной субсидии, улучшили свои жилищные условия всего 4 семьи. Большая часть семей вынуждены отказываться от получения жилищной субсидии в пользу общей очереди на получение социального жилья в связи с тем, что сумма субсидии (813600 рублей на одного ребенка-инвалида) не всегда позволяет семье улучшить свои жилищные условия. А социальное жилье по общей очереди этим семьям приходится ждать долгие годы.

Второй год поступают Уполномоченному обращения из с. Мужи от многодетной семьи, имеющей ребенка-инвалида, об оказании содействия в получении жилья по социальному найму в связи с тем, что семья снимает жилье, а жилищная субсидия, полагающаяся семье, имеющей ребенка-инвалида, проблему не решает.

Реальной поддержкой для семей с такими детьми было бы изменение порядка расчета либо увеличение размера жилищных субсидий за счет средств окружного бюджета. Это обеспечивало бы гарантированное право на жилье семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.

Заявителями высказываются нарекания как на качество, так и на виды предоставляемых медицинских услуг семьям с детьми-инвалидами.

Например, дети-инвалиды по слуху не имеют возможности пользоваться слуховыми аппаратами в связи с отсутствием в Государственном учреждении здравоохранения “Салехардская окружная клиническая больница“ сурдологов, специалистов, индивидуально настраивающих слуховые аппараты и контролирующих пользование ими.

Заявительница из г. Лабытнанги, имеющая трехлетнего ребенка-инвалида, в течение 2009 года вынуждена была трижды выезжать за пределы округа, чтобы подобрать ребенку слуховые аппараты, а затем их настроить.

Поступают жалобы на работу медико-социальной экспертизы и рекомендуемые ими реабилитационные мероприятия.

Департаментом здравоохранения автономного округа отмечается, что в округе недостаточно развита сеть учреждений восстановительного лечения, в результате чего число инвалидов, получивших реабилитационные услуги в отделениях восстановительного лечения, составляет всего лишь 6,9% от нуждающихся в них.

По данным департамента по труду и социальной защите автономного округа, только 30,3% детей-инвалидов получили различные реабилитационные услуги в специализированных учреждениях в истекшем году.

Очевидно, что сохраняется нуждаемость детей-инвалидов в получении реабилитационных услуг, оказываемых в различных специализированных реабилитационных учреждениях.

Предметом открытого рассмотрения и обсуждения в средствах массовой информации в апреле 2009 года во время приема граждан в общественной приемной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым стало обращение жителя г. Калининграда об отсутствии группы дневного пребывания для детей-инвалидов в социальных учреждениях. Президентом России даны распоряжения Правительству Российской Федерации и руководителям регионов, где такие группы отсутствуют, об изыскании средств и возможностей для их работы. Как отметил Д.А. Медведев, родители даже тяжелобольных детей должны иметь возможность устроить ребенка в группу дневного пребывания социального учреждения, чтобы могли сходить на работу, в магазин, аптеку, парикмахерскую.

Такие группы дневного пребывания на территории округа созданы в муниципальных образованиях г. Салехард, г. Надым, г. Губкинский, Пуровский район.

Поездки Уполномоченного в различные муниципальные образования округа, встречи с родителями детей-инвалидов позволяют сделать вывод, что сеть имеющихся групп дневного пребывания требует своего расширения.

Устранение всех недостатков в отношении детей-инвалидов, продолжающих иметь место на территории автономного округа, способствовало бы более полной реализации прав этой категории детей на особую заботу со стороны государства и достойную жизнь.

Во время личного приема, проводимого Уполномоченным в селе Мыс Каменный, был установлен факт необеспечения полноценным питанием (молочными продуктами и молочными смесями) малоимущей семьи с ребенком в возрасте до 3 лет. Данное обстоятельство послужило поводом для проведения аппаратом Уполномоченного соответствующего мониторинга, по итогам которого аналогичная ситуация выявлена в Шурышкарском районе.

Постановлением Губернатора автономного округа от 12 января 2005 года N 4 “О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Ямало-Ненецком автономном округе“ рекомендовано в муниципальных образованиях обеспечивать в соответствии с прилагаемым перечнем полноценным питанием детей в возрасте до трех лет из семей, совокупный доход которых на каждого члена семьи не превышает величину утвержденного в автономном округе прожиточного минимума. Несмотря на рекомендательный характер постановления, всеми главами муниципальных образований, за исключением двух вышеназванных, изысканы возможности решения этого вопроса.

Причинами нарушения гарантированного права детей на получение полноценного питания в Ямальском и Шурышкарском районах названы недостаточность финансирования мероприятий по приобретению молочных продуктов, малые сроки их годности и сложная транспортная схема, что формально снимает ответственность с руководителей районов.

Тем не менее ежедневное причинение вреда здоровью детей отсутствием полноценного питания требует не только особого внимания, но и тщательной проработки подходов к решению этой проблемы. Факты ущемления прав детей взяты на контроль Уполномоченным по правам ребенка, поскольку “...жизнь и здоровье детей, - по словам Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, - должны быть в центре внимания государства“.

Дефицит питания не только детей, но и беременных и кормящих женщин, особенно среди коренного (тундрового) населения, указан департаментом здравоохранения автономного округа среди причин высокого показателя смертности детей первого года жизни. Хотя младенческая смертность за последние 10 лет значительно снижена (с 20,3% до 11,3%), ее показатели остаются тревожными, поскольку в сельских территориях автономного округа превышают среднероссийские.

Более того, в Приуральском, Ямальском и Шурышкарском районах были зарегистрированы случаи насильственной смерти детей первого года жизни. Из пяти фактов причинения смерти младенцам матерями по неосторожности путем перекрытия дыхательных путей своим телом в трех случаях матери находились в состоянии алкогольного опьянения. Всего от действий насильственного характера в округе погибло в 2009 году 12 младенцев.

Родительская безответственность влечет за собой гибель детей, а безнаказанность родителей способствует росту социального сиротства.

В истекшем году число отказов от новорожденных детей в окружных учреждениях здравоохранения увеличилось с 22 до 30 по сравнению с предыдущим годом.

Причины каждой такой трагедии требуют глубокого изучения и осмысления со стороны государственных органов и учреждений в целях недопущения подобных фактов. Развитию института добросовестного родительства в автономном округе должны способствовать и гражданские инициативы.

Проблема жестокого обращения с детьми остается одной из самых актуальных и болезненных, но трудно решаемой в силу своей закрытости. Для многих детей столкновение с насилием происходит в семье. Дети боятся сообщать о случаях насилия, а родители стремятся избежать ответственности. Физическое насилие применяется к детям не только родителями, но и иными членами семьи, родственниками.

В мае прошедшего года в г. Салехарде имел место вопиющий факт жестокого избиения двух малолетних девочек сожителем их матери. Дети были госпитализированы, двухлетнюю девочку врачам спасти не удалось. По данному факту виновный осужден к длительному сроку лишения свободы.

Нередко родители остаются безразличными к нуждам детей и душевно черствыми к их потребностям. На детей оказывается психологическое давление, между родителями и детьми отсутствует взаимное понимание и доверие, что тоже приводит к страшным последствиям.

В истекшем году зарегистрировано 9 детских смертей в результате суицида. По данным Управления внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу, основной причиной совершения подростками самоубийств является сложное социально-психологическое состояние ребенка, возникшее в результате межличностных отношений.

По информации, полученной из Ямальского района, Уполномоченным была инициирована проверка факта ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетней дочери, которое привело к получению ребенком сильного обморожения конечностей. Преступная беспечность, непринятие родителями незамедлительных мер по оказанию медицинской помощи и информированию медицинского учреждения привели к гангрене нижних конечностей и самопроизвольной частичной ампутации стоп. Ребенок в 15 лет стал инвалидом, лишенным возможности самостоятельно передвигаться, в чем виноваты его родители, в отношении которых возбуждено уголовное дело по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Всего по э“ой же статье в 2009 году было возбуждено 28 уголовных дел в отношении родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, связанное с жестоким обращением.

Общепризнано, что насилие в семье как явление прочно связано с кризисом института семьи. Насилие со стороны взрослых продолжает оставаться повсеместно игнорируемым нарушением прав детей.

Необходимость искоренения всех видов насилия в отношении детей привела к принятию международной программы действий “Дети и насилие“.

В наступившем году Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, начата общероссийская кампания по профилактике насилия в отношении детей.

Участие в этой кампании и принятие профилактических мер должно стать одной из первостепенных задач органов власти и общественности автономного округа, поскольку, по официальным данным департамента по труду и социальной защите населения автономного округа, 919 семей, в которых воспитывается 1764 ребенка, состоят на учете как находящиеся в социально опасном положении.

Следует отметить, что основными нарушителями прав детей являются их собственные родители или иные законные представители, то есть лица, на которые законодательством возложена обязанность защищать права и законные интересы своих несовершеннолетних детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Установлены факты нарушений прав детей родителями в результате их бездействия, когда они длительное время не оформляли ребенку свидетельство о рождении, гражданство, паспорт, не осуществляли его регистрацию по месту жительства, не создавали условий для обучения и развития. По вине таких родителей дети лишаются возможности посещать детский сад, школу, нарушается их право на полноценный отдых, лечение, оздоровление и т.д.

Например, единственный в автономном округе ВИЧ-инфицированный ребенок оказался без надлежащей медицинской помощи по вине родителей, что привело к резкому ухудшению состояния его здоровья. При этом сами родители, также являясь ВИЧ-инфицированными, выполняли в отношении себя все предписания врачей. Уполномоченным направлен материал в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении к ответственности этих горе-родителей.

Проживающий в г. Салехарде 8-летний ребенок, несмотря на ухудшение состояния здоровья, был снят с диспансерного учета и лишился льгот по санаторно-курортному лечению из-за недобросовестного отца, который в течение длительного времени ребенка не показывал врачам и не подтверждал документально нуждаемость ребенка в “Д“-учете.

Такие примеры недобросовестности родителей далеко не единичны.

В 2009 году на учете в отделах по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоял 831 родитель, ненадлежащим образом исполняющий свои родительские обязанности. Кроме того, 3124 подобных родителя (законного представителя) решениями городских (районных) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав привлекались к ответственности в соответствии со статьей 5.35 и иными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не уменьшается количество жалоб о фактах неисполнения родителями обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей.

Анализ поступивших обращений о неисполнении алиментных обязательств показывает, что, как правило, такие родители либо не работают либо умышленно не сообщают место своей работы, скрывают получение иных доходов, производят выплаты мизерных сумм взыскателю алиментов, меняют и скрывают свое место жительства; редко, но все же встречаются факты открытого отказа родителей от содержания своих детей. Положение детей в таких семьях отягощено тем, что, получив психологическую травму после развода родителей, дети лишаются материального обеспечения от одного из них и к тому же не вправе рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны государства.

По данным Управления Федеральной службы судебных приставов по автономному округу в 2009 г. территориальными отделами в автономном округе было возбуждено 195 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание своих детей, что на 91% больше, чем в 2008 г.

В отдельных случаях родители идут на прямое нарушение действующего законодательства во имя достижения собственных целей.

Уполномоченному поступили два обращения по фактам незаконного вывоза детей за пределы Российской Федерации. Решение вопросов о порядке общения ребенка с оставшимся в Российской Федерации родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с рядом зарубежных государств. Более того, в одном случае было незаконно получено иностранное гражданство ребенком, являвшимся гражданином Российской Федерации, о чем проинформированы Министерство иностранных дел Российской Федерации и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Установлены факты нарушений прав детей и со стороны государственных органов и должностных лиц.

К Уполномоченному обратилась гражданка, являющаяся лицом из числа детей-сирот, жилищные права которой были нарушены Администрацией муниципального образования Приуральский район. В нарушение требований ст. 7 постановления Администрации автономного округа от 30 октября 2008 года N 587-А “Об утверждении Порядка предоставления субвенций из окружного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ Администрацией района не был своевременно установлен Порядок предоставления жилищных субсидий, что повлекло за собой невозможность освоения выделенных бюджетом округа средств на предоставление жилья детям-сиротам Приуральского района.

За допущенные нарушения виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Нарушенные жилищные права заявительницы восстановлены.

Ряд жалоб, рассмотренных в 2009 году, касался работы сотрудников Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по автономному округу по вопросам принятия гражданства Российской Федерации несовершеннолетними детьми. Одно обращение поступило из г. Ноябрьска, два обращения - из г. Нового Уренгоя. В ходе проверок данных обращений установлено, что должностные лица миграционной службы вопреки положениям Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации“ безосновательно требуют с заявителей документы, не указанные в перечне, установленном Законом, не разъясняют обратившимся гражданам порядок и условия, а также не учитывают все основания принятия гражданства Российской Федерации, что приводит к тому, что несовершеннолетние дети не имеют возможности реализовать свои гражданские права.

О выявленных нарушениях Уполномоченным проинформировано руководство Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по автономному округу.

Имеют место случаи нарушения прав детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях автономного округа. В адрес Уполномоченного поступили два обращения от родителей, в которых говорится о создании администрациями отдельных муниципальных образовательных учреждений Тазовского района неблагоприятных условий, угрожающих нравственному, психологическому и физическому здоровью учащихся.

В одном случае учителем истории и обществознания оказывалось морально-психологическое давление в отношении несовершеннолетнего, а также имело место несправедливое выставление оценок в классном журнале, а в другом случае - учитель английского языка выставил учащемуся задним числом оценки, которых он не получал.

При проверке обращений указанные факты подтвердились, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с Законом автономного округа от 4 мая 2007 года N 55-ЗАО “Об Уполномоченном по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе“ Уполномоченный имеет право самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами осуществлять проверки сообщений о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка.

В целях осуществления данных полномочий в течение года аппаратом Уполномоченного проведено 84 самостоятельные проверки по обращениям граждан, а также 7 проверок совместно с компетентными государственными органами.

На основании поступивших обращений от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ГОУ СПО ЯНАО “Ямальский многопрофильный колледж“, в сентябре 2009 Уполномоченным была инициирована совместная с органами опеки и попечительства автономного округа проверка этого образовательного учреждения на предмет соблюдения прав и предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Проверкой установлено, что принцип полного государственного обеспечения обучающихся вышеуказанной категории реализуется не в полной мере.

В прошлом учебном году часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не были зачислены на полное государственное обеспечение на отделение культуры и искусств и на отделение педагогического образования в указанном колледже.

Выявлен случай несвоевременной постановки на полное государственное обеспечение обучающейся, относящейся к категории “дети-сироты“.

В некоторых личных делах отсутствовали документы, подтверждающие статус сироты, и документы, подтверждающие наличие или отсутствие закрепленного за ними жилья.

Кроме того, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не проживающим в общежитии и не получающим трехразовое питание в колледже, не выплачивалась денежная компенсация в нарушение постановления Губернатора автономного округа от 17 января 2005 года N 13 “О нормах питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ямало-Ненецком автономном округе“.

Помимо принятых мер по восстановлению нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, аппаратом Уполномоченного проведено собрание учащихся данной категории по разъяснению их прав и дополнительных гарантий, установленных законодательством.

Летом 2009 года сотрудниками аппарата Уполномоченного совместно с представителями государственной инспекции труда в автономном округе проведены проверки в ряде предприятий и организаций по соблюдению трудового законодательства в отношении несовершеннолетних, работающих в летний период.

В результате проверок Управления культуры, молодежной политики и спорта Администрации муниципального образования Приуральский район и муниципального предприятия “Аксарковское рыбопромысловое предприятие“ выявлены отдельные нарушения трудовых прав подростков.

Должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, были привлечены государственной инспекцией труда в автономном округе к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Всего за прошедший год в процессе реализации запланированной работы Уполномоченный и его представители посетили 38 окружных и муниципальных учреждений, предприятий и организаций, явились организаторами и участниками около 50 мероприятий.

Уполномоченный более 50 раз выступал в детских аудиториях, учебных заведениях, средствах массовой информации (печатных, на радио и телевидении) с интервью, комментариями, разъяснениями вопросов, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

В связи с 85-летием судебной системы Российской Федерации Уполномоченным совместно с его общественными помощниками организовано проведение Дней открытых дверей федеральных судов автономного округа для учащихся общеобразовательных школ и вузов, а также окружного конкурса детского рисунка “Каждый ребенок имеет право!“.

При непосредственном участии детской общественности муниципальных образований автономного округа Уполномоченным проведены две окружные видеоконференции: одна - по продвижению глобальной инициативы Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) “Города, доброжелательные к детям“, вторая - приуроченная к 20-летию принятия Конвенции ООН “Мир твоих прав“.

В округе создан уникальный институт общественных помощников Уполномоченного, деятельность которого предусмотрена Законом автономного округа от 4 мая 2007 года N 55-ЗАО “Об Уполномоченном по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе“.

Во всех крупных муниципальных образованиях автономного округа работают 13 общественных помощников. За прошедший год ими проделана большая и разнообразная работа: встречи с населением, пропаганда идей Конвенции ООН, проведение детских конкурсов и смотров, анкетирование с целью изучения мнения учащихся о положении детей и их прав, выявление и решение проблем, касающихся реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также организация встреч Уполномоченного с детской общественностью и другое.

Оправдывает себя в работе и другой институт гражданского общества - Общественный совет при Уполномоченном, благодаря которому в округе поддержана глобальная инициатива Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) “Города, доброжелательные к детям“.

Работа по внедрению этой инициативы начинается не на пустом месте. В округе имеются многие из ее составляющих: приняты и действуют законы, обеспечивающие детям дополнительные социальные гарантии, финансируются окружные программы по поддержке детства, осуществляется информационно-просветительская работа с детской и родительской общественностью и так далее.

Реализация инициативы позволит закрепить имеющиеся и определить новые социальные ориентиры и ценности в семейной и детской политике автономного округа.

Требованиями сегодняшнего дня продиктована необходимость разработки стратегии государственной политики на Ямале по улучшению положения детей и семей с детьми. Это позволит сформулировать, каким должен быть автономный округ в контексте реализации прав детей в ближайшие годы, утвердить соответствующие индикаторы, а ежегодное проведение мониторингов позволит определить, насколько уверенно регион движется к намеченной цели.

В 2009 году Уполномоченный принял участие в разработке и согласовании 10 проектов законов автономного округа, по 4 внес замечания и предложения <1>, участвовал в 37 заседаниях Законодательного Собрания автономного округа и его комитетов, а также исполнительных органов государственной власти.

--------------------------------

<1> См. Приложение.

В соответствии с решениями Общественного экспертного совета Уполномоченный внес в Законодательное Собрание автономного округа и в Ассоциацию уполномоченных в субъектах Российской Федерации ряд предложений по совершенствованию нормативных правовых актов. Наряду с этим проводилась работа по анализу федерального законодательства в сфере защиты и охраны прав детей. По двум проектам федеральных законов были даны соответствующие заключения.

Также Уполномоченным в 2009 году был внесен ряд предложений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и объединения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав ребенка в соответствии с рекомендациями Общественного экспертного совета при Уполномоченном.

Так, предложено:

департаменту образования автономного округа в целях создания дополнительных условий по реализации прав несовершеннолетних:

разработать и утвердить порядок отправки и сопровождения детей-инвалидов в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, находящиеся за пределами автономного округа;

расширить перечень специальностей в профессиональных образовательных учреждениях автономного округа для выпускников специальных (коррекционных) классов;

взять под постоянный контроль применение средств фильтрации информации и иных технических устройств, используемых для защиты несовершеннолетних от негативных материалов и иной информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

во всех общеобразовательных учреждениях автономного округа в текущем учебном году ввести дополнительные часы по изучению правил дорожного движения за счет вариативной части учебного плана;

департаменту по молодежной политике автономного округа совместно с ГИБДД УВД по Ямало-Ненецкому автономному округу:

оказать содействие в создании региональной Ассоциации “Юных инспекторов дорожного движения“;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа совместно с иными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних автономного округа:

запланировать и провести в 2010 году мероприятия, направленные на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию и антиобщественное поведение;

представительным органом муниципальных образований автономного округа:

поддержать предложение представителей детской общественности автономного округа о создании в муниципальных образованиях детских представительных (законодательных) органов (детских парламентов);

главам муниципальных образований автономного округа:

принять меры для обеспечения доступности зданий и сооружений бытового и социокультурного значения для маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов;

руководителям детских и молодежных объединений автономного округа:

активно включиться в работу по пропаганде Конвенции ООН о правах ребенка и внедрению глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) “Города, доброжелательные к детям“ в автономном округе;

поддержать прозвучавшее во время видеоконференции “Мир твоих прав“, проводимой Уполномоченным в ноябре 2009 года, предложение представителей детской общественности автономного округа о создании Детского совета при Уполномоченном.

Осуществляя в 2009 году независимый контроль за соблюдением прав и законных интересов детей на территории автономного округа, Уполномоченный и его общественные помощники тесно взаимодействовали с депутатами Законодательного Собрания автономного округа, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, сотрудниками правоохранительных органов, представителями средств массовой информации, детской и взрослой общественности.

За оказание содействия в разрешении обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного, личное участие в решении проблем детства Уполномоченный выражает благодарность главам муниципальных образований автономного округа В.В.Лебедевичу (г. Губкинский), И.И.Костогризу (г. Новый Уренгой), В.А.Быковскому (г. Муравленко), Л.Г.Дяченко (г. Надым), Л.И.Захарову (Надымский район).

Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе призван не только обозначить проблемы детского населения, но и изменить отношение всех взрослых к их решению для полноценного развития пока еще маленьких граждан России.

Приложение

к Докладу Уполномоченного

по правам ребенка в Ямало-Ненецком

автономном округе о соблюдении и защите

прав, свобод и законных интересов

ребенка в Ямало-Ненецком

автономном округе в 2009 году

Законы автономного округа, в работе над которыми принимал участие Уполномоченный:

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2009 года N 3-ЗАО “О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в связи с совершенствованием законодательства в сфере социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“;

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2009 года N 8-ЗАО “О внесении изменения в статью 5.2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа “О ежемесячном пособии на ребенка“;

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2009 года N 66-ЗАО “О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа“;

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2009 года N 78-ЗАО “О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе“;

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июня 2009 года N 38-ЗАО “О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа“;

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2009 года N 114-ЗАО “О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством, в приемной семье“.

Проекты законов автономного округа:

“О профилактике правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе“;

“О дополнительных мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Ямало-Ненецкого автономного округа“;

“О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа “Об административных правонарушениях“;

“Об утверждении Комплексной целевой программы, направленной на профилактику преступлений и правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 гг.“.