Законы и бизнес в России

Региональное трехстороннее соглашение между Ямало-Ненецким территориальным объединением организаций профсоюзов, некоммерческой организацией Объединение работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа“ и исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы“

Начало действия документа - 16.12.2009.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Срок действия документа ограничен тремя годами (пункт 8.1 данного документа).

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ

ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ,

НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ “ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА“

И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ

Декабрь 2009 г. г. Салехард

Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Ямало-Ненецкого территориального объединения организаций профсоюзов (далее - профсоюзы), объединения работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - работодатели) и исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящее региональное трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений в 2010 - 2012 годах и совместные действия по их осуществлению.

Стороны, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа “О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе“, в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе стабилизации дальнейшего развития экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), увеличения валового регионального продукта.

Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Соглашение распространяется на работников, работодателей, исполнительные органы государственной власти автономного округа, которые уполномочили своих представителей заключить Соглашение от их имени.

Соглашение открыто для присоединения всех заинтересованных объединений работодателей и профсоюзов, действующих в автономном округе в порядке, определяемом Законом автономного округа “О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе“.

Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров в отраслях и муниципальных образованиях автономного округа по заключению отраслевых и территориальных соглашений, в организациях - по заключению коллективных договоров.

Каждая из Сторон в пределах своих полномочий принимает на себя обязательства, закрепленные Соглашением, разрабатывает комплекс мер, необходимых
для реализации принятых обязательств в порядке и сроки, установленные Регламентом работы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа.

Условия, содержащиеся в Соглашении, учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых актов автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления автономного округа, при рассмотрении и принятии окружного бюджета.

I. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие социального партнерства в автономном округе, повышение эффективности его непосредственного воздействия на решение социально-экономических проблем автономного округа. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, Стороны, в пределах имеющихся полномочий, обязуются:

1.1. При разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, проводить консультации с Ямало-Ненецким территориальным объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей автономного округа.

1.2. Оказывать всестороннее содействие коллективам, развивающим принципы социального партнерства, и способствовать:

решению вопросов защиты трудовых, гражданских прав и гарантий работающих, снижению напряженности в трудовых коллективах через заключение коллективных договоров в каждой организации, а также в сфере малого бизнеса, с их уведомительной регистрацией;

своевременному разрешению коллективных трудовых споров с применением примирительных процедур, ориентированных на достижение сторонами урегулирования конфликта;

созданию в организациях комиссий по трудовым спорам.

1.3. Обеспечить взаимодействие трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа (далее - трехсторонняя комиссия) с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, аналогичными комиссиями субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.

1.4. Содействовать образованию на территории муниципальных образований автономного округа территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

1.5. Для обеспечения реализации Соглашения, на основе взаимных консультаций в рамках деятельности трехсторонней комиссии, разрабатывать документы, принимать необходимые решения, формировать предложения в адрес исполнительных органов государственной власти автономного округа и добиваться их реализации.

1.6. Каждая из
Сторон в трехмесячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает мероприятия, необходимые для его реализации (с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение), и представляет их в Секретариат трехсторонней комиссии для последующего утверждения.

1.7. В ходе реализации Соглашения освещать в средствах массовой информации деятельность трехсторонней комиссии и территориальных трехсторонних комиссий.

1.8. Содействовать заключению, уведомительной регистрации и реализации территориальных и отраслевых тарифных соглашений в муниципальных образованиях автономного округа, коллективных договоров в организациях автономного округа.

1.9. Осуществлять наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и уровня жизни населения автономного округа и два раза в год информировать стороны социального партнерства о развитии трудовых отношений в автономном округе.

1.10. Совершенствовать механизмы урегулирования коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

1.11. Обеспечить условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях.

1.12. Способствовать развитию и укреплению территориального объединения организаций профсоюзов и его представительств в муниципальных образованиях автономного округа.

1.13. Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе в организациях с участием иностранного капитала, и в организациях, применяющих труд иностранных работников, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа.

II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

В области экономической политики Стороны определяют приоритетные вопросы совместной деятельности в следующих направлениях:

обеспечение положительной динамики в социально-экономическом развитии автономного округа;

создание условий для активизации инвестиционной деятельности;

решение социально-экономических проблем.

В целях обеспечения указанных направлений деятельности Стороны принимают на себя следующие обязательства по их реализации:

2.1. Участвовать в разработке и реализации приоритетных направлений социально-экономического развития автономного округа, реализации окружных
программ социально-экономического развития, стабилизации экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.

2.2. Способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата на территории автономного округа путем предоставления государственной поддержки организациям для реализации высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов.

2.3. Создавать режим наибольшего благоприятствования местным товаропроизводителям, субъектам малого предпринимательства, обеспечивающим насыщение рынка отечественными товарами и услугами или являющимися участниками данного Соглашения.

2.4. Объединить усилия, направленные на дальнейшую стабилизацию и развитие производства, выпуск конкурентоспособной продукции, улучшение финансового состояния организаций, нормализацию кредитно-денежной политики автономного округа.

2.5. Способствовать инновационному обновлению структуры экономики автономного округа, созданию условий, обеспечивающих ее динамичное развитие и повышение конкурентоспособности.

2.6. Обеспечить информирование социальных партнеров и проведение консультаций по вопросам формирования тарифов на топливно-энергетические ресурсы, услуги транспорта, водоснабжение и водоотведение.

III. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ОПЛАТА ТРУДА

И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

В целях проведения согласованной политики по повышению доходов, уровня жизни и социальной защищенности населения, регулированию оплаты труда работающих Стороны принимают на себя следующие обязательства:

3.1. Осуществлять мониторинг уровня жизни населения автономного округа, ежеквартально производить расчет и утверждение величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения.

3.2. Добиваться, чтобы в организациях внебюджетного сектора экономики заработная плата работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, была установлена в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения автономного округа.

3.3. Не допускать снижения уровня жизни населения автономного округа и принимать меры, направленные на снижение уровня бедности на территории автономного округа.

3.4. Обеспечить оперативный мониторинг ситуации по своевременной выплате заработной платы, высвобождению работников, созданию дополнительных рабочих мест и наличию вакансий в организациях автономного округа.

3.5. Обеспечить эффективное взаимодействие с органами местного
самоуправления муниципальных образований автономного округа с целью выработки единых подходов в области регулирования социально-трудовых отношений, снижения социальной напряженности, своевременной выплаты заработной платы, предотвращения массового высвобождения работников.

3.6. Содействовать через территориальные соглашения, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, коллективные договоры:

развитию договорного регулирования оплаты труда;

недопущению задолженности по оплате труда работников;

развитию отраслевой системы оплаты труда;

организации занятости молодежи.

3.7. Проводить работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение необходимых условий для эффективного функционирования организаций культуры и спорта. Препятствовать использованию не по назначению или ликвидации социально-бытовых, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности.

3.8. Обеспечить проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

3.9. Содействовать обеспечению населения необходимыми лекарственными средствами, проведению комплекса мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, в том числе обеспечению отдельных категорий граждан автономного округа лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно или со скидкой в размере 50 процентов стоимости.

3.10. Обеспечить гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам автономного округа бесплатной медицинской помощи.

3.11. Обеспечить всем категориям населения автономного округа гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи, медико-социальных услуг в лечении и профилактике заболеваний.

3.12. Осуществлять контроль за соблюдением установленных законодательством льгот и дополнительных гарантий для молодежи.

3.13. Продолжить оказание адресной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе.

3.14. Оказывать поддержку работникам в переселении из районов Крайнего Севера.

3.15. Обеспечить установление в коллективных договорах, заключаемых в организациях всех форм собственности, гарантий и компенсаций
для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, не ниже предусмотренных нормативными правовыми актами автономного округа:

а) компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи;

б) 36-часовой рабочей недели для женщин, работающих в районах Крайнего Севера;

в) компенсации расходов, связанных с переездом;

г) гарантии медицинского обслуживания;

д) районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате;

е) обязательств по финансированию программ работы с молодежью, грантовых программ, предоставлению льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилых помещений, по оказанию материальной помощи при рождении ребенка и др.

3.16. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на сокращение и ликвидацию задолженности по заработной плате в организациях автономного округа.

3.17. Проводить согласованную политику по улучшению демографической ситуации, сохранению и укреплению семьи, оздоровлению населения.

3.18. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на поддержку молодых семей путем предоставления жилищных субсидий и развития системы долгосрочного ипотечного кредитования.

3.19. Разработать комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями, обеспечить их реализацию.

3.20. Содействовать возрождению движения студенческих отрядов.

IV. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Отмечая, что необходимым условием для решения проблем занятости является эффективное взаимодействие сторон социального партнерства на основе дальнейшего совершенствования мер социально-экономического развития автономного округа, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения, Стороны, в рамках имеющихся у них полномочий и возможностей, принимают на себя следующие обязательства:

4.1. Осуществлять необходимые действия по реализации программных мероприятий окружной целевой программы содействия занятости населения автономного округа в 2010 году.

4.2. Разработать окружную целевую программу содействия занятости населения автономного округа на 2011 - 2013 годы.

4.3. Осуществлять мониторинг высвобождения
работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата, а также неполной занятости работников организаций (находящихся в простое, работающих неполное рабочее время, находящихся в отпуске по инициативе администрации). Предоставлять в профсоюзные органы, центры занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых высвобождений.

4.4. С целью стабилизации на территориальном рынке труда, сохранения существующих и создания дополнительных рабочих мест, сохранения кадрового потенциала предприятий ежегодно разрабатывать программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда автономного округа при наличии необходимых средств в федеральном и окружном бюджетах.

4.5. Проводить информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам состояния рынка труда, трудоустройства и профессионального обучения.

4.6. Всемерно содействовать развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан с привлечением отраслевых исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

4.7. При реализации активной политики занятости уделять особое внимание безработным гражданам из категории неконкурентоспособных на рынке труда (инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из мест лишения свободы, молодежь без практического опыта работы и другие).

4.8. Осуществлять мониторинг и оценку эффективности использования иностранной рабочей силы, корректировку объемов привлечения иностранных работников с учетом необходимости поддержки и первоочередного трудоустройства граждан Российской Федерации.

4.9. Принимать меры по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных отраслях и муниципальных образованиях автономного округа с целью недопущения превышения уровня официально регистрируемой безработицы более двух процентов.

4.10. При разработке проектов отраслевых и территориальных соглашений и коллективных договоров предусматривать в них меры, направленные на повышение эффективности производства, сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.

4.11.
Осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам найма, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставления льгот и гарантий в процессе работы и при их высвобождении, реорганизации, ликвидации организаций.

4.12. В целях профилактики правонарушений и адаптации к трудовой деятельности продолжить практику организации временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малоимущих семей. Обеспечивать организацию оздоровительного отдыха в каникулярное время детей и занятости молодежи.

4.13. Обеспечить использование экономических рычагов для функционирования эффективно действующих организаций (в том числе в сфере малого и среднего бизнеса), создающих новые рабочие места.

4.14. При осложнении ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывать и реализовывать мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений, сохранению существующих и созданию дополнительных рабочих мест, организации временных и общественных работ, и другие мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

4.15. Привлекать и использовать иностранную рабочую силу с учетом мнения глав муниципальных образований автономного округа и соответствующих профсоюзных органов в соответствии с установленной квотой. Использовать на строительстве объектов, в том числе на вновь начинаемых стройках, прежде всего работников строительных организаций автономного округа.

4.16. Постоянно информировать население автономного округа о наличии вакансий и возможностях трудоустройства в автономном округе и в других регионах Российской Федерации, а также об изменениях в законодательстве о занятости.

4.17. Осуществлять в пределах своих полномочий контроль за соблюдением прав и гарантий граждан в сфере занятости населения.

V. ОХРАНА ТРУДА

Рассматривая охрану труда в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, Стороны определяют следующие направления совместной деятельности:

5.1. Повышать заинтересованность и
ответственность работодателей за состояние условий охраны труда и обеспечение безопасности, гигиены труда и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

5.2. Содействовать реализации единой государственной политики по обеспечению здоровых и безопасных условий и охраны труда с целью сохранения жизни и здоровья работающего населения на территории автономного округа.

5.3. Содействовать и принимать меры по реализации и совершенствованию государственной системы управления охраной труда и промышленной безопасности с целью побуждения работодателей соблюдать законодательство об охране труда.

5.4. Анализировать обстоятельства и причины нарушений трудового законодательства в организациях в части охраны труда и способствовать их устранению.

5.5. Содействовать и участвовать в реализации ведомственной целевой программы “Улучшение условий и охраны труда в организациях Ямало-Ненецкого автономного округа“.

5.6. Содействовать организации и работе комитетов (комиссий) по охране труда, а также избранию уполномоченных по охране труда.

5.7. Способствовать организации обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ, в том числе работников, принимаемых на работы с вредными и опасными условиями труда с последующей стажировкой на рабочем месте.

5.8. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в пределах своей компетенции.

5.9. Содействовать укреплению и созданию служб охраны труда в организациях автономного округа, не допускать их сокращение и ликвидацию.

5.10. Содействовать проведению государственной экспертизы условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с целью разработки мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда и соблюдение государственных нормативных требований в области охраны труда.

5.11. Содействовать включению в коллективные договоры мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, предусмотрев достаточное финансирование на выполнение этих мероприятий.

5.12. Предусматривать в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени неосвобожденным членам профкомов для выполнения возложенных на них обязанностей, в том числе уполномоченным профкомов и членам комиссий по охране труда для контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда.

5.13. Содействовать органам надзора и контроля в организации и проведении контроля за обеспечением государственных нормативных требований в области охраны труда.

5.14. Обеспечивать правомерность и полноту предоставляемых компенсаций за работу с вредными условиями труда в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством, коллективными договорами.

5.15. Обеспечить общественный контроль за состоянием условий и охраны труда, выполнением обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда, промышленной, экологической безопасности.

VI. КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ

С целью социальной поддержки коренного населения автономного округа Стороны принимают на себя следующие обязательства:

6.1. Продолжить работу по решению проблемы трудоустройства коренного населения путем:

заключения договоров с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории автономного округа;

направления на обучение по специальностям, востребованным в автономном округе;

организации переподготовки и повышения квалификации, с последующим трудоустройством в соответствующей организации.

6.2. Продолжить работу по решению проблем обеспечения жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, в том числе путем заключения договоров с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории автономного округа, по строительству стационарного жилья для населения, ведущего кочевой образ жизни, а также молодым специалистам, занятым в традиционных отраслях хозяйственной деятельности.

VII. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ

7.1. Проекты нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих важнейшие трудовые и социально-экономические интересы населения, предварительно согласовываются Сторонами и при необходимости рассматриваются на заседаниях окружной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7.2. Стороны реализуют Соглашение на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, проводят совместные заседания для своевременной координации усилий по выполнению Соглашения.

7.3. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляет трехсторонняя комиссия, а также Стороны самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.

7.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Соглашения или решения трехсторонней комиссии виновная Сторона несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

7.5. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.

7.6. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.

В случае возникновения коллективных трудовых споров Стороны Соглашения принимают все необходимые меры по их урегулированию.

VIII. ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ

8.1. Соглашение вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует в течение трех лет.

8.2. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон путем заключения дополнительного соглашения.

8.3. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее одного раза в год на заседаниях трехсторонней комиссии.

8.4. Стороны договорились:

о проведении в IV квартале 2012 года переговоров по заключению аналогичного Соглашения на последующий период, а также о возможном продлении срока действия Соглашения на период ведения коллективных переговоров;

при проведении переговоров по заключению аналогичного Соглашения на последующий период, в соответствии со статьей 47 Трудового кодекса Российской Федерации, уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, о начале коллективных переговоров. Предложить им совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, формы возможного участия в коллективных переговорах и присоединение к Соглашению.

8.5. Настоящее Соглашение составлено и подписано в г. Салехарде в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

Соглашение подписали:

Заместитель Губернатора,

координатор комиссии

от исполнительных органов

государственной власти

Ямало-Ненецкого автономного округа

А.М.КИМ

Председатель некоммерческой организации

“Объединение работодателей

Ямало-Ненецкого автономного округа“,

координатор комиссии от объединения работодателей

Ямало-Ненецкого автономного округа

И.В.НАК

Председатель

Ямало-Ненецкого территориального объединения

организаций профсоюзов, координатор комиссии

от объединения организаций профсоюзов

Ямало-Ненецкого автономного округа

Н.И.ПАРХОМЧУК