<Информация> Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе от 21.06.2001 “Вступительное слово Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе на межрегиональной научно-практической конференции “Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти“
АППАРАТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ
ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
ИНФОРМАЦИЯ
от 21 июня 2001 года
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
“ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И
ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ, РЕГИОНАЛЬНЫМ И
МУНИЦИПАЛЬНЫМ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ“
Развитие современного российского общества, становление экономики страны и социальной сферы возможны лишь при наличии эффективной и сбалансированной системы государственной власти и местного самоуправления.
Поэтому разграничение предметов их ведения, создание эффективной системы взаимодействия органов власти и управления всех уровней является одной из ключевых государственных проблем.
Актуальность этой темы обусловлена еще и тем, что со дня принятия в 1992 году Федеративного договора о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов прошло уже без малого десять лет. За это время заметно изменилась социально-политическая ситуация в стране, серьезные изменения претерпела российская экономика, органы власти и управления всех уровней накопили значительный опыт практической работы, произошло становление органов местного самоуправления. Не случайно, поэтому, вышеназванным проблемам уделяется серьезное внимание как на федеральном, так и региональном уровнях.
Подтверждением тому может служить послание Президента Российской Федерации В.В.Путина к Федеральному собранию, в котором определены стратегические направления комплексного реформирования власти.
Проблемы взаимодействия нашли свое отражение в подготовленном рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации проекте концепции государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, а также в концепции стратегического развития России до 2010 года.
Актуальностью проблемы обусловлена наша сегодняшняя конференция, проводимая по инициативе аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
В последнее время семинары по вопросам организации местного самоуправления проведены в Камчатской и Амурской областях, две недели назад проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления обсуждались на семинаре глав муниципальных образований Сахалинской области. Дальневосточной академией государственной службы ежегодно проводятся научно-практические конференции по проблемам государственного и муниципального управления в субъектах Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Таким образом, обращение к теме разграничения предметов ведения и полномочий, а также организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления безусловно является актуальным и просто необходимым.
Сегодня стало совершенно очевидным, что раскрутить маховик местного самоуправления в государстве, где долгие годы функционировали иерархическая система организации государственной власти и плановая экономика, весьма сложно. И процесс реформирования местной власти, вживания идей местного самоуправления в российские реалии оказался весьма противоречивым.
В ходе формирования новой российской модели взаимодействия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления проявляется тенденция вмешательства федеральных и региональных органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Причина - в отсутствии необходимой правовой и материально-финансовой базы развития местного самоуправления, сохранении экономической зависимости органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти. А в результате, самостоятельность органов местного самоуправления оказалась в большей мере формальной, нежели реальной.
С другой стороны, провозглашаемый ранее безграничный суверенитет породил тенденции и проблемы негативного характера.
Поэтому центральной в области государственного управления сегодня является задача преодоления практики несогласованных действий органов власти и управления всех уровней, а также органов местного самоуправления.
При этом важнейшими условиями ее реализации должны стать:
- единство целей, определенных Конституцией Российской Федерации и российским законодательством;
- незыблемость принципов федерализма и разделения властей при определении предметов ведения и полномочий;
- верховенство законов и их субординация, их непротиворечивость по отношению друг к другу;
- устранение взаимопересечений и дублирования в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- формирование экономической основы успешной деятельности органов государственного и муниципального управления;
- оптимизация организационной и внутренней структуры органов власти и управления, а также органов местного самоуправления;
- подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов государственного и муниципального управления.
Все это в совокупности позволит создать эффективную систему государственной власти и муниципального управления, способную решать главную государственную задачу, определенную Конституцией Российской Федерации - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ходе конференции, по нашему мнению, необходимо:
- дать политическую оценку ситуации, сложившейся в сфере государственного и муниципального управления в Дальневосточном федеральном округе;
- рассмотреть теоретические аспекты проблемы;
- проанализировать состояние правового поля деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах федерации на Дальнем Востоке;
- определить перспективы и пути дальнейшего развития форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, разграничения предметов их ведения и полномочий.
На конференцию приглашены и принимают участие в ее работе представители науки, высших учебных заведений, правоохранительных органов, органов местного самоуправления и руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.