Законы и бизнес в России

Приказ Комитета общего образования администрации Хабаровского края от 11.04.2001 N 143 “Об утверждении новой редакции краевого стандарта образовательной дисциплины “Информатика“

КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 11 апреля 2001 г. N 143

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ КРАЕВОГО СТАНДАРТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “ИНФОРМАТИКА“

В связи с принятием Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 30.06.99 N 56 и в соответствии с постановлением главы администрации края от 16.02.96 N 77 “Об утверждении Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования в части общих требований к его структуре и содержанию“ приказываю:

1. Утвердить в качестве элемента Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования краевой стандарт образовательной дисциплины “Информатика“, присвоив соответствующему документу код ХКК ГОС ОО 04.03.04-01.

2. Установить дату введения требований краевого стандарта образовательной дисциплины
“Информатика“ в параллелях 10-х классов общеобразовательных учреждений края - с 01.09.2001.

3. Разрешить руководителям общеобразовательных учреждений края, реализующих учебные программы по информатике на ступени основного общего образования, осуществлять переход на стандарт образовательной дисциплины “Информатика“ ХКК ГОС ОО 04.03.04-01 с учетом возрастных особенностей, базовых знаний и умений школьников, сформированных до начала изучения информатики, кадровой, материально-технической оснащенности и программно-методической обеспеченности курса.

4. Установить, что в период существующего в крае широкого разнообразия обеспеченности общеобразовательных учреждений различными типами и видами аппаратных и программных средств, при реализации требований краевого стандарта образовательной дисциплины “Информатика“ ХКК ГОС ОО 04.03.04-01 допускается обоснованное использование любых учебных (предметных) программ по информатике, учебников и учебных пособий при условии обязательного выполнения требований настоящего стандарта.

5. Руководителям муниципальных органов управления образованием:

5.1. Обеспечить подведомственные учреждения текстами краевого стандарта образовательной дисциплины “Информатика“ ХКК ГОС ОО 04.03.04-01.

5.2. Совместно с руководителями муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования организовать изучение требований краевого стандарта образовательной дисциплины “Информатика“ ХКК ГОС ОО 04.03.04-01 среди учителей информатики подведомственных общеобразовательных учреждений.

5.3. Организовать“ до 31.08.2001 работу по подготовке к введению настоящего стандарта в подведомственных общеобразовательных учреждениях путем выбора (разработки) образовательными учреждениями методических концепций реализации соответствующих требований (включая определение сроков введения, выбор (переработку) учебных предметных программ, определение места дисциплины в школьных учебных планах и распределение часов на ее изучение).

6. Сектору информации, информатизации и издательской деятельности (Н.Г.Флейдер) опубликовать настоящий приказ в очередном выпуске информационного бюллетеня комитета общего образования администрации Хабаровского края.

7. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (А.Г.Кузнецова) при организации курсовой подготовки учителей информатики освещать требования стандарта образовательной дисциплины “Информатика“ ХКК ГОС ОО 04.03.04-01.

8. Считать
с 01.07.2002 утратившим силу приказ комитета образования администрации края от 31.03.97 N 110 “Об утверждении стандарта образовательной дисциплины “Информатика“.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета общего образования администрации края А.М.Короля.

Основание: план работы комитета общего образования администрации края на 2001 г.

Председатель комитета

Л.Ф.Обухова

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

комитета общего образования

администрации Хабаровского края

от 11 апреля 2001 г. N 143

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Краевой стандарт образовательной

дисциплины “Информатика“

ХКК ГОС ОО 04.03.04-01

Дата введения с 01.09.2001

I. Пояснительная записка

Требования краевого стандарта учебной дисциплины “Информатика“ к обязательному минимуму содержания обучения и уровню подготовки школьников устанавливаются для учреждений общего образования Хабаровского края с целью адаптации школьников в условиях формирующейся в мировом сообществе, Российской Федерации и собственно в крае информационной среды, а также возрастающей самостоятельности края в различных сферах его жизнедеятельности как субъекта Российской Федерации.

Стандарт направлен на реализацию потребностей Хабаровского края в повышении уровня информационной культуры учащихся общеобразовательных учреждений.

Стандарт разработан в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 16.02.96 N 77 “Об утверждении Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования в части общих требований к его структуре и содержанию“, Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 N 322), согласно которому курс информатики входит в инвариантную часть старшей ступени (10 - 11 классы) и может изучаться в 7 - 9 классах (за счет вариативной части) по решению полномочного органа управления образовательным учреждением в зависимости от имеющихся условий (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение).

Система общего образования Хабаровского края характеризуется резким различием условий для изучения курса информатики в общеобразовательных учреждениях отдельных территорий (районов, городов) - в целом
при слабой материально-технической базе, недостаточном программно-методическом и кадровом обеспечении, имеет место существенное разнообразие типов и конфигураций вычислительной техники. Именно поэтому с учетом реальных условий, сложившихся в крае, до принятия в Российской Федерации в установленном законом порядке федеральных компонентов государственных образовательных стандартов предлагается образовательным учреждениям Хабаровского края организовать изучение курса информатики на старшей ступени (в 10 - 11 классах).

Разработчики Стандарта исходили из необходимости создания в системе общего образования края условий для формирования информационной культуры личности, соответствующей современным требованиям постиндустриального общества, доступными в настоящее время в каждом общеобразовательном учреждении края методическими и техническими средствами обучения. При этом требование к организации учебного процесса по информатике с использованием соответствующих технических средств не является необходимым (хотя - желательным).

Действующие на момент принятия Стандарта Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.99 N 56), Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 N 322) и Базисный учебный план учреждений среднего (полного) общего образования Хабаровского края (приказ комитета общего образования администрации края от 03.07.98 N 262) предусматривают введение курса под названием “Информатика“ в 10 - 11 классах. Рекомендуемое количество часов, отводимых в учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение информатики, - 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. По решению правомочного органа управления образовательным учреждением количество часов, отводимых на изучение информатики, может быть увеличено.

Следует отметить, что к моменту принятия настоящего Стандарта период становления дисциплины “Информатика“ как в крае, так и в Российской Федерации все еще не завершился - активно протекают процессы модернизации и
замены устаревшей компьютерной техники на современные модели, отмечается проникновение элементов современных информационных технологий в организацию учебного процесса, происходит частая смена наименований учебников в федеральном перечне учебников. В данных условиях с учетом постепенного перехода к многообразию образовательных систем настоящий Стандарт должен сыграть стабилизирующую роль. Не ограничивая автономий общеобразовательных учреждений различных видов, в строгом соответствии с принципом вариативности обучения, краевой образовательный стандарт по информатике регламентирует базовый инвариантный уровень предъявления учебного материала и минимальные требования к уровню подготовленности учащихся по учебной дисциплине “Информатика“ с учетом требований Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.99 N 56).

Программы учебной дисциплины “Информатика“ в различных общеобразовательных учреждениях, составленные на основе требований настоящего Стандарта, могут существенно отличаться друг от друга как по широте, так и по глубине изучения материала. Вместе с тем, все они обязаны обеспечить уровень образованности школьников по данной дисциплине не ниже задаваемого Стандартом (настоящий Стандарт составлен таким образом, что его требования могут быть достигнуты через реализацию большинства имеющихся учебных программ и изданных учебников и учебных пособий с рекомендательным грифом Министерства образования Российской Федерации).

Сложившаяся в настоящее время практика преподавания информатики в школах Хабаровского края характеризуется следующими основными факторами.

Во-первых, в обучении информатике сегодня используются несколько различных программ и учебных пособий, отличающихся друг от друга по содержанию и направленности изложения материала, глубине изучения отдельных вопросов. При этом ряд важнейших вопросов курса, имеющих большую общеобразовательную значимость, остаются порой вне содержания обучения информатике во многих образовательных учреждениях.

Во-вторых, как известно, курс информатики был введен в учебные планы школ как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к
практической деятельности, труду в условиях информационного общества. При этом значительный общеобразовательный потенциал этого курса был не востребован в полной мере.

В настоящее время можно отметить тенденцию постепенного размежевания задач компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать. Как отмечалось выше, школы Хабаровского края недостаточно оснащены вычислительной техникой, при этом часто она морально и физически устаревшая. Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников. Такое изменение направленности целей обучения информатике, несомненно, приведет к корректировке его содержания.

Фиксация в Стандарте основных компонентов содержания школьного обучения по информатике должна сыграть стабилизирующую роль, оказать помощь разработчикам примерных учебных программ, учителям, дать им ориентиры в выработке обоснованных требований к подготовке учащихся, выделении в содержании курса ключевых вопросов, имеющих общеобразовательное значение.

В связи с принятием Обязательного минимума содержания образования по информатике, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 30.06.99 N 56 “Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования“, комитетом общего образования администрации Хабаровского края принято решение о необходимости переработки ранее разработанного и утвержденного краевого стандарта общеобразовательной дисциплины “Информатика“ (ХКК ГОС ОО 04.03.03-96) с целью устранения в нем пробелов в соответствии с Обязательным минимумом и внесения дополнительных региональных требований к его содержанию. В целом подход к определению содержания регионального стандарта по информатике не изменился. Переработанный стандарт включает в себя федеральный Обязательный минимум содержания образования по информатике и имеет дополнительные региональные требования к содержанию и уровню подготовленности учащихся.

II. Общая характеристика Стандарта

Содержание курса
информатики, построенное на основе требований Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования, направлено на реализацию следующих основных целей:

содействие формированию у школьников собственной уникальной информационной картины мира, как части их общего мировоззрения, на основе современных представлений о роли информации, об общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

развитие мышления школьников на основе использования алгоритмических методов решения учебных задач, в том числе с применением языков программирования;

формирование умений применения информационных технологий в различных видах практической деятельности, в том числе учебной.

Стандарт школьного образования по информатике является нормативным документом, определяющим требования:

к содержанию общеобразовательного курса информатики в виде базового уровня его предъявления учащимся;

к минимально необходимому уровню подготовленности учащихся в виде набора требований к умениям и научным представлениям школьников;

к месту курса в учебном плане школы, его объему в учебных часах.

Предъявляемый для усвоения школьникам учебный материал (базовый инвариантный уровень предъявления) дан шире и глубже по сравнению с требуемым Обязательным минимумом содержания с целью обеспечения поля возможностей в освоении учебного материала в зависимости от их интереса и способностей, а также для учета имеющихся в распоряжении образовательного учреждения реальных условий технического сопровождения и обеспечения учебного процесса.

Степень детализации, полнота, глубина и широта изложения учителем учебного материала на уроке, а также распределение материала по классам определяются предметными (учебными) программами, выбранными (разработанными) образовательным учреждением самостоятельно и утвержденными его правомочным органом (при безусловном выполнении требований настоящего документа).

Требования настоящего Стандарта могут быть реализованы на основе различных методических концепций (в том числе на основе “машинного“ и “безмашинного“ вариантов), и, являясь минимальными, позволяют широко реализовать принцип вариативности обучения.

При наличии соответствующих условий по решению правомочного органа управления
образовательным учреждением возможна частичная реализация требований настоящего Стандарта на ступенях начального и основного общего образования.

III. Основные содержательные линии Стандарта

Настоящий Стандарт предусматривает выделение двух основных сквозных содержательных линий:

теоретические основы информатики;

элементы информационных технологий и их практическое применение.

В рамках названных сквозных содержательных линий, пронизывающих весь курс информатики, осуществлена условная группировка учебного материала по содержательным блокам укрупненных дидактических единиц, подлежащих усвоению. Логика следования сквозных содержательных линий и содержательных блоков укрупненных дидактических единиц, заданная Стандартом, не определяет логику развертки содержания учебного курса, которая задается только предметными (учебными) программами и учебниками и может существенно отличаться от структуры Стандарта.

Базовый инвариантный уровень предъявления учебного материала, задаваемый Стандартом по информатике, означает, что при изучении информатики данное содержание обучения не может быть не раскрыто, хотя бы на ознакомительном уровне. Степень детализации, полнота, глубина и широта изложения учителем учебного материала на уроке определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно, исходя из имеющихся условий осуществления образовательного процесса, и фиксируется предметной (учебной) программой, календарно-тематическим и поурочным планированием.

При составлении на основе требований настоящего Стандарта предметных (учебных) программ необходимо уделить особое внимание:

вопросам, связанным с пониманием сущности понятий “информация“, “информационный процесс“, “информационная система“, “информационная технология“;

вопросам о возникновении информации, передаче информации, каналах передачи информации, количестве информации;

способам представления информации для формального исполнителя алгоритма;

вопросам, связанным с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения;

ЭВМ и вычислительным системам как информационным системам и инструментам информационных технологий;

вопросам, связанным с описанием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ.

IV. Содержание учебной дисциплины “Информатика“

1. Теоретические основы информатики

(базовый инвариантный уровень

предъявления учебного материала)

Информация и информационные процессы

Вещество, энергия, информация - основные понятия науки.

Понятие
информации. Природа и сущность информации. Виды информации. Информационная культура и информационная деятельность человека. Информационное общество. Роль информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации. Информационные процессы в природе, обществе, технике и управлении. Информационная система. Информационная технология.

Юридические, этические и моральные нормы работы с информацией и программными продуктами.

Системы счисления. Представление информации. Основы логики

Системы счисления с основаниями 2, 10, 16. Двоичная арифметика. Элементы теории кодирования. Язык как способ представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Семантический и статистический подходы к определению количества информации. Единицы измерения количества информации. Хранение и передача информации и ее носители. Передача информации в пространстве и времени.

Скорость передачи информации, единицы скорости. Упаковка и архивация, методы архивирования и их назначение.

Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразования. Таблицы истинности логических выражений.

Электронные вычислительные машины

История развития вычислительной техники. Понятие об архитектуре ЭВМ (принцип Фон Неймана). Система команд, структура памяти, набор основных устройств. Общая структурная схема ЭВМ. Основные логические устройства компьютера (регистр, сумматор). Функциональное назначение процессора, запоминающих устройств, устройств ввода-вывода информации. Физические принципы действия основных устройств.

Классификации ЭВМ по нескольким признакам (по поколениям, архитектуре, производительности).

Программное обеспечение. Структура программного обеспечения. Системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение. Операционные системы и их основные функции. Составные части операционных систем. Понятие файловых систем, файлы и каталоги. Манипулирование файлами (просмотр, удаление, копирование и др.). Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.

Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Техника безопасности в компьютерном классе.

Основы алгоритмизации и программирования (алгоритмы и исполнители)

Понятие алгоритма и его свойства. Алгоритмы в деятельности человека. Формальное исполнение алгоритмов. Исполнитель. Примеры конкретных
исполнителей. Система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов.

Понятие языка программирования. Знакомство с одним из языков программирования. Основные алгоритмические структуры: линейные, ветвления, повторения. Условия в ветвлениях и повторениях. Запись условий в виде логических выражений. Логические операции “и“, “или“, “не“. Вложения основных алгоритмических структур.

Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, оформление подзадач в виде вспомогательных алгоритмов (подпрограмм, процедур, функций). Библиотека алгоритмов.

Величины: имя, тип, значение. Данные (переменные и константы). Простые и составные величины. Присваивание значений величинам. Операции над величинами.

Ввод исходных данных и вывод результатов.

Структуры данных. Массивы (таблицы) как способ представления информации. Представление данных в виде линейных и прямоугольных таблиц (массивов). Простые алгоритмы поиска и сортировки данных в таблицах.

Текстовые величины, обработка текстовых величин.

Файлы данных.

Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.

Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

Формализация и моделирование

Формализация. Моделирование как метод познания. Формальная и неформальная постановка задачи. Формализация. Переход от реальной задачи к информационной модели. Материальные и информационные модели.

Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).

Элементы компьютерного моделирования. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

Требования к уровню подготовленности школьников

(содержательная линия “Теоретические основы информатики“)

Выпускники учреждения среднего (полного) общего образования в результате изучения материала содержательной линии “Теоретические основы информатики“ должны уметь:

приводить примеры обмена информацией различного вида в быту, в школе, на производстве и определять виды передаваемой информации;

использовать понятие единицы количества информации для определения объема памяти, необходимого для хранения одного символа, числа, страницы текста;

приводить примеры использования ЭВМ на производстве, в управлении и в быту;

использовать понятие системы счисления для перевода положительных целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;

приводить примеры кодирования информации; объяснять принцип кодирования на примерах числовой символьной и графической информации;

приводить примеры способов и средств передачи, хранения и воспроизведения информации, включая печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, копировальный аппарат и другие; объяснять принцип их действия на примерах;

характеризовать основные этапы истории развития вычислительной техники;

характеризовать основные черты поколений ЭВМ;

объяснять назначение основных устройств персонального компьютера (микропроцессор, память, устройства ввода-вывода информации), приводить 4 - 5 примеров устройств ввода-вывода информации;

объяснять назначение различных типов программного обеспечения персональной ЭВМ;

определять виды прикладного программного обеспечения, необходимого для решения поставленной конкретной задачи;

приводить примеры алгоритмов и их исполнителей из жизненного опыта;

записывать алгоритмы одним из способов;

приводить примеры языков программирования и указывать их назначение;

применять линейные, разветвляющиеся и повторяющиеся структуры для решения задач на составление простых алгоритмов;

решать задачи на составление логических условий в ветвлениях и повторениях с использованием логических операций “И“, “ИЛИ“, “НЕ“;

решать задачи на составление алгоритмов с вложением основных алгоритмических структур с уровнем вложенности до трех;

выделять при решении задачи подзадачи и оформлять их в виде вспомогательных алгоритмов;

определять типы величин, используемых для решения задачи, их начальные значения;

записывать присваивания значений величинам;

записывать операции ввода исходных данных и вывода результатов;

составлять алгоритмы формирования линейных и прямоугольных таблиц;

решать задачи на поиск в линейных и прямоугольных таблицах по заданному условию;

применять общие методы сортировки линейных таблиц к решению задач на составление алгоритмов сортировки по заданному правилу;

решать задачи на составление алгоритмов обработки текстовых величин с использованием “вырезки“ и “склеивания“;

записывать стандартные команды программной обработки текстовых файлов;

приводить примеры постановки задач из различных областей деятельности;

выполнять формализацию и построение информационной модели (табличные, иерархические, сетевые) простых задач: “Классный журнал“, “График шахматного турнира“, “График выполнения работ“.

2. Информационные технологии

(базовый инвариантный уровень

предъявления учебного материала)

Технологии обработки текстовой и графической информации

Технология обработки текста и графики (текстовый и графический редакторы). Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и формирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.

Запись и считывание файлов с диска. Вывод на принтер.

Способы представления графической информации. Представление изображений в компьютере. Пиксель. Графические примитивы. Построение изображений с помощью графических примитивов. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.

Технология обработки числовой информации

Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Структура электронных таблиц. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними. Строка, столбец, ячейка. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Редактирование структуры таблицы. Печать таблицы. Графическая интерпретация табличных данных. Использование электронных таблиц для решения задач. Примеры реализации математических моделей и решения задач с помощью электронных таблиц.

Технология хранения, поиска и сортировки информации

Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Структура базы данных. Изменение структуры базы данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Представление записей в виде строки или карточки. Виды и способы организации запросов.

Сортировка, индексирование и поиск записей. Вывод на печать. Информационные системы. Базы данных и информационные системы. Примеры информационных систем: справочники, словари, записная книжка и другие примеры информационных систем.

Мультимедийные технологии

Разработка документов и проектов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.

Компьютерные коммуникации

Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Модемы, каналы связи и их характеристики. Основные информационные ресурсы: электронная почта, электронные доски объявлений, телеконференции, файловые архивы, распределенные базы данных. Сеть Интернет как пример глобальной телекоммуникационной сети. Технология World Wide Web (WWW). Публикации в WWW. Навигация в Интернет. Поиск информации.

Требования к уровню подготовленности школьников

(содержательная линия “Информационные технологии“)

Выпускники учреждения среднего (полного) общего образования в результате изучения материала содержательной линии “Информационные технологии“ должны уметь:

создавать и редактировать текстовые документы с использованием одного из доступных текстовых редакторов;

создавать и редактировать простейшие изображения геометрических фигур с помощью одного из доступных графических редакторов;

приводить примеры устройств хранения информации с последовательным и произвольным доступом;

объяснять принципы работы дисковых накопителей;

называть основные атрибуты файлов и использовать их для характеристики конкретного файла;

использовать электронные таблицы при решении простейших задач, связанных с табличными представлениями данных;

иллюстрировать табличные данные графически (построение диаграмм различного типа);

приводить примеры баз данных и их использования;

приводить примеры выразительных возможностей компьютера и их применений;

приводить примеры задач, которые можно решать с использованием возможностей локальной сети;

объяснять назначение и принцип действия модема;

приводить примеры задач, решаемых в глобальных компьютерных сетях;

отвечать на вопросы о том, какие возможности глобальных сетей следует использовать для обмена сообщениями и данными, обсуждения общих проблем, поиска и получения необходимой информации.

V. Заключение

При составлении предметной (учебной) программы необходимо учитывать следующие условия:

материальное обеспечение курса “Информатика“ (наличие вычислительной техники, ее соответствие современным требованиям, программное обеспечение, наличие выхода в локальные и глобальные вычислительные сети);

тенденции развития дисциплины “Информатика“ развитие информационных технологий, изменение технологии программирования, изменение объема теоретических основ информатики, предлагаемых для изучения школьникам;

возраст учеников, изучающих информатику (в связи с изучением информатики в более ранних классах возможны изменения межпредметных связей, учтенных в настоящем Стандарте из расчета на изучение информатики в 10 - 11 классах).

Дифференциация подходов к реализации настоящего Стандарта, осуществляемая на основе учета имеющейся в общеобразовательном учреждении компьютерной техники, предполагает смещение акцентов в преподавании на отдельные содержательные блоки Стандарта:

Безмашинный вариант преподавания:

представление информации;

основы алгоритмизации и программирования;

формализация и моделирование;

устройства обработки информации.

Классы, оснащенные устаревшей вычислительной техникой:

основы алгоритмизации и программирования;

формализация и моделирование;

устройства обработки информации;

информационные технологии

(примечание: в силу отсутствия современных текстовых и графических редакторов для устаревшей компьютерной техники целесообразно уделить внимание программной обработке текстовой и графической информации).

Классы, оснащенные современной вычислительной техникой:

требования Стандарта реализуются в полном объеме.

На основе требований настоящего Стандарта правомочный орган общеобразовательного учреждения разрабатывает (выбирает из имеющихся) и утверждает рабочую программу курса “Информатика“, уточняет место и объем часов, отведенных в учебном плане школы на его изучение. При этом порядок и логика развертки содержания учебного материала при планировании учебного процесса может не совпадать с порядком и логикой представления содержательных блоков учебного материала, определенных настоящим Стандартом.

Критерии оценки выполнения учащимися требований настоящего Стандарта утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательные учреждения вправе самостоятельно выбирать (разрабатывать) методические концепции реализации требований настоящего Стандарта и предметные (учебные) образовательные программы, обеспечивающие эти требования (включая распределение учебного материала по классам и ступеням обучения, широту и глубину его изложения).

Настоящий Стандарт разработан временным авторским коллективом: В.А.Казинец, А.М.Король, А.В.Мендель, Л.Г.Никифорова, А.А.Полетаев, А.Е.Поличка, Н.Г.Флейдер, И.Ч.Хан по заданию комитета общего образования администрации Хабаровского края.

Проект документа обсужден со специалистами муниципальных органов управления образованием и муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования во время краевого семинара-совещания “Информатизация системы общего образования Хабаровского края на муниципальном уровне“ (21.03.01 - 22.03.01, с. Бычиха Хабаровского района).