Законы и бизнес в России

Письмо Комитета общего образования администрации Хабаровского края от 26.06.2000 N 11-9-1555 <О преподавании информатики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2000/2001 учебном году>

КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПИСЬМО

от 26 июня 2000 г. N 11-9-1555

Руководителям муниципальных

органов управления образованием

Руководителям муниципальных базовых

учреждений в области информатизации

образования

Комитет общего образования администрации Хабаровского края направляет рекомендации о преподавании информатики в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2000/2001 учебном году, подготовленные специалистами сектора информации, информатизации и издательской деятельности.

Просим использовать настоящие рекомендации при подготовке кабинетов информатики к новому учебному году, а также соответствующей документации, регламентирующей организацию учебного процесса по информатике.

Председатель комитета

Л.Ф.Обухова

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КРАЯ

В 2000/2001 УЧЕБНОМ ГОДУ

1. Программно-методическое обеспечение

преподавания информатики в 2000/2001 у.г.

1.1. В соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 09.02.98 N 322) и
базисным учебным планом среднего (полного) общего образования Хабаровского края (приказ комитета общего образования администрации края от 03.07.98 N 262) курс информатики включен в инвариантную часть образовательной области “Математика“ старшего звена общеобразовательных учреждений, то есть должен изучаться как самостоятельный курс в 10 - 11 классах.

При наличии полного комплекта необходимого учебно-методического обеспечения и соответствующей материальной базы (высокой “пропускной способности“ кабинетов информатики и вычислительной техники) изучение информатики рекомендуется включать в учебный план второй ступени образования (7 - 9 классы) за счет часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5 - 6 классы) может включаться в учебный план за счет часов школьного компонента также при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, программное и учебно-методическое обеспечение, квалифицированные педагоги и др.).

Минимальный обязательный объем учебных часов, отводимых на изучение информатики в общеобразовательных учреждениях края, составляет 102 учебных часа в течение 2-х лет. При наличии соответствующих условий, о которых говорилось выше, можно увеличить объем учебных часов до 136 и более.

1.2. С целью обеспечения правильной организации изучения курса информатики в общеобразовательной школе и эффективной оценки качества подготовки выпускников по этой учебной дисциплине Министерством образования Российской Федерации и комитетом общего образования администрации края разработан комплект нормативных документов и документов рекомендательного характера (примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников,
примерные экзаменационные билеты, образцы итоговых заданий, рекомендации по использованию учебников и пр.).

Важным нормативным документом, по мнению Минобразования России, призванным обеспечить базовые знания учащихся общеобразовательного учреждения, является “Обязательный минимум содержания образования по информатике“ (Приказ Минобразования России от 30.06.99 N 56). В документе определяются объем и содержание учебного материала, предъявляемого учащимся в школе.

“Обязательный минимум содержания образования по информатике“ предусматривает два уровня организации обучения информатике:

УРОВЕНЬ А - для школ и классов, изучающих курс информатики в объеме 68 часов (2 года по 1 часу в неделю) и для школ и классов, как правило, гуманитарного профиля;

УРОВЕНЬ Б - для школ и классов, изучающих информатику в объеме 136 часов и более и обеспеченных современными компьютерами, что позволяет школе предъявить учащимся учебный материал, соответствующий требованиям вступительных экзаменов по информатике в вузы.

Все другие документы рекомендательного характера разработаны в соответствии с этими уровнями.

Учебный материал каждой содержательной линии обязательного минимума содержания образования по информатике требует разных методических подходов. Так, при изучении содержательной линии “Информация и информационные процессы“ следует обращать внимание на формирование понимания и умения приводить примеры из разных предметных областей, иллюстрирующих протекание информационных процессов в живой природе, в обществе или в технических системах.

Основной смысл второй содержательной линии “Представление информации“ заключается в том, что информация всегда связана с каким-либо “носителем“:
материальным (каменные дощечки, береста, бумага, магнитный диск и пр.) и “нематериальным“ (родной язык, звук, мелодия, танец, пантомима, выражение лица, та или иная знаковая система и пр.). Необходимо сформировать представление о естественных и искусственных языках, о двоичной форме представления информации, о достоинствах и недостатках разных форм и видов представления информации.

Содержательная линия “Компьютер“ позволяет учащимся познакомиться с компьютером с другой точки зрения, чем при изучении предыдущей содержательной линии: компьютер предстает перед учащимися как некий универсальный инструмент, позволяющий человеку автоматизировать деятельность, автоматизировать информационные процессы - поиск, хранение, обработку и передачу информации на большие расстояния. Важно сформировать понимание о том, что компьютер “не думает“ как человек, а является исполнителем, мощным и быстродействующим “инструментом“, помогающим человеку, в его информационной деятельности (информационные системы, экспертные системы, вычислительные центры, электронная почта и пр.). Важно обратить внимание учащихся на функциональные возможности компьютера и иерархическую структуру программного обеспечения компьютера, сформировать понимание о сущности права в области информационной деятельности.

Содержательная линия “Моделирование и формализация“ - это одна из важнейших содержательных линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как позволяет осознанно выделять в окружающей действительности отдельные объекты, видеть отношения между объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их и объединять в множества, строить схемы и “видеть“ внутреннюю структуру объекта, представлять
одни объекты посредством других с целью их изучения, представления, изготовления или использования. Особое внимание следует уделить сущности компьютерного моделирования, выделить его достоинства и недостатки, рассмотреть на конкретных примерах.

Содержательная линия “Алгоритмы и исполнители“ путем решения большого количества задач формирует алгоритмическое мышление учащихся. В процессе изучения этой темы формируются представления школьников о свойствах алгоритмов, об исполнителях алгоритмов, о способах записи алгоритмов и об основных алгоритмических конструкциях. Важно, чтобы школьники поняли, что алгоритм - это динамическая модель объекта (модель процесса), в отличие от статической структурной модели объекта, которая не отражает изменений свойств и поведения объекта во времени, а лишь фиксирует его состояние, выделяет элементы и отношения между ними.

И, наконец, содержательная линия “Информационные технологии“. Освоение этой содержательной линии является не только средством подготовки учащихся к жизни в информационном обществе и к будущей профессиональной деятельности, но и средством практического закрепления и развития теоретической подготовки учащихся. Это наиболее простая и наиболее доступная большинству учащихся часть курса информатики, составляющая основное содержание профильного курса информатики во многих образовательных учреждениях, оснащенных современными компьютерами.

При всей важности освоения технологий обработки текстовой, графической и числовой информации, освоения технологии поиска, хранения и сортировки информации, мультимедийных технологий и технологий компьютерных коммуникаций, главной целью курса информатики является не профессиональная подготовка в этой области, а целый
комплекс учебно-воспитательных задач, таких как: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие значения информационных процессов в формировании современной системно-информационной картины мира, выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Примечание. По мнению ряда специалистов в области образования, Обязательный минимум содержания образования по информатике, утвержденный Приказом Минобразования России от 30.06.99 N 56, не является официальным документом и применяться на территории Российской Федерации не может. Дело в том, что в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации “Об образовании“ (с последующими изменениями и дополнениями) обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы устанавливается только соответствующими государственными образовательными стандартами. Более того, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009) предусматривается, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке. При этом федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие регистрации, только после их регистрации и официального
опубликования. Между тем регистрация и официальное опубликование Приказа Минобразования от 30.06.99 N 56 не произведены.

Напоминаем, что в Хабаровском крае принят и действует стандарт образовательной дисциплины “Информатика“ ХКК ГОС ОО 04.03.03-96 (утвержден приказом комитета образования администрации Хабаровского края от 31.03.97 N 110), не противоречащий в основном обязательному минимуму содержания образования по информатике, утвержденному Приказом Минобразования России от 30.06.99 N 56.

В связи со сложившейся в системе общего образования края ситуацией неравномерной оснащенности общеобразовательных учреждений современной компьютерной техникой, наличием большого количества и разнообразия видов и типов учебной компьютерной техники, отсутствием вариантов универсальных по отношению к “машинному“ и “безмашинному“ преподаванию учебных программ по информатике, в 2000/2001 учебном году остается в силе требование к самостоятельному обоснованному выбору (разработке) общеобразовательным учреждением методической концепции реализации требований ХКК ГОС ОО 04.03.03-96 с учетом имеющихся государственных учебных программ и уровня обеспеченности учебного процесса.

При любой методической концепции реализации курса информатики к началу нового учебного года в общеобразовательном учреждении необходимо наличие следующих документов, регламентирующих учебный процесс:

утвержденный правомочным органом учебный план общеобразовательного учреждения, предусматривающий наличие учебных часов для курса информатики;

учебная программа курса информатики, составленная на основе имеющихся государственных учебных программ, соответствующая распределению часов учебного плана и имеющемуся в общеобразовательном учреждении комплекту учебников (учебная программа утверждается правомочным органом общеобразовательного учреждения в соответствии с
рекомендациями пояснительной записки ХКК ГОС ОО 04.03.03-96);

утвержденное правомочным органом общеобразовательного учреждения календарно-тематическое планирование (допускается составление календарно-тематического планирования по полугодиям с внесением соответствующих корректив по ходу реализации учебной программы).

1.3. В помощь учителю рекомендуются образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки выпускников основной школы по информатике (брошюра “Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике“, М., издательский дом “Дрофа“, 2000 г.), которые можно использовать и в старшем звене, в случае изучения базового курса информатики в 10 - 11 классах общеобразовательной школы. Варианты заданий подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку учащихся по всем темам курса информатики, включенным в обязательный минимум содержания образования. Предложенные задания могут использоваться учителем также и при осуществлении текущего контроля в качестве образцов заданий при изучении отдельных тем. В брошюру вошли также документы, ориентированные на обязательный минимум содержания уровня А и адресованные учителям, методистам и руководителям органов управления образования. Готовится к публикации аналогичная брошюра с документами, ориентированными на уровень Б обязательного минимума содержания образования по информатике.

В соответствии с планом работы на 2000 г. комитетом общего образования администрации края в помощь учителям информатики осуществлен выпуск брошюры “Программы по информатике для общеобразовательных школ Хабаровского края“ (брошюра распространялась через муниципальные органы управления образованием). В сборник программ включены авторские программы по курсу
информатики, рекомендованные комитетом общего образования администрации края:

базовая программа курса “Информатика“ для общеобразовательных учреждений (авт. В.А.Казинец, А.Е.Поличка);

программа курса “Информатика и информационные технологии“ для классов с углубленным изучением информатики (авт. Г.Я.Готсдинер, Е.А.Коростелева, С.Я.Сандалова, Д.В.Шестопалов).

В связи с тем, что Приказом Минобразования России от 16.03.99 N 640 “О внесении изменений и дополнений в Приказ Минобразования России от 24.02.98 N 500“ абитуриентам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования дано право по их выбору сдавать вступительные испытания по информатике в качестве альтернативных одному из вступительных испытаний, комитетом общего образования администрации края в сборник включена программа вступительных экзаменов по информатике на факультет компьютерных технологий Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (авт. В.А.Тихомиров, Н.Н.Михайлова).

1.4. Учащимся предоставлено право по их выбору сдавать экзамен по информатике. Рекомендуемые Министерством образования экзаменационные билеты помогут учителю в организации экзамена (письмо комитета общего образования администрации края от 06.03.2000 N 11-9-490). Экзамен может проводиться в устной или письменной форме, или в форме теста. Экзаменационный билет на устном экзамене может содержать 1 или 2 теоретических вопроса и 1 или 2 практических задания разного рода (например, одно, связанное с разработкой несложного алгоритма или программы для ЭВМ и второе, проверяющее навыки использования одной из информационных технологий). При проведении экзамена следует учитывать, что подготовка программистов не является целью общеобразовательного курса информатики,
а также при составлении экзаменационных билетов и тестовых контрольных заданий необходимо учитывать особенности программного обеспечения имеющихся в наличии компьютеров.

2. Особенности информационно-методического

обеспечения и сервисного сопровождения преподавания

информатики в 2000/2001 у.г.

2.1. В 2000/2001 у.г. информационно-методическую поддержку курса информатики обеспечивают следующие общероссийские и краевые периодические издания:

----T-------------------T------------------------T---------------¬

¦NN ¦ Название ¦ Подписной индекс ¦ Периодичность ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦ ¦Журналы ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦1. ¦Вестник образования¦73353 ¦1 раз в месяц ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦2. ¦Образование в ¦73569 - для организаций,¦1 раз в месяц ¦

¦ ¦документах ¦47690 - для инд. ¦ ¦

¦ ¦ ¦подписчиков ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦3. ¦Мультимедиа в ¦47969 ¦1 раз в квартал¦

¦ ¦образовании ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦4. ¦Информатика и ¦73176 - для организаций;¦10 номеров в ¦

¦ ¦образование ¦70423 - для инд. ¦год ¦

¦ ¦ ¦подписчиков ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦5. ¦Информатика в ¦48021 ¦1 раз в квартал¦

¦ ¦уроках и задачах ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦6. ¦Информатика в ¦48321 ¦1 раз в квартал¦

¦ ¦младших классах ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦7. ¦Педагогическая ¦72258 ¦1 раз в квартал¦

¦ ¦информатика ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦8. ¦Компьютерные ¦72259 ¦1 раз в квартал¦

¦ ¦учебные программы ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦9. ¦“МИФ: Математика, ¦54578 ¦1 раз в ¦

¦ ¦информатика, ¦ ¦полугодие ¦

¦ ¦физика - в школах ¦ ¦ ¦

¦ ¦Хабаровского края“ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦10.¦“МИФ-2: Математика,¦54579 ¦1 раз в квартал¦

¦ ¦информатика, ¦ ¦ ¦

¦ ¦физика - школьникам¦ ¦ ¦

¦ ¦Хабаровского края“ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦ ¦Газеты ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦11.¦“Информатика“ ¦32291 - для организаций;¦1 раз в неделю ¦

¦ ¦(приложение к ¦32591 - для инд. ¦ ¦

¦ ¦газете “Первое ¦подписчиков ¦ ¦

¦ ¦сентября“) ¦ ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦12.¦Учительская газета ¦32168 - для организаций;¦1 раз в неделю ¦

¦ ¦ ¦50137 - для инд. ¦ ¦

¦ ¦ ¦подписчиков ¦ ¦

+---+-------------------+------------------------+---------------+

¦13.¦Открытый урок ¦32513 - для организаций;¦1 раз в неделю ¦

¦ ¦ ¦32713 - для инд. ¦ ¦

¦ ¦ ¦подписчиков ¦ ¦

L---+-------------------+------------------------+----------------

2.2. В 2000/2001 у.г. функции организационно-методической поддержки преподавания школьной информатики будут осуществлять муниципальные и краевые базовые учреждения в области информатизации общего образования, сеть которых развернута в крае в соответствии с постановлением главы администрации края от 12.05.98 N 190. Подробную информацию о контактных реквизитах муниципальных базовых учреждениях в области информатизации образования можно получить в соответствующем муниципальном органе управления образованием.

Краевыми базовыми учреждениями в области информатизации общего образования определены:

Хабаровский краевой центр технического творчества (680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 48. Директор В.Ф.Макуха. Тел. 30-41-86, 30-49-48);

Хабаровская краевая школа-интернат незрячих и слабовидящих детей (680014, г. Хабаровск, пер. Благодатный, д. 6. Заместитель директора по компьютеризации Е.Ю.Щедрова. Тел. 37-14-34);

Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (680011, г. Хабаровск, ул. Забайкальская, 10. Ректор Н.П.Харитонова. Тел. 34-01-18).

2.3. В 2000/2001 у.г. продолжит работу Хабаровское отделение Российского Фонда компьютерных учебных программ (ХО РОСФОКОМП), деятельность которого направлена на проведение научно обоснованной государственной политики в области распространения, внедрения и использования компьютерных программных средств учебного назначения, а также обеспечение потребителей компьютерных учебных программ полной и достоверной информацией по вопросам программного обеспечения вычислительной техники в образовательных учреждениях (см. инструктивно-методическое письмо комитета общего образования администрации края от 02.04.99 N 11-9-566). По вопросам организации сотрудничества с ХО РОСФОКОМП необходимо обращаться к ответственным работникам Хабаровского отделения Фонда - В.В.Гвоздев (Тел.: 30-49-48), Е.Ю. Щедрова (Тел.: 37-14-34).

2.4. Организацией ремонта и сервисного обслуживания учебной вычислительной техники на условиях минимальной коммерческой выгоды в 2000/2001 у.г. будут заниматься соответствующие межшкольные сервисные центры (см. приказы комитета общего образования администрации края от 30.03.99 N 107, от 07.04.99 N 113):

по ремонту и обслуживанию IBM-совместимой техники - ООО “Фирма 2К“ (680028, г. Хабаровск, ул. Комсомольская, 118. Директор А.Н.Лященко. Тел.: 35-72-65, 34-61-98);

по ремонту и обслуживанию вычислительной техники отечественного производства - Вычислительный Центр Дальневосточного отделения Российской академии наук (680063, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 65, каб. 112. Специалист - О.В.Алешин Тел. 32-74-76).

2.5. В 2000/2001 у.г. будет продолжена работа по организации курсов повышения квалификации и стажировок для учителей информатики на базе краевых базовых учреждений в области информатизации.

3. Особенности организационного обеспечения

преподавания информатики в 2000/2001 у.г.

3.1. В связи с принятием Госсанэпидемнадзором России гигиенических требований к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам (СанПиН 2.2.2.542-96) особое внимание при подготовке кабинетов информатики к новому учебному году необходимо уделить выполнению соответствующих санитарно-гигиенических требований, получению разрешений местных органов санитарно-эпидемиологического надзора на эксплуатацию комплектов учебной вычислительной техники.

3.2. При проведении практических занятий следует иметь в виду, что допускается проведение практических занятий в компьютерном классе, оборудованном исправной отечественной или импортной вычислительной техникой при условии соблюдения санитарно-гигиенических и противопожарных норм. При организации новых кабинетов информатики следует руководствоваться материалами “Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования“, разработанными Институтом информатизации образования РАО (журнал “Информатика и образование“ NN 4, 5, 6 за 2000 год) и “Требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики общеобразовательных учреждений Хабаровского края“ (инструктивно-методическое письмо комитета общего образования администрации края от 17.11.99 N 11-9-1993).

3.3. В целях усиления контроля за обеспечением соблюдения правил по технике безопасности в кабинете информатики, необходимо организовать соответствующую аттестацию персонала по технике безопасности (1 раз в 3 года) в соответствии с Приказом Минобразования Российской Федерации от 27.02.95 N 92 “О службе охраны труда в системе Министерства образования РФ“.

3.4. В целях обеспечения условий для бесперебойной работы компьютерной техники, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в учебных компьютерных классах, связанных с потерей данных, отказом и сбоями в работе программного обеспечения, в 2000/2001 у.г. необходимо обеспечить выполнение комплекса антивирусных профилактических работ в соответствии с приказом комитета общего образования администрации края от 18.03.99 N 93.

4. Организация работы в 2000/2001 у.г. с учащимися,

проявившими интерес к школьной информатике

4.1. В 2000/2001 у.г. продолжит работу Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа (ХК ЗФМШ), открытая при краевом центре технического творчества в соответствии с постановлением главы администрации края от 02.04.97 N 132. Обучение учащихся 8 - 11 классов по заочной форме осуществляется в ХК ЗФМШ на бесплатной основе. Запись желающих (без проведения процедур отбора) осуществляется в течение всего календарного года на основании заявления, направленного на имя директора школы (680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 48, ХКЦТТ, ХК ЗФМШ. Директор В.В.Макуха. Тел. 30-41-86, 30-49-48). Единственным условием зачисления в ХК ЗФМШ является возможность доступа учащихся к материалам, публикуемым в краевом учебно-методическом журнале “МИФ-2: Математика, информатика, физика - школьникам Хабаровского края“ (см. раздел 2 данных рекомендаций). По вопросам организации подписки школьниками на журнал “МИФ-2“ необходимо руководствоваться рекомендациями комитета общего образования администрации края (инструктивно-методические письма от 06.05.98 N 11-9-1000, от 21.04.98 N 11-9-909).

4.2. В январе - марте 2001 года для учащихся, проявивших склонности к изучению школьной информатики, будет проведена XIII краевая заочная олимпиада по информатике. В ноябре - декабре 1999 года рекомендуется провести на местах соответственно школьные и районные (городские) туры и обеспечить представительство на краевом туре.

4.2. В 2000/2001 учебном году следует обратить особое внимание на необходимость развития (особенно для учащихся сельских школ) системы дополнительного образования соответствующего профиля. Это могут быть дополнительные занятия, факультативы, кружки, организация курсов дистанционного обучения с использованием сети Интернет для учащихся и учителей различных школьных предметов, проведение летних лагерей, конкурсов юных программистов и т.п.