Законы и бизнес в России

Решение Думы города Нижневартовска от 19.04.2005 N 478 “О работе органа муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы города Нижневартовска за I квартал 2005 года“

Вступил в силу с 19 апреля 2005 года (пункт 2 данного документа).

ДУМА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2005 г. N 478

О РАБОТЕ ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ) ДУМЫ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ЗА I КВАРТАЛ 2005 ГОДА

Рассмотрев информацию о работе органа муниципального финансового контроля (Счетная палата) Думы города Нижневартовска за I квартал 2005 года, Дума города решила:

1. Принять к сведению информацию о работе органа муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы муниципального образования город Нижневартовск за I квартал 2005 года.

2. Решение вступает в силу со дня его подписания.

Глава города Нижневартовска

Б.С.ХОХРЯКОВ

Герб ХМАО - Югры

Муниципальное образование

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(СЧЕТНАЯ ПАЛАТА)

638602, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ

Телефакс: (3466) 24-21-54

г. Нижневартовск, ул. Таежная, 24

Телефон: 24-21-42

______________________________________________________________________________

N 37/05 от 4 апреля 2005 года

Председателю Думы

города Нижневартовск

Тихонову В.П.

ИНФОРМАЦИЯ

О РАБОТЕ ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ) ДУМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

ЗА I КВАРТАЛ 2005 ГОДА

Орган муниципального финансового контроля (Счетная палата) Думы города осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную деятельность в соответствии с Положением об органе муниципального финансового контроля (Счетная палата) города Нижневартовска, утвержденным решением Думы города Нижневартовска N 19 от 16.03.2001, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа и утвержденным планом работы.

Счетная палата провела следующие контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия:

- проверка целевого использования средств городского бюджета в 2004 году по бюджетополучателю “МУ “Станция скорой медицинской помощи“;

- проверка целевого использования средств бюджета за 2004 год, выделенных для исполнения городской целевой Программы “Анти-СПИД“;

- проверка целевого использования средств бюджета за 2004 год, выделенных для исполнения городской целевой Программы “Развитие образования города Нижневартовска на 2002 - 2006 годы“;

- проверка целевого использования средств бюджета за 2004 год, выделенных для исполнения городской целевой Программы “Молодежь города Нижневартовска на период 2003 - 2005 годов“;

- экспертиза по корректировке бюджета города, по корректировкам городских программ (январь - март 2005 г.);

- анализируются и исследуются нарушения и отклонения в бюджетном процессе.

Проверкой целевого использования средств городского бюджета и муниципального имущества в МУ “Станция скорой медицинской помощи“ установлено следующее:

МУ ССМП является экстренной службой и считается одной из организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.

Как свидетельствует статистика, в отличие от прошлых лет как в целом по стране, так и в нашем городе число вызовов скорой медицинской помощи увеличилось на 30%, а доля больных, госпитализированных в экстренном
порядке, возросла почти в 3 раза.

Сметные ассигнования на учреждение закладываются с учетом предоставления муниципальных услуг только для жителей города Нижневартовска, фактически же вызовов гораздо больше, так как оказывается помощь “гостям“ Нижневартовска.

Рост числа вызовов обусловлен на сегодняшний день в связи с проведением в стране различного рода экономических реформ.

Наблюдается не только рост вызовов по сравнению с планируемым их характером, но и в то же время растет так называемое количество безрезультативных выездов, которое в 2003 году составило 2310 человек, в 2004 году - 2531 человек, а в связи с тем, что стоимость вызова является высокозатратной, примерная потеря средств городского бюджета по так называемым безрезультатным вызовам составила в размере 2676 тыс. рублей.

Наблюдается снижение уровня обеспеченности медицинским персоналом в МУ ССМП нашего города, в особенности врачебного, по сравнению со среднестатистическими данными по наличию аналогичного врачебного персонала по России.

В нашем же городе показатель обеспеченности крайне низок и достигает коэффициента обеспеченности лишь 0,34 на 1000 жителей нашего города (для сравнения - среднестатистический - на 1000 жителей 1,2 врача), а фактическая укомплектованность составляет лишь 20% от штатных нормативов, установленных Приказом Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. N 100 “О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации“, и 40% от утвержденной Администрацией города штатной численности, где, например, в 2004 году по нормативу установлено 167,75 ед. врачебного персонала, согласно штатному расписанию - 81 ед., фактическое наличие - 29 ед., а отсюда соответственно и фактический показатель уровня нагрузки на врачебный персонал, который соответственно никоим образом не отвечает требованиям и нормам Трудового законодательства, определенным ст. 132 ТК РФ.

Следовательно, учреждение испытывает
необходимость во врачебном персонале, и это только от фактически утвержденной штатной численности, в том числе:

- в 2002 году недостаток врачебного персонала составлял 50 врачей;

- в 2003 году недостаток врачебного персонала составлял 47 врачей;

- в 2004 году недостаток врачебного персонала составлял 52 врача.

Наблюдается низкая обеспеченность и комплектация не только по врачебному персоналу, но и по другим категориям медицинского и прочего персонала, а отсюда соответственно неполная комплектация бригад и в целом их формирование, которое прослеживается на протяжении последних 3-х лет.

Анализ ряда показателей сметы по обеспеченности учреждения средствами показал, что формирование проектных решений главными распорядителями средств производилось в противоречии с требованиям ст. 37 БК РФ, где не на должном уровне с необходимой степенью объективности собраны и сформированы сведения при планировании расходных обязательств по таким видам затрат, как:

по оплате труда, планирование которых производилось в противоречии с нормами трудового законодательства (по формированию затрат ночных и праздничных, при сменном графике работы - замене отпусков) и т.д.

Общий анализ финансирования скорой помощи в период 2002 - 2004 годов показал: в связи с тем, что в основном характер работы работников МУ ССМП имеет разъездной характер, где врачи, фельдшеры, водители длительное время находятся в автомашинах, уже представляющих из себя средства повышенной опасности, в противоречии с требованиями ст. 184 ТК РФ “Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании“, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ недостаточно в период 2002 - 2004 годов планировались средства:

- вообще не планировались средства на страхование работников с повышенной
группой риска (выездные бригады) в 2002, 2004 годах;

- аналогично не планировались средства в 2004 году по обязательному страхованию автотранспорта.

В ходе выборочной проверки соблюдения финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета следует отметить качественное ведение бухгалтерской документации, ее систематизацию и прозрачный учет финансово-хозяйственной деятельности по бюджету в данном учреждении.

Однако имеют место случаи ряда нарушений, связанных с финансовой дисциплиной и выразившихся:

- в необоснованном списании расходов при отсутствии первичных оправдательных документов;

- недостаточным образом ведется анализ погашения дебиторской задолженности, в частности которая возникла после реорганизации МУП “Медтранс“ и присоединения его к МУ ССМП в конце 2000 года.

В ходе проверки были восстановлены как первичные оправдательные документы, так и внесена денежная наличность в сумме 11385 рублей в кассу учреждения.

При анализе расчетов с персоналом установлен факт наличия просроченной дебиторской задолженности (за лицами, увольнение которых произошло в дни очередного отпуска), которая по состоянию на 01.01.2005 сложилась в сумме 17665,36 руб.

Более детальный анализ сметы расходов, эффективности использования муниципального имущества, проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения отражен в акте проверки, а также рекомендованы мероприятия, направленные на эффективное и рациональное использование средств городского бюджета.

Проверка целевого использования средств бюджета за 2004 год, выделенных для исполнения городской целевой Программы “Анти-СПИД“

Программа “Анти-СПИД“ создавалась в 1999 году на период 2000 - 2005 годов. В ходе согласования и утверждения Программы на уровне Управления по охране здоровья населения и Администрации города было определено финансирование только на 2000 год и, в связи с трудно прогнозируемым процессом дальнейшего распространения ВИЧ-инфекций и продолжающейся экономической нестабильностью, было рекомендовано ежегодно проводить корректировку Программы, то есть вносить поправки и уточнения как в содержательную часть Программы,
так и в финансовую.

Программа “Анти-СПИД“ изначально была ориентирована на финансирование текущих расходов учреждения без дополнительного определения в структуре расходов бюджета отдельной строкой по экономической классификации расходов бюджета финансирования целевых проектов программ.

Если же говорить о финансировании Программы “Анти-СПИД“ на 2004 год, то надо отметить, что в первоначальной, нескорректированной, Программе финансирование на этот период не предусмотрено, отсутствуют суммы на 2004 год и на 2005 год, то есть изначально не установлена предварительная оценка потребности в финансовых ресурсах Программы, что противоречит Закону ХМАО от 09.10.2000 N 77 “О порядке разработки, утверждения и реализации программ Ханты-Мансийского автономного округа“ и Постановлению Главы г. Нижневартовска N 1051 от 29.12.2000 “Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ“, и поэтому просчитать и проанализировать, как идет выполнение Программы, не представляется возможным.

Анализ исполнения Программы показал, что городская целевая Программа “Анти-СПИД“ на 2000 - 2005 гг. реализовывается через муниципальное учреждение “Центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями“ посредством текущего финансирования.

Данная Программа не отвечает полностью понятию целевой программы, вступает в противоречие с Законом ХМАО от 09.10.2000 N 77 “О порядке разработки, утверждения и реализации программ Ханты-Мансийского автономного округа“ и Постановлением Главы г. Нижневартовска N 1051 от 29.12.2000 “Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ“.

В результате выборочной проверки по реализации мероприятий Программы нецелевого использования средств городского бюджета не установлено.

Установлен факт нарушения законодательства в части лицензирования медицинской деятельности - муниципальное учреждение “Центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями“ в проверяемом периоде осуществляло предпринимательскую деятельность без соответствующей на то лицензии.

В ходе проверки установлено неэффективное использование средств
городского бюджета, а именно: при поставке оборудования некоторые поставщики нарушили условия договоров в части своевременности сроков исполнения по договорам, а претензии учреждением поставщикам не предъявлены.

Проверка целевого использования средств бюджета за 2004 год, выделенных для исполнения городской целевой Программы “Развитие образования города Нижневартовска на 2002 - 2006 годы“, показала следующее:

Программа утверждена в апреле 2002 года Решением Думы г. Нижневартовска N 163 от 24.04.2002, с учетом доработок Решением Думы N 206 от 25.10.2002.

Главная цель Программы развития образования города Нижневартовска на 2002 - 2006 гг. - развитие системы образования города, обеспечивающее повышение качества образования, его гуманистической направленности в интересах формирования творческой, активной, гармонично развитой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

Первый этап Программы 2002 - 2003 - организационно-установочный этап (подготовка нормативных, организационно-педагогических и научно-педагогических условий для последующего развития городской системы образования).

В период 2003 - 2006 годов - этапы реализации Программы.

На основании произведенного Счетной палатой Думы города анализа исследования и порядка формирования основных мероприятий и целевых проектов, за исключением, пожалуй, главного аспекта как фактическое ресурсное (финансовое обеспечение Программы, который существенно влияет на степень достижения поставленных целей и ожидаемых результатов), в целом документ признан хорошим и по ряду определения некоторых позиций нисколько не отличается от федеральных и окружных программ по развитию образования, а напротив, по ряду разделов отражает основные ориентиры и направления развития системы образования в городе, дан глубокий анализ состояния образования, детально освещены, отражены все аспекты и проблемы всей системы образования в городе, и, что немаловажно, определены конкретные пути реализации Программы по всем ее направлениям, а это прежде всего:

- формирование и
реализация экономических механизмов, обеспечивающих систему образования финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами.

Отмечаем, что контрольные полномочия за ходом исполнения Программы со стороны Управления образования Администрации города осуществлялись постоянно и нацелены были на максимальную защиту средств городского бюджета в части целевого использования бюджетных средств, выделенных общеобразовательным учреждениям по Программным мероприятиям.

На момент проверки, в период действия Программы, переваливший за так называемый “экватор“, Программа в целом и в сопоставимости с планируемыми мероприятиями по Программе была исполнена на крайне низком уровне (34%), где в соответствии с планируемыми показателями Программы в период с 2002 - 2004 годов был предусмотрен объем финансирования в размере 440658 тыс. руб. (городской бюджет 386042 тыс. рублей), а план финансирования составил 152860 тыс. рублей, фактически профинансировано 149102 тыс. руб.

А если оценку исполнения мероприятий по Программе в период ее реализации за 3 года (2002 - 2004 годы) производить в целом, то исполнение Программы было достигнуто лишь на 19% (152,8 млн. рублей от 798 млн. рублей) и вероятность того, что за последующие два года (2005, 2006 годы) могут быть погашены все обязательства по Программе, очень низка и нереальна в выполнении до достижения запланированных результатов на 81% или на общую сумму 645,2 млн. рублей.

При ежегодной отчетности о ходе выполнения данной Программы, представленной на рассмотрение Думы города Администрацией города, не был отражен факт полного отсутствия финансирования ряда мероприятий по Программе, а также не вскрыты причины (анализ реализации Программы по срокам исполнения) отставания в финансировании программных мероприятий, и соответственно как при таких условиях можно достичь ожидаемых результатов выполнения Программы?

Кроме того, анализ исполнения Программы показал:

планирование и финансирование всей Программы
в период 2002 - 2004 годов осуществлялись только посредством его текущего финансирования через сеть образовательных учреждений, без дополнительного определения в структуре расходов бюджета отдельной строкой финансирования целевых проектов Программы, которые указаны по Программе и как это требует действующее законодательство и правовые акты исполнительной власти, с целью определения реального эффекта от выполнения мероприятий по Программе.

Такой порядок определения расходов в программных мероприятиях посредством его текущего финансирования без конкретизации указанных направлений привел:

- к невозможности со стороны Управления образования реального отображения оценки и степени достижения поставленных целей, так как вышеуказанный порядок финансирования Программы не представляет собой увязанного по ресурсам (финансированию), исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий по Программе, а служил лишь исполнением текущих обязательств в области образования;

- к невозможности отображения со стороны органа, исполняющего бюджет (Управления по финансам) отчетности о ходе финансирования данной Программы;

- к невозможности проведения оценки эффективности социально-экономических последствий при финансировании мероприятий по Программе.

В противоречие нормам бюджетного законодательства, определенным ст. 197 БК РФ, а также поставленным задачам по Программе Администрацией города без указания причин невыполнения программных мероприятий допускалось их ежегодное планирование в интервале от 15 до 32% планового расписания по Программе.

Выборочная проверка использования бюджетных средств в рамках Программы показала адресность и целевой характер его использования.

Однако при исполнении договорных отношений по договорам, заключаемым самостоятельно образовательными учреждениями (ниже 2000 МРОТ), не всегда достаточно эффективно по ряду учреждений велась работа по своевременной поставке товара, также отмечен ряд нарушений, связанных с постановкой на балансовый учет материальных ценностей.

Более детальный анализ проверок Программ отражен в Заключениях Счетной палаты Думы города.

С целью должного исполнения проектных решений и достижения определенного Программами ожидаемых результатов по сроком их реализации и источникам финансирования, а также в соответствии с нормами и условиями, отвечающими требованиям бюджетного законодательства, было рекомендовано Администрации города провести ряд мероприятий, направленных на устранение замечаний.

Из анализа предоставляемых в Счетную палату документов следует, что акты проверок и представления Счетной палаты обсуждены в проверенных организациях, разработаны и осуществляются мероприятия по устранению выявленных нарушений.

По результатам всех видов проверок и экспертиз в I квартале 2005 года было предотвращено и восстановлено средств на общую сумму 275,0 тыс. руб.

Материал проверки по целевому использованию бюджетных средств, выделенных для исполнения городской целевой Программы “Анти-СПИД“, направлен в прокуратуру города.

Председатель Счетной палаты

Думы города С.П.СУХАНОВА