Законы и бизнес в России

Решение Думы города Нижневартовска от 20.01.2005 N 446 “Об отчете органа муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы города Нижневартовска за 2004 год“

Вступил в силу с 20 января 2005 года (пункт 4 данного документа).

ДУМА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2005 г. N 446

ОБ ОТЧЕТЕ ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ) ДУМЫ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ЗА 2004 ГОД

Рассмотрев отчет о работе органа муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы города Нижневартовска за 2004 год, Дума города решила:

1. Утвердить отчет о работе органа муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы города Нижневартовска за 2004 год.

2. Отчет о работе органа муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы города Нижневартовск за 2004 года направить Главе города Хохрякову Б.С.

3. Опубликовать в изложении отчет о работе органа муниципального финансового контроля (Счетной палаты) Думы города Нижневартовска
за 2004 год в городской газете “Варта“.

4. Решение вступает в силу со дня его подписания.

Глава муниципального образования

город Нижневартовск

Б.С.ХОХРЯКОВ

Приложение

к решению

Думы города Нижневартовска

от 20 января 2005 г. N 446

ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ДУМЫ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

В 2004 ГОДУ

Функцию контроля за использованием бюджетных средств и муниципального имущества в городе Нижневартовске осуществляет орган муниципального финансового контроля - Счетная палата, которая является постоянно действующим органом финансового контроля, образуемым Думой города и подотчетным ей.

Счетная палата в 2004 году осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности в соответствии с решением Думы N 34 от 25.04.2001 “Об органе муниципального финансового контроля“ и иными законодательными документами и утвержденным планом работы.

Направления деятельности, перечень объектов проверок, составляющие контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую деятельность Счетной палаты, определялись полугодовыми планами Счетной палаты, согласованными решениями Думы города N 326 от 01.12.2003, N 381 от 18.06.2004.

При осуществлении запланированных мероприятий в отчетном году сотрудники палаты применяли установленные законодательством формы контроля: предварительный, текущий и последующий.

Вместе с тем следует отметить, что в основном экспертно-аналитическая и контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты в 2004 году основывалась на анализах эффективности основных направлений городской бюджетной политики и выработке конкретных предложений по повышению ее эффективности, отвечающих одному из основополагающих принципов бюджетной системы - принципу эффективности и экономности использования бюджетных средств, а также была направлена на предотвращение финансовых потерь еще на стадиях формирования бюджетных расходов.

Контрольными мероприятиями было охвачено 96 объектов различного уровня и форм собственности (структурные подразделения Администрации города, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и прочие хозяйствующие субъекты), в том числе в ходе проверок - 59, в ходе обследований - 37.

В ходе осуществления контрольной деятельности проведено 12 контрольно-ревизионных
мероприятий, 15 - экспертно-аналитических мероприятий, общий объем исследуемых средств составил 21 млрд. 488 млн. руб.

Наряду с плановыми мероприятиями Счетной палатой в отчетном году проведено 3 дополнительных контрольных мероприятия, принятых к исполнению на основании обращений прокуратуры города.

Ежеквартальные отчеты о деятельности Счетной палаты содержат полный перечень работ, проведенных в I - III кварталах 2004 года, которые уже были заслушаны на заседаниях Думы.

Более подробно остановимся только на тех проверках, которые были проведены в IV квартале сего года.

Отчет является заключительным и обобщающим итоги работы Счетной палаты в 2004 году и основан на результатах проведенных проверок и обследований, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.

I. Основные итоги и особенности деятельности Счетной палаты

в 2004 году

Сотрудники Счетной палаты принимали в 2004 году активное участие в конференциях и семинарах, проводимых Союзом муниципальных органов финансового контроля, Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ, Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, на которых обсуждались актуальные проблемы совершенствования государственного финансового контроля, изучался и распространяется передовой опыт, а также обсуждались методологические аспекты организации и проведения внешнего контроля за исполнением бюджетов, вопросы развития межбюджетных отношений и укрепления бюджетного федерализма, совершенствования бюджетного процесса и развития независимого государственного финансового контроля в Российской Федерации.

За отчетный период практической деятельности Счетной палатой города было установлено нарушений в общей сумме 481805 тыс. руб., но, как показывает сравнительный анализ установленных нарушений, положительной тенденцией является следующее:

- в отчетном периоде изменился характер нарушений, где значительно сократился уровень нецелевых и незаконных расходов, и составил лишь 2,3% от общей суммы выявленных нарушений (11279 тыс. руб.), и в основном данная доля нецелевых расходов приходится на период 1998 - 2000 годов;

-
основная доля нарушений падает на нарушения бухгалтерского учета и отчетности, которые составляют 41,5% (200281 тыс. рублей) от общей суммы выявленных нарушений, и, видимо, причиной всех нарушений является недостаточность законодательной базы, которая, в свою очередь, приводит к ослабеванию правового регулирования субъектов рыночных взаимоотношений, либо действие законодательства с постсоветских времен, которое к современным правоотношениям уже не применимо;

- значительную долю нарушений занимает неэффективность в использовании бюджетополучателями муниципального имущества (37%, или 179713 тыс. руб.) и бюджетных средств (18%, или 88761,4 тыс. руб.), где бюджетополучатели и предприятия, использующие муниципальное имущество, не исходили из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств и муниципального имущества.

Специфика и характер нарушений позволяют сделать вывод о том, что призывы Счетной палаты в своих рекомендациях и предложениях по итогам проведенных контрольно-ревизионных проверок и экспертно-аналитических мероприятий о необходимости укрепления финансовой дисциплины были взяты во внимание исполнительной властью города, что позволило укрепить финансовую дисциплину в городе в 2004 году на порядок выше прошлых периодов, и это можно отнести к положительному итогу деятельности в целом Думы города, о чем соответственно и указывает сравнительный анализ выявленных нарушений за два последних периода.

Статистические данные о работе Счетной палаты за 2004 год

в сравнении с данными за 2003 год

----T----------------------------------------T-------------------T-----------¬

¦ N ¦ Наименование нарушения, отклонения, ¦ Количественные ¦Отклонение ¦

¦ ¦ недостатка ¦ показатели,
тыс. ¦(+ больше),¦

¦ ¦ ¦ руб. ¦(- меньше) ¦

¦ ¦ +---------T---------+-----------+

¦ ¦ ¦2003 год ¦2004 год ¦ ¦

+---+----------------------------------------+---------+---------+-----------+

¦1 ¦Общая сумма нарушений, в т.ч. ¦540519,65¦481804,62¦ -58715,03 ¦

+---+----------------------------------------+---------+---------+-----------+

¦1.1¦Сумма, израсходованная не по целевому ¦ 3264,90¦ 11279,24¦ +8014,34 ¦

¦ ¦назначению ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------------+---------+---------+-----------+

¦1.2¦Сумма, израсходованная неэффективно ¦454833,9 ¦268473,92¦-186359,98 ¦

¦ ¦- средств бюджета города и предприятий ¦445406,20¦ 88761,40¦ ¦

¦ ¦- муниципального имущества ¦ 9427,70¦179712,52¦ ¦

+---+----------------------------------------+---------+---------+-----------+

¦1.3¦Средства резервного фонда, направленные ¦ 2337,00¦ 0 ¦ -2337,00 ¦

¦ ¦на мероприятия, не носящие чрезвычайный ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦или непредвиденный характер ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------------+---------+---------+-----------+

¦1.4¦Сумма, израсходованная с другими ¦ 80083,85¦202051,46¦+121967,61 ¦

¦ ¦нарушениями бухгалтерского учета и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отчетности, норм жилищного и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦гражданского законодательства ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------------+---------+---------+-----------+

¦2 ¦Сумма средств, восстановленных в бюджет ¦ 29750,86¦ 3419,57¦ -26331,29 ¦

+---+----------------------------------------+---------+---------+-----------+

¦3 ¦Сумма средств, по которым предотвращено ¦ 25697,80¦ 95893,00¦ +70195,20 ¦

¦ ¦нерациональное планирование в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦расходовании бюджетных средств с ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦нарушением ¦ ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------------------+---------+---------+------------

(Справочно: в общую сумму нарушений не включены расходы на содержание
федеральных структур.)

По результатам проведенной Счетной палатой работы проверенными организациями восстановлено средств, в том числе и подтверждено документально, на сумму 3419,57 тыс. руб., сумма средств, по которым предотвращено нерациональное планирование и расходование бюджетных средств с нарушениями действующего законодательства, составила в размере 95893 тыс. рублей.

Показатели эффективности работы Счетной палаты оценены коэффициентом окупаемости, который в 2004 году составил 20,05 (от суммы восстановленных и предотвращенных незаконных расходов), то есть расходы бюджета по содержанию работников Счетной палаты окуплены в 20 с лишним раз.

По материалам контрольно-ревизионных мероприятий Счетной палаты направлено 18 представлений и предписаний администрациям проверенных субъектов.

По выявленным фактам нецелевого использования бюджетных средств направлены в правоохранительные органы материалы 4 контрольных мероприятий, в том числе по их запросам.

В течение 2004 года были проведены следующие проверки:

- по вопросам организации системы питания детей в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях города Нижневартовска;

- целевого использования средств городского бюджета и муниципального имущества в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

- целевого использования бюджетных средств в территориальных избирательных комиссиях по выборам:

- Главы города и депутатов Думы города Нижневартовска, проходившим 14 января 2001 года;

- Главы города Нижневартовска, проходившим 7 декабря 2003 года;

- целевого использования средств бюджета, выделенных на строительство 1 и 2 блоков дома 6 по ул. Н.Федорова в г. Тюмени, и законности предоставления квартир гражданам города Нижневартовска;

- целевого использования средств городского бюджета, выделенных на реконструкцию детского сада N 39 (Спортивная, 19) под медицинский центр;

- структуры МУ “Горбольница N 3“, законность и целесообразность использования бюджетных и внебюджетных средств, выделенных на их содержание, эффективность использования имущества, оборудования, транспорта;

- в Управлении муниципальным
имуществом и земельными ресурсами по вопросу соблюдения законодательства и обоснованности приватизации объектов за 2003 год;

- проведен анализ использования объектов незавершенного строительства в Управлении муниципальным имуществом и земельными ресурсами, в муниципальном унитарном предприятии капитального строительства;

- проведен анализ оплаты за проживание в общежитиях, проверка эффективности использования муниципального имущества, резервы в комплексе общежитий МУП ПРЭТ-1, 2, 3;

- использования муниципального имущества, переданного в доверительное управление в ОАО “Городские электрические сети“;

- проведен анализ штатной численности Администрации города.

По обращению прокуратуры города была произведена:

- проверка соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства за 2003 год;

- проверка целевого использования средств, выделенных на строительство вставки N 2 в 15 микрорайоне, и законность распределения жилых помещений льготным категориям граждан;

- проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции за период 2002 - 2004 годов в органе местного самоуправления.

II. Экспертно-аналитическая работа

Практически все вопросы финансово-экономического характера, вносимые на рассмотрение депутатскими комиссиями, в обязательном порядке проходили предварительную экспертизу в Счетной палате.

Счетной палатой Думы города в 2004 году было проведено 15 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

- 5 экспертиз по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете города Нижневартовска на 2004 год в феврале, апреле, июне, ноябре, декабре;

- выполнена экспертиза и анализ исполнения бюджета за 2003 год, рассмотрены проектные решения и дано заключение по проекту бюджета 2005 года, а также отдельно рассмотрены показатели капитального строительства в 2005 году;

- выполнено более 8 видов различных заключений и экспертиз.

В 2004 году Счетной палатой Думы города проведен ряд экспертиз проектов нормативных актов местного самоуправления города, подготовлены заключения на следующие проекты решений:

- “Об утверждении ставок арендной платы за землю и внесение изменений и
дополнений в решение Думы города от 16.03.2001 за N 22 “О земельном налоге и арендной плате за землю“;

- “О Программе “Молодежь города Нижневартовска на период 2003 - 2005 годов“;

- О Программе “Укрепление пожарной безопасности в г. Нижневартовске на 2004 - 2006 годы“;

- по Положению о порядке признания безнадежной к взысканию и списания задолженности перед бюджетом города Нижневартовска по неналоговым видам доходов и средствам, выданным на возвратной основе, процентам за пользование ими, пеням и штрафам;

- по Программе “Социальная защита населения в городе Нижневартовске на 2004 - 2006 годы“.

III. Контрольно-ревизионные мероприятия

и экспертно-аналитическая работа

по итогам IV квартала 2004 года

Контрольно-ревизионные мероприятия, проведенные в IV квартале 2004 года, показали следующее:

Проверка использования муниципального имущества, переданного в доверительное управление ОАО “Городские электрические сети“.

Руководствуясь действующим законодательством и в связи со спецификой эксплуатации электрических сетей и невозможностью самостоятельного использования городских электрических сетей, находящихся в муниципальной собственности, между Управлением муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации города и ОАО “Горэлектросеть“ в марте 2002 года был перезаключен договор безвозмездного пользования имуществом на договор доверительного управления имуществом.

Балансовая стоимость имущества по новому договору доверительного управления имуществом от 20.03.2002 составила с учетом переоценки в сумме 791895 тыс. руб.

Существующая форма управления (доверительная) позволила направлять начисленные амортотчисления на реконструкцию и модернизации электрооборудования, на приобретение и проведение капитальных видов работ согласно требованиям налогового законодательства (статья 256 НК РФ).

По результатам проверки эффективного использования муниципального имущества, переданного в доверительное управление в ОАО “Городские электрические сети“, установлено, что:

- имущественный комплекс (объектов электроснабжения), переданный в доверительное управление ОАО “Горэлектросеть“, в наличии. При выборочной инвентаризации комплекса излишек и недостач не установлено;

- бухгалтерский учет по использованию данного муниципального имущества в ОАО “Горэлектросеть“ осуществляется в соответствии с действующим законодательством, на отдельном балансе с применением средств автоматизации;

- начисление амортизации основных средств (имущественный комплекс) производилось в соответствии с действующим законодательством, правильно, в полном объеме;

- замечаний от собственника в лице управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами к доверительному управляющему по основной цели договора доверительного управления, а именно: надлежащее содержание, обслуживание переданного имущественного комплекса и бесперебойное снабжение электроэнергией потребителей на территории г. Нижневартовска - не установлено.

Но в то же время установлен ряд нарушений, которые привели:

- к нарушению норм бухгалтерского учета, в части:

- необоснованного списания муниципального имущества при отсутствии оправдательных документов в сумме 97 тыс. руб.;

- нарушений по отражению операций на балансе доверительного управляющего, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, в общей сумме 3551 тыс. руб.;

- заключения договора аренды с ОАО “Горэлектросеть“ без согласия собственника - Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами;

- нарушений условий договора доверительного управления б/н от 20.03.2002, выразившегося в не предоставленной до настоящего времени информации о состоянии объектов имущественного комплекса, изменениях и дополнениях к нему, необходимых для отражения в реестре недвижимости имущества казны г. Нижневартовска на сумму 46377 тыс. руб., что привело к несоответствию остатков имущественного комплекса объектов электроснабжения в реестре муниципального имущества казны города Нижневартовска и на балансе у доверительного управляющего ОАО “Горэлектросеть“.

За счет амортизационных отчислений, начисленных по имущественному комплексу, находящемуся в доверительном управлении, в соответствии с условиями договора доверительного управления б/н от 20.03.2002 и Программой технической модернизации, строительства и реконструкции объектов электроснабжения города Нижневартовска на 2003 - 2004 годы доверительным управляющим ОАО “Горэлектросеть“ производилась реконструкция, расширение и техническое перевооружение имущественного комплекса.

Проведение реконструкции, модернизации и нового строительства объектов электроснабжения производилось по договорам, заключенным между доверительным управляющим ОАО “Горэлектросеть“ в лице генерального директора общества, доверительного управляющего Елина А.М. и подрядчиком ОАО “Горэлектросеть“ в лице того же генерального директора ОАО “Горэлектросеть“ Елина А.М.

Всего с 2002 по 2003 годы подрядчиком ОАО “Горэлектросеть“ произведена реконструкция, модернизация и новое строительство объектов электроснабжения на сумму 46377 тыс. руб.

Также следует напомнить, что реконструкция и монтаж переданного в доверительное управление имущества проводились собственными силами ОАО “Горэлектросеть“ как монополистом на данный вид деятельности, без проведения конкурсов, как это рекомендовано Методическими рекомендациями МДС 80-17.01 “О порядке проведения конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Российской Федерации“.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, не можем утверждать, что ОАО “Горэлектросеть“ при проведении реконструкции, модернизации и новом строительстве объектов электроснабжения всегда действовало эффективно и в интересах собственника.

Новые объекты электроснабжения и объекты, реконструированные на сумму 46377 тыс. руб., доверительным управляющим ОАО “Горэлектросеть“ до настоящего времени не переданы собственнику и, соответственно, не включены в реестр муниципальной собственности.

По анализу численности административно-управленческого аппарата города, законности и целесообразности использования средств, выделенных на их содержание.

Фактическое штатное заместительство по Администрации города (472 чел.) в 2004 году не превысило установленную предельную численность (476 чел.).

Штатная численность Администрации города в основном оптимальна и объективна, но, в свою очередь, имеются резервы, позволяющие с учетом отраженных замечаний произвести мероприятия по изменению структуры Администрации с целью эффективности и оптимальности бюджетных расходов.

Совершенствование структуры Администрации города и утверждение численности структурных ее подразделений происходило в условиях отсутствия единого документа, определяющего критерии формирования в целом структуры Администрации (определения статуса управлений, комитетов, отделов), который, в свою очередь, позволил бы обеспечить контроль за пропорциональностью расходов бюджета и установления штатной численности в структурных подразделениях Администрации города.

Соответственно, отсутствие данного документа привело к разноликости в формировании штатной численности структурных подразделений, которое выразилось:

- в непропорциональном установлении заместителей структурных подразделений;

- в чрезмерном дроблении подотчетных им отделов;

- в непропорциональном установлении заместителей начальников отделов структурных подразделений;

- в непропорциональном установления уровня окладности руководителям муниципальной службы;

- в формировании структур с малочисленным составом управления, не способных к выполнению обязательств и функций, определенных как федеральным, так и окружным законодательством, а также тех функций и задач, определенных положениями об Управлении.

И в итоге непропорциональное соотношение вышеуказанных критериев привело к тому, что уровень руководителей высшего и среднего звена в отдельных подразделениях является предельно высоким, что, соответственно, ведет к факторам необоснованного увеличения расходов бюджета.

По результатам анализа Счетной палатой были предложены Администрации города рекомендации, которые позволят оптимизировать бюджетные расходы в условиях реформы административной и бюджетной системы.

Рассмотрение проектных показателей по составлению проекта бюджета на 2005 год показало:

Представленный проект признан как экономически вынужденная целесообразность финансирования бюджета в 2005 году, так как при формировании бюджета города Администрация города исходила из целей и задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, приоритетных направлений социальной, экономической и бюджетной политики на следующий финансовый год, который прежде всего направлен на обеспечение социальной стабильности в городе, на повышение качества и доступности бюджетных услуг, на формирование благоприятного предпринимательского климата.

Характерной особенностью и положительным моментом проекта бюджета являлось следующее:

- представленный прогноз социально-экономического развития города на 2005 год являлся особо развернутым документом, где в отличие от прошлых лет отражены не только прогнозные показатели в целом развития города на 2005 год, но и дана детализация показателей развития различных отраслей экономики, наличие и обеспеченность объектами здравоохранения, культуры, образования физической культуры и другими отраслями экономики, прогнозная оценка платных услуг населения, информация о денежных доходах и расходах населения и др., результаты которых легли в основу проверки доходных и расходных статей бюджета Счетной палатой Думы города;

- проект бюджета основан на детализированной информации, позволяющей определить основные критерии расходов бюджета в 2005 году, где нашли отражение результаты мероприятий по частичной инвентаризации бюджетных расходов, их концентрации на приоритетных направлениях и были проведены мероприятия по сокращению неукомплектованных и неэффективных ставок.

Учитывая снижение собственных доходов городского бюджета, который связан с проведением бюджетной реформы в стране, Администрацией города только на стадии проектных решений предприняты дополнительные меры по увеличению доходной части городского бюджета.

Перечень документов и материалов, представленных Думе города в составе документов и материалов к проекту решения Думы “О бюджете города Нижневартовска на 2005 год“, соответствовал требованиям, определенным главой 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

IV. Информационная деятельность

Информационная деятельность регламентирована Положением о Счетной палате и состоит в информировании органов местного самоуправления и населения города Нижневартовска по результатам проведения контрольно-ревизионных мероприятий.

В 2004 году было направлено более 18 информаций Главе города.

Итоги работы Счетной палаты заслушивались на заседаниях Думы города ежеквартально в присутствии представителей средств массовой информации. Результаты отдельных контрольных мероприятий рассматривались на заседаниях постоянных комиссий городской Думы, использованы при принятии решений по важным для социально-экономической жизни города вопросам.

Так, например, был решен необходимый комплекс мероприятий по результатам проведенных проверок следующими исполнительными документами Главы города:

Распоряжение Главы от 01.03.2004 за N 217-р “О результатах проверки организации системы питания детей в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях города в муниципальном унитарном предприятии “Комбинат питания социальных учреждений“.

Распоряжение Главы от 25.03.2004 за N 346-р “О мерах по улучшению организации и качества питания детей в детских дошкольных и образовательных учреждениях города“, согласно которому:

- введено единое цикличное меню в детских дошкольных учреждениях; разработан механизм по привлечению субъектами предпринимательской деятельности на конкурсной основе по организации питания в образовательных учреждениях города;

- произведена проверка состояния торгово-технологического оборудования в школах и детских садах;

- введены изменения в режим питания учащихся с целью увеличения времени для приема пищи.

Постановление Главы от 01.11.2004 за N 872 “Об утверждении мероприятий по оптимизации затрат на содержание и ремонт общежитий“ в целях сокращения расходов бюджета и оплаты за услуги на проживание для населения в муниципальных общежитиях.

Распоряжение Главы от 27.10.2004 за N 1299-р “О переоборудовании нежилых помещений, расположенных в общежитиях города, в жилые“ в целях наиболее эффективного использования муниципального имущества, оборудования дополнительных комнат для проживания граждан в общежитиях города.

Постановление Главы от 09.09.2004 за N 738 “О внесении изменений в постановление Главы города от 13.02.2004 N 135 “О распределении жилой площади в жилой вставке N 2 в 15 микрорайоне города“.

Материалы по результатам работы за 2003 год публиковались в газете “Варта“, они доступны посетителям официального сервера Администрации города Нижневартовска.

Одним из направлений информационной деятельности Счетной палаты является взаимодействие и обмен информацией по опыту работы и методологии с контрольно-счетными органами других городов и регионов для повышения эффективности финансового контроля, координации деятельности контрольных органов различных уровней.

Прошедший год характерен тем, что Счетная палата активно сотрудничала с органами финансового контроля муниципальных образований других субъектов Российской Федерации.

В рамках обмена опытом и помощи в становлении высылались пакеты документов нормативной базы палаты в адрес коллег гг. Мегиона, Ухты, Астрахани, Омска, Тюмени и других. Сотрудники Счетной палаты принимали участие в работе семинаров, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, координационным советом Союза представительных органов местного самоуправления, Счетной палатой Тюменской области.

С целью улучшения организации финансового контроля по использованию бюджетных средств города трое сотрудников Счетной палаты прошли повышение квалификации. Председатель Счетной палаты, являясь членом президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ, принимала активное участие в его работе, в подготовке и проведении научно-практической конференции “Финансовый контроль“, “IV Всероссийской конференции муниципальных контрольно-счетных органов РФ“ и пр.

Счетная палата информирует о выявленных при контрольно-ревизионных мероприятиях фактах нарушений законодательства правоохранительные органы в порядке инициативы и по их запросам. В течение года направлены материалы 4 контрольно-ревизионных мероприятий.

Таким образом, результаты деятельности Счетной палаты стали достоянием гласности и дальнейшего исследования.

Выводы

План работы Счетной палаты выполнен в полном объеме, контрольными мероприятиями было охвачено 96 объектов различного уровня и форм собственности, выявлены факты нарушений в использовании имущества и бюджетных средств города на общую сумму более 481 млн. руб. Имеют место факты нецелевого использования бюджетных средств, неэффективного использования муниципального имущества и средств бюджета, недостоверности бухгалтерского учета и отчетности и др.

Но в то же время в отчетном периоде значительно изменился характер установленных нарушений, где значительно сократился уровень нецелевых и незаконных расходов, и в основном данная доля нецелевых расходов приходится на период 1998 - 2000 годов.

Можем констатировать факт, что финансовая дисциплина в городе в 2004 году на порядок выше прошлых лет.

Неотвратимость контроля использования бюджетных средств Счетной палатой повышает эффективность деятельности муниципальной исполнительной власти (усилен ведомственный и предварительный контроль), наблюдается снижение числа случаев хищений и нарушений правил бухгалтерского учета, и это все позволяет укреплять доверие граждан города к муниципальной власти, консолидирует население и власть на эффективное решение общегосударственных и муниципальных задач.

Но тем не менее продолжает наблюдаться необязательность участников бюджетного процесса по выполнению норм БК РФ, ГК РФ, других нормативных документов, в том числе по утверждению смет доходов и расходов, заключению договоров, делопроизводству и пр.

Особое внимание следует обратить на использование бюджетных ресурсов на конкурсной основе через муниципальный заказ в строительстве, здравоохранении и др.

При проверке использования средств бюджета на капитальное строительство отмечены нарушения в оформлении проектно-сметной документации и договоров строительного подряда, завышения стоимости строительно-монтажных работ, нарушения заказчиком строительных норм по оформлению актов выполненных работ и др.

И в заключение необходимо отметить, что в дальнейшем деятельность Счетной палаты Думы города будет строиться на том, чтобы прежде всего еще на ранних стадиях планирования как доходов, так и расходов предотвратить их незаконность и неэффективность, что в дальнейшем позволит открыть финансирование тех или иных более масштабных и социально значимых для города проектов.

Председатель органа муниципального

финансового контроля (Счетной палаты)

Думы города Нижневартовска

С.П.СУХАНОВА