Законы и бизнес в России

Решение Думы города Нижневартовска от 25.04.2003 N 259 “О ходе выполнения Программы поддержки и развития малого предпринимательства города Нижневартовска за 2000 - 2002 годы“

Вступил в силу с 25 апреля 2003 года (пункт 2 данного документа).

ДУМА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2003 г. N 259

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ

И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ЗА 2000 - 2002 ГОДЫ

Заслушав информацию о ходе выполнения Программы поддержки и развития малого предпринимательства города Нижневартовска за 2000 - 2002 годы, Дума муниципального образования решила:

1. Принять к сведению информацию о ходе выполнения Программы поддержки и развития малого предпринимательства города Нижневартовска за 2000 - 2002 годы согласно приложению.

2. Решение вступает в силу с момента его подписания.

Первый заместитель

Главы муниципального образования

город Нижневартовск

Б.А.САЛОМАТИН

Приложение

к решению

Думы города Нижневартовска

от 25 апреля 2003 г. N 259

ИНФОРМАЦИЯ

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ

И
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ЗА 2000 - 2002 ГОДЫ

Особенности развития малого предпринимательства определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов, влияющих на развитие малого бизнеса.

Анализ состояния и развития малого предпринимательства свидетельствует о сохранении позитивных тенденций, достигнутых в сфере экономики.

За 2002 год налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет увеличились по сравнению с уровнем 2000 года в 1,7 раза, или с 55,8 млн. рублей до 93,6 млн. рублей.

Численность зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, возросла на 10,0%, или до 11187 чел.

Количество малых предприятий по состоянию на 01.01.2003 составило 1100.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий в последние годы практически не меняется.

Наиболее распространенными видами деятельности малых предприятий остаются строительство и торговля. На долю предприятий этих отраслей приходится 35,0% и 29,2% соответственно. Они обеспечивали рабочие места в строительстве - 50,0% от всех работников сектора малого предпринимательства, в торговле - 18,8%.

В промышленности насчитывается 9,3% малых предприятий. Удельный вес занятых в этой отрасли по итогам 2002 года составил 10,3% от общей численности работающих.

Несмотря на то, что малое предпринимательство представляет собой динамично развивающийся сектор экономики, существует ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства. Это сохраняющееся жесткое давление налоговой системы, несовершенство нормативно-законодательной базы, недостаток собственных средств.

Перспективы развития малого предпринимательства во многом зависят от решения перечисленных проблем.

Основные направления политики Администрации города в области поддержки малого бизнеса отражены в Программе поддержки и развития малого предпринимательства.

Главной целью Программы является содействие устойчивому развитию малого предпринимательства, создание благоприятных условий для формирования развитой инфраструктуры предпринимательства.

Реализация программных мероприятий осуществляется по следующим разделам:

- формирование нормативной и правовой базы развития малого предпринимательства;

- финансово-кредитная и
инвестиционная поддержка малого предпринимательства;

- производственная и инновационная поддержка малых предприятий;

- информационное обеспечение малого предпринимательства;

- методическое и кадровое обеспечение развития малого предпринимательства.

1. Формирование нормативной и правовой базы развития

малого предпринимательства

В целях совершенствования законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства, разработаны и направлены в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа предложения к проектам нормативно-правовых актов:

- новой редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа “О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе“;

- Закона Ханты-Мансийского автономного округа “О едином налоге на вмененный доход“;

- распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа “О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции и спиртных напитков“.

Для формирования благоприятной экономической среды, стимулирующей развитие малого бизнеса, решением Думы муниципального образования города N 429 от 24.05.2000 утверждено Положение о порядке кредитования проектов субъектов малого предпринимательства из средств городского бюджета.

Разработан механизм предоставления льгот по налогообложению в части средств, поступающих в городской бюджет.

Приняты дополнительные льготы для субъектов малого бизнеса при использовании земельных участков и аренде нежилых помещений:

- решением Думы муниципального образования города N 430 от 24.05.2000 утверждено Положение о порядке компенсации затрат на освоение вновь отводимых, на улучшение и благоустройство предоставляемых земельных участков;

- распоряжением Главы города N 648-р от 13.06.2000 принято Положение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование;

- постановлением Главы города от 04.09.2002 N 855 утверждена Методика определения размера арендной платы за пользование нежилыми помещениями. Согласно которой арендная плата, взимаемая за помещения, используемые арендаторами для оказания различных услуг населению, значительно ниже устанавливаемой за пользование этих помещений под офисы организаций и магазины. Так, по состоянию на 01.03.2003 средний размер арендной платы за 1 кв. м площади муниципальных
помещений, используемых для оказания бытовых услуг, составляет 118 рублей (без учета НДС и коммунальных услуг), услуг общественного питания - 200 рублей, торговой деятельности и под офисы - 207 рублей;

- решением Думы муниципального образования города от 26.03.2003 N 249 утверждено Положение о порядке компенсации затрат на капитальный ремонт, перепланировку, реконструкцию и произведенные неотделимые улучшения муниципального недвижимого имущества, переданного в аренду.

В целях развития конструктивных отношений в области поддержки малого предпринимательства действует Соглашение о сотрудничестве Администрации города Нижневартовска и Торгово-промышленной палаты города Нижневартовска.

2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка

малого предпринимательства

Главным направлением финансовой поддержки в сфере малого бизнеса является инвестирование проектов на льготных условиях, позволяющее повысить производственный потенциал малых предприятий, обеспечить их дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности.

В целях создания равных условий финансирование проектов за счет средств городского бюджета осуществляется только после рассмотрения и принятия решения на координационном совете по поддержке и развитию малого предпринимательства с последующим утверждением решения Главой города.

За истекший период в рамках Программы поддержки и развития малого предпринимательства проведена экспертиза 44 инвестиционных проектов.

Координационным советом принято решение о выделении денежных средств из городского бюджета в размере 29500 тыс. рублей на реализацию следующих проектов:

----T---------------------------------T-----------------T--------¬

¦ N ¦ Наименование проекта ¦ Предприятие ¦ Сумма ¦

¦п/п¦ ¦ ¦кредита,¦

¦ ¦ ¦ ¦ тыс. ¦

¦ ¦ ¦ ¦ рублей ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦ ¦2000 год ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦1 ¦Создание нового производства по ¦ГУП ¦ 3000,0 ¦

¦ ¦выращиванию грибов ¦“Птицефабрика ¦ ¦

¦ ¦ ¦“Нижневартовская“¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦2 ¦Модернизация колбасного цеха ¦ЗАО “Гурман“ ¦ 4000,0 ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦3 ¦Развитие производства соевых ¦ООО “Авиценна“ ¦ 1000,0 ¦

¦ ¦продуктов ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦4 ¦Модернизация и развитие сети ¦ООО “Данцер“ ¦ 4760,0,¦

¦ ¦кабельного телевидения в 5, 6, 8,¦ ¦в том ¦

¦ ¦13 микрорайонах ¦ ¦числе: ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 3629,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦- в 2000¦

¦ ¦ ¦ ¦году и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 1131,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦- в 2001¦

¦ ¦ ¦
¦году ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦5 ¦Приобретение диагностического и ¦ООО “Центр ¦ 600,0 ¦

¦ ¦лечебного оборудования ¦здоровья “Мир на ¦ ¦

¦ ¦ ¦ладони“ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦6 ¦Приобретение специализированного ¦ОАО “Промышленно-¦ 550,0 ¦

¦ ¦автотранспорта для доставки ¦торговая компания¦ ¦

¦ ¦хлебобулочных изделий ¦“Югра“ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦7 ¦Организация конкурсов и выставок-¦ ¦ 121,0 ¦

¦ ¦ярмарок товаропроизводителей ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦ ¦Итого ¦ ¦12900,0 ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦ ¦2001 год ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦1 ¦Приобретение спецавтотранспорта ¦ОАО ¦ 250,0 ¦

¦ ¦для доставки хлебобулочных ¦“Хлебокомбинат“ ¦ ¦

¦ ¦изделий ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦2 ¦Модернизация и развитие сети ¦ООО “Данцер“ ¦ 1131,0 ¦

¦ ¦кабельного телевидения в 5, 6, 8,¦ ¦ ¦

¦ ¦13 микрорайонах города ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦3 ¦Создание завода рециклинга ¦ООО “Норд-лайн“ ¦ 4425,0 ¦

¦ ¦картриджей ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦4 ¦Модернизация салона чистоты ¦ЗАО “Дом быта ¦ 3407,0 ¦

¦ ¦ ¦“Сервис-центр“ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦5 ¦Создание цеха по производству ¦ООО “Аква-трейд“ ¦ 5500,0 ¦

¦ ¦полуфабрикатов и пиццы ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦6 ¦Организация выставок-ярмарок ¦ ¦ 57,0 ¦

¦ ¦товаропроизводителей юга ¦ ¦ ¦

¦ ¦Тюменской области и города Тюмени¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦7 ¦Проведение конкурса “Новый год в ¦ ¦ 40,0 ¦

¦ ¦витринах магазинов“ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦ ¦Итого ¦ ¦14810,0 ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦ ¦2002 год ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦1 ¦Организация выставок достижений ¦ООО “Бизнес- ¦ 1000,0 ¦

¦ ¦представителей малого бизнеса на ¦центр“ ¦ ¦

¦ ¦территории города Нижневартовска ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦2 ¦Оснащение и ввод в эксплуатацию ¦Предприниматель ¦ 750,0 ¦

¦ ¦салона-парикмахерской “Элегия“ ¦Сараев А.А. ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦3 ¦Организация выставок-ярмарок ¦ ¦ 40,0 ¦

¦ ¦товаропроизводителей ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦ ¦Итого ¦ ¦ 1790,0 ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------+

¦ ¦Всего ¦ ¦29500,0 ¦

L---+---------------------------------+-----------------+---------

Кроме того, Нижневартовским городским центром занятости населения оказана финансовая помощь для организации собственного дела 5 безработным в сумме 179,9 тыс. рублей.

В целом инвестиционная поддержка субъектов малого предпринимательства способствовала созданию более 220 новых рабочих мест.

Стимулирующим фактором развития малого предпринимательства остается использование системы налоговых льгот.

За истекший период льготы по уплате налогов в местный бюджет предоставлены более 130 предприятиям в сумме 5,5 млн. рублей.

Средства, высвобождающиеся в результате налоговых льгот, направляются предприятиями на развитие материально-технической базы, совершенствование производственных и технологических процессов, способствуют расширению ассортимента продукции и сохранению рабочих мест.

Одной из форм поддержки малого бизнеса является привлечение предпринимателей к поставкам продукции для муниципальных нужд.

В ходе реализации Программы проведено 190 муниципальных конкурсов, в которых приняли участие 990 предпринимателей, зарегистрированных на территории города. По итогам проведения конкурсов с местными предприятиями и предпринимателями заключено 1973 муниципальных контракта на общую сумму 1534 млн. рублей.

Приоритетное право на выполнение муниципальных заказов (при прочих равных условиях) распространяется на субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в городе Нижневартовске.

Предметами муниципальных контрактов с местными предприятиями в основном являлись:

- производство и поставка продуктов питания, в том числе хлебобулочных, колбасных, кондитерских изделий, молочной продукции;

- выполнение ремонтных работ на объектах муниципальной собственности, в том числе капитальный ремонт жилого фонда, ремонт учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты;

- строительство новых социально значимых для города объектов.

3. Производственная и инновационная поддержка

малых предприятий

В рамках производственной и инновационной поддержки малых предприятий совместно с общественной организацией “Торгово-промышленная палата города“ реализуются мероприятия, направленные на создание условий для повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей, расширение и сбыт их продукции.

Для рационального использования производственных площадей, поддержки малого предпринимательства в области материального производства ведется реестр объектов, передаваемых в аренду и безвозмездное пользование. Дополнения в реестр вносятся при выявлении помещений, не используемых по назначению муниципальными учреждениями, такие помещения изымаются и передаются в аренду или безвозмездное пользование субъектам малого предпринимательства.

По состоянию на 31.01.2003 в аренде у субъектов малого предпринимательства находятся помещения площадью 21497 кв. м, что составляет 49,2% всего арендного фонда, в безвозмездном пользовании - 1918,3 кв. м.

Субъекты малого предпринимательства используют арендные помещения:

- в производственных целях - 2095 кв. м,

- для оказания услуг населению - 29402 кв. м.

Одной из мер, направленных на оказание поддержки представителям малого бизнеса и улучшение эксплуатационных показателей помещений муниципальной собственности, является компенсация затрат на реконструкцию и капитальный ремонт в помещениях, переданных в аренду. Возмещение расходов на ремонтные работы осуществляется из городского бюджета в размере 50% годовой арендной платы.

Имущественная поддержка основывается на разработке критериев, условий и правил, регламентирующих, с одной стороны, процесс вовлечения муниципального имущества в сферу малого предпринимательства, с другой - обеспечивающих субъектам малого предпринимательства режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам.

В целях оптимизации условий обеспечения имуществом малых предприятий разработана и утверждена решением Думы муниципального образования города N 198 от 12.09.2002 Программа приватизации муниципального имущества в городе Нижневартовске на 2002 - 2003 годы.

Главной целью Программы является формирование широкого слоя частных собственников. Программа содержит перечень объектов, подлежащих приватизации в указанный период.

Реализация мер, предусмотренных Программой, будет способствовать повышению эффективности управления муниципальной собственностью, созданию возможностей для выявления дополнительных имущественных резервов. Это позволит более комплексно подойти к решению вопросов дальнейшего развития малого предпринимательства и стимулирования конкуренции в различных отраслях экономики.

4. Информационное обеспечение малого предпринимательства

Успешное развитие малого предпринимательства в городе определяется достигнутым уровнем информационного обеспечения.

В средствах массовой информации регулярно публикуются материалы по наиболее актуальным вопросам предпринимательства:

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов малого предпринимательства;

- основные документы, касающиеся поддержки и развития малого бизнеса;

- информация о проведении выставок-ярмарок, в том числе межрегиональных, предложения о поставках оборудования и товаров народного потребления.

Для формирования положительного имиджа предпринимателей, распространения делового опыта, получения объективной информации о тенденциях развития малого бизнеса организован цикл целевых радио-и телепередач, конкурсов, семинаров и других мероприятий, касающихся деятельности среднего и малого бизнеса.

Администрацией города совместно с Торгово-промышленной палатой и Нижневартовским филиалом окружного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе проводятся совещания, круглые столы, деловые форумы и конференции для представителей малого бизнеса города, направленные на развитие и поддержку малого предпринимательства.

С целью демонстрации и продвижения конкурентоспособных товаров и услуг регулярно организуются выставки-ярмарки. За период реализации Программы при участии Торгово-промышленной палаты города организовано 29 выставок-ярмарок товаров народного потребления.

Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий позволило населению города ознакомиться с ассортиментом выпускаемой отечественной продукции, а также способствовало расширению межрегиональных торгово-экономических связей товаропроизводителей.

5. Методическое и кадровое обеспечение развития

малого предпринимательства

Важным направлением поддержки малого предпринимательства является работа по подготовке кадров для малого предпринимательства.

Создание эффективной системы методического и кадрового обеспечения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства способствует формированию благоприятных условий для развития малого бизнеса, созданию новых рабочих мест.

В рамках Программы продолжается работа по предоставлению безработным гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг.

За период реализации Программы Нижневартовским городским центром занятости населения оказана помощь 169 незанятым гражданам в виде консультаций, 180 человек обучено основам предпринимательской деятельности.

Активная работа по подготовке кадров для малого предпринимательства ведется государственным учреждением “Межрайонный центр профессиональной ориентации“. Центром подготовлен пакет нормативных документов, в состав которого помимо законодательных актов входят образцы возможных соглашений, памятки и методические рекомендации по составлению бизнес-планов.

Большое внимание уделяется организации совещаний, семинаров и другим формам контактов предпринимательских кругов.

С целью обсуждения проблем, представляющих интерес в области охраны труда, Администрацией города проведены семинары и совещания по вопросам улучшения условий труда, снижения производственного травматизма, аттестации рабочих мест.

По наиболее актуальным вопросам в сфере налогообложения специалистами налоговой инспекции города совместно с Торгово-промышленной палатой города организован цикл обучающих семинаров для субъектов малого бизнеса города Нижневартовска по следующим тематикам:

- “Налоговая отчетность за 2002 год“;

- “Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц. Оформление платежных документов“;

- “Вмененный доход и упрощенная система налогообложения“;

- “Учет на предприятиях малого бизнеса“;

- “Актуальные проблемы практики налогообложения субъектов малого бизнеса с учетом глав Налогового кодекса 26.2 и 26.3. Книги учета доходов и расходов предпринимателей“;

- “Современные технологии управления финансовой и операционной деятельностью предприятий малого и среднего бизнеса“;

- “Новое в нормативном регулировании и актуальные проблемы практики налогообложения“, в котором приняли участие более 500 предпринимателей города Нижневартовска и района.

На информационных стендах инспекции размещена информация для предпринимателей по налогообложению, представлению налоговой отчетности.

В период проведения декларационной кампании открываются консультационные пункты по налогообложению предпринимательской деятельности.

В целом реализация программных мероприятий способствовала повышению предпринимательской активности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами собственного производства, увеличению налоговых поступлений в городской бюджет.