Законы и бизнес в России

Решение коллегии Комитета общего образования администрации Хабаровского края от 28.06.1999 N 3 “О роли муниципальных органов управления образованием в обновлении содержания дошкольного образования“

КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 28 июня 1999 г. N 3

О РОЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

В ОБНОВЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Заслушав и обсудив информацию начальника отдела общего образования комитета о деятельности муниципальных органов управления образованием, дошкольных образовательных учреждений края по обновлению содержания дошкольного образования коллегия отмечает, что процесс реформирования содержания дошкольного образования в крае происходит в соответствии с принципами государственной политики в области образования, определенными Законом РФ “Об образовании“ (ст. 2), основными направлениями развития дошкольного, общего образования в Хабаровском крае до 2005 года, утвержденными постановлением главы администрации края от 24.04.1996 N 197.

В крае осуществляется переход на вариативные программы в контексте методологии
развивающего образования. Наряду с традиционными в дошкольных образовательных учреждениях реализуются, рекомендованные МО и ПО РФ комплексные программы “Радуга“, “Развитие“, “Детство“, разработанные в соответствии с временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях.

Во всех детских садах городов и районов края, за исключением Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, внедряются порциальные программы по различным направлениям развития ребенка. Наиболее распространены в дошкольных учреждениях программы по экологическому воспитанию (им. С. Лазо, Комсомольский, Николаевский-на-Амуре районы), физическому (г. Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Нанайский районы, Железнодорожный район г. Хабаровска), художественно-эстетическому (Верхнебуреинский, Солнечный, Советско-Гаванский районы) развитию детей.

В большинстве образовательных учреждений г. Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Комсомольского, Солнечного районов идет целенаправленный поиск новых образовательных технологий, соответствующих задачам обновления содержания образования, проводится планомерная работа по программно-методическому обеспечению образовательного процесса благодаря тесному сотрудничеству органов управления образованием администраций указанных районов с факультетом дошкольной педагогики и психологии Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета.

Вместе с тем коллегия отмечает, что существует разрыв между успешным опытом обновления содержания образования в отдельных дошкольных образовательных учреждениях и массовой практикой. Процесс обновления содержания дошкольного образования обострил ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

В дошкольных образовательных учреждениях края медленно идет внедрение комплексных образовательных программ нового поколения (по этим программам полностью работают лишь 15,2% ДОУ). В ряде учреждений, реализующих эти программы, не создана соответствующая им развивающая среда, не используются необходимые технологии. Советы педагогов дошкольных образовательных учреждений, органы управления образованием администраций Бикинского, Вяземского, Нанайского, Николаевского-на-Амуре, Охотского, Хабаровского и др. районов не осуществляют экспертизу набора используемых учреждениями порциальных программ. В результате чего эти программы не обеспечивают целостность педагогического процесса, не дополняют друг друга.

Остается вне участия в выборе
дошкольными учреждениями образовательных программ родительская общественность, что противоречит Закону РФ “Об образовании“.

Во многих дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания включению в содержание образовательных программ регионального компонента.

Введение в дошкольных образовательных учреждениях г. Хабаровска, Хабаровского района дополнительных платных образовательных услуг привело к существенному увеличению нагрузки на детей, их переутомлению и дезадаптации.

В связи со снижением охвата детского населения организованным дошкольным воспитанием (с 51,8% в 1996 г. до 48,0% в 1999 г.) в крае складывается устойчивая тенденция реализации дошкольных образовательных программ общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, однако большинство из них не имеют лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере дошкольного образования.

Анализ работы дошкольных образовательных учреждений края свидетельствует об актуализации проблем, выявленных в ходе аттестации дошкольных учреждений: отсутствие диагностических методик выявления уровня усвоения детьми содержания дошкольных образовательных программ; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

В крае не сложилась система повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений, готовых к работе в новых условиях, способных адаптироваться к педагогическим инновациям и оперативно реагировать на современные процессы социально-экономического развития общества.

Коллегия отмечает тревожную тенденцию увеличивающегося дефицита учебной, методической литературы по дошкольному воспитанию и образованию, игр и игрушек в учреждениях, что не позволяет каждому учреждению перейти в режим развития, особенно в сельских районах. Требует существенного обновления материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений.

Коллегия считает, что сложившееся состояние содержания дошкольного образования в крае в значительной степени обусловлено ослаблением контрольно-инспекторской функции органов управления образованием всех уровней за деятельностью дошкольных образовательных учреждений в части соответствия образовательных программ, реализуемым в них Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, качественной реализации программ, научно-методического обеспечения образовательного процесса.

В свете этого
в краткосрочной перспективе предстоит решить следующие приоритетные задачи дальнейшего обновления содержания дошкольного образования:

- обеспечение целостности педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях через применение комплексных программ или набора порциальных программ. Соответствие этих программ требованиям МО и ПО РФ к содержанию, методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях;

- ориентация содержания образовательных программ на развитие личности ребенка, его творческих способностей, коммуникативности, обеспечение охраны здоровья детей, их интеллектуального, художественно-эстетического развития, приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- разработка дополнительных региональных требований к программам дошкольного образования;

- обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка при организации образовательного процесса с целью защиты его от переутомления и дезадаптации;

- определение содержания и характера связей основного и дополнительного образования в рамках дошкольного образовательного учреждения;

- разработка системы оценки качества усвоения детьми содержания образовательных программ;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

- научное, программное, методическое, информационно-техническое, материальное сопровождение образовательного процесса;

- создание системы, разработка новых технологий, программ повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на обеспечение готовности их к работе в изменяющихся условиях, реализации инновационных образовательных программ и технологий;

- оказание диагностической, консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

На основании вышеизложенного коллегия решила:

1. Принять к сведению информацию начальника отдела общего образования комитета о роли муниципальных органов управления образованием в обновлении содержания дошкольного образования и согласиться с приоритетными задачами дальнейшего обновления содержания дошкольного образования в крае.

2. Одобрить деятельность органов управления образованием администраций г. Комсомольска-на-Амуре, Краснофлотского района г. Хабаровска, Амурского, Комсомольского районов, имеющих опыт в обновлении содержания дошкольного образования.

3. Руководителям органов управления образованием администрации городов и районов края:

3.1. Установить постоянный контроль за
деятельностью дошкольных образовательных учреждений по выполнению Закона РФ “Об образовании“ в части компетенции и ответственности за содержание дошкольного образования.

3.2. Рассмотреть в сентябре - октябре т.г. на советах органов управления образованием, советах директоров образовательных учреждений вопросы содержания образования, программно-методического, кадрового обеспечения образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

3.3. Обеспечить приведение содержания образовательных программ дошкольных образовательных учреждений в соответствие с основными требованиями МО и ПО РФ к содержанию, методом воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. Провести до 15 августа т.г. экспертизу набора порциальных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

3.4. В целях обеспечения оптимальной нагрузки на ребенка, охраны здоровья детей, защиты их от переутомления и дезадаптации ввести в практику согласование сетки расписания занятий в дошкольных образовательных учреждениях медицинскими работниками учреждений согласно Приказу Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 30.06.1992 N 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях“.

3.5. Совершенствовать деятельность методических служб города, района, советов педагогов дошкольных образовательных учреждений по обновлению содержания дошкольного образования, внедрению вариативных программ и инновационных технологий.

3.6. В целях обеспечения образовательного процесса необходимым учебно-методическим комплексом, формирования краевого заказа на приобретение учебных пособий на 2000/2001 учебный год провести до 01.11.1999 инвентаризацию учебной и методической литературы в дошкольных образовательных учреждениях.

3.7. Создать условия для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения на базе образовательных учреждений разных типов.

3.8. Организовать диагностическую, консультативную, методическую помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

3.9. Принять меры по сохранению в штатах дошкольных образовательных учреждений ставок психологов.

3.10. Предоставить в комитет общего образования информацию о выполнении данного решения к 1 января 1999 г., 1
июля 2000 г.

4. Отделу общего образования комитета общего образования (Антюхова В.А.) совместно с Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Харитонова Н.П.):

4.1. Провести в дошкольных образовательных учреждениях края информационно-методические встречи с педагогами по материалам коллегии комитета общего образования (III квартал т.г.).

4.2. Разработать и направить в города, районы края перечень образовательных программ, рекомендуемых для реализации в дошкольных образовательных учреждениях, их учебно-методическое обеспечение (август 1999).

4.3. Разработать требования к составлению сетки занятий по всем возрастным группам с учетом образовательных программ, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (сентябрь 2000 г.)

4.4. Разработать методические рекомендации по раннему выявлению детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии (декабрь 1999 г.).

4.5. Разработать дополнительные региональные требования к дошкольным образовательным программам с учетом приоритетных направлений содержания образования, изучения детьми произведений местных писателей, поэтов, композиторов, художников, знакомства их с национально-культурными традициями коренных народов Севера (июль 2000 г.).

4.6. Определить базовые дошкольные образовательные учреждения по внедрению комплексных и порциальных программ. Разработать проекты научно-методического сопровождения образовательного процесса в данных учреждениях (январь 2000 г.).

4.7. Провести краевую научно-практическую конференцию “Актуальные проблемы внедрения инновационных программ и технологий в дошкольных образовательных учреждениях“ (IV квартал 2000 г.).

5. Отделу педагогических кадров комитета общего образования (Пахомов В.И.) совместно с отделом общего образования комитета общего образования (Антюхова В.А.):

5.1. В целях дальнейшего развития содержания дошкольного образования, координации учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях изучить возможность создания на базе факультета дошкольной педагогики и психологии КГПУ центра по актуальным проблемам дошкольного образования (октябрь 1999 г.).

5.2. Рассмотреть возможность корректировки образовательных программ Хабаровского педагогического колледжа с учетом подготовки педагогов для дошкольных образовательных
учреждений, готовых к внедрению инновационных образовательных программ, педагогических технологий.

6. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя председателя комитета общего образования Иванцеву И.А.

Председатель коллегии

Л.Ф.Обухова