Законы и бизнес в России

Решение Хабаровского краевого суда от 20.06.2002 N 3-122/02 <О признании противоречащим федеральному законодательству части 3 статьи 5 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 351 в части установления возрастного ценза 18 лет для участия в собрании по выбору уполномоченного представителя в отношении действующих членов общин коренных малочисленных народов>

Определением Верховного Суда РФ от 13.08.2002 N 58-Г02-23 данное решение оставлено без изменения.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2002 г. по делу N 3-122/02

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.

с участием прокурора Сенченко П.В.

при секретаре Некипелове Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству части 3 статьи 5 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 351 “Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае“ в части установления возрастного ценза 18 лет для участия в собрании в отношении действующих членов общин коренных малочисленных народов Севера,

установил:

Законодательной Думой Хабаровского края 27.11.2001 принят Закон
Хабаровского края N 351 “Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае“.

Частью 3 статьи 5 краевого Закона установлен порядок участия граждан в собрании по избранию уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера. В частности установлен возрастной ценз для участия в упомянутом собрании - достижение на день проведения собрания возраста 18 лет.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству ч. 3 ст. 5 Закона Хабаровского края “Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае“ в части установления возрастного ценза 18 лет для участия в собрании в отношении действующих членов общин малочисленных народов Севера, ссылаясь на то, что Закон Хабаровского края в оспариваемой части противоречит п. “в“ ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. 7 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“, ст. 11 Федерального закона “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал требования, заявленные прокурором Хабаровского края.

Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, действующий на основании доверенности, Заливин С.В. не признал заявленные требования, просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав объяснение прокурора Сенченко П.В., представителя Законодательной Думы Хабаровского края Заливина С.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление прокурора Хабаровского края подлежащим удовлетворению, суд находит заявление прокурора Хабаровского края обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. “в“ ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав национальных меньшинств.

Положениями ст. 60
Конституции Российской Федерации установлен общий возрастной ценз для осуществления в полном объеме своих прав и обязанностей гражданами Российской Федерации с 18 лет.

Вместе с тем федеральными законами могут быть установлены иные возрастные рамки для реализации гражданами Российской Федерации в определенных условиях их прав и обязанностей.

Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ установлено, что общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации создаются в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов.

Согласно ст. 11 названного Федерального закона полноправными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Согласно п. 7 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Таким образом, федеральным законодательством гарантировано, что граждане, достигшие возраста 16 лет, являющиеся членами общины
коренных малочисленных народов обладают равными правами с другими членами общины на участие в решении как внутриобщинных вопросов, так и иных, гарантированных федеральными законами “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“, “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“, в том числе выражать волю общины коренных малочисленных народов.

Закон Хабаровского края “Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае“ направлен на защиту прав коренных малочисленных народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования. Закон края непосредственно затрагивает права и интересы действующих членов общины, как лиц по признакам относимых к категории коренных малочисленных народов Севера.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 названного Закона Хабаровского края избрание уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера осуществляется на собрании граждан, перечисленных в пунктах 1 - 3 ст. 2 настоящего Закона, проживающих на территории сельского, поселкового муниципального образования и достигших на день проведения собрания возраста 18 лет.

Учитывая, что общины коренных малочисленных народов Законом края не отнесены к числу субъектов данных правоотношений, а также учитывая права, гарантированные членам общины на участие в формировании, делегировании уполномоченных представителей положениями ст. 8 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“, суд находит, что оспариваемые положения Закона Хабаровского края “Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае“ в части установления для действующих членов общины возрастного ценза 18 лет для участия в собрании ограничивает права действующих членов общин на участие в собрании по избранию уполномоченного представителя коренных малочисленных народов, и
противоречит федеральному законодательству.

Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края, что несовершеннолетний член общины обладает правами только по решению внутриуставных задач, стоящих перед общиной, все остальные права и обязанности, которые по своему правовому содержанию шире уставных задач общины, возникают и осуществляются им только с 18 лет и в том числе избрание уполномоченного представителя коренных народов Севера, суд находит несостоятельными и основанными на неправильном истолковании Закона.

Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о том, что краевым Законом не ограничены права членов общины и, что все права и обязанности коренных малочисленных народов Севера, являющихся членами общины определены Федеральным законом “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока“ не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. “б“ ст. 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации в рамках совместного ведения с Российской Федерацией может осуществлять нормативное регулирование только по вопросам защиты прав национальных меньшинств. При этом установление для действующих членов общин возрастного ценза, отличного от установленного федеральным законодательством для участия в собрании по выборам уполномоченного представителя, является ограничением прав лица, относящегося к коренным малочисленным народам, и выступает как регулирование его прав, чем нарушается п. “в“ ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 4 Федерального закона “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит и из Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“, которым установлены правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их традиционной среды
обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Ссылка представителя Законодательной Думы Хабаровского края на применение аналогии Закона с избирательным законодательством Российской Федерации является необоснованной в силу установления в статье 1 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ пределов действия настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу часть 3 статьи 5 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 351 “Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае“ в части установления возрастного ценза 18 лет для участия в собрании по выбору уполномоченного представителя в отношении действующих членов общин коренных малочисленных народов.

Сообщение о настоящем решении опубликовать в Сборнике нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Н.Ю.Барабаш