Законы и бизнес в России

Решение Думы города Ханты - Мансийска от 22.06.2001 N 109 “Об эффективности изменения структуры экономических служб Администрации муниципального образования город Ханты - Мансийск“

ДУМА ГОРОДА ХАНТЫ - МАНСИЙСКА

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2001 г. N 109

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ХАНТЫ - МАНСИЙСК

Заслушав информацию заместителя Главы, начальника Департамента по финансам и экономике Администрации муниципального образования город Ханты - Мансийск Шевцовой Т.Е. об эффективности изменения структуры экономических служб Администрации,

Дума города решила:

1. Информацию об эффективности изменения структуры экономических служб Администрации муниципального образования город Ханты - Мансийск принять к сведению.

Председатель Думы

г. Ханты - Мансийска

А.П.ПЕРШИН

26 июня 2001 года

Приложение

к решению

Думы

города Ханты - Мансийска

от 22 июня 2001 г. N 109

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ХАНТЫ - МАНСИЙСК

С момента преобразования городской структуры управления экономикой и финансами прошло
10 месяцев. На сегодняшний день уже есть возможность подвести итоги нашей деятельности.

Ни одна сфера деятельности не живет в отрыве от остальных, все взаимосвязано. Наиболее же взаимосвязанными в структуре муниципального образования являются экономика и финансы. Эффективное управление финансами во многом зависит от рационального планирования.

Причиной изменения структуры экономических служб послужило то, что возникали постоянно вопросы несогласованности действий. То есть вопросами формирования досрочного завоза занимался Комитет экономики, и, как показала практика, без расчетов, без подкрепления финансами направлялись в округ гарантийные письма на оплату поставки ГСМ, муки, угля. В результате мы столкнулись с проблемой “латания дыр“ городского бюджета.

В связи с этим Главой города было принято решение об изменении структуры. Перемены должны были привести к главному - стабильности и контролируемости финансов.

Естественно, что каждая реформа ломает сложившийся порядок. Всякая реформаторская инициатива имеет свою определенную цену. Специально мы не подсчитывали, в какую сумму вылилось реформирование. Но можно привести конкретные цифры: так, в результате того, что формированием досрочного завоза на 2001 год занимались совместно, бюджет сэкономил в результате экономически обоснованных нормативов и введения лимитирования расходов ГСМ только по этой позиции более 4 млн. рублей. Кроме того, вновь созданный Комитет ценообразования и экономической экспертизы, проанализировав расходы и цену хранения ГСМ, сэкономил для бюджета 4,6 млн. рублей, затем было принято решение о том, что излишне приобретенные ГСМ для исключения расходов по его хранению целесообразно передать в виде возвратного займа ООО “Хантымансийскнефтепродукт“, что также позволило сэкономить бюджетные средства в сумме 4,3 млн. рублей.

На 2001 год мы отказались от завоза муки, так как анализ ее приобретения в 2000 году показал, что качество
муки не соответствует стандартам, кроме того, запасы, сделанные “Сибторторгом“, огромны. Задолженность этой организации перед бюджетом составляет 11 млн. рублей, то есть это средства неоправданно отвлекаемые из бюджета.

Теперь мне хотелось бы кратко осветить деятельность всех структур, входящих в состав Департамента.

Контрольно - ревизионное управление (КРУ) - было создано путем слияния работников Комитета по финансам, занимающихся контрольно - ревизионной работой, и КРУ в структуре Администрации. В результате этого слияния численность работников сократилась на 3 единицы.

Цель создания КРУ - не только выявление фактов нецелевого расходования бюджетных средств, но и выработка критерия эффективности управления предприятием, ценой максимальной экономии ресурсов и извлечение наивысшей прибыли.

Комитет по экономике и прогнозированию

Функции Комитета расширились за счет его реорганизации и перераспределения обязанностей между отделами.

Вопросы по конкурсам досрочного завоза товаров перешли от отдела анализа и прогнозирования в отдел материальных ресурсов и межрегиональных связей.

Комитет стал координатором всех программ социально - экономического развития города. В настоящее время разработаны и действуют Программы:

- Столица;

- Жилище;

- Снос ветхого жилья;

- Развитие г. Ханты - Мансийска - административного центра ХМАО;

- Чистая вода;

- Труба в трубе;

- Капвложения;

- Предоставление муниципальных гарантий;

- Инвестиционная Программа обновления спецтехники для муниципальных предприятий.

С начала текущего года организованы и проведены 18 заседаний конкурсных комиссий.

Две проверки по использованию ГСМ в МУП “Озон“, проведенные совместно с Комитетом ценообразования и экономической экспертизы, выявили серьезные нарушения.

Переработаны кредитные договоры с окружной Администрацией на предмет схемы прохождения документов от поставщика до получателя, на основании которых были приняты наши замечания и пересмотрена схема досрочного завоза на 2002 год по территориям.

Эффективность заседания координационного совета по обеспечению налоговых поступлений в городской бюджет подтверждается цифрами. Значительно снизилась
недоимка по налоговым платежам. Кроме того, при проведении торгов на строительные работы обязательным условием является регистрация предприятий в налоговом органе города. Только за привлечение иностранной рабочей силы в бюджет города в текущем году поступило 412 тыс. рублей.

Хотелось бы отметить также, что в настоящее время прогноз социально - экономического развития города носит реальный характер в отличие от прогнозов прошлых лет, которые формировались экономикой самостоятельно, без согласования с финансовыми службами, что, в свою очередь, приводило к негативным последствиям при защите бюджета.

Комитет по финансам

Департамент уделяет пристальное внимание контролю за законностью и эффективностью операций, связанных с использованием бюджетных средств.

Для этого Комитет по финансам проделал следующую работу:

- лимитирование основных видов расходов;

- установлены лимиты штатной численности;

- установлен среднедневной пробег транспортных средств, с учетом которого определяются нормы ГСМ.

Ликвидирована задолженность по заработной плате и во внебюджетные фонды. Производится ежеквартальный анализ среднемесячной заработной платы.

Уже второй год действует система заявок на бюджетное финансирование, которые представляют собой развернутые документы, с указанием плановых ассигнований по статьям бюджетной классификации и финансирования накопительно с начала года. В процессе финансирования отслеживаются все виды расходов по учреждению, можно оперативно получить информацию о расходовании бюджетных средств.

Предварительный контроль носит профилактический характер, способствует предотвращению неэффективного, ненормативного, незаконного расходования муниципальных финансов.

Раньше Минфин, как контролирующий орган, отвечал за исполнение бюджета на стадиях планирования и последующего контроля. Теперь же мы ежедневно наблюдаем реальное движение средств. Результат налицо - главным распорядителям и учреждениям возвращено без исполнения множество документов на сумму, исчисляемую десятками миллионов рублей.

Начиная с 2000 года в качестве стратегической задачи была выбрана реализация предварительного контроля над расходованием бюджетных средств.

Введение заявок новой формы
явилось первым этапом перехода на казначейскую систему исполнения бюджета, который невозможен без принятия целого комплекса мер: организационных, правовых, технологических.

Одним из этапов перехода на казначейскую систему является переход на единую информационную систему операционного дня для финансового органа (АС “Бюджет“, НПО “Криста“), позволяющей вести учет доходов и расходов бюджета в разрезе полной деятельности согласно бюджетной классификации.

Данная система позволяет вести в рамках единой базы данных полную информацию по исполнению городского бюджета, как плановые, так и фактические показатели. Сейчас имеется возможность получить полную и развернутую информацию по финансированию каждого учреждения в разрезе целевых статей, разделов бюджетной классификации, городских программ и подпрограмм в любой момент.

Приятным фактом является то, что в Департаменте финансов округа не раз отмечалось высокое качество, своевременность представляемой отчетной информации.

Комитет ценообразования и экономической экспертизы

В создании подобного Комитета мы, вероятно, являемся новаторами. Причиной его создания послужил недостаточно эффективный контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий ЖКХ и других муниципальных предприятий.

Деятельность отдела цен, входящего в состав этого Комитета, направлена на контроль за ходом ценообразования на территории г. Ханты - Мансийска, анализа и проверки применения наценок в розничной торговле.

Функции отдела анализа и экономической экспертизы направлены на экспертизу статей расходов по услугам ЖКХ, смет на выполнение целевых программ, финансируемых из бюджета.

Комитет занимается разработкой нормативной базы, обеспечивающей решение основной задачи - сокращение затрат на ЖКХ.

Начиная с 2000 года мы перешли на финансирование коммунальных предприятий по утвержденным целевым программам. С 2001 года заключены договоры муниципального заказа, о которых очень долго говорили, но наконец-то довели до воплощения.

Хотя необходимо отметить, что они еще далеки от совершенства и в процессе исполнения в
эти договоры будут вноситься коррективы, но основное, что мы начали - сделано, изменена психология подхода к использованию бюджетных средств, то есть от бесконтрольности мы перешли к системе первичного контроля - это финансирование по статьям бюджетной классификации, контроль за целевым расходованием бюджетных средств, ежемесячный отчет коммунальных предприятий о выполнении программы, что позволяет просчитать фактическую дотацию за оказываемые услуги.

За короткий период времени проделана громадная работа:

Разработан порядок бюджетного финансирования предприятий ЖКХ в 2000 - 2001 годах.

Произведена экспертная оценка расходов, в полной мере обеспечивающих жизнедеятельность предприятий ЖКХ и других отраслей, выполняющих коммунальный заказ.

На основе разработанных производственных программ и расчетов затрат сформированы планово - расчетные тарифы на услуги предприятий ЖКХ на 2001 год.

В ходе проведения анализа расходов разработаны нормативы по следующим направлениям:

- численность на предприятиях ЖКХ;

- фонд оплаты труда;

- норматив пробега на каждую единицу техники;

- лимиты ГСМ в доле муниципального заказа;

- проведен анализ и экспертиза производственных программ хозяйственной деятельности на 2001 год.

Выделен муниципальный заказ под использование товарного кредита. В результате проведенной работы снижен расход товарного кредита с 11 тыс. тонн до 7 тыс. тонн, что обеспечило создание запаса на 2001 год в размере 4 тыс. тонн.

Совместно с Комитетом по управлению муниципальным имуществом возобновлена работа балансовых комиссий на доперестроечном уровне, то есть по предложениям балансовой комиссии Глава города принимает решение о поощрении или наказании руководителей и главных бухгалтеров муниципальных предприятий за итоги финансово - хозяйственной деятельности истекшего года.

Для контроля применения наценок и накладных расходов в 2000 году практиковалась сплошная экспертиза сметных расходов на целевое финансирование проводимых мероприятий (“Биатлон“, “70-летие округа“ и т.д.). Проверено 856 смет, по
которым расходы снижены на 5,7 млн. рублей. По договору на сбор и переработку металлолома расходы снижены на 1,1 млн. рублей.

По сдерживанию роста цен на товары и услуги первой необходимости:

- согласовано 89 калькуляций и 5 прейскурантов;

- утверждено 8 тарифов;

- проверено 58 счетов;

- проведено 12 экспертиз.

По контролю за правильностью применения регулируемых цен (тарифов, надбавок) проведено 104 проверки. По результатам проверок сумма перерасчета с бюджетом составила 7,2 млн. рублей, добровольно перечислено в бюджет 8,5 тыс. рублей, сумма штрафов составила 82,3 тыс. рублей.

В справке окружной комиссии от 18 мая 2001 года отмечено, что за прошедшие 2 года с момента предыдущей проверки в городской системе ЖКХ проведены структурные преобразования путем разделения функций, направленных на специализацию предприятий, способствующих прозрачности расходов.

Данная реорганизация привела к упорядочению монополистов по оказанию услуг и позволила уменьшить фактическую численность на 341 единицу.

Также отмечается, что Комитетом ценообразования и экономической экспертизы проделана большая работа по лимитированию ГСМ, уменьшена стоимость хранения 1 тонны в сутки с 4 руб. 18 коп. до 2 руб. 75 коп.

Выводы и предложения комиссии гласят: “В результате проведенной проверки выявлено, что в работе ЖКХ города произошли существенные сдвиги.

Разделение предприятий по основным видам жилищно - коммунальных услуг ведет к упорядочению их финансово - хозяйственной деятельности и прозрачности затрат.

Вновь созданный при Администрации Комитет ценообразования и экономической экспертизы начал с 2000 года большую работу по упорядочению в тарифообразовании жилищно - коммунальных услуг с использованием независимых экспертов. Для приведения жилищно - коммунального хозяйства города в идеальное состояние потребуются годы.“.

Также отмечено, что в ЖКХ упорядочено Положение об оплате труда, увеличена тарифная ставка 1 разряда рабочих ЖКХ
до 704,7 рубля, изменены размеры премирования, при этом плановые расходы предприятий на 2001 год не увеличились, а снизились около 12%.

Объем работы, выполняемый специалистами Департамента, невозможно охватить в коротком докладе. Мной перечислены только основные функции, кроме которых существует каждодневная работа с клиентами, анализы, информации в вышестоящие органы, договорная работа, реструктуризация налоговых платежей, визирование практически всех документов, издаваемых Администрацией, и многое другое.

Мы намерены по-прежнему делать упор на рациональное сочетание планирования и финансирования расходов бюджета, что имеет решающее значение для перехода на казначейскую систему исполнения бюджета.

Разрешите мне воспользоваться возможностью сегодняшнего заседания и выразить глубокую признательность за ту преданность и профессионализм, которые демонстрируют руководители структур и сотрудники Департамента, упорно работающие на протяжении вот уже двух лет по усилению контроля за расходованием муниципальных средств. Я горжусь тем, что работаю вместе с ними.

Уважаемые депутаты!

Благодарю вас за внимание и то взаимопонимание, которое всегда ощущаю, работая вместе на заседаниях комиссий.

Заместитель Главы

по финансам и экономике,

начальник Департамента

по финансам и экономике

ШЕВЦОВА Т.Е.