Законы и бизнес в России

Постановление Думы ХМАО от 01.06.2001 N 94 “О Послании Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа“

ДУМА ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2001 г. N 94

О ПОСЛАНИИ ГУБЕРНАТОРА

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Заслушав послание Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа, представленное во исполнение статьи 47 Устава Ханты - Мансийского автономного округа, Дума Ханты - Мансийского автономного округа постановляет:

1. Принять Послание Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа к сведению (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление и текст послания Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа в газете “Новости Югры“.

Председатель Думы

автономного округа

В.С.СОНДЫКОВ

Приложение

к постановлению

Думы

Ханты - Мансийского

автономного округа

от 1 июня 2001 г. N 94

Уважаемые председатель и депутаты

Думы автономного округа!

Уважаемые жители

Ханты - Мансийского автономного округа!

Дорогие земляки!

Прошедший год для страны и нашего региона можно с
полным основанием назвать рубежным: состоялись выборы во все уровни власти, мы подвели итоги развития автономного округа за 70 лет его существования.

В 2000 году страна избрала нового Президента и вступила в новый этап развития российской государственности. Произошли существенные изменения в организации взаимодействия федеральной и региональной властей, обозначены принципиальные позиции по вопросам дальнейшего развития страны. Это перемены, которые касаются всех - и жителей округа, и страны в целом.

Совершенно очевидно, что управление такой большой страной, как наша, должно базироваться на сильной и эффективной власти. Укрепление вертикали исполнительной власти, обозначенное Президентом России в своем Послании первоочередной задачей, позволит сконцентрировать усилия центра и регионов на решении жизненно важных для нашего общества задач, таких как устойчивое развитие экономики, духовное и физическое развитие людей, расширение сферы предоставления социальных услуг, достижение прозрачности бюджетных и межбюджетных отношений. Необходимым условием этого является требование, чтобы вся система исполнительной власти в государстве действовала как единая слаженная команда.

Большая и кропотливая работа нам предстоит по четкому распределению сферы компетенции и полномочий федеральной и региональной властей, по совершенствованию муниципального законодательства - необходимо разобраться, как говорят, с мандатами и полномочиями. Созданные в 2000 году федеральные округа, на мой взгляд, логично вписываются в систему государственного строительства новой России. Работа полномочных представителей Президента за прошедший год, например, в сфере приведения региональной нормативно - законодательной базы в соответствие с федеральным законодательством значительно облегчает реализацию поставленных Президентом задач по созданию равных, одинаковых условий для жизни людей, для развития бизнеса, для решения других вопросов во всех регионах Российской Федерации. В этой связи хочу отметить высокую квалификацию и эффективность работы депутатов Думы
Ханты - Мансийского автономного округа всех созывов, поскольку у нас один из самых высоких показателей соответствия регионального правового поля федеральному.

Необходимость активного проведения реформ, происходящие изменения в стране, экономико - географическое разнообразие, расслоение регионов по социально - экономическим показателям и необходимость детального анализа накопленного в регионах опыта хозяйствования определили новую форму взаимоотношений между Президентом и губернаторами. Реальным инструментом развития государственной региональной политики становится Государственный Совет Российской Федерации. Наличие прямой связи губернаторского корпуса с Президентом, вовлечение в процесс подготовки и принятия решений тех, кому эти решения предстоит исполнять, способствует формированию устойчивой федеральной политики. Пользуясь такими возможностями, я как член Президиума Госсовета вышел с инициативой о формировании концепции государственной политики в области природопользования, учитывающей интересы всех сторон, а не только крупнейших корпораций, как нередко случается сейчас. Для нас это чрезвычайно важный аспект. Вы знаете, что по моему предложению в Госсовете сформирована специальная рабочая группа, которая уже приступила к работе.

Известность во всем мире округу принесли богатейшие месторождения нефти и газа. Их освоение потребовало привлечения огромных человеческих ресурсов - за прошедшие годы численность населения округа выросла в десять с лишним раз, в прошлом году была добыта 7-миллиардная тонна югорской нефти.

Возьму на себя смелость утверждать, что изменился не только внешний облик Югорской земли, но и сформировалась новая духовная общность людей. Да, мы и северяне, и сибиряки, но мы уже и жители Югры - жители Ханты - Мансийского автономного округа. На мой взгляд, достаточно убедительно это показал проходивший в течение последних полутора лет фестиваль “Ханты - Мансийский округ на рубеже веков“, где, по сути, каждый житель, каждая
территория Ханты - Мансийского автономного округа показали и доказали, кто они есть, что они представляют собой в экономике, в социальной сфере и какие у них перспективы. Ушло в прошлое отношение к нашей земле, как к временной территории проживания и к месту зарабатывания денег. Сегодня наш округ - родина сотен тысяч людей, а с миллионами он связан невидимыми духовными связями. Каждый, кто прожил на нашей земле хоть какое-то время, хранит в сердце кусочек этой суровой, прекрасной и древней земли. Сформировался особый югорский характер - на Севере слабый и одинокий не выживет. Большое значение для формирования современной югорской культуры - кстати, это очень актуальная проблема, - имеет и древняя, богатая памятью предков культура коренных народов Севера.

Настоящее, действительно истинное богатство округа - его люди. Выросло уже второе поколение северян - детей и внуков людей, создавших мощный фундамент российской экономики и выстроивших города на необжитой земле. Из глухой таежной провинции Югра превратилась в современный российский промышленный центр с развитой социальной инфраструктурой. Дальнейшее социальное развитие и повышение уровня жизни населения автономного округа продолжает оставаться главным направлением в деятельности Губернатора, Правительства, всех исполнительных органов власти автономного округа. Стабильность, улучшение качества жизни всех слоев населения автономного округа, предоставление возможности каждому жителю Югры реализовать свой человеческий потенциал - вот те цели, к которым мы стремимся.

Об итогах социально - экономического развития

автономного округа в 2000 году

В прошлом году Ханты - Мансийский автономный округ укрепил свои ведущие позиции среди других субъектов Российской Федерации.

Экономический рост на протяжении всего года происходил на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально - экономической стабильности, что
в совокупности с другими факторами способствовало улучшению финансового положения предприятий и основных отраслей промышленности региона, исполнению консолидированного бюджета.

В 2000 году промышленными предприятиями автономного округа произведена продукция в действующих ценах на 360 млрд. рублей. Я могу сказать, что пока сопоставимых показателей нет ни в каком другом регионе Российской Федерации. По итогам года высокой динамикой характеризуется производство продукции в абсолютном большинстве отраслей народного хозяйства округа: нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, лесной, производстве строительных материалов и других.

За год на территории округа добыто 181 млн. тонн нефти, в том числе предприятиями округа - 175 млн. тонн, и более 20 млрд. куб. метров газа. Общий прирост добычи нефти составил 11 млн. тонн.

В результате реализации Программы геологического изучения недр в округе прирост промышленных запасов нефти в 2000 году составил 223 млн. тонн при добыче 181 млн. тонн, т.е. впервые за последние годы мы не только существенно добавили в добыче, но и достигли превышения прироста запасов нефти над уровнем ее добычи.

Увеличиваются объемы производства продукции предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности. Прежде всего, я говорю о дизельном топливе, бензине. Округ все в большей степени удовлетворяет потребности в моторных топливах за счет собственного производства.

В 2000 году выработано свыше 53,5 млрд. кВт/час электроэнергии, и по этому показателю округ постоянно уверенно лидирует в стране, занимая первое либо второе место - в зависимости от конъюнктуры в Российской Федерации.

В 2000 году отмечено увеличение объемов производства в лесопромышленном комплексе. Набирает силу тенденция на выпуск более качественной, конкурентоспособной продукции за счет реорганизации производства, замены старого изношенного оборудования на новое, более прогрессивное.

Стабилизировалась ситуация на предприятиях по производству строительных материалов.

Предприятиями и организациями
всех форм собственности введено почти 360 тыс. кв. метров жилья, общеобразовательных учреждений - почти на 7000 мест, сдано в эксплуатацию 7 новых зданий в рамках реализации губернаторской Программы “Строительство сельских школ“.

Продолжается развитие производственной инфраструктуры. Перевыполнены годовые задания по строительству автодорог, начато строительство автодороги в районе Приполярного Урала - от Саранпауля в сторону Хальмер - Ю, крайне важной для развития экономики западной части округа.

Завершена реконструкция двух базовых аэропортов - в городах Сургуте и Нижневартовске. До 300 тыс. номеров увеличилось число абонентов телефонной связи. По ряду территорий у нас практически нет очередей на установку телефонов, и все желающие могут реализовать свои запросы в этой сфере.

Выполнены запланированные годовые объемы работ по газификации и электрификации населенных пунктов.

В 2000 году в округе наметились положительные сдвиги в производстве сельскохозяйственной продукции, увеличилось число рентабельных хозяйств, укрепилась экономика и финансовое состояние предприятий АПК. Решающую роль, на мой взгляд, здесь сыграла своевременная финансовая поддержка сельхозпроизводителей из окружного бюджета. Вместе с тем надо прямо сказать, что коренных изменений в этой сфере пока не произошло и нам предстоит еще очень много сделать, чтобы принципиально изменить ситуацию на селе.

В минувшем году ощутимую финансовую поддержку получили предприятия малого и среднего бизнеса за счет инвестирования в них средств бюджета развития автономного округа через окружной фонд развития и поддержки малого предпринимательства, окружную лизинговую компанию. Объем инвестирования достиг 340 млн. руб., что почти в 8 раз больше, чем в 1999 году. На 1 января 2001 года, по данным статистики, на территории округа зарегистрировано 4900 предприятий малого бизнеса, причем их количество в промышленности возросло на 21 процент.

Да,
сегодня трудно рассчитывать на то, что малый и средний бизнес займет существенную роль в экономике округа, потому что главная наша сила в экономике и производстве - это нефтяная отрасль, но, тем не менее, очевиден рост объемов работ и перечня выпускаемой продукции, производимой предприятиями малого и среднего бизнеса.

Результаты, достигнутые в экономическом развитии, сами по себе радуют, но самое главное для нас - добиться реальной отдачи от этой работы для каждого жителя округа, достичь того, чтобы социальная направленность экономики все более полно ощущалась в повседневной жизни людей.

Объективную и, если так можно выразиться, интегральную оценку социально - экономической ситуации в автономном округе дает анализ демографической ситуации. Если в целом по стране демографические процессы имеют отрицательную динамику, то в округе они положительные - естественный прирост значительно превышает смертность, увеличивается миграционный прирост населения.

Это позволяет сделать вывод о том, что условия жизни людей в округе улучшаются, укрепляется их уверенность в завтрашнем дне, растет их благополучие.

За прошлый год среднемесячный душевой доход населения в автономном округе составил 6585 рублей против 4218 рублей в 1999 году и увеличился на 56 процентов (по Российской Федерации среднемесячный душевой доход составил 2112 рублей и увеличился за это же время на 30 процентов). Средний душевой доход за 2000 год обеспечил 3,2 среднедушевого прожиточного минимума населения (в 1999 году это соотношение составляло 2,3). Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума за год снизилась в два раза и составила 11,5 процента от общей численности населения автономного округа.

Правительством автономного округа, муниципальными образованиями обеспечивается регулярное повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, такую же задачу нам предстоит
решать и в текущем году.

Из средств бюджета автономного округа в полном объеме и по всем статьям были профинансированы расходы на социальную сферу.

На реализацию мероприятий по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения округа из консолидированного бюджета автономного округа направлено почти 3 млрд. рублей.

Губернатором и Правительством автономного округа проводится целенаправленная политика по улучшению жизни пенсионеров - людей, которые своим трудом создавали фундамент нашего сегодняшнего благосостояния. За счет средств окружного бюджета на выплату доплат к пенсиям неработающему населению и другим незащищенным категориям в минувшем году направлено почти 630 млн. руб. Средний размер пенсий с учетом доплат из окружного бюджета сегодня составляет более 1500 рублей. Вместе с тем необходимо отметить, что это обеспечивает только 85,7 процента от бюджета прожиточного минимума и нам предстоит еще хорошо поработать, чтобы добиться выполнения поставленной задачи: доходы пенсионеров должны быть как минимум на уровне этого показателя.

Одним из приоритетов в области социальной политики в автономном округе является жилищное строительство. Предусмотренные в бюджете округа на 2000 год средства для реализации жилищных программ в сумме более 2 млрд. руб. использованы на 100 процентов. При этом принятые программы носят адресный характер и направлены в первую очередь на обеспечение жильем лиц, перед которыми государство имеет обязательства, а также тех, кто в силу объективных обстоятельств вынужден проживать в непригодном или вредном для здоровья жилье. Несмотря на рост объемов жилищного строительства следует резко увеличить темпы его сооружения, иначе решение этой проблемы может затянуться на многие годы.

В числе приоритетов была обозначена и работа по реформированию коммунального хозяйства. Проведение реформы в жилищно - коммунальной сфере Ханты - Мансийского
автономного округа проходит как составная часть формирования механизма устойчивого развития, создающего предпосылки для повышения уровня жизни населения. Должен сказать, что сегодня это очень актуальная проблема не только для нашего округа, но и для страны в целом. И в связи с этим, я думаю, мы не только активно включимся, но и станем (у нас есть для этого все возможности) лидерами в проводимой сегодня в Российской Федерации реформе жилищно - коммунального хозяйства. При этом главной целью мы должны поставить себе не только достижение экономической эффективности в этом секторе экономики, но, прежде всего, создание лучших условий для жизни людей, с точки зрения качества, своевременности оказываемых услуг и, безусловно, с учетом уровня тех доходов, которые получает сегодня население автономного округа.

Следующий приоритет - проведение последовательной молодежной политики. На мероприятия, связанные с ее осуществлением в автономном округе, в 2000 году из консолидированного бюджета направлено более 300 млн. рублей.

Несомненно, важнейшей задачей для нас было и остается усиление борьбы с преступностью, наркоманией и алкоголизмом. Состояние оперативной обстановки и результаты оперативно - служебной деятельности свидетельствуют, что органы внутренних дел сохраняют контроль над ситуацией на всей территории округа. В ряде ключевых направлений оперативно - служебной деятельности достигнуты положительные результаты, однако мы, все вместе, должны по-прежнему уделять особое внимание этой сфере, подразумевая, что поддержание правопорядка на территории автономного округа должно стать общим делом.

Значительную работу провели сотрудники наших органов внутренних дел, принимая активное участие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике, где полностью обеспечивали деятельность Октябрьского временного отдела внутренних дел г. Грозного. Четыре сменных состава общей численностью 920 человек несли там нелегкую
службу. К сожалению, не обошлось без потерь: в ходе решения боевых задач в Чеченской Республике в прошлом году погибли 14 работников органов внутренних дел.

Прошу всех присутствующих в этом зале, тех, кто видит и слышит мое выступление, встать и почтить память погибших минутой молчания.

(Пауза).

Приоритетными мы считали и считаем работу по созданию новых рабочих мест, решение проблемы трудозанятости населения.

Уровень регистрируемой безработицы в истекшем году существенно снизился по сравнению с 1999 годом и на 1 января 2001 года составил 1,9 процента от экономически активного населения округа.

Между тем на некоторых территориях, таких как Октябрьский, Ханты - Мансийский районы, г. Радужный, отмечается значительно более высокий уровень безработицы по сравнению со среднеокружным. Наиболее же благоприятная ситуация - в городах Сургуте, Нижневартовске и Когалыме. Я уверен, что у нас есть все возможности улучшить эту динамику, и это одна из основных задач исполнительной власти на предстоящий период.

Нет нужды пояснять, насколько важным для населения является обеспечение максимальной доступности образования и здравоохранения.

В округе принят ряд законов, учитывающих национальные, демографические, социально - экономические и другие особенности региона, где закреплены дополнительные гарантии конституционного права граждан на образование.

За истекший период в автономном округе созданы новые учебные заведения, в том числе Югорский университет, открыта Академия налоговой службы. Сегодня в окружных учебных заведениях получают образование более 14 тысяч студентов.

В целом на содержание существовавшей и вновь созданной сети учреждений образования из бюджета автономного округа в прошедшем году направлено 8,7 млрд. рублей.

Установленный размер стипендии в округе более чем в два раза превышает существующий в целом по Российской Федерации.

В целях стимулирования за отличную учебу и участие в научно - исследовательской деятельности, спортивно - массовой работе в окружном бюджете предусмотрены средства на выплату губернаторской стипендии и губернаторские гранты.

В 2000 году продолжалась работа по развитию здравоохранения на территории Ханты - Мансийского автономного округа в соответствии с концепцией развития здравоохранения в стране в целом. Основное внимание в этой деятельности обращалось на предоставление бесплатной медицинской помощи населению автономного округа в соответствии с программой государственных гарантий, реализацию медико - социальных программ, обеспечение бесплатными лекарственными препаратами льготных групп населения, развитие сети дневных стационаров.

Общий объем ассигнований на здравоохранение за счет всех источников финансирования в 2000 году составил более 7,5 млрд. руб., в том числе за счет бюджетных средств - 5,8 млрд. рублей.

Важным критерием, характеризующим состояние здоровья населения, общее положение дел в здравоохранении, является уровень перинатальной и младенческой смертности. За 2000 год в округе они составили 10 процентов и 9,6 процента, по Российской Федерации соответственно - 15 процентов и 17 процентов, т.е. показатели в округе значительно ниже и это результат действительно огромной работы: с одной стороны - повышенного внимания органов власти к этой проблеме, с другой - большой работы сотрудников здравоохранения.

Учитывая особую значимость и актуальность экологических проблем, в округе разрабатывалась и в первом полугодии этого года будет утверждена Программа “Оздоровление экологической обстановки в Ханты - Мансийском автономном округе“.

Предметом особого внимания органов исполнительной власти округа, органов местного самоуправления является забота о коренных малочисленных народах Севера. Так, на выполнение губернаторской Программы “Жилье - аборигенам“ в прошедшем году при запланированных 125 млн. руб. фактически выделено 244 млн. руб., в рамках ее реализации заселено 422 квартиры и домов общей площадью около 25 тыс. кв. метров.

Построены и введены в эксплуатацию многие производственные объекты, поддерживающие традиционные отрасли хозяйствования.

В рамках Программы “Дети Севера“ в округе созданы и развиваются 10 детских этно - оздоровительных центров, 1500 детей из числа малочисленных народов Севера за год поправили здоровье в санаториях и профилакториях.

О текущих и стратегических задачах

Определив приоритеты в развитии округа на ближайшие пять лет и последующую перспективу, проанализировав результаты работы органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления за прошедший период, мы должны четко определиться, какие направления нашей деятельности требуют дополнительных усилий, где необходимо скорректировать наши действия, а возможно и менять подходы к решению стоящих задач. Это вполне оправдано: ведь мы живем в быстро изменяющейся обстановке, после долгих лет топтания на месте в стране реально начинается процесс реформ, причем многие из них непосредственно затрагивают интересы жителей нашего округа, а отдельные могут оказаться для нас весьма болезненными.

Проанализировав структуру экономики нашего округа и сложившуюся в регионе социально - экономическую ситуацию, Правительство автономного округа подготовило Концепцию социально - экономического развития Ханты - Мансийского автономного округа, в которой:

- переосмыслены процессы, происходящие в регионе, России в целом и реально влияющие на социально - экономическое развитие округа;

- уточнены цели и определены принципы социально - экономического развития нашего округа, отвечающие основным положениям государственной политики Российской Федерации;

- произведен анализ состояния и возможные пути развития базовой отрасли округа - нефтегазодобывающего комплекса;

- рассмотрены вопросы развития социально - экономических связей и транспортных коммуникаций в регионе, возможные пути интеграционных процессов с нашими соседями - субъектами Российской Федерации (соответствующие соглашения подписаны и внесены в Правительство Российской Федерации);

- подвергнуты анализу интенсивные и экстенсивные механизмы развития социально - экономической системы округа;

- рассмотрены различные варианты механизмов государственного управления, направленные на переход к устойчивому экономическому развитию округа;

- обозначены место и роль округа, его экономики в российской и мировой системах разделения труда.

Несмотря на достигнутые в социальной сфере успехи и промышленный рост округ как социально - экономическая система, с точки зрения долгосрочной перспективы, пока находится в неустойчивом состоянии. Благосостояние населения прямо зависит от моносырьевой составляющей в структуре экономики округа (94 процента в структуре промышленного производства - добыча углеводородов) и, соответственно, от конъюнктурных цен на углеводороды. Исторический период освоения в 60 - 80-е годы, моносырьевая направленность промышленного производства округа и локальное промышленное освоение территории предопределили неустойчивую структуру нашей экономики. Поэтому мы получили в наследство предприятия большой энергоресурсоемкости и трудоемкости, которые к тому же оказывают существенное техногенное воздействие на окружающую природную среду. В наследство от прошлого нам досталась разорванная в транспортном смысле гигантская территория со слабой социальной инфраструктурой.

В то же время округ наряду с нефтью и лесом, разнообразной флорой и фауной богат и другими природными ресурсами как возобновляемыми, так и невозобновляемыми. Некоторые из них относятся к ресурсам мирового значения (лес, вода), другие являются по своему значению общероссийскими (нефть, газ, многие полезные ископаемые, дикоросы и пр.).

За прошедший период изменилась и мотивация проживания населения округа с временной на постоянную. Уже второе поколение считает эту землю своей малой Родиной и намерено обустраивать и сохранять ее для будущих поколений.

Безусловно, встал вопрос о грамотном использовании сложившейся сейчас благоприятной конъюнктуры на нефть для создания нового мощного фундамента экономики и социальной сферы округа во имя будущих поколений, перехода округа к устойчивому экономическому развитию, смене экономической стратегии развития и управления в округе с экстенсивной на интенсивную.

Все эти вопросы требуют тщательного дополнительного анализа, ибо ошибиться сегодня мы не можем. У нас сегодня есть, может быть, один из последних шансов действительно эффективно переменить ситуацию. Подключены группы специалистов и ученых, которые на основе утвержденной Концепции призваны в кратчайшие сроки разработать Программу развития и размещения производительных сил округа и перехода округа к устойчивому социально - экономическому развитию. В первую очередь это создание в округе крупных энергоемких производств по переработке углеводородного сырья и леса (нефте- и лесохимия, глубокая переработка), других видов полезных ископаемых. Это разработка на основе интеграции с промышленным Уралом неисчислимых рудных богатств восточного склона Уральских гор. Это развитие и реконструкция электроэнергетического комплекса округа. Это движение в сторону усложнения структуры экономики округа и создания новых экономических связей и механизмов.

Нам крайне необходимо в силу суровости природно - климатических условий, экологических и географических особенностей нашего округа определить и реализовать предпосылки последовательного перехода округа от моносырьевой структуры экономики к многопрофильной на основе крупных энергоемких производств, перехода к “устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально - экономических задач сохранение благоприятной окружающей среды и природно - ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей нашего округа, региона, России в целом“.

И мы фактически приступили к реализации этой программы.

Наш округ в силу уже обозначенных причин занимает ключевое положение в системе экономической и энергетической безопасности России. Поэтому принципиальные вопросы переустройства экономики округа, совершенствования и развития социальной сферы не могут не находиться в зоне интересов федерального центра. Не зря в последнее время целый ряд крупных и серьезных совещаний, в том числе с участием первых лиц государства, прокатился волной по территории Ханты - Мансийского автономного округа, планируется проведение и новых совещаний высокого уровня. Речь на них шла, идет и будет идти о налоговой реформе, а также реструктуризации естественных монополий, таких как РАО “ЕЭС России“, ОАО “Газпром“, МПС, подразделения которых занимают весьма существенные позиции в экономике и социальной сфере автономного округа.

В целом, поддерживая реформирование налоговой системы, в своих обращениях к Президенту и Правительству Российской Федерации я неоднократно ставил вопрос о необходимости тщательного и взвешенного подхода к принятию решений об изменении налогового законодательства в части недропользования.

На наш взгляд, любые изменения в этом вопросе не должны нарушать баланс интересов государства, территории и недропользователя как в режиме текущей работы, так и на длительную перспективу.

Поводом для серьезных опасений относительно того, что этот баланс может быть нарушен, являются предположительное введение с 1 января 2002 года единого налога на недропользование и отмена налога на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ). Как известно, плата за пользование недрами является одной из основных составляющих поступлений в бюджеты округа и муниципальных образований, а использование средств на воспроизводство минерально - сырьевой базы позволяет последние годы обеспечивать в округе прирост запасов нефти, превышающий ее добычу, что создает надежную перспективу не только для округа, но и для страны в целом. Здесь уместно вспомнить слова Президента России В.В.Путина, произнесенные им на встрече с жителями во время посещения одного из сибирских городов: “Сибирские богатства должны и могут использоваться в интересах всей страны, но в первую очередь, для улучшения жизни тех людей, кто живет на этой территории“.

Хочу еще раз подчеркнуть: поскольку на территории округа добывается около 60 процентов российской нефти (5 процентов мировой добычи), он занимает важнейшее место в обеспечении энергетической и экономической безопасности страны. И любое не до конца продуманное решение, ущемляющее доходную часть бюджета сырьевой территории (тем более северной), подрывает возможности ее саморазвития, вселяет в население неуверенность в завтрашнем дне. И, как следствие, приведет в перспективе к подрыву интересов государства в целом.

Поэтому считаю, что при внесении любых изменений в налоговое законодательство должны учитываться в полной мере все обстоятельства.

Полностью разделяю тезис из Послания Президента России: “эффективность государства определяется не столько объемом контролируемой им собственности, сколько действенностью политических, правовых и административных механизмов соблюдения общественных интересов в стране“.

По прогнозам, в 2001 году на территории округа будет добыто не менее 190 млн. тонн нефти (рост на 9 млн. тонн по сравнению с нынешним годом).

Есть все основания полагать, что эти объемы будут превышены - при наличии востребованности со стороны развивающейся экономики страны и при условии, что новшества в налоговом законодательстве не станут тормозом развития нефтегазодобычи.

В отношении реструктуризации естественных монополий, о которых шла речь выше, могу сказать одно: главное, на мой взгляд, заключается в том, чтобы их реформирование производилось не в интересах отдельных корпораций, а в интересах развития экономики всей страны и, в итоге, всего населения, поскольку конечными потребителями их продукции и услуг так или иначе являются практически все предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и месторасположения.

В этой связи хотелось бы отметить, что основой аргументацией в пользу реструктуризации естественных монополий является необходимость дополнительного привлечения финансовых ресурсов для их развития, что, по утверждению инициаторов реформ, невозможно без внедрения рыночных отношений между отдельными звеньями монополий. Безусловно, это так. Но кто мешает развивать эти отношения с потребителями продукции и услуг естественных монополий? Почему, имея возможность использовать внешние источники энергосбережения, нефтяные компании в нашем округе все больше средств вкладывают в развитие собственной электроэнергетики? Объяснение простое: тарифная политика Тюменьэнерго не устраивает его главных потребителей - нефтяников.

Кто же тогда вместо нефтяников сможет покупать на территории округа электроэнергию, ведь возможности ее транспортировки за пределы округа ограничены? Придется просто сокращать или прекращать производство электроэнергии - за ненадобностью?

Я уверен, что у руководства РАО “ЕЭС“ и руководства Тюменьэнерго есть самый серьезный повод задуматься над последствиями проводимой сегодня тарифной политики.

К числу базовых отраслей промышленности в округе, как известно, относится и лесопромышленный комплекс.

В последнее время благодаря значительным вложениям из бюджета автономного округа, фонда поколений - причем на возвратной основе - отрасль начинает подниматься, однако накопившаяся за прошлые годы инерция преодолевается медленно.

В стадии завершения находится разработка Программы развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты - Мансийского автономного округа, реализация которой потребует привлечения значительных финансовых ресурсов не только из бюджета округа, но и из других источников. Речь, прежде всего, идет о создании це“люлозно - бумажных и целлюлозно - картонных производств, выпуске плит МДФ, клееного бруса и других продуктов глубокой переработки древесины. Появление этих производств коренным образом изменит качество жизни населения в районах их размещения (как правило, это ныне депрессивные территории), даст широкие возможности в решении социальных и бытовых проблем.

Считаю, доведение в ближайшие годы заготовок древесины до объема 8 - 10 млн. кубических метров с переработкой 6 - 7 млн. кубометров задачей вполне реальной.

Если производство сельхозпродукции, вылов рыбы, сбор и переработка дикоросов в условиях прежней системы хозяйствования регулировались в основном административными мерами, то сегодня эти отрасли находятся в прямой зависимости от рыночной конъюнктуры.

Поэтому наряду с сохранением и укреплением традиционных для округа видов деятельности - оленеводства, рыболовства, клеточного звероводства, охотничьего промысла - надо активнее развивать перерабатывающие производства. Понятно, что сырье, в том числе полученное в результате сельскохозяйственного производства, неконкурентоспособно, а значит, нужно переходить к производству более выгодной для реализации продукции и в этой сфере экономики.

Подготовлена к реализации комплексная Программа “Сбор и переработка дикоросов“, которая позволит активно задействовать местное население в процессе сбора и переработки лекарственных трав и растений, ягод и других ценнейших продуктов леса. К сожалению, несмотря на долгие разговоры этот потенциал мы практически не используем. Необходимо перенять опыт соседей, например Томской области, которая за прошедшие годы сильно продвинулась в этом направлении.

Местным производителям надо активнее искать свой сегмент рынка, предложить такой продукт, который не может быть привезен издалека без потери его качества, например свежее молоко, сливки, овощи, живую рыбу и т.д.

На мой взгляд, принципиально важным для всех нас является следующее положение из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: “Каждый гражданин нашей страны должен точно знать, что именно он имеет право бесплатно получить от федеральной власти, что от региональной, а за что должен заплатить сам. И точно так же за органами государственной власти всех уровней должны быть закреплены сферы их ответственности“.

Думаю, будет правильным, если мы примем за основу эти положения при формировании социальной политики органов государственной власти и местного самоуправления в автономном округе.

Сегодня из бюджетов округа и муниципальных образований дотируются предприятия авиационного, речного, городского транспорта, содержание коммунального хозяйства, производителей сельхозпродукции и ряда других отраслей.

Возникает резонный вопрос: если основанием для дотаций является стремление органов государственной власти и местного самоуправления сделать услуги перечисленных предприятий доступными конкретно для наименее обеспеченных категорий населения (напомню, доходы ниже бюджета прожиточного минимума в округе сегодня имеют 11,5 процента от общей численности населения), то насколько правомерно в сегодняшних условиях продолжать дотировать предприятия по существующей схеме?

Ответ очевиден: назрела необходимость пересмотреть сам принцип дотирования сферы жизнеобеспечения жителей округа с целью придания ему адресного, социально и экономически обоснованного характера. И на окружном, и на муниципальном уровнях надо ввести порядок, в соответствии с которым поддержку должны получать именно те люди, которые в этом нуждаются в силу объективных обстоятельств.

Такие механизмы нужно создать в системе предоставления услуг ЖКХ, речного и городского транспорта. По существу, предлагается перейти от обезличенной и малоэффективной системы дотирования предприятий жизнеобеспечения населения к адресной системе конкретной поддержки лиц, в нем нуждающихся.

Одним из эффективных методов стимулирования развития экономики и социальной сферы является предоставление льгот по налогообложению отдельным отраслям и предприятиям народного хозяйства Думой автономного округа (в части своих полномочий), представительными органами муниципальных образований. Здесь очень важно точно определить тот адресат, где предоставленная льгота даст максимальный эффект.

Возьмем, например, поддержку малого и среднего предпринимательства. Предприниматели называют две главные причины, тормозящие развитие их предприятий: бюрократическую волокиту и непосильное бремя процентов по банковским кредитам. В то же время банки сетуют на сложности в размещении кредитных ресурсов - мало желающих их получать.

Вывод напрашивается сам собой: необходимо найти такой механизм кредитования малого и среднего бизнеса, который не ущемляет интересы банков и, одновременно, позволял бы представителям малого бизнеса существенно снизить свои затраты и таким образом ослабить нагрузку на экономику малых и средних предприятий.

Считаю, в выигрыше от этого, в конечном счете, будут все - и государство, и кредитные учреждения, и предприниматели, и население.

Или взять такой вопрос, как выплата компенсаций предприятиям, организациям и гражданам, пострадавшим от различных стихийных или иных бедствий. По этому поводу все по-прежнему обращаются к Губернатору автономного округа или главе местного самоуправления, хотя всем прекрасно известно, что существует механизм страхования имущества, и в округе достаточно компаний для предоставления услуг по страхованию.

По моему мнению, существующие подходы к выделению и распределению дотаций, льгот по налогообложению, различного рода компенсаций требуют кардинального пересмотра как со стороны исполнительных органов власти и местного самоуправления, так и со стороны Думы автономного округа и представительных органов в муниципальных образованиях. И работу эту надо провести безотлагательно.

Позитивные перемены в экономике округа позволили существенно укрепить финансовую систему. Бюджеты всех уровней уже способны решать многие задачи социально - экономического развития территорий.

Однако рассматриваемая в настоящее время Программа развития бюджетного федерализма, централизация на федеральном уровне значительного объема платы за недра могут существенно изменить сложившуюся ситуацию. Хотя нами и предпринимаются определенные шаги по корректировке данной Программы, потерь бюджета, очевидно, не избежать.

И сегодня очень важно, чтобы политика в области расходов бюджета была направлена на рациональное использование средств. Все решения, принятые на региональном уровне и не подкрепленные реальными финансовыми источниками, должны быть отменены. Такие меры предлагаю принять и на уровне муниципальных образований.

В последнее время несколько возросло доверие населения, частных и корпоративных вкладчиков к коммерческим банкам, и эту тенденцию надо закрепить. Банкам следует активнее участвовать в кредитовании реального сектора экономики. Примером тому является участие банковского капитала в инвестиционном проекте по строительству Няганского деревоперерабатывающего комбината.

Достаточно сказать, что свободные ресурсы кредитных организаций, расположенных на территории округа, по состоянию на 1 апреля 2001 года составили около 62 миллиардов рублей. Это немалые средства, и их надо умело задействовать для устойчивого развития экономики.

Важным направлением в деятельности банков считаю кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование и предоставление потребительских кредитов.

В реализации инвестиционных программ должны найти себя и негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения.

Как было отмечено выше, в округе успешно реализуются намеченные программы социально - экономического развития, обновляется и модернизируется материально - техническая база существующих организаций и учреждений социальной сферы, расширяются их сеть и объем предоставляемых услуг.

Если несколько лет назад основные проблемы здесь сводились к острой нехватке производственных площадей, необходимого оборудования и материалов, то сегодня все большую значимость приобретает вопрос эффективного использования созданного потенциала, коренного улучшения качества работы во всех без исключения сферах, связанных с удовлетворением насущных потребностей людей, использование передовых методов и технологий - как в организации деятельности, так и в использовании полученного современного оборудования.

Огромные, не побоюсь этого слова, бюджетные средства, направляемые в развитие образования, культуры и других отраслей социальной сферы, должны работать с максимальной отдачей. Причем вопрос об эффективности этих вложений должен рассматриваться начиная с формирования заявок бюджетополучателей на финансирование. Здесь должны присутствовать и четкое, социально и экономически обоснованное определение целей, и оценка результатов, которые будут достигнуты в ходе осуществления намечаемых мероприятий.

К примеру, если мы говорим о развитии высшей школы на территории округа, то надо ориентироваться на подготовку тех категорий специалистов, которые будут востребованы не только сегодня, но и в будущем. Двигаясь перспективным путем в части формирования крупных научно- и культурно - образовательных центров, необходимо своевременно вносить предложения по устранению пробелов в федеральном законодательстве - иначе не избежать недоразумений, связанных с аттестацией комплексных учебно - воспитательных учреждений, например таких, как Центр искусств для одаренных детей Севера.

Важнейшим направлением в развитии образования остается компьютеризация и обучение пользованию Интернетом в учебных заведениях округа, в организацию этого процесса необходимо быстрее включать и вновь созданный Югорский научно - исследовательский институт информационных технологий - это позволит обеспечить комплексный и непрерывный характер такого обучения.

Качественных перемен мы вправе требовать и в деятельности учреждений здравоохранения округа. Уже имеющаяся база и техническая оснащенность предоставляют все возможности для широкого внедрения интенсивных методов лечения и профилактики заболеваний. Именно с этих позиций мы должны оценивать работу учреждений здравоохранения, именно здесь должен быть получен основной социальный и экономический эффект от их работы.

Всяческой поддержки заслуживает работа органов исполнительной власти, местного самоуправления по повышению культурного уровня жителей округа. Считаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы наряду с репутацией крупнейшего индустриального центра страны округ приобрел известность в качестве одного из центров культурной жизни.

Этому способствует проведение различных фестивалей российского и международного уровня, крупных спортивно - массовых мероприятий, создание театров в ряде муниципальных образований, постоянное участие наших творческих коллективов в конкурсах и иных мероприятиях за пределами округа.

Активного участия в формировании культурного и духовного облика жителей округа, особенно подрастающего поколения, мы ждем от ОТРК “Югра“. Не возражая в принципе против элементов развлекательности в ее программах, хотелось бы на телеканале “Югра“ видеть больше передач, посвященных жизни нашего края и его людей, поддерживающих добрые начинания и их инициаторов, помогающих каждому человеку формировать шкалу истинных жизненных ценностей, познавать мир в его различных проявлениях.

В целом развитие социальной сферы в округе можно оценивать положительно, однако оснований для благодушия у нас быть не может. Социальные беды России последних лет не обошли стороной и нас. Численность лиц с диагнозом “наркомания“ на территории округа возросла за год с 6628 до 8206 человек. На сегодня выявлено 3074 случая заражения ВИЧ - инфекцией, только за прошлый год добавилось 606 заболевших.

Не могу сказать, что внимание Правительства, органов местного самоуправления округа к этой проблеме ослаблено, однако предпринимаемых усилий, видимо, недостаточно.

Всеми доступными силами и средствами мы должны не только противостоять распространению наркомании, но и устранять причины, ее порождающие. Перекрытие каналов доставки наркотиков в округ, выявление наркоторговцев и пресечение их деятельности, усиление работы по пропаганде здорового образа жизни, объединение усилий властей, трудовых коллективов, общественных организаций - эти меры известны, все дело заключается в том, чтобы найти пути их эффективной реализации.

И здесь хочу высказать соображение принципиального характера: обустройство жизни людей на Югорской земле, на мой взгляд, должно все больше становиться делом не только окружных властей и органов местного самоуправления. На территории округа сегодня зарегистрировано около 30 тысяч предприятий, учреждений, организаций - крупных, средних и малых. И от того, насколько будет обустроена жизнь работников предприятий, как будут чувствовать себя их семьи, родные и близкие, зависит в конечном итоге успех деятельности самих предприятий.

Совершенно очевидно, что вопросы обустройства жизни людей в округе будут решаться намного быстрее и эффективнее, если это будет происходить в рамках социального партнерства - между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими структурами, общественными и политическими силами. Одним словом, общие заботы предлагаю решать общими усилиями.

Особо хочу выделить стратегические цели, достижению которых должна быть подчинена наша текущая деятельность.

Первое. Мы должны наращивать усилия по развитию экономики тех муниципальных образований, которые являются ныне дотационными, при этом не ослабляя внимания к тем территориям и предприятиям, которые сегодня являются базовыми. Нельзя согласиться с тем, что, располагая богатейшими природными ресурсами, необходимым трудовым потенциалом, половина муниципальных образований традиционно находится на дотации.

Считаю, что пришло время придать решению проблемы перехода муниципальных образований на бездотационный режим работы программно - целевой характер, т.е. наметить конкретные сроки, определить необходимые меры по развитию производительных сил, совершенствованию административно - территориального устройства данных территорий. Полагал бы правильным подключить к этой работе и научные силы.

Второе. Необходимо продолжать работу по дальнейшему развитию производственной инфраструктуры - формированию дорожной сети на территории округа с выходами за его пределы, современных и экономичных систем электро- и водогазотеплоснабжения предприятий, городов и населенных пунктов, созданию современных систем телекоммуникаций. Очевидно, что развитая, надежно функционирующая производственная инфраструктура - залог успешного развития экономики округа в целом.

Третье. В последнее время мы всерьез занялись подготовкой к промышленному освоению полезных ископаемых Приполярного Урала. Поэтому нельзя допустить отставания в подготовке к разработке промышленных запасов тех из них, в которых сегодня нуждается промышленность России или которые пользуются спросом на мировых рынках.

Понятно, что задача перевода запасов полезных ископаемых Приполярного Урала из категории прогнозных в промышленные и последующего ввода их в разработку приобретает особую актуальность. Иначе средства, вложенные в развитие инфраструктуры этой территории, будут фактически заморожены.

Четвертое. Имеющиеся интеллектуальные ресурсы, стремление молодежи к освоению новых высоких технологий дают нам возможность для развития этого направления деятельности в автономном округе. Всеобщая компьютеризация и интернетизация учреждений образования, создание Югорского НИИ информационных технологий являются конкретными шагами к освоению “новой“ специальности в экономике округа.

Уверен, что придет время, когда Ханты - Мансийский автономный округ будет известен не только как главная нефтяная кладовая страны, но и как центр развития высоких технологий.

Пятое. Северная природа очень чувствительна к внешним воздействиям и поэтому требует особого отношения к себе. К сожалению, техногенное воздействие последних десятилетий оказало на нее негативное влияние, и наша важнейшая задача - не допустить развития этих процессов, свести к минимуму воздействие человека на окружающую среду как в производственной, так и в бытовой сферах. Здесь должен быть использован весь арсенал средств, которыми располагают органы государственной власти, местного самоуправления, общественность.

Шестое. Настало время кардинально пересмотреть подходы к управлению развитием социальной сферы и рассматривать эту отрасль не как некую благотворительную деятельность, а как крупный народно - хозяйственный комплекс, своего рода социальное хозяйство, которое должно быть обустроено стратегически, программно, финансово, кадрово. Формироваться стратегия и тактика этого хозяйства должны “снизу“ - с уровня предприятий, учреждений, муниципальных структур. Мы должны создать такие условия, чтобы эти предприятия, во всяком случае многие из них (например, в жилищно - коммунальной сфере), работали на коммерческой основе - во всем мире это бизнес. И мы должны стремиться к тому, чтобы такого рода предприятия не были традиционно сложившимся продолжением окружной или муниципальной исполнительной власти, а значит и соответствующего бюджета.

Седьмое. Мне думается, более активно надо развивать, совершенствовать теоретико - методологическую и прикладную базы социальной политики, включать дисциплины по социальной политике и государственному управлению в образовательные стандарты подготовки государственных и муниципальных служащих. Мы обязаны воспитывать грамотных исполнителей, надежный кадровый резерв, иначе все, о чем говорилось выше, будет пустыми хлопотами.

Восьмое. На мой взгляд, очень важно изменить отношение работодателей к заработной плате. Это вопрос не только и, может быть, не столько региональных властей - этот вопрос надо решать принципиально и прежде всего на федеральном уровне. Я глубоко убежден, что необходимо резко повысить стимулирующую роль заработной платы на основе обеспечения ее надежной, понятной зависимостью размера зарплаты от квалификации и результативности труда персонала, и, конечно, финансово - экономических показателей предприятия. Это принципиально важно. На мой взгляд, по ряду направлений мы начинаем утрачивать эти важнейшие критерии при формировании заработной платы.

Девятое. И конечно же, чрезвычайно важно в ходе всей нашей работы предусматривать соответствующие мероприятия, сопровождающие изменения, происходящие в нашей жизни, облегчающие адаптацию людей к этим изменениям, поддерживающие их при возникновении сложностей переходного периода. Необходима психологическая поддержка проводимой социальной политики. Люди должны хорошо представлять, что делается в регионе и стране, и главное, зачем это делается. В этом случае процесс реформ будет идти значительно быстрее, целенаправленно, а самое главное - комплексно, осмысленно в отличие от прошлых лет. Любые реформы, которые предлагаются в стране и регионе, люди, как правило, опираясь на прошлый опыт, воспринимают негативно. Они считают, что любое изменение приведет только к одному - к ухудшению их положения. Поэтому мы должны продумать и обеспечить такую систему, которая гарантировала бы защиту интересов людей, и, безусловно, обеспечить это соответствующим сопровождением, в том числе и пропагандистского характера, которое доказало бы и убедило людей в том, что это делается для их блага. Таким образом, мы получим огромное количество не просто пассивно созерцающих, но активно участвующих во всех этих изменениях единомышленников.

Уважаемые депутаты и жители автономного округа!

В предлагаемом вашему вниманию Послании я постарался охарактеризовать социально - экономическую ситуацию в округе, оценить сделанное, определить проблемы, на решении которых необходимо сосредоточиться органам исполнительной власти автономного округа и местного самоуправления в году нынешнем и на перспективу.

Мне думается, что, объединив наши с вами усилия, поддержав Президента в его желании реализовать реформы, направленные на улучшение благосостояния населения, мы сможем обеспечить достижение всех целей, о которых я сегодня сказал вам.

Благодаря усилиям Президента России и его единомышленников в стране набирает силу процесс реформирования всех сторон жизни общества, и я вижу одной из своих главных задач органичное включение нашего округа в этот процесс во имя дальнейшего процветания Югорской земли и нашего государства.