Законы и бизнес в России

Распоряжение Администрации ХМАО от 02.08.1999 N 131-р (ред. от 01.07.2000) “О разработке экологической программы на 2001 - 2005 годы“ (вместе с “Классификатором природоохранных объектов и мероприятий“)

Утратил силу в связи с изданием распоряжения Правительства ХМАО от 18.08.2003 N 576-рп.

АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 августа 1999 г. N 131-р

О РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

НА 2001 - 2005 ГОДЫ

(в ред. распоряжения Президиума Правительства ХМАО

от 01.07.2000 N 217-рпп)

В связи с тем, что экологическая программа, принятая постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 23.05.96 N 97, практически по всем разделам выполнена, и также с необходимостью разработки новой программы оздоровления экологической обстановки в округе:

1. Утвердить состав рабочей группы по разработке экологической программы “Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе в 2001 - 2005 годах“ (приложение 1).

(в ред. распоряжения Президиума Правительства ХМАО от 01.07.2000 N 217-рпп)

2.
Рекомендовать администрациям городов и районов, Государственному комитету по охране окружающей среды округа совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и управления использованием отдельных видов природных ресурсов разработать районные и городские программы оздоровления экологической обстановки до 2005 года в соответствии с критериями и принципами, определяющими структуру экологической программы, планом составления экологической программы, формой перечня природоохранных мероприятий экологической программы Ханты-Мансийского автономного округа, классификатором природоохранных объектов и мероприятий (приложения 2, 3, 4, 5).

3. Разработанные и утвержденные программы районов и городов представить в отдел экологии Администрации автономного округа до 10.11.99.

4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства автономного округа Бобылева В.Т.

(в ред. распоряжения Президиума Правительства ХМАО от 01.07.2000 N 217-рпп)

Первый заместитель

Главы Администрации

автономного округа

В.Т.БОБЫЛЕВ

Приложение N 1

к распоряжению

Администрации

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 2 августа 1999 г. N 131-р

СОСТАВ

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ОКРУЖНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ “ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

В 2001 - 2005 ГОДЫ“

(в ред. распоряжения Президиума Правительства ХМАО

от 01.07.2000 N 217-рпп)

Бобылев В.Т. - заместитель Председателя Правительства

автономного округа, руководитель группы

Долингер В.А. - председатель Государственного комитета по

охране окружающей среды Ханты-Мансийского

автономного округа

Бобров В.Д. - начальник отдела экологии Администрации

автономного округа

Телегин В.А. - исполнительный директор экологического

фонда Ханты-Мансийского автономного округа

Ткаченко Г.А. - начальник отдела экономики и нормирования

природопользования Государственного

комитета по охране окружающей среды

Ханты-Мансийского автономного округа

Винокуров Г.П. - главный специалист отдела экологии

Администрации автономного округа

Першин А.П. - заведующий отделом регионального развития

Комитета по экономической политике

Хуршудов А.Г. - директор института природопользования, г.

Нижневартовск

Белов В.В. - председатель Комитета по земельным

ресурсам и землеустройству Ханты-

Мансийского автономного округа

Аксенов Н.В. - начальник Управления лесами Ханты-

Мансийского автономного округа

Сергеева Н.А. - председатель Комитета природных ресурсов

по Ханты-Мансийскому автономному округу

Приложение N 2

к распоряжению

Администрации

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 2 августа 1999 г. N 131-р

КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Критерием отбора той или иной приоритетной экологической проблемы является ее значение для округа, города, района.

При формировании экологической программы необходимо руководствоваться:

1. Требованиями максимального достижения целей программы за планируемый период.

2. Требованиями максимальной эффективности намечаемых действий:

а) улучшение показателей, характеризующих здоровье населения;

б) уменьшение или предотвращение экологического ущерба от загрязнения окружающей среды;

в) эффективность мероприятий по сохранению биоразнообразия или уменьшение негативного воздействия на природу.

I. Для осуществления действенного контроля, устранения двойного финансирования окружной бюджет и Окружной экофонд финансируют следующие разделы экологической программы:

1.1. Охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

1.2. Охрана и воспроизводство животного мира.

1.3. Охрана и воспроизводство лесов.

1.4. Охрана и рекультивация земель.

1.5. Развитие нормативно-правовой базы.

1.6. Особо охраняемые природные территории окружного значения.

1.7. Развитие экологического образования и воспитания.

1.8. Создание и ведение окружного реестра опасных отходов производства и потребления.

II. Совместное финансирование (Окружной экофонд + экофонды городов и районов):

2.1. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки, изыскания, исследования.

2.2. Создание и развитие сети экологического мониторинга.

2.3. Проекты, действие которых распространяется на территории, подведомственные нескольким комитетам по охране окружающей среды.

III. Финансирование из экофондов городов и районов:

3.1. Полигоны по утилизации твердых бытовых отходов.

3.2. Канализационно-очистные сооружения.

3.3. Объекты экологического назначения в населенных пунктах.

3.4. Особо охраняемые природные территории местного значения.

Примечание. При разработке программы по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа необходимо учесть все ранее принятые федеральные, окружные отраслевые программы.

Приложение N 3

к распоряжению

Администрации

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 2 августа 1999 г. N 131-р

ПЛАН

СОСТАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

РАЙОНА, ГОРОДА, ОКРУГА НА 2001 - 2005 ГОДЫ

(в ред. распоряжения Президиума Правительства
ХМАО

от 01.07.2000 N 217-рпп)

I. Анализ состояния окружающей природной среды.

1.1. Основные экологические проблемы:

а) атмосферный воздух;

б) водные ресурсы;

в) почвы и земельные ресурсы;

г) использование недр и минеральных ресурсов;

д) интегральная оценка экологических проблем по средам (для округа - по регионам и средам).

II. Приоритетные направления решения экологических проблем.

2.1. Совершенствование управления природопользованием и охраной окружающей среды:

а) экономический и финансовый механизм;

б) государственная экологическая экспертиза;

в) оценка воздействия на окружающую среду;

г) государственный экологический контроль;

д) экологический мониторинг.

2.2. Развитие экологического образования и воспитания:

а) реализация программы ВНЭОН;

б) создание системы экологического просвещения населения;

в) развитие научно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения;

г) формирование нормативного правового обеспечения экологического образования и просвещения;

д) проведение семинаров, совещаний, конференций, повышение квалификации работников природоохранных служб.

2.3. Развитие нормативно-правовой базы:

а) разработка методик, рекомендаций, правовых и нормативных актов;

б) разработка и принятие законов Ханты-Мансийского автономного округа;

в) разработка и принятие постановлений Губернатора автономного округа.

2.4. Охрана и воспроизводство рыбных ресурсов:

а) укрепление МТБ инспекций рыбоохраны;

б) реализация программы воспроизводства ценных видов рыб Обь-Иртышского бассейна.

2.5. Охрана и воспроизводство животного мира:

а) укрепление МТБ инспекций охотнадзора;

б) реализация Программы охраны и воспроизводства животного мира;

в) укрепление МТБ государственных заповедников, расположенных в округе;

г) создание и финансирование особо охраняемых территорий в округе в соответствии с утвержденной концепцией.

2.6. Охрана и воспроизводство лесных ресурсов.

2.7. Охрана и рекультивация земель.

2.8. Развитие сети экологического мониторинга в округе:

а) развитие и совершенствование окружного центра экологического мониторинга;

б) финансирование разработок и создания приборов для целей экологического контроля и мониторинга;

в) финансирование мониторинга лесных систем, водных ресурсов, воздушного бассейна, радиационной обстановки, метеонаблюдений и прогноза.

III. Экономический и финансовый механизмы реализации экологической программы.

3.1. Механизмы финансирования:

а) дотации;

б) займы, кредиты;

в) субсидирование процентных ставок по кредитам;

г) гарантирование экологических кредитов;

д) долевое финансирование
экологических проектов.

3.2. Корректировка платежей.

IV. Исполнители и календарный план реализации экологической программы.

4.1. Предприятия - пользователи природных ресурсов, загрязнители.

4.2. Бюджеты городов, районов, округа.

4.3. Бюджеты экофондов разных уровней.

4.4. Общественные и международные организации.

V. Порядок отчетности и контроля за выполнением экологической программы Ханты-Мансийского автономного округа, города или района.

Приложение N 4

к распоряжению

Администрации

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 2 августа 1999 г. N 131-р

(в ред. распоряжения Президиума Правительства ХМАО

от 01.07.2000 N 217-рпп)

ФОРМА

ПЕРЕЧНЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

----T------------T-----T---------T-----T------T-------T----------¬

¦N ¦Наименование¦Сроки¦Исполни- ¦Сумма¦Источ-¦% к ¦Ожидаемые ¦

¦п/п¦окружной ¦реа- ¦тели ¦(тыс.¦ник ¦расход-¦конечные ¦

¦ ¦целевой ¦лиза-¦ ¦руб.)¦финан-¦ной ¦результаты¦

¦ ¦программы ¦ции ¦ ¦ ¦сиро- ¦части ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания ¦эко- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фонда ¦ ¦

+---+------------+-----+---------+-----+------+-------+----------+

¦1 ¦Охрана и
¦Еже- ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воспроизвод-¦годно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ство рыбных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦запасов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------+-----+---------+-----+------+-------+----------+

¦ ¦1.1. Укреп- ¦ ¦Окружная ¦ ¦ ¦ ¦Улучшение ¦

¦ ¦ление МТБ ¦ ¦инспекция¦ ¦ ¦ ¦борьбы с ¦

¦ ¦рыбоинспек- ¦ ¦по
охране¦ ¦ ¦ ¦браконье- ¦

¦ ¦ций ¦ ¦и вос- ¦ ¦ ¦ ¦рами ¦

¦ ¦ ¦ ¦производ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦рыбных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦запасов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦регулиро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ванию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦рыболов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------+-----+---------+-----+------+-------+----------+

¦ ¦1.2. Вос- ¦ ¦Сибрыб- ¦ ¦ ¦ ¦Увеличение¦

¦ ¦производство¦ ¦НИИ- ¦ ¦ ¦ ¦стада ¦

¦ ¦ценных видов¦ ¦проект, ¦ ¦ ¦ ¦осетровых ¦

¦ ¦рыб ¦ ¦предприя-¦ ¦ ¦ ¦и сиговых ¦

¦ ¦ ¦ ¦тия ¦ ¦ ¦ ¦рыб ¦

¦ ¦ ¦ ¦рыбной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦промыш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------+-----+---------+-----+------+-------+----------+

¦2 ¦Развитие ¦2001 ¦Экологи- ¦ ¦ ¦ ¦Упорядоче-¦

¦ ¦нормативно- ¦год ¦ческий ¦ ¦ ¦ ¦ние дея- ¦

¦ ¦правовой ¦ ¦фонд ¦ ¦ ¦ ¦тельности ¦

¦ ¦базы. ¦ ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦экологи- ¦

¦ ¦Законы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фондов ¦

+---+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------+

¦ ¦2.1. Об эко-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦логических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦фондах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+------------+-----+---------+-----+------+-------+-----------

Приложение N 5

к распоряжению

Администрации

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 2 августа 1999 г. N 131-р

КЛАССИФИКАТОР

ПРИРОДООХРАННЫХ ОБЪЕКТОВ И МЕРОПРИЯТИЙ

1. Общие положения

В соответствии с существующим природоохранным законодательством предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды, обязаны осуществлять строительство природоохранных объектов, проводить согласованные с комитетами по охране окружающей среды и администрациями муниципальных образований мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды от загрязнения.

В период проведения природопользователями природоохранных мероприятий Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа может производиться корректировка размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды по согласованию с органами по охране окружающей среды в пределах программы природоохранных мероприятий на текущий год.

Классификатор определяет перечень относящихся к природоохранным объектов и мероприятий по природным средам.

2. Охрана водных ресурсов

2.1. Водоохранные объекты.

2.1.1. Станции (комплексы сооружений) для биологической, физико-химической и механической очистки производственных и коммунальных сточных вод до категории нормативно очищенных.

2.1.2. Локальные сооружения (отстойники, усреднители, аэротенки и т.д.), предназначенные для первичной обработки сточных вод перед сбросом их в сеть канализации.

2.1.3. Системы оборотного водоснабжения, включая очистные установки, обеспечивающие очистку оборотной или повторно используемой воды перед очередным циклом ее использования.

2.1.4. Опытные установки и цеха, связанные с разработкой методов очистки сточных вод.

2.1.5. Системы последовательного и повторного использования воды, в том числе поступающей от других предприятий.

2.1.6. Сооружения и установки по доочистке сточных вод, включая земледельческие поля орошения.

2.1.7. Установки и сооружения для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производительных отходов и кубовых остатков.

2.1.8. Отдельные сооружения первичной стадии очистки сточных вод (нефтеловушки, жироловки, станции нейтрализации, флотационные установки, установки обезвреживания шламов).

2.1.9. Канализационные сети в городах и населенных пунктах.

2.1.10. Ливневая сеть канализации.

2.1.11. Береговые сооружения для приемки с судов хозяйственно-бытовых сточных вод и мусора для утилизации, складирования и очистки.

2.1.12. Береговые и плавучие станции очистки балластных и подсланевых вод.

2.2. Водоохранные мероприятия.

2.2.1. Строительство, реконструкция, технологическое перевооружение, повышение эффективности работы очистных сооружений, улучшение их технического состояния и эксплуатации.

2.2.2. Внедрение малоотходных и безотходных технологий.

2.2.3. Приобретение установок, оборудования и технического флота по сбору нефти, мусора, других отходов и загрязняющих веществ с акваторий рек, водоемов.

2.2.4. Сбор и утилизация металлолома (остатков затонувших судов и других металлоконструкций).

2.2.5. Подъем затонувшей древесины и ликвидация последствий засорения рек в результате лесосплава.

2.2.6. Оснащение и дооборудование судов сооружениями по очистке хозфекальных сточных вод, по предотвращению загрязнения водоемов с судов.

2.2.7. Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом качества и объемов сброса сточных вод.

3. Охрана атмосферного воздуха

3.1. Воздухоохранные объекты.

3.1.1. Опытные установки, связанные с разработкой методов очистки отходящих газов.

3.1.2. Газопылеулавливающие установки и устройства, предназначенные для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и от вентсистем перед выбросом их в атмосферу, причем только в случае, когда эти установки имеют чисто санитарное, а не производственное значение, то есть не служат для получения плановой продукции.

3.1.3. Установки (производства для утилизации веществ из отходящих газов).

3.1.4. Контрольно-регулировочные пункты по проверке и снижению токсичности отработанных газов автомобильного и железнодорожного транспорта.

3.2. Воздухоохранные мероприятия.

3.2.1. Реконструкция, техническое перевооружение, ремонт, повышение эффективности работы действующих очистных сооружений, улучшение их состояния и эксплуатации.

3.2.2. Внедрение малоотходных и безотходных технологий, позволяющих снизить объем выбросов загрязняющих веществ.

3.2.3. Использование малотоксичных видов топлива и присадок, снижающих токсичность топлива.

3.2.4. Очистка сырья и топлива от вредных примесей.

3.2.5. Замена прерывистых производственных процессов непрерывными.

3.2.6. Осуществление мероприятий по извлечению полезных веществ из загрязненного воздуха и отработанных газов с их последующей утилизацией.

3.2.7. Осуществление мероприятий по предотвращению и пресечению загрязнения воздуха при захоронении отходов производства и потребления.

3.2.8. Приобретение оборудования и приборов для осуществления контроля за состоянием качества атмосферного воздуха.

4. Охрана земель

4.1. Объекты по охране земель.

4.1.1. Земельные площади всех землепользователей округа.

4.1.2. Земельные площади речных долин и прибрежных полос, острова, полуострова, отмели, болота и т.д.

4.1.3. Сельскохозяйственные угодья.

4.1.4. Площади земель, отводимых и отведенных под карьеры, свалки, полигоны.

4.1.5. Почвенный покров округа.

4.2. Мероприятия по охране земель.

4.2.1. Рекультивация земель на отработанных до 1991 года площадях.

4.2.2. Мониторинг загрязнения химическими веществами, нефтепродуктами, различными выбросами и сбросами, минеральными удобрениями и пестицидами, отходами животноводческого производства, радиационного загрязнения, наличия солей тяжелых металлов и т.д.

5. Утилизация отходов

5.1. Объекты утилизации отходов.

5.1.1. Установки и сооружения для сбора, транспортировки, переработки, хранения и ликвидации жидких и твердых производственных и бытовых отходов.

5.1.2. Установки по утилизации загрязняющих веществ.

5.1.3. Установки и цеха для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

5.1.4. Полигоны по обезвреживанию вредных промышленных отходов.

5.2. Мероприятия по утилизации отходов.

5.2.1. Оборудование полигонов и других объектов по утилизации отходов.

5.2.2. Ликвидация неорганизованных свалок и захоронений отходов.

5.2.3. Развитие производства и внедрение технологий по переработке отходов.

5.2.4. Внедрение установок для механической очистки буровых сточных вод.

6. Научно-исследовательские работы

6.1. Разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве.

6.2. Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.

6.3. Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.

6.4. Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков.

6.5. Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природоохранных объектов от негативного воздействия.

7. Подготовка кадров

7.1. Работа по экологическому образованию кадров.